Реализация межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд)
Диссертация
Методологической основой исследования явились основные положения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения знаний (Ю.А. Самарин и др.), о ведущей роли деятельности в обучения в развитии личности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др.), а также работы методистов и педагогов по проблеме межпредметных связей (П.Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. М… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория и практика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в начальной школе
- 1. 1. Психолого-педагогические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения
- 1. 2. Методические особенности реализации межпредметных связей в процессе обучения математике
- 1. 3. Анализ программ и учебников по математике и технологии (труд) для начальной школы с точки зрения поставленной проблемы исследования
- 1. 4. Состояние усвоения геометрических знаний и сформированное&trade- практических умений у младших школьников
- Глава II. Методика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в начальной школе
- 2. 1. Пути и средства реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в процессе обучения
- 2. 2. Методика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) на основе комплексного подхода
- 2. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
Список литературы
- Абаляев Р.Н. Элементы политехнического образования в связи с изучением математики. // Начальная школа. — 1982. — № 3.
- Александрова Э.М. Математика. Рабочий вариант для 3 класса. Часть 1 (Программа развивающего обучения). Харьков-Москва: Инфолайн, 1995.- 150 с.
- Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. М.: Вита-Пресс, 1999. — 65 с.
- Аманов А. Развитие пространственных представлений у учащихся IV-V классов общеобразовательных школ: (На материале сел.шк.) Автореф. дис. канд.пед.наук.-Киев, 1979, -23 с.
- Альперович СЛ. Элементы геометрии в I, II, III классах восьмилетней школы: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1965, -18 с.
- Антонов Н. С. Межпредметные связи измерительных комплексов естественно научных дисциплин: Автореф дис. .канд.пед.наук, — М. 1968.-21 с.
- Астряб A.M. Наглядная геометрия (Начальный курс геометрии). II т. -Киев: Издание «Сотрудника», 1909. — 171 с.
- Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
- М.Атутов П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
- Барбул И.М. Начальное обучение геометрии: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1966, -22 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. М.: Педагогика, 1981.-192 с.
- Белошистая A.B., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование». // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 38−45.
- Белый Н., Вельдбрехт А. Методическое обеспечение межпредметных связей. // Народное образование. 1984. — 51−53 с.
- Берулова Г. А. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин. // Советская педагогика. 1987. — № 7.- С. 81−87.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.-Воронеж, 1997.
- Богданович М.В. Элементы геометрии в начальных классах: Дис. канд. пед. наук, — Киев, 1966.-360 с.
- Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей. // Советская педагогика. 1971. — № 11. — 16 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе.-М.:АПН РСФСР, 1959.-347 с.
- Варенова Л.И., Куклин В. Ж., Наводов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения.-Центр разработки информационных технологий и методик МарПИ, 1993 г.-67 с.
- Вергелес Г. И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника. // Сборник статей «Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения школьников». JL: ЛГПИ, 1987. — С. 108−115.
- Верченко С.Б. Реализация межпредметных связей при формировании пространственных представлений у учащихся 4−5 классов. // Математика в школе. 1985. — № 5.
- Верченко С.Б. Развитие пространственных представлений у учеников при изучении геометрического материала в 4−5 классах средней школы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1983.- 170 с.
- Вилейто Т.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании межпредметных связей географии, истории и иностранного языка: На примере курса географии 7 класса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2004.-215 с.
- Воздинский Д.И. Межпредметные связи как условие эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. Минск, 1986.
- Волкова А.Ю. Интегративный подход к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников. Дис. канд. пед. наук: Саранск. 2004, -172 с.
- Волкова С. А., Волкова С. И. Пчелкина О. Л. Математика и конструирование. Рабочая тетрадь 1 класс. М.: Просвещение, 2000. — 35 с. Математика и конструирование. Рабочая тетрадь 2 класс. — М.: Просвещение, 2001. — 42 с.
- Волкова С.И., Столярова H.H. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики. М.: Просвещение. 2000.
- Волкова А.Ю. Интегрированный подход к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников. Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02- (теория и методика обучения и воспитания (черчение)) — Смоленск, 2004,-190 с.
- Выгодский JI.C. Динамика умственного развития в связи с обучением. Педагогическая психология.-М.:Педагогика, 1991.-290 с.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 89 с.
- Гальперин П.Я. Умственное развитие как основа формирования мысли и образа. // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
- Герасимова А.Н. Реализация межпредметных связей физики, биологии и трудового обучения в сельской общеобразовательной школе. М., 1970.- 170 с.
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1−4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. М.: Новая школа, 1994. — 191 с.
- Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений при обучении геометрии. -М.: Педагогика, 1978. 104 с.
- Голяева В.В. Формирование элементов графической грамоты у учащихся на уроках труда в I-III классах. М., 1985.-62 с.
- Гончарова М.А., Кочурова Е. Э., Пышкало A.M. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. М.: Изд-во «Антал», 1995. — 111 с.
- Граборова А.Н. Ручной труд как метод обучения и воспитания в сельской школе.-М., 2001.-32 с.
- Губин В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 2002. — 187 с.
- Гурьев А.И. Межпредметные связи теория и практика. // Наука и образование. — Горно-Алтайск, 1998. — № 2. — 204 с.
- Гусев В. А. О некоторых проблемах внутрипредметных и межпредметных связей школьного курса математики. М.: Просвещение, 1977. — 86 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
- Данилюк А.И. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000.-439 с.
- Долгополова JI.M. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2001. — 21 с.
- Дворяткина С.Н. Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля.-Дис.канд. пед. наук:13.00.02,-М, 1998,-191с.
- Еремкин А.И. Система межпредметных связей в школе (аспект подготовки учителя). Харьков, 1984.
- Есипов Б.П. Пути совершенствования методов обучения. Сов.педагогика. 1963, № 12 С.12−21
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
- Знаменская Е.В. Программа и методика преподавания наглядной геометрии на уроках математики в начальной школе. Тверь, 1998. -87 с.
- Изгерина Н.Э. Межпредметные связи в трудовой практике младших школьников. // Начальная школа. 1993. — № 1.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие. М.: АС ADEMA, LINKA-PRESS, 1998. — 288 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 353 с.
- Кавук И.Н. Как обучать геометрии в четырехлетней школе первой ступени: Метод, руководство для учителей.- Л.: Сембель, 1927.- 184 с.
- Карасев П.А. Элементы наглядной геометрии в школе: Пособие для учителей.- М.: Учпедгиз, 1955.- 207 с.
- Кац Ц.Б. О связи преподавания физики и биологии в средней школе на уроках физики и во внеурочное время. Автореферат. Дис. канд. пед. наук,-М., 1968- 22 с.
- Клименкова O.A. Реализация межпредметных связей экономики и математики в средней школе: На примере факультативного курса «Производная в экономике и математике»: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2003.- 144 с.
- Колмогоров A.M. Некоторые вопросы взаимосвязи математики с другими предметами. М.: Просвещение. — 89 с.
- Колягин Ю.М., Алексеенко O.J1. Интеграция школьного обучения. // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 52−56.
- Коновалова Ю.А. Реализация межпредметных связей курсов алгебры и физики основной школы в условиях дифференцированного обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М, 2003.-216 с.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. -М.: АС ADEMA, 1999. 189 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения.- М. Учпедгиз, 1955 г.
- Королева К.П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся. М., 1968. — 217 с.
- Коротов В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе.//Народное образование.- 1976. № 4. с. 13−14.
- Кочеткова Г. Г. Развитие пространственного мышления младших школьников. // Начальная школа. 1996. № 12. — С. 54−58.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: «Владос», 2001.- 144 с.
- Кулагин Т.Г. Влияние межпредметных связей на усвоение программного материала в школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук М., 1965,-20 с.
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981.-51 с.
- Кулишер А.Р. Методика и дидактика геометрии: курс единой трудовой школы: Ступень первая.-Пг. Сембель, 1923, -208 с.
- Куркин И.В. Связи изучения основ наук с производительным трудом. -М. 1996.-62 с.
- Левенберг Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. -М.: Просвещение, 1978. 126 с.
- Леонтьев А. Н. Избранное психологические произведения М., 1983.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер И.Я. Содержание межпредметных связей в процессе их реализации // Межпредметные связи в процессе обучения основ наук в средней школе: Тезисы докладов в научной конференции. М., 1972. -21−221 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 270 с.
- Локк Д. Избранные философские произведения.- T. l-М.: Соцэкгиз 1960
- Лошкарева H.H. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук.- М., 1967, — 23 с.
- Лошкарева H.H. О понятии и видах межпредметных связей// Советская педагогика. 1978. — N6. — с. 22−26.
- Лошкарева H.H. Межпредметные связи и проблемы формирования умений. // Советская педагогика. 1979. — № 6, с. 12−16.
- Лукин Н.С. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника. // Психология младшего школьника. Под ред. E.H. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 215−238.
- Люблинская A.A. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.- 415с.
- Магомеддибирова З.А. Межпредметные связи в обучении математике ка средство реализации преемственности. // Проблемы и перспективы развития начального обучения. Сб. научно-методических статей. Махачкала, 2000. — С. 60−65.
- Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике . М.: 2004, 8 п.л.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. // Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1987. — 146 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1988. 189 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Манвелов С.Г. Современный урок математики: основы методики проведения. Математика, 1998,-№ 36,37,38,41,43
- Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Пособие для учителя. Сост. Л. Я. Осадчий: Под ред. Л. Ю. Гордина. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. -М., 1971.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. Автореф. дис. д-ра психологических наук. Л., 1882. — 48 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса . (Авторская педагогическая технология).- Волгоград: Перемена, 1995, — 152 с.
- Моро М.И., Волкова С. И., Степанова C.B. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. Часть 1 (Первое полугодие). М.: Просвещение, 2001. — 112 е.: ил. Часть 2 (Второе полугодие). — М.: Просвещение, 2001. — 96 с.
- Методические рекомендации по изучению геометрических величин в начальной школе. Составитель С. Е. Царева. Новосибирск: НГПИ, 1985.-71 с.
- Нестеренко Л.П. Математика и конструирование. 2 класс. Самара, 1993.-28 с.
- Обучаем по системе Занкова JI.B. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Павлов И.П. Избранные труды.- М.: учпедгиз, 1954.- 418 с.
- Панчищина В.А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н., Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников. Часть 1. Томск: Изд-во Томского университета, 1998. — 139 с. Часть 2. — Томск: Изд-во Томского университета, 1998. — 231 с.
- Ю.Петерсон Л. Г. Математика 1 класс. Часть 1. М.: Баласс-С-инфо, 2000.- 64 с. илл. Часть 2. М.: Баласс-С-инфо, 2000. — 64 с. илл.
- Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Часть 1. М.: Баласс-С-инфо, 2001. — 80 с. илл. Часть 2. — 112 с. илл. Часть 3. — 112 с.
- Петерсон Л.Г. Математика 3 класс. Часть 1. М.: ООО Баласс — ООО С-инфо, 1996. — 112 с. илл. Часть 2. — 96 с. илл. Часть 3. — 128 с. Часть 4.-96 с.
- Петерсон Л.Г. Математика 4 класс. Часть 1. М.: Ювента, 2002. — 96 с. Часть 2. — 128 с. ил. Часть 3. — 96 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. Как Гертруда учит своих детей.-М.: АПН РСФСР, 1963.-563 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Пб.Пичугин С. С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах образовательной системы «Школа 2100». // Начальная школа: плюс, минус. 2002. — № 2. — С. 68−72.
- Плынгэу В. Г. Способы реализации межпредметных связей в обучении младших школьников: (На материале математики и труд, обучения): Автореф. дис. канд.пед.наук.-Киев, 1984, -24 с.
- Подходова Н.С., Оводова Е. Г. Геометрия в пространстве. СПб.: Голанд, 1996.-52 с.
- Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. -М., 1960. 183 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−4). В 2 частях. Часть 1. Составители Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. М.: Просвещение, 2001. — 319 с. Часть 2. — М.: Просвещение, 2001. — 392 с.
- Пышкало A.M., Стойлова Л. П. Совершенствование математической и методической подготовки учителей начальной школы. // Советская педагогика. 1976, N2, — 90−95 с.
- Пышкало A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Просвещение, 1970.-162 с.
- Пышкало A.M. Геометрия в 1−4 классах. М.: Просвещение, 1965. -244 с.
- Ретюнский В.Н. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования математических понятий. Тула, 1980.
- Расулова П. А Формирование чертежно-измерительных умений и навыков в начальной школе // Вопросы методики начального обучения. Сборник научных трудов. Махачкала: ДГПУ, 2003. — С. 26−28.
- Расулова П.А. и др. Нестандартные уроки математики в начальных классах.- Махачкала: ДГПУ, 2006.-65с. (личный вклад автора 25%)
- Расулова П.А. Межпредметные связи в обучении младших школьников математике // Начальная школа. М., 2006. № 12. — С. 44−46.
- Рубинштейн С.П. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.-47 с.
- Румянцева J1.B. Развитие пространственного мышления при обучении различным дисциплинам в начальной школе. М. 2000. -36 с.
- Руссков С.П. Межпредметные связи в трудовом обучении. // Начальная школа.- 1990. № 6.
- Салихова М. Н. Методика формирования представлений о длине и площади в начальных классах: Дис. канд.пед.наук, — Ташкент, 1983. -195 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников.-М., 1962.-216 с.
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система J1.B. Занкова. -М.: ЗАО «Центр общего развития», 2000. 206 с.
- Светловская H.H. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. 1990. № 5. -с. 57−60.
- Сергеевич О.П. Формирование пространственных представлений у детей в процессе начального обучения: (в связи усвоением элементов геометрии и географии): Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Л., 1965. — 272 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения: в 2-х томах/ Физиология нервных центров.-М., 1952 г.-Т. 1.
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.
- Смирнов Е.И. Технология наглядно-модульного обучения математике.-Ярославль, 1998.-312 с.
- Старцева Е.В. Реализация межпредметных связей физики и математики в средней школе: На примере факультативного курса «Вектор в физике и математике»: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2000, — 170 с.
- НЗ.Тадиян C.B. Педагогические условия эффективного использования межпредметных связей в начальных классах /на примере изучения математики, природоведения, трудового обучения/.Автор. дисс.. канд.пед.наук .- Киев, 1985.-22 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
- Тихонова Л.Г. Взаимосвязь уроков трудового обучения и математики. // Начальная школа. 1989. — № 8. — С. 26−32.
- Тупач Т.В. Влияние межпредметных связей на развитие у учащихся конструкторско-технических умений.- М., 1966,-С.126−138.
- Усова A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995 .-216 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения.-М.:Просвещение, 1968.- 557с.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи.-М., 1972.-149 с.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1983.-88 с.
- Хайбулаев М.К., Магомеддибирова З. А. Реализация межпредметных связей математики и трудового обучения // Математика в школе. -1986. -№ 6.-23−26 с.
- Хитрюк В.В. Реализация межпредметных связей естествознания и сельскохозяйственного труда в основной школе. Автор, дис. .канд.пед.наук, — М., 1997.-18 с.
- Хоркина H.A. Методические особенности обучения учащихся классов экономического профиля на факультативных занятиях по математике на основе реализации межпредметных связей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2002.-202 с.
- Черкес-Заде Н. И. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса. М., 1966.
- Шарыгин И.Ф., Шарыгина Т. Г. Первые шаги в геометрии. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. — 63 с.
- Шифман Л.А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности // Исследование по психологии восприятия.- М., 1948.-С. 17−24.
- Шуман В.П. Взаимосвязи в преподавании физики и биологии в восьмилетней школе . Дис. канд. пед. наук. Новосибирск -1965, 196 с.
- Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные особенности усвоения знаний в младших классах. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. — М., 1986. — 238 с.
- Эрк Д. А. Наглядная геометрия. Изд. А. О-ва Вальтера и Рапа. -Рига, 1923.- 72 с.
- Якиманская И.С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных представлений у школьников. // Повышение эффективности и качества преподавания черчения. Под ред. А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 1981. — С. 44−56.