Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция образования в философии С.И. Гессена

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В определении научного статуса педагогики как «прикладной философии» взгляды философа проходят определенную эволюцию: оставаясь практическим «приложением» к философии, педагогика освобождается от «нормотворческой» функции. Согласно С. И. Гессену, научная педагогика не изучает и не устанавливает нормы, она исследует состав культурных ценностей и расширение сферы духовной жизни как рост целей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-методологические основания образовательной концепции С.И. Гессена
    • 1. Становление концепции образования С. И. Гессена как «прикладной философии»
    • 2. Понятие образования в концепции С.И. Гессена
    • 3. Образование как ценность в интерпретации С.И. Гессена
    • 4. Границы познания в философии С.И. Гессена
  • Глава 2. Основные характеристики образования в концепции С.И. Гессена
    • 1. Образование как духовный процесс
    • 2. Личность как субъект образования
    • 3. Духовная общность как фактор образования
    • 4. Принципы организации образовательного процесса в социуме

Концепция образования в философии С.И. Гессена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современном исследовательском пространстве России оформилась тенденция к осмыслению проблем образования с позиции междисциплинарной, общенаучной теории, которая рассматривает становление человека как комплексный процесс и исследует различные способы организации и развития образовательных систем1. Построение такой «мезотеории» (В.А. Дмитриенко) не представляется возможным без участия философии с присущим ей характером рефлексии, способной вскрыть важнейшие антиномии не только в научной системе, но и в самом человеческом существовании.

Теория образования С. И. Гессена представляет собой пример концептуальной модели, основанной на проработанной философской методологии. Детальный анализ разработанной ученым методологии будет способствовать развитию исследований образования.

Работа философа над проблемой образования предполагает осмысление онтологических, гносеологических, аксиологических начал образования2. При этом он может избрать стратегию абстрагирования от практических задач либо балансировать на границе теории и практики. Последнее, в свою очередь, не представляется возможным без подведения соответствующего теоретико-методологического фундамента. С. И. Гессен в построении концепции «прикладной философии» от начала до конца стремится показать «практическую мощь» философии, конкретное, жизненное значение самых отвлеченных философских вопросов, что.

1 Валицкая А. П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия диалог // Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». СПб., 2002. Вып. 22. С. 9−16- Дмитриенко В. А. Образование как объект познания. Предмет общей теории развития образования // Образование в Сибири. 1995. № 2. С. 3−8 и др.

2 См. Сазина И. В. Философ в Школе диалога // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Ч. 2 / Отв. редакторы T.B. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 2003. С. 142. послужило, на наш взгляд, одной из причин повышенного внимания к его творчеству в последние годы, как со стороны философов, так и со стороны педагогов. Об историко-философском значении и уникальности образовательной концепции С. И. Гессена в истории русской мысли пишет И. В. Гребешев: «По сути, в этой истории нет других примеров столь систематического опыта философского обоснования педагогической теории з и практики» .

Отдельные идеи образовательной концепции С. И. Гессена как концепции ценностно-ориентированной, несмотря на историческую связанность с социокультурными реалиями первой половины XX века, сегодня не потеряли своей актуальности. В ситуации слияния культурного, образовательного, экологического, антропологического кризисов4 они обретают новое звучание. Проблема образования в современных условияхне просто подготовка образованного специалиста. Человек — духовный, гуманный, экологический — это та цель, которая зачастую ускользает на фоне разворачивающейся ценностной инверсии, проявляющейся в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии.

Как справедливо отмечает академик Е. Г. Осовский, С. И. Гессен увидел те тенденции в развитии образовательных систем, которые только в последние десятилетия отчетливо проявились во многих странах, в том числе и в России5. Между тем, концепция образования, разработанная С. И. Гессеном, представляется недостаточно изученной, что и обусловило выбор темы исследования.

3 Гребешев И. В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIXначалаXX века. Автореферат дисс. доктора философских наук: 09.00.03. М., 2010. С. 21.

4 Андрейчук Н. В. Проблема непрерывного образования в контексте современной философии образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Выи. 8. Калининград, 2007. С. 12.

5 Осовский Е. Г. Сергей Гессен: педагогика гуманизма — гуманизм педагогики // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М., 2004. С. 13.

Степень разработанности темы.

Первую оценку философского творчества С. И. Гессена дали его современники в эмиграции — Б. В. Яковенко в «Истории русской философии» (Прага, 1938) и В. В. Зеньковский в труде с аналогичным названием (Париж, 1950). С середины XX века изучение творчества С. И. Гессена активно велось за рубежом. Различные аспекты его философии, «педагогики культуры», а также биографии вызывали интерес ученых в Польше (А. Валицкий, Т. Новацкий, В. Оконь, С. Штобрын, А. Фолкерска и др.), Италии (Э. Бертаччи, Дж. Брокколини, Л. Вольпичелли, Р. Нери, П. Риджио и др.), Германии (Л. Лигле, Г. Мейер-Ботлинг), Чехии (В. Гонец, Ц. Кучера).

Труды ученого-эмигранта долгое время не были известны на родине. В ряде исследований советского периода, посвященных развитию неокантианства в России, имя философа упоминалось в связи с выпуском журнала «Логос» (Е.И. Водзинский, Л. И. Филиппов и др.). Лишь в середине 1990;х годов оно заняло достойное место в энциклопедических и хрестоматийных изданиях, стали издаваться собрания сочинений ученого. Одним из первых обратил внимание на существенный вклад мыслителя в различные области знания академик В.В. Сапов6. Начало разработке философско-педагогического наследия С. И. Гессена было положено исследованиями в области развития образования и педагогической мысли в российском зарубежье 1920 — 1950;х годов (Е.Г. Осовский, М. В. Богуславский, С. Н. Васильева, В. А. Владыкина и др.).

В конце 1990;х — 2000;х годах творчество мыслителя подвергались анализу в рамках диссертационных исследований. В работе Н. Д. Наумова учению С. И. Гессена уделяется внимание как наиболее яркому примеру.

6 Сапов В. В. Сергей Гессен — русский философ // Вестник Российской Академии Наук. Том 63. № 6. М.: Наука, 1993. С. 523−526. Сапов В. В. Гессен Сергей Иосифович // Русская философия: словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М., 1995. С. 114 и др. неокантианской педагогики в России7. В свете развития персоналистической темы в российском кантианстве к образовательной модели философа обращается И.В. Гребешев8. Среди исследований, посвященных отдельным аспектам философии С. И. Гессена, можно назвать также работы Е.И. Пургиной9, Г. Г. Кругликовой, 10 Н.В. Очироконовой11. Кроме того, идеи мыслителя анализируются в диссертациях по педагогическим специальностям Д. Е. Дерюгой, А. И. Богатыревым, Е. Е. Седовой, В. В. Кузнецовой, Н. В. Жулиной, Г. Ф. Терещенко. Обзор исследований творчества С. И. Гессена свидетельствует о том, что образовательная концепция мыслителя не подвергалась ранее' комплексному историко-философскому анализу.

Изучение творческого наследия философа затруднено тем, что отдельные работы философа публиковались лишь в зарубежных изданиях (немецких, польских, чешских и др.) и до сих пор не переведены на русский язык. Кроме того, существуют различные редакции значимых для понимания концепции философа произведений, содержащие авторские либо редакторские правки. В некоторых случаях имеются неточности в употреблении тех или иных терминов, обусловленные, в частности, отсутствием их полных эквивалентов в языке оригинала и языке перевода либо устоявшимися традициями употребления терминов12. В работе над темой диссертации использовались различные языковые варианты текстов.

7 Наумов Н. Д. Философские основания педагогических теорий в России. Дисс. д-ра филос. наук: 09.00.13. Екатеринбург, 2004.

8 Гребешев И. В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIXначала XX века. Дисс.. доктора философских наук: 09.00.03. М., 2010.

9 Пургина Е. И. Учение о ценностях С. И. Гессена. Дисс.. кандидата философских наук: 09.00.03. Екатеринбург, 2000.

10 Кругликова Г. Г. Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX — первой трети XX века. Дисс.. кандидата философских наук: 09.00.03. Екатеринбург, 2003.

11 Очироконова Н. В. Проблема человека в философии С. И. Гессена. Дисс.. кандидата философских наук: 09.00.03. М., 2005.

12 Так, «Основы педагогики» С. И. Гессена переводились на несколько языков. Только в Польше книга переиздавалась четыре раза в различных редакциях. Как отметил философ в предисловии к первому польскому изданию 1931 года, оно представляло собой не просто перевод с русского языка, но «второе.

Объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объектом исследования является корпус философских текстов С. И. Гессена.

Предмет исследования — философская концепция образования С. И. Гессена.

Целью исследования является изучение методологических оснований и содержания концепции образования в философии С. И. Гессена. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть эволюцию образовательной концепции С. И. Гессена в историко-философском контексте;

2) выделить основные подходы С. И. Гессена к изучению образования как предмета философско-педагогического исследования;

3) проанализировать понятийно-категориальный аппарат образовательной концепции философа;

4) выявить специфику образовательного процесса и основные характеристики личности в концепции С. И. Гессена;

5) определить принципы организации образовательного процесса в философии С. И. Гессена.

Теоретико-методологическая основа исследования Указанные цели и задачи, объект и предмет исследования определили его методологию. В исследовании использовались следующие методы: 1) метод комплексного историко-философского анализа, позволяющий рассмотреть образовательную концепцию мыслителя в широком историко-философском контексте, а также с учетом социокультурного и общенаучного контекстов ее возникновения и развитияиздание книги, заново переработанное и дополненное новым материалом, несмотря на значительное уменьшение объема" (Hessen S. Podstawy pedagogiki. Warszawa, 1931. S. 61). О важном отличии терминологии данного варианта книги от первоначального С. И. Гессен пишет: «В русском оригинале этой книги я использую для определения педагогики термин теория образования, т. е. „teoria ksztalcenia“. В польском переводе эта терминология, строю проведенная мною, к сожалению, не была учтена» (Hessen S. О sprzecznosciachijednosci wyehowania. Zagadnicnia pedagogiki personalistyeznej. Warszawa, 1997. S. 167).

2) компаративистский метод, состоящий в сравнении различных взглядов на проблему и анализе причин таких различий;

3) системный метод, предполагающий изучение образовательной концепции как интегральной части философского учения мыслителя;

4) биографический метод, позволяющий соотнести отдельные выводы со свидетельствами биографического характера — воспоминаниями ученого и его современников.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

1) впервые определены философско-методологическпе основания образовательной концепции С. И. Гессена, представлена эволюция взглядов философа на предмет и метод философской теории образования;

2) установлено различие философско-антропологического, аксиологического, культурно-исторического, органического, структурного подходов к исследованию проблематики образования в философии С. И. Гессена;

3) выявлена специфика понятий «образование» и «личность» в философии С. И. Гессена;

4) сведены воедино и рассмотрены во взаимосвязях основные характеристики образовательного процесса в философии С. И. Гессена.

Научно-практическое значение исследования.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что становление изучаемой философской концепции образования представлено в широком историко-научном контексте первой половины XX века. Анализ идей «прикладной философии» С. И. Гессена вносит вклад в исследование вопроса взаимоотношения немецкой неокантианской традиции и русской религиозно-философской мысли, позволяет выявить отдельные черты эволюции неокантианства в стремлении преодоления последним собственного кризиса. Предлагаемая интерпретация взглядов С. И. Гессена на образование может использоваться в сравнительных исследованиях философ ско-педагогического характера.

Результаты исследования могут найти практическое применение при разработке общих курсов по истории философии и истории педагогики, спецкурсов и методических пособий по философии российского зарубежья, курсов повышения квалификации педагогических работников.

Апробация диссертации.

Основные положения исследования изложены в 7 публикациях, представлены на конференциях: международная конференция X Кантовские чтения «Классический разум и вызовы современной цивилизации» (Калининград, 2009) — всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России» (XV Адлерские чтения) (Краснодар, 2009) — научная конференция «Советская культура: эволюция идей и ценностей» (Санкт-Петербург, 2010) — всероссийская молодежная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» (Санкт-Петербург, 2010).

Отдельные положения диссертации были апробированы в рамках реализации проектов: «Охрана здоровья как институциональная функция образования» — проект № 2.2.3.3 /754 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 годы)" — «Концепция роста рациональности мышления и деятельности в современном российском обществе на основе достижений западноевропейской и российской науки» (проект № 14.740.11.0226 программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 — 2013 годы»).

Структура диссертации.

Диссертационное исследование изложено на 152 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Заключение

.

Сергей Иосифович Гессен внес значительный вклад в разработку философских основ воспитания и образования. Его концепция образования строится с учетом ряда взаимосвязанных требований, предъявляемых ученым к философской методологии. Это, прежде всего, требования системности, опоры на философскую традицию, осознания границ применимости метода. По мере становления концепции, в ней находили отклик новейшие достижения мировой философской и педагогической мысли, уточнялась терминология, применялись различные подходы к изучению образовательной проблематики: философско-антропологический, аксиологический, культурно-исторический, органический, структурный.

Занимаясь общим проблемным полем философии и педагогики, С. И. Гессен стремится к систематическому упорядочиванию педагогического знания. Чтобы определить место педагогики в системе наук, ученый помещает ее в эту систему, одновременно решая проблему выделения педагогики как относительно автономной области. То же можно сказать, в сущности, и о предмете изучения его философской педагогики. Образование занимает определенную нишу в иерархической структуре бытия, в структуре культуры, в системе общественных отношений, и проблема позиционирования образования в каждом случае анализируется философом, прежде всего, с точки зрения обоснования автономии и единства образовательного процесса.

В определении научного статуса педагогики как «прикладной философии» взгляды философа проходят определенную эволюцию: оставаясь практическим «приложением» к философии, педагогика освобождается от «нормотворческой» функции. Согласно С. И. Гессену, научная педагогика не изучает и не устанавливает нормы, она исследует состав культурных ценностей и расширение сферы духовной жизни как рост целей и заданий образования, руководствуясь практическими взглядами. «Педагогика культуры», в интерпретации С. И. Гессена, пользуется единым с философией методом познания, однако решение конфликтов, сущность которых вскрывается с помощью диалектики, осуществляется не в теории, а в конкретной педагогической деятельности.

Под образованием мыслитель понимает процесс осуществления в личности сверхличных ценностей культуры. Культура, в интерпретации С. И. Гессена, также представляет собой не просто совокупность культурных ценностей как объективных целей, но процесс — творческую деятельность, направленную на осуществление субъектом этих безусловных целей-заданий, что и позволяет говорить об образовании личности как о культуре человека. Такая трактовка весьма близка современным исследователям образования. Например, в концепциях, разрабатываемых научными школами B.C. Библера (Школа диалога культур) и А. П. Валицкой (культуротворческая школа), парадигма предметного преподавания уступает место парадигме самореализации, саморазвития личности в культуре .

Образование в направлении культурных ценностей, согласно С. И. Гессену, охватывает всего человека. На основании развиваемого ученым диалектического (гетерологического) метода образование может быть выделено как предмет исследования при сохранении целостного видения человека, который выступает в философской антропологии С. И. Гессена как природная, социальная, духовно-культурная и духовно-божественная сущность.

Личность, в отличие от общепринятой сегодня в социальных науках трактовки, рассматривается С. И. Гессеном не как обладатель социальных качеств, а как носитель духовных характеристик — свободы и самосознания,.

368 См. Захарченко M.B. Образование и культура в их отношении: принципы рефлексивного анализа // Нравственность в образовании. URL: http://wvv.nravstvennost.info/library/nevvsdetail.php?ID=2385 (дата обращения: 06.12.2009). которые должны развиваться в процессе образования. Становление личности происходит лишь в атмосфере свободного духовного общения, основанного на любви к ближнему и творческом стремлении к высшим ценностям.

Являясь формой реализации ценностей и самореализации личности, образование само представляет определенного рода ценность. Ценность образования, однако, отличается от абсолютных ценностей тем, что не имеет объективной автономии, и в этом состоит ее вторичный характер. Законы образования суть законы раскрытия первичных, «категориальных» законов высших ценностей через субъект и в субъекте. Основой автономии ценности образования является свобода личности, что сближает ее с ценностью морали, которая апеллирует к свободному индивиду и может реализоваться лишь благодаря внутреннему позволению его совести.

Выдвигаемый С. И. Гессеном неогуманистический идеал образования как становления творческой индивидуальности, наделенной свободой и самосознанием, ставит перед обществом ряд задач, которые, по убеждению философа, могут быть реализованы с помощью доброй политической воли. Это защита прав и свобод личностигармонизация в сфере образования интересов личности и обществасоздание единой образовательной системы, обеспечивающей равный доступ к образованиюформирование атмосферы толерантности (как признания ценности каждой личности) и гражданской солидарности.

Образовательная концепция С. И. Гессена занимает достойное место в ряду философско-образовательных концепций XX века. В ходе ее разработки философом были затронуты важнейшие проблемы современности. Рассматривался вопрос об этических основаниях межличностного общения в образовательном процессе, проблемы гражданского воспитания и образования в поликонфессиональных, мультикультурных обществах, создания единого образовательного пространства на определенном этапе развития отечественной системы образования.

Идеи ученого, разумеется, должны быть критически переосмыслены и не могут экстраполироваться на любые социокультурные системы. В целом, «прикладная философия» С. И. Гессена была ответом на вызовы определенной эпохи. Немаловажным представляется и тот факт, что она укоренена в христианской культурной традиции. Именно христианство, как писал Л. П. Карсавин, «утверждает абсолютную ценность личности, всякой личности — индивидуума, народа, человечества и всех ее проявлений.

369 нравственности, права, науки, искусства" .

Ряд вопросов был вынесен ученым за рамки философского анализа. Это касается проблематики здоровья и физического воспитания, деструктивной деятельности человека в отношении природы, в том числе — собственного организма. Подобные тенденции представляют угрозу для целостного человеческого существа, вследствие чего объектом пристального внимания ученых становится сегодня здоровье человека (физическое, душевное, духовное), которое должно рассматриваться как один из важнейших ориентиров в функционировании образовательных систем .

Резюмируя результаты исследования, следует также сказать, что выводы, к которым приходит философ в ходе изучения проблемы образования, не преподносятся им как готовые и окончательные решения злободневных вопросов. «Никогда никому не удалось доказать, что в философии самое важное — ее решения"371, — утверждает мыслитель, подчеркивая, что значение философии определяется значительностью вскрытых ею апорий. Философия, по убеждению С. И. Гессена, — это «всегда.

5б9 Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 318.

370 Эти задачи были поставлены, в частности, в рамках реализации проекта «Охрана здоровья как институциональная функция образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)» в РГУ им. И. Канта.

371 Гессен С. И. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1998. С. 576. апоретика, то есть осознание трудностей, или противоречий в нашем зт> понимании мира", и в этом ее непреходящее значение .

Сопоставляя различные концепции образования и воспитания, ученый вступает с ними в философский диалог, отличительной чертой которого является момент собственно философской рефлексии. Как пишет исследователь творчества мыслителя А. Фолкерска, диалог «становится поистине философским не тогда, когда собеседники преследуют цель оставаться на собственной позиции независимо от аргументации другой стороны, и не тогда, когда он ведется ради того, чтобы одержать победу аргументами ., как это было в эристических эквилибристиках софистов. В философском диалоге выясняются неосознанные принципы той укорененности в бытии, с которыми каждый из собеседников приступает к.

373 разговору с другими, и которые затем критически рассматриваются". Принцип диалога означает также то, что в обсуждении проблематики участвуют не только «говорящие», но и слушающий, готовый включиться в него в любой момент374. Благодаря своей диалогичности философская система получает перспективу непрекращающегося развития и обновления. Как отмечает Е. А. Ямбург, труды С. И. Гессена «должны прочитываться не изолированно, а в широком культурном контексте, как с позиций вечности (нетленных ценностей и смыслов), так и с учетом стремительных цивилизационных сдвигов, происходящих в начале третьего тысячелетия. Многоголосие, которое мы постоянно наблюдаем в работах Гессена, неизменно побуждает к вовлечению в важный для нас разговор новых участников из числа как уже ушедших, так и ныне живущих педагогов, философов и деятелей культуры"375.

372 Hessen S. О spizecznosciach i jednosci wychowania. Zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Warszawa: 2ak, 1997. S. 35.

373 Folkierska A. Sergiusz Hessen — pedagog odpowiedzialny. Warszawa, 2005. S. 143.

¾ Бахтин M.M. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. М., 1986. С. 297 — 325.

375 Гессен/ Сост. Е. Г. Осовский. М., 2004. С. 139.

Философия С. И. Гессеиа представляет исключительный интерес для дальнейших историко-философских исследований. В частности, требует обстоятельного анализа трансцендентальный эмпиризм раннего С. И. Гессена. Заслуживают рассмотрения и философско-правовые взгляды мыслителя, которые были лишь отчасти затронуты в рамках данной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Г. Взгляд С.И. Гессена на аксиологию педагогики // Вестник Самарского государственного университета. Самара: СамГУ, 2008. № 7 (66). С. 203 209.
  2. Л.Г. Философско-образовательная концепция С.И. Гессена: монография. Калининград: БИЭФ, 2003. 245 с.
  3. Н.Г., Семенов И. Н., Швырев B.C. Философия образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 88 94.
  4. П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2002. С. 221 -222.
  5. Н.В. Проблема непрерывного образования в контексте современной философии образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. Вып. 8. С. 7 15.
  6. Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. с. 99−109.
  7. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. С. 297−325.
  8. Ю.С. Ценностные координаты и их трансформация в русской культуре начала XX века // Проблемы русской философии и культуры: Сб. науч. тр. / Отв. ред. C.B. Корнилов. Калининград: Калининградский государственный университет, 2000. С. 77 86.
  9. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
  10. Ю.Бердяев H.A. О смене поколений и вечном возвращении //
  11. Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е.Г.
  12. , В.П. Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 23 29.
  13. П.Бердяев H.A. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж: YMCA-Press, 1946. 258 с.
  14. H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.446 с.
  15. H.A. Человек и машина // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е. Г. Осовский, В. П. Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 30−54.
  16. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
  17. А. Современные идеи о детях. / Пер. с франц. под ред. Г. Г. Шпетта. М.: Космос, 1910. 216 с.
  18. А.П. Социокультурная динамика образования: научное издание. Дубна: Феникс+, 2001. 208 с.
  19. А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия диалог // Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 22. С. 9 -16.
  20. А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. № 3. С. 15 -19.
  21. А. Сергей Гессен: философ в изгнании // С. И. Гессен. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 3−28.
  22. В.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев В. П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. С. 153 324.
  23. Н. Этика / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева и Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  24. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1974 1977. Т. 3: Философия духа. 471 с.
  25. .С. Философия образования для 21 века: учебное пособие для самообразования / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
  26. Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. 224 с.
  27. С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева // С. И. Гессен. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 609 677.
  28. С.И. В защиту педагогики // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 39 61.
  29. С.И. Идея нации // Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 78−105.
  30. С.И. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. 814 с.
  31. С.И. Иоганн Генрих Песталоцци // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 354 371.
  32. С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем // Сборник статей, посвященных П. Н. Милюкову. 1853−1929. Прага, 1929. С. 85.
  33. С.И. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 545 576.
  34. С.И. Мировоззрение и идеология // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е. Г. Осовский, В.П.
  35. , O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 99 112.
  36. С.И. Мировоззрение и образование // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 62 — 80.
  37. С.И. Мистика и метафизика // С. И. Гессен. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 31 70.
  38. С.И. Мое жизнеописание / Предисловие к публикации и послесловие А. Валицкого // Вопросы философии. 1994.№ 7−8. С. 150 -187.
  39. С.И. Мое жизнеописание // Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 412 — 448.
  40. С.И. Монизм и плюрализм в систематике понятий // Русский народный университет в Праге. Научные труды. Прага, 1928. Т. 1. С. 30−43.
  41. С.И. Наследие Георга Кершенштейнера // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 379−398.
  42. С.И. Неославянофильство в философии (В. Эрн. Борьба за Логос. Опыты философские и критические. М., 1911. Изд-во «Путь». Стр. 361) // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 71−77.
  43. С.И. О понятии и цели нравственного воспитания // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 127−142.
  44. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
  45. С.И. Очерки философской педагогики // Журнал Министерства народного просвещения. 1919. № 1. С. 143−163.
  46. С.И. Пауль Наторп // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 372 378.
  47. С.И. Педагогика Платона и современность // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 332−340.
  48. С.И. Педагогика Канта // Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 340−353.
  49. С.И. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. 564 с.
  50. С.И. Правовое государство и социализм // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 147 544.
  51. С.И. Русская педагогика в XX веке // С. И. Гессен. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 445 475.
  52. С.И. Философия наказания // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Репринт, изд. Логосъ. Рус. изд. 1912 1913, Кн. ½. М.: Мусагет. — М.: Территория будущего, 2005. С. 183−232.
  53. A.B. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 5−42.
  54. Г. Г. В зашиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. №.3. С. 35 36.
  55. В.А. Образование как объект познания. Предмет общей теории развития образования // Образование в Сибири. 1995. № 2. С. 3 8.
  56. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX века. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. 140 с.
  57. И.А. Наши задачи. Статьи 1948 1954 гг. // Ильин И. А. Собрание сочинений. В Ют. / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. Т.2. Кн. 2. 480 с.
  58. П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
  59. М.С. Формирование российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2000. С. 130 -133.
  60. Л.А. Кант в русской философии // Кант между Западом и Востоком: Труды международного семинара и международной конференции. В 2 ч. / Под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград. Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. Ч. 1. С. 53 60.
  61. Л.А. Кант в русской философской культуре. Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2005. 311 с.
  62. JI.A. «Критическая» рефлексия как гносеологическое средство // Кантовский сборник. Сборник научных трудов. Вып. 9. Калининград: Изд-во КГУ, 1984. С. 13 19.
  63. И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 445 504.
  64. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс» «VIA», 1993. 240 с.
  65. И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78 278.
  66. И. Трактаты и письма / Отв. ред. A.B. Гулыга. М.: Наука, 1980. 709 с.
  67. Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 313 323.
  68. C.B. Философия самосознания и творчества. Портреты русских мыслителей: научное издание. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1998. 220 с.
  69. A.A. Духовная антропология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. 324 с.
  70. Т. Относительная истинность теории отражения в интерпретации Генриха Риккерта (перевод и с польского В. Прохорова и В. Белова) // Кантовский сборник: научный журнал. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. № 2 (32). С. 69 79.
  71. Н.О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е. Г. Осовский, В. П. Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. С. 141- 151.
  72. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 с.
  73. Н.О. Характер русского народа. Репринт, изд.: Франкфурт-на-Майне: Посев, 1957. М.: Ключ, 1990. 164 с.
  74. А.П. Метафизика всеединства в дискурсе личного бытия (концепция личности Л.П. Карсавина) // Проблемы русской философии и культуры: Сб. науч. тр. / Отв. ред. C.B. Корнилов. Калининград: Калининградский государственный университет, 1999. С. 60 68.
  75. А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии: монография. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 1997. 120 с.
  76. М.А. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990. С. 5−42.
  77. Ф.Т. Об образовании // Михайлов Ф. Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 401 552.
  78. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 92 118.
  79. Н.Е. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика, Культурная революция, 2006. 477 с.
  80. А.Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 207 -230.
  81. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. 528 с.
  82. П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. A.A. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. 360 с.
  83. П. Философия как основа педагогики / Пер. с нем. Предисл. Г. Г. Шпетта. М.: Изд. H.H. Клочкова, 1910. 107 с.
  84. О.Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре // Сибирский педагогический журнал. 2002. № 2. С. 72 82.
  85. Е.Г. Жизнь и педагогическое наследие Сергея Гессена // С. И. Гессен. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 9 37.
  86. Е.Г. Сергей Гессен: педагогика гуманизма гуманизм педагогики // Гессен / Сост. Е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 5 — 17.
  87. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3 4. С. 53.
  88. Н.С. Философия «Проблем идеализма» // Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / Под общ. ред. М. Колерова. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. С. 5 60.
  89. Д.В. Эдукациоцентризм как вид социального монизма // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 8. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 16 21.
  90. Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / Под общ. ред. М. Колерова. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. 736 с.
  91. Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Образование, 1911. 196 с.
  92. Г. О понятии философии // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 448−467.
  93. Г. Одно, единство и единица // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Репринт изд. Логосъ. Рус. изд. 1911 1912. Кн. 2/3. М.: Мусагет. — М.: Территория будущего, 2005. С. 141−195.
  94. Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 130 204.
  95. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 624 с.
  96. В.М., Булдаков С. К. Философия образования. Кострома, Издательство КГУ им. H.A. Некрасова, 1999. 284 с.
  97. В.М. Широкая рефлексия по поводу педагогики // НГ-ExLibris. Приложение к газете «Независимая газета», 31 августа, 2000. URL: http://exlibris.ng.ru/izdat/2000−08−31/lreflex.html (дата обращения: 21.11.2008).
  98. М.М. Идея личности как основа мировоззрения: критическо-философский очерк. М.: Типография С. А. Кинеловскаго. Арбат, Дом Стромилова, 1909. 124 с.
  99. М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. В 2 т. / Под ред. Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. Т. 1. 576 с.
  100. М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Задруга, 1920. С. 2.
  101. Т.Г. Риккерт Генрих // Новейший философский словарь. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 833.
  102. Н.П. В поисках русской идеи // Русская эмиграция в Европе в 1920 1930-е годы. М.: ИВИ РАН- СПб.: Алетейя, 2005. Вып. 2. С. 132−139.
  103. И.В. Философ в Школе диалога // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Ч. 2 / Отв. редакторы T.B. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2003. С. 141 148.
  104. В.В. Письма редактора непартийного журнала // Вестник Российской Академии Наук. М.: Наука, 1993. Том 63. № 6. С. 526 535.
  105. В.В. Сергей Гессен русский философ // Вестник Российской Академии Наук. М.: Наука, 1993. Том 63. № 6. С. 523 -526.
  106. Е.Е. Аксиологические основания «педагогики культуры» Сергея Иосифовича Гессена // Аналитика культурологии. 2006. № 1 (5). URL: http://www.analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func= viewpage&pageid=183 (дата обращения: 15.08.2010).
  107. Е.Е. Философия образования С.И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж: ВГПУ, 2006. 124 с.
  108. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  109. Г. С. Ноосферная пирамида образования: современное состояние и перспективы развития // Философия экологического образования / Под общ. ред. И. К. Лисеева М.: Прогресс Традиция, 2001. С. 133−149.
  110. B.C. О духовной власти в России (статья 1881 года) // Собрание сочинений. В 15 т. Репринт, изд. М., ПАИМС, 1992. Т. 3. С. 227 242.
  111. Ф. А. Памяти С.И. Гессена // С. И. Гессен. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, O.E. Осовский. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 511−514.
  112. Ф.А. Бывшее и несбывшееся / Послесл. Р. Гергеля. СПб.: Алетейя, 2000. 651 с.
  113. Столович J1.H. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005. 495 с.
  114. JI.H. Мысли о воспитании // Поли. собр. соч. В 24 т. М.: Изд-во т-ва Сытина/Под ред. П. И. Бирюкова, 1913. Т.14. С. 12.
  115. К.В. Философия и жизнь Моисея Рубинштейна // Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Т. 1 / Под ред. Н. С. Плотникова, К. В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. С. 7 40.
  116. С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» // Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / Под общ. ред. М. Колерова. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. С. 393 458.
  117. С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. № 5. С. 13 58.
  118. Ю. Границы между верой и знанием: об истории влияния и актуальном значении религиозной философии Канта // Кантовский сборник. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. № 2(30). С. 31−60.
  119. Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 195 -206.
  120. М. Положение человека в космосе // Шел ер М. Избранные произведения / Пер. с нем. A.B. Денежкина, А. Н. Малинкина. Под ред. A.B. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. С. 129 193.
  121. М. Спиноза // Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем. A.B. Денежкина, А. Н. Малинкина. Под ред. A.B. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. С. 57−69.
  122. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 60 65.
  123. B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. Научно-теоретический журнал. 1992. № 3—4. С. 37−43.
  124. .В. История русской философии / Пер. с чеш. Общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. 510 с.
  125. Gonec V. Sergius Hessen a Ceskoslovensko. Brno: Vydavatelstvi MU, 2000. 83 s.
  126. Ericson D.P. Philosophical issues in education // Encyclopedia of Educational Research. In 4 vol. / Ed. in Chief M.C. Allein. 6th ed. New York, Toronto, 1992. Vol. 3. P. 1002 1007.
  127. Folkierska A. Sergiusz Hessen pedagog odpowiedzialny. Warszawa: WUW, 2005. 268 s.
  128. Hessen S. Cnoty platonskie a cnoty ewangeliczne // Hessen S. Pisma pomniejsze. Warszawa: Zak, 1997. S. 228 284.
  129. Hessen S. Filosoficke zaklady pedagogiky. Praha: Ceskoslovenska graficlca unie, 1936. S. 370.
  130. Hessen S. Individuelle Kausalitat. Studien zum transzendentalen Empirismus // Kantstudien. «Journalfranz» Arnulf Liebing, oHG. Wurzburg, 1909. No 15. 151 S.
  131. S. О niebezpieezenstwie soejologizmu w pedagogice // Hessen S. Pisma pomniejsze. Warszawa: Zak, 1997. S. 164- 194.
  132. S. О pojeciu i celu wychowania moralnego // Sily moraine wspolne wszystkim ludziom, ich zrodla i rozwoj przez wychowanie. Praca zbiorowa. Bydgoszcz: Biblioteka Polska, 1934. S. 33 57.
  133. S. О sprzecznosciach i jednosci wychowania. Zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Warszawa: Zak, 1997. 271 s.
  134. Hessen S. Pedagog // Hessen S. Pisma pomniejsze. Warszawa: Zak, 1997. S. 70−93.
  135. Hessen S. Podstawy pedagogiki. Warszawa: Nasza drukarnia, 1931. S. 61.
  136. Hessen S. Revolution und Tradition im Werke Georg Kerschensteiners // Die Erziehung. 1932. 8. Jahrgang. Heft 1. S. 17 34.
  137. Hessen S. Ruska pedagogika u XX veku // Ucitel. 1939. № 9 10. S. 556−584.
  138. Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnej. Warszawa: Zak, 1997. 259 s.
  139. Hessen S. Szkola i demokracja na przefomie. Warszawa: Zak, 1997. 335 s.
  140. Kaminski A. Sergiusz Hessen // Kwartalnilc Pedagogiczny. 1975. № 3 (77). S. 87−95.
  141. Immanuel Kant Schriften zur Anthroplogie, Geschichtsphilosophie, Politik und Padagogik // Kant I. Werkausgabe: in 12 Banden / Hrsg. Von W. Weischedel. 8. Aufl. Bd. 12. 1991 S.
  142. Liegle L. Ein unfreiwilliger Kosmopolit und seine fast vergessenen Beitrage zur allgemeinen und vergleichenden Padagogik. Zur 100. Wiederkehr des Geburtstages von Sergius Hessen // Bildung und Erziehung. 1987. Heft 4. S. 467−475.
  143. Sztobryn D., Sztobryn S. Transcendentalny empiryzm jako postac hessenowskiego neokantyzmu // Filozofia wychowania Sergiusza Hessena / Red. H. Rotkiewicz. Warszawa: Zak, 1997. S. 116 130.
  144. Sztobryn S. Dialektyka swobody i przymusu w pedagogice S. Hessena // Studia Filozoficzne. 1983. No 11/12. S. 203−212.
  145. Sztobiyn S. Filozofia wychowania Sergiusza Hessena. Lodz: Wydawnictwo Un-tu Lodzkiego, 1994. 223 s.
  146. Vom Messias. Kulturphilosophische Essays von R. Kroner, N. v. Bubnoff, G. Mehlis, S. Hessen, F. Steppuhn. Leipzig: W. Engelmann, 1909. 78 S. о
Заполнить форму текущей работой