Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налоговый мониторинг — система наблюдения^ за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков вцелях определения экономической целесообразности реализуемых хозяйственно-экономических, финансово-экономических, налоговых и иных контактов. Налоговый надзор — деятельность по выявлению и документированию в установленном процессуальном порядке фактов налоговых правонарушений для привлечения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Налоговые расследования в системе обеспечения экономической безопасности
    • 1. 2. Организационно-правовые и экономические основы осуществления налоговых расследований
    • 1. 3. Налоговые расследования как институт налогового контроля в России
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Тенденции развития налоговых расследований
    • 2. 2. Модель организации налоговых расследований
    • 2. 3. Оценка эффективности процесса налоговых расследований
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Методическое обеспечение механизма налоговых расследований
    • 3. 2. Развитие аналитических методов налоговых расследований
    • 3. 3. Совершенствование научно-методического, организационно-правового и кадрового обеспечения налоговых расследований

Развитие механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях мирового финансового кризиса, резкого падения государственных доходов и дефицита федерального бюджета возрастает роль финансовых, правовых и правоохранительных институтов и механизмов, деятельность которых нацелена на обеспечение экономической безопасности России, устойчивости ее бюджетно-налоговой системы.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 направлена на развитие экономики, укрепление национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, поддержание правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства, основанной на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики.

Обеспечение экономической безопасности государства на современном этапе предполагает адаптацию экономической системы и ее бюджетно-налоговой составляющей, в частности к изменившимся I условиям, формирование предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны, кардинальное изменение подходов к государственному и муниципальному контролю.

Деятельность по модернизации российской экономики и обеспечению необходимого уровня доходов бюджетной системы Российской Федерации требует от предпринимателей высокой степени ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в бюджетном послании «О бюджетной политике ' в 2010;2012 годах» от 25 мая 2009 г. отметил: «надо четко понимать.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться. .Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов".

Теория и практика большинства западных стран показывает, что принципы организации и методика налоговых расследований основаны на существующих подходах к налоговому контролю. При этом конкретные задачи и методы работы органов налоговых расследований зарубежных стран имеют значительные отличия.

Анализ современного состояния российской экономики свидетельствует о недооценке фискальной и аналитической роли налоговых расследований, демонстрирует невысокую эффективность в сфере выявления и раскрытия налоговых правонарушений и преступлений.

Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте 4 налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России. Анализ экономической литературы, отечественной практики и зарубежного опыта указывает на наличие серьезных проблем в сфере взаимодействия институтов и механизмов налогового контроля по обеспечению экономической безопасности государства. I.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы организации налоговых расследований в системе обеспеченияэкономической безопасности России предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Проблемам обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере посвящено большое количество научных работ. Различные аспекты обеспечения экономической безопасности налоговой сферы и использование специализированных механизмов и институтов для борьбы с легализацией 4 отмыванием) доходов, полученных преступным путем, рассматриваются такими ведущими учеными, как Л. И. Абалкин, А. Т. Алиев, В. Н'., 1Днищенко,.

V г 11.

И.Я. Богданов, А. И. Архипов, Н. П. Вашекин, А.Е. Городецкий',* Д'.В'Мианов, j iif^iiiwi'.

A.И.Илларионов, Р. В. Илюхина, Н. П. Купрещенко, А®'1|Ч (1минаков,.

S ''Ь" Ь J^ijj 1 лг U 'v'i '.

B.M. Мирошниченко, A.B. Молчанов, Г. Г. Нестеров, Е. А:/'Олейников,.

А.П. Опальский, Г. В. Песчанских, В. К. Сенчагов, BlJlt (Смирнов, «!

C.B. Степашин, A.M. Тавасиев, А. Г. Хабибулин, А. Е. Шарихини >др Исследование проблем уклонения и сокрытия доходов от.

• i I налогообложения, противодействия отечественной и зарубежной налоговой и экономической преступности, развития органов налоговых расследований нашло отражение в работах Д. И. Аминова, А. П! Бембетова, i.

A.A. Витвицкого, Б. В. Волженкина, Ю. А. Гладышевой, • П. ММГодме, i, 1 * 1.

Л.И. Гончаренко, А. П. Зрелова, Ю. Ф. Кваши, А.Н.* I, Коз^ырина, 1 Лh." .

Ю.А. Крохиной, И. И. Кучерова, В. Д. Ларичева, А. АЛ1 ¡-Мироновой,.

H.A. Попоновой, И. Н. Соловьева, Н. М. Сологуба, Л. П. Павловой,.

1 11.

B.Г. Панскова, С. Г. Пепеляева, Л. В. Перекрестовой, Ю.В. ТрунЦевского,.

Н.И. Химичевой, Г. Я. Чухниной, A.M. Яковлева, A.A. ¡-Ялбулганова, i.

П.С. Яни и других ученых. ' i ' К .

Исследованию экономической и правовой сущности'-'-налоговых ' - '. 11 j расследований посвящены работы И. В. Александрова, А.'А. Анищенко, !, i -•'-•!{!:"-.,.

A.B. Брызгалина, Е. В. Егоровой, B.C. Ефимова, С.'В1. j1″ Ефимова,.

Г-''|*'г 'I/ViJ'.

А.П.Зрелова, Ю. Ф. Кваши, В. А. Козлова, И. И. Кучерова,-OlA'.1 Цо’гиной, j i i. и i Ijj’t.

Г. Г. Нестерова, Л. В. Перекрестовой, Г. В. Песчанских, А. Н-Илёскача, i S ' —-< I л.

К.Е. Сальникова, Е. А. Сафохиной, К. В. Сомика, Ю. А. Тропйна.

Исследование проблем обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере, вопросов организации налогового контроля? теории и практики налоговых расследований остается востребованным и i перспективным направлением научных изысканий. ' «1.

— ! .

Признавая научную обоснованность и практическую 'значимость существующих подходов к решению данных проблем-, 1 неббХрдимо.

J '" 'foct отметить недостаточную разработанность вопросов формирования методического инструментария налоговых расследований, структуры методического блока налоговых расследований. В значительной части работ по рассматриваемой проблематике исследуется лишь правовая сторона налоговых расследований. Недостаточно внимания уделяется экономическим предпосылкам и теоретическому обоснованию механизма налоговых расследований, взаимодействию отдельных его элементов.

Несмотря на значительное количество публикаций, единого общепринятого понимания механизма налоговых расследований в обеспечении экономической безопасности государства не сформировано. Необходимость проработки широкого круга вопросов, включающих проблемы, обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере, комплексную разработку механизмов и инструментов налоговых расследований, их экономических, организационно-правовых и процессуальных аспектов, предопределила цели и задач исследования.

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ, предложений и рекомендаций по развитию механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России.

Для реализации цели исследования решены следующие задачи:

— исследование налоговых расследований как экономической категории, в том числе уточнение понятийного аппарата в интересах данного исследованияопределение структуры налоговых расследований, включающей налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговое преследование;

— ретроспективный обзор и оценка современного состояния налоговых расследований, анализ количественных и качественных показателей деятельности органов внутренних дел;

— анализ проблем формирования нормативно-правовой основы налоговых расследований, государственной политики и контроля налоговых г правонарушений;

— разработка организационно-экономического механизма налоговых расследований, обоснование его места и роли в системе обеспечения экономической безопасности страны;

— разработка системы методического обеспечения и методики оценки эффективности налоговых расследований;

— развитие аналитических методов налоговых расследованийобоснование универсальности и гибкости модернизируемой информационно-аналитической среды налоговых расследований и определение направлений ее применения для решения широкого круга задач, не связанных с налоговым контролем.

Объектом исследования является механизм налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России.

Предметом исследования является совокупность организационных и экономических отношений в сфере осуществления налоговых расследований и их реализация в системе обеспечения экономической безопасности России.

Информационная база исследования. Правовую и методическую базу исследования составили действующие и утратившие силу нормативные акты, а также законопроекты в сфере правоохранительной деятельности и налогового контроля, официальные данные Росстата, ФНС России и МВД Российской Федерации, специальная научная и методическая литература, другие справочно-статистические источники, собственные наработки автора, а также материалы научно-практических конференций по тематике финансовых расследований и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, публикации о зарубежном опыте борьбы с экономическими преступлениями, изданные в Академии экономической безопасности МВД России, других научных учреждениях, аналитические данные органов внутренних дел, другая зарубежная и отечественная литература по исследуемой теме.

Теоретической и. методологической базой послужили труды российских и зарубежных ученых, фундаментальные положения в области экономической теории и теории экономической безопасности,' налогов, налогового контроля.

Методологической основой проведенного исследования является конкретное приложение теории научного познания к проблемам функционирования механизма налоговых расследований в России. Для обобщения зарубежной и российской практики, перспектив развития налоговых расследований применялись методы статистической обработки данныхметоды сопоставления, сравнительного анализа и синтеза. При исследовании вопросов формирования и функционирования механизма налоговых расследований в России и единой структуры его методического блока был использован системный подход, а также такие методы, как абстрактно-логический, сравнительно-исторический, экономико-статистический и экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке предложений по развитию механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России, в частности: расширены теоретические положения развития налоговых расследований как института налогового контроляопределена сущность категории «механизм налоговых расследований» как процесса, охватывающего организационно-экономические аспекты обеспечения налоговых расследований и регламентирующего условия взаимосвязи и.

1 ^ реализации форм и методов, приемов и способов, структур и регуляторов осуществления налогового контроля, надзора и преследования- ' [ г'- I.

— уточнена сущность налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России. На основе трех индикаторов (результативности, эффективности налоговых расследований, возмещения ущерба) разработана методика эффективности налоговых расследований.

I '.

Определены пороговые значения обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере. ;

— обоснована структура методического блока механизма налоговых расследований, выделены ее основные параметры и элементы, позволяющие 1 использовать эту структуру не только органами внутренних дел, 1 но и налоговыми органами- ,.

— на основе сложившейся практики разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию налоговых расследованийпредложены меры по совершенствованию методического обеспечения и инструментария налоговых расследований;

— рекомендовано выделить приоритетность методики налоговых проверок для концепции государственного контроля налоговых правонарушений. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация теоретических представлений о налоговых расследованиях, обоснование их уникальности и значимости в налоговых отношениях. Сущность налоговых расследований как экономическая категория и институт налогового контроля, определяющий последовательность действий контролирующего органа, осуществляющего сбор и документирование материалов, используемых при оформлении обстоятельств налоговых правонарушений и (или) формирующих доказательную базу в процессе выявления налоговых преступлений.

2. Сравнительный анализ дефиниций «налоговые расследования» и «расследование налоговых преступлений (правонарушений)». Последнее используется в юридическом значении и подразумевает производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных налоговым законодательством.

3. Организационно-функциональная модель налоговых расследований, включающая элементы, которые ранее не учитывались в системе налогового контроля, в частности, механизм налоговых расследований, блок методического обеспечения.

4. Структура методического блока механизма налоговых расследований позволяет оптимизировать временные и материальные затраты при.

I1 организации и проведении мероприятий налогового контроля, а также повысить качество и полноту сбора доказательственной базы при выявлении и документировании налоговых правонарушений и преступлений в ходе налоговых расследований., , ' ,.

5. Методика оценки эффективности налоговых расследований и I размера ущерба от налоговых преступлений, включающая три этапа: этап I — оценка результативности налоговых расследованийэтап II — оценка размера причиненного и возмещенного ущерба в результате совершения налоговых преступлений (по оконченным уголовным делам) — этап III — оценка эффективности налоговых расследований.

6. Предложения по совершенствованию налогового контроля, предусматривающие использование возможностей системы информационно-аналитического обеспечения в процессе взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении взглядов на систему налоговых расследований через призму ее основных составляющих: механизм налогового контроля, механизм налоговых расследований и блок методического обеспеченияориентации положений, выводов и рекомендаций^ на широкое использование в целях развития теории и методологии налогового контроля, совершенствования налоговой политики, а также при.

М-, корректировке отдельных элементов механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности России. ю.

Практическую значимость диссертационного исследования" имеет предложенная структура методического блока механизма налоговых расследований, а также методические рекомендации и предложения по совершенствованию правоприменительной работы в налоговой сфере, которые позволят повысить результативность взаимодействия' субъектов налоговых расследований. Эю, в свою очередь, будет способствовать обеспечению экономической безопасности России в бюджетно-налоговой сфере и устойчивому финансовому обеспечению деятельности государства и муниципальных образований.

Выводы и рекомендации соискателя относительно сущности механизма налоговых расследований, структуры его методического блока и оценки эффективности налоговых расследований в условиях обеспечения экономической безопасности страны могут быть использованы в практической деятельности Федеральной налоговой службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробированы на следующих научно-практических конференциях: «Национальная безопасность России: проблемы, особенности, перспективы» (г. Москва, 2005 г.), «Механизмы подрыва финансирования и экономических основ терроризма как4 условия создания эффективной системы экономической безопасности Российской Федерации» (г. Москва, 2005 г.), «Правоохранительные' механизмы.

I с обеспечения экономической безопасности, про гиводействия экономическим / и налоговым преступлениям" (г. Москва, 2005 г.), «Институциональные, I экономические и юридические основы финансовых расследований’в’борьбе с терроризмом» (г. Москва, 2006 г.), «Регулирование миграционных процессов в контексте экономической безопасности Российской.

Федерации" (г. Москва, 2007 г.), «Основные направления'^ развития экономики России и новые задачи обеспечения экономической (безопасности и противодействия экономической преступйости» г. Москва, 2009 г), «Обеспечение эффективного инвестирования, г''1 бюджетирования и целевого использования средств при ' реализации ф государственных экономических проектов в условиях финансово) 1 1 экономических кризисов» (г. Москва, 2010 г.)., >'.

Теоретические и практические результаты исследования были 5 обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности Академии экономической безопасности МВД России, а также использовались при разработке научно-исследовательских работ.

Теоретические и ме! одические разработки диссертации используются в Академии экономической безопасности МВД России в научно-методическом обеспечении и преподавании дисциплин «Организация и методы проведения налогового контроля», «Методика выявления налоговых правонарушений», «Налоговый учет и налоговая отчетность».

Публикации. Всего опубликовано 28 научных работ, общим объемом 27,2 п.л., в том числе по положениям и результатам диссертационной работы — 15 работ, общим объемом 14 п.л. (авт. объем 3,85 п.л.), из них 6, общим объемом 2,9 п.л. (авт. объем 2,65 пл.), — в научных журналах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора щ кандидата I наук» ВАК, и 2 учебных пособия (авт. объем 7,5 и 9 п.л.) с грифом'1УМО по специальности. 5 /.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.

Диссертационная работа, объемом 173 страницы, состоит из введения, трех.

Основные выводы и теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе по следующим дисциплинам: «Организация и методы проведения налогового контроля», «Организация и методика налоговых проверок», «Документирование налоговых правонарушений».

Практическую значимость диссертации имеют предложенная методика оценки эффективности налоговых расследований на основе критериев и индикаторов обеспечения экономической безопасности, а также выделенная структура методического блока механизма налоговых расследований. Представленная структура методического блока и методика оценки эффективности могут быть использованы в деятельности органов внутренних дел и налоговых органов.

Подводя итог, отметим, что диссертация дополняет экономическую теорию и теорию налогового контроля, углубляет представление о налоговых расследованиях в системе обеспечения экономической безопасности государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие рыночных отношений в России поставило новые проблемы налогового планирования, учета и контроля. Несмотря на сложные условия становления рыночных отношений, происходит сближение корпоративных интересов, увязки результатов деятельности предприятия с общегосударственными задачами, в том числе в форме уплаты налогов. А это возможно только при безусловном выполнении налогового законодательства.

Модернизация российской экономики и формирование доходной части бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансового кризиса требуют от предпринимателей высокой степени ответственности в отношении исполнения обязанностей по уплате налогов.

Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере при одновременном решении проблем криминализации российской налоговой системы осуществляется как посредством заимствования зарубежного опыта борьбы с финансовой^ преступностью, так и путем выработки самостоятельного методического инструментария налоговых расследований.

Опыт становления экономических систем-крупнейших мировых держав ' показывает, что успех проведения национальных реформ зависит от государственных гарантий, обеспечивающих их реализацию. .Отсутствие или. неэффективность существующих гарантий являются предпосылкой для возникновения^ угроз экономической безопасности государства, особенно в условиях финансового кризиса. Базисом организации налоговых расследованийв- России служат принципы и методы налогового контроля, практика заимствования зарубежного опыта правоприменительных органов, специфика национального законодательства и налогового администрирования.

Формирование теоретических основ системы обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере требует разработки концепции государственного контроля налоговых правонарушений,.

146 эффективных форм и методов противодействия налоговым преступлениям и, наконец, функционирования действенной системы налоговых расследований, что является труднореализуемой и многоэтапной задачей.

В диссертации была предпринята попытка проведения теоретического анализа принципов налоговых расследований, определения роли и места механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности, выявления условий, необходимых для его функционирования, разработки модели организации налоговых расследований, оценки эффективности процесса налоговых расследований, подробного анализа методического обеспечения механизма налоговых расследований, а также формулирования предложений и рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения и инструментария налоговых расследований.

При этом были исследованы и систематизированы подходы к определению понятия «налоговые расследования», раскрыто значение категории «механизм налоговых расследований», выявлены системообразующие факторы налоговых расследований как института налогового контроля и сформировавшегося механизма в системе обеспечения экономической безопасности государства, рассмотрены тенденции развития налоговых расследований и модель их организации, проведена оценка эффективности налоговых расследований с позиции экономической безопасности, обоснована структура методического блока механизма налоговых расследований и предложены направления совершенствования налоговых расследований.

В первой главе было уточнено понятие «налоговые расследования», изучены причины возникновения, функции налоговых расследований, их цели и задачи, роль и место в системе обеспечения экономической безопасности, определены организационно-правовые и экономические основы налоговых расследований.

Главная причина создания органов налоговых расследований была обусловлена необходимостью оказания противодействия преступлениям в сфере налогообложения, приводящим к негативным социальноэкономическим и политическим последствиям.

Деятельность по осуществлению налоговых расследований в целях обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере определялась политическим, социально-экономическим, правосознательным факторами, а также факторами глобализации и интеграции.

В системе правоохранительных органов налоговая полиция занимала особое место, так как обладала не только общими для всех правоохранительных органов, но и исключительными полномочиями в сфере выявления, предупреждения, пресечения и расследования нарушений налогового законодательства.

Анализ теоретических и практических определений, отражающих разноплановое исследование содержания налоговых расследований, позволяет сделать следующий вывод. Налоговое расследование как организационно-правовая и экономическая категория представляет собой самостоятельный институт, регулируемый налоговым, административным, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, главная функция которого состоит в надлежащем, всестороннем, полном сборе и документировании доказательной базы по налоговым правонарушениям^ (преступлениям) с использованием предусмотренных законом процессуальных действий.

Налоговое расследование можно определить как целенаправленную деятельность правоприменительных и налоговых органов по выявлению, предупреждению, раскрытию и пресечению нарушений налогового законодательства, сбору доказательной базы, являющейся основанием для привлечения налогоплательщика к установленной законом ответственности.

Во второй главе были рассмотрены тенденции развития налоговых расследований, модель организации налоговых расследований, дана оценка эффективности налоговых расследований на основе предложенной методики.

Современные тенденции налоговых расследований в значительнойстепени находятся под воздействием мирового финансовогокризиса 2008 г. В: условиях финансовогокризиса усиливается роль факторов, негативно влияющих на бюджетную систему России. К ним относятся, в частности, увеличение числа недобросовестных налогоплательщиков, фактов сокрытия денежных средств и имущества. Кроме того, следует отметить тенденцию сокращения числа налоговых проверок и повышение их эффективности.

Аналитики видят главную причину улучшения эффективности работы налоговых органов в экономическом кризисе, который привел к дефициту бюджетной системы Российской Федерации и необходимости ее восполнения. Реализация: положений Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, содержащей идею репрезентативной системы налогового контроля, также объясняет высокую эффективность проверок. ,.

По нашему мнению, сложившаяся модель организации налоговых расследований, включает следующие виды обеспечения: организационно-правовое, информационно-аналитическое, документальное, финансовое и кадровое;

Реализация* рассматриваемой модели, осуществляется потрем направлениям деятельности: налоговый мониторинг, налоговый надзор и налоговое преследование. '.

— > Налоговый мониторинг — система наблюдения^ за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков вцелях определения экономической целесообразности реализуемых хозяйственно-экономических, финансово-экономических, налоговых и иных контактов. Налоговый надзор — деятельность по выявлению и документированию в установленном процессуальном порядке фактов налоговых правонарушений для привлечения виновных к ответственности. Налоговое преследование представляет собой выявление и документирование фактов, указывающих на наличие противоправного сговора в действиях налогоплательщика и иных участников сделки. Осуществление налогового преследования возможно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, которые допустимы лишь в рамках уголовного расследования.

Налоговые расследования выступают важнейшртм инструментом противодействия налоговым преступлениям.

Эффективность налоговых расследований, по нашему мнению, следует повышать при помощи критериального анализа.

Методика оценки эффективности налоговых расследований и размера ущерба от налоговых преступлений включает следующие’этапы: этап I — оценка результативности налоговых расследованийэтап II — оценка размера причиненного и возмещенного ущерба в результате совершения налоговых преступлений (по оконченным уголовным делам) — этап III — оценка эффективности налоговых расследований.

Разработанная методика оценки эффективности налоговых расследований указывает на тенденцию устойчивого роста возмещения-ущерба, наносимого бюджетной системе и экономике России в результате совершения налоговых преступлений.

В этой связи государству следует принять радикальные меры по изменению сложившейся обстановки в системе обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере и повышению результативности налоговых расследований.

В третьей главе диссертации раскрывается содержание понятия «механизм налоговых расследований», выделяется структура методического блока рассматриваемого механизма, предлагаются направления развития аналитических методов и совершенствования основополагающих видов обеспечения налоговых расследований, среди которых подробно рассматриваются научно-методическое, организационно-правовое и кадровое.

Применение синтетического подхода к рассмотрению вопросов развития налоговых расследований в России позволяет ввести в научный оборот категорию «механизм налоговых расследований». В проведенном исследовании данный механизм раскрывается как совокупность видов, форм и методов, приемов и способов осуществления государственным органом (иным органом) или должностным лицом, уполномоченным в области налогового или уголовного производства, расследования налогового правонарушения (преступления), т. е. проведения процессуальных действий в форме предварительного следствия либо налогового контроля по факту установленного нарушения.

Структура методического блока представляет собой последовательность действий субъекта налоговых расследований в ходе проведения проверок (анализа) первичных документов налогоплательщиков в целях выявления (установления) индикатора налогового правонарушения.

Структура методического блокамеханизма налоговых расследований разработана в целях установления требований' по документированию налоговых преступлений и правонарушений в рамках осуществления организационно-методического руководства подразделениями органов внутренних дел и налогового контроля, задействованных в налоговых V расследованиях при осуществлении государственной гражданской службы и оперативно-служебной деятельности.

Сущность аналитической работы в целях выявления налоговых преступлений и правонарушений связана с методологической и интеллектуально-технологической сторонами деятельности органов внутренних дел, направленной на решение задач оперативно-служебного управления или синтеза новых знаний, используемых при выявлении налоговых преступлений и правонарушений.

При современных способах уклонения от уплаты налогов, признаки совершения этих преступлений находятся во внутренней среде хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в связи с чем для выявления налоговых преступлений следует не только обращать внимание на состояние и формы бухгалтерских документов, но и анализировать хозяйственные сделки предприятия.

Качество работы по осуществлению налоговых расследований будет определяться наличием у органов внутренних дел и налоговых органовв первую очередь, необходимого научно-методического, организационно-правового и кадрового обеспечения.

Структура методического блока рассмотренного механизма позволяет определить принципы (критерии) проведения налогового мониторинга на предприятии, а также порядок и особенности выявления признаков и предпосылок, указывающих на возникновение в деятельности организации первоначальных элементов противоправных деяний. Кроме того, современные информационно-аналитические технологии позволяют значительно увеличить объем добываемой в процессе выявления признаков налоговых преступлений оперативно-значимой, информации-и осуществлять ее эффективный анализ.

Теоретическую значимость исследования1 представляют систематизация ^ подходов к налоговым расследованиям, уточнение определения «налоговые расследования», рассмотрение организационно-функциональной модели налоговых расследований, раскрытие сущности «механизма налоговых расследований» и тенденций развития > налоговых расследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации / Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета (далее — РГ). — 1993. —25 дек. -№ 237.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть I от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ- Часть II от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 10 мая 2007 г.) // Собрание законодательства РФ (далее G3 РФ). — 1996. -№ 25.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Утв. Указом Президента № 1300 от 17 декабря 1997 г.
  7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности».
  8. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
  9. Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  10. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  11. Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  12. Указ Президента от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ».
  13. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации».
  14. Указ Президента РФ от 30 мая 2009 г. № 609 «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  15. Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. № 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну».
  16. Приказ МВД РФ от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении-структуры центрального аппарата Министерства внутренних, дел Российской Федерации».
  17. Приказ: Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105 «Об утверждении Положенияю документах- и-документообороте в бухгалтерском- учете».
  18. Приказ ФНС РФ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от ЗО мая 2007 г. № ММ-3−06/333.
  19. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
  20. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу / Одобр. приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 1800.
  21. И.В. Основы налоговых расследований, /И.В. Александров. СПб.: Изд-во Юридический центр «Пресс», 2003. — 372 с.
  22. Ш. И. Оудебно-бухгалтерская экспертиза / Ш. И. Алибеков. М.: Юстицинформ, 2006. — 144 с.
  23. A.B. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие / A.B. Аронов, В. А. Кашин. М.: Экономиста, 2006. -591 с.
  24. Ю.Б. Налоговые правонарушения и ответственность /Ю.Б. Борьян. -М.: Экономика, 2005. 205 с.
  25. A.B. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения / A.B. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин. -Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2004. — 304 с.
  26. ВащекинН.П. Экономическая безопасность: институциональный подход / Н. П. Ващекин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул. М.: МГУК, 2000. -320 с.
  27. Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Н. П. Ващекин, М. И. Дзлиев, А.Д. Урсул- Моск. гос. ун-т коммерции. НИИ устойчивого развития и безопасности. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2002. — 334 с.
  28. A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия /A.B. Возжеников. М.: НПО «Модуль», 2000. — 240 с.
  29. ВылковаК.С., Романовский М. В. Налоговое планирование: Учебник. СПб: Питер, 2004. — 634 с.
  30. О.В. Экономическая преступность и-противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев- Отв. ред. М. П. Клейменов. -М.: Юрист, 2005. 396 с.
  31. И.Д. Налоговое право России: Учебник / И. Д. Еналеева, JI.B. Сальникова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. — 320 с. 1
  32. П.С. Предварительное расследование дел о налоговых преступлениях и обеспечение прав личности / П. С. Ефимичев. М.: Экзамен, 2004. — 192 с.
  33. А.П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов / А. П. Зрелов. М.: Альфа-Пресс, 2004.-176 с.
  34. А.П. 150 споров, выигранных у налоговой / А^П. Зрелов, М. В. Краснов. -М.: Изд.-консульт. компания «Статус-Кво 97», 2004. 464 с.
  35. А.П. Налоговые преступления /А.П. Зрелов, М. В. Краснов. -М.: НалогИнформ, 2004. 191 с.
  36. В.А. Налоги и налогообложение: курс-минимум: Учеб. пособие / В. А. Кашин. М.: Магистр, 2008.- 365 с.
  37. КвашаЮ.В. Налоговое расследование: Эксперимент, учебник для юрид. вузов и факультетов / Ю. В. Кваша. -М.: Юристъ, 2000. 1094 с.
  38. В.А. Налоговое расследование в сфере международного законодательства / В. А. Козлов. М.: Щит-М, 2005 г. — 592 с.
  39. Комментарий Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» с постатейными материалами / Под ред. проф. А. Н. Козырина. -М.: Статут, 2000. 671 с.
  40. Ю.В. Аналитика, методология, технология и организация информационно-аналитической работы /Ю.В: Курносов, П. Ю. Конотопов. -М.: ТИАРА, 2004. 512 с.
  41. И.И. Налоговое право России: Курс лекций / И. И. Кучеров. -М.: Учеб.-консульт. центр «ЮрИнфоР», 2001. 360 с.
  42. И.И., Соловьев И. Н. Проверки налогоплательщиков органами внутренних дел / И. И. Кучеров, И. Н. Соловьев. М-.: АО «Центр ЮрИнфоР», «ЮрИнфоР-ПРЕСС», 2004. — 111 с.
  43. И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций / И. И. Кучеров. — М.: Учеб.-консульт. центр «ЮрИнфоР», 2003. 374 с.
  44. В.Д. Налоговые преступления / В. Д. Ларичев, А. П. Бембетов. -М.: Экзамен, 2001. 336 с.
  45. Е.Е. Оптовая и розничная торговля: бухгалтерский учет и налогообложение / Е. Е. Лукин. М.: Юстицинформ, 2007. — 216 с.
  46. Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
  47. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учеб.-практ. пособие / Под ред. проф. Ю. Ф. Кваши. -М.: Юристъ, 2001. 540 с.
  48. Г. Г. Налоговый контроль: Учеб. пособие / Г. Г. Нестеров, H.A. Попонова, A.B. Терзиди. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. -384 с.
  49. Нестеров Г Г. Налоговый учет и налоговая отчетность: Учеб. пособие / Г. Г. Нестеров, A.B. Терзиди. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 320 с.
  50. Р.Г. Система обеспечения экономической безопасности государства / Р. Г. Нургалиев. М.: Рос. Акад. предпринимательства, 2005. — 165 с.
  51. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: А Темп, 2004. — 944 с.
  52. Г. В. Эффективность деятельности правоприменительных органов в сфере налогообложения. Информационно-аналитические подходы обеспечения экономической безопасности / Г. В. Песчанских. -М.: Экономика, 2004. 229 с.
  53. JI.B. Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики / JI.B. Платонова. — М.: Норма, 2005. -256 с.
  54. Г. С. Механизмы взаимодействия государства и предпринимательства в условиях обеспечения экономической безопасности: Монография / Г. С. Полтавченко, В. А. Зайцев, А. Е. Городецкий. М.: АЭБ МВД России, 2004. — 152 с.
  55. .А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. — 2006. — 495 с.
  56. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга 4-я) / В.К. Сенчагов- Ин-т экономики РАН. М.: Финстатинформ, 2002. — 128 с.
  57. В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В. К. Сенчагов. М.: Дело, 2005. — 896 с.
  58. С.С. Информационные технологии: Курс лекций для гуманит. вузов / С. С. Свириденко. -М.: САЙНС-ПРЕСС, 2007. 208 с.
  59. Современные тенденции развития механизма налоговых расследований: Сб. научных трудов. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006. — 236 с.
  60. A.A. Теория налогов / A.A. Соколов. М.: ЮрИнфоР, 2003. -506 с.
  61. И.Н. Налоговые преступления и преступность /И.Н. Соловьев. М.: Экзамен, 2006. — 526 с.
  62. И.Н. Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций сотрудниками милиции. М.: Налоговый вестник, 2005. -272 с.
  63. A.C. Налоговое администрирование и контроль / A.C. Титов. — М.:ВК, 2007.-410 с.
  64. Толковый словарь / ГАРАНТ справочная правовая система. Copyright ©-НПП «Гарант — Сервис» 1990−2003.
  65. Уголовное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. пособие / Под ред. и предисл. И. Д. Козочкина. М.: Омега-JI, Ин-т междун. права и экономики им. A.C. Грибоедова, 2003. — 576 с.161
  66. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. — 768 с.
  67. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 2005.-587 с.
  68. Экономическая безопасность государств участников СНГ. Становление механизмов взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований. / Р. В. Илюхина и др. — М.: АНП ФСНП России, 2002. — 64 с.
  69. Статьи периодической печати
  70. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение /Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 4−13.
  71. Л.И. Экономическая безопасность /Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. -2001. № 6. — С. 15.
  72. А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 36−44.
  73. БухвальдЕ. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. 1994. — С. 25—35.
  74. М. О национальной безопасности России / М. Горев // Обозреватель. 1993. — № 22 (26). — С. 94.
  75. А.Е. Вопросы безопасности экономики России /А.Е. Городецкий // Экономист. 1995. — № 10. — С. 44−50.
  76. В.А. Правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности России в налоговой сфере / В. А. Зайцев // Аудит и финансовый анализ. 2002. — № 4.
  77. А. О применимости в России немецкого опыта противодействия уходу от налогообложения / А. Золотарева // Корпоративный юрист. 2006. — № 5.
  78. А. Исследование причин распространения теневой экономики в России / А. Иванова // Экономический журнал ВШЭ. 1999.-№ 4.-543 с.
  79. А. Критерий экономической безопасности / А. Илларионов // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С.49.
  80. КвашаЮ. Система налоговых расследований в Российской Федерации / Ю. Кваша, К. Коршунов //Аналит. журнал «Налоги». 2005. -Вып. 1.-С. 60−70.
  81. A.B. Методологические вопросы изучения налоговой преступности / A.B. Козлов// Современное право. 2005. — № 2. — С. 71.
  82. Д.И. Агрессивное налоговое планирование в свете Доклада ОЭСР /Д.И. Крымский // Налоговед. 2008. -№ 3.
  83. А. Налоговая составляющая экономической безопасности России / А. Логвина // Росс, эконом, журнал. 1998. — № 5. — С. 17−29.
  84. А.П. Подходы к разработке экономико-математических методов оценки эффективности деятельности ОВД / А. П. Опальский, Г. В. Песчанских// Вестник Акад. эконом, безопасности МВД России. -2009. № 8.
  85. В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты / В. Паньков // Внешнеэкономические связи. 1992.-Вып. 8.-С.9.
  86. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России /В.К. Сенчагов // Вопросы экономики. 1995. — № 1. -С. 98−99.
  87. ЮО.Сенчагов B.K. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России /В .К. Сенчагов// Вопросы экономики. 2001. — № 8.-С. 72−73.
Заполнить форму текущей работой