Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представления о жизненных перспективах детей-сирот: на примере образовательных учреждений различного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые изучена специфика содержания ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов субъективных представлений о жизненных перспективах подростков, воспитывающихся вне семьи. Выявлено расхождение в системе ценностных ориентаций детей-сирот, отражающее убежденность в трудностях достижения желаемого… Читать ещё >

Содержание

Теоретический анализ проблемы представлений о жизненнь ивах личности. гдование субъективной картины жизненного пути и жизненш ктивы личности в отечественной и зарубежной психологии. вные подходы к изучению жизненных перспективах в подростковом юношеском возрасте. знности представлений о будущем у воспитанников сиротсю [ений. z

Представления о жизненных перспективах детей-сирот: на примере образовательных учреждений различного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема жизненных перспектив личности становится все более актуальной в современной психологии. Возрастание темпов жизни требует от человека более осмысленного отношения к времени собственной жизни, так как умение предвидеть, прогнозировать и строить жизненные планы влияют на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности. По данной проблеме существует значительное число работ.

Так, предметом анализа выступали индивидуальная биография и жизненный путь личности (К.А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, C.JI. Рубинштейн и др.), субъективные представления о времени (В.И. Ковалев, Л. Ю. Кублицкене и др.), временная перспектива, организация психологического времени (В.Г. Асеев, Р. А. Ахмеров, О. С. Гурова, Т. Коттле, К. Левин, Ж. Нюттен, И. А. Ральникова и др.). При этом продолжает оставаться значимой проблема психологического времени в подростковом возрасте, так как именно в этот период проявляется осознание себя и своей жизни во времени (И.А. Демина, Л. А. Регуш и др.). Особенно важным становится исследование переживания времени у подростков, воспитывающихся вне семьи. Это объясняется тем, что созданные на сегодняшний день условия для нормального физического, умственного, психологического и социального развития детей-сирот не приводят к желаемому результату — успешной их подготовке к самостоятельной жизни и бесконфликтной интеграции в общество.

В настоящее время в России насчитывается более 700 тысяч детей-сирот. За последние 10 лет число детей, оставшихся без попечения родителей возросло более чем на 50%. Из них около 180 000 воспитываются в государственных учреждениях. Альтернативные детскому дому и школе-интернату модели обустройства сирот — усыновление, опека, попечительство, патронат — развиваются недостаточно быстро, и поэтому государственные формы устройства, по-видимому, еще долгое время будут оставаться основным институтом социализации детей-сирот.

Основные психологические исследования воспитанников детских домов и интернатов направлены преимущественно на изучение познавательных процессов и личностных свойств. Специфика субъективных представлений о жизненных перспективах воспитанников данных учреждений изучена в меньшей степени. Как показали исследования (Л.И. Божович, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, И. Д. Дубровина, М. И. Лисина, B.C. Мухина, М. С. Астоянц, Э. А. Минкова, М. К. Бардышевская и др.) для детей-сирот характерны ситуативность желаний, слабая ориентированность на будущее, отсутствие временного плана собственных действий, что приводит к искажению, сокращению жизненной перспективы, отсутствию планов на будущее, нежеланию их строить. В настоящее время известны работы, направленные на выявление особенностей переживания времени подростков-сирот с задержкой психического развития (Ю.В. Борисова 2005, и др.), в которых описаны нарушения не только представлений о будущем, но и в структуре прошлого. Однако быстро меняющаяся социальная действительность требует новых подходов в изучении особенностей психологического времени подростков, лишенных заботы родителей, так как выявление тех проблем, которые могут им помешать в процессе формирования жизненных планов позволит оказывать своевременную психологическую помощь таким детям, основанную на оптимизации временной организации личности.

Таким образом, актуальность исследования особенностей представлений о жизненных перспективах у подростков, воспитывающихся в детских домах и интернатах с одной стороны, и недостаточная ее изученность, с другой, явились причиной обращения к данной проблеме, что и позволило определить цель диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить особенности субъективных представлений о жизненных перспективах детей-сирот.

Объект — представления о жизненных перспективах личности.

Предмет — представления о жизненных перспективах подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях различного типа.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обосновать теоретико-методологическую базу изучения представлений о жизненных перспективах личности.

2. Проанализировать психологические особенности личности подростков из сиротских учреждений различного типа.

3. Провести сравнительный анализ психологического содержания представлений о жизненных перспективах детей-сирот и их сверстников из семей.

4. Выявить взаимосвязи между различными компонентами субъективных представлений о жизненных перспективах детей-сирот.

5. Исследовать представления о жизненных перспективах воспитанников детских домов и интернатов в зависимости от их половой принадлежности.

6. Установить различия в характере и содержании субъективных представлений о жизненных перспективах подростков, воспитывающихся в закрытых образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разного типа (детский дом/интернат).

Гипотезы исследования:

1. Неблагоприятные условия воспитания и отрыв ребенка от семьи приводят к определенной деформации различных компонентов представлений воспитанников сиротских учреждений о своем будущем.

2. Субъективные представления о жизненных перспективах детей-сирот связаны со спецификой их ценностно-смысловой сферы, особенностями личности, принадлежностью к полу.

3. Содержание и структура представлений о жизненных перспективах подростков, лишенных родительской заботы, зависят от условий жизни и воспитания в сиротских учреждениях, в частности от степени^их закрытости (детский дом / интернат).

Теоретико-методологической основой исследования явились: методология системного подхода (JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, В. П. Кузьмин и др.) — теория жизненного пути и психологическая концепция исследования личности в качестве субъекта жизни (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, В. И. Ковалёв, Т. Н. Березина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — особенности восприятия времени с позиции причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха, А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров и др.) — теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В. Некрасова, Т. И. Юферева, и др.) — теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (И.А. Алексеева, М. И. Лисина, B.C. Мухина, И. Г. Новосельский, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульга, и др.) — исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (И.А. Бобылева, Н. В. Владимирова, Л. М. Загребельная, О. Ю. Итальянкина, К. Р. Мелконян, В. Н. Ослон, Г. В. Семья, И. И. Шевченко, Л. М. Шипицына и др.).

В работе использовался следующий комплекс психологических методик: методика «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ), каузометрический опрос (Е.И. Головаха, А. А. Кроник, 1984; А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров, 2003), опросник Кеттелла 16PF (вариант С), тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовойметодика семантического дифференциала времениматематические методы анализа информации (корреляционный, факторный, кластерный) с использованием компьютерных программ «Statistica 6». Для межгруппового сравнения данных использовались критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, Фишера.

В эмпирическом исследовании принимали участие 216 подростков в возрасте от 13 до 15 лет, из них 109 человек воспитанники Салтыковского детского дома и московских школ-интернатов для детей-сирот № 72 и № 24, которые составили экспериментальную группу. Большую часть детей представляли дети, по тем или иным причинам, оставшиеся без попечения родителей. В контрольную группу были включены учащиеся московской средней общеобразовательной школы № 810 (107 человек). Каждая группа была приблизительно уравнена по половому составу — 50 девочеки 59 мальчиковуеирот, 56 девочек и 51 мальчик, воспитывающиеся в семьях.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые изучена специфика содержания ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов субъективных представлений о жизненных перспективах подростков, воспитывающихся вне семьи. Выявлено расхождение в системе ценностных ориентаций детей-сирот, отражающее убежденность в трудностях достижения желаемого в отношении семейного счастья, любви, здоровья, а также материального благосостояния. При этом к наиболее важным событиям своей жизни и сферам жизнедеятельности воспитанники сиротских учреждений относят собственное рождение, досуг, обучение в школе и колледже, работу как средство достижения материального благополучия. Показано противоречивое эмоциональное отношение детей-сирот к будущему как веселому и хорошему, с одной стороны, и однообразному, скучному, инициируемому окружающими людьми — с другой. Субъективные представления о жизненных перспективах детей из сиротских учреждений также характеризуются значительным увеличением глубины жизненного планирования и ориентированностью на дальнюю перспективу, что отражается в большой насыщенности отдаленного будущего жизненными событиями. Для достижения поставленных целей дети, воспитывающиеся вне семьи, в большей степени, чем их «домашние» сверстники предпочитают использовать созерцательный и аскетический стили поведения.

2. Выявлены взаимосвязь ценностно-смысловой, когнитивной и поведенческой составляющих представлений о жизненных перспективах подростков из сиротских учреждений, которые позволяют объяснить невозможность последовательного, вдумчивого планирования будущего, противоречивое отношение к нему, тенденцию к использованию неадекватных реальной ситуации форм поведения. Специфика планирования ближней, средней и дальней перспективы связана с особенностями системы их ценностных ориентаций и проявляется в тревожном, пессимистическом настрое на ближайший год, ощущении нестабильности, пустоты в предстоящем пятилетии и нереалистическом ожидании необычных событий, инициируемых другими людьми, в отдаленном будущем, представления о котором связываются, прежде всего, с семейным благополучием.

3. Установлены различия в субъективных представлениях мальчиков и девочек из сиротских учреждений о своем будущем, проявляющиеся в том, что для девочек в будущем более ценными являются отношения с близкими, связанные с необходимостью получения эмоциональной поддержки, а для мальчиковматериальное благополучие/ выявлены также достоверные различия в большей реалистичности представлений о своем будущем у девочек по сравнению с мальчиками.

4. Впервые доказано, что характер представлений подростков о жизненных перспективах, а также особенности их эмоционально-личностной сферы связаны с условиями жизни и воспитания детей в сиротских учреждениях, в частности, со степенью их закрытости. Это обнаруживается, с одной стороны, в большей реалистичности и конкретности этих представлений у подростков из интерната по сравнению с их сверстниками из детского дома, а с другой — в их большей пессимистичности и обедненности, что отражается в более выраженной ориентированности воспитанников интерната на прошлое или ближайшую перспективу, а также в наличии кризиса опустошенности. У подростков, воспитывающихся в интернате более выражено проявление таких личностных качеств, как высокая нормативность поведения, настороженность по отношению к людям, консерватизм, низкая удовлетворенность жизнью.

Теоретическое значение работы. Исследование представляет интерес как непосредственная конкретизация положения о влиянии семейной депривации на деформацию жизненных перспектив личности. Полученные в работе результаты расширяют научные представления о психологическом времени личности, являются определенным вкладом в понимание роли таких травмирующих событий как утрата семьи в личностном развитии человека. В исследовании показано, что в тех случаях, когда развитие ребенка протекает в условиях семейной депривации, временная преемственность нарушается, изменяются эмоциональное отношение к будущему, постановка целей, содержание планируемых событий, глубина перспективы и стратегии поведения, направленные на достижение задуманного.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен, обоснован и апробирован комплекс методик, которые могут быть использованы не только для диагностики особенностей представлений о жизненных перспективах детей — сирот подросткового возраста, но и при организации психологической помощи таким детям. Результаты эмпирической части исследования могут быть использованы психологами, социальными работниками для оказания психологической помощи подросткам, воспитывающимся вне семьи.

Достоверность полученных результатов диссертационного исследования обеспечена теоретико-методологической основой работы, достаточным для получения статистических закономерностей объемом выборки, наличием экспериментальной и контрольной групп, использованием комплекса методик, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, адекватностью аппарата математической обработки данных, внедрением результатов в практику.

Положения, выносимые на защиту.

1. Представления о жизненных перспективах подростков, воспитывающихся вне семьи, можно рассматривать как системное образование, состоящее из ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

2. Негативные последствия семейного неблагополучия и воспитания в закрытых образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно изменяют содержание ценностно-смысловой, эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих представлений о жизненных перспективах у подростков. Данная специфика раскрывается в противоречивом и тревожном отношении детей-сирот к будущему, внутриличностном конфликте относительно невозможности достижения семейного благополучия, определенной деформированности системы жизненных ценностей, расширении количества ожидаемых и планируемых событий, тенденции к использованию форм поведения, неадекватных реальной ситуации, что препятствует в дальнейшем освоению ими социальных ролей и социальной адаптации.

3. Содержание эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов представлений детей-сирот о жизненных перспективах связаны со спецификой личностных особенностей, системой ценностных ориентаций, половой принадлежностью.

4. Более жесткий режим и большая изоляция от социального окружения, которые существуют в интернатах по сравнению с детскими домами, приводят к качественно иным деформациям как личностного развития детей-сирот, так и их представлений о своем будущем.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались: 1) на заседаниях кафедры психологии развития и акмеологии МосГУ- 2) на научных конференциях: среди которых: II международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2005), научно-практическая конференция студентов и аспирантов МосГУ: «Актуальные проблемы развития личности в образовательном пространстве 21 века» (Москва, 2006), VII научная конференция аспирантов и докторантов МосГУ (Москва, 2006), Всероссийская научная конференция «Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры» (Москва, 2007). Результаты исследования используются в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников Салтыковского детского дома и московских школ-интернатов для детей-сирот № 72 и № 24.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 320 наименованной 12 приложений. Работа изложена на 180 страницах, содержит 42 таблицы, 28 рисунков.

Результаты исследования продемонстрировали, что представления о будущем у подростков из интерната отличаются большей реалистичностью по сравнению с их сверстниками из детского дома, при этом они более пессимистичны и обеднены, что отражается в более выраженной ориентированности на прошлое и ближайшую перспективу, а также в наличии кризисов опустошенности и бесперспективности. Так же было получено, что подростки из школы-интерната, в отличие от сверстников из детского дома, чаще прибегают к созерцательному и аскетическому стилям жизни.

Рассмотрим специфику взаимосвязи личностного, ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов жизненной перспективы детей-сирот, а также особенностей эмоционально-личностной сферы.

Обратимся к анализу взаимосвязи ценностно-смысловой и когнитивной составляющих жизненной перспективы детей-сирот (табл. 24).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ психологических работ по изучению жизненного пути, жизненной перспективы личности, особенностей жизненной перспективы в подростковом возрасте позволил разносторонне исследовать актуальную на сегодняшний день проблему представлений о жизненных перспективах у детей-сирот.

Подводя итоги проделанной нами диссертационной работы, считаем возможным констатировать основные результаты исследования. Проведен анализ теоретических источников, посвященных проблематике психологии жизненного пути как основы изучения жизненной перспективы личности в трудах отечественных и зарубежных авторов. При рассмотрении особенностей жизненной перспективы в подростковом возрасте у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье, сделан вывод о том, что за термином «будущее» в данном периоде развития стоит, прежде всего, планирование личного жизненного пути, неотъемлемыми компонентами которого являются постановка целей, формирование жизненных ценностей, определение способов и путей их достижения. Обозначены основные психологические проблемы планирования будущего детей-сирот. Использован подход к изучению представлений о жизненных перспективах как целостного многоуровневого системного образования, включающего в качестве ведущих личностную, ценностно-смысловую, когнитивную, эмоциональную и поведенческие составляющие.

Подводя итог проделанной работе необходимо отметить, что, несмотря на то, что с начала 2007 года на территории РФ набирает обороты процесс перевода детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на семейное жизнеустройство, поиска альтернативных форм замещающей заботы, деинституализация воспитания детей-сирот пока остается только благим пожеланием. К сожалению, по-видимому, еще долгое время сиротские учреждения будут оставаться в России основным институтом социализации детей-сирот.

Таким образом, остается актуальной работа, направленная на организацию таких жизненных условий в сиротских учреждениях, где дети не t чувствовали бы себя покинутыми и отдаленными от «настоящей жизни» и привычного окружения. Получая такую поддержку, ребенок, оказавшийся без заботы родителей, будет готов к новому этапу своей жизни, будет иметь возможность успешно интегрироваться в общество, строить планы на будущее. Новые знания, о том, какие представления о будущем формируются у современных детей-сирот, позволит более эффективно строить психологическую поддержку в период их жизнеустройства.

По результатам анализа проведенного эмпирического исследования правомерно сделать следующие выводы:

1. Субъективные представления о жизненных перспективах воспитанников сиротских учреждений подросткового возраста — сложная, многоуровневая система, в которой выделяются ценностно-смысловая, эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие, взаимосвязанные друг с другом.

2. Исследование показало, что неблагоприятные условия семейного воспитания и ситуация помещения ребенка в детский дом или интернат приводит к определенной деформации различных компонентов представлений о будущем в подростковом возрасте.

3. Установлено, что деформация ценностных ориентаций у детей-сирот заключается в доминировании конкретных жизненных ценностей («счастливая семейная жизнь», «верные и преданные друзья», «любовь», «здоровье»), над абстрактными («творчество», «познание»), а также в выраженности внутриличностного конфликта, связанного с их представлениями о невозможности достижения счастливой семейной жизни в будущем.

4. В отличие от подростков, воспитывающихся в семье, которые в качестве основных жизненных целей выбирают самореализацию в профессиональной сфере, для подростков, лишенных попечения родителей, на первом месте в иерархии ценностей стоят собственное рождение, досуг и материально обеспеченная жизнь, что можно рассматривать как гиперкомпенсацию недостающей любви и недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения.

5. Обнаружены достаточно четкие различия эмоциональных характеристик образа будущего у воспитанников сиротских учреждений и их сверстников из семьи. Так, дети-сироты демонстрируют противоречивое отношение к своему будущему, ожидая, что оно будет заполнено однообразными, скучными инициируемые другими и одновременно радостными и счастливыми событиями. Дети из семей более оптимистично и уверенно смотрят в будущее, оно для, них является интересным, привлекательным, стабильным.

6. Как у подростков из детского дома и интернатов, так и у их сверстников, воспитывающихся в семье, доминирует временная направленность на будущее. При этом представления о жизненных перспективах детей-сирот характеризуются значительным увеличением глубины жизненного планирования и преимущественной ориентированностью на дальнюю перспективу, что может отражать иллюзию неограниченности будущего, присущую детям-сиротам.

7. Выявлена общая тенденция к использованию подростками деятельного и гедонистического стилей поведения, однако достоверно чаще дети-сироты по сравнению со своими сверстниками из семей прибегают к созерцательному и аскетическому стилям, которые отражают их пассивность и снижение мотивации достижения.

8. Анализ психологических особенностей личности подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях, выявил выраженность у них таких черт характера, как стремление к независимости, настороженность по отношению к людям, экспрессивность и импульсивность поведения, сочетающиеся с гибкостью и дипломатичностью в общении, повышенная тревожность и неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, ч сдержанность в межличностных контактах, некоторая эмоциональная уплощенность, консервативность и невысокий уровень мотивации достиженияони убеждены в том, что человек способен сам направлять ход своей жизни и одновременно считают, что жизнь неуправляема и неконтролируема.

9. Установлено, что для воспитанников школы-интерната в большей степени, чем для детей из детского дома, характерны такие личностные черты как высокая нормативность поведения, настороженность по отношению к людям, консервативность и общая фрустрированность.

10. Межфункциональные изменения ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений о жизненных перспективах детей-сирот проявляются в частности в том, что ценности, которые презентируют профессиональную самореализацию, здоровье, эстетические переживания, обучение в школе, а также события раннего детства у детей-сирот связаны с негативным восприятием будущего. Положительное эмоциональное отношение к будущему ассоциируется у них с такими ценностями, как материальное и семейное благополучие, наличие хороших и верных друзей, независимость и свобода, при этом повышение значимости семьи для положительного восприятия будущего более характерно для детей из детского дома, а стремление к независимости и самостоятельной жизни — для воспитанников интерната.

11. Стремление к счастливой семейной жизни, работа, обучение в колледже лежат в основе насыщения будущего важными событиями у воспитанников детских домов и интернатов, тогда как у их сверстников, воспитывающихся в семье — уверенность в себе и самореализация в профессиональной сфере. Оказалось, что, чем более насыщенным представляется будущее подросткам, лишенным родительского попечения, тем более тяжелым оно воспринимается. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе положительное эмоциональное отношение к будущему связано с удовлетворенностью пройденным этапом жизни.

12. Специфика планирования ближней, средней и дальней перспективы у детей-сирот коррелирует с особенностями ценностных ориентаций и отражает тревожность и пессимизм относительно событий ближайшего года, ожидание нестабильности, пустоты и, в то же время, активности в предстоящем пятилетии и необычность отдаленного будущего, инициируемого другими.

13. Показано также, что конфликтность системы ценностных ориентаций у воспитанников сиротских учреждений связана с предпочтением ими созерцательных и аскетических установок.

14. Обнаружена связь личностных особенностей детей-сирот с различными составляющими представлений о жизненных перспективах: показано, что положительное эмоциональное отношение к будущему, как правило, демонстрируют дети, отличающиеся эмоциональной стабильностью, робостью, склонностью к подчиненности и нормативности поведения, консерватизмунаправленность на будущее и целеустремленность более свойственны детям, отличающимся активностью, склонностью к риску, а также детям с тонкими эмоциональными переживаниямиуверенность в возможности управлять жизнью демонстрируют смелые, спокойные, независимые подросткитакже было получено, что оценка своего будущего как малопродуктивного более свойственна тревожным подросткам.

15. Выявлены различия в субъективных представлениях мальчиков и девочек из учреждений для детей-сирот о своем будущем, проявляющиеся в том, что для девочек в будущем более ценным являются отношения с близкими, связанные с необходимостью эмоциональной поддержки, а для мальчиков — материальное благополучиепредставления о своем будущем у девочек отличаются более позитивным отношением к нему и большей реалистичностью по сравнению с мальчиками;

16. Показано, что в зависимости от условий жизни и воспитания детей в сиротских учреждениях, в частности от степени их закрытости (детский доминтернат) выявляются следующие различия в представлениях подростков о жизненных перспективах:

— представления о будущем у подростков из интерната отличаются большей реалистичностью по сравнению с их сверстниками из детского дома, при этом.

— подростки из школы-интерната, в отличие от сверстников из детского дома, чаще прибегают к созерцательному и аскетическому стилям жизни;

— эмоциональное восприятие будущего у воспитанников детского дома связано с повышением значимости в будущем семейного благополучия и образования, тогда как условия воспитания в интернате, характеризующиеся ограничением контактов с социальным окружением, приводят к тому, что позитивный образ будущего связывается в сознании подростков, прежде всего, со стремлением к свободе и независимости, а также к материальному благополучию как одному из условий, которые их обеспечивают.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. 704 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. С. 149−151.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 279−297.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 302 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1999. 200 с.
  6. Абульханова-Славская К.А. С. Л. Рубинштейн ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. Ф. В. Брушлинского. М.: Академический проект, 2000. С. 172−198.
  7. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологический смысл концепции С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во МГУ, 1989. 287 с.
  8. К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
  9. Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2005. 26 с.
  10. Н.Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003. 152с.
  11. Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенности их взаимодействия (в семье и доме ребенка). // Психологический журнал. 1999. № 1. С.39−49.
  12. В.А. Психология личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 191 с.
  13. Е. Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа: Дис. канд. психол. наук. Владивосток, 2004.
  14. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер. с англ. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1977. 430с.
  15. А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 315 с.
  16. А. Смысл жизни // Философские науки, 1998. № 1. С. 15- 26.
  17. А. Очерки по индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: «Когито -Центр», 2002. 220 с.
  18. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. № 5. С. 63−70.
  19. .Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 178−188.
  20. . Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001.С. 48−55.
  21. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 340 с.
  22. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  23. Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 344−358.
  24. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. С. 7−17.
  25. Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях//Психологический журнал, 1996. Т. 12. № 1. С. 3−15.
  26. М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  27. В.Г. О модальной структуре психологического времени // Психология личности и время: Тез. докл. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 24−26.
  28. С. А. Время и его преодоление // Мысль, 1992. № 3. С. 80−83.
  29. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2000. 374 с.
  30. М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения / М. С. Астоянц // Социологические исследования, 2006. № 3. С. 54−63.
  31. Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 140−151.
  32. Р. А. Биографические кризисы личности. Автореф. дис. канд. психол. наук / Институт психологии РАН. М., 1994. 19 с.
  33. Р.А. Опыт формирования будущей временной перспективы // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 84−88.
  34. Р.А. Организация биографического тренинга в условиях психологической консультации // Конструктивная психология — новое направление развитие психологической науки и практики. Красноярск, 1989. С. 29−33.
  35. Р.А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Набережные Челны: Изд-во Камского государственного политехнического института, 2003. С.3−4.
  36. О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998. 17 с.
  37. .П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психология развития. СПб.: Питер, 2001. С. 436−458.
  38. В.А. Системность и отражение // Вопросы психологии, 2002. № 6. С. 113−126.
  39. М.К. Компенсаторные формы поведения детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дис. канд. псих. наук. М., 1995.
  40. М.К., Лебединский В. В. Этологическое изучение детей с явлениями эмоциональной депривации //Тезисы семинара «Социокогнитивное развитие ребенка». М., 1995. 6−7с.
  41. B.C. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсированного состояния психической депривации у детей-сирот: Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2004.
  42. М., Рикардс А., Речел X. Работа с детьми, оплакивающими потерю близких. М.: Детский юридический центр, 2003. 98с.
  43. О.Б. Временная перспектива личности и планирование будущей жизни // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 7−10.
  44. Н. Л. Самосознание проблемных подростков. М.: ИП РАН, 2007. 332 с.
  45. Л.Н. Диагностика психической напряжённости детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  46. И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 176 с.
  47. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 352с.
  48. JI.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. СПб.: Питер, 2001. С. 227−271.
  49. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  50. Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2005. 213 с.
  51. Ю.И. Личностные характеристики подростков в условиях социальных изменений в России: Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 24 с.
  52. Д. Привязанность: Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003. 477с.
  53. Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232с.
  54. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  55. В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. Омск, 2008.
  56. О.В. Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ-интернатов: Дис. канд. психол. наук. М., 2003.
  57. В.И., Северный А. А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
  58. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М. Просвещение 1988 г.
  59. А.С. Содержание и организация профессионального самоопределения подростков-воспитанников детского дома: Дис. канд. пед. наук. Сходня, 1999.
  60. Е.Б. Образ будущего в картине мира и я-концепции личности: Дис. канд. психол. наук. СПб, 2003.
  61. Л.И. Коррекция девиаитиого поведения у воспитанников детского дома: Дис. канд. пед. наук. Калининград, 2000. 152 с.
  62. Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социально регуляции поведения // Психологический журнал, 1997. Т. 18. № 2. С. 58−78.
  63. Н. В., Спаньярд X. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.- Генезис, 2007. 176 с.
  64. Возвращение домой. Из опыта работы с родителями уличных детей. / Под общей ред. Галияхметова P.P. СПб.: УСПХПБОФ «Служение» Социальный приют «Радуга Надежды», 2002. 38с.
  65. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред. — сост. Н. П. Иванова. М.: АПО, 1996. 104 с.
  66. С.А. Нет чужих детей: раздумья о проблемах современного сиротства: книга для учителя / С. А. Воскобойникова. М.: Просвещение, 1989. 175 с.
  67. JI.C. Младенческий возраст // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т.4. С. 269−317.
  68. JI. С. Проблемы развития психики //Собрание сочинений: в 6 т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  69. JI.C. Педагогическая психология /под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480с.
  70. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. 560 с.
  71. JI.H. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 101 116.
  72. JI. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии, 1990. № 6. С. 17−25.
  73. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1994. № 3. С. 43−52.
  74. А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. 464 с.
  75. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  76. Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 256−269.
  77. Е.И., Кроник А. А. Понятие психологического времени // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Педагогика, 1988. С. 199— 215.
  78. Е.И., Кроник А. А. Психологический возраст личности // Психологический журнал, 1983. № 5. С. 57−65.
  79. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984. 201 с.
  80. Головаха Е. И, Кроник А. А. Психологическое время: путешествие в «давно» и «не скоро» // Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Мироненко. М.: Педагогика, 1990. С. 247−253.
  81. Н.В. Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей воспитывающихся в детских домах: Дис. канд. псих. наук. СПб, 2004.
  82. Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. Самара: Бахрах. М., 2000. 248 с.
  83. Ю. Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
  84. Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы детей-сирот // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Ч. 2. С. 39 54.
  85. Н.В., Фишина М. А. Жизненные стратегии старшеклассников // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. 4.1. С. 54 73.
  86. Г. В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте// Дефектология, 1994. № 3. С. 10−16.
  87. О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: Автореф. дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 18 с.
  88. С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности школьника, воспитывающегося в условиях детского дома: Дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  89. И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1997. 20 с.
  90. Дети риска в центральной и восточной Европе: угрозы и надежды. Краткое изложение Проекта Регионального доклада. М.: 1997. № 4. 27с.
  91. Детство: Краткий словарь-справочник / Под общ. ред. А. А. Лиханова и Е. М. Рыбинского. Авт. Коллектив: Е. М. Рыбинский (руководитель), Н. В. Малярова, С.К. Нартова-Бочавер, М. Л. Любимова. М.: Дом. 136 с.
  92. Е.Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом: Автореф. дис. канд. психол. наук. Томск, 2006. 22 с.
  93. С.В. Взаимоотношение со сверстниками у подростков, живущих в семье и детском доме: Дис. канд. психол. наук. Комсомольск-на Амуре, 2003.
  94. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ, 2005. 135 с.
  95. И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии, 1998. № 1.С. 54−59.
  96. И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Просвещение, 1990. С. 175−204.
  97. . Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков- воспитанников детских домов: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2000.
  98. М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях// Дефектология, 1997. № 5. С. 63−69.
  99. Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: На сравнительном материале исследования детей, воспитывающихся в детском доме и в семье: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  100. И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. // «Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики». Тула: ТО ИРО, 1997.
  101. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Под ред. Л. В. Сохань. Киев: Наук, думка, 1987. 128 с.
  102. И. Р. Динамика временной трансспективы в становлении образа «Я» подростка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007. 27 с.
  103. JI.А. Исследование особенностей личностного развития и социализации воспитанников детского дома // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Ч. 2. С. 3 21.
  104. Л. А. Основные принципы организации психологического обследования детей-сирот // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Ч. 3. С. 3−43.
  105. Л. А. Некоторые аспекты организации коррекционной работы с детьми-сиротами // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Ч. З.С. 44−53.
  106. В.К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: «Вопросы психологии», 2002.
  107. Л.Н. Дитя в очереди за лаской: детские дома / Л. Н. Захарова. М.: Политиздат, 1991. 221 с.
  108. .В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник- Под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. 416 с.
  109. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся (Очерки российской психологии). М.: Триволе, 1994. 304с.
  110. О.В. Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 23 с.
  111. Н.П., Заводилкина О. В., Бобылева И. А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. М.: Дом, 1999. 60с.
  112. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессионального самоопределения: Дис. канд. психол наук. М., 1997.
  113. Г. М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. М.: НИИ Семьи, 1997. 264с.
  114. М.Ф. Семейный портрет без мамы: о детях-сиротах / М. Ф. Ионко. -Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1988. 133 с.
  115. Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 196 с.
  116. Н.Г. «Государственные дети»: о предательстве родителей и детском горе / Н. Г. Каджуни. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1990. 141 с.
  117. В. Г. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
  118. Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: Дис. канд. психол. наук. Казань, 2001.
  119. А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2006. 104 с.
  120. О. А. Возрастная психология: конспект лекций: учебное пособие для вузов / О. А. Карабанова. М.: Айрис-Пресс, 2005. 239с.
  121. В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 1.С. 43−54.
  122. В.Н. Темп психологического времени // Время деятельности личности: Сб. науч. докл. Черновцы, 1991. С. 17−29.
  123. О.В. Социально-психологические особенности проявления защитных механизмов у детей в условиях приюта: Дис. канд. психол. наук. Иваново, 2005.
  124. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие /К.В.Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.
  125. К. В. Биографический метод в исследовании жизненного пути личности // Гкнхалопя. 2001. № 2 (23).
  126. К. В. Временная перспектива и смысл жизни современной молодежи // Чалавек. Грамадства. Свет. 2001. № 4. С. 53−69.
  127. К. В. Мотивация понимания личностью смысла жизни в юношеском возрасте // Вестник ГрГУ. 2001. № 1. С. 208−216.
  128. Т.Б. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. С. 88−102.
  129. В.И. Время деятельности личности как психологическая проблема // Время деятельности личности: Сб. науч. докл. Черновцы, 1991. С. 5—17.
  130. В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 5−15.
  131. В.И. Особенности субъективной регуляции времени жизни // Время деятельности личности: Сб. науч. докл. Черновцы, 1991. С. 67−75.
  132. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 108 с.
  133. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. М.: Мысль, 1984. 335с.
  134. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 269−278.
  135. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  136. М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  137. A.JI. Символическое моделирование позитивного образа будущего и его зависимость от индивидуально-типологических особенностей личности: Дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2002. 122 с.
  138. И.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  139. Я. Как любить детей: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт. 1999. 192с.
  140. Л.С. Биографическое интервью «Жизненный выбор» // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 74−82.
  141. С.В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. 4-е изд. М.: Генезис, 2004. 183 с.
  142. А.А. Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Под ред. Л. В. Сохань. Киев: Наук, думка, 1987. С. 247−258.
  143. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. С. 148−157
  144. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224 с.
  145. А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики, и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 306 с.
  146. С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: Дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  147. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. 24с.
  148. Л.Ю. Исследование проблемы психологического времени // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М.: Наука, 1989. С. 89−99.
  149. .А. Управление социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
  150. И.Б. Ситуативная каузометрия // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 83−95.
  151. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. М.: Смысл, 2001. 382 с.
  152. В. Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности: Дис. канд. психол. наук. Омск, 2004.
  153. Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. 190с.
  154. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. 334с.
  155. Й., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишеные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. -сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 205−213.
  156. Ларионова-Кречетова А. А. Профессиональное становление в контексте возрастного развития // Психология зрелости и старения. 2004. № 4. С. 16−39.
  157. К. Динамическая психология. М.: Прогресс, 2001. 572 с.
  158. К. Теория поля в социальных науках. М.: Мысль, 2000. 365 с.
  159. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во МГУ, 1977. 304 с.
  160. А.Н. Собрание сочинений: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.1. 287с.
  161. А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  162. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -Психодиагностическая серия. М.: Смысл, 1992. Вып. 5. 17 с.
  163. Д.А. Тест СЖО. Психодиагностическая серия. М.: Смысл, 1993. Вып. 7. 19 с.
  164. М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 384 с.
  165. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / ред. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  166. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1982. 290с.
  167. Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1975.
  168. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 238−246.
  169. . Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 34−41.
  170. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 44 с.
  171. .Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. 424 с.
  172. В.И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  173. В.К. Личностно-событийный анализ в клинической практике // LifeLine и другие новые методы диагностики жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 125−125.
  174. О.В. Цель как смысложизненная детерминанта настоящего в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
  175. Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 2000.
  176. . Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб., 2001. С. 50−51.
  177. В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2003.
  178. C.JI. Психологические механизмы и приемы творческого отношения ко времени // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 20−24.
  179. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. Киев, 1993. 116 с.
  180. В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1987. С. 3 -16.
  181. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психологического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. 19−36 с.
  182. С.Ю. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка. //Дошкольное воспитание, 1984. № 7. С. 38−42.
  183. Г. Ю. Контент-анализ интервью «Путь в науку» // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С 122−140.
  184. В.И., Павлова Т. А. Процессы целеполагания в организации времени // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т.2. С.37−39.
  185. К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал, 1999. Т. 21. № 4. С. 5−21.
  186. B.C. К проблеме социального развития ребенка. // Психологический журнал, 1980. № 5. С. 43−53.
  187. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. // Вопросы психологии, 1989. № 1. С. 32−39.
  188. О.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций детей-сирот / О. Г. Мызникова // Сацыяльна-педагапчная работа. 2000. № 3. С. 16−30.
  189. Е.В. Исследование проблемы времени в психологии. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 124 с.
  190. Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал, Томск. Вып. 8−9, 1998. С. 22−25.
  191. Е. И., Купчик В. П., Сафонова А. М. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Психологический журнал. 1996. № 13. С. 92−98.
  192. А. Л. Проблемы воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А. С. Макаренко (Психологическое время личности): Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 140 с.
  193. . Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл. 2004. 608 с.
  194. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996. 360с.
  195. Олифщенкр/Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2002. 84 с.
  196. Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для вузов / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2002. 256 с.
  197. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 2006 год. М., Минздравсоцразвития России, 2006 г. С. 135−139.
  198. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки / И. В. Дубровина, Э. А. Минкова, М. К. Бардышевская. М.: ТОО «Симе», 1995. 64 с.
  199. В.Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот. Дис. канд. психол. наук. М., 2002.
  200. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ф. А. Мустаевой. М.: Академический Проект, 2003. 208 с.
  201. Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 39−48.
  202. А.Х., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома. // Психологический журнал, 1993. № 1.С. 44−52.
  203. Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы. Доклад Всемирного Банка / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003.304 с.
  204. Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. 182 с. >
  205. A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 304с.
  206. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  207. A.M. Психология сиротства: учеб. пособие для вузов / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  208. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, 1996. 256 с.
  209. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. / Центр психологической помощи женщинам «Ярославна». М.: «Эслан», 2000. 109 с.
  210. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2006. 480 с.
  211. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика. 1990. 264 с.
  212. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / Тезисы докладов всесоюзной конференции (11−12 апреля 1979., Москва). М., 1979. 261 с.
  213. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. / Под ред. A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1986. 26 с.
  214. Психологическое изучение детей в школе-интернате. / Под ред. Л. И. Божович. М., 1960. 208 с.
  215. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1988. 742с.
  216. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 1096 с.
  217. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. 546 с.
  218. Психология современного подростка / Под редакцией проф. JI. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005.400 с.
  219. Развитие личности в условиях психической депривации. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. 159 с.
  220. Н.К. Развитие самопринятия у детей в условиях детского учреждения закрытого типа: Автореф. дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1995. 17с.
  221. Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ. Монография, 2004. 193 с.
  222. И. А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 152 с.
  223. М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1995. 432с.
  224. JI. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003.352 с.
  225. Т.Е. Жизненные стратегии личности. М.: Педагогика, 1995. 250 с.
  226. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Унтверс», 1994. 480с.
  227. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.
  228. C.JI. Человек и мир. СПб.: Питер, 2002. 678 с.
  229. Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. М.: Педагогика, 2001. 311 с.
  230. Е.В. Время в историческом аспекте // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 34−37.
  231. Е.И. Принципы работы с детьми сиротами, проживающими в интернатных учреждениях / Е. И. Семёнова // Сацыяльна-педагапчная работа, 2003. № 5. С. 102−105.
  232. Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. канд. психол. наук. М., 2004.
  233. Г. В. Выпускник. Справочное пособие к постинтернатной адаптации выпускников учреждений интернатного типа. М.: СИМС. 96с.
  234. В.Д. Типологические особенности планирования личностного времени: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. 20 с.
  235. Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989. 256 с.
  236. Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: метод, пособие/ Л. К. Сидорова. М.: Айрис Пресс, 2004. 112 с.
  237. Сиротство как социальная проблема: пособие для педагогов / ред. Л. И. Смагина. Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. 144 с.
  238. Сколько Вам лет? (линии жизни глазами психолога) / Под ред А. А. Кроника. М.: Школа-Пресс, 1993. 112 с.
  239. Л.С. Трудные дети / Под ред. В. Э. Чудновского. М.: Институт практической психологии, 1998. 448с.
  240. Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 147 с.
  241. В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 135.
  242. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития //Психологический журнал, 1996. Т.17. № 1. С. 86−96.
  243. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995. № 3. С. 134−150.
  244. Е.О., Лагутина О. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 30−37.
  245. О.В. Депривация семейного общения как детерминанта личностного развития детей, лишенных попечения родителей. Дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2004.
  246. С. Принятие отверженных / С. Степанов // Школьный психолог. 2004. № 16. С. 2−7.
  247. Стиль жизни личности / Под ред. JI. Сохань. Киев: Наук, думка, 1989. 372 с.
  248. Т.М. Временные измерения жизненного пути личности // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991.Т. 1. С. 17−20.
  249. Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности // Научные основы прикладной психологии: Тез. докл. М., 1988. С. 151−152.
  250. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. С. 111—121.
  251. Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  252. Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1997.
  253. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
  254. Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. М.: Генезис, 1999. 162 с.
  255. Е.Б. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ различных жизненных сфер» // Журнал практического психолога, 1996. № 2. С. 32−37.
  256. А.И., Щербакова A.M. Особенности образа прошлого у ребенка-сироты. // Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования. Центр «Школьная книга», 2005. -С. 28−39.
  257. Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 238 с.
  258. В. Человек в поисках смысла. М.: Смысл, 1990. 368 с.
  259. А. Введение в детский психоанализ. / Пер. с нем. М., 1991. 90с.
  260. Э. Душа человека. М., 1992. С. 114−137.
  261. Ю.В. Криминалогические проблемы социализации воспитанников детских домов и интернатов: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  262. М.А. Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1997.
  263. B.C., Кроник А. А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии, 1988. № 1. С. 98−106.
  264. И.М. Кров: о судьбах детей из детских домов / И. М. Червакова. -М.: Мол. Гвардия, 1988. 160 с.
  265. JI.M. Дети социального риска и их воспитание. СПб.: Речь, 2003. 143с.
  266. Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. и др. Развитие личности ребёнка в условиях материнской депривации. / Под общ. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 1997. 160с.
  267. Л. Е. Пространственно-временные модели жизненного пути личности // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С. 200 216.
  268. Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 27−29.
  269. А.Г. Персоплан инструмент жизненного планирования // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 96−103.
  270. В.Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни / В. Р. Шмидт // Дефектология, 2006. № 4. С. 55−61.
  271. И.В. Ценностная обусловленность психологического времени женщин с пищевой аддикцией: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 22 с.
  272. О.А. Физическая реакция младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  273. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки., М.: Изд-во УРАО. 100с.
  274. A.M. Верный выбор в сложной ситуации / А. М. Щербакова // Школьный психолог, 2004. № 16. С. 10−11.
  275. A.M. Этапы взросления / А. М. Щербакова // Школьный психолог, 2004. № 16. С. 38−39.
  276. Д.Б. Введение в психологию развития. М: Тривола, 1994. 168 с.
  277. Э. Детство и общество. СПб: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592с.
  278. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  279. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392с.
  280. В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей: Дис. канд. психол. наук. М., 1992.
  281. Я сам строю свою жизнь. Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот /
  282. М.А. Алиева, Т. В. Гришанович, JI.B. Лобанова, Н. Г. Травникова, Е. Г. Трошихина / Под ред. Трошихиной. СПб, 2000. 201 с.
  283. П.И. Возрастная особенность переживания субъективного настоящего // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 1.С. 75−77.
  284. М.Г. История психологии. 2-е изд. М.: Мысль, 1976. 463с.
  285. А.А. Коррекция негативной психической напряжённости детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  286. Adler A. What your life should mean to you. Boston: Little, Brown, 1931.
  287. Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect //Ed. by Parkes C.M., Stevenson-Hinde J. The place of attachment in human behavior. N.-Y., 1982.
  288. Ainsworth M.D.S., Blehar M., Warers E., Wall E. Patterns of Attachment. A psychological study of the strange situation. Hillsdale. N.-Y.: Erlbaum Associates, 1987.
  289. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development//American Psychologist. 1991, Vol. 46. P. 331−341.
  290. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York, 1961. 354 p.
  291. Archer C. First steps in parenting the child who hurts. Adoption UK. Jessica Kingsley Publishers. London and Philadelphia. 2000. 127p.
  292. Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother. International Journal of Psychoanaysis, 3, 1958. P. 350−373.
  293. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. Leipzig: Hirzel, 1933.
  294. Buhler Ch. Bieg zycia ludzkiego. Warszawa: PWN, 1999. 393 s.
  295. Bretherton I. Attachment Theory: retrospect and prospect. // Monographs of the Society for Reseaarch on Child Development, 50 (1−2 serial No.209), 1985. P. 3−35.
  296. Cairns K. Attachment, trauma and resilience. Therapeutic caring for children. BAAF (UK), 2002. 182 p.
  297. Cottle T. J., IClineberg S. L. The present of things future. New York, 1974. 200 p.
  298. Crittenden P.M., Ainsworth M.S.D., Child maltreatment and attachment theory // Cicchetti D., Carlson V. (ed). Handbook of child maltreatment: clinical and theoretical perspectives. N.-Y., 1989. P. 432−463.
  299. P. M., Claussen A.H. (ed). The organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture, and Context. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 432 p.
  300. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. 1986. V. 57. P. 331 337.
  301. Grossman K.E. et al. Capturing the wider view of attachment: a reanalysis of Ainsworth strange situation // Izard C.E. (ed). Measuring emotions in infants and children. Vol. 2. N.-Y., 1990. 380 p.
  302. Jacobsen T. et al. A longitudinal study of the relations between representations of attachment in childhood and cognitive functioning in childhood and adolescence // Attachment representation and cognitive functioning. 1993. P. 2−33.
  303. Jewett C. Helping children cope with separation and loss. USA: Harvard Common Press. Harvard. Mass., 1982. 222p.
  304. Main M., Cassiday J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over 1-month's period // Devel. Psychol., 1988. V. 24. P. 415−426.
  305. Pipp S., Eastrerbrooks MA., Harnon RJ. The relations between attachment and knowledge of self and mother in one to three-year old infants // Child Devel,. 1992. V. 63. P. 738−750.
  306. Rutter M. Pathways from children to adult // Child Psychology and Psychiatry, 1989. Vol. 58. P. 23−516.
  307. SrouffL A., Egeland В., Kreutzer N. The fate of early ex-prience following developmetal changes: Longitudinal approaches to individual adaptation in chilhood //Child Devel., 1990. V. 61. P. 1363−1373.
  308. Spitz R.A. Hospitalizm: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood //Psychoanalytic study of child. Vol. 1. N.-Y., 1945.P. 53−74.
  309. Spitz R. A. The role of ecological factors in emotional development. Child Development, 20. P. 145- 155.
  310. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentations in selections from his writings. N. Y.: Harper and Row, 1956. 180 p.
  311. The Orphans of Eritrea: A Comparison Study. J. Child Psyshol. Psychiat. Vol. 36. No.4, 1995. P. 633−644.
  312. Thomas Nancy L. When Love is not enough. A guide to parenting Children with RAD-Reactive Attachment Disorder. Library of Congress Card Number 191 847. USA, 1997. 112 p.
  313. Thome H. Das Individum und seine Welt. Gottingen, 1989. 284 p.
Заполнить форму текущей работой