Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология интегрального управления крупными инвестиционно-строительными проектами развития российских регионов с участием иностранных инвесторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решены следующие задачи: выявлены коренные нерешенные проблемы инвестиционно-строительной деятельности в крупных регионах Российской Федерации, обусловленные состоянием производственного потенциала, последствиями перехода к рыночным отношениям, необходимостью достижения устойчивого экономического ростаобоснована необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • Введение щ
  • ГЛАВА 1. Повышение роли инвестиционно-строительной деятельно- 14 сти в российских регионах при участии иностранных инвесторов
    • 1. 1. Участие иностранных инвестиций в развитии экономики России
    • 1. 2. Развитие инвестиционно-строительной деятельности в регионах — 24 одно из важнейших направлений решения их экономических задач
    • 1. 3. Регионально-отраслевые особенности участия иностранных инве- 35 сторов в осуществлении инвестиционно-строительных программ
    • 1. 4. Стратегия управления привлечением иностранных инвестиций в 46 развитие регионов России
  • ГЛАВА 2. Методология интегрального управления инвестиционно- 58 строительными проектами в регионах России с участием иностранного капитала
    • 2. 1. Методологические основы организации интегрального управления 58 инвестиционно-строительными проектами
    • 2. 2. Трансформация управленческих функций в современных услови- 62 ях управления инвестиционно-строительными проектами
    • 2. 3. Организационная структура интегрального управления инвести- 80 ционно-строительными проектами
  • ГЛАВА 3. Моделирование вариантов управления инвестиционно- 101 строительными проектами с учетом региональных особенностей
    • 3. 1. Модели и критерии оценки управления инвестиционно- 101 строительными проектами
    • 3. 2. Использование имитационных моделей для управления регио- 114 нальными инвестиционно-строительными проектами
    • 3. 3. Выбор системы контроля за ходом выполнения проекта
  • ГЛАВА 4. Организационно-экономический механизм управления 134 привлечением иностранных инвестиций в российские регионы

4.1 Развитие методов предоставления льгот и преференций на феде- 134 ральном и региональном уровнях как фактор активизации привлечения иностранных инвестиций щ 4.2 Выбор вариантов привлечения иностранного капитала в инвестационно-строительную сферу с учетом региональных факторов

4.3 Управление рисками при реализации проектов в инвестицион- 162 но-строительной сфере

4.4 Организационно-правовое регулирование органами региональной 181 государственной власти инвестиционно-строительной деятельности, осуществляемой с участием иностранных инвесторов

ГЛАВА 5. Управление инвестиционно-строительными проектами, 197 осуществляемыми в России при иностранном участии на концессионной основе

5.1 Мировой опыт реализации инвестиционно-строительных проектов 198 на концессионной основе

5.2 Важнейшие направления использования концессий в современной 216 экономике России, их региональные и отраслевые особенности

5.3 Факторы риска и гарантии в осуществлении экономической дея- 233 тельности концессий с участием иностранного капитала

Методология интегрального управления крупными инвестиционно-строительными проектами развития российских регионов с участием иностранных инвесторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Преодоление последствий кризиса в российской экономике, обеспечение устойчивости и положительной динамики ее развития придают особое значение инвестиционным процессам в строительной деятельности. В перспективе дальнейший поступательный рост экономики будет обусловлен в первую очередь наличием и дополнительным привлечением инвестиционных ресурсов, капиталовложениями в крупные, структурообразующие инвестиционно-строительные проекты.

Закреплению позитивных тенденций в социально-экономическом развитии России, сложившихся в последние годы, препятствует состояние производственного потенциала. В большинстве отраслей производственной и социальной сферы износ основных средств производства достиг критической точки. Исправить положение способно только осуществление масштабных инвестиционно-строительных проектов модернизации и обновления средств производства. Реальная картина возрастной структуры, степени физического и морального износа основных фондов, а также наличие и потенциальные возможности привлечения инвестиционных ресурсов резко различаются в разных регионах России, в связи с чем проблемы управления инвестиционными проектами в российских регионах необходимо рассматривать с учетом их специфических особенностей.

Однако ограниченность инвестиционных возможностей у страны и недостаточность капиталовложений, которые способны выделить хозяйствующие субъекты разных форм собственности на проведение проектов реструктуризации и подъема производства предопределяют необходимость участия в проектах иностранных инвесторов. Необходимость стабилизации российской экономики, укрепления ее экономической устойчивости, подтверждаемые и авторитетными зарубежными источниками, создают основу для активизации процессов взаимовыгодного привлечения иностранногокапитала, который необходимо вкладывать в перспективные инвестиционно-строительные проекты.

В силу российской специфики и учета особенностей регионов необходима разработка теоретико-методологических принцинов необходима разработка теоретико-методологических принципов и положений по управлению крупными инвестиционно-строительными проектами развития регионов. Некоторые научно-теоретические и методологические проработки имеются, но они не отражают всей полноты исследуемой проблемы. Практически отсутствует системная проработка методологии и организации управления инвестиционно-строительными проектами с учетом позитивных перемен в российской экономике, произошедших в последние годы, и усилением роли региональных факторов.

Система управления инвестиционно-строительными проектами, осуществляемыми в регионах, должна учитывать взаимоотношения между участниками процесса реализации проекта, его структуру и источники финансирования, порядок согласования совместных действий участников, профессионально-кадровые, нормативные, правовые, технологические особенности проекта, условия привлечения иностранного капитала и способы его использования. Столь значительное разнообразие влияющих факторов и условий требует создания интегральных, многокомпонентных систем управления проектами, способных реагировать на изменение каждого значимого фактора, учитывать их взаимодействие и динамику изменения в пространстве и во времени.

Применительно к подобного рода интегральным системам управления инвестиционными проектами, реализуемыми в крупных регионах России, теоретико-методологическая база разработана крайне недостаточно. Соответственно разработка и научное обоснование методологии и организации интегрального управления крупномасштабными строительными проектами с привлечением иностранного капитала представляет проблему, актуальную в научном и прикладном отношении, от решения которой во многом зависит обеспечение подъема и достижение высоких темпов роста экономики регионов.

Автор исходит их того, что методология интегрального управления инвестиционно-строительными проектами состоит в теоретическом и методическом обосновании целесообразности в рыночных условиях такой конструкции управления, которая охватывала бы проблему в целом: зарождение идеи вариантов приложения относительно свободных капиталов и воплощение ее в виде проектных предположений (форпроектных расчетов) — выбор на основе моделирования наиболее оптимальных вариантов инвестицийвыявление комплекса проектных проблем и разработка рациональных решений (конструктивные решения, отвод земель и их наиболее рациональное использование, учет всех видов ресурсов, транспорт, коммуникации и т. д.) — реализация инвестиционно-строительного проекта и уточнение его параметров, связанное с изменением конъюнктурыэксплуатация введенных в действие предприятий, цехов или иных объектов, в том числе инфраструктурныхуправление финансовыми потоками в соответствии с требованиями, вытекающими из необходимости выполнения заданных управленческих функций, включая управление иностранными капиталами, привлекаемыми автономно или на концессионной основе.

Еще в 50−60гг. прошлого столетия существовала практика разработки с привлечением проектировщиков и выдачи заказчикам задания на проектирование, которое содержало обоснование целесообразности строительства, общих объемов капитальных вложений, способов ведения работ и других параметров, т. е. технико-экономической сути проектируемой продукции и объемов требующихся ресурсов для создаваемого производства и т. д. На основе последнего разрабатывался весь комплекс проектно-сметной документации, являвшейся одним из основных условий для включения в план капитального строительства и финансирования стройки или объекта.

Обоснование идеи, выбор вариантов использования относительно свободных капиталов и проведение предварительных расчетов не столь уж новы. Актуальны, прежде всего, складывающиеся отношения собственности и связанные с этим изменения во взаимоотношениях участвующих субъектов.

При выборе наиболее целесообразных вариантов инвестиций автор идет дальше и использует методы моделирования, среди которых более предпочтительными для исследования труднофор-мализуемых процессов являются имитационное моделирование и логико-смысловой метод.

Разработка всего комплекса предпроектных мероприятий, проектных материалов, составляющих инвестиционно-строительный проект в целом, его реализация, а затем и эксплуатация введенных в действие объектов, естественно, осуществляются специально созданным органомкомандой по управлению проектом. При этом период функционирования этой команды может быть различным. Все зависит от того, какое изначально было принято управленческое решение. На рынок может быть поставлено предприятие «на ходу», выпускающее продукцию. Возможна и реализация продукции этой же командой на различных условиях и вариантах погашения кредитов, включая и полученные на концессионной основе.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы диссертационного исследования, как с точки зрения экономической науки, так и решения прикладных проблем в целях успешного социально-экономического развития России и ее регионов.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование и разработка методологических основ формирования и функционирования целостной (интегральной) системы управления крупномасштабными инвестиционно-строительными проектами, реализуемыми в регионах — субъектах Российской Федерации с привлечением иностранного капитала.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решены следующие задачи: выявлены коренные нерешенные проблемы инвестиционно-строительной деятельности в крупных регионах Российской Федерации, обусловленные состоянием производственного потенциала, последствиями перехода к рыночным отношениям, необходимостью достижения устойчивого экономического ростаобоснована необходимость и целесообразность привлечения иностранных инвестиций и активизации иностранного участия в реализации региональных инвестиционных проектов, определены особенности участия иностранных инвесторов в российских проектах реструктуризации экономикипроведен системный анализ и сформированы принципы организации процесса управления разработкой и реализацией инвестиционно-строительных проектов в регионах в условиях посттрансформационного периода, с учетом ресурсных ограничений и необходимости концентрации капиталовложений на приоритетных направлениях развитияразработан комплекс моделей для применения в управлении региональными инвестиционными проектами с иностранным участиемобоснованы предложения по использованию организационно-экономических, правовых и прочих механизмов (включая финансовые и налоговые) в целях активизации процессов привлечения иностранного капитала для региональных инвестиционных проектовопределены организационные и правовые предпосылки участия региональных органов управления в разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов с привлечением иностранных инвесторовпредложены пути реализации инвестиционных региональных проектов с участием иностранных инвесторов на концессионной основе и применением системы гарантий при повышенных рисках.

Объектом диссертационного исследования является деятельность по реализации крупных инвестиционно-строительных проектов в регионах России с привлечением иностранного капитала, в том числе инвестированием на концессионной основе.

Предметом исследования являются экономические отношения и процессы, складывающиеся при формировании и осуществлении крупных региональных инвестиционно-строительных проектов с привлечением иностранного капитала, методология, методические приемы и механизмы, применяемые в условиях рыночных отношений.

Методологической и теоретической базой исследования служит диалектический метод познания, основополагающие экономические теории и концепции развития материального производства в условиях рынка, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области экономической теории, теории воспроизводства, управления инвестиционно-строительной деятельностью, инвестиционного проектирования. При подготовке материалов диссертации автор опирался на работы отечественных авторов Л. И. Абалкина, Б. С. Бушуева, А. А. Водянова, В. Г. Варнавского, П. Г. Грабового, Ю. К. Зворыкиной, В. М. Иванченко, М.И. Каменец-кого, H. JL Карданской, В. В. Коссова, Н. Ф. Костецкого, В.И. Куш-лина, Н. А. Новицкого, Е. П. Панкратова, А. Ф. Пацкалева, Б.А. Рай-зберга, Я. А. Рекитара, В. М. Серова, В. П. Стороженко, А.Г. Спицы-на, С. В. Сулоевой, Терского М. Б., В. З. Черняка и других авторов. Учитывались теоретические и прикладные разработки в области инвестиций и инвестиционного проектирования таких видных зарубежных ученых, как А. Альберт, Б. Берне, Дж. М. Кейнс, П. Хав-ранек, Д. Шарп, Дж. Эванс.

При подготовке диссертации использованы методы системного анализа, экономико-статистические методы и модели, сравнения и сопоставления, экспертные методы оценки.

Информационная база исследования основывается на применении репрезентативной статистической и бухгалтерской отчетности предприятий инвестиционно-строительного комплекса, использовании отчетных данных Госкомстата Российской Федерации, Комитета по статистике Московской области, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, расчетов, выполненных автором диссертации. В работе использована так же информация, содержащаяся в российских законодательных, нормативно-правовых документах, материалах периодической печати экономического характера, научной литературе.

Научная новизна полученных результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработана и предложена к реализации методология интегрального управления крупными региональными инвестиционными проектами на всех стадиях их жизненного цикла, которая адекватна экономической ситуации, сложившейся в современной России, и учитывает совокупность основных факторов, обеспечивающих экономически устойчивое функционирование регионов и развитие экономики страны в целом.

Основные научные результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем: разработана концепция интегрального управления инвестиционными проектами развития регионов, под которым понимается взаимосвязанное и взаимообусловленное управление инициированием, обоснованием, разработкой, реализацией и ресурсным обеспечением, эксплуатацией введенных в действие основных фондов до выбытия их из хозяйственного оборотавыявлены специфические особенности управления инвестиционно-строительной деятельностью с участием иностранных инвесторов в крупных российских регионах, которые необходимо учитывать в целях создания благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной активностиразработаны методология, технология и организационные основы формирования системы интегрального управления крупными региональными инвестиционными проектами с участием иностранного капиталаразработан комплекс предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма управления привлечением инвестиций в российский регионы и расширению масштабов участия иностранного капитала с учетом изменений в финансово-экономической и налоговой политикепредложен механизм организации управления рисками при реализации проектовобоснованы пути и способы ориентации на повышение эффективности реализации региональных инвестиционно-строительных проектов и качества функционирования производственной системы, и, как следствие, обеспечение перехода к устойчивому экономическому росту российской экономикиразработаны основные направления поэтапной реализации комплекса мероприятий по формированию и развитию концессий в России, как механизма привлечения иностранных участников.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработанные научные положения и методология, сформулированные выводы и предложения позволяют улучшить инвестиционный климат в регионах-субъектах Российской Федерации, повысить инвестиционную активность, и ускорить процесс реструктуризации производства. Положительные тенденции могут быть усилены за счет увеличения притока иностранных инвестиций, концентрации капиталовложений на ключевых инвестиционно-строительных проектах, обеспечивающих расширение и качественное обновление производственного потенциала регионов.

Практическое значение результатов исследования подтверждено также непосредственным применением предложений автора при подготовке и реализации ряда инвестиционно-строительных проектов с привлечением иностранных инвесторов в Московской области. Отдельные результаты диссертационного исследования использованы при разработке законодательных актов и нормативных документов, регулирующих разработку и другие аспекты управления инвестиционными проектами с участием иностранного капитала.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в системе высшего образования по экономическим специальностям.

На защиту выносятся: теоретические положения, обосновывающие сущность и содержание интегрального управления инвестиционно-строительными проектами, развития производственного потенциала и социальной сферы российских регионовформы привлечения иностранного капитала, в том числе на концессионной основе при совместном участии в реализации проектов или прямом кредитованииметодологические принципы и методические основы управления региональными инвестиционными проектами с привлечением иностранного капиталамодели управления разработкой и реализацией программных мероприятий региональных инвестиционных проектов с привлечением иностранного капиталаорганизационно-экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в целях реализации проектов подъема экономики российских регионов и повышения ее устойчивостиметодические подходы к активизации инвестиционной и проектной деятельности на основе предоставления концессий иностранным инвесторам в производственной сфере и при формировании инфраструктуры.

Апробация и реализация результатов диссертационной работы состоят в следующем.

Основные теоретические и практические выводы исследования доведены до возможности реализации в области инвестиционно-строительной деятельности. Они докладывались на заседаниях Правительства Московской области, Московской областной Думы, на совещаниях и семинарах, конференциях, международных симпозиумах (международный симпозиум СОВНЕТ-99 «Управление проектами: Восток-Запад. Грань тысячелетий. М, 1999), в том числе на зарубежных.

Внедрение результатов исследования осуществлялось при подготовке и реализации инвестиционных проектов в Московской области в период с 1993 по 2002 годы (кондитерской фабрики «Марс», фармацевтического предприятия фирмы «Серл Фарма», БАМО «Стройматериалы», АООТ «ТИГИ КНАУФ» и др.).

Выводы и рекомендации, представленные в диссертации, были использованы при подготовке законодательных актов Московской области: законов Московской области «О льготном налогообложении», «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности», постановлений Губернатора Московской области «О порядке заключения налогового соглашения», «О внесении дополнения во Временное Положение о прядке проведения подрядных торгов», постановления Правительства Московской области «О мерах по экономической безопасности при осуществлении внешнеэкономических и международных связей», а также нашли отражение в Законе РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 2 июля 1999 г.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 17 научных работ в разных изданиях, в том числе 2 монографии, 1 брошюра и 14 статей в центральной печати общим объемом 30,75печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, основных выводов и предложений, списка литературных источников по теме исследования. Объем диссертации составляет 267 страниц, в том числе 17 таблиц, 8 рисунков. Список использованной литературы, содержащий 148 наименований научных трудов отечественных и зарубежных авторов.

Основные выводы и предложения.

1. На фоне преодоления экономического кризиса девяностых годов и обозначившегося в последние годы экономического роста, поддерживаемого выгодным экспортом сырьевых ресурсов, положение в инвестиционном секторе российской экономики остается напряженным. Инвестиции в производственную и социальную сферы не обеспечивают даже простого воспроизводства основных фондов. Амортизационные отчисления недостаточны для финансирования капитального ремонта, не говоря уже о мерах по реновации. В итоге коэффициент обновления оборудования настолько низок, а средний возраст основных фондов в ряде отраслей и регионов достиг такого критического состояния, что недопустимо возрос физический и моральный износ оборудования. Предприятия всех форм собственности сталкиваются с проблемой нехватки средств для реализации инвестиционных программ и проектов.

2. Резкое снижение инвестирования за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов пока не компенсируется инвестициями частного сектора. Приток иностранных инвестиций в российскую экономику растет крайне медленно, что в первую очередь вызвано опасениями политической и экономической нестабильности, наличием серьезных рисков.

Для активизации притока инвестиций из частного сектора экономики и зарубежных источников целесообразно обеспечить: достижение предсказуемости проводимой государством как налоговой политики, так и законодательных ограниченийчеткое установление и разграничение прав и полномочий государственных органов федерального и регионального уровней, регулирующих инвестиционную деятельностьгарантирование сохранности инвестиций, страхования инвестиционных рисковсоздание надежных механизмов реализации инвестиционных программ и проектовсоздание условий для привлечения иностранных капиталов на концессионной основе.

3. В ходе исследования установлено, что наиболее острой является проблема реализации инвестиций на региональном уровне. Региональные инвестиционные программы и проекты обеспечены в меньшей степени, чем федеральные, а сложившаяся практика взаимоотношений бюджетов разных уровней привела к тому, что многим регионам становится невозможным выделять требуемые инвестиции. В то же время потребности в капиталовложениях для обеспечения социально-экономического развития ряда российских регионов удовлетворяются на чрезвычайно высоком уровне. Это обстоятельство, во-первых, требует упорядочения взаимоотношений между федеральным и региональными бюджетами и, во-вторых, объективно требует повышения значения иностранного участия в реализации региональных программ и проектов.

4. Выявлена роль региональных органов управления в стратегическом управлении инвестиционными процессами, программами, проектами с иностранным участием, которая заключается прежде всего в обеспечении баланса интересов заказчиков, подрядчиков, поставщиков, проектировщиков, банков, посредников, научно-консультационных фирм, включая иностранных участников. Отправной точкой разработки стратегии привлечения иностранных инвестиций является установление приоритетных направлений вложения капитала. Предложены методы прямого и косвенного стимулирования притока инвестиций, организации процесса мониторинга реализации избранной стратегии, выработана программа действий в расчете на конкретных инвесторов.

5. Предложено методологию управления региональными инвестиционно-строительными проектами с участием иностранного капитала базировать на комплексном исследовании потребностей в инвестициях и организации их использования в соответствии со стратегией развития региона.

Функции управления распространяются на процессы инициации, планирования, реализации, контроля, завершения проектов, которые охватывают (воспроизводят) жизненный цикл проекта в целом. Особое место в системе управления принадлежит ресурсному обеспечению проекта и его сопровождению. В крупных региональных инвестиционных проектах целесообразно выделять собственно, прединвестиционную, строительную и завершающие составляющие.

6. Сделан вывод о том, что система управления региональными инвестиционными проектами должна иметь организационную структуру, которая представляет собой форму распределения задач, полномочий и ответственности как между участниками проекта, так и создаваемыми (привлекаемыми к управлению) проектом организациями, специализирующимся на проектном менеджменте. Система управления проектом ориентирована на эффективное в соответствии с выбранными критериями достижение целей участников. Соответственно организационная структура управления проектом (команда) создается с учетом необходимости управления проектом на всех этапах его жизненного цикла, способствует выполнению функций участников и достижению целей. В основе выбора системы управления инвестиционностроительным проектом лежат такие критерии, как стоимость строительства, качество работ, продолжительность строительства, соблюдение проектных параметров и возможные риски, эксплуатация фондов в обусловленные сроки.

7. Предложенная в диссертационной работе методология управления инвестиционно-строительными проектами, осуществляемыми в российских регионах с иностранным участием, предусматривает: проведение системного анализа предполагаемого объекта инвестирования с первичной оценкой требуемого объема капиталовложений — формулирование целей и задач управления намеченным к реализации проектом, исходя из решаемой проблемыопределение функций системы управления проектом в целом и разграничение функций участников (команды) проектаформирование организационно-экономических механизмов управления проектами, как способов взаимодействия участников проекта, обеспечивающих его реализуемость.

8. Формирование системы управления крупными региональными проектами требует выбора наиболее рациональных подходов в моделировании региональной организации и форм управления осуществлением программ с применением компьютерной техники и информационных технологий. Однако большинство процессов и операций, функций управления проектами поддается лишь частичной формализации и реализуется посредством участия людей в управлении, то есть так называемыми эвристическими процедурами.

9. Активизация привлечения иностранных инвестиций для выполнения региональных инвестиционных программ возможна лишь в условиях, если совершенствуется финансовая и налоговая политика государства (на федеральном и региональном уровнях), создаются и функционируют соответствующие новые организационно-экономические механизмы. Целесообразно разработать новые и откорректировать действующие законодательные и другие нормативные акты по налоговому регулированию иностранного капитала, используемого для крупных региональных инвестиционных проектов. Это особенно важно, когда реализация проектов связана с решением острых экономических и социальных проблем в целях повышения инвестиционной привлекательности и гарантированно-сти вложений в регионах.

10. Концепция привлечения иностранного капитала в регионы должна быть тесно связана с региональной комплексной стратегией экономического развития. При этом программы развития регионов, учитывая привлечение иностранных инвестиций, формируются прежде всего на основе следующих принципов: обоснование приоритетных секторов региональной экономики, в которые привлекается иностранный капиталопределение минимальной и максимальной величины иностранного капитала в структуре инвестиционных ресурсов регионаобоснование механизма регулирования иностранной инвестиционной деятельност и и его составляющих, которые приводят его в действие.

11. Предлагаемые автором меры по активизации привлечения иностранных инвестиций в регион заключаются в следующем: либерализации торговлиустранении или смягчении инвестиционных барьеровразвитии рыночной инфраструктурыразвитии финансовых институтов и финансовых рынковпреодолении коррупционности и налаживании борьбы с нею.

12. Управление реализацией проектов в инвестиционно-строительной сфере включает в себя также управление рисками в целях их ограничения и снижения. Проведена систематизация и структуризация инвестиционных рисков, вызванных политическими, правовыми, экономическими, финансовыми, технологическими причинамивыделены объективные и субъективные группы риска, уровни проектного риска и их индикаторы. Проектные риски предлагается прогнозировать.

13. Отмечено, что значительное различие регионов по уровню инвестиционной привлекательности подтверждает необходимость проведения дифференцированной инвестиционной политики, которая должна строиться в зависимости от необходимости привлечения внешних инвестиций и осуществляться как в виде институциональных преференций, так и через механизм поддержки непосредственного участия региональных государственных структур в реализации проектов. В работе детально исследованы организационные и правовые возможности участия этих структур в инвестиционно-строительной деятельности с привлечением иностранных инвесторов и даны предложения по расширению их участия.

14. В развитие идеи использования зарубежных источников инвестиций и проектов в работе предложено использование капитала на концессионной основе с привлечением иностранных фирм.

Как подтверждает мировой опыт, основным источником инвестиционных ресурсов для строительства объектов государственной собственности в 1990;е годы в мире стал относительно свободный частный капитал, привлекаемый на основе концессий. В развивающихся странах доминируют концессии с участием иностранного капитала, принадлежащего как частным компаниям, так и международным организациям. Объективно условия строительства и инвестирование крупных, в первую очередь, инфраструктурных объектов (большие сроки строительства, высокая материалои капиталоемкость, составляющие десятки лет сроки окупаемости инвестиций) свидетельствуют, что реализация подобных проектов возможна на основе международной кооперации при активном участии государства. В свете глоболизации экономики концессиям принадлежит будущее.

15. В диссертационной работе сформулированы основные направления, представлена рекомендуемая отраслевая и региональная структура использования концессий в реальном секторе российской экономики при реализации крупных региональных инвестиционных проектов. Даны рекомендации по рискам и гарантиям, обеспечивающим успешную реализацию проектов на основе концессий с участием иностранного капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е., Ильенкова С. Д. Сиротина Т.П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 1996.-с.148.
  2. Д.Б. Финансово-организационный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук :08.00.10. -СПб., 2002.
  3. Е.М. Перспективы использования концессий в практике хозяйствования России // Экономика строительства, 2001. № 9.-С. 53−63.
  4. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  5. И.Т. Риск менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1996. — с. 23-
  6. В.В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. М.: // Внешняя торговля, 1996, № 12.- С. 22−26.
  7. В., Хавранек П. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. — М.:Интерэксперт, 1995.
  8. . Оценка рисков для иностранного инвестирования в российскую экономику // Иностранная печать об экономическом научно-техническом и военном потенциале государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. 1998. № 10. с. 19−23.
  9. В. Иностранный капитал в России: некоторые уроки прошлого /Россия во внешнеэкономических связях: уроки истории и современность. Материалы к конференции.- М., 1993.- с. 14.
  10. М. М. Международное частное право. М.: 1994. С. 172.
  11. Бюджетный кодекс РФ в ред. от 24.12.2002 N 176-ФЗ
  12. И. Иностранные капиталы в России. Л., 1925.
  13. Ван Лолинъ, Пэй Чжанхун, Лу Шэнлян. Иностранные инвестиции в Китае: структура, динамика и тенденции развития // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1.- с. 85−99.
  14. В.Г. Концептуальные проблемы инвестиций в производственную инфраструктуру: мировой опыт и Россия // Экономика строительства, 2002, № 12. С. 2−15.
  15. В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. М.: МОНФ, ИМЭМО РАН, 2003 г. -270 с.
  16. В.Г. Методологические вопросы становления ф) концессионных отношений в России // Экономика строительства, 2002, № 9.-С. 2−18.
  17. В.М., Панибратов Ю. П. Управление строительными инвестиционными проектами. М.: АСВ, 1997.-с.270
  18. П.Л., Лившиц В. Н. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. ML, 1998.
  19. Г. Е. Национализация и международное право. М., 1962. с. 66, 90.
  20. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика., 1998.
  21. А. Дилемма инвестиционной стратегии государства ^ //Российский экономический журнал. 1997. — № 10.w 22. Воропаев В. И. «Управление проектами в России», М.: «Алане», 1995.-225 с.
  22. М. Иностранные капиталы в русской промышленности перед войной //Народное хозяйство, 1922. № 3. с. 26.
  23. Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала. Пособие ЭРНСТ ЭНД ЯНГ/ Перевод с англ. М.: Джон Уайли энд Сандз, 1995
  24. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования/ Пер. с англ., М.: Дело, 1997.
  25. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2001. — 301 с.
  26. Гражданский кодекс РФ в ред. от10.01.2003г. № 15-ФЗ.
  27. А. Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов М.: ГУ ВШЭ, 2000
  28. А.Г. «Российские особенности в региональном разрезе»/ЭКО, № 6, 1998.
  29. А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза.-М., 2000.
  30. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации//Вопросы экономики.-М.-2001 .-№ 9.
  31. Дракер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: (Пер. с англ.) — М.: Технолог, шк. бизнеса 1992 — 192 с.
  32. А., Ендовицкий Д., Коменденко С. Правительство не теряет надежды увеличить объем иностранных инвестиций // Деловой экспресс. 1999. № 15. С. 4.
  33. Д., Коменденко С. Систематизация методов анализа и оценка инвестиционного риска // Инвестиции в Россию. 2001. № 3. С. 39−46.
  34. Зак А. Немцы и немецкие капиталы в русской промышленности. СПб., 1914.- с. 5.
  35. Закон Костромской области «Об инвестиционной деятельности в Костромской области», 07.10.97, ст. 3
  36. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ред. от 27.02.2003 N 28-ФЗ.
  37. Закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.99 № 4-ФЗ.
  38. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» в ред. от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
  39. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в ред. от 25.07.2002 N 117-ФЗ.
  40. Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России. — М.: Современная экономика и право, 2002.
  41. Ю.В. Организационно-экономический механизм управления концессиями в России. — М.: Высшая школа.
  42. Ш)43. Земельный кодекс РФ в ред. от 25.10. 2001 № 136-Ф3.
  43. Зив В. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях: Германские капиталы. Вып. 1. Петроград, 1915. с. 21.
  44. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М.: «Прогресс», 1986.-с.82.
  45. Инвестиционное проектирование. Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов./Под ред. С. И. Шумилина. — М.: Финстатинформ, 1995
  46. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. Под ред. Фаминского И. П. М., 1995.
  47. В.Ю., Морозов Д. С. Проектное финансирование: организация, управление риском, страхование. М.: Анкил, 2000., с. 25.
  48. Концессия. Об эффективном договоре между государством и бизнесом // Сб. научных материалов / М.: Эксперт. 2002. — 115 с.
  49. Д.Н. Стратегическое управление привлечением иностранных инвестиций в регион: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук :08.00.05. -М, 2002. -21 с.
  50. В.В. Вопросы организации государственных (муниципальных) концессий и их экономической безопасности // Экономика строительства, 2001, № 4. С. 29−37.
  51. В.В. Некоторые концептуальные предложения к закону о государственных и муниципальных концессиях // Экономика строительства, 2000. № 6. С. 14−25.
  52. Щ54. Куликова Е. Н. Автоматизированное проектирование целевых строительных программ на основе логико-смыслового моделирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. -М.: МГСУ, 1998.-c.24.
  53. Я.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики, Экономика 1998, с. 157.
  54. И. Германские капиталы в России. СПб., 1914. с. 55.
  55. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. Изд. З-е. — М.: ДЕКА, 1998
  56. И.В., Коссов В.В.Экономический анализ реальных инвестиций. М.: Экономистъ, 2003, с.347
  57. Л. Иностранный капитал в дореволюционной России иш- в СССР. М. -Л., 1925. с. 29.
  58. И.И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. Справочник для профессионалов М., Высшая школа, 2001 г.
  59. В.Э., Френсис А. Л., Лоренс Дж.М. Мировые финансы. М.: Дека, 1998. — С. 321−324
  60. Г. Г. Автоматизация проектирования в международных строительных проектах. М.: МГСУ, 1999.-с.291
  61. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М., Анкил, 2001, с. 87.
  62. Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  63. Методические рекомендации по применению логико-смысловых моделей для анализа и выработки организационных и проектных решений. -М.: Госстрой СССР, ЦНИПИАСС, 1979.
  64. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: Ось-89, 2002. — 336 с.
  65. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Ш) Ось-89, 2002. — 128 с.
  66. Налоговый кодекс РФ, ч.1, II в ред. от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
  67. М.А. Разработка инструментария привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику (на примере Хабаровского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук.:08.00.05. -Хабаровск, 2002.
  68. Оль П. В. Иностранные капиталы в России. Петроград. 1922 с. 304, 372.
  69. В.П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой М. ТЕИС 2003.
  70. А.С. Государственное регулирование инновационно-инвестиционной деятельности: тенденции и перспективы. —М.:уь
  71. Современная экономика и право, 2002.
  72. Постановление Верховного Совета СССР «Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР» от 5 июля 1991 г. 1. N2303−1.
  73. Постановление Правительства РФ «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» от 18 мая 2001 г., N 384.
  74. Постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» от 11 июля 2001 г., N 526.
  75. Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 г. № 374 в ред. 13.10.1999 г. «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».
  76. Протокол СНГ от 15 мая 1992 года «Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».
  77. В.М. Эколого-экономическое районирование. (Теоретические аспекты) JI., 1989.
  78. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.
  79. Н.И. Управление международными инвестиционно-строительными проектами в регионе (на примере МосковскойIобласти). Монография. М.: Изд. МСЭУ, 2003.-112стр.
  80. Н.И. Управление региональными инвестиционными проектами при участии иностранных инвесторов. Монография. —М.: Современная экономика и право, 2004.-240стр.
  81. Н.И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в регионы России. Брошюра. —Экономика, 2003.-24стр.
  82. Свистунов Н. И. Управление инвестиционно-строительнойдеятельностью в регионе с привлечением иностранного капитала
  83. Бизнес Матч, № 18, 1999, с. 61−62. 57. Свистунов Н. И., Манелюк Ю. И. Наука и практика управления9международными проектами в регионе. -Интернет: Новости и обозрение. Информации в системотехнике.-1999.-Вып.2.-Часть 1 .-с.50−9 60.
  84. R8. Скрыпкин К. Г: Финансовая информатика. М.: Теис, 1997. — с. 49−60
  85. С.А. Концессионные соглашения: теория и практика // й9 ' М.: Нестор, 2002. 256 с.
  86. И. Инвестиционный климат в России: региональные риски.- М.: 1997.
  87. Е.С. Инвестиционный процесс в России: вчера, сегодня, завтра. — М.: ТЕИС, 2000.
  88. Указ Президента Российской Федерации «О дорожной реформе» от 23 апреля 1997 г., № 403.
  89. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» от 27 июня 1998 г., № 728.
  90. Указание Центрального банка РФ от 26.08.98 N 328-У
  91. Р.А. «Система менеджмента» М. 1996 г. АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 367с.
  92. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г., № 147-ФЗ.
  93. Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г., № 164-ФЗ.
  94. Федеральный закон «О приватизации государственной и муниципальной собственности» от 21 декабря 2001 г., № 178-ФЗ.
  95. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г., № 225-ФЗ.
  96. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложец ний» от 25 февраля 1999 г., № 39-ФЗ.
  97. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., № 160-ФЗ.
  98. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ», (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31 -ФЗ).
  99. Финансовый менеджмент / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Изд-во Перспектива, 1998. -с. 440.
  100. П. Прямые иностранные инвестиции для России: вчера. сегодня, завтра. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  101. А.Н. Государственное регулирование процесса привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций на региональном уровне: Диссертация на соискание ученой степениif: канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 1999. -22 с.
  102. У., Александер Г., Бейш Дж. Инвестиции. — М.:ИНФРА-М, 1997.
  103. JI. Акционерное учредительство в России /Из истории империализма в России. Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР. М. -Л., 1959. Вып. 1. с. 148.
  104. Л. Иностранные капиталы в русской промышленности. М. Л., 1931. с. 27−91.
  105. В.И. «Анализ ресурсной обеспеченности российских регионов «//Эксперт, № 47 (115), 08.12.1997.
  106. Alcazar L., Abdala M.A., Shirly M.M. The Buenos Aires Water Concession // Washington, D.C.: The World Bank, 2001. 10 p.
  107. Bousquet F., Fayard A. Road Infrastructure Concession Practice in Europe // Washington, D.C.: The World Bank, 2001. 54 p.
  108. Calvo C. Le Droit International theoretique et pratique. Paris, 1896.
  109. Concession Act. General Public Works With Public Services. Assembly of the Republic of Costa Rica. 8 April 1998.
  110. Concession Law. Serbia. «Sluzbeni glasnik Republike Srbije», No. 20, 1997.
  111. Dandekar H.C., Mahajan S. MSRDC and Mumbai-Pune expressway: a sustainable model for privatising construction of physical infrastructure? // Economic and politic weekly, 2001, Vol. 36, N 7. P. 549 559.
  112. Dealing with Public Risk in Private Infrastructure 1997// Washington, D.C.: The World Bank. 155 p.
  113. Estache A., Strong J. The Rise, the Fall, and. the Emerging Recovery of Project Finance in Transport // The Washington, D.C.: The World Bank, 2000. 38 p.
  114. Fayard A. The French experience in motorway concession // Asian Toll Road Development in an Era of financial crisis. Seminar sponsored by the World Bank and the Ministry of construction of Japan. March 9−11, Tokyo, 1999.
  115. Jonson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Hertfordshire1. UK), 1993.
  116. Kuzncts S. International Differences in Capital Formation and Financing. Prinston University Press, 1974. P. 34−35.
  117. Macroeconomic Effects of Private Sector Participation in Latin America’s Infrastructure // Washington, D.C.: The World Bank, 2002. — 32 p.
  118. Roll M., Verbeke A. Financing of the trans-European high-speed rail networks: new forms of public-private partnerships // European management journal, 1998. Vol. 16, N 6. — P. 706−713.
  119. Schaufelberger P. La protection juridique des investissements intemationaux. P. 66.
  120. Sigurdson J. Industry and state partnership in Japan: The very large scale integrated circuits (VLSI) project // Lund, 1986. 140 p.
  121. Tersen D. et al. L’investissement international (Foreign Investment). Paris, 1996.
  122. Trans-European Transport Network. 1998 Report on the Implementation of the Guidelines and Priorities for the Future // Brussels: European Commission, 1998. 32 p.
  123. Wang S. Q., Tiong L. K. Case study of government initiatives for PRC’s ВОТ power plant project // International Journal of Project Management, 2000, № 18. P. 69−78.
  124. Про концеси на буд1вництво та експлуатащю автомобшьних дорп Закон Укра’ши вщ 14.12.99. P. № 1286-XIV.
  125. Про концеси. Закон Укра’ши вщ 16.07.99. P. № 997-XIV.
Заполнить форму текущей работой