Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инструментальные концерты Александра Арутюняна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует множество публикации о творчестве Александра Арутюняна: среди них многочисленные статьи в журналах, Беседы современников о его творчестве, стилистике и эпохе, аналитические очерки, посвященные отдельным произведениям, а также собственные воспоминания композитора. Среди перечисленных есть немало овстоятельных и значительных трудов как с точки зрения научного осознания особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концерт для флейты, струнных, арфы и колоколь чиков
  • Глава II. Концерт для гобоя и малого симфонического оркестра
  • Глава III. Концерт для трупы и симфонического оркестра
  • Глава IV. Концерт для тромвона и симфонического оркестра
  • Глава V. Концерт для тувы и симфони ческого оркестра
  • Глава VI. Концертино для фортепиано и симфонического оркестра
  • Глава VII. Концерт для скрипки и струнного оркестра

Инструментальные концерты Александра Арутюняна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнительно недавно армянская профессиональная музыка, выйдя за пределы христианских храмов, где она преБЫва^а-почта полтора тысячелетия и накопила огромный опыт {/ монодической культуры, стала стремительно осваивать традиции европейских жанров, прежде ей неведомых, и заполнила многочисленные художественные «ниши» сценических мистерий, связанных с камерными, симфоническимирлерными и иными, уже освоенными в Европе, J формами музыкального творчества.

Целая плеяда Блистательных композиторов Буквально за несколько десятилетий воздвигла новое здание национальной музыкальной культуры, охватив практически все существующие музыкальные жанры.

В этом ряду выдающихся подвижников творчество Александра Арутюняна заняло одно из ключевых мест не только в цепи исторических событий, но и с позиции значимости его «произведений, подавляющее большинство которых стало художественным эталоном в J масштабах всей национальной композиторской школы Армении.

Широта жанрового охвата в творчестве Александра Арупоняна Беспрецедентна. Наряду с монументальными произведениями — симфониями, концертами, кантатами, оперой — перу композитора принадлежит огромное число сонатных циклов, вокальных и инструментальных сочинений, фортепианных сюит и пьес, хоровых полотен. А главное, все Без исключения созданные композитором сочинения овладают качеством предельного художественного 1 совершенства, чем, совственно, и объясняется их многолетняя востреБОванность: со сцен многих стран мира звучала и звучит музыка Арутюняна.

Одним из самых замечательных свойств этой музыки является устремленность к возвышенным духовным идеалам, к той авсолютной форме музыкального самовыражения, | которая, став достоянием овщества, становится также определенным художественным и ! нравственным ориентиром.

С другой стороны, простота и доступность восприятия его музыки достигается отнюдь не элементарностью технологического воплощения. Овразная рельефность, стереоскопичность музыкальных картин с их почти зримой многомерностью реализуется с помощью тончайших композиционных приемов, порой весьма своеобразных и новаторских. Изящный, типично армянский мелодизм в своей драматургической целостности воплощается в Безупречной художественной форме, в которой нет ничего лишнего, и всегда присутствует концептуальная символическая исчерпанность выражаемой идеи.

Существует множество публикации о творчестве Александра Арутюняна: среди них многочисленные статьи в журналах, Беседы современников о его творчестве, стилистике и эпохе, аналитические очерки, посвященные отдельным произведениям, а также собственные воспоминания композитора. Среди перечисленных есть немало овстоятельных и значительных трудов как с точки зрения научного осознания особенностей композиционной стилистики, так и в аспекте исторического значения его наследия в масштабах национальной культуры. Автору же данной равоты представляется необходимым исследовать сам процесс того, как мастер находит абсолютно точное решение в реализации овраза, какое избирает средство выразительности в каждом из эпизодов, как компанует форму, находя в ней алгоритм соответствия частного и целого, наконец, как ему удается придать музыкальному потоку графическую пластику, регулируя его течение динамическими сгущениями и разрежениями ткани и добиваясь предельного совершенства пропорций. Более того, детальный анализ музыкального текста, предполагающий «композиторский» эстетико-технологический ракурс исследования, в котором акценты смещены в сторону поиска адекватности между композиционным приемом и вложенным в него художественным смыслом, может стать поводом для изыскания новых методов музыкальной аналитики, соответствующих солее глубокому осмыслению феномена композиторского творчества1.

В целом наследие Александра Арутюняна чрезвычайно велико, и автор этого исследования предпочел ограничиться изучением самых ярких произведений концертного жанра, имеющих эпохальное,^ значение как в творчестве композитора, так и в истории армянского инструментального концерта. В рамках данного аналитического исследования представлены только самые важные и необычные находки в избранной области.

Александр Арутюнян, вне сомнения, композитор концертный, творец-тривун, его музыка — это почти всегда речь оракула, декларативно-утвердительная и прямая, ясно изложенная, даже в тех случаях, когда она побуждает слушателя к поиску ответов на поставленные вопросы о сущности явлений. Скорее всего эта творческая позиция и послужила причиной создания довольно большого числа концертов, охвативших практически весь известный нам академический инструментарий. Давы нагляднее продемонстрировать широту и мощь инструментально-концертного размаха композитора, автор исследования, посвятив каждому из рассматриваемых концертов отдельную главу, расположил их соответственно I порядку расположения инструментов в партитуре. Первые две главы посвящены концертам для ' деревянных духовых: для флейты и струнного оркестра и для говоя с малым симфоническим составом. Следующие три главы представляют концерты для медных духовых: для трувы,.

1 В работе применены принципы целостного анализа, сформулированные в трудах В. А. Цуккермана и Л. А. Мазеля. Воспользовавшись ими, автор диссертации тем не менее несколько изменил ракурс рассмотрения и выполнил аналитическую часть работы, ориентируясь на собственный композиторский опыт. Иными словами, п дополнение к губинному анализу были присовокуплены вопросы выбора средств выразительности для реализации образности конкретною фрагмента, а также выявление логики причинно-следственных связей в композиционных моделях всех уровней. тромвона и тупы с большими симфоническими составами. Затем, как и следовало по партитуре, рассматривается Концертино для фортепиано и оркестра, замыкается же цикл Концертом дня скрипки и струнного оркестра.

Некоторые из этих произведений стали неизменным украшением концертов на многих сценах мира и уже не одно десятилетие вызывают восторг пувлики. Следует заметить, что модель композиционного мышления при создании инструментального концерта всегда предполагает как бы ОБратное движение в логике организации ткани: не от музыкальной идеи к ее техническому воплощению, как это Бывает в чисто оркестровой музыке, а наоворот: < композитор сначала изыскивает инструментальные «изюминки», присущие конкретному концертному инструменту-лидеру, и лишь затем формирует идеальный ряд полотна. Только при таком порядке композиционного выстраивания формы возможна та концертная яркость, которая является определяющей для жанра.

Конечно, при сопоставлении индивидуальных инструментальных свойств концертного «лидера» с концептуальными задачами,^мастер всегда находит систему взаимодействия между технологической атриьугакой и художественным смыслом. В этом сложном процессе очень важной является провлема архитектонического размещения линии солиста в пространстве концерта, что в первую очередь связано с нагрузками, которые спосовен выдержать инструмент. Например, в Концерте для труБЫ с оркестром Александр Арутюнян выстроил сольную партию из кратких, не волее чем в два с половиной такта, фраз, поскольку большой расход воздуха при исполнении не позволяет играть дольше. Это же, в свою очередь, определило и овщую систему фразеологической дроыюсти концерта. Во флейтовом же концерте все с точностью до «наокорот».

В целом диссертация посвящена выявлению осовенностей инструментально-концертаой стилистики Александра Арупоняна.

Несмотря на огромную значимость личности А. Арупоняна для музыкального искусства Армении и неизменный исполнительский интерес к его сочинениям во всем мире, приходится констатировать, что в изучении его обширного творчества еще немало «белых пятен». Среди множества публикаций о композиторе чрезвычайно мало крупных теоретико-аналитических исследований. Что же касается инструментальных концертов композитора, то за исключением Концерта для трубы и Концертино для фортепиано остальные произведения Арутюняна в этом жанре практически остались вне поля зрения исследователей.

Особо следует упомянуть изданную в 1962 г. небольшую по объему монографию И. Еолян1, в которой на тот период времени творческий портрет Арутюняна представлен достаточно обстоятельно. Из четырех лаконичных глав книги первая (Годы юности.

1 Еолян И. Р. Александр Арутюнян. М.: «Советский композитор», 1962.

Формирование творческого облика) носит историко-биографический характер. В заключительной главе в виде краткого обобщения выведены некоторые особенности творчества композитора. Собственно аналитические вторая и третья главы посвящены соответственно вокально-инструментальным и симфоническим, в том числе и эстрадным, сочинениям Арутюняна. Из инструментальных концертов в книге представлены только Концерт для трубы с оркестром и Концертино для фортепиано с оркестром, изданные до 1962 г. Особо подчеркнуты национально-интонационные истоки музыки композитора, а также опора на классические нормы формообразования. Автор также отмечает компактность симфонических полотен Арутюняна, находя в них некоторую драматургическую «недосказанность». Однако в целом аналитическая составляющая данного исследования больше имеет образно-эстетическую направленность, не предполагающую технологически углубленного разбора музыкальной ткани партитур композитора.

Среди других музыковедческих работ, в которых в том или ином объеме освещается творчество А. Арутюняна, необходимо отметить следующие (в хронологическом порядке): А. Гилина. Кантаты «Родина» и «Армения» (Ер., «Советакан граканутюн ев арвест», 1949, № 2) — С. Коптев. Симфония А. Арутюняна («Советская музыка», 1958, № 4) — С. Коптев. Александр Арутюнян (Ер., «Айпетрат», 1962) — Ш. Апоян. Фортепианная музыка Советской Армении (Ер., «Айастан», 1968) — Г. Тигранов. Певец правды, любви и свободы («Советская музыка», 1970, № 1) — М. Берко. Александр Арутюнян («Культура и жизнь», 1971, № 4) — Г. Тигранов. Армянский музыкальный театр. Том 3 (Ер., «Армгосиздат», 1975) — М. Рухкян. Армянская симфония. Исследовательские очерки (Ер., и-во АНАрмССР, 1980) — Р. Степанян. Неутомимый, энергичный, яркий художник («Советская музыка», 1980, № 12) — С. Саркисян. Вопросы современной армянской музыки/ 60-е годы/(Ер., «Советакан грох», 1983) — М. Арутюнян, А. Барсамян. История армянской музыки: с древнейшего периода до наших дней (Ер., 1996) — М. Рухкян. Наследник и творец традиций («Музыкальная академия», 2001, № 2) — Ж. Зурабян. Интонационные истоки и национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке/1950;60 гг./ (Ер., «Комитас», 2002).

В 2006 г. список работ о творчестве А. Арутюняна пополнился аналитической монографией автора данной диссертации1. В книге, состоящей из одиннадцати глав и обширного нотно-иллюстративного материала, объем исследования значительно шире: охвачены практически все музыкальные жанры, в которых работает композитор.

Кокжаев М. А. Александр Арутюнян. Особенности композиторского стиля. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006 — 472 с.

1. Апоян Ш. А., Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван, «Айастан», 1968, с. 142−149.

2. Арупонян А. Г., Воспоминания (сост. А. Будагян). М.: «Советский композитор», 1962.

3. Арупонян М. Г., Барсамян А. А., История армянской музыки с древнейшего периода до наших дней: Учевное пососие. Ереван, «Нор дпроц», 1996, с. 319−322 (на арм. яз.).

4. Асафьев Б. В.,. Критические статьи, очерки, рецензии. М-Л.: «Музыка», 1967, 300 с.

5. АсафьевБ.В., Музыкальная форма как процесс, кн. 1−2. Л.: «Музыка», 1971, 376 с.

6. Армянские композиторы (сост. Атаян РА.). Ереван, «Арммузгиз», 1956, с. 157−161.

7. Атаян Р. А.Современный музыкальный язык в произведениях советских армянских композиторов. В сб.: Музыка и современность. М.: «Музыка», 1962, с. 371−398.

8. Барсова И. А., Опыт этимологического анализа. «Советская музыка», 1985, № 9.

9. Берко М. А., Александр Арупонян. «Советакан арвест», Ереван, 1988, № 8, с. 14−27 (на арм. яз.).

10. БеркоМ.А., Александр Арупонян. «Культура и жизнь», 91, Ш, с. 41−42.И. Беседы И. Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. М.: «Тантра», 1995,206 с.

11. Варунц В. П., Музыкальный неоклассицизм. Исторические очерки. М.: «Музыка», 1988, 80 с.

12. Геодакян Г. Ш., Два творческих портрета: А. Арупонян, Л.Сарьян. «Советакан арвест», Ереван, 1971, Ш, с. 33−37 (на арм. яз.).

13. Гилнна Е. И., Кантаты «Родина» и «Армения» А. Арутюняна. «Советакан граканупон ев арвест», Ереван, 1949, № 2, с. 113−118 (на арм. яз.).

14. Даннлевнч JI.B., Симфонизм как музыкальная драматургия. В кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, вып. 2. М., 1955.

15. Джагацнанян К. А., С душевной болью и надеждой (весела с композитором А. Арупоняном). «Еражштакан Айастан», Ереван, 2003, М-2, с. 25 (на арм. яз.).

16. ЕолянИ.Р., Александр Арупонян. М.: «Советский композитор», 1962,108 с.

17. ЕолянИ.Р., Сказ о земле армянской. «Советская музыка», 1961, № 11, с. 23−26.9.3енфас Н.М., Concerto grosso в музыке Барокко. В сб.: Провлемы музыкальнойнауки, вып. 3, М., 1975.

18. Зуравян Ж. П., Интонационные истоки и национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке 1950;1960гг. Ереван, «Комитас», 2002, с. 44−47, 78−84.

19. Кокжаев М. А., Александр Арутюнян: осовенносга композиторского сталя. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006,472 с.

20. Кокжаев МЛ., Восток-Запад: различие в восприятии и восприятие различий сущности музыкальной ткани (Тезисы докладов II международного музыкального симпозиума «Восток-Запад: диалоги в Армении»). Ереван, 2001.

21. Кокжаев М. А., Моделирование интонационных и ритмических особенностей фольклора как тенденция к художественному совершенству (Материалы международной конференции-фестиваля «Народное творчество и композиторское искусство»). Ереван, «Арчеш», 2006.

22. Кокжаев М. А., Неовычное в обычном. Признаки зарождения новых технологий в парадоксах музыки XX века. В кн.: Сворнпк музыковедческих трудов, т. 1. Ереван, «Комитас», 2000.

23. Кокжаев М. А., О стиле Михаила Броииера (триптих «евангелических концертов»). В св.: Музыка России: от средних веков до современности, вып. 2. М.: Издательский Дом «Композитор», 2004, с. 216−248.

24. Кокжаев М. А., О технике овертоновых «подсветок» в инструментально-ансамБлевом и оркестровом письме. В кн.: Сворник музыковедческих трудов, т. 2. Ереван, «Комитас», 2003.

25. Кокжаев М. А., Пространственная многомерность музыкальной композици. В сб.: Вопросы теории и эстетики армянского музыкального творчества. Ереван, «Арчеш», 1999.

26. Кокжаев М. А., Техника стилистических подобий в творчестве А.Хачатуряна. В сб.: Арам Хачатурян и музыка XX века. Ереван, «Арчеш», 2003.

27. Кокжаев М. А., Топология музыкального пространства. М.: Издательский Дом «Композитор», 2004,87 с.

28. КоненВ.Д., Театр и симфония. М.: «Музыка», 1975, 376 с.

29. Коптев С. В., Александр Арутюнян. Ереван, «Айпетрат», 1962 (на арм. яз.).

30. Коптев С. В., Симфония А. Арутюняна. «Советская музыка», 1958, № 4, с. 41−44.

31. Лазарь Сарьян и его время (сост. Сарьян А.А.) Ереван, «Арчеш», 2001, с. 69−76.

32. Лосев А. Ф., Дерзания духа. М.: «Политиздат», 1988,364 с.

33. Лосев А. Ф., Музыка: логические основы. В его кн.: Из ранних произведений. М.: «Правда», 1990.

34. Медушевский В. В., Интонационная теория в исторической перспективе. «Советская музыка», 1985, № 7.

35. Медушевский В. В., Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. В сб.: Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев, «Музыкальная Украина», 1988,122 с.

36. Медушевский В. В., О динамическом контрасте в музыке. В св.: Эстетические очерки, вып. 2. М.: Изд-во Московской консерватории им. П. И. Чайковского, 1967.

37. Никитина Л. Д., Советская музыка: история и современность. М.: «Музыка», 1991, 278 с.

38. Николаева Н. С., Симфонический метод Бетховена. В кн.: Музыка Французской революции XVIII в. Бетховен. М., 1967.

39. Протопопов В. В., Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: «Музыка», 1967,150 с.

40. Протопопов В. В., Очерки го истории инструментальных форм XVI начала XIX вв. М.: «Музыка», 1979,327 с.

41. Протопопов В. В., Принципы музыкальной формы Бетховена. М.: «Музыка», 1970, 331 с.

42. РаавенЛ.Н., Музыка Барокко. В св.: Вопросы музыкального стиля. Д.: ЛГИТМИК, 1978,176 с.

43. Раавен JI.H., Советский инструментальный концерт, кн. 1−2. Л.: «Музыка», 1967;76, 307с. 80 с.

44. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Провлема стилей в западно-европейском искусстве XV XVII вв. М.: «Наука», 1966,348 с.

45. Рухкян М. А., Армянская симфония. Исследовательские очерки. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1980, с. 40−45,94.

46. Рухкян М. А., Краски жизни. Композитор А. Арутюнян. «Музыка в СССР», 1986, апрель-июнь, с. 16.

47. Рухкян М. А., Наследник и творец традиций. «Музыкальная академия», 2001, Ш, с. 25.

48. Саркисян С. К., Вопросы современной армянской музыки (60-е годы). Ереван, «Советакан грох», 1983, с. 12,24,29, 83.

49. Саркисян С. К., Новые пути камерно-вокального жанра. В св.: Советская музыка на современном этапе (под ред. Г. Головинского, Н. Шахназаровой). М., 1981, с. 238 278.

50. Сарьян А. А., Александр Арутюнян 80. «Еражнггакан Айастан», Ереван, 2000, № 2(3), с. 32−33.

51. СкрсБков С.С., Полифония и полифонические формы. М.: «Советский композитор», 1962,45 с.

52. Скрсвков С. С., Художественные принципы музыкальных стилей. М.: «Музыка», 1973,448 с.

53. Соллертинский ИИ, Романтизм, его овщая и музыкальная эстетика. В его кн.: Исторические этюды, т. 1. J1.: «Музгиз», 1963.

54. Сохор А. Н., Стиль, метод, направление. В св.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4. Д.: «Музыка», 1965.

55. Степаняи P.O., Неутомимый, энергичный, яркий художник. «Советская музыка», 1980, № 12, с. 34−37.

56. Тагмизян Н. К., Новый овраз. «Советакан арвест», Ереван, 1961, № 11, с. 12−17 (на арм. яз.).

57. Тараканов М. Е., Инструментальный концерт. М.: «Знание», 1986, 56 с.

58. Тараканов М. Б., Новая тональность в музыке XIX века. В св.: Провлемы музыкальной науки, вып. 1. М., 1972.

59. Тер-Симонян М.П., Камерно-инструментальная ансамвлевая музыка Армении. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1974, с. 58−59.

60. Тигранов Г. Г., Армянский музыкальный театр (том 3). Ереван, «Армгосиздат», 1975, с. 130−143.

61. Тигранов Г. Г., Певец правды, любви и свободы. «Советская музыка», 1970, № 1, с. 29−33.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой