Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента
Результаты опытно-экспериментальной работы,.проведенной в разных высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку студентов по-направлению «Технологическое образование», подтверждают гипотезу исследования. Развитие учебной деятельности студентов средствами натурного и модельного эксперимента осуществляется на теоретических основаниях, определяющих, взаимосвязь целей, содержания, средств… Читать ещё >
Содержание
- Глава. '1: Теоретические основы развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образования» средствами натурного и модельного эксперимента
- 1. 1. Личностно-деятельностный подход к обучению как основа развития учебной деятельности студентов
- 1. 2. Теоретические основы развития учебной деятельности студентов
- Глава 2. Теоретические основы натурного и модельного эксперимента в развитии учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование»
- 2. 1. Теоретические основы учебного натурного эксперимента в развитии учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование»
- 2. 2. Теоретические основы модельного эксперимента в развитии учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование»
- 2. 3. Соотношение натурного и модельного эксперимента в процессе развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование»
- Глава 3. Методика развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента
- 3. 1. Концепция и модель развития. учебной деятельности студентов' направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента
- 3. 2. Методика развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента
- 3. 3. Методика развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами демонстрационного эксперимента
3.4. Методика развития совместной учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении учебного натурного эксперимента и модельного эксперимента над материальными моделями.
3.5. Методика развития индивидуальной учебной. деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении компьютерного модельного эксперимента.
Глава 4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образованием средствами натурного и модельного эксперимента.
4.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.
4.2. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.
Список литературы
- Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. — 336 с.
- Аванесов, B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме Текст. / B.C. Аванесов. — М.: Высшая школа, 1995. — 56 с.
- Адлер, Ю.П. Введение в планирование эксперимента Текст. / Ю. П. Адлер. — М.: Металлургия, 1968. 155 с.
- Адлер, Ю.П. Теория эксперимента Текст. / Ю. П. Адлер, Ю. В. Грановский, Е. В. Маркова. М.: Знание, 1982. — 64 с.
- Адлер, Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий Текст. / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. М.: Наука, 1971. — 283 с.
- Акоф, Р. Основы исследований операций Текст. / Р. Акоф, М. Сасиени. М.: Мир, 1971.-534 с.
- Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / Н. А. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 1996. — 216 с.
- Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе Текст. / Н. А. Алексеев. -М.: Феникс, 2006. 332 с.
- Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики Текст. / Н. М. Амосов. — Киев: Наукова думка, 1965. 303 с.
- Ананьев, Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства Текст. / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 18−28.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 340 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1 Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2 Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.-287с.
- Анциферов, Л.И. Оптимизация школьного физического эксперимента : дис.. д-ра пед. наук Текст. / Л. И. Анциферов. Курск, 1985. — 427 с.
- Анцыферова, Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии Текст. // Методологические и теоретические проблемы психологии / Л. И. Анцыферова. -М.: Наука, 1969. С. 57−117.
- Аристова, Л.П. Активность учения школьников Текст. / Л. П. Аристова. — М.: Просвещение, 1968. 139 с.
- Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. 320 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Текст. / Ю. К. Бабанский. — Р/н/Д, 1970.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) Текст. / Ю: К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю: К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Баскаков, Б. Ф: Проблемы-повышения эффективности самостоятельной работы: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. /Б.Ф- Баскаков. — Л., Л980. — 15 с.
- Бахвалов, Л.А. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам? Текст. / Л. А. Бахвалов // Компьютерра. — 1998. — № 217.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем (проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) Текст. / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1977. 304 с.
- Беспалько, В: П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В: П. Беспалько. М.: Педагогика, .1989. — 192 с.
- Бир, С. Кибернетика и управление производством Текст. / С. Бир. — М".: Физматгиз, 1963. С. 26−36.
- Бобкова, М.А. Совершенствование самостоятельной работы в методической подготовке будущего учителя- физики : автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / М. А. Бобкова. -М., 1979. 15 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избр. психол. тр. Текст. / Л. И. Божович — М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»: НПО «МОДЭК», 1995.-349 с.
- Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах Текст. / гл. ред. А. М- Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1976.
- Большой энциклопедический словарь Текст. — М.: ACT, 2005. 1247 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус .// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−80.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская //Педагогика. — 1995. — № 4. С. 29−36-
- Бондаревская, Е. В'. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11—16.
- Бочкова, Р.В. Методологические аспекты компьютерного эксперимента Текст. / Р. В. Бочкова // Учебный эксперимент в высшей школе. — 1998. — № 1. — С. 39−44.
- Брунер Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 1977. -413 с.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение: Текст. / А. В-Брушлинский.— Mi: Знание, 1983- 96 с.
- Бугаев, А.И. Методика преподавания физике в средней школе : теоретические основы Текст. / А. И: Бугаев. Mi.: Просвещение,. 1981. — 288-с.
- Вавилов, С.И. Сочинения, т. IV. Текст. / С. И. Вавилов. Mi: Изд-во АН СССР/1956, -470 с.
- Варава, И.М. Дидактические условия повышения эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке : автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / И. М. Варава. Киев, 1968. — 17 с.
- Васильев, В-И. Культура компьютерного^тестирования.Ч: Г. Философиятдап-тивного тестирования: Текст. / В: И. Васильев, Т. Н. Тягунова. -М.: МГУП-, 2002. 200 с.
- Васильев, В.И. Культура компьютерного тестирования. Ч. II. Программнот дидактическое тестовое задание Текст. / В. И. Васильев, Т. Н. Тягунова. — Mi: МГУП, 2002. 90 с.
- Васильев, В.И. Культура компьютерного тестирования. Ч. III. Содержательность и логичность тестовых суждений Текст. / В. И. Васильев, Т. Н. Тягунова. -М.: МГУП, 2002.-94 с.
- Васильев, В.И. Культура компьютерного тестирования. Ч. IV. Форма тестовой ситуации и формирование теста-Текст. / В. И. Васильев, Т. Н. Тягунова. М.: МГУП, 2002. — 83 с. :
- Васильев, В.И. Культура компьютерного тестирования. Ч. V. Оптимальная оценка уровня учебных достижений тестируемых Текст. / В. И. Васильев, Т. Н. Тягунова. М. :МГУП, 2002. — 75 с.
- Веников, В.А. К вопросу о классификации моделей и методов познания Текст. / BiA. Веников.// Известия вузов. Энергетика. — 1961. — № 10. — С. 123 137.
- Веников, В-А. Некоторые методологические вопросы моделирования Текст. / В. А. Веников // Вопр. философии. 1964. — № 11. — С. 73−84.
- Веников, В.А. Моделирование в науке и технике Текст. / В. А. Веников // Наука и человечество. — М.: Знание, 1966. — С. 376−395.
- Веников, В.А. Теория подобия и моделирование применительно к задачам электроэнергетики Текст. / В. А. Веников. — М.: Высшая школа, 1966. 487 с.
- Викторов, Б.Н. Организация самостоятельной работы студентов в вузе: методическое пособие Текст. / Б. Н. Викторов, Л. И. Томашевская. — М.: МИЗИ, 1972. -53 с.
- Возрастная и педагогическая психология Текст. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. — 421 с.
- Воронин, Ю.А. Перспективные средства обучения : монография Текст. / Ю. А. Воронин. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. —124 с.
- Воронин, Ю: А. Технические и аудиовизуальные средства обучения Текст. / Ю. А. Воронин. Воронеж: ВГПУ, 2001. — 136 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : В! 6 т. Т.2 / под ред. В. В. Давыдова Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В-6 т. Т.4 / под ред. Д. Б. Эльконина Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 423-с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В: Давыдова Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Гаврилов, В.Ю. Особенности моделирования устройств управления электронных систем : препринт Текст. / В. Ю. Гаврилов, Н. Н. Номоконова, В. В: Савельев. — Владивосток: ВГУЭС, 2000. 25 с.
- Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов (материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете новых методов и средств обучения) Текст. / М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый. — Выпуск I. М.: Знание, 1978.-35 с.
- Гелашвили, Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения Текст. / Н. И. Гелашвили. Тбилиси: Ганат-леба, 1988.-202 с.
- Глушков, В. М! Гносеологическая природа информационного моделирования Текст. / В. М. Глушков // Вопр: философии. 1963. — № 10. — С. 13−18.
- Голант, Е.Я. О самостоятельной работе в высшей школе Текст. / Е. Я. Голант. | Л.: ВВПИ, 1947.-16 с.
- Горбунов-Посадов, М. М. Системное обеспечение пакетов прикладных программ Текст. / М.М. Горбунов-Посадов, Д. А. Корягин, В. В. Мартынюк. М.: Наука, 1990.-208 с. 1./
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 540 500 «Технологическое образование» (степень бакалавр технологического образования) Текст. — М.: Минобразования России, 2000. — 18 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 30 600 «Технология и предпринимательство» Текст.-М.: Минобразования России, 2000. — 23 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 540 500 «Технологическое образование» (степень — магистр технологического образования) Текст. М.: Минобразования России, 2000. — 11 с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Гулд, Ч. Компьютерное моделирование в физике. В 2-х ч. Ч. I: пер. с англ. Текст. / Ч. Гулд, Я. Тобочник. М.: Мир, 1990. — 349 с.
- Давыдов, В.В. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии / под ред. JI. И. Анцыферовой Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. -М.: Наука, 1978. С. 295−316.
- Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
- Давыдов, B. Bt Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования Текст. /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-233 с.
- Давыдов В.В. Концепция учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 272 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Дайри, Н.Г. О сущности самостоятельной работы Текст. / Н. Г. Дайри // Народное образование. 1963. — № 5. — С. 29−34.
- Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе Текст. / М. А. Данилов. -М.: Просвещение, 1960.-260 с.
- Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения Текст. / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1961. — № 8. — С. 32−43.
- Данилов, М.А. Взаимодействие деятельности учителя и самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала Текст. / М. А. Данилов. — Казань: Таткнигиздат, 1963. 67 с.
- Данилова, JI.M. Организация самостоятельной работы студентов : метод, рекомендации для преподавателей, слушателей ИПК и студентов пед. фак. Текст. / JI.M. Данилова. М.: ЦУМК Центросоюза, 1990. — 33 с.
- Данюшенков, B.C. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике : дисс. докт. пед. наук Текст. / Данюшенков B.C. М., 1995. — 416 с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1. Механика. Молекулярная физика Текст. / Под ред. А. А. Покровского. — М.: Просвещение, 1978.-368 с.
- Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег. — М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
- Емельянов, А.А. Имитационное моделирование в экономических информационных системах Текст. / А. А. Емельянов, Е. А. Власова. — М.: МЭСИ, 1996. -108 с.
- Есипов, Б.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках Текст. / Б.И. Еси-пов. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
- Жданов, Ю.А. Моделирование в органической химии Текст. / Ю. А. Жданов //Вопр. философии. 1963. -№ 6. — С. 63−74.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 187 с.
- Занков, JI. Bl Дидактика и жизнь Текст. / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1968.-175 с.
- Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии : пособие для учителя Текст. / И. Д. Зверев, А. Н: Мягкова. -М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному Текст. / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. — 1985. — № 5.-С. 49−54.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — М-: Логос, 2002. — 384 с.
- Зиновьев, А.А. Логическая модель как средство научного исследования Текст. / А. А. Зиновьев, И. И. Ревзин // Вопр. философии. 1960. — № 1. — С. 8290.
- Знаменский, П.А. Методика преподавания физики в средней школе. Пособие для учителей Текст. / П. А. Знаменский. Л.: Учпедгиз, 1954. — 552 с.
- Зорина, Л .Я. Дидактические основы формирования системности знаний учащихся старших классов Текст. / Л .Я. Зорина. М.: Педагогика, 1979. — 40 с.
- Зуева, М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии Текст. / М. В. Зуева, Б. В. Иванова. — М.: Просвещение, 1989.-160 с.
- Иноземцева, С.В. Учебный эксперимент как средство формирования профессиональных умений будущего учителя : дис.. канд. пед. наук Текст. / С. В. Иноземцева. Брянск, 1997.
- Ительсон, Л.Б. Математическое моделирование в психологии и педагогике Текст. / Л. Б. Ительсон // Вопр. философии. 1965. — № 3. — С. 58−68.
- Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения Текст. / Л. Б. Ительсон. — Владимир: ВГПИ, 1972. — 261 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Каринкин, Н.М. Учебный физический эксперимент Текст. / Н. М. Каринкин // Физический эксперимент в школе / Ред. Л. И. Анциферов. — Курск: КГПИ, • 1986. С. 12−20.
- Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с.
- Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным-языкам Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1982. — 141 с.108: Клаус, Г. Кибернетика и философия Текст. / Г. Клаус. -М.: ИЛ, 1963. 531 с.
- Клевицкий, В.В. Учебный физический эксперимент с использованием компьютера как средство индивидуализации обучения в школе : дис. канд. пед. наук Текст. / В. В. Клевицкий. М., 1999. — 247 с.
- Козаков, В.А. Самостоятельная работа студентов : учеб. пособие для ФПК вузов по дисциплине «Педагогика и психология высш. шк.» Текст. / В. А. Козаков. Киев: УМКВО, 1989: — 250 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
- Краевский, В. В: Содержание образования: вперёд к прошлому Текст. / В. В. Краевский. Ы'.: Пед. общество России, 2001. — 36 с.
- Кудрявцев, Т. В'. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения Текст. / Т. В. Кудрявцев // Советская педагогика. 1967. — № 8. — С. 61— 73.
- Кудрявцев, Т. В. Психология технического творчества: процесс и способы технич. задач Текст. / Т. В. Кудрявцев. — М.: Педагогика, 1975. — 303 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения Текст. / Т. В. Кудрявцев, Н. И. Крылов, Ф. З. Кабиров и др. / под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988. — 142 с.
- Кулагина, Г. Н. Формирование у студентов вечерних отделений познавательной самостоятельности и активности : автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Г. Н. Кулагина. -М., 1980. 17 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1985. 196 с.
- Лактионов, А.А. Активизация самостоятельной деятельности студентов при изучении физики в педвузе на основе использования педагогических программных средств : дис.. канд. пед. наук Текст. / А. А. Лактионов. — СПб., 1996. — 157 с.
- Лаптев, В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе : дис. д-ра пед. наук Текст. / В. В. Лаптев. Л., 1989.
- Леднев, B.C. Непрерывное образование: структура и содержание Текст. / B.C. Леднев. М.: АПН СССР, 1988. — 283 с.
- Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980. 359 с.
- Лемберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся Текст. / Р. Г. Лемберг // Советская педагогика. — 1962. № 2. — С. 15−27.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. — М: Изд-во МГУ, 1972. 576 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.130: Леонтьев, А. Н. Избр. психол. произведения. В 2 т. Т.1 Текст. / А. Н. Леонтьев. -М*.: Педагогика, 1983. 391 с.
- Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произведения. В 2 т. Т.2 Текст. / А. Н. Леонтьев -М.: Педагогика, 1983. 318 с.
- Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И. Я. Лернер // Научное творчество: сб. науч. тр. / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. Ml: Наука, 1969. — С. 413−418.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин : автореф. дисс.. докт. пед. наук Текст. /И.Я. Лернер. -М., 1971. — 34 с.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1974.-64 с.
- Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения Текст. / И. Лингарт. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение в преподавании физики : автореф. дис.. д-ра. пед. наук Текст. / Р. И. Малафеев. — М., 1989. — 35 с.
- Марголис, А.А. Практикум по школьному физическому эксперименту Текст. / А. А. Марголис, Н. Е. Парфентьева, Л. А. Иванова. — М.: Просвещение, 1977.-304 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Масюкова, Н.А. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования : дисс.. докт. пед. наук Текст. / Н. А. Масюкова. Минск, 2001. — 237 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матюшкин, A.M. К проблеме «шага» в процессе усвоения Текст. // Новые исследования в педагогике и психологии / A.M. Матюшкин. — М., 1966.
- Матюшкин, A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения Текст. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / А.МР. Матюшкин. — М.: Просвещение, 1987. 292 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
- Методика обучения физике в школах СССР и ГДР Текст. / под ред. В. Г. Зубова и др. Москва-Берлин: Просвещение — Фольк унд виссен, 1978. — 223 с.
- Моделирование как метод научного исследования Текст. / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин М.: МГУ, 1965. — 247 с.
- Моисеев, Н.Н. Математические задачи системного анализа Текст. / Н. Н. Моисеев. -М.: Наука, 1981. 488 с.
- Морозов, К.Е. Математическое моделирование в научном познании Текст. / К. Е. Морозов. М.: Мысль, 1969. — 212 с.
- Мотовилов, А.Ж. Лекционный физический эксперимент как фактор совершенствования профессионально-методической подготовки учителей физики : дис.. кан. пед. наук Текст. / А. Ж. Мотовилов. Челябинск, 1986. — 209 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. Текст. / B.C. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
- Мягкова, А.Н. Методика обучения общей биологии : пособие для учителя Текст. / А. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссаров. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
- Налимов, В.В. Теория эксперимента Текст. / В. В. Налимов. — М.: Наука, 1971.-207 с.
- Налимов, В.В. Логические основания планирования эксперимента Текст. / В. В. Налимов, Т. И. Голикова. 2-е изд. — М.: Металлургия, 1981. — 151 с.
- Налимов, В.В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов Текст. / В. В. Налимов, Н. А. Чернова. М.: Наука, 1965. — 340 с.
- Неуймин, Я.Г. Модели в науке и технике : история, теория, практика. Текст. / Под ред. Соломенко Н. С. АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники / Я. Г. Неуймин. Л.: Наука, 1984. — 187 с.
- Никандров, Н.Д. Педагогика высшей школы Текст. / Н. Д. Никандров. Л.: ЛГПИ, 1974.- 116 с.
- Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Текст. — Мн.: Книжный Дом, 2003.-1280 с.
- Новик, И.Б. Моделирование сложных систем Текст. / И. Б. Новик. — М-.: Мысль, 1965.-334 с.
- Новик, И.Б. Наглядность и модели в теории элементарных частиц Текст. // Философские проблемы физики элементарных частиц / И. Б. Новик. М.: Изд-во-АН СССР, 1963. — 382 с.
- Новик, И.Б. Метод моделирования в современной науке : в помощь лектору Текст. / И. Б. Новик, H. Mi Мамедов. М.: Знание, 1981. — 40 с.
- Новиков, A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений Текст. / A.M. Новиков. — М.: Высшая школа, 1986. — 288 с.163- Новиков, A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. М.: Эг-вес, 2002. — 320 с.
- Новиков, A.M. Методология учебной деятельности Текст. / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2005. — 176 с.
- Новые педагогические технологии: пособие для учителей Текст. / под общ. ред. Е. С. Полат. М.: ИОСО РАО, 1997. — 127 с.
- Нуркаева, И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике : дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. М. Нуркаева. М., 1999. — 231с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 тыс. слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения Текст. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
- Оптнер, С.JI. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем Текст. / С. Л. Оптнер. — М.: Сов. радио, 1969. — 216 с.
- Организация самостоятельной работы студентов и новые государственные образовательные стандарты: тез. докл. науч.-метод. конф., 15 нояб. 1996 г. Текст. / Отв. ред. В. В. Мелихов. Тюмень: ТюмГНГУ, 1996. — 138 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе Текст. / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. В. Перышкина и др. — М.: Просвещение, 1984. 398 с.
- Парменов, К.Я. Химический эксперимент в средней школе Текст. / К. Я: Парменов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 360 с.
- Педагогика. Учебное пособие Текст. / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогика: учебное пособие Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2007. 430 с.
- Педагогика и логика Текст. / Г. П. Щедровицкий [и др.]. М.: Касталь, 1993.-415 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. С. 39— 45.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 15—26.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процессов и структуры воспроизведения и творчества Текст. / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972. 183 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : теоретико-экспериментальное исследование Текст. / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Пидкасистый, П.И. О некоторых особенностях учебного процесса в вузе Текст. / П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. 1986. — № 7. — С. 38—40.
- Пидкасистый, П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузе Текст. / П. И. Пидкасистый // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 47−52.
- Плагов, И.М. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе : учеб. пособие Текст. / И. М. Плагов, Т. И. Парубочая. — Челябинск: ЧПИ, 1989.-121 с.
- Платонов, К.К. Личностный подход как принцип психологии Текст. / К. К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — 367 с.
- Платонов, К.К. Проблема способностей Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие Текст. / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Подласый И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2007. 540 с.
- Полат, Е.С. Проблемы образования в канун XXI века Текст. / Е. С. Полат // Эйдос. — 1998. № 1.-С. 1−3.
- Полат, Е.С. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования Текст. / Е. С. Полат. -М., 1999. С. 205−215.
- Половникова, Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в, обучении : автореф. дисс.. .д-ра пед. наук Текст. / Н. А. Половникова. Л., 1977. — 58 с.
- Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. I-IV классы. V-XI классы Текст. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Прокубовская, А.О. Компьютерное моделирование как средство развития самостоятельной познавательной деятельности студентов вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / А. О. Прокубовская. Екатеринбург, 2002. — 22 с.
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям Текст. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-ое изд. М'.: Педагогика-Пресс, 1996. — 780 с.
- Развитие у учащихся познавательного интереса к физике: метод, рекомендации Текст. / под ред. А. В. Усовой. Челябинск: Изд-во Челяб. пед. ин-т, 1979. -25 с.
- Разумовская, Н.В. Компьютерное моделирование в учебном процессе : (проектирование и использование имитационных программ): дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. В. Разумовская. М., 1992. — 201 с.
- Райбман, Н.С. Что такое идентификация? Текст. / Н. С. Райбман. М.: Наука, 1970.-119 с.
- Ракитов, А.И. Анатомия научного знания Текст. / А. И. Ракитов. — М.: Политиздат, 1969. — 206 с.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: АПН СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 422 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1 Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В* 2 т. Т.2 Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории Психология индивидуальных различий: хрестоматия Текст. / под ред. Ю-Б: Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2001. 705 с.
- Рузавин, Г. И. Методы научного исследования Текст. / Г. И. Рузавин.'— М.: Мысль, 1974.-237 с.
- Рузавин, Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособие для вузов Текст. / Г. И. Рузавин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.
- Рывкина, Р.В. Некоторые закономерности научного познания Текст. / Р. В. Рывкина. Новосибирск, 1964. — С. 199−266.
- Самостоятельная работа студентов: Материалы всерос. науч.-практ. конф. «Самостоят, работа студентов как основа образоват. процесса подгот. бакалавров» (Москва Красногорск, 20−21 нояб. 1992 г.) Текст. / ред.-сост. П. Г. Буга,
- A.А. Вербицкий. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1993.-140 с.
- Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения Текст. / Отв. ред. А. М. Юрков. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1991. — 174 с.
- Седов, Л.И. Методы подобия и размерности в механике Текст. / Л. И. Седов. -М.: Гостехиздат, 1957. С. 53−54.
- Сельдяев, В'.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики: дис.. канд. пед. наук Текст. /В.И. Сельдяев. СПб., 1999.-207 с.
- Сергеев, А.Г. Метрология : учеб. пособие для вузов Текст. / А. Г. Сергеев,
- B.В. Крохин. М.: Логос, 2000. — 408 с.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
- Сериков, В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования Текст. / В. В. Сериков // Сред, проф. образование. 2000. — № 7. — С. 5−10.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. /В.В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999:-272 с.
- Сивоконь, П.Е. Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента Текст. / П. Е. Сивоконь. -М.: изд-во МГУ, 1968. 370 с.
- Сидорова, И.В. Контроль как средство развития-учебной деятельности учащихся младших курсов военно-инженерного вуза : дис.. кан. пед. наук Текст. / И. В. Сидорова. Челябинск, 2001. — 165 с.
- Синенко, В.Я. Методика и техника школьного физического эксперимента. Учебное пособие Текст. / В. Я. Синенко. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. — 104 с.
- Сичивица, 0: М. Методы и формы научного познания Текст. / О.М. Сичи-вица. М.: Высшая школа, 1972. — 94 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М'.Н. Скаткин. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. 95 с.228- Сменцарев, Г. Имитационные модели и анализ трудноформализуемых данных / Г. Смеранцев// PC Week. 1999. — № 26.
- Смирнов, А.В. Оборудование школьного физического кабинета : учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст. / под ред. А. В'. Смирнова / А. В. Смирнов, С. В. Степанов. М.: изд-во «Школа будущего», 2001. — 168 с.
- Советский энциклопедический словарь Текст. М:: Советская энциклопедия, 1989.- 1630 с.
- Степанов, С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в творческом решении задач Текст. / С. Ю: Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. -1982. -№ 1. С. 99−104.
- Терентьев, М.М. Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении Текст. / М. М. Терентьев. -М.: Просвещение, 1978. 104 с.
- Терентьев, М.М. Методические рекомендации по методике и технике школьного физического эксперимента Текст. / М. М. Терентьев. — М.: МГПИ, 1982. — 71 с.
- Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т.2 Текст. / под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Астрель- ACT, 2000. 528 с.
- Уемов, А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1971.-311 с.
- Умов, Н.А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина Текст. — Предисловие к кн.: К. Штерне. Эволюция мира, т. I. — М., 1911. — С. 30.
- Усова, А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе Текст. / А. В. Усова, З. А. Вологодская. М.: Просвещение, 1981. — 156 с.
- Феофанов, С.А. Натурный и вычислительный эксперимент в курсе физики средней школы : автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / С. А. Феофанов. — СПб., 1996.- 18 с.
- Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. — Mi: Политиздат, 1991.-559 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
- Фролов, И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем Текст. / И. Т. Фролов // Вопр. философии. 1961. — № 2″. — С. 39−51.
- Хикс, Ч. Основные принципы планирования эксперимента Текст. / Ч>. Хикс. -М.: Мир, 1967.-406 с.
- Химмельблау, Д. Анализ процессов статистическими методами Текст. / Д. Химмельблау. М.: Мир, 1973. — 957 с.
- Храмович, М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании Текст. / М. А. Храмович. Мн.: Изд-во БГУ, 1972. — 232 с.
- Цвелая, И.А. Применение новых информационных технологий при изучении общетехнических дисциплин : дис.. канд. пед. наук Текст. / И. А. Цвелая. -Брянск, 2000.-201 с.
- Чавчанидзе, В.В. Моделирование в науке и технике Текст. / В.В. Чавчанид-зе, О. Я. Гельман. М.: Знание, 1966. — 32 с.
- Челышкова, М.Б. Методические рекомендации по разработке тестов для комплексной подготовленности студентов в вузе Текст. / М. Б. Челышкова, Б. А. Савельев. -М.: Высшая школа, 1995. 41 с.
- Челышкова, М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей : учебное пособие Текст. / М. Б. Челышкова. М.: Высшая школа, 1995. — 32 с.
- Чжао Юань-жень. Модели в лингвистике и модели вообще Текст. // Математическая логика и ее применения. М.: Мир, 1965. — С. 291.
- Чудинский, P.M. Компьютерный лабораторный практикум по электрорадиотехнике : учебное пособие. В 2 ч. Ч. I. Текст. / P.M. Чудинский, А. А. Володин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2002. — 90 с.
- Чудинский, P.M. Компьютерный лабораторный практикум по электрорадиотехнике : учебное пособие. В 2 ч. Ч. II. Текст. / P.M. Чудинский, А. А. Володин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2002. — 72 с.
- Чудинский, P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Теория машин и механизмов» : .учебное пособие Текст. / P.M. Чудинский. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2002. 50 с.
- Чудинский, P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Сопротивление материалов» : учебное пособие Текст. / P.M. Чудинский. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2003. — 90 с.
- Чудинский, P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Теоретическая механика» : учебное пособие. В 2 ч. Ч. I. Текст. / P.M. Чудинский. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2003. 88 с.
- Чудинский, P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Теоретическая механика» : учебное пособие. В 2 ч. 4:11. Текст. / P.M. Чудинский. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2003. — 96 с.
- Чудинский, P.M. Лабораторный практикум по курсу «ЭВМ в системах измерения и управления» : учебное пособие. В 3-х ч. Ч. Ш. Текст. / P.M. Чудинский. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2004. — 78 с.
- Чудинский, P.M. Натурный и модельный эксперимент в естественнонаучном и технологическом образовании : монография Текст. / P.M. Чудинский — М.: Школа будущего, 2005. 271 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (психологические основы развивающего обучения) Текст. / Н. И. Чуприкова. — М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. 192 с.
- Шамова, Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников Текст. / Т. И. Шамова. — М.: Педагогика, 1975. — 25 с.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. — М.: Педагогика, 1976. 97 с.
- Шамова, Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (по предметам естественно-математического цикла) Текст. / Т. И. Шамова. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976. — 54 с.
- Шахмаев, Н.М. Физический эксперимент в средней школе. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика Текст. / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. 256 с.
- Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука Текст. / Р. Шеннон. М.: Мир, 1978. — 418 с.
- Шорохова, Е.В. Психологический аспект проблемы личности Текст. / Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974. -С. 3−33.
- Штофф, В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. M.-JI.: Наука, 1966.-295 с.
- Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания : монография Текст. / В. А. Штофф. -М.: Высшая школа, 1978. 269 с.
- Щукина, Г. И. Формирование познавательных процессов учащихся в процессе обучения Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1962. — 298 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. 350 с.
- Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника Текст. / Г. И. Щукина. М.: Знание, 1972. — 32 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Эйгенсон, JI.C. Моделирование Текст. / JI.C. Эйгенсон. М.: Сов. наука, 1952.-372 с.
- Эйкхофф, П. Основы идентификации систем управления Текст. / П.' Эйк-хофф. М.: Мир, 1975. — 683 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Москва-Воронеж, 1995. — 416 с.
- Эшби, У.Р. Введение в кибернетику Текст. / У. Р. Эшби. М.: ИЛ, 1959. -432 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Apostel, L. Towards the Formal Study of Models in the Non-Formal Science. // Synthese, 1960, vol. 12, № 2−3.
- Barish, N.N. Economic Analysis for Engineering and Managerial Decision-Making. -New York, McGraw-Hill Book Co, 1962.
- Bartee, E.M. Engineering Experimental Design Fundamentals, Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, N.J., 1968.
- Cochran, W.G., Cox G.M. Experimental designs, 2nd ed., Wiley Inc., New York, 1957.
- Davis, O.L. The Design and Analysis of Industrial Experiments, Hafiier Publishing Co., New York, 1963.
- Dixon, W.J., Massey E.J., Jr. Introduction to Statistical Analysis, McGraw-Hill, Book Co., New York, 1957.
- Elmagnraby, S.E. The Role of Modeling in I. E. Design, The Journal of Industrial Engineering, v. XIX, № 6, June 1968.
- Fisher, R.A. The decision of experiments. London, 1951.
- Fishman, G.S., Kiviat P.J. The Analyses of Simulation-Generated Time Series, Management Science, v.13, № 7, Mar. 1967.
- Hesse, M. Models and Analogies in Science. — London, 1963.
- Morris, W.T. On the Art of Modeling. // Management Science, v. 13, № 12, 1967.
- Rosenblueth, A., Wiener N. The Role of Models in Science. // Philosophy in Science, 1945, vol. 12, № 4.
- Slavin, R.E. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R.E. Slavin. // Scandinavian Journal of Educational Research. 1989. — Vol.33. — № 4.
- Stachowiak, H. Gedanken zu einer allgemeinen Theorie der Modelle. «Studium Generale», 1965, H7, S. 438.
- Yates, F.E., Brennan R.D., Urguhart J., Dallman M.E., Li C.C., Halpern W.A. Continuons system Model of Adrenocortical Function. In: System theory and Biology. N.Y., 1968, p. 143.
- Zabusky, N.J. Computational Synergetics and Mathematical Innovation // J. Comput. Phys. Vol. 43 (1981). № 2. P. 195−249.