Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкое распространение имеющихся проблем вызвано во многом тем дисбалансом, который существует между задачами, расходами и доходами нецентральных органов. Для его устранения следует закрепить в региональном и местном звеньях налоговой системы те принципы, которые вырабатывала финансовая наука на протяжении столетий, и которые в настоящее время широко апробированы в промышленно развитых странах… Читать ещё >

Содержание

  • I. Введение
  • II. Глава IIервая. Развитие правового регулирования регионального и местного налогообложения в России
  • 1. Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов до октября 1917 года
  • 2. Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов с октября 1917 года до 1991 года
  • III.
  • Глава вторая. Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов в Российской Федерации
    • 1. Понятие налога и сбора применительно к региональному и местному уровням
    • 2. Установление и введение региональных и местных налогов и сборов. gl
    • IV. Глава третья. Актуальные проблемы правового регулирования региональных и местных налогов и сборов
    • 1. Практика установления региональных и местных налогов и сборов. ^^
    • 2. Практика введения региональных и местных налогов и сборов
    • 3. Правовые способы разрешения проблем региональных и местных налогов и сборов

Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена двумя аспектами проблемы. Во-первых, Российская Федерация представляет собой федеративное государство. Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, последние обладают всей полнотой государственной власти на управляемой ими территории. В то же время Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление — решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории. Органы государственной власти, в том числе субъектов Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления — обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения- «будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан» 1.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определенных прав и полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а также доли ответственности за все происходящее на подведомственной им территории. Органы власти регионов несут полную ответственность за реализацию всех тех полномочий, которые лежат на них вне рамок ведения Федерации, а также тех, которые находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1998. — С. 713.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует обеспечения региональных и местных органов источниками доходов. К таким источникам относятся налоговые и неналоговые доходы. Среди налоговых источников выделяют налоги и сборы, а также штрафы и пени за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления, в свою очередь, подразделяются на собственные налоговые доходы, получаемые от региональных и местных налогов и сборов, и на налоговые доходы, получаемые за счет доходов от налогов органов власти вышестоящего уровня. Таким образом, налоговые доходы субъекта Российской Федерации формируются за счет: региональных налогов и сборов, а также федеральных налогов и сборов, направляемых в региональные бюджеты в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Налоговые доходы органа местного самоуправления формируются за счет: поступлений от местных налогов и сборов, поступлений от федеральных и региональных налогов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом каждого субъекта Федерации о бюджете этого субъекта Федерации.

Наличие достаточного финансового обеспечения является важнейшим практическим воплощением конституционных гарантий самостоятельности и независимости нецентральных публично-правовых образований. Важность достижения таких целей со всей очевидностью дает нам история: «Исторический опыт свидетельствует, что разговоры о независимости и суверенитете часто порождаются именно бюджетными диспропорциями. В большинстве случаев борцов за суверенитет вполне удовлетворил бы status quo при условии благоприятного для них решения проблемы местных бюджетов и финансов в целом» 1. Между тем, практика показывает, что доходы значительной части субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не обеспечивают покрытия минимально необходимых расходов. Последствия таких финансовых диспропорций можно наблюдать в самых различных формах — от открытого вооруженного мятежа до маскировки налогов и сборов под иные на первый взгляд законные формы получения доходов.

Региональные налоги и сборы являются наиболее приемлемыми для органов управления в силу того, что их администрирование, в отличие от других источников.

1 Лаптева J1.E. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). — М., 1988. — С. 24. доходов, находится в исключительной компетенции соответствующего органа. Этот орган сам уполномочен решать в какие сроки и в каких размерах получать эти доходы и получать ли их вообще, в то время как решение вопросов об иных указанных доходных источниках обычно находятся в ведении вышестоящих по административной вертикали органов. Обеспечение реальной независимости нецентральных органов управления в качестве основного источника их доходов предполагает именно поступления от налогов и сборов, самостоятельно управляемых этими органами, между тем как в настоящее время доходная база местных финансов «. не формирует даже минимальный бюджет» 1. Таким образом, с одной стороны существует проблема недостаточности собственных доходов на региональном и местном уровнях. И хотя на первый взгляд, разрешение этой проблемы относится к сфере экономической науки, ее достижения не могут применяться в отрыве от достижений науки юридической. Только применение экономических знаний через научно обоснованные юридические механизмы может обеспечить эффективность налоговой системы в деле пополнения бюджета.

Во-вторых, рассмотренные с позиции конституционного и муниципального права, с позиции общих прав и обязанностей региональных и местных органов власти (самоуправления), региональные и местные налоги и сборы затрагивают также и права субъектов гражданского общества — физических и юридических лиц, на которых решениями таких органов возлагаются обязанности по предоставлению части своего имущества в виде налога или сбора в собственность публично-правового образования. Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, направлена на гарантирование этих прав и свобод в полном объеме. Исключения допустимы, но лишь в форме и пределах, установленных Конституцией РФ. Налогообложение, осуществляемое как центральными властями, так и нецентральными органами, всегда является ограничением конституционного права собственности. Обеспечение баланса интересов при установлении ограничений права собственности таким путем — задача налогового права.

Налоговый кодекс Российской Федерации, являясь в соответствии со ст. 73 Конституции РФ федеральным законом, устанавливающим общие принципы налого.

1 Бергаль Е. В. Формирование финансовых ресурсов муниципального образования. Дисс. канд. экон. наук. Краснодар. 1998.-С. 4. обложения и сборов, во многом упорядочил вопросы установления и введения региональных и местных налогов и сборов. Так, в соответствии с Кодексом, перечень налогов и сборов, взимаемых на территории России является закрытым, то есть регионы и муниципальные образования не вправе устанавливать и вводить налоги, не предусмотренные федеральным законом. Кроме того, Налоговый кодекс РФ определяет, в основном, существенные элементы региональных и местных налогов и сборов, оставляя за региональными и местными органами, вводящими налоги, регулирование лишь налоговых ставок, сроков и порядка уплаты налогов.

Однако, сложившаяся в настоящее время в сфере нормативно-правового регулирования ситуация, когда еще на принята специальная часть Налогового кодекса РФ, определяющая существенные элементы юридического состава рассматриваемых налогов и сборов, все же не охватывает всего спектра отношений по регулированию региональных и местных налогов и сборов. С другой стороны, существуют случаи признания незаконными решений региональных и муниципальных органов о введении. отдельных налогов, сборов и иных платежей. В качестве таких примеров можно привести постановления Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 10-П1, от 8 октября 1997 г. № 13-П2, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 марта 1998 г. № 56-Г98−53. Существуют также решения Верховного Суда РФ о признании незаконными введенных регионами и муниципалитетами обязательных платежей. Все более широкое распространение получает практика применения региональных и местных нормативных правовых актов о налогах и сборах в деятельности арбитражных судов. При этом значительное число дел, вытекающих из проблем влияния правовых актов о налогах и сборах на предпринимательскую деятельность, решается не в пользу региональных и местных органов. Таким образом, в настоящее время объективно существуют отдельные проблемы правового регулирования регионального и местного налогообложения, влекущие нарушение прав и законных интересов физических лиц и организаций.

В-третьих, в Российской Федерации насчитывается 89 регионов — субъектов Федерации и большое количество муниципальных образований. В условиях их относительной самостоятельности при осуществлении собственного правового регулиро.

1 СЗ РФ. — 7 июля 1997 г. — № 27. — ст. 3304.

2 СЗ РФ. — 20 октября 1997 г. — № 42. — ст. 4901.

3 База данных КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение: Ведомства вания доходов, в том числе региональных и местных налогов и сборов, довольно непросто обеспечить единообразное создание и тем более применение законодательных актов о налогах и сборах. Закрепленный в Налоговом кодексе РФ юридический механизм администрирования налогов и сборов является универсальным как для субъектов Федерации, так и для муниципалитетов, поэтому проблемы такого администрирования также являются общими. Универсальность юридического механизма администрирования региональных и местных налогов и сборов имеет как достоинства, так и недостатки. При этом достоинства, вытекающие из достижений науки налогового права и закрепленные, в основном, в первой части НК РФ, очевидны, а недостатки нуждаются еще в анализе и обобщении. Это должно способствовать усовершенствованию действующего юридического механизма, которое достижимо через выявление существующих проблем правового регулирования, их классификацию и разработку правовых механизмов устранения этих проблем. Вышеприведенные примеры из судебной практики, вскрывающие отдельные проблемы региональных и местных налогов и сборов, показывают, что необходимо более глубокое изучение данной сферы общественных отношений, их теоретическое осмысление, обобщение правоприменительной практики, выявление тенденций и перспектив развития налоговой системы на региональном и местном уровнях и выработка на основе изученного материала правовых способов, посредством которых указанные элементы налоговой системы развивались бы в направлении, отвечающем интересам общества и государства.

Актуальность темы

обусловлена также и тем, что государству еще только предстоит принять и ввести в действие те положения второй части НК РФ, которые воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к региональному и местному уровням налоговой системы. Данный этап развития юридического регулирования региональных и местных налогов и сборов предполагает возможность уточнения проекта второй части НК РФ во время правотворческого процесса в Федеральном Собрании РФ. Кроме того, введение в действие глав НК РФ, регулирующих региональные и местные налоги и сборы, неизбежно повлечет «ревизию» всего массива действующих правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований с целью приведения их в соответствие с новыми правилами. При этом возможен учет выявленных в настоящем исследовании проблем и рекомендаций по их устранению.

Выбор предложенной темы диссертационного исследования обусловлен также отсутствием комплексных научных работ, посвященных проблемам правового регулирования регионального и местного налогообложения, а также нередкими случаями выявления отдельных несоответствий нормативных актов о налогах и иных обязательных платежах, принимаемых в г. Москве, с которыми автор сталкивается в своей практической деятельности, федеральным законам.

Степень разработанности темы. Основы научного осмысления общественных отношений по административному регулированию налогов и сборов были заложены во второй половине XIX в. западноевропейскими учеными А. Вагнером, Р. Гнейстом, Ф.Нитги. Их научные труды получили развитие в исследованиях русских ученых конца XIX — начала XX вв. Обилие серьезных фундаментальных работ наших соотечественников, посвященных еще не выделившемуся тогда из финансовой науки финансовому праву, позволяет судить о степени значимости этой сферы деятельности для общества того времени, что повлекло быстрое эволюционирование рассматриваемой отрасли знаний. Будучи частью финансовой науки, сильный импульс в развитии получила также и теория общинного налогообложения. Особый вклад в развитие учения о региональных и местных налогах и сборах внесли П. П. Гензель В.А.Лебедев, И. Х. Озеров, И.ИЛнжул. Продолжателями классических научных традиций в ранний советский период являлись Д. П. Боголепов, М. А. Сиринов, В. Н. Твердохлебов.

Последовавшее в 20-е — 30-е годы XX столетия в России повсеместная ликвидация частной собственности и переход к индустриализации отодвинули налоги и сборы как источники государственных доходов, включая нецентральную их часть, на задний план, и в силу этого рассматриваемой сфере общественных отношений уделялось недостаточное внимание исследователей. В этот и последующий период существования СССР теорию и практику нецентрального налогообложения в пределах имевшихся возможностей изучали и описывали В. В. Бесчеревных, Г. Л. Марьяхин, Е. А. Ровинский, Н. Н. Ровинский, С. Д. Цыпкин. При недостаточности работ отечественных авторов для изучения рассматриваемой темы были использованы произведения западных ученых П. М. Годме, П. Кирххофа, К. Фогеля, Г. Кискера. В новейшее российское время, сопровождающееся возрождением значения налогов и сборов в качестве основной части доходов публичных образований, наука вновь стала уделять им должное внимание. Отдельные стороны правового регулирования региональных и местных налогов и сборов в рамках общего предмета финансового права здесь исследовали К. С. Бельский, А. В. Брызгалин, О. Н. Горбунова, М. В. Карасева, А. Н. Козырин, Н. А. Куфакова, С. Г. Пепеляев, Н. И. Химичева, С. Д. Шаталов и другие.

Кроме того, так как рассматриваемая тема находится на стыке предметов финансового права с одной стороны и таких отраслей, регулирующих компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, как конституционное, административное и муниципальное право, с другой, рассматриваемые проблемы частично затрагивались и в рамках раскрытия предметов указанных отраслей. Однако, предметом таких исследований выступала либо целиком налоговая система Российской Федерации, либо вообще все финансы региональных и местных органов, включая налоги и сборы как их составную часть1. Комплексных научных работ, посвященных юридической разработке именно налогов и сборов в качестве одного из современных источников доходов субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в качестве установленных в соответствии с Конституцией Российской Федерации ограничений права собственности, до настоящего времени не опубликовано ни в виде учебных пособий, ни в виде монографий, ни в виде диссертаций.

Объектом исследования выступают общественные отношения по установлению и введению региональных и местных налогов и сборов в Российской Федерации. Предметом исследования являются правовые нормы федеральных, региональных и местных публично-правовых союзов, регулирующие региональные и местные налоги и сборы, а также практика их реализации.

Целью работы является выявление проблем правового регулирования региональных и местных налогов и сборов, их классификация, а также выработка путей эффективного и оперативного их разрешения. Сформулированная цель достигается путем решения следующих задач:

— изучения юридических механизмов воздействия публично-правовых органов на региональные и местные налоги и сборы в их историческом развитии со времен появления первых источников до российской налоговой реформы 1991 года;

1 См. Кочергина М. Э. Конституционно-правовая основа формирования налоговой системы в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. — М. 2000. Пешин Н. Л. Правовое регулирование финансовой системы местного самоуправления в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. — М., 1998.

— определения признаков, позволяющих четко разграничить налоги и сборы с одной стороны и все иные виды публично-правовых и частно-правовых доходов субъектов РФ и органов местного самоуправления — с другой;

— уяснения правил, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления и регулирующих установление и введение региональных и местных налогов и сборов;

— изучения действующих правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающих и вводящих региональные и местные налоги и сборы, а также практики их реализации;

— сравнения действующих правил с результатами их реализации;

— поиска наиболее и эффективных способов решения выявленных проблем.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический материализм, анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение и сравнение, а также отдельные частно-научные методы: системный и нормативно-логический, качественный и количественный анализ, классификация явлений и процессов, сравнительное правоведение, аналитическая обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация. Используется метод анализа рассматриваемых явлений в их историческом развитии.

Нормативную основу исследования составляли нормативные правовые акты и акты правоприменения, в том числе Конституция РФ, федеральные законы, федеральные подзаконные акты, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, постановления и определения Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также постановления федеральных арбитражных судов округов Российской Федерации.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что она представляет собой комплексное правовое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы региональных и местных налогов и сборов как финансовой основы деятельности соответствующих субъектов. В данной работе выявляются и анализируются актуальные проблемы правового регулирования региональных и местных налогов и сборов, причины их возникновения. В диссертации предпринята первая в условиях современной России попытка сбора, анализа, классификации материала о правовом регулировании региональных и местных налогов и сборов, их правовой сущности, общих принципах установления и введения. Указанная работа произведена на основе изучения исторических данных, сведений о доходах и расходах региональных и местных бюджетов, работ дореволюционных и современных отечественных и зарубежных исследователей сходных отношений. Рассматриваются научные основы построения налоговой системы, ранее разработанные трудами ученых. Всесторонне проанализированы и обобщены теоретические основы, законодательные и организационные формы нецентрального налогообложения в России и СССР в его историческом развитии. Изучен современный опыт западных стран, практика реализации полномочий публично-правовыми образованиями — носителями ограниченной власти в сфере налогообложения и сборов. На основе этих данных выявлены проблемы, в настоящее время требующие разрешения в рамках региональной и местной составляющих налоговой системырассмотрены теоретические и практические вопросы совершенствования указанной системы, предложены конкретные направления такой деятельности.

На основании результатов проведенного исследования сформулированы и выносятся на защиту следующие основные положения:

1. Подтвердилась гипотеза о том, что исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления никогда не обладали полномочиями по установлению и введению налогов и сборовправовое регулирование налогов и сборов, в том числе региональных и местных, с древнейших времен осуществлялось либо на самом высоком уровне государственной власти, либо решениями народных представителей.

2. Проведенное исследование показало, что всей полнотой полномочий в сфере налогообложения и сборов изначально обладали общины. С развитием государства центральная власть постепенно все более и более ограничивала их права. Правовыми механизмами таких ограничений являлись закрепление в актах центральной власти отдельных элементов юридического состава наиболее экономически значимых налогов и сборов, а затем и установление исчерпывающего перечня налогов и сборов.

3. Из проведенного исследования вытекает, что существует объективный баланс полномочий в области налогообложения и сборов между органами центральной власти с одной стороны, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — с другой. Ослабление центральной власти всегда влечет расширение полномочий региональных и местных публично-правовых образований в сфере налогообложения и сборов. Затем это либо оформляется юридически, либо восстанавливается статус-кво.

4. Ограничение на федеральном уровне прав региональных и местных органов в сфере налогообложения и сборов является важнейшей юридической гарантией обеспечения правовых основ единого рынка и финансового регулирования.

5. По результатам проведенного исследования предложено усовершенствованное понятие «сбор». Целью такого усовершенствования является недопущение нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

6. Закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации перечень региональных и местных налогов и сборов нуждается в изменении и дополнении.

7. Наиболее эффективным способом дополнения закрепленного в Налоговом кодексе Российской Федерации перечня региональных и местных налогов и сборов является включение в него тех обязательных платежей, которые обладают всеми признаками налогов или сборов, но в настоящее время взимаются под иными наименованиями и законодательством налогах и сборах не регулируются.

8. Широко распространенная практика функционирования в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях эффективно действующих территорий с низким налоговым бременем не основана на федеральных законах.

9. Назрела насущная необходимость в криминализации деяний должностных лиц, противоправно устанавливающих или вводящих налоги и сборы. Такая криминализация должна быть осуществлена путем дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации соответствующей статьей предложенного автором содержания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы обобщают накопленные в этой сфере отечественный и зарубежный исторический материалразвивают и дополняют такой институт налогового права как понятие налога и сбораконкретизируют юридические требования, предъявляемые к установлению и введению региональных и местных налогов и сборовраскрывают научно обоснованные правовые принципы построения налоговой системы на региональном и местном уровнях.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении круга актуальных проблем, которые оказывают существенное влияние как на размер доходов и расходов региональных и местных бюджетов, так и на имущественные права физических и юридических лиц. Данные проблемы нуждаются в скорейшем разрешении, в процессе которого должны быть использованы сформулированные рекомендации. Сделанные выводы могут быть использованы в правотворческом процесс на федеральном, региональном и местном уровнях, при осуществлении государственными органами соответствующей разъяснительной работы, а также субъектами гражданского общества, заинтересованными в защите своих конституционных прав. Результаты проведенного исследования также могут быть использованы при осуществлении органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместной работы по приведению нормативных правовых актов субъектов Федерации в соответствие с федеральными законами.

Кроме того, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов, подготовки учебных и учебно-методических материалов по специальности «Финансовое право», а также по конституционному и муниципальному праву.

Апробация результатов исследования производилась путем организации выступлений на научных заседаниях и конференциях, подготовки и публикации статей. В процессе подготовки диссертации наиболее значимые выводы из проводимого исследования обсуждались на заседаниях сектора налогового права Института государства и права Российской академии наук, основные положения настоящей работы были опубликованы.

Структура диссертации обусловлена содержанием и целями исследования и включает семь параграфов, объединенных в три главы: правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов до октября 1917 года, правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов с октября 1917 года до 1991 года, понятие налога и сбора применительно к региональному и местному уровням, установление и введение региональных и местных налогов и сборов, практика установления региональных и местных налогов и сборов, практика введения региональных и местных налогов и сборов, правовые способы разрешения проблем региональных и местных налогов и сборов.

Заключение

.

Реализация конституционных принципов и гарантий самостоятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления невозможна без наличия у них собственных финансовых ресурсов. Налоги и сборы соответствующего уровня являются той их частью, которая обеспечивает реализацию указанных положений в наибольшей степени. Исходя из этого, а также для обеспечения реального действия указанных гарантий удельный вес поступлений от региональных и местных налогов и сборов в бюджетах соответствующего уровня должен увеличиваться. Именно такая тенденция прослеживается исходя из законодательства, воплощающего в жизнь налоговую реформу. Однако, в настоящее время реальное положение дел находится довольно далеко от идеала. Выявленные проблемы имеют двойственное влияние: с одной стороны они потенциально могут повлечь изъятие у региональных и местных органов определенной доли доходов, с другой — зачастую реально нарушают права юридических и физических лиц, принуждаемых отчуждать часть своего имущества.

Подводя итог проведенного исследования, целесообразно еще раз затронуть те основные момента, которые были выявлены в процессе его проведения. Исторический опыт показывает, что нецентральное (субъектов федераций, общинное, коммунальное, местное) налогообложение является одним из старейших институтов любых налоговых систем. Во все времена центральные правительства осознавали практическую выгоду передачи в самостоятельное ведение мест тех задач, которые решались бы там наиболее эффективно. И верховная власть всегда в большем или меньшем объеме оставляла местным органам финансовые ресурсы для обеспечения их задач. Правовое регулирование налогов и сборов с древнейших времен осуществлялось на самом высоком уровне государственной власти, либо решениями народных представителей. Изначально общины обладали всей полнотой полномочий в сфере налогообложения и сборов. С развитием государства центральная власть постепенно все более и более ограничивала их права. Правовыми механизмами таких ограничений являлись закрепление в актах центральной власти отдельных элементов юридического состава наиболее экономически значимых налогов и сборов, а затем установление исчерпывающего перечня налогов и сборов.

Весь исторический опыт, тенденции развития налоговой системы, а также практика регионального и местного налогообложения и сборов последних лет указывают на то, что ограничение на федеральном уровне прав региональных и местных органов в сфере налогообложения и сборов является важнейшей юридической гарантией обеспечения правовых основ единого рынка и финансового регулирования. Однако, даже при наличии такого правила оно не может реализовываться не будучи подкрепленным авторитетом и силой центральной государственной власти. Налицо тенденция, что ослабление верховной власти всегда автоматически влечет расширение полномочий региональных и местных органов в сфере налогообложения и сборов. Затем это либо оформляется юридически, либо восстанавливается статус-кво.

Российская налоговая система в общем развивается в соответствии с мировыми тенденциями. Не избегают этого и региональные и местные ее составляющие, однако в настоящее время они во многом подвержены влиянию советских воззрений, по общему правилу оставлявших налогам и сборам второстепенную роль. Те же налоги и сборы, которые не являлись центральными, регулировались по остаточному принципу и обычно охватывали те объекты, которые центральная власть по причине их незначительности просто игнорировала. Именно на таких принципах и построена действующая региональная и местная налоговая система. Более того, даже в рамках такой не отвечающей современным требованиям налоговой системы имеется круг проблем, которые позволяют сделать вывод о нелегитимности той части нецентральных бюджетов, которые формируются за счет региональных и местных налогов и сборов. Основными причинами, влекущими нарушение региональными и местными органами правил налогообложения и сборов, установленных федеральными законами, являются как объективные причины (хронический дефицит местных бюджетов), так и причины субъективные (низкий уровень правовой культуры соответствующих управленцев).

Выявленные проблемы, например, широкое распространение взносов и платежей, не именуемых таковыми, но по сути являющихся налогами и сборами, имеют в своей природе глубокие корни, вызванные системной перестройкой государства и общества. Иные, как например, неопубликование соответствующих актов, во многом порождены элементарным пренебрежением нормами закона. Проблемы, характерные для современной российской практики, обусловлены различными причинами. К одной группе относится общая концептуальная неразвитость теории и практики налогообложения после многолетнего советского периода, приводящая к неэффективности налоговой системы и финансовому голоду на местах. Другую группу составляют упущения региональных и местных органов, неожиданно для них самих исключенных из-под плотной опеки центральной власти и в силу этого оказавшихся неготовыми принять на себя весь груз ответственности за свои действия.

Развитие правовых способов регулирования регионального и местного налогообложения и сборов происходит под влиянием необходимости стимулирования экономической деятельности, с одной стороны, и обеспечения доходов региональных и местных органов — с другой. Недостатки правового регулирования региональных и местных налогов и сборов имеют ряд направлений негативного влияния. Во-первых, они приводят к отсутствию у соответствующих органов достаточных финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, способствует тому, что указанные органы издают правовые акты предпринимают действия, направленные на получение необходимых финансовых ресурсов. Такие акты и действия нередко являются незаконными. Полученные в результате применения таких актов и совершения действий финансовые средства поступают в распоряжение органов исполнительной власти, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, в бюджетах соответствующих публичных союзов не учитываются. Следовательно их дальнейшее расходование происходит помимо демократического контроля со стороны представительных органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации впитал в себя значительное число ранее разработанных предложений по совершенствованию налоговой системы, в том числе на региональном и местном уровнях. Нормы НК РФ в целом задают верное направление развитию региональной и местной составляющих налоговой системы. Однако полному воплощению его норм в жизнь препятствуют ряд моментов. Очевидно, что следует изменить и дополнить ряд статей Кодекса. Довольно актуальным представляется уточнение понятия «сбор» и прямое закрепление недопустимости предоставления региональными и местными органами льгот по «чужим» налогам и сборам.

Однако, прежде всего необходимо создать механизмы практической реализации норм Конституции РФ, НК РФ, других федеральных законов, прямо или косвенно регулирующих региональные и местные налоги и сборы. Такие механизмы должны включать в себя, во-первых, правила, позволяющие Федерации оперативно реагировать на нарушение региональными и местными органами федеральных законов в том случае, когда такие нарушения содержатся в региональных и местных нормативных правовых актах. Во-вторых, назрела необходимость установить на федеральном уровне ответственность за незаконное установление налогов и сборов, в том числе на региональном и местном уровнях.

Широкое распространение имеющихся проблем вызвано во многом тем дисбалансом, который существует между задачами, расходами и доходами нецентральных органов. Для его устранения следует закрепить в региональном и местном звеньях налоговой системы те принципы, которые вырабатывала финансовая наука на протяжении столетий, и которые в настоящее время широко апробированы в промышленно развитых странах. Российская Федерация должна не только ограничивать региональные и местные налоговые инициативы, но сначала распределить источники доходов таким образом, чтобы доходы нецентральных органов, а в особенности наиболее эффективная их часть, формирующаяся за счет самостоятельных налогов и сборов, были соразмерны тем расходам, которые соответствующие органы обязаны производить в рамках выполнения возложенных на них публичных задач. Это возможно за счет расширения перечня региональных и местных налогов и сборов. Только после тщательной проработки этого вопроса и обеспечения указанного соответствия Федерация может устанавливать жесткие правила и гарантировать неотвратимость ответственности за их невыполнение. Субъекты гражданского общества также могут воздействовать на сложившуюся ситуацию «снизу», использую все вытекающие из Конституции РФ и иных законов средства для защиты своих прав. Тем самым они будут способствовать исправлению тех дефектов нецентральной налоговой системы, посредством которых ущемляются их права.

Главной целью создания эффективной налоговой системы является не просто пополнение соответствующих публичных денежных фондов, но создание таких условий, чтобы с ее использованием достигались общие блага в виде политической и социальной стабильности и экономического процветания. Это возможно только с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Местные Советы в системе органов власти. М., 1971.
  2. С.С. Право. Азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.
  3. М.М. Бюджетно-финансовая работа сельских и поселковых Советов народных депутатов. М., 1987.
  4. М.В. Конституционное право России. М., 1998.
  5. Э.Н. Русское финансовое право. СПб., 1914.
  6. В.В., Цыпкин С. Д. Советское финансовое право. М., 1974.
  7. М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. М., 1907.
  8. М.М. Исследования о земском самоуправлении на Русском Севере. -М., 1909.
  9. Н. Натуральные повинности крестьян и мирские сборы. М., 1906.
  10. С.Б. Арзамасские поместные акты (1578−1618). М., 1915.
  11. С.Б. Село и деревня Северо-Восточной Руси XIV—XVI вв.. M.-JL, 1936.
  12. С.Б. Сошное письмо. Исследования по истории кадастра и посош-ного обложения Московского государства. В 2-х томах. М., 1915−1916.
  13. С.И., Могилевич А. В. Местные налоги и сборы. М.: Госфиниздат, 1961.
  14. Владимирский Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — Ростов-на-Дону, 1995.
  15. Г. А., Пепеляев С. Г., Предприниматель налогоплательщик — государство. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
  16. П.П. Местные налоги. Теория местного налогообложения. М.: Издательство Московского коммунального хозяйства, 1927.
  17. П.П. Налоговое законодательство СССР. М.: издательство Мосфинот-дела, 1927.
  18. П.П. Очерки по истории финансов. Вып. Первый. Древний мир. М., 1913.
  19. П.П., Авилов Н. Н. О мерах к улучшению городских финансов. М., 1918.
  20. С.С. Бюджетная система и единый финансовый план СССР. Систематический сборник общесоюзного законодательства. Часть II. Местные финансы и местное хозяйство. М., 1932.
  21. П.П., Налоги Союза ССР. М&bdquo- 1926.
  22. П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
  23. Государственное право Германии. В 2-х томах. М.: Институт государства и права РАН, 1994.
  24. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. М., 1998.
  25. В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997.
  26. В. Российское налоговое право. Общая часть. Издание Дальневосточного ун-та. Владивосток, 1994.
  27. М.А. Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве. Юрьев, 1895.
  28. М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. -СПб, 1892.
  29. М.А. Очерки по истории сельского населения в Московском государстве. СПб, 1898.
  30. В.П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. М., 1947.
  31. М.В. Местное самоуправление в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.-СПб, 1993.
  32. А.А. Финансовое право РФ. М.: ТЕИС, 1995.
  33. А.А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль, 1887.
  34. С.М. Финансы средневековой Руси. М., 1988.
  35. А.А. Посадская община в России XVIII столетия. М., 1903.
  36. А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. -М.: Манускрипт, 1993.
  37. Комментарий к Общей части Налогового кодекса Российской Федерации / Под ред. В. И. Слома. М., 1999.
  38. А.И. Взгляд на финансовую систему и финансовые учреждения Петра Великого. СПб., 1845.
  39. .А. Правовое регулирование местных бюджетов в районированных областях. М., 1929.
  40. И.М. Очерки финансовой науки. Выпуск первый. Петроград: Наука и Школа, 1919.
  41. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1986.
  42. Лаппо-Данилевский А. С. Критические заметки по истории народного хозяйства в Великом Новгороде и области за XI XV вв. — М., 1893.
  43. Лаппо-Данилевский А. С. Мостовые и решеточные деньги в Новгороде и Москве в XVII в.-СПб, 1902.
  44. Лаппо-Данилевский А. С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времени Смуты до эпохи преобразований. СПб.: типография И. Н. Скороходова, 1890.
  45. Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). М., 1998.
  46. В.А. Земские повинности и местные налоги. СПб, 1875.
  47. В.А. Местные налоги. Опыт исследования теории и практики местного обложения. СПб.: Типолитография А. М. Вольфа, 1886.
  48. В.А. Финансовое право. Т. 1. СПб.: Типолитография А. М. Вольфа, 1889.
  49. В.И. Полное собрание сочинений, Т. XXII.
  50. П.И. История народного хозяйства СССР. В 3-х томах. М., 1952.
  51. Г. Л. Налоговая система СССР. М.: Госфиниздат, 1952.
  52. Местные финансы СССР / Бригада под руководством проф. Н. Н. Ровинского. -М.: Госфиниздат, 1936.
  53. Ф.Б. Финансовое право. Курс лекций. М., 1865.
  54. Н.С. О мерах улучшения государственных доходов. Избранные произведения. М., 1954.
  55. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика пресс, 1997.
  56. Налоговый кодекс РФ. Общая часть. Проект. Комментарий С. Д. Шаталова. М.: МЦФЭР, 1996.
  57. В.А. О податной системе в Московском государстве. Киев, 1884.
  58. Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904.
  59. И.Х. Земское обложение и в чем должна состоять его реформа. М., 1906.
  60. И.Х. Общие принципы организации городских финансов. СПб, 1907.
  61. И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах.-М., 1911.
  62. Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996.
  63. С.А. Свод суждений и постановлений земских собраний о земских повинностях. СПб, 1868.
  64. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Инвест-фонд, 1995.
  65. Основы налоговой системы / Под ред. Д. Г. Черника. М.: ЮНИТИ, 1998.
  66. Павлов-Сильвинский Н. П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897.
  67. Памятники русского права. Вып. 1 8. — М., 1952−1961.
  68. И.У. Курс финансового права. Одесса: типография «Одесского вестника», 1885.
  69. С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. М.: ТОО «СВЕА», 1995.
  70. А.П. Государственные финансы царской России в эпоху империализма.-М.: Финансы, 1968.
  71. А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России. М., 1954.
  72. Г. Б. Финансы местных Советов. М., 1991.
  73. В. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Инфра-М, 1996.
  74. . Финансы и кредит в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1939.
  75. Е.А. Сборник нормативных актов по советскому финансовому праву. -М., 1987.
  76. Е.А., Горбунова О. Н. Бюджетные права местных Советов народных депутатов. М., 1978.
  77. Е.А., Гурвич М. А., Лекции по советскому финансовому праву. Для студентов ВЮЗИ. М., 1953.
  78. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1−9 / Под общей ред. О. И. Чистякова. -М., 1984−1994.
  79. Сборник нормативных актов по советскому финансовому праву / Под. ред. Е. А. Ровинского. М., 1967.
  80. М.А. Земские налоги. Очерки по истории местных самоуправлений в России. Юрьев: типография К. Матгисена, 1915.
  81. М.А. Местные финансы. М. — Л.: Гос. изд., 1926.
  82. И.Т. Очерк науки финансового права. Вып. 1. Введение. Ярославль, 1899.
  83. В.Н. Местные финансы. М., 1927.
  84. Д. История финансовых учреждений России. СПб, 1848.
  85. Три века. Россия от смуты до нашего времени / Под ред. В. Калаша, М.: Издание Товарищества И. Сытина, 1913.
  86. Тур В. А. Населению о налогах. М., 1988.
  87. Финансовое право. Учебник / Под ред. Е. А. Ровинского. М., 1971.
  88. Финансовое право. Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. М.: Издательство БЕК, 1995.
  89. Финансовое право. Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Новый Юрист, 1996.
  90. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Часть 1.-М., 1990.
  91. С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. -М., 1973.
  92. С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М.: Го-сюриздат, 1955.
  93. А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М. Ин-фра-М. — 1998.
  94. В.А. Местные финансы СССР. М., 1930.
  95. С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой. М.: МЦФЭР, 1999.
  96. Н.А., Местные бюджеты. М., 1991.
  97. К.Т. Курс финансовой науки СПб., 1913.
  98. С.В. Общественно-государственный строй и право Киевского государства. -М., 1949.
  99. И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах.-СПб., 1899.
  100. И.И. Финансовое право. М., 1889.1. Статьи
  101. М.М. Исследования по истории местного самоуправления при Петре Великом // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1903. — №. 9.
  102. М.М. О самообложении сельского населения // Советское строительство. 1927. — № 4. — С. 84.
  103. О.В. Налогообложение как форма ограничения конституционного права собственности // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1998. -№ 4.
  104. А., Бурдаков С. Правовое регулирование порядка установления и взимания местных налогов и сборов // Финансы. 1996. — № 1.
  105. М. На задворках великой империи // Налоговый вестник. 1995. — № 10.
  106. Д.Г. Специальные местные налоги на обеспечение пожарной безопасности // Налоговый вестник. 2000 — № 5.
  107. Н. Местные налоги // Народный депутат. 1991. — № 13.
  108. А.Г. Становление финансовой системы русского централизованного государства и реформы середины XVI столетия // Финансы. 1995. — № 7.
  109. М.Ф. Теоретические проблемы налогового права и налоговая реформа в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1997. — № 1. — с. 64.
  110. А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2000. — № 1.
  111. С. Финансовые взаимоотношения Союза, республик и мест в реконструктивный период // Советское строительство. 1931. — № 4.
  112. В.Н. О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления // Налоговый вестник. 1997. — № 3.
  113. В. Местные налоги и сборы и их роль в налоговой системе СССР // Советские финансы. 1944. — № 8 — 9.
  114. В.Н., Разделение России на губернии и области по законам Петра и Екатерины // Русский Вестник. 1859. — № 22.
  115. Г. Налоговая система Советского Союза в период Великой Отечественной войны // Советские финансы. 1946. — № 4 — 5.• 119. Овчинников И. Финансы местного самоуправления: проблемы укрепления доходной базы // Хозяйство и право. 1998. — № 10.
  116. В. Налоговые проблемы местных финансов // Финансы. 1994. — № 9.
  117. В. Российские налоги: нужна экономическая основа // Российский экономический журнал. 1993. — № 12.
  118. В. Целостная налоговая система действует // Финансы. 1992. — № 9.
  119. С.Г. О Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.97 № 16-П // Налоговый вестник. 1998. — № 1.
  120. С.Г. О постановлении КС РФ от 18.02.97 № 3-П // Налоговый вестник. 1997.-№ 6.
  121. М., Ширкевич Н. О бюджетных правах местных Советов // Советы депутатов трудящихся. 1959. — № 7.
  122. В.И. О некоторых вопросах налоговой политики // Налоговый вестник.- 1995. -№ 7.
  123. В.И. О некоторых вопросах налоговой политики // Налоговый вестник.- 1995.-№ 7.
  124. Л.И. Законодательная основа местных финансов // Финансы. 1998. -№ 1.
  125. Э. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов основной правовой принцип // Хозяйство и право. — 2000. — № 1.
  126. О. К вопросу о законности сбора за право торговли // Хозяйство и право. 1999.-№ 11.
  127. А.И. ВС РФ и местное налогообложение: хроника противостояния // Ваш налоговый адвокат. -М.: ФБК-ПРЕСС. 1998. — вып. 1.
  128. С.А., Финансы местного самоуправления // Финансы. 2000. — № 2.
  129. Тур В. Местные налоги и сборы // Советы депутатов трудящихся. 1975. — № 1.
  130. Тур В. Новое законодательство о местных налогах // Советы народных депутатов. 1982.- № 1.
  131. О. Местные сборы // Российская юстиция. 1995. — № 8.
  132. М.М. Правовой аспект налоговой реформы // Налоговый вестник. -1995.- № 8.
  133. И.В. Налогу быть? // Финансовые и бухгалтерские консультации. -1994.-№ 3.
  134. М. Проблемы фискального федерализма в РФ // Финансы. 1992. -№ 12.
  135. Д.Г. Местные налоги // Финансы. 1994. — № 10. — С. 23.
  136. Д.М. Сбор за право торговли // Налоги. 1999. — №. 4.
  137. Диссертации Ц ЗЕТ9РС. ФШИПИ
  138. Е.М. Совершенствование налогов, взимаемых с юридических лиц как условие выполнения доходной части бюджетов. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  139. Е.В. Формирование финансовых ресурсов муниципального образования. Дисс. канд. экон. наук. Краснодар, 1998.
  140. А.Э. Унификация местной налоговой системы. Дисс. канд. экон. наук.-СПб, 1998.
  141. О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. Дисс. докт. юрид. наук. М., 1996.
  142. Ю.В. Проблемы правового регулирования налоговых отношений в системе государственного управления. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  143. В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 2000.
  144. А.Н. Местное самоуправление (финансово-экономические проблемы). Дисс. канд. экон. наук. М., 1998.
  145. Н.А. Организационно управленческий механизм формирования налоговых доходов регионального бюджета. Дисс. канд. экон. наук. — б.м., б.г.
  146. М.В. Методы формирования локальных бюджетов как инструмент реализации местной экономической политики. Дисс. канд. экон. наук. М., 1997.
  147. Н.В. Местное налогообложение в системе налогового федерализма. Дисс. канд. экон. наук. Волгоград, 1998.
  148. М.В. Финансовое правоотношение. Дисс. докт. юрид. наук. Воронеж, 1998.
  149. Е.В. Налоги в системе местного самоуправления. Дисс. канд. экон. наук. Кострома, 1997.
  150. Н.В. Проблемы формирования доходов региональных бюджетов. Дисс. канд. экон. наук. М., 1997.
  151. М.Э. Конституционно-правовая основа формирования налоговой системы в Российской Федерации. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2000.
  152. Ю.А. Город как субъект финансового права. Дисс. канд. юрид. наук -Саратов, 1997.
  153. И.Н. Налоговая политика России. Дисс. докт. юрид. наук. СПб, 1998.
  154. Г. А. Становление советской налоговой системы в период НЭПа. Автореферат дисс. канд. юрид .наук. М., 1990.
  155. Ю.В. Бюджет субъекта РФ. Дисс. канд. экон. наук. СПб, 1998.
  156. Е.С. Налоговое регулирование формирования финансовых ресурсов территорий. Дисс. канд. экон. наук. СПб, 1997.
  157. М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1996.
  158. С.Г. Гражданин как субъект финансового права. Дисс. канд. юрид. наук.-М., 1991.
  159. Н.Л. Правовое регулирование финансовой системы местного самоуправления в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  160. Н.В. Местные налоги в условиях формирования рыночной экономики России. Дисс. канд. экон. наук. б.м., б.г.
  161. М.Г. Реформирование налоговой системы региона в переходный период. Дисс. канд. экон. наук. М., 1998.1. Правовые акты Правовые акты федеральных органов1. Законы 1. Конституция РФ.
  162. Бюджетный кодекс РФ, введен в действие Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».
  163. Водный кодекс РФ, принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18 октября 1995 г. № 167-ФЗ.
  164. Временное положение о местных финансах, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 12 ноября 1923 г.
  165. Временное положение о местных финансах, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК СССР 29 октября 1924 г.
  166. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О местных денежных средствах».
  167. Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. «О единовременных чрезвычайных революционных налогах, устанавливаемых местными Советами Депутатов».
  168. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550−1 «О местном самоуправлении в РСФСР».
  169. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации».
  170. Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738−1 «О плате за землю».
  171. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
  172. Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах в Российской Федерации».
  173. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 «О недрах».
  174. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  175. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
  176. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2449−1 «О краевом областном совете народных депутатов, краевой областной администрации».
  177. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2449−1 «О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации».
  178. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г.
  179. Лесной кодекс РФ, принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 января 1997 г. № 22-ФЗ.
  180. Налоговый кодекс РФ, введен в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  181. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
  182. Положение о губернских и уездных земских учреждениях.
  183. Положение о денежных средствах и расходах местных советов, утвержденное Декретом СНК РСФСР от 3 декабря 1918 г.
  184. Положение о местных налогах, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г.
  185. Положение о местных финансах РСФСР, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1926 г.
  186. Положение о местных финансах, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 25 апреля 1926 г.
  187. Положение об общественном управлении городов.
  188. Постановление ЦИК и СНК СССР от И сентября 1937 г. «О самообложении сельского населения».
  189. Уголовный кодекс РФ, введен в действие Федеральным законом от 13 июля 1996 г. № 164-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».
  190. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР издал 12 января 1984 г. «О самообложении сельского населения».
  191. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах».
  192. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  193. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год».
  194. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
  195. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  196. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52- ФЗ «О животном мире».
  197. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  198. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  199. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  200. Федеральный закон от 28 августа 1995 r. JS*2 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
  201. Федеральный закон от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса «Ингушетия».
  202. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
  203. Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».
  204. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  205. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции».1. Подзаконные акты
  206. Письмо МНС России от 17 апреля 2000 г. № АП-6−01/292@.
  207. Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 № 987.
  208. Постановление Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. № 3255−1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации».
  209. Постановление Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет
  210. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции».
  211. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году».
  212. Указ Президента РФ от 29» октября 1992 № 1311 «О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции».
  213. Указ Президента РФ от 29 октября 1992 г. № 1311 «О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции».
  214. Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации».
  215. Указ Президента РФ от 7 ноября 1997 г. № 1173 «О дополнительных мерах по обеспечению кассовых поступлений в федеральный бюджет».
  216. Акты органов судебной власти
  217. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 22−0.
  218. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 марта 1998 г.
  219. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года».
  220. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».
  221. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году».
  222. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  223. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 февраля 1998 г.
  224. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 августа 1999 г. по делу № Ф04/1656−3 92/А27−99.
  225. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 января 1999 г. по делу № Ф04/2−522/А27−98.
  226. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2000 г. по делу № Ф04/З04−20/А03−2000.
  227. Постановление ФАС Московского округа от 13 июня 2000 г. по делу № КА-А41/2180−00.
  228. Постановление ФАС Поволжского округа от 3−6 августа 1999 г. по делу № А 65−1489/99-С1−11к.
  229. Постановление ФАС Поволжского округа от 16 ноября 1999 г. по делу № А 65−5716/99-С А1−11 к-29.
  230. Постановление ФАС Поволжского округа от 17 февраля 2000 г. по делу № А 6 149−14/99.
  231. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 1999 г. по делу № А13−2227/99−11.
  232. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 1998 г. по делу № А56−16 548/97.
  233. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 1999 г. по делу № А13−959/99−15.
  234. Постановление ФАС Уральского округа от 13 января 1998 г. по делу № Ф09−760/97-АК.
  235. Постановление ФАС Уральского округа от 30 октября 1997 г. по делу № Ф09−575/97-АК.
  236. Правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органовместного самоуправления
  237. Закон Амурской области от 26 октября 1998 г. № 100-оз «О целевом сборе на территории Амурской области на продажу и перепродажу сои за пределы области».
  238. г. Москвы от 16 июля 1996 г. № 34 «Об основах платного землепользования в г. Москве».
  239. г. Москвы от 25 декабря 1996 г. № 33 «О бюджете города Москвы на 1997 год».
  240. г. Москвы от 17 марта 1999 г. № 14 «О налоге с продаж».
  241. г. Москвы от 18 декабря 1996 г. № 34 «О пожарной безопасности».
  242. г. Москвы от 19 мая 1999 г. № 15 «О введении в действие Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 «О налоге с продаж».
  243. г. Москвы от 21 января 1998 года № 1 «О ставках земельного налога».
  244. г. Москвы от 24 декабря 1997 г. № 57 «О плате за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками на территории г. Москвы».
  245. г. Москвы от 25 февраля 1998 г. № 5 «Об идентификации качества алкогольной продукции в г. Москве».
  246. г. Москвы от 28 февраля 1996 г. № 7−18 «О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг».
  247. г. Москвы от 5 июля 1995 г. № 11−46 «О благотворительной деятельности».
  248. г. Москвы от 9 июля 1997 г. № 33 «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию».
  249. Закон Магаданской области от 26 июня 1999 г. № 75−03 «Об особой экономической зоне в Магаданской области».
  250. Закон Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 «О квотировании рабочих мест в г. Москве».
  251. Закон Московской области от 31 декабря 1998 г. № 67/98−03 «О налоге с продаж».
  252. Закон Московской области от 21 января 1997 г. № 5/97 «О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области».
  253. Закон Московской области от 28 июля 1997 г. № 39/97−03 «О льготном налогообложении в Московской области».
  254. Закон Московской области от 4 июня 1999 г. № 26/99−03 «Об областном бюджете на 1999 год».
  255. Закон Орловской области от 19 февраля 1999 г. № 92−03 «О ставках налога на игорный бизнес в Орловской области».
  256. Закон Республики Адыгея от 6 октября 1999 г. № 145 «О предоставлении налоговых льгот Обществу с ограниченной ответственностью «Кюрмел пол сентетик Амбал аш Санай Майюк».
  257. Закон Республики Алтай от 27 мая 1998 г. № 4−14 «О совершенствовании правовой и экономической основы функционирования эколого-экономического региона «Алтай».
  258. Закон Республики Калмыкия от 12 марта 1999 г. № 12 II — 3 «О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия».
  259. Закон Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 г. № 99−3 «О налоге с продаж».
  260. Закон Ставропольского края от 18 ноября 1998 г. № 32-кз «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края».
  261. Закон Тамбовской области от 20 ноября 1998 г. № 40−3 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
  262. Закон Тульской области от 26 ноября 1998 г. № 102-ЗТО «О налоге с продаж».
  263. Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 8 июня 1998 г. № 4803 «О Регионе экономического благоприятствования «Усть-Орда».
  264. Закон Хабаровского края от 24 декабря 1999 г. № 163 «О налогах и сборах Хабаровского края.
  265. Инструкция Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 21 декабря 1992 г. № 1 «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве».
  266. Положение о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально -культурной сферы, утвержденное Постановлением Главы администрации г. Стреже-вого Томской области от 12 января 1994 г. № 5.
  267. Порядок выдачи разрешений на право уличной торговли, утвержденный Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 16 октября 1992 г. № 2491-РП.
  268. Постановление Администрации г. Красноярска от 25 ноября 1993 г. № 478 «О местных налогах и сборах на территории г. Красноярска».
  269. Постановление Администрации г. Новгорода от 19 февраля 1996 г. № 30 «Об утверждении положений о местных налогах и сборах, установленных на территории г. Новгорода».
  270. Постановление Администрации г. Орла от 9 февраля 1995 г. № 143 «О налоге на рекламу».
  271. Постановление Главы Администрации г. Климовска Московской области от 15 мая 1998 г. № 332 «О компенсационных сборах в сфере оборота земельных участков».
  272. Постановление Главы Администрации Амурской области от 29 июля 1999 г. № 449 «О взимании целевого сбора за оказание услуг по оформлению въездных выездных виз в Китайскую Народную Республику».
  273. Постановление Главы Администрации г. Владивостока Приморского края от 25 февраля 1994 г. № 252 «О введении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы».
  274. Постановление Главы Администрации г. Курска от 22 апреля 1996 г. № 292 «О предоставлении льгот по налогам и сборам».
  275. Постановление Главы Администрации г. Омска от 20 марта 1995 г. № 303-п «Об упорядочении местных налогов и сборов».
  276. Постановление Главы Администрации г. Подольска Московской области от 8 сентября 1998 г. № 744 «О ставках земельного налога».
  277. Постановление Главы Администрации г. Саранска от 15 августа 1994 г. № 1099 «О налоге на рекламу».
  278. Постановление Главы Администрации г. Саранска от 20 января 1994 г. № 55 «О налоге на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров».
  279. Постановление Главы администрации Краснодарского края № 444 «О содержании собак и кошек в городах и других населенных пунктах Краснодарского края.
  280. Постановление Главы местного самоуправления г. Находка Приморского края от 30 Июня 1995 г. № 1010 «О местных налогах».
  281. Постановление Главы Талдомского района Московской области от 28 июля 1998 г. № 908 «Об установлении ставок земельного налога на 1998 г. на территории Талдомского района».
  282. Постановление Городского собрания депутатов г. Якутска от 2 апреля 1999 г. ПГС № 38−1 «О налоговой политике г. Якутска на 1999 год».
  283. Постановление городской Думы г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 1999 г. № 52 «О предоставлении льгот по налогу на имущество».
  284. Постановление Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай от Ў 9 июля 1997 г. № 22−35 «О порядке лицензирования ведения пантового оленеводства, вывоза пантов и размере лицензионного сбора за вывоз пантов маралов и оленей в Республике Алтай».
  285. Постановление Губернатора Московской области от 30 марта 1998 г. № 78-ПГ «О проведении особого порядка проведения расчетов при исполнении областного бюджета».
  286. Постановление Йошкар-Олинского городского собрания от 15 декабря 1994 г. «О внесении изменений в Положение о целевых сборах на содержание муниципальной милиции и в Положение о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу».
  287. Постановление муниципального совета муниципального образования муниципального округа № 72 г. Санкт-Петербурга от 17 июня 1999 г. № 14-Т «Об организации торговли и оказания платных услуг на территории МО № 72».
  288. Постановление Мэра г. Краснодара от 24 февраля 1999 г. № 322 «О порядке сбора и расходования средств долевого участия в развитии объектов городского хозяйства, привлекаемых с объектов административно-коммерческого и производственного1. Л назначения».
  289. Постановление Правительства г. Москвы от 14 сентября 1999 г. № 867 «Об утверждении размера оплаты за размещение средств наружной рекламы и рекламы на транспорте в г. Москве».
  290. Постановление Правительства г. Москвы от 25 июня 1996 г. № 551 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами, в г. Москве».
  291. Постановление Правительства г. Москвы от 30 июля 1992 г. № 589 «О введении сбора за право уличной торговли и штрафов за нарушение порядка ее осуществления в г. Москве».
  292. Постановление Правительства г. Москвы от 30 июля 1992 г. № 589 «О введении сбора за право уличной торговли и штрафов за нарушение порядка ее осуществления».
  293. Постановление Правительства г. Москвы от 4 января 1994 г. № 22 «О введении туристского сбора в городе Москве столице Российской Федерации».
  294. Постановление Правительства Москвы от 13 января 1998 г. № 15 «О городской программе комплексной реконструкции инженерных сетей и сооружений центральной части г. Москвы».
  295. Постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33 «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски».
  296. Постановление Правительства Москвы от 26 августа 1997 г. № 646 «О мерах по улучшению наружного рекламного оформления в г. Москве».
  297. Распоряжение Вице-мэра Москвы от 26 марта 1992 г. № 159-РВМ «О возмещении затрат на развитие коммунального хозяйства и соцсферы, связанных со строительством жилья».
  298. Распоряжение Министерства строительства Московской области от 27 мая 1998 г. № 14 «Об утверждении порядка проведения взаимозачета материально-техническими ресурсами с налогоплательщиками организациями, имеющими задолженность в областной бюджет».
  299. Распоряжение Мэра г. Москвы от 22 апреля 1999 г. № 393-РМ «Об индексации действовавших в 1998 году ставок земельного налога».
  300. Распоряжение Мэра г. Хабаровска от 30 июля 1998 г. № 825-Р «О порядке индексации ставок сбора за уборку территории».
  301. Распоряжение Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. № 367-РМ «О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы».
  302. Распоряжение Президента Республики Калмыкия «О мерах по упорядочению оборота алкогольной продукции и обеспечению контроля за поступлением налогов в бюджет от ее реализации» от 13 августа 1999 г. № 101-РП.
  303. Решение Астраханского городского Представительного собрания от 22 августа 1996 г. № 293 «О бюджете города Астрахани на 1996 год».
  304. Решение Барнаульской городской Думы от 20 ноября 1997 г. «Об установлении системы местных налогов и сборов на территории г. Барнаула на 1998 г.».
  305. Решение Белгородского городского Совета депутатов от 26 сентября 1996 г. № 40 «О местных налогах, финансовых и налоговых льготах в части уплаты в городской бюджет».
  306. Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 мая 1997 года № 13—4 «Об установлении системы местных налогов и сборов на территории г. Горно-Алтайска».
  307. Решение Городского совета г. Красноярска от 1 июля 1997 г. № 5−32 «О местных налогах и сборах на территории города Красноярска».
  308. Решение Думы Угличского муниципального округа Ярославской области от 19 сентября 1997 г.
  309. Решение Кудымкарской городской Думы Коми Пермяцкого автономного округа от 27 марта 1998 г. № 15 «О Положении о порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы" —
  310. Решение Малого Совета Мособлсовета от 4 августа 1993 г. № 27/54 «О ставках земельного налога на территории Московской области на 1993 год».
  311. Решение Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 21 мая 1992 г. № 149 «О налоге на рекламу».
  312. Решение Муромцевского районного совета Омской области «Об утверждении дополнительного местного налога».
  313. Решение Новгородской городской Думы от 19 декабря 1996 г. № 30 «Об утверждении ставок сбора на работы и услуги, связанные с оформлением документов на объекты недвижимости».
  314. Решение Президиума Уфимского районного Совета Республики Башкортостан от 22 января 1999 г. № 5 «О введении сбора за место торговли».
  315. Решение Собрания представителей Волжского района Самарской области от 25 февраля 1999 г. № 6 «О введении местных налогов и целевых налоговых сборов в 1999 году».
  316. Решение Собрания представителей Шатурского района Московской области от 30 июля 1996 г. № 4/33 «О местных налогах и целевых сборах».
  317. Решение Совета депутатов г. Подольска Московской области от 31 марта 1997 г. № 4/3 «Об установлении местных налогов и сборов на территории г. Подольска и порядке их уплаты».
  318. Решение Томской городской Думы от 2 июня 1999 г. № 149 «Об утверждении положений по местным налогам и сборам».
  319. Решение Уфимского городского Света Республики Башкортостан от 28 апреля 1997 г. «О положениях по местным налогам и сборам».
  320. Решением Совета депутатов Чеховского района Московской области от 17 марта 1999 г. № 21 823 «О ставке земельного налога на 1999 год».
  321. Указ Главы Республики Коми от 10 ноября 1996 г. № 301 «О ставках земельного налога в 1996 году».
  322. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 1993 г. «О налогах при использовании слов «Саха» и «Якутия» предприятиями и организациями Республики Саха (Якутия)».
  323. Устав города Великого Новгорода.
  324. Устав города Екатеринбурга.
  325. Устав города Нижнего Новгорода.
  326. Устав города Подольска Московской области.
Заполнить форму текущей работой