Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обычаи войны. 
Социальная и культурная антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для исполнения всего нужного по отношению к богам у римлян издревле существовали жрецы и особые их коллегии: «Марсов возжигатель», «скакуны», «куриальные возжигатели», «возжигатель Юпитера», авгуры, понтифики и фециалы. Задачами жреческих коллегий было поддержание общего богослужебного порядка, изучение способов, как лучше всего сноситься с богами, понимать их волю и знамения. Понтифики… Читать ещё >

Обычаи войны. Социальная и культурная антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важное место в предметной области военной антропологии занимают обычаи и законы войны. Обычай понимается культурологами как «исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемый по установленному поводу в определенное время и в определенном месте»[1]. Обычай имеет неразрывную связь с культурой, более того, его можно рассматривать как важнейшую ее часть. Обычай, как и культура вообще, участвует в регулировании взаимоотношений членов общества, некоторые обычаи закрепляются властными органами и принимают форму законов. Обычаи отличаются относительным постоянством, но и они изменяются. По мнению американского антрополога Эдварда Сепира (1884—1939): «Дольше всех живут обычаи, которые соответствуют фундаментальным человеческим потребностям. В примитивных обществах обычаи бывают прочнее и стабильнее, чем в современных; в сельских районах современного мира они консервативнее, чем в городе. Но все же в целом сила обычаев постепенно уменьшается»[2].

Обычаи в военной сфере наследуют многие из этих признаков: они неразрывно связаны с культурой общества, точнее, с ее военными аспектами; обычаи выступают как ограничительный фактор, участвуя в регулировании поведения людей в такой специфической области, как война; некоторые из них, получив закрепление в национальном и международном праве, становятся законами. Понятие «обычаи и законы войны» с давних пор применяется в международном праве. Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) призывал в своих выступлениях строже всего «соблюдать право войны» и «не совершать противозаконий»[3].

В данном параграфе мы рассмотрим обычаи войны Древнего Рима. Такой выбор обусловлен тем, что более чем тысячелетняя история этого государства неразрывно связана с многочисленными войнами; в Древнем Риме была создана самая совершенная для того времени военная система, перед которой не могли устоять большинство средиземноморских, западноевропейских и ближневосточных обществ. Благодаря военным завоеваниям Риму удалось создать огромную империю, простиравшуюся от Британии до Египта и от Армении до Испании включительно. В Древнем Риме сформировались обычаи войны, ставшие одним из существенных элементов его общей культуры и получившие распространение и развитие в последующей европейской военной истории.

Обычаи войны Древнего Рима можно разделить на несколько видов, основными из которых являются следующие: 1) обычаи, связанные с поклонением богам; 2) обычаи объявления войны; 3) обычаи взятия вражеских городов; 4) обычаи обращения с пленными.

Обычаи, связанные с поклонением богам, были для Древнего Рима одним из важнейших факторов, который существенно влиял на отношение граждан к войне. Среди римлян существовало представление о том, что боги поддерживают и одобряют войны и завоевания Рима и что его могущество объясняется особым расположением богов. В Древнем Риме отмечались земледельческие, винодельческие и пастушеские праздники, но на первом месте были праздники Юпитера и Марса. По свидетельству немецкого историка Теодора Моммзена (1817—1903), первое место в древнейшей сфере римских богов «занимали боги Юпитер и Марс, равно как двойник этого последнего — Квирин. Юпитеру посвящены все дни полнолуния (:idus), сверх того, все праздники вина и многие другие… Марсу принадлежали первый день нового года, 1 марта, и главным образом, большое военное торжество, происходившее в течение этого месяца, названного по имени самого бога»[4].

Своего главного бога римляне именовали Юпитером Всеблагим Величайшим. Юпитер олицетворял гений римского народа, он выступал как покровитель Римского государства, как бог римской мощи, побед и славы. Юпитером клялись римские послы при заключении договоров о мире и дружбе с другими народами, к Юпитеру обращались представители жреческой коллегии фециалов при объявлении войн. Верховному божеству посвящались важнейшие ритуалы, совершавшиеся римскими полководцами, отправлявшимися на войну. Марса древние римляне представляли себе как «смертоубийственного бога», как «мечущего копья охранителя стад», как «божественного бойца за граждан, низвергающего их врагов»[5].

Для исполнения всего нужного по отношению к богам у римлян издревле существовали жрецы и особые их коллегии: «Марсов возжигатель», «скакуны», «куриальные возжигатели», «возжигатель Юпитера», авгуры, понтифики и фециалы. Задачами жреческих коллегий было поддержание общего богослужебного порядка, изучение способов, как лучше всего сноситься с богами, понимать их волю и знамения. Понтифики осуществляли высший надзор за богослужениями в Риме, составляли государственный календарь, определяли надлежащие дни для обращения к богам и проведения народных собраний. Авгуры, называвшиеся птицегадателями, выясняли и толковали волю богов, но полету птиц. Задачей гарусников было предсказание будущего по внутренностям жертвенных животных. Любое политическое или военное решение предварялось проведением гаданий, которые толковались авгурами и гаруспиками. Представители этих жреческих коллегий обязательно находились в свите полководца в каждом военном лагере. Только при благоприятном исходе гаданий считалось возможным начать военный поход или вступить в битву. Чтобы привлечь богов на свою сторону, римские полководцы перед походом или непосредственно во время битвы часто давали обеты посвятить тому или иному божеству дары или построить в случае победы храм. По обетам римских полководцев в Риме еще до второй Пунической войны (218—201 гг. до н.э.) было построено около 40 храмов[6].

С поклонением богам в Древнем Риме были связаны сезонные военные праздники, проводимые ежегодно в марте и в октябре. Большинство военных праздников посвящалось Марсу, бывшему для римлян, прежде всего, богом войны. Для служения Марсу была создана специальная жреческая коллегия, именуемая коллегией салиев. Ее появление связано с легендой о медном щите, явившемся с неба для спасения города во время моровой язвы. Римский царь Нума Помпилий (753—673 гг. до н.э.), получивший согласно легенде этот священный щит, приказал выковать еще 11 щитов, идентичных упавшему с неба, чтобы спрятать среди них настоящий щит и тем самым уберечь его от опасности похищения. Хранителями и стражами щитов царь назначил жрецов-салиев[7].

Сакральные действия салиев состояли из торжественных шествий членов этой коллегии, совершаемых в боевых доспехах с исполнением военных плясок и песен в честь Марса. В ходе церемонии салии исполняли специальные прыжки и повороты, сопровождавшиеся ударами небольшими мечами в священные щиты. Первое шествие, проходившее 1 марта, заключалось в обходе Рима по периметру древнейшей священной границы с посещением алтарей Геркулеса, Януса и других древнейших родоплеменных богов. В течение марта отмечались и другие военные праздники: день ковки священных щитов, день освящения военных труб и др. Считается, что праздничные шествия салиев символизировали пробуждение военных сил римской общины и ее подготовку к ежегодной военной кампании. Движение священных щитов рассматривалось как знак выхода Рима на тропу войны. Мартовские праздники и церемонии означали также своеобразный обряд перехода, в ходе которого призванные в войско римские граждане превращались в воинов и поступали в подчинение к военачальникам[8].

В культе Марса большое значение придавалось обрядам очищения, совершаемым в конце военной кампании. 19 октября происходила сакральная церемония очищения вернувшегося из похода войска и его оружия от крови и скверны убийства и превращение воинов в мирных граждан. Предполагается, что очистительную роль по отношению к солдатам выполняли также триумфальные арки, сооружавшиеся в честь победоносных полководцев и их войск. Проходя иод аркой, воины не только получали общественное признание, но и очищали себя от следов убийств и жестокостей, совершенных на войне[9].

В честь бога войны Марса в Древнем Риме было названо Марсово поле, на котором собиралось римское войско. Географически оно располагалось за пределами городской черты, так как согласно римским законам войско не могло находиться в самом городе. На Марсовом поле формировались римские легионы, устраивались военные смотры; воины давали присягу, становясь из обычных граждан членами воинских подразделений и переходя в полное подчинение полководцев.

С введением христианства в качестве государственной официальной религии в IV в. в Римской империи в системе религиозных обычаев стали происходить существенные изменения. Несмотря на то что значительная часть населения продолжала верить в языческих богов и поклоняться им, постепенно все более утверждались христианские ценности и христианские обычаи[10].

  • [1] Ерасов Б. С. Обычай // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 328.
  • [2] Сепир Э. Набранные труды по языкознанию и культурологии: пер. с англ. М.: Прогресс; Универе, 1993. С. 574—581.
  • [3] Цицерон М. Т. Моральные размышления о старости, о дружбе, об обязанностях: пер. с лат. М.: РИПОЛ классик, 2010. С. 259−260.
  • [4] Моммзен Т. История Рима. М.: ACT; Астрель, 2011. С. 45.
  • [5] Там же. С. 47.
  • [6] Махлаюк А. В. Римские войны. Под знаменем Марса. М.: Центрполиграф, 2010. С. 49.
  • [7] Токмаков В. Н. Коллегия салиев // Жреческие коллегии в Раннем Риме: К вопросуо становлении римского сакрального и публичного права. М.: Наука, 2001. С. 183.
  • [8] Там же. С. 193−194.
  • [9] Махлаюк А. В. Указ. соч. С. 56.
  • [10] Кузищии В. И., Гвоздева И. А. История Древнего Рима. М.: Академия, 2010. С. 314—315.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой