Концепция образования в философии С.И. Гессена
Диссертация
В определении научного статуса педагогики как «прикладной философии» взгляды философа проходят определенную эволюцию: оставаясь практическим «приложением» к философии, педагогика освобождается от «нормотворческой» функции. Согласно С. И. Гессену, научная педагогика не изучает и не устанавливает нормы, она исследует состав культурных ценностей и расширение сферы духовной жизни как рост целей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философско-методологические основания образовательной концепции С.И. Гессена
- 1. Становление концепции образования С. И. Гессена как «прикладной философии»
- 2. Понятие образования в концепции С.И. Гессена
- 3. Образование как ценность в интерпретации С.И. Гессена
- 4. Границы познания в философии С.И. Гессена
- Глава 2. Основные характеристики образования в концепции С.И. Гессена
- 1. Образование как духовный процесс
- 2. Личность как субъект образования
- 3. Духовная общность как фактор образования
- 4. Принципы организации образовательного процесса в социуме
Список литературы
- Абрамова Л. Г. Взгляд С.И. Гессена на аксиологию педагогики // Вестник Самарского государственного университета. Самара: СамГУ, 2008. № 7 (66). С. 203 209.
- Абрамова Л.Г. Философско-образовательная концепция С.И. Гессена: монография. Калининград: БИЭФ, 2003. 245 с.
- Алексеев Н.Г., Семенов И. Н., Швырев B.C. Философия образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 88 94.
- Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2002. С. 221 -222.
- Андрейчук Н.В. Проблема непрерывного образования в контексте современной философии образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. Вып. 8. С. 7 15.
- Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. с. 99−109.
- Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. С. 297−325.
- Башкирцева Ю.С. Ценностные координаты и их трансформация в русской культуре начала XX века // Проблемы русской философии и культуры: Сб. науч. тр. / Отв. ред. C.B. Корнилов. Калининград: Калининградский государственный университет, 2000. С. 77 86.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
- Ю.Бердяев H.A. О смене поколений и вечном возвращении //
- Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е.Г.
- Осовский, В.П. Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 23 29.
- П.Бердяев H.A. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж: YMCA-Press, 1946. 258 с.
- Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.446 с.
- Бердяев H.A. Человек и машина // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е. Г. Осовский, В. П. Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 30−54.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
- Бине А. Современные идеи о детях. / Пер. с франц. под ред. Г. Г. Шпетта. М.: Космос, 1910. 216 с.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования: научное издание. Дубна: Феникс+, 2001. 208 с.
- Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия диалог // Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 22. С. 9 -16.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. № 3. С. 15 -19.
- Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании // С. И. Гессен. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 3−28.
- Вышеславцев В.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев В. П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. С. 153 324.
- Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева и Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1974 1977. Т. 3: Философия духа. 471 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века: учебное пособие для самообразования / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
- Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. 224 с.
- Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева // С. И. Гессен. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 609 677.
- Гессен С.И. В защиту педагогики // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 39 61.
- Гессен С.И. Идея нации // Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 78−105.
- Гессен С.И. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. 814 с.
- Гессен С.И. Иоганн Генрих Песталоцци // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 354 371.
- Гессен С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем // Сборник статей, посвященных П. Н. Милюкову. 1853−1929. Прага, 1929. С. 85.
- Гессен С.И. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 545 576.
- Гессен С.И. Мировоззрение и идеология // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е. Г. Осовский, В.П.
- Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 99 112.
- Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 62 — 80.
- Гессен С.И. Мистика и метафизика // С. И. Гессен. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 31 70.
- Гессен С.И. Мое жизнеописание / Предисловие к публикации и послесловие А. Валицкого // Вопросы философии. 1994.№ 7−8. С. 150 -187.
- Гессен С.И. Мое жизнеописание // Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 412 — 448.
- Гессен С.И. Монизм и плюрализм в систематике понятий // Русский народный университет в Праге. Научные труды. Прага, 1928. Т. 1. С. 30−43.
- Гессен С.И. Наследие Георга Кершенштейнера // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 379−398.
- Гессен С.И. Неославянофильство в философии (В. Эрн. Борьба за Логос. Опыты философские и критические. М., 1911. Изд-во «Путь». Стр. 361) // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 71−77.
- Гессен С.И. О понятии и цели нравственного воспитания // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 127−142.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
- Гессен С.И. Очерки философской педагогики // Журнал Министерства народного просвещения. 1919. № 1. С. 143−163.
- Гессен С.И. Пауль Наторп // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 372 378.
- Гессен С.И. Педагогика Платона и современность // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 332−340.
- Гессен С.И. Педагогика Канта // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 340−353.
- Гессен С.И. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. 564 с.
- Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 147 544.
- Гессен С.И. Русская педагогика в XX веке // С. И. Гессен. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 445 475.
- Гессен С.И. Философия наказания // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Репринт, изд. Логосъ. Рус. изд. 1912 1913, Кн. ½. М.: Мусагет. — М.: Территория будущего, 2005. С. 183−232.
- Гулыга A.B. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 5−42.
- Дилигенский Г. Г. В зашиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. №.3. С. 35 36.
- Дмитриенко В.А. Образование как объект познания. Предмет общей теории развития образования // Образование в Сибири. 1995. № 2. С. 3 8.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX века. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. 140 с.
- Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948 1954 гг. // Ильин И. А. Собрание сочинений. В Ют. / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. Т.2. Кн. 2. 480 с.
- Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
- Каган М.С. Формирование российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2000. С. 130 -133.
- Калинников Л.А. Кант в русской философии // Кант между Западом и Востоком: Труды международного семинара и международной конференции. В 2 ч. / Под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград. Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. Ч. 1. С. 53 60.
- Калинников Л.А. Кант в русской философской культуре. Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2005. 311 с.
- Калинников JI.A. «Критическая» рефлексия как гносеологическое средство // Кантовский сборник. Сборник научных трудов. Вып. 9. Калининград: Изд-во КГУ, 1984. С. 13 19.
- Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 445 504.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс» «VIA», 1993. 240 с.
- Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78 278.
- Кант И. Трактаты и письма / Отв. ред. A.B. Гулыга. М.: Наука, 1980. 709 с.
- Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 313 323.
- Корнилов C.B. Философия самосознания и творчества. Портреты русских мыслителей: научное издание. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1998. 220 с.
- Корольков A.A. Духовная антропология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. 324 с.
- Кубалица Т. Относительная истинность теории отражения в интерпретации Генриха Риккерта (перевод и с польского В. Прохорова и В. Белова) // Кантовский сборник: научный журнал. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. № 2 (32). С. 69 79.
- Лосский Н.О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е. Г. Осовский, В. П. Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 141- 151.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. Репринт, изд.: Франкфурт-на-Майне: Посев, 1957. М.: Ключ, 1990. 164 с.
- Лысков А.П. Метафизика всеединства в дискурсе личного бытия (концепция личности Л.П. Карсавина) // Проблемы русской философии и культуры: Сб. науч. тр. / Отв. ред. C.B. Корнилов. Калининград: Калининградский государственный университет, 1999. С. 60 68.
- Лысков А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии: монография. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 1997. 120 с.
- Маслин М.А. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990. С. 5−42.
- Михайлов Ф.Т. Об образовании // Михайлов Ф. Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 401 552.
- Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 92 118.
- Мотрошилова Н.Е. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика, Культурная революция, 2006. 477 с.
- Мысливченко А.Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 207 -230.
- На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. 528 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. A.A. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. 360 с.
- Наторп П. Философия как основа педагогики / Пер. с нем. Предисл. Г. Г. Шпетта. М.: Изд. H.H. Клочкова, 1910. 107 с.
- Олейникова О.Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре // Сибирский педагогический журнал. 2002. № 2. С. 72 82.
- Осовский Е.Г. Жизнь и педагогическое наследие Сергея Гессена // С. И. Гессен. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 9 37.
- Осовский Е.Г. Сергей Гессен: педагогика гуманизма гуманизм педагогики // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 5 — 17.
- Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3 4. С. 53.
- Плотников Н.С. Философия «Проблем идеализма» // Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / Под общ. ред. М. Колерова. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. С. 5 60.
- Полянский Д.В. Эдукациоцентризм как вид социального монизма // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 8. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 16 21.
- Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / Под общ. ред. М. Колерова. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. 736 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Образование, 1911. 196 с.
- Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 448−467.
- Риккерт Г. Одно, единство и единица // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Репринт изд. Логосъ. Рус. изд. 1911 1912. Кн. 2/3. М.: Мусагет. — М.: Территория будущего, 2005. С. 141−195.
- Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 130 204.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 624 с.
- Розин В.М., Булдаков С. К. Философия образования. Кострома, Издательство КГУ им. H.A. Некрасова, 1999. 284 с.
- Розин В.М. Широкая рефлексия по поводу педагогики // НГ-ExLibris. Приложение к газете «Независимая газета», 31 августа, 2000. URL: http://exlibris.ng.ru/izdat/2000−08−31/lreflex.html (дата обращения: 21.11.2008).
- Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения: критическо-философский очерк. М.: Типография С. А. Кинеловскаго. Арбат, Дом Стромилова, 1909. 124 с.
- Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. В 2 т. / Под ред. Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. Т. 1. 576 с.
- Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Задруга, 1920. С. 2.
- Румянцева Т.Г. Риккерт Генрих // Новейший философский словарь. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 833.
- Савицкий Н.П. В поисках русской идеи // Русская эмиграция в Европе в 1920 1930-е годы. М.: ИВИ РАН- СПб.: Алетейя, 2005. Вып. 2. С. 132−139.
- Сазина И.В. Философ в Школе диалога // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Ч. 2 / Отв. редакторы T.B. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2003. С. 141 148.
- Сапов В.В. Письма редактора непартийного журнала // Вестник Российской Академии Наук. М.: Наука, 1993. Том 63. № 6. С. 526 535.
- Сапов В.В. Сергей Гессен русский философ // Вестник Российской Академии Наук. М.: Наука, 1993. Том 63. № 6. С. 523 -526.
- Седова Е.Е. Аксиологические основания «педагогики культуры» Сергея Иосифовича Гессена // Аналитика культурологии. 2006. № 1 (5). URL: http://www.analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func= viewpage&pageid=183 (дата обращения: 15.08.2010).
- Седова Е.Е. Философия образования С.И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж: ВГПУ, 2006. 124 с.
- Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
- Смирнов Г. С. Ноосферная пирамида образования: современное состояние и перспективы развития // Философия экологического образования / Под общ. ред. И. К. Лисеева М.: Прогресс Традиция, 2001. С. 133−149.
- Соловьев B.C. О духовной власти в России (статья 1881 года) // Собрание сочинений. В 15 т. Репринт, изд. М., ПАИМС, 1992. Т. 3. С. 227 242.
- Степун Ф. А. Памяти С.И. Гессена // С. И. Гессен. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 511−514.
- Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся / Послесл. Р. Гергеля. СПб.: Алетейя, 2000. 651 с.
- Столович J1.H. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005. 495 с.
- Толстой JI.H. Мысли о воспитании // Поли. собр. соч. В 24 т. М.: Изд-во т-ва Сытина/Под ред. П. И. Бирюкова, 1913. Т.14. С. 12.
- Фараджев К.В. Философия и жизнь Моисея Рубинштейна // Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Т. 1 / Под ред. Н. С. Плотникова, К. В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. С. 7 40.
- Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» // Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / Под общ. ред. М. Колерова. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. С. 393 458.
- Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. № 5. С. 13 58.
- Хабермас Ю. Границы между верой и знанием: об истории влияния и актуальном значении религиозной философии Канта // Кантовский сборник. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. № 2(30). С. 31−60.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 195 -206.
- Шелер М. Положение человека в космосе // Шел ер М. Избранные произведения / Пер. с нем. A.B. Денежкина, А. Н. Малинкина. Под ред. A.B. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. С. 129 193.
- Шелер М. Спиноза // Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем. A.B. Денежкина, А. Н. Малинкина. Под ред. A.B. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. С. 57−69.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 60 65.
- Шубинский B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. Научно-теоретический журнал. 1992. № 3—4. С. 37−43.
- Яковенко Б.В. История русской философии / Пер. с чеш. Общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. 510 с.
- Gonec V. Sergius Hessen a Ceskoslovensko. Brno: Vydavatelstvi MU, 2000. 83 s.
- Ericson D.P. Philosophical issues in education // Encyclopedia of Educational Research. In 4 vol. / Ed. in Chief M.C. Allein. 6th ed. New York, Toronto, 1992. Vol. 3. P. 1002 1007.
- Folkierska A. Sergiusz Hessen pedagog odpowiedzialny. Warszawa: WUW, 2005. 268 s.
- Hessen S. Cnoty platonskie a cnoty ewangeliczne // Hessen S. Pisma pomniejsze. Warszawa: Zak, 1997. S. 228 284.
- Hessen S. Filosoficke zaklady pedagogiky. Praha: Ceskoslovenska graficlca unie, 1936. S. 370.
- Hessen S. Individuelle Kausalitat. Studien zum transzendentalen Empirismus // Kantstudien. «Journalfranz» Arnulf Liebing, oHG. Wurzburg, 1909. No 15. 151 S.
- Hessen S. О niebezpieezenstwie soejologizmu w pedagogice // Hessen S. Pisma pomniejsze. Warszawa: Zak, 1997. S. 164- 194.
- Hessen S. О pojeciu i celu wychowania moralnego // Sily moraine wspolne wszystkim ludziom, ich zrodla i rozwoj przez wychowanie. Praca zbiorowa. Bydgoszcz: Biblioteka Polska, 1934. S. 33 57.
- Hessen S. О sprzecznosciach i jednosci wychowania. Zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Warszawa: Zak, 1997. 271 s.
- Hessen S. Pedagog // Hessen S. Pisma pomniejsze. Warszawa: Zak, 1997. S. 70−93.
- Hessen S. Podstawy pedagogiki. Warszawa: Nasza drukarnia, 1931. S. 61.
- Hessen S. Revolution und Tradition im Werke Georg Kerschensteiners // Die Erziehung. 1932. 8. Jahrgang. Heft 1. S. 17 34.
- Hessen S. Ruska pedagogika u XX veku // Ucitel. 1939. № 9 10. S. 556−584.
- Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnej. Warszawa: Zak, 1997. 259 s.
- Hessen S. Szkola i demokracja na przefomie. Warszawa: Zak, 1997. 335 s.
- Kaminski A. Sergiusz Hessen // Kwartalnilc Pedagogiczny. 1975. № 3 (77). S. 87−95.
- Immanuel Kant Schriften zur Anthroplogie, Geschichtsphilosophie, Politik und Padagogik // Kant I. Werkausgabe: in 12 Banden / Hrsg. Von W. Weischedel. 8. Aufl. Bd. 12. 1991 S.
- Liegle L. Ein unfreiwilliger Kosmopolit und seine fast vergessenen Beitrage zur allgemeinen und vergleichenden Padagogik. Zur 100. Wiederkehr des Geburtstages von Sergius Hessen // Bildung und Erziehung. 1987. Heft 4. S. 467−475.
- Sztobryn D., Sztobryn S. Transcendentalny empiryzm jako postac hessenowskiego neokantyzmu // Filozofia wychowania Sergiusza Hessena / Red. H. Rotkiewicz. Warszawa: Zak, 1997. S. 116 130.
- Sztobryn S. Dialektyka swobody i przymusu w pedagogice S. Hessena // Studia Filozoficzne. 1983. No 11/12. S. 203−212.
- Sztobiyn S. Filozofia wychowania Sergiusza Hessena. Lodz: Wydawnictwo Un-tu Lodzkiego, 1994. 223 s.
- Vom Messias. Kulturphilosophische Essays von R. Kroner, N. v. Bubnoff, G. Mehlis, S. Hessen, F. Steppuhn. Leipzig: W. Engelmann, 1909. 78 S. о