Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование и поддержка отечественных предприятий пищевой промышленности в современных экономических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проводимая кредитная, налоговая, ценовая и инвестиционная политика, постоянный рост цен на материально-технические ресурсы, транспортные услуги, энергоресурсы, возрастающий диспаритет цен, а также малоэффективное вмешательство государства в стабилизацию и развитие экономики АПК поставили на грань банкротства многие пищевые и перерабатывающие предприятия. Недостаток ресурсов ряда продуктов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Пищевая промышленность — стратегический ресурс и внутренний источник развития национальной экономики
    • 1. 1. Тенденции формирования и развитие отраслей 11 пищевой промышленности России
    • 1. 2. Анализ организационно-экономических условий 15 функционирования предприятий пищевой промышленности в современной России
    • 1. 3. Законодательные и нормативные акты системы 42 государственного регулирования
  • Глава 2. Государственная стратегия развития отечественной пищевой промышленности
    • 2. 1. Продовольственная безопасность России и условия 50 самообеспечения страны основными видами продуктов
    • 2. 2. Негативные тенденции развития предприятий пищевой 71 промышленности
    • 2. 3. Научно-теоретические направления повышения 78 эффективности отечественных предприятий пищевой промышленности
  • Глава 3. Система государственного регулирования и поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности
    • 3. 1. Концепция системного регулирования и поддержки 85 отечественных предприятий пищевой промышленности
    • 3. 2. Моделирование научно-практических мероприятий 92 обеспечения развития предприятий пищевой промышленности
    • 3. 3. Алгоритм стратегии развития отечественных предприятий 103 пищевой промышленности

Государственное регулирование и поддержка отечественных предприятий пищевой промышленности в современных экономических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Обеспечение населения продовольствием имеет исключительное социальное и политическое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по нормам снабжение населения основными продуктами питания, зависят судьбы людей. Ухудшение питания населения влечет за собой необратимые демографические изменения увеличивает социальную и межрегиональную напряженность и создает угрозу внутренней безопасности государства. В настоящее время в агропромышленном комплексе России занято около 40% всех работающих в сфере материального производства, сосредоточены более четверти всех производственных фондов страны. В этой сфере до 1991 г. создавалось около 97% продуктов питания и на их покупку население тратило почти три четверти своих доходов. После распада Советского Союза резко ухудшилось положение в АПК, в том числе предприятий пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности. Резко уменьшилось производство основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, идущего на переработку, снизилось инвестирование средств на развитие и техническое перевооружение, ухудшилось использование производственных мощностей.

Проводимая кредитная, налоговая, ценовая и инвестиционная политика, постоянный рост цен на материально-технические ресурсы, транспортные услуги, энергоресурсы, возрастающий диспаритет цен, а также малоэффективное вмешательство государства в стабилизацию и развитие экономики АПК поставили на грань банкротства многие пищевые и перерабатывающие предприятия. Недостаток ресурсов ряда продуктов питания, вызванной падением объемов их производства, восполняется поставками продовольствия по импорту, объемы которого ежегодно растут как по количеству, так и по ассортименту. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные промышленные центры. Современное продовольственное положение России характеризуются снижением потребления основных видов продовольствия, когда основная часть населения из-за низкой покупательной способности не может обеспечить себя продуктами питания, необходимыми для поддержания активной и здоровой жизни.

Поэтому обеспечение защиты отечественных производителей продуктов питания является важнейшей задачей государства.

Проблему отечественного производства продовольствия необходимо решать в комплексе с экономическими и социальными вопросами в целом по родному хозяйству России. Обеспечение отечественным продовольствием менее чем на 80% представляет угрозу национальной безопасности, независимости государства.

Пищевая и перерабатывающая промышленности России — одна из стратегических отраслей экономики, призванной обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. На пищевую и перерабатывающую промышленность (пищевая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая), насчитывающих более 28 тыс. различных объединений, акционерных обществ, предприятий и цехов (количество которых увеличилось за последние годы в 3,5 раза) с численностью работающих около 1,5 млн. человек, приходящийся более половины продовольственного товарооборота. Эти отрасли вырабатывают практически все необходимые для населения продукты питания, включая специальные продукты для детей. В результате приватизации в пищевой и перерабатывающей промышленности 82% крупных и средних предприятий преобразованы в ОАО.

Сложившаяся в 90-х годах производственно-экономическая ситуация в пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется резким спадом производства продуктов питания, кризисным состоянием большинства предприятий пищевых отраслей, старением основных производственных фондов, особенно их активной части. Практически прекращена работа по созданию прогрессивных видов оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, современных технологий, новых видов продуктов питания, обеспечивающих необходимый набор витаминов, белков. Значительно сократился ассортимент выпускаемой продукции, диабетических и специальных продуктов для населения, проживающего и работающего в тяжелых условиях.

Основными причинами неудовлетворительной работы отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности являются: необеспеченность предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на энергоносители и железнодорожные перевозки, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщи кам и сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями, непомерная плата за пользование кредитами. За годы осуществления реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из самых слабых звеньев агропромышленного комплекса в результате остаточного принципа формирования и материально-технического обеспечения промышленности, сложившегося после образования Минсельхозпрода России на базе бывших Минсельхоза, Минпищепрома, Минмясопрома, Минхлебопродукга, Минплодоовощхоза и ряда других ведомств.

Уровень развития этой промышленности определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности государства.

Все вышеперечисленное и определило актуальность темы диссертационного исследования.

Разработанность проблемы. Проблема разработки основных направлений государственного регулирования экономики в целом достаточно широко исследовалась такими российскими учеными как: Л. И. Абалкин, Авдашева С. Б., Айдарова H.A., Андрианов B.C., Артемов С. А., Аронин В. А., Головачев В. В., Жапаров К. Ж., Зайцева Н. В., Лифанчиков А. Н., Пизенгольц В. М., Петров А. М., Пустуев А. Л., Равепов P.P., Семенихин А. М. и другие.

Среди зарубежных ученых, изучающих проблемы малого предпринимательства необходимо отметить Г. Берла, П. Вэйла, Д. Гэммона, М. Мескона, Я. Мэйтланда, Н. Сиро-полиса, П. Уилсона, Л. Роджерса, Д. Стэнворта, В. Хойера и др.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что в большинстве работ находят отражение лишь отдельные аспекты исследуемой темы. В настоящем диссертационном исследовании впервые сделана попытка разработки системы государственного регулирования и поддержки отечественных предприятий промышленности, что крайне важно для развития национальной экономики.

Таким образом, необходимость разработки системного подхода и на этой основе программы мероприятий, направленных на государственную поддержку отечественных предприятий пищевой промышленности предопределили и обусловили цели и задачи данного диссертационного исследования.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе регулирования и поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности.

Объект исследования — отечественные предприятия пищевой промышленности, функционирующие в рыночных условиях хозяйствования.

Целью диссертационной работы является исследование комплекса проблем предприятий пищевой промышленности для формирования системы государственного регулирования и поддержки отечественной пищевой промышленности в сложившихся экономических, политических и социальных условиях.

Цель исследования конкретизируется в его задачах:

— выявить проблемы стоящие перед отечественными предприятиями пищевой промышленности, определить причины падения объемов производства в ряде отраслей пищевой промышленности, а следовательно и причины снижения (торможения)экономического роста и экономической безопасности страны;

— выявить тенденции формирования и развития отраслей пищевой промышленности в Россиипровести анализ организационно-экономических условий функционирования предприятий пищевой промышленности в современной Россииопределить спектр мер социально-экономической политики, обеспечивающий продовольственную безопасность Россииразработать научно-практические меры обеспечения развития предприятий пищевой промышленности;

— исследовать научные перспективы и предложить возможные направления формирования и реализации стратегии государства на предприятиях пищевой промышленности;

— на основе исследования производственного потенциала сформулировать возможные пути повышения эффективности при создании и производстве продуктов питанияопределить перспективы развития предприятий пищевой промышленности с учетом разработанной системы государственного регулирования и поддержки и современных условиях хозяйствования;

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, рыночной экономики, региональной экономики, теории эффективности работы предприятий. В качестве научного инструментария при проведении исследования использовались методы математического, системного и статистического анализа, в том числе фундаментального и функционального, теории оптимизации, экономико-математического моделирования, абстрактно-логического и монографического исследования.

В качестве исходной информации использовались законодательные акты и нормативно-правовые документы органов государственного управленияофициальные информационно-статистические данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФмонографии и статьи российских и зарубежных авторовстатистические данные предприятий пищевой промышленности.

Эмпирическую базу исследования составили статистические и другие информационные источники, материалы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятий пищевой промышленности РФ, экспертные заключения, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы в хозяйственной сфере.

Научная новизна диссертационной работы состоит в решении актуальной научной проблемы разработки системы государственного регулирования отечественных предприятий пищевой промышленности. К числу наиболее существенных результатов, полученных в работе относятся следующие:

— проведен анализ состояния предприятий пищевой промышленности, выявлены причины падения объемов производства в отраслях пищевой промышленности РФ;

— определена современная государственная стратегия России развития пищевой промышленности, продовольственная безопасность и условия самообеспечения страны основными видами продуктов;

— сформулированы научно-теоретические направления повышения эффективности отечественных предприятий пищевой промышленности;

— разработана концепция системного регулирования и поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности, основанная на принципах, с построением принципиальной схемы, характеризующий технологическую последовательность проведения прогнозно-аналитических работ по ее формированию;

— определены перспективы развития отечественных предприятий пищевой промышленности.

Основные результаты диссертационного исследования, полученные лично соискателем: на основе проведенного исследования состояния пищевой промышленности, определена динамика и направления развития предприятий;

— сформулированная научно-теоретическая база позволит повысить эффективность отечественных предприятий пищевой промышленности;

— разработанная концепция системного регулирования и поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности будет способствовать росту национальной экономики России в целом и пищевой промышленности в частности;

— разработанные научно-практические меры обеспечат позитивное развитие предприятий пищевой промышленности;

— спрогнозированная динамика производства продукции в пищевой промышленности позволит предприятиям адекватно реагировать на изменяющуюся среду функционирования.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в государственных, региональных программах регулирования и поддержки предприятий промышленности, прежде всего пищевой, а также в преподавании ряда экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется государственному регулированию, планированию и организации производства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы использованы в докладах, представленных на конференциях, опубликованы соискателем, часть из них применена в деятельности отдельных предприятий и организаций, а также использована в учебном процессе в вузах.

Публикации, основные положения диссертации отражены в 4 научных публикациях общим объемом 4,9 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация общим объемом 161 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Пищевая и перерабатывающая промышленность остается самой крупной и жизненно важной отраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевой промышленности достигается за счет высокой специализации производства и совершенствования управления им. Углубление специализации требует не только обеспечение производства технологиями с использованием современных достижений научно-технического прогресса, но и осуществление контроля за качеством сырья и готовой продукции. В связи с этим повышается роль соответствующих органов — Госстандарта, Госторгорганизации и самих предприятий как предприятий производителей сырья, так и перерабатывающих продукцию и лицензирование их производства.

Объект экономики данной отрасли — пищевая промышленность сформировалась на втором, т. е. частном этапе разделения труда. Как собственно пищевая, так и перерабатывающие отрасли АПК являются прежде всего отраслями промышленности со всеми характеристиками чертами индустриального производства. Разделение на перерабатывающую и пищевую промышленность носит условный характер. Конечный потребительский продукт и той и другой отрасли — пищевой продукт со всеми специфическими требованиями при его изготовлении. На предприятиях перерабатывающей промышленности производятся пищевое сырье или пищевой продукт для дальнейшей обработки в пищевой промышленности и готовый к непосредственному потреблению пищевой продукт — консервы, масло, сыр, мясные изделия и т. п. Поэтому эти отрасли, как правило, в практике планирования и учета сведены в одну группу отраслей пищевой промышленности и именуются пищевой промышленностью.

Отрасли пищевой промышленности производят как средства производства — предметы труда (группа «А»), так и предметы потребления (группа «Б»). В товарной продукции этих отраслей на долю группы «А» приходится примерно одна треть, а на долю группы «Б» — две трети. В конечном счете, продукция пищевой промышленности в совокупностипотребительская продукция, пищевой продукт, т. е. продукция группы «Б». Конечно, продукция группы «А» в перерабатывающей промышленности АПК гораздо выше и составляет более 70%, но она полностью или почти полностью потребляется в самой пищевой промышленности для производства конечного пищевого продукта.

Исходя из выше сказанного, пищевую промышленность можно определить как совокупность отраслей промышленности и отдельных производств, специализированных на выпуск продуктов питания.

Пищевая промышленность — эта часть всей промышленности, объединяющая совокупность однородных пищевых и перерабатывающих предприятий, характеризующаяся единством потребительского назначения производимого конечного продукта пищевого назначения, перерабатывающая, как правило, сырье сельскохозяйственного происхождения и располагающая специфичной материально-технической базой в виде системы машин и аппаратов и соответствующим составом кадров пищевиков.

В состав пищевой промышленности входят более 40 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств. Все их объединяет прежде всего единство потребительского назначения производимого специфического продукта — продукта питания, что, в свою очередь, определяет специфические требования к сходному сырью, применяемой технологии, системе машин и всей материально-технической базе и к персоналу.

Такие отрасли как табачная, спиртовая, алкогольная, ликеро-водочная, винодельческая, пивоварочная имеют отличительные особенности. Продукция этих отраслей не продукт питания (табачные изделия, спирт, водка). Все это так, но эти отрасли ближе к пищевой промышленности, чем к любой другой отрасли промышленности или народного хозяйства. В отдельных странах (США, Япония и др.) их не включают в пищевую промышленность, а выделяют в самостоятельную алкогольную, табачную промышленность. По.

Ill установившейся практике в России алкогольную и табачную промышленность как в перерабатывающем звене — табачно-ферментационная, спиртовая, первичное виноделие, так и в конечном обрабатывающем — ликеро-водочная, папиросно-сигаретная, пивоваренная включают в состав отраслей пищевой промышленности. И это оправдано. Ведь продукция этих отраслей используется для внутреннего потребления человека, следовательно, специфические требования к их изготовлению, должны быть такими же как к любому пищевому продукту.

Отрасли пищевой промышленности классифицируются по различным направлениям в зависимости от характерных признаков, лежащих в основе формирования отрасли — от назначения продукции, характера используемого сырья, применяемой технологии и г. д.

В составе пищевой промышленности имеются отрасли добывающей, перерабатывающей, обрабатывающей промышленности. К добывающим отраслям относятся соляная, рыбодобывающая (лов) и часть безалкогольной промышленности — добыча и розлив минеральных вод.

Как было указано выше, остальные отрасли пищевой промышленности делятся по стадиям обработки пищевого сырья и производства пищевого продукта на перерабатывающую и пищевкусовую промышленность. Это не что иное, как различные стадии обработки сырья и производства готового продукта.

В зависимости от особенностей организации производства различают сезонные и несезонные отрасли. К сезонным отраслям относятся, как правило, большинство перерабатывающих отраслей, т. е. отраслей, специализированных на первичной обработке сезонного сельскохозяйственного сырья и частично рыбодо-бывающая промышленность.

Но способу обработки сырья и полупродуктов, т. е. в зависимости от применяемой технологии и соответственно используемой системы машин и аппаратов пищевая промышленность делится на отрасли с преобладанием биохимический, микробиологической и химической основой и отрасли с превалирующем механической основой обработки предметов труда. К первым, использующим аппаратурные процессы, типично относятся жировая, спиртовая и свеклосахарная промышленность, ко вторым, применяющим систему машин — сахаро-рафинадная, кондитерская, ликеро-водочная промышленность, вторичное виноделие — розлив и расфасовка, мукомольная, макаронная и др.

Пищевая промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства. На ее долю падает значительная часть перевозимых различными видами транспорта грузов. Пищевики — крупнейшие заказчики строительства.

Ни особенно тесные и прямо-таки родственные связи стожились между пищевой промышленностью и сельским хозяйством. Именно объективно сложившиеся тесные взаимосвязи между этими крупнейшими отраслями сформировали агропромышленный комплекс. Поэтому пищевую промышленность в совокупности правомерно также рассматривать как часть агропромышленного комплекса, а перерабатывающую промышленность как его неотъемлемую органическую составляющую.

Роль и значение пищевой промышленности определяется тем, что она производит продукт питания, пищу. Этим сказано все. С точки зрения человеческой жизни, всего человечества и его цивилизации все остальные отрасли должны служить ей и быть как бы второстепенными. Недаром в знаменитой триаде «сыт, одет, обут» даже в числе самого необходимого на первом месте продукт пищевой промышленности.

Но не только этим, разумеется, определяется место и роль лицевой промышленности в системе народного хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса.

Пищевая промышленность бесспорно главенствует среди отраслей промышленности по доле производимого ею валового внутреннего продукта, национального и чистого дохода. Предприятия пищевой промышленности производят свыше пятой части всей промышленности по указанным показателям, хотя они составляют лишь около семи процентов ее численности персонала и такой же мизерной долей представлена в стоимости основных производственных фондов, во всем производственном аппарате.

Пищевая и перерабатывающая промышленность — составная часть всей промышленности и агропромышленного комплекса. И это обстоятельство делает ее, с одной стороны, представителем самой ведущей отрасли народного хозяйства и, с другой стороны, завершающим звеном и основой продовольственного комплекса.

Как часть агропродовольственного комплекса как раз отрасли пищевой промышленности формируют как продуктовые подкомплексы, так и агропромышленные системы — свеклосахарную, масложировую, зерновую и т. д. Ведущая роль промышленности в системе народнохозяйственного комплекса и всей национальной экономики общеизвестна и очевидна.

Именно промышленность технически вооружает и перевооружает все народное хозяйство, генерирует и поставляет передовые индустриальные технологии другим отраслям. Наконец, в ней производится более половины продукции и национального дохода.

И принадлежность пищевой и перерабатывающей промышленности ко всей промышленности и агропромышленному комплексу еще раз подтверждает ее ведущую роль к сфере материального производства и социально-экономической жизни общества. И, естественно, она вправе требовать адекватного отношения к себе от того же общества, кого кормит, а не сложившегося порочного остаточного принципа к ее нуждам.

Одна группа производств пищевой промышленности — предприятия сахарной, маслодельной, винодельной, крупяной, а также чайной, консервной и рыбной промышленности — размещается ближе к источникам сырья (сельскохозяйственному сырью). Так, например, предприятия по консервированию овощей, фруктов находятся на Северном Кавказе, в Поволжье. Мясокомбинаты создаются в местах, где развито скотоводство, так как выгоднее перевозить мясо, а не живой скот и т. д. Заводы по производству рыбных консервов размещаются в портовых городах. Ценные сорта рыбы, крабов, икру Россия экспортирует. Однако в последние годы вылов морепродуктов значительно сократился.

Другая группа производств пищевой промышленности — предприятия хлебопекарной, макаронной, кондитерской, пивоваренной и другой промышленности — размещаются в основном в местах потребления продукции (в крупных населенных пунктах).

Таким образом, развитие и размещение предприятий пищевой промышленности определяется: размещением населения (потребители), специализацией сельского хозяйства (источники сырья), и, конечно, условиями транспортировки готовой продукции.

Разнообразие сырья и наличие потребителей пищевых продуктов во всех регионах обусловливают повсеместное распространение предприятий пищевой промышленности. Но в одних местах они обслуживают нужды местного населения, в других — создают продукцию для многих районов страны. В последние годы проблемы коснулись и этой отрасли российской экономики. Производство продукции очень существенно снизилось. Страна импортирует широкий ассортимент продовольственных товаров.

В крайне тяжелом положении после распада СССР оказалось рыболовное хозяйство и рыбная промышленность России. Большинство лучших рыболовных судов остались в портах приписки. И фактически на морских «угодьях» Мирового океана нет больше рыболовного флота России. Да и в ближних морях Севера и Дальнего Востока его позиции (в т.ч. в 200-мильной экономической зоне РФ) становятся все более слабыми под натиском рыболовных судов других государств.

В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции и развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научнотехнической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания. Интеграция научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития общества означает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции, обеспечивающей платежеспособный спрос.

Основными причинами, сдерживающими развитие предприятий пищевой промышленности на современном развитии, являлись:

1. Отсутствие федеральной и региональной систем государственной поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности.

2. Отсутствие единой государственной системы учета предприятий пищевой промышленности и оценки результатов их деятельности, а также объективно существующие административные барьеры.

3. Низкие бюджетные возможности региона и муниципальных образований для финансирования эффективных инвестиционных проектов предприятий пищевой промышленности и объектов инфраструктуры его поддержки.

4. Хроническая недостаточность собственных оборотных средств у предприятий пищевой промышленности и отсутствие финансовых ресурсов для осуществления капитальных вложений.

5. Недостаточный уровень профессиональной квалификации специалистов, а также знания федерального и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере экономики и финансовслабое развитие региональной инфраструктуры по оказанию информационных, консультационных и юридических услуг предприятиям пищевой промышленностиотсутствие системы сбора, обработки и анализа достоверной информации о состоянии и конъюшпуре рынка, наличии ресурсов.

6. Отсутствие достоверной статистической информации о состоянии отраслей пищевой промышленности, не позволяющее объективно оценивать и прогнозировать его развитие.

ВЫВОД. Кардинальное решение проблем предприятий пищевой промышленности как самостоятельного стратегического сектора экономики России, переключение его капиталов из сферы обращения (торговли) в сферу производства и формирование местного товаропроизводителя без дальнейшего совершенствования правовых, экономических и организационных условий, а также адресной поддержки предприятий пищевой промышленности со стороны государства невозможно.

Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

1. производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

2. доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

3. высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

4. пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;

5. постоянный контроль за состоянием питания населения.

В Российской Федерации в настоящее время отсутствует де-юре и, как следствие, де-факто такой общепринятый организационно-правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности, как среднесрочное планирование и программирование.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

I. В России отсутствует законодательная база, обеспечивающая защиту граждан от голода, а государство от потери независимости и возможности политического шантажа из-за отсутствия продуктов питания.

В настоящее время понятие продовольственная безопасность законодательно не определено и обеспечение продовольственной безопасности не входит в обязанности Президента и Правительства.

Вопреки распространенному мнению законодательное обеспечение продовольственной безопасности должно строится не на уровне отраслевого законодательства, а на более высоком законодательном уровне.

П. Перспективная законодательная база продовольственной безопасности должна включать:

1) Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» (возможно, Федеральный конституционный закон Российской Федерации), раскрывающий понятие продовольственной безопасности, как необходимого условия обеспечения основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, и обязывающий исполнительную власть обеспечивать продовольственную безопасность Российской Федерации в первоочередном и обязательном порядке.

2) Систему управления федеральным бюджетом, гарантирующую исполнение принятого бюджета на юридическом, организационноуправленческом и финансовом уровне. Создание правовой основы финансового механизма ответственности исполнительной власти перед получателями бюджетных платежей за исполнение бюджета.

3) Налоговое законодательство, стимулирующее реальный сектор производства в целом, адаптированное к отраслевой специфике сельского хозяйства, включая почвенно-климатическую дифференциацию ряда налогов.

4) Систему среднесрочного планирования и программирования всех уровней, связанную с системой управления бюджетом. Программные документы должны иметь статус законов соответствующего уровня.

5) Федеральные и региональные законы отраслевого уровня, регулирующие специфические для отрасли отношения в сфере АПК и продовольствия.

За годы осуществления реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности в обществе.

Формирование концепции системного регулирования и поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности — сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принципа «первого руководителя».

Чтобы обеспечить развитие отечественной пищевой промышленности, нужно применять такие способы и меры прямой и косвенной государственной поддержки производств продуктов питания, которые позволяют в большей степени использовать внутренние способности самоорганизации этих производств в условиях, предоставляемых им возможностями экономической самостоятельности, свободы целесообразного выбора форм корпоративного построения и интеграции сил в борьбе за рынки.

Поддержка и раскрытие возможностей предприятий, направленных на усиление стимулирования их инновационной деятельности, могут осуществляться различными способами и их сочетаниями.

В диссертации разработаны конкретные меры укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой) базы отечественных предприятий пищевой промышленности.

Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходима срочная разработка программ и соответствующей системы мер по ее поддержанию, которые входят составной частью в программу построения системы продовольственной безопасности России. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:

— обеспеченность земельными ресурсами,.

— степень деградации сельскохозяйственных земель,.

— степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса,.

— уровень монополизации продовольственного рынка,.

— степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок,.

— уровень безработицы в сельском хозяйстве,.

— уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей,.

— уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.

Для развития все отечественной пищевой промышленности необходимо выделить и разработать программы для конкретных отраслей с выделением их специфики, цель которых — улучшить работу перерабатывающих предприятий, восстановить их интеграцию с сельскохозяйственными предприятиями, укрепить позиции на российском рынке на основе выработки качественной продукции. Реализация намеченных программ только в комплексе позволит оказать влияние на стабилизацию работы предприятий.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ состояния предприятий пищевой промышленности, выявил ряд проблем:

— продовольственная экспансия производителей пищевой продукции зарубежных стран сдерживает развитие местных предприятий;

— технологический потенциал предприятий не соответствует современным требованиям: только 19% активной части фондов соответствует современному уровню, 25% подлежат модернизации, 41%-замене;

— высокая степень износа основных производственных фондов: на отдельных предприятиях до 75%;

— недостаток оборотных средств для приобретения сырья, обновление основных фондов;

— низкая загрузка производственных мощностей;

— сокращение сырьевой базы;

К задачам государственного регулирования и поддержки отечественных производителей продуктов питания относятся следующие.

— техническое перевооружение и создание новых производств, внедрение новых технологий;

— создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий, повышения налоговой эффективности отраслей;

— ориентация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности преимущественно на эффективное использование сырьевых ресурсов государства;

— повышение качества, улучшение дизайна продукции, выпускаемой предприятиями.

Изменения социально-экономических условий, происходящие в нашей стране, требуют разработки инструментария, позволяющего учитывать новые экономические условия, современные тенденции развития пищевой промышленности, а также адекватного современным требованиям и соответствующему уровню информационной технологии.

При адаптации к рыночным условиям по результатам диссертационного исследования прослеживаются следующие тенденции.

1. Закрытие нерентабельных производств и ориентация на наиболее эффективные предприятия отрасли.

2. Структурные изменения в отрасли.

3. Рост хозяйственной самостоятельности предприятий.

4. Нерациональность поставок продовольствия.

5. Нестабильность социальных условий в сельскохозяйственных регионах.

Будущее пищевой промышленности зависит от развития экономики страны. Производство продуктов питания во многом определяется перспективами развития пищевой отрасли, для которой характерны ряд внешних и внутренних условий:

1. Динамика потребления продовольственных товаров. Впервые за несколько десятилетий в стране происходит снижение потребления, которое впоследствии должно смениться более или менее существенным их ростом. Такой «волнообразный» характер динамики потребления изменяет привычные представления о наилучших направлениях развития пищевой промышленности.

2. Стоимостные характеристики производственных объектов и используемых ресурсов. Переход экономики России к рыночным отношениям резко меняет стоимостные характеристики и традиционные представления о конкурентоспособности различных продовольственных товаров.

3 .Ужесточение экологических требований к производству и рост затрат, связанных с использованием природных ресурсов, а также с загрязнением природной среды.

4. «Старение» производственных объектов. Интенсивно нарастает мощность производственного оборудования, отработавшего предельный срок службы и подлежащего демонтажу или модернизации.

5. Необходимость модернизации производственного оборудования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. СПб.: Союз, 1999. — 336 с.
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т «Открытое о-во». М.: Магистр, 1998. — 311 с.
  3. Ю.П., Липкина В. В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 2000. — N 10, с. 14−22.
  4. H.A. Государственное регулирование естественных монополий в условиях трансформации российской экономики: Автореф. дис. к. э. н. / Южно-Урал. гос. ун-т. Челябинск, 2000. — 28 с.
  5. Р.Н. «Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК». Справочное пособие. Москва. «Агропромиздат». 1990, 304 с.
  6. В. Государственное регулирование и механизм саморегулирования в рыночной экономике. Вопросы экономики № 9, 1996, с. 323.
  7. С. А. Теория и практика формирования системы государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации / Калинингр. гос. ун-т Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2002, 57 с.
  8. В.А. Сущность, формирование и эволюция государственной антимонопольной политики // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. М.: Логос, 2000. — с. 113−124.
  9. К.Б. Организация коммерческой деятельности предприятий пищевой промышленности: Автореф. дис.канд. техн. Наук / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов.-СПб., 1994.-18 с.
  10. Ашалян Л.Н., Юрханов А. П. Организация работы коммерческих служб на предприятиях пищевой промышленности в условиях рынка // Пищевая промышленность.-1997.-N 11.-С.28.
  11. A.A. Цены и механизм ценообразования в условиях инновационной деятельности предприятий продовольственных товаров // Материалы XXXY отчет.науч.конф.за 1996 г./Воронеж.гос.технол.акад.-Воронеж, 1997.-Ч.2.-С.81.
  12. Булатов А. Е. Обновление основного капитала перерабатывающих предприятий // Междунар. конф. «Науч. -техн. прогресс в перерабатывающих отраслях АПК»:Материалы.-М., 1995.-С.20−23.
  13. В.В., Кузнецов В. Я. Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики. М., Наука и экономика, 1999, 345 с.
  14. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 2. М.: МГФ «Знание», 2001, с. 34−55.
  15. А. И. Предпринимательство и инвестиции в переходном периоде (1992−2000) функционирования экономики России: Сб. науч. тр. Междунар. акад. информатизации- Сост. и науч. ред. А. И. Беглов СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002, с. 76−105.
  16. Бизнес-карта 2004. Пищевая промышленность. Молочная продукция. Масло животное. Сыры. Т. 6. Россия, Изд-во Бизнес-карта, 2004,422 с.
  17. Е. А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в регионе: (На примере Северо-Запада России): Сб. ст. М-во по антимонопол. политике и поддрежке предпринимательства РФ, Великий Новгород, 2003 с. 22−57.
  18. E.H. Развитие и размещение пищевой промышленности в регионе (в условиях экономической реформы): Автореф. дис.канд. техн. наук/Совет по размещению производ. сил и экон. сотрудничеству.-М., 1995, с. 23−24.
  19. JI.C. Предпринимательство основа социально-экономического развития общества (Вестник СПб У-та № 5 «Экономика», 1992), с.44−51.
  20. Вестник экономики / Бюллетень Министерства экономического развития и торговли РФ и РИА «Новости». 2001. — № 9. — с. 23−29.
  21. A.M. Внешнеэкономическая зависимость продовольственного рынка России // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 10−11.
  22. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  23. В.В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. — 416 с.
  24. В. Российская промышленность на «американских горках». Куда теперь? // Экономика и жизнь. декабрь 1999. — № 52.
  25. Гончаров В.Д.ДПаробаро И. Д. Пищевая и перерабатывающая промышленность РФ в условиях перехода к рынку: Учеб. пособие/Рос. инж. акад. менеджмента и агробизнеса.-М., 1996, — 49 с.
  26. B.C. Концептуальные основы в управлении предпринимательством -М.: Универсум, 1995. 92 с.
  27. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Российская газета № 2,1999.
  28. Государственная налоговая служба. Нижний Новгород, 1995. — 448 с.
  29. Гражданский кодекс РФ (Части первая и вторая).
  30. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. — 112с.
  31. Григорьева В. В. Проблема установления цен на продукцию предприятий пищевой промышленности // Материалы XXXY отчет.науч.конф.за 1996 г./Воронеж.гос.технол.акад.-Воронеж, 1997.-Ч.2 .-С.72.
  32. С.И. Предпринимательство в АПК. М.: Колос, 1997. — 351с.
  33. С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. М.: МСХА, 1994.-42с.
  34. Л.Б. «Повышение эффективности сезонных производств мясной и молочной промышленности». Экономические и организационные проблемы. Москва. «Пищевая промышленность».-1989 г.
  35. С.В.- Ибрагимова М.Д. «Экономика пищевой промышленности» Москва -1981 г. «Легкая промышленность», 205 с.
  36. Егорова Т. И. Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области // Пищ. пром-сть.-1998.-К 1.-С.29.
  37. Т.Н., Елисеева Н. П., Завьялова Е. В. Итоги работы пищевой промышленности в 2000 году и задачи на 2001 год // Пищевая промышленность. -2001. № 3. — с. 6−12.
  38. Н.В., Сидоров А. Н. Агропромышленный комплекс России: защитить и поддержать. Пищевая промышленность. 2003. — № 10.
  39. Земельный налог: формы, ставки, порядок исчисления // Экон.-правов. бюллетень АКДИ «Экономика и жизнь». М., 1995. — N 6(56).
  40. В.Г. Пищевая и перерабатывающая промышленность в новом тысячелетии // Пищевая промышленность. 2001. — № 1. — с. 9−14.
  41. Я. Я. Регулирование и поддержка малого бизнеса в региональной экономике- Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002,164 с.
  42. П. Кто продает «Россию» // Эксперт. 2002. — № 32. — с. 38−41.
  43. Козлов М.В., Тульская Н.С.Бизнес-план как инструмент эффективного управления пищевым предприятием // Птц. пром-стъ.-1998.-К 1.-С. 18−20.
  44. Комплексный прогноз развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом преобразований сельского хозяйства в условиях рыночных отношений. М.: АгроНИИТЭИПП, 2001.
  45. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: 1968. — 720 с.
  46. С.Н. Организация налоговой системы в сельском хозяйстве // Финансы. 1994. — N 7. — С.23−32.
  47. Ал.В., Даеничева В. А., Костенко Ан.В., Теребулин С. С. Организация производства на предприятиях сахарной промышленности: Учебное пособие. М.: Издательский комплекс МГУПП, 2001. — 107с.
  48. Костомаров В. Дахомчик В.Качество продукции категория рыночная. Из опыта работы пищевых предприятий Тюменской области // Пшц. пром-сть.-1997.-N 11.-С.20−21.
  49. С.Е. Экономика мясной и молочной промышленности: Учеб. для вузов по спец. «Экономика и упр. в отраслях агропром. комплекса».-2. изд., перераб. и доп.-М.:Агропромиздат, 1990, — 319 с.
  50. А.Е. Новая наука антропогеография. // № 3, 1997 — с. 73.
  51. Курс экономической теории / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева, С. Н. Ивашковский и др.- под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: Издательство «АСА», 1995. — 624с.
  52. В.В., Маркин С. Ю., Голуб П. П. О разработке инвестиционных предложений и проектов в перерабатывающей промышленности АПК // Экономика строительства. 1998. — № 4. — с. 2−14.
  53. Р., Место и роль различных форм собственности в условиях рынка // АПК: экономика и управление. 1998. — № 3. С. 75 — 79.
  54. JI.JI. Основные направления работ по экологизации пищевых производств // Между нар. конф. «Науч. -техн. прогресс в перерабатывающих отраслях АПК»:Материалы.-М., 1995.-С. 151−152.
  55. K.P., Брю С.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1993 — 800 с.
  56. А.И. Производство и потребление пшеницы в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-C.49−51.
  57. Материалы V съезда Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности России // Пищевая промышленность. -2001.-№Ц.-с. 4−11.
  58. Материалы Банка «Церих» (http://bank.zerich.ru).61 .Материалы Министерства финансов РФ (www.minfin.ru).
  59. Материалы Системы комплексного раскрытия информации НАУФОР (www.skrin.ru).
  60. А. Принципы экономической науки. — М., 1993. 212 с.
  61. Межрегиональная научно-практическая конференция «Пищевая промышленность 2000″, 5−8 июня 1996 г.: Тез. докл./Казан, гос. техно л. унт. — Казань, 1996, — 230 с.
  62. Материалы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (http://www.forecast.ru).
  63. Материалы Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru).
  64. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1994.-701 с.
  65. Ю.В. Стратегия преодоления структурного монополизма. Общество и экономика, 1995. № 10.
  66. И.А., Евдокимов H.H. Повышение эффективности зерна в условиях становления рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.- с. 10−12
  67. Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: ТРТУ, 1997,347 с.
  68. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2001. -N3.-C.36−37.
  69. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК: наука, технология, экономика / Тужилкин В. И., Масленникова O.A. Ульянов Е. В. и др. (Учебник) 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский комплекс МГУПП, 1998.-844 с.
  70. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК: наука, технология, экономика / Тужилкин В. И., Масленникова O.A. Ульянов Е. В. и др. (Учебник) 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский комплекс МГУПП, 1998. — 844 с.
  71. В.М. Некоторые аспекты выживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в период кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-C.15−16.
  72. А.М. Внешняя торговля России продовольственными товарами и сырьем // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 14−15.
  73. A.M. Состояние пищевой промышленности на рубеже веков // Пищевая промышленность. 2001. — № 5. — с. 30−31.
  74. Пшцевая промышленность Российской Федерации в условиях рынка / Под. общей ред. акад. Сизенко Е. И. М.: 1997. — 188 с.
  75. Пищевая промышленность, 2000, № 7 Лифанчиков А. Н. „Состояние пищевой промышленности в 2000 г.“ с. 23−45.
  76. Пищевая промышленность», 2000, № 8. Чешинский JI.C. «Пути форсирования развития производства отечественного продовольствия».
  77. Предпринимательство. Социально-экономическое управление. Юнити-Дана М.:2002,340 с.
  78. Производство пищевых продуктов и рационализация питания населения: Сб. науч. трЖемеров. технол. ин-т пищ. пром-сти.-Кемерово, 1993.-225 с.
  79. И.И. Научно-практические основы оптимизации технологий производства мясных и молочных продуктов: Автореф. дис. д-ра техн. Наук / Моск. гос. акад. прикл. биотехнологии М., 1993.- 42 с.
  80. A.JI., Жапаров К. Ж., Равепов P.P. Продовольственная безопасность региона: теоретико-методологический подход. Журнал Пищевая промышленность № 2, 2004 с. 30−44.
  81. Российский статистический ежегодник 2003, Стат. Сборник. М. Госкомстат-2003,790 с.
  82. .А. Предпринимательство и риск. М.: Знание (Серия «Экономика» № 4), 1992. — 64с.
  83. .А., Фатхутдинов P.A. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. — 784с.
  84. А.Н. Роль и место пищевой отрасли в промышленном комплексе России // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 12−13.
  85. Ю.Г. Экономическая география на XIX Международном географическом конгрессе в Стокгольме. // № 1,2001 с. 13.
  86. Сельское хозяйство России 2003, Госкомстат М.2003, 307 с.
  87. А. Государственное регулирование экономики. Тезисы лекций. Институт повышения экономической квалификации государственных служащих. М, 1997.
  88. В.Н. «Пищевая промышленность России на «весах» продовольственной безопасности» // Журнал «Пищевая промышленность», № 6−7,2001 г.
  89. А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги 1−3). -М.: Наука, 1993.-572с.
  90. A.A. Оценка рисков производственной деятельности хлебопекарных предприятий потребительской кооперации: Дис. к.э.н.: 08.00.05. Белгород, 1999. — 184с.
  91. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. М.: Госкомстат, 2000−2004 -№ 33−45.
  92. Статистический сборник: «Труд и занятость в России», Госкомстат России, Москва, 2003,445 с.
  93. Статистический сборник «Социальное положение и уровень жизни населения России», Госкомстат России, Москва, 2003, с 305.
  94. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под редакцией Гранберга А. Г. М. Финансы и статистика, 1990,347 с.
  95. Сельское хозяйство в России. Госкомстат. Москва. 2003. с. 26.
  96. Т.М. Предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы: Учеб. пособие М. РГОТУПС 2003,207 с.
  97. М.Н. «Экономика и организация промышленного производства». М. 1987 г. «Мысль», 205 с.
  98. Т.Г. Экономическое развитие стран АТР: Учеб. пособие. -Владивосток, Из-во Дальневосточ. Ун-та, 1999,200 с.
  99. В.В., Крупанин A.A. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: СПбУМ, 1996,120 с.
  100. В.И., Дасковский В. Б. Эффективность инвестиций в пищевую промышленность // Пищевая промышленность. 1998. — № 6. — с. 4−7.
  101. Е.В. Взаимодействие инвестиционной, инновационной и производственной сфер пищевого подкомплекса АПК: теория, методология, практика / Под ред. д.э.н., проф. Масленниковой O.A. М.: Издательский комплекс МГУПП, 2000. — 200 с.
  102. Е.В., Масленникова O.A., Теребулин С. С., Бровко Е. И. Продовольственная безопасность и виды экономических угроз // Пищевая промышленность. 2002. — № 2. — с. 12−14.
  103. Е.В., Масленникова O.A. Роль налогов в развитии инновационного инвестирования производственной сферы // Пищевая промышленность, № 12,2003 с. 20−23.
  104. И.Ф., Митина Н. В. Методические основы системы введения агропромышленного производства административного района // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.- с.6−9.
  105. С.А., Садагов Ю. М. Атомно-абсорбционный анализ в системе обеспечения безопасности пищевых продуктов // Пищевая промышленность. 2001. № 6.
  106. Т. А. Современные тенденции развития бизнеса в России: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Под общ. ред. Т. А. Хорошавиной Омск, 2003, с. 30−77.
  107. Г. А. Государственное предпринимательство в годы НЭПа: теоретико-методологические основы исследования Волгоград Изд-во ВолгГУ 2003, 164 с.
  108. Цены на сельскохозяйственную технику по регионам России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2001.-N3.- с. 52−53.
  109. В. Г. Финансово-экономический механизм поддержки предпринимательства в аграрной сфере региона / Ростов н/Д: Терра, 2002, 257 с.
  110. А.Н. «Основы планирования производства на предприятиях пищевой промышленности». М. 1986 г. «Пищевая промышленность», 243 с.
  111. Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. — 456с.
  112. А. Концентрация будет быстрой // Ведомости. 2002. — № 159 (722). — с. А5.
  113. Экономика предприятия / Под ред. проф. О. И. Волкова. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. — 344 с.
  114. Экономика предприятия пищевой промышленности: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. Масленниковой О. А. М.: Издательский комплекс МГУШ1, 1998.-516с.
  115. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. — 621 с.
  116. Экономическая политика России: итоги 2000 года // Инвестиции в России. 2001. — № 3. — с. 3−9.
  117. Эксперт 200: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт. 2000. — № 37. — с. 54−115.
  118. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (www.pmi.org).
  119. Dewey E. and Mandino O. Cycles The Mysterious Forces that Trigger Events, NY, Hawthorne, 1971.
  120. Hurst J.M. The Profit Magic of Stock Transaction Timing, Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1970.
  121. International Monetary Fund (http://www.imf.org).
  122. New York Stock Exchange (www.nyse.com).
  123. Project Finance in Developing Countries. IFC Lessons of Experience No. 7. International Finance Corporation, the World Bank Group. 1999. 112 pages.
Заполнить форму текущей работой