Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова
Для поэтов-фронтовиков, а также для А. Твардовского, Л. Мартынова, В. Федорова, В. Бокова, С. Викулова, А. Прокофьева, Вл. СолоухИ' на, Вл. Соколова, А. Яшина и др. вторая половина 60-х годов ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому… Читать ещё >
Содержание
- I. * ВВЕДЕНИЕ
- 2. ГЛАВА I. Поэзия 60-х: цроблемы и тенденции
- 3. ГЛАВА II. Творчество Н.М.Рубцова
- Раздел I. Ранняя лирика /1955−1962 гг./
- Раздел П. Творчество Н. М. Рубцова второй половины 60-х годов /1963−1971 гг./. III-I
- Раздел Ш. Поэтика Н.М.Рубцова
- 4. ВЫВОДЫ.'.'
Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поэзия послевоенных десятилетий и особенно второй половины 60-х годов отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии. Его изучение, интенсивно ведущееся в течение последних двух десятилетий, все же еще не достаточно полно цредставляет это явление в советской литературе.
Постановления ЦК КПСС «0 литературно-художественной критике» /1972/, «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» /1979/, «О творческих связах литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» /[982/, материалы Юбилейного пленума Союза писателей СССР /сентябрь, 1984/" ориентируют исследователей на расхдэытие смысла и значения важнейших явлений поэтического искусства в контексте литературного развития эпохи.
Разговор о проблемах развития поэзии 60-х годов заключает в себе «объемное историко-литературное и теоретическое содержание и предполагает решение немаловажных вопросов: в каких общих соотношениях и проявлениях происходил синтез унаследованного и новаторского» 1^ и то, как он содействовал дифференциации и интенсификации литературного процесса того времени, а также становлению самостоятельных образных систем.
Представляется, что исследование поэзии 60-х годов как составной части общелитературного процесса предполагает сочетание проблемного и историко-литературного аспектов.
I/ Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. — 2-е изд. -Л.: Худ.лит., Ленишротд-ние, 1978, с. 98.
Актуальность работы в попытке целостного литературоведческого анализа поэтических процессов 60-х годов, а также в изучении формирования и развития под знаком проблем поэзии 60-х своеобразной поэтической системы Н. Рубцова, Творчество поэта оп-ре|&> целое направление в лирической поэзии второй половины 60-х годов, оказало влияние на становление многих поэтических дарований в 70-ые — 80-ые годы. Целостное представление .о поэзии Н. Рубцова в советском литературоведении пока еще не сложилось. До настоящего времени она изучается лишь фрагментарно, на уровне ври-тических описаний. Выбор периода 60-х годов в качестве материала исследования связан с тем, что в нем коренятся истоки многих тенденций, наметивших пути развития советской поэзии в последующе годы в целом. Условность хронологического обозначения рамок данного десятилетия вызвана традицией членения литературных этапов, хотя хронологические десятилетия и не обозначают этих этапов в четком виде.
Интенсивное развитие поэзии в середине века привлекало ученых и литературоведов, которые сделали немало интересных наб-лвдений и замечаний на основе богатого поэтического материала тех лет. Дяя этого десятилетия было характерным появление многих значительных поэтических произведений, отразивших важнейшие перемены в общественной жизни страны, и не случайно исследователи заговорили об определенной его «порубежности» 1 ^.
Эту особенность того времени с большой силой художественного чувства отразили в своих произведениях поэты всех поколений. Наиболее отчетливо проявились признаки новой жизни и нового идейно-эстетического качества образного познания мира в творчест.
I/ См.: Павловский А. Память и судьба,-Л., 1982; Кожинов В. Начало яового этапа?-Литературная Россия, 29 ноября 1974 г.
— 5 ве представителей старшего поколения: Вл. Луговского «Середина века» /1958 г./, М. Светлова «Охотничий домик» /1964 г./, А. Твардовского сб. «Послевоенные стихи» /1962 г./, А. Прокофьева «Приглашение к путешествию» /1960 г./, Н. Асеева «Лад» /1961 г./, П. Антокольского «Высокое напряжение» /1962 г./, «Четвертое измерение» /1964 г./. О новом творческом подъеме у писателей старшего поколения с удовлетворением говорили Н. Рыленков и Вл. Лугов-ской.
Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных молодых поэтов, как Е. Евтушенко, Р. Рожцеенс ственский, А. ВознёОКйй, Р. Казакова, Н. Матвеева, Вл. Цыбин, Б. Ахма-дулина и др. Эпоха бурно возраставшего энтузиазма народа, быстрого роста его самосознания на гребень волны подняла именно молодежь, чутко уловившую новые настроения. Знамением времени становилась громкая, звучащая с трибун, поэзия. К середине десятилетия четко обозначилось новое направление в поэзии. Оно определялось качественно иным стремлением осмыслить действительность, поверив ее опытом истории. В творчестве поэтов, представителей поэзии философичной, а также так называемой «тихой лирики» наметился поворот к изучению классической традиции русского стиха. В целом во второй половине 60-х годов начался процесс нравственного возвышения личности, заметно повысивший требования гражданственности. Пожалуй, ближе всего к решению этих вопросов среди молодых подошли Н. Рубцов /цикл стихов о Родине/, В. Казанцев/сб. «Поляны света» /1968 г./, «Русло» /1969 г./, А. Прасолов сб." Земля и зенит" /1968 г./, А. Передреёв сб." Возвращение" /1972 г./, А. Жигулин сб. «Рельсы» /1963 г./, «Полярные цветы» /1966 г./.
Собственно, наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно ^ цротивоположных направлений, идущих от разных традиций /одно от.
— 6 трибунной, громкой поэзии Вл. Маяковского — Р. Ровдественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др. — и друтое — от тютчевско-есе-нинской — Н. Рубцов, А. Прасолов, А. Жигулин, Вл. Соколов и др./, скорее характеризовало необычайное богатство поэтического цроцес-са тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности. В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма.
Но самым «дееспособным» оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее /многие принимали в войне самое непосредственное участие/ - Е. Винокуров, С. Наровчатов, М. Луконин, О. Берггольц, А. Межиров, М. Ду-дин и др./.
Для поэтов-фронтовиков, а также для А. Твардовского, Л. Мартынова, В. Федорова, В. Бокова, С. Викулова, А. Прокофьева, Вл. СолоухИ' на, Вл. Соколова, А. Яшина и др. вторая половина 60-х годов ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому началу в человеке. Поэты стремились философски осмыслить путь советского народа к революции, к социализму. Лирика грагдан-ского звучания в их произведениях приобрела в то время решавдее значение. Поэзия наполнялась интонациями медитативного, философского характера. Неслучайно и обращение поэтов к поэме /С.Вику-лов «Преодоление» 1964, «Окнами на зарю», 1965, Е. Евтушенко «Братская ГЭС» 1965, А. Вознесенский «Лонжшо» 1963, Р. Рождественский «Реквием» 1961, «Письмо в XXX век» 1965, В. Федоров «Седьмое небо» 1965;1967, А. Твардовский «За далью — даль» 1961, Е. Исаев «Суд ' памяти» 1963/ и др. Это обстоятельство свидетельствовало о.
— 7 наступавшем времени обобщенно-м^Стабного осмысления действительности нашими художниками.
Весьма существенно характеризовали щюцесс развития поэзии 60-х и дискуссии, периодически протекавшие на страницах нашей литературно-художественной печати — «о самовцражении» /19 601 961, ж. Новый мир/, «о лирическом герое» — ЛГ, 1963, «о традициях и новаторстве» — ж. Воцросы литературы, 1964, «поэзия и эстрада» — сб. День Поэзии, 1964, «черты литературы последних лет» — 1964, «о поэме» — 1965, «об интеллектуальной лирике» 1966, «о содержательности в поэзии» 1967, «о гражданственности» 19 681 969.
Совершенно закономерно, что столь сложное время в развитии советской поэзии являлось и является предметом серьезного изучения. Говоря о степени изученности этого материала, не обходило подчеркнуть, что здесь существует обширная 1фитическая и исследовательская литература.
Вплотную к изучению поэзии тех лет подошли А. Макаров «Поколения и судьбы» /1967/, А. Михайлов «Лирика сердца и разума» /1965/, «Ритмы времени» /1973/ и др. книги, А. Метченко «Кровное, завоеванное» /1971/, В. Панков «Время и книги» /1974/, М. Храп-ченко «Творческая' ивдиввдуальность писателя и развитие литературы /1977/, В. Дементьев «Мир поэта» /1980/, Вя. Гусев «В середине века» /1967/, П. Выходцев «Поэты и время» /1967/ и др.
Изучению развития поэзии 60-х годов' посвящено немало диссертаций /Л.Лавлинский «Гражданские мотивы в лирике 60-х годов, М., 1972, А. Чагин «Проблемы историзма в русской советской лирике 60−70-х годов, М., 1979, В. Мусатов «Проблема художественных традиций в современной лирической поэзии 50-х начала 70-х годов», Л., 1978, З. Старкова «Проблемы современности в советской поэзии.
50−60-х годов", М., 1973, В. Зайцев «Русская советская поэзия 60−70-х годов /жанрово-стилевые искания и тенденции/» -М., 1983'.
Монография И. Гринберга «Бути советской поэзии» ~М., 1968, посвящена изучению этапов движения поэш за полвека. Обрисовывая движущуюся панораму советской поэзии, автор книги сосредоточил внимание на отдельных творческих портретах стихотворцев того времени. Исследователь доказательно оцределяет особое место выдающихся поэтов в тех или иных литературных группировках, а также четко соединяет многообразие поэтических явлений и талантов единой идеей.
А.Урбан в книге «Возвышение человека?-Л., 1968, дает общую характеристику развития поэзии 50−60-х годов, отмечая при этом «обостренное внимание поэзии к человеческой личности», к общим кардинальным проблемам духовной жизни. Подъем философской лирики он связывает с высвобождением великой духовной энергии человека и: народа в 60-е годы.
Вл.Гусев в работах «В середине века?-М., 1967 и «В предчувствии новогоГ-М., 1974 также рассматривает движение поэзии 50−60-х годов. Главное в этих книгах — стремление соотнести реальный опыт текущего литературного процесса с генеральными тевден-циями развития отечественного и мирового искусства. Автор глубоко раскрывает поэтическое богатство советской литературы в один из самых сложных и интересных моментов ее развития. 0 народности искусства, о его массовости Вл. Гусев рассуждает, руководствуясь словами Ленина о праве рабочих и хфестьян «на настоящее, великое искусство». Большая часть его исследований строится на изучении стилевого своеобразия поэзии середины века, а также на выяснении стилевых особенностей той или иной художественной системы советских писателей и поэтов.
— 9.
Монография П. Выходцева «Поэты и время?-Л., 1967, посвящена вопросам традиций и новаторства в поэзии 60-х годов. Получает свое освещение и проблема народности советской поэзии. В оценках же творчества отдельных поэтов автор работы несколько субъективен.
В книге «Ритмы времени» /этвды о русской советской поэзии наших дней/-М., 1973, А. Михайлов стремится передать живое движение поэзии 50−60-х годов. Работа пусть и не в полной мере охватывает историко-литературный цроцесс того времени, но из всех книг о поэзии второй половины XX века является, пожалуй, наиболее интересным опытом изучения проблем и тенденций того периода. Автор привлекает к анализу большой поэтический материал, много внимания уделяет творчеству поэтов молодого поколения, много размышляет о новом пафосе современной литературы, заключавшемся в глубоком исследовании действительности. Убедительны его рассуждения и о гражданственности советской поэзии 60-х годов.
Два тома Вл. Огнева «Горизонты поэзииУ-М., 1982, являшг собой серьезный труд о многонациональной советской поэзии за несколько десятилетий. Подробно исследует автор творчество Вл. Лу-говского, Ст. Щипачева, Л. Мартынова и др. поэтов старшего поколения. Менее удачно говорит о молодой русской поэзии 50−60-х годов /Б.Слуцком, Е. Винокурове, Вл. Цыбине, А. Вознесенском/. Каждая статья написана основательно, но в книгах нет единой идеи. Книга В. Дементьева «Мир поэта'.'-М., 1980 посвящена творчеству поэтов разных поколений, различной стилевой ориентации и тематической направленности. Собственно, монография состоит из творческих портретов советских поэтов Л. Мартынова, Яр. Смелякова, Ал. Твардови ского, Ал-ра Межирова, С. Орлова, М. Лукоина, Е. Исаева, С. Викулова, А. Яшина, Н.Рубцова. В каждой из этих глав /совершенно автономных/ дается основательный цдейно-тематический анализ творчества отдельного поэта, убедительно говорится о своеобразии почерка каждого, определяется идейно-эстетическая позиция художника. Наиболее удачны очерки о поэтах так называемой «деревенской тематики» /С.Викулов, А. Яшин, Н. Рубцов/. Автору книги в раде очерков удается расхить нравственно-философскую сущность творчества поэтов, ее социальную направленность.
В книге В. Панкова «Воспитание гражданина7-М., 1969, разбираются многие важные темы современного литературного процесса. С позиций критика и историка литературы он говорит о том, как пополнилась Лениниана. Автор подчеркивает главную мысль, что задача советской литературы — воспитание человека активного, ответственного перед обществом. Обилие рассматриваемых, материалов создает оцределенную фрагментность, но при этом все же чувствуется наличие единой линии в исследовании. Она — в убедительном описании нового героя, создаваемого советской литературой в 60-ые годы. В целом книга — результат огромной работы по осмыслению движения и развития советской литературы за десятилетие, включая и литературные дискуссии тех лет.
В диссертационных работах, посвященных отдельным проблемам поэтического процесса 60-х годов, также выявляются многие существенные стороны его развития. Так, получили достаточно серьезное освещение проблемы гражданственности, историзма, традиций и новаторства.
Л.Лавлинский в диссертации «Гражданские мотивы в лирике 60-х годов'"~М., 1972, указывает на повышенный интерес исследователей к проблемам современной лирики. Особенно автор работы выделяет процесс углубления историзма в советской поэзии, который выявил и пристальное внимание к отдельной личности. Литературовед анализирует творчество поэтов разных поколений и приходит.
— II к выводу, что гражданственность — умение поэта ответить на самые важные, социально значимые вопросы времени — присуща в своей преемственности всем советским поэтам, фи этом он отмечает и большое своеобразие проявления этого качества в творчестве разных стихотворцев.
А.Чагин в работе ." Проблема историзма в русской советской лирике 60−70-х годовГ-М., 1979, говорит о личностном характере современного самосознания общества. Особо выделяет довольно отчетливо сказавшуюся черту поэзии тех лет — расширение исторических горизонтов мироощущения, постижение мира в его исторической перспективе, в неразрывной связи времени. А. Чагин в ходе своего анализа утверждает, что чувство истории, являющееся неотъемлемой чертой духовного мира личности и воплощенное в образах лирического переживания, проникает в цроизведения разных поэтов и становится существенной тевденцией развития современной лирической поэзии.
Вл.Мусатов посвятил свою диссертацию изучению проблемы художественных традиций в современной лирической поэзии 50-начала 70-х годов. Автор работы рассматривает традицию как объективное условие бытия искусства и анализирует используемые художественные возможности современной лирической поэзии в свете опыта русской классики. Иначе говоря, исследователь предлагает анализ традиций как живого и определявдего фактора развития литературного процесса. Вл. Мусатов аргументированно рассматривает проблему человека и истории и проблему самоопределения лирики 50-х-начала 70-х годов в контексте опыта, накопленного вершинным поэтическим мышлением Х1Х-ХХ вв. Современная советская лирика двух последних десятилетий рассмотрена им как процесс, установлена связь современной поэзии с русской философской лирикой XIX в. и художествен.
— 12 ными концепциями XX в., намечены перспективы движения современной лирики.
В.Зайцев в докторской диссертации «Русская советская поэзия 60−70-х годов» /жанрово-стилевые искания и тецценции/-М., 1983, исследует закономерности литературного процесса последних лет, говорит о многообразии форм в поэзии социалистического реализма, цредлагает свою классификацию стилевым образованиям в поэзии тех лет. Отмечая основные тевденции развития поэзии, автор работы дает характеристики разным поэтическим ивдивидуальностш^, отмечает разнообразие творческих направлений.
Таким образом, проблемы поэзии 60−70-х годов в той или иной степени все же изучены. Довольно обширная критическая и научно-исследовательская литература /выше указаны лишь некоторые из работ/ освещала и освещает существенные стороны и тевденции поэтического процесса 50−70-х годов в нашей литературе. Достаточно полно исследованы проблемы историзма, гражданственности, традиций и новаторства, лирического героя и др. Во многих работах получили серьезное обоснование цроблемы жанра и стиля в поэзии 60-х годов, идейно-нравственные и эстетические искания художников, широко также изучалось творческое своеобразие рэда мастеров поэтического слова.
Однако до настоящего времени нет работ обобщающего характера, синтезирущих изучение проблем поэзии того времени и дащих целостное представление о процессе поэтического развития тех лет. На необходимость появления такой работы указывали Л. Якименко и Вл.Мусатов.
Кроме того, при относительно большом количестве работ, посвященных отдельным проблемам развития поэзии 60-х годов, вне поля зрения литературоведов находится целый рцц воцросов, нерешенность которых свидетельствует о необходимости дополнительных исследований. Так, ждут своего научного освещения проблемы романтического и гражданского начал в поэзии 60-х, 1фоблемы философской и интеллектуальной лирики, вопросы интенсивных жанрово-стилевых исканий. Изучение закономерностей и художественных тенденций поэтического цроцесса середины века становится, таким образом, совершенно необходимым и насущным. Исследование отдельных поэтических систем, раскрывшихся в 60-ые, со всей очевидностью способствует расширению представлений ученых об историческом пути нашей литературы.
О творчестве Н. Рубцова писали многие*^.
Однако в своих статьях они касались чаще всего какой-либо одной проблемы или же давали общие характеристики его лирике, не цредпринимая глубокого литературоведческого анализа отдельных циклов его стихов.' Все написанное о Н. Рубцове можно характеризовать как литературно-критическое обозрение его творчества. Оценки, данные его стихам, в ряде случаев носят довольно субъективный характер-. Однако в содержательных работах А. Пикача «Я люблю судьбу свою» /ВЛ, 1977, № 9/ и В. Кожинова Н.Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта.-М.: «Советская Россия», 1976 делаются попытки проследить отдельные моменты становления таланта поэта, а также высказываются мысли о необходимости написания литературоведческого исследования о поэтическом наследии Н.Рубцова.
Лирика Н. Рубцова, поэта глубоко самобытного, таланта самородного, требует освещения как историко-литературного, так и.
I/ См.: Акаткин В. В. В поисках главного слова. — Воцр. лит-ры, 1974, В 3, с.39−62- Дементьев В. Предвечернее Н.Рубцова. -Москва, 1973, Л 3, с.208−215- Кожинов В. Н. Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. — М., 1976, 89 е.- Пикач А. «Я люблю судьбу свою». — Вопр. лит-ры, № 9, 1977, с.92−126 и, цр.
— 14 теоретического. Поэтому раздел диссертации, посвященный творчеству Н. Рубцова, носит монографический характер.
В работе, согласно историко-хронологическому принципу, рассматриваются различные цроблемы поэзии 60-х и анализируется формирование и развитие своеобразной поэтической’системы Н.Рубцова. Устанавливаются связи его лирики с русской философской лирикой XIX и XX веков /Ф.Тютчев, Е. Баратынский, Н. Заболоцкий, А. Твардовский/, прослеживается преемственность в дальнейшем развитии поэтом крестьянской линии в советской поэзии /С.Есенин, С. Вику-лов, А. Яшин/. Делается попытка дать системное, цредставление о поэтике Н. Рубцова, рассматривается проблема автора в его лирической системе, проблема художественного времени и пространства, частично разбирается система рифмовки, дается характеристика используемых изобразительно-выразительных средств.
Основной целью данного исследования является отрешение рассмотреть творчество поэта Н. Рубцова в контексте истории развития поэзии 60-х годов. Кроме того, выявить основные художественные тевденции и закономерности поэтического процесса середины века, определявшие его настоящее и будущее.
Смысл современной поэтической ситуации, а также и изучаемого периода 60-х невозможно уяснить себе без историко-литературного рассмотрения процессов предыдущего развития поэзии. Без этого невозможно определить и ее дальнейшие’перспективы.
Проблемно-исторический принцип изучения историю-литературно го процесса, который взят на вооружение в данной работе, предполагает определенную хронологическую последовательность рассмотрения материала, хотя его членение по главам не всегда носит хронологический, последовательно-временной характер.
— 15.
Представляется, что изучение отдельных проблем поэзии тех лет дробит общее цредставление о развитии поэзии 60-х, не дает объемного вцдения этого периода. В связи с этим причиной, предопределившей выбор теш, является прежде всего стремление придать работе обобщающий характер.
Данное исследование предполагает выявить общие тевденции в развитии поэтического цроцесса этого десятилетия, определить новые темы и направления, систематизировать дискуссионные материалы, возникшие в 60-ые годы вокруг цроблем поэзии, проанализировать формирование и развитие своеобразной поэтической системы Н. Рубцова, писавшего в то время, — что указывает на исследование широкого крута вопросов. Однако строго ограниченный объем работы вынуждает четко выделить начало и конец изучаемого периода /середина 50-конец 60-х/, провести в связи с этим отбор имен. В работе вьщержан единый принцип анализа «общих» ноблем на строго локализованном материале.
Методология и методика выполнения диссертации. Методологическую основу данной работы составляют труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства. Советская эстетическая мысль и советское литературоведение, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, выработало четкие общие цринципы исследования литературного материала, опора на которые и стала методологической базой данной диссертации.
Ключом к анализу проблем поэзии 60-х годов может служить ленинский подход к изучению жизненных явлений. В. И. Ленин учил «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала т/ теперь» 7.
Что же касается непосредственно материала советской поэзии 60-х годов, то здесь советская критика и литературоведение накопили много различных наблвдений и предварительных рабочих обобщений. Споря с ниш или соглашаясь, автор работы тем не менее опирался на добытое размышлениями о поэзии таких критиков и литературоведов, как А. Метченко, И. Гринберг, А. Макаров, А. Михайлов, Вл. Гусев, В. Панков, В. Огнев, П. Выходцев, В. Кожинов, Л. Лавлинский, Л. Аннинский, Ст. Рассадин, В. Дементьев и многих других.
Основная методологическая посылка работы состоит в том, что познание жизни в искусстве всегда идет на основе его самопознания. Вот почему в диссертации рассмотрение проблем развития поэзии 60-х ведется сквозь призму исторических событий, вызвавших изменения в общественно-политической и литературной жизни советского общества после Х£ съезда партии. Определение же направления развития поэзии дается на основе анализа самой лирической проблематики" При этом строго соблюдался хронологический принцип рассмотрения проблем и ситуаций в поэзии 60-х годов. Сделана попытка также сказать о своеобразии преломления той или иной проблемы в творчестве отдельных поэтов, или группы поэтов, объединенных тем или иным направлением в поэзии.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Маркс К. К критике политической экономии* - Маркс К", Эн-гельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.6−7.
2. Энгельс Ф. Карл Маркс. «К 1фитйке политической экономии» .Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 13, с.489−499.
3. Ленин В. И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64−84.
4. Ленин В. И. Письма о тактике. Полн.собр.соч., т.31,с.131−134.х хХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
5. О литературно-художественной критике. /Постановление ЦК КПСС/.Правда, 1972, 25 января.
6. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских СоциалистическихРеспублик,. Принята на внео черед, седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 223 с.
8. Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: речь на Пленуме, посвященном 50-летию Союза писателей СССР, 25 сент. 1984 г. Правда, 1984, 26 сентября. х'х х.
9. Андреев Ю. А. В поисках закономерности: 0 современном литературном развитии. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ие, 1978. — 399 с.
10. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. 183 с.
11. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. В кн.:Эстетика и литературная 1фитика: В 2-х томах. М.: Госиздат, 1959, т.1, с.473−531.
12. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года.Полн.собр.соч., т.10. М.: иэд-во АН СССР, 1956, с.7−50. 21″ Бушмин А. С. Цреемствённость в развитии литературы. 2-ое изд.-Л.: Художественная литература. Ленингр. отд-ие, 1978. -223 с.
13. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: изд-во АН СССР, 1963. — 225 с.
14. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.:Гослитиздат, 1959. 654 с.
15. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 379 с.- 199.
16. Гегель. Наука логики: В 3-х т. М.: Мысль, 1972, т. З, 374 с.
17. Гегель. Поэзия. В кн.: Гегель. Эстетика: В 4-х томах.М.: Искусство, 1969. Т.2, с.13−136.
18. Гинзбург Д. Я. О лирике. 2-ое изд., доп. Л.: Советскийписатель-. Ленингр. отд-ние, 1974. 407 с. 26″ Гринберг И. Л. Пути советской поэзии. — М.: Художественная литература, 1968. — 384 с.
19. Гусев В. И. В предчувствии нового. М.: Советский писатель, 1974. 328 с.
20. Русев В. И. В середине века. М.: Советский писатель, 1967.299 с.
21. Иезуитов А. Н. О методах изучения историко-литературногопроцесса. В кн.: Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения /сб.статей. Под ред.А.С.Бушмина/. -Л.: Наука. Леншпр. отд-ие, 1974, с.42−76.
22. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика". Стилистика.Л.: Наука. Леншпр. отд-ие, 1977. 407 с.
23. История русской советской литературы: В 4-х томах. М.:Наука, 1971, т.4. 767 с.
24. История русской советской поэзии I94I-I980 гг. Л.: Наука.Ленингр. отд-ие, 1984. 399 с.
25. Кулинич A.B. Русская советская поэзия. Очерк истории. М.:Учпедгиз, 1963. 384 с.
26. Кулинич A.B. Новаторство и традиции в русской советскойпоэзии 20-х годов. К.: Изд-во Киевского ун-та, 1967. -376 с.
27. Кулинич A.B. С.Есенин. Жизнь и творчество. К.: Высшаяшкола, 1980. 207 с.- 200.
28. Ковский В. Е. Литературный процесс 60−70-х годов /динагликаразвития и проблемы изучения современной советской литературы/. М.: Наука, 1983. — 336 с.
29. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения.М.: Просвещение, 1972. НО с.
30. Маймин Е. А. Русская философская поэзия. М.: Наука, 1976.190 с.
31. Метченко А. И. Кровное, завоеванное. М.: Советский писатель, 1975. 487 с.42″ Метченко А. И. Избранные работы. В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1981, т.1. — 495 с.
32. Макаров А. Н. Поколения и судьбы. М.: Советский писатель, 1967. 375 с.
33. Макаров А. Н. Литературно-критические работы. В 2-х томах.М.: Художественная литература, 1982.
34. Овчаренко А. Н. Социалистическая литература и современныйлитературный процесс. М.: Современник, 1975. — 623 с.
35. Петросов К. Г. О формах выражения авторского сознания в лирической поэзии. В кн.: Русская советская поэзия и стиховедение /Материалы межвузовской конференции/. — М.: Моск. пед. ин-тут, 1969, с.22−49.
36. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-воМГУ, 1983. 336 с.
37. Поспелов Г. Н. Цроблемы исторического развития литературы.М.: Просвещение, 1972. 271 с.
38. Проблемы русской советской литературы. 50−70-е годы. Л.:Наука, Ленингр. отд-ие, 1976. 324 с.
39. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946;1975. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1978. -286 с.
40. Тимофеев Д. И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика.М.: Советский писатель, 1964. -.523 с.
41. Урбан A.A. Возвышение человека. Заметки о современной поэзии.Л.: Художественная литература, Ленингр. отд-ие, 1958. -251 с.
42. Урбан A.A. Образ человека образ времени. — Л.: Художественная литература, Ленингр. отд-ие, 1979. 324 с.
43. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд. М.: Художественная литература, 1977. — 446 с.
44. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. 2-е изд. М.: Советский писатель, 1978. — 366 с.
45. Шер’ба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. В сб.: Советское языкознание, т.2. Л., 1963, с.129−131.
46. Якименко Л. Г. Герой и новаторство советской литературы. М.:Художественная литература, 1964. 320 с.
47. Якименко Л. Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советскойлитературы. М.: Художественная литература, 1978. — 434 с. х х1965. 40 с.
48. Рубцов Н. М. Звезда полей. М.: Советский писатель, 1967. НО с.
49. Рубцов Н. М. Душа хранит. Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, i960. 95 с.
50. Рубцов Н. М. Сосен шум. М.: Советский писатель, 1970. — 86 с.
51. Рубцов Н. М. Зеленые цветы.- М.: Советская Россия, 1971.143 с.- 202.
52. Рубцов Н. М. Последний пароход. М.: Современник, 1973.142 с.
53. Рубцов Н. М. Подорожники. М.: Молодая гвардия, IQ76. — 302 с.
54. Рубцов Н. М. Избранная лирика. Архангельск: Сев.-Запад.кн. изд-во, 1977. 150 с.
55. Рубцов Н. М. Стихотворения. М.: Советская Роесия, 1977.329 с.
56. Рубцов Н. М. Избранное, М.: Художественная литература, 1982. 300 с. х хлитература, т.4, 591 с.
57. Антокольский П. Г. Собр.соч.: В 4-х томах. М.: Художественная литература, 1971, т.2, 622 с.
58. Баратынский В. А. Стихотворения и поэмы. Петрозаводск: Карелия, 1979. 263 с.
59. Берггольц О. Ф. Собр. соч.: В 3-х томах. М.: Художественнаялитература, 1972, т. З, 391 с.
60. Боков В. Ф. Избранное.- М.: Художественная литература, 1970. 479 с.
61. Ваншенкин К. Я. Избранные стихотворения: В 2-х томах. М. :Художественная литература, 1975, т.1, 398 с.
62. Викулов C.B. Избранные произведения: В" 2-х томах. М.:Современник, 1982, т.1, 320 с.
63. Винокуров Е. М. Избранное. М.: Художественная литература, 1968. 495 с.
64. Вознесенский A.A. 40 отступлений из поэмы Треугольная груша. М.: Советский писатель, 1962. — 109 с.- 203.
65. Вознесенский A.A. Антимиры. М.: Молодая гвардия, 1964.222 с.
66. Вознесенский A.A. Дубовый лист виолончельный. М.: Художественная литература, 1975. 589 с.
67. Дудин М. А. Собр.соч.: В 3-х томах. Л.: Художественнаялитература, 1977, т.2, 414 с.
68. Друнина Ю. В. Избранные произведения: В 2-х томах. М.:Художественная литература, 1981, т.1, 383 с.
69. Евтушенко Е. А. Яблоко. М.: Советский писатель, i960. — 99 с.
70. Евтушенко Е. А. Катер связи. М.: Молодая гвардия, 1966.263 с.
71. Евтушенко Е. А. Избранные произведения: В 2-х томах. М.:Художественная литература, 1975, т.1, 510 с.
72. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Художественная литература, 1982. 479 с.
73. Заболоцкий H.A. Избранные произведения: В 2-х томах. М.:Художественная литература, 1972, т.2, 320 с.
74. Инбер В. М. Собр. соч.: В 4-х томах. М.: Художественнаялитература, 1965, т.1, 575 с.
75. Казанцев В. И. Лирика. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во., 1964. 72 с.
76. Казанцев В. И. Прикосновение. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, i960. 102 с.
77. Казанцев В. И. Поляны света. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во., 1968. 96 с.
78. Казанцев В. И. Дочь. М.: Советский писатель, 1969. — 104 с.
79. Казанцев В. И. Русло. М.: Советская Россия, 1969. — 95 с.
80. Куняев С. Ю. Избранное. М.: Художественная литература, 1979. 381 с.- 204.
81. Луговской S.A. Собр.соч.: В 3-х томах. М.: Художественнаялитература, 1971, т. З, 431 с.
82. Луконин М. К. Избранные произведения: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1973, т.1, 462 е., т.2, 462 с.
83. Мартынов Л. Н. Первородство. М.: Молодая гвардия, 1965.351 с.97• Мартынов Л. Н. Голос природы. М.: Советский писатель, 1966. — 166 с.
84. Мартынов Л. Н. Лвдские имена. М.: Молодая гвардия, 1969.158 с.
85. Межйров А. П. Избранные произведения: В 2-х томах. М. :Художественная литература, 1981, т.1, 335 е., т.2,383 с.
86. Наровчатов С. С. Собр.соч.: В 3-х томах. М.: Художественная литература, 1978, т. З, 390 с.
87. Орлов С. С. Собр.соч.: В 3-х томах. М.: Художественная литература, 1980, т.2, 335 с.
88. Прасолов А. Т. Лирика. М.: Молодая гвардия, 1966. — 63 с.
89. Прасолов А. Т. День и ночь. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во., 1966. 88 с.
90. Прасолов А. Т. Земля и зенит. Воронеж: Центр.-Чернозем.кн. изд-во., 1968. 71 с. 105. Прокофьев A.A. Приглашение к путешествию. — Л.: Художественная литература, 1969. — 256 с.
91. Прокофьев A.A. Пристрастия. Л.: Лениздат, 1967. — 198 с.
92. Рождественский Г. И. Испытание. M.: Советский писатель, 1956. 129 с.
93. Рождественский Р. И. Радиус действия. М.: Советский писатель, 1965. 222 с.- 205.
94. Рождественский Р. И. За 20 лет, М.: Художественная литература, 1973. 462 с.
95. Рыленков Н. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1981. 766 с.
96. Светлов М. А. Собр.соч.: В 3-х томах, М: Художественнаялитература, 1974, т.1, 782 с.
97. Смеляков Я. В. Собр.соч.: В 3-х томах. М.: Молодая гвардия, 1977, т.1, 430 с. ИЗ. Соколов В. Н. Избранные произведения: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1981, т.1, 463 с.
98. Солоухин В. А. Ручьи на асфальте. М.: Советский писатель, 1958. 66 с.
99. Солоухин В. А. Журавлиха. М.: Московский рабочий, 1950.232 с.
100. Солоухин В. А. Имевдий в руках цветы. М.: Советский писатель, 1962. 314 с.
101. Солоухин В. А. Жить на земле. М.: Советский писатель, 1965. 68 с.
102. Твардовский А. Т. Собр.соч.: В 6-ти томах. М.: Художественная литература, 1976, т. З, 431 с.
103. Твардовский А. Т. Из лирики этих лет. М.: Советский писатель, 1976. 95 с.
104. Твардовский А. Т. Книга лирики. М.: Советский писатель, 1982. 448 с.
105. Тютчев Ф, И. Полное собрание стихотворений. Л.: Советскийписатель, 1957, 422 с.
106. Федоров В. Д. Собр.соч.: В 3-х томах. М.: Молодая гвардия, 1975, т.1, 494 с.
107. Цыбин В. Д. Медовуха. М.: Советский писатель, i960. — 114 с.- 206.
108. Дыбин В. Д. Родительница степь. М.: Молодая гвардия, 1959. 112 с.
109. Иыбин В. Д. «Пульс. М.: Советский писатель, 1963. — 102 с.
110. Дыбин В. Д. Книга лирики, М.: Молодая гвардия, 1967. — 119 с.
111. Яшин А. Я. Избранные произведения: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1972, тЛ, 510 с.
112. Жигулин A.B. Избранное. М.: Художественная литература, 1981. 351 с.
113. Жигулин A.B. В нацежце вечной. М.: Советский писатель, 1983. 320 с. х хтуры, 1974, гё 3, с.39−62.
114. Анализ художественного произведения. Л.: Наука, 1976.235 с.
115. Анкета. Что вы думаете о народности поэзии? ДП-68. — М. :Советский писатель, 1968, с.141−150.
116. Анкета. Сегодня и завтра нашей поэзии. ДП-69. М.:Советский писатель, 1969, с.176−208.
117. Аннинский Л. А. Ддро ореха. М.: Советский писатель, 1965. 223 с.
118. Аннинский Л. А., Во схождение к свету. Дружба народов, 1972, Je 6, с.278−280.
119. Аннинский Л. А. Тридцатые-семшгесягые. М.: Современник, 1977. 271 с.
120. Баевский B.C. Стих и поэзия. В кн.: Проблемы структурнойлингвистики 1980. М.: Наука, 1982, с.254−268. 207.
121. Едок A.A. Набросок статьи о русской поэзии. Собр.соч. :В 8-ми томах, М.-Л., 1963, т.7, с.21−38.
122. Вузылев И. А. Об интеллектуальном и эмоциональном в современной советской лирике. В кн.: Концепция человека в эстетике социалистического реализма.- М.: Мысль, 1977, с.131−260.
123. Винокуров Е. М. Поэзия и мысль. М.: Советская Россия, 1966. 88 с.
124. Винонен Р. И. Чувство пути. М.: Современник, 1981. — 368 с.
125. Выходцев П. С. Поэты и время. Л.: Художественная литература, 1967. -.288 с.
126. Выходцев П. С. Деревня, земля, человек. В кн.: Проблемырусской советской литературы 50−70-ые годы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1976, с.149−188.
127. Выходцев П. С. Новаторство. 1£адиции, Мастерство. Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ие, 1973. 336 с.
128. Глинкин П. Е. О некоторых закономерностях в литературномдвижении 1960;1970;х годов. Русская литература, 1976, В 2, с.54−77.
129. Дементьев В. В. Поэты от земли. М.: Советская Россия, 1963. 224 с.
130. Дементьев В. В. Дар севера. М.: Современник, 1973. — 301 с.
131. Дементьев В. В. Поэзия моя отрада. — М.: СоЕрёменник, 1975. 527 с.
132. Дементьев В. В. Грани стиха. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
133. Дементьев В. В. Исповедь земли. -М.: Современник, 1980.511 с.
134. Дементьев В.В.'- Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха. М.:Советская Россия, 1980. 511 с.- 208.
135. Евтушенко Е. А. Талант есть чудо неслучайное. М.: Советский писатель, 1980. 429 с.
136. Зайцев В. А. Советская поэзия 50−60-х годов. М.: изд-воЩУ, 1969. 96 с.
137. Зайцев В. А. Современная советская поэзия. 60−70. М. :Просвещение, 1969. 224 с.
138. Кожинов В. В. Начало нового этапа? Литературная Россия, 1974, 29 ноября, В 48, с. 4.
139. Кудрявцев М. В. Семантическаяотруктура-лова «ветер» в поэзииН.Рубцова. В кн.: Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. — Л.: изд-во ЛГПИ, 1983, с.126−132.
140. Лавлинскйй Л. И. Быть созвучным эпохе. Молодая гвардия, 1965, Ш 3, с.309−316.
141. Лавлинский Л. И. Высший суд времени. Литературная газета, 1970, 15 марта, В 16, с. 4.
142. Лавлинский Л. И. Сердца взрывная сила. М.: Советскийписатель, Х972. 319 с.
143. Лавлинский Л. И. О «тихой» лирике. В кн.: Литература исовременность, сб.П. М.: Художественная литература, 1972, с.298−318.
144. Лавлинский Л. И. Не оставляя линии огня. М.: Современник, 1975. 319 с.
145. Лавлинский Л. И. Веление времени. Коммунист, 1984, № 2,с.75−88.
146. Ланщиков А. П. Многообразие искусства. М.: Московскийрабочий, 1974. 192 с.
147. Лесневский С. С. «Я к вам приду». Поэты. Поэзия. Время.М.: Советский писатель, 1982. 367 с.- 209.
148. Любарева Е. П. Советская романтическая поэзия. М.: Высшаяшкола, 1973. 319 с.
149. Мазепа Н. Р. В поэтическом поиске: Об эпическом и лирическомначале в современной русской поэзии. К.: Наук, думка, 1977. — 176 с.
150. Михайлов A.A. Поэт и лирический герой. Архангельск: Сев.Зап. книж. изд-во, i960. 136 с.
151. Михайлов A.A. Живут на Руси поэты. М.: Современник, 1973. 399 с.
152. Михайлов A.A. Ритмы времени. М.: Художествення литература, 1973. 528 с.
153. Михайлов A.A. Лирика сердца и разума. М.: Советский писатель, 1965. 396 с.
154. Михайлов A.A. Северная театрадь. Архангельск: Сев.-Зап.кн. изд-во, 1980. 320 с.
155. Михайлов A.A. Тайны поэзии. М.: Современник, 1980. — 335 с.
156. Михайлов A.A. Два ключа. М.: Советский писатель, 1981.367 с.
157. Михайлов A.A. В мире Блока. М.: Советский писатель, 1981.535 с.
158. Михайлов A.A. Портреты. М.: Советская Россия, 1983.383 с.
159. Михайлов О. Н. Верность. Родина и литература. М.: Современник, 1974. 254 с.
160. Наровчатов С. С. Живая река. Литературоведение и критика.М.: Советская Россия, 1974. 156 с.
161. Наровчатов С. С. Собр.соч.: В 3-х томах, т.2 Необычное литературоведение. М.: Художественная литература, 1977. -366 е., т. З — Статьи .¿-о поэзии. — М.: Художественная литература, 1978. — 390 с.- 210.
162. Оборутов В. А. Степень родства. М.: Современник, 1977.206 с.
163. Огнев Б. Ф. Избранные работы: В 2-х томах. ГЛ.: Художественная литература, 1982, т.1, 559 с.
164. Озеров Д. А. Работа поэта. М.: Советский писатель, 1963.336 с.
165. Озеров Д. А. Мастерство и волшебство. М.: Советскийписатель, 1976. 503 с.
166. Осетров Е. И. Поэзия наших дней. М.: Советская Россия, 1965. 271 с.
167. Осетров Е. И. Птоломеево царство или расширяющаяся вселенная? Литературная Россия, 1974, 15 февраля, № 7,с. 16−17.
168. Павловский А. И. Поэты-современники. /Сборник статей/.М.-Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ие, 1966. 270 с.
169. Панков В. К. На стрежне жизни. Проблемы и герои современнойсоветской литературы. М.: Советский писатель, 1962. -356 с.
170. Панков В. К. Воспитание гражданина. Современная советскаялитература. Герои. Проблемы, Дискуссии. М-: Советский писатель, 1965. — 372 с.
171. Панков В. К. Бремя и книги. Проблемы и герои советской литературы, 1945;1973 гг. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1974. — 523 с.
172. Павловский А. И. 'Память и судьба: Статьи и очерки. Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ие, 1982. 367 с.
173. Сидоров Е. Ю. На пути к синтезу: Статьи. Портреты. Диалоги.М.: Современник, 1979. 355 с.
174. Чупринин С. И. 60−70-е: Волна вослед волне. Новый мир, 1981, JE 5, с.237−248. 211.
175. Чудринин С. И. Крупным Планом: Поэзия наших дней: проблемыи характеристики. М.: Советский писатель, 1983. — 287 с. х хс.270−272.
176. Белков В. «Помолчим поговорим». Диалог в лирике Н.Рубцова. Север, 1983, № 3, с. ИО-115.
177. Бобров А. Свет поэзии Н.Рубцова. Литературная Россия, 1977, 17 июня, В 25, с. 19.
178. Волгин И. Звезда полей. Октябрь, 1967, te 9, с. 223.
179. Воспоминания о Рубцове. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. 318 с.
180. Рладышева 0. Душа хранит. Волга, 1967, № 12, с.169−171.
181. Горбовский Г. По направлению к Рубцову. ДД-79. — М. :Советский писатель, 1979, с.145−146.
182. Дементьев В. В. Предвечернее Н.Рубцова. Москва, 1973, № 3,с.208−215.
183. Денисова П. «Все мне кажется нет забытья». — Москва, 1968, Ы, с .209−211.
184. Истошна А. «Душа моя чиста». «Волга», 1980, № 10,с.172−179.
185. Истошна А. «Полюби и жалей и помни» .-. -" Подъем, 1975, Я 5, с.132−133.
186. ИоЩе С. Н. Рубцов. В кн.: Этюды о поэтах. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979, с.279−286.
187. Кожинов В.В. Н. Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта.М.: Советская Россия, 1976. 89 с. 205. Коносов М. Город в лирике Н.Рубцова. — ДП-81. — М.: Советский писатель, 1981, с.81−82. 212.
188. Коносов М. Зеленые цветы севера. Звезда, 1972, Л 6, с.218−219.
189. Коротаев В. Душа хранит. Аврора, 1972, JS 8, с. 75.
190. Коротаев В. Горит его звезда. В ich.: Н.Рубцов. Подорожники. М.: Молодая гвардия, 1976, с. 5−10.
191. Куклин Д. Номенклатура чувств. Нева, 1983, Л I, с. 160−164. 2Ю. Куняев Ст. Словами простыми и точными. — Литературная газета, 1967, 22 ноября, № 47, с. 5.
192. Куняев' Ст. Русский огонек. Север, 1979, JS 3, с. Пб-123.
193. Лавлинский Л. Звезда труда и поэзии. Молодая гвардия, 1968, № 8, с.303−305.
194. Лесневский Ст. «.Начинается там, где есть тенденция» .Литературная газета, 1982, 9 сентября, № 36, с.З.
195. Линник Ю. Углубление связи. Север, 1972, Ш I, с.124−126.
196. Лобанов М. Сила благодатная. Молодая гвардия, 1972, й 6, с.290−295.
197. Лобанов М. Стихия ветра. ДП-72. — М.: Советский писатель, 1972, с.181−182.
198. Михайлов A.A. Магия «простых» слов. 0 стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина». В кн.: Поэзия. 1976, J& 17. -М.: Молодая гвардия, 1976, с.163−167.
199. Михайлов A.A. «Посреди очарованных трав» -. Дружба народов, 1969, К? 2, с.251−261.
200. Михайлов A.A. Поэтический образ России. В кн.: Русскаясоветская поэзия. Традиции и новаторство. 1946;1975: Сб. статей. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1978, с.21−47.
201. Михайлов A.A. Метафора жизни. В кн.: Писатель и’жизнь.М.: Советский писатель, 1981, с.18−34. 213.
202. Надо лова Т. «Все земные святыни и узы.» Волга, 1977,5, с.170−176.
203. Никифорова И. Высота поиска. Литературное обозрение, 1974, № 6, с.45−48. 223. Оборутов В. А. Дань за радость неземнуюВ кн.: Н.Рубцов. Избранная лирика. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977, с.147−155.
204. Осётров Е. А. Не слишком ли много стихов? Вопросы литературы, 1968, № 10, с.90−91.
205. Педенко Св. Прощальное и вечное Н.Рубцова. Север, 1977,5, с.110−118.
206. Передреев А. Мир, отраженный в душе. Литературная Россия, 1967, 22 сентября, с. 16−17.
207. Перцовский В. Слово п поэзии Н.Рубцова. Север, 1971, № 3,с.123−128.
208. Пикач А.'" Люблю судьбу свою" /Заметки о поэзии Н. Рубцова/.Вопросы литературы, 1977, № 9, с.92−126.
209. Полунин И. Дитя века. Заметки о поэзии Н.Рубцова. — ОгниКузбасса, 1977, № I, с.92−99.
210. Седых Ш. Возврат к истокам. В сб.: Писатель и жизнь. — М.:Советский писатель, 1981, с.35−50.
211. Селезнев Ю. Созвучье слов живых. В кн.: Поэзия, & 17,1976. -М.: Молодая гвардия, 1976, с. 158−159.
212. Селезнев Ю. «Перед дорогою в большою.» Молодая гвардия, 1977, № 5, с.297−309.
213. Споров Б. Мир поэтической гармонии. Москва, 1977, В I, с.216−218.
214. Старкова 3. Синтез традиций в современной поэзии. В кн.:Жанрово-стилевые проблемы в советской литературе. Калинин: изд-во Калининского ун-та, 1978, с.71−91.
215. Цыбин В. Земля и жизнь. ДП-71. — М.: Советский писатель, 1971, с. 1771.
216. Чагин А. «Мне слышатся истории шаги.-.» Литературнаяучеба, 1979, Ш 3, с.134−141.
217. Шайтанов И. В согласий и в споре. Литературная учеба, 1979, № 2, с.133−142.
218. Шилова К. Есенинская реалистическая традиция и поэзияН.Рубцова. /К проблеме эволюции лирических жанров/. Вологда, 1982, с98-П4.х хлеме жанровых взаимодействий/. Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1980. — 23 с.
219. Гвоздиковская Т. С. Стилевые искания в современной лирической позэии конца 50−60-х годов и проблема классических традиций. Автореф. дис.. канд.филол.наук. М., 1982. -23 с.
220. Гусев В. И. Стиль и авторская позиция писателя. Автореф.дис. .докт.филол.наук. М., 1982. — 26 с.
221. Дмитровский А. З. Проблемы современной философской лирики.Автореф. дис. .канд.филол-наук. М., 1966. — 16 с.
222. Зайцев В. А. Русская советская поэзия 60−70-х годов /Жанровостилевые искания и тенденции/. Автореф. дис. .докт. филол. наук. М., 1983. — 30 с.
223. Комина Р. В. Художественные тенденции и стилевые течениясоветской литературы 1950;70-х годов. Автореф. дис. .докт. филол.наук. М., 1982. — 35 с.
224. Лавлинский Л. И. Гражданские мояивы в лирике 60-х. Автореф.дис. .-.канд.филол.наук. М., 1972. — 23 с.- 215.
225. Мусатов B.B. Проблема художественных традиций в современнойлирической поэзии 50-начала 70-х годов. Автореф. дис. .канд. филол. наук. Л., 1978. — 24 с.
226. Новикова Н.В. А. Блок и художественные иокания в русской советской поэзии 50−60х годов. Автореф. дис. .канд. фи-лог. наук. М., 1982. — 23 с.
227. Старкова З. С. Проблемы современности в советской поэзии50.60-х годов. Автореф. дис. .канд.филол.наук. М., 1973. 23 с.
228. Чагин A.A. Проблема историзма в русской советской лирике 60−70-х годов. Автореф. дис. .канд.филол.наук. М., 1979. — 23 с. х х.
229. Корман Б. О. Словарь литературоведческих терминов. Ижевск: УдЕУ, 1982. 19 с.
230. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 509 с. х хon.I-в, связка # 225. Материалы по творчеству Н. М. Рубцова.
231. Го судар ственный архив Вологодской области. ф. 51, on Л, ед.хр. В 17, 20, 21, 38, 51, 52, 82, 92, 148, 172, 290, 294, 343,'374, 398, 406, 421. Материалы по творчеству Н. М. Рубцова.