Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование институциональной среды развития малого предпринимательства Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Велика в регионе территориальная дифференциация развития малого предпринимательства. 55% субъектов малого предпринимательства осуществляют свою деятельность в городе Воронеже (почти 80% малых предприятий и 50% индивидуальных предпринимателей). Существует огромная разница в уровнях развития малого бизнеса между районами области: 65% районных малых предприятий приходится на 10 районов — лидеров… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и тенденции развития малого предпринимательства
    • 1. 1. Малый бизнес как институт рыночной экономики
    • 1. 2. Мировые тенденции развития малого предпринимательства
  • 2. Место и роль малого бизнеса в экономике российских регионов
  • Ч< 2.1. Исторические предпосылки формирования малого предпринимательства в России
    • 2. 2. Развитие и поддержка малого бизнеса в Российской Федерации
    • 2. 3. Региональные особенности институциональной среды малого предпринимательства
  • 3. Приоритеты и направления совершенствования институциональной среды развития малого бизнеса в Воронежской области
    • 3. 1. Анализ институциональной среды развития малого предпринимательства Воронежской области
    • 3. 2. Приоритеты Воронежской области в развитии малого бизнеса

Совершенствование институциональной среды развития малого предпринимательства Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной мировой экономике институт малого предпринимательства характеризуется завершенностью формирования, эффективностью функционирования и занимает доминирующее положение в экономической структуре развитых стран мира.

В Российской Федерации сектору малого предпринимательства также принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в нацио-•ф нальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется в недостаточной степени.

Исследования в области малого предпринимательства акцентированы на оценке эффективности общегосударственной политики его развития и поддержки, главный вектор анализа направлен на федеральный уровень, изучению региональных институциональных условий и особенностей формирования, развития и поддержки предпринимательства уделяется недостаточное внимание. Малый бизнес рассматривается, в основном, как автономное образование, зачастую вне взаимосвязи уровня его развития и общего уровня социально-экономического развития регионов. Теория малого предпринимательства недостаточно отражена в институциональном течении экономической мысли.

Актуальность настоящего исследования заключается в изучении малого предпринимательства как института рыночной экономики — неотъемлемого элемента рациональной структуры экономического пространства. Институциональный подход позволяет осуществить сравнительный анализ малого бизнеса за рубежом, в России и ее регионах, в частности, — Воронежской области, выявить основные преимущества и недостатки условий развития и поддержки малого предпринимательства, определить приоритеты трансформации институ.

• циональной среды функционирования малых форм бизнеса.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с научным направлением Воронежского государственного университета «Научные основы социально-экономической политики и практики хозяйствования».

Степень разработанности проблемы. Теория предпринимательства изучалась в экономической теории исторически. Некоторые положения в области теории предпринимательства принадлежат Р. Кантильону, И. Кирцнеру, А. Маршаллу, Ф. Найту, А. Смиту, Ж. Б. Сэю, И. Тюнену, Й. Шумпетеру, Ф. Хайе-ку. Вместе с этим, в экономической науке пока нет общепризнанных представлений о предпринимательстве как экономической категории, социально-экономическом институте. В институциональном направлении экономической мысли рассмотрению малого бизнеса как института рыночной экономики внимания практически не уделяется.

Отечественные исследователи Н. В. Латова, Ю. В. Латов, А. Наумов,.

A.В. Семенова, З. В. Сикевич, В. Симонов, В. Фальцман и др. анализировали исторические и психологические аспекты российского предпринимательства. B.C. Ажаев, A.M. Алабин, А. Блинов, Е. Брагина, Е. Бухвальд, Б. Н. Ичитовкин, С. Ю. Лебедева, П. А. Мягков, В. А. Рубе, В. Сорокина, А. Цыганов, Е. Черноуцан, Н. Юсупова и др. посвятили свои работы изучению зарубежного опыта развития и поддержки малого предпринимательства и возможностей его применения в российских условиях. Региональные аспекты проблематики предпринимательства исследовали Ф. М. Алиева, Ю. П. Анисимов, В. И. Белоусов, Ю. Р. Биктяков,.

B.И. Боровиков, A.M. Букреев, А. Виленский, М. Глазатова, А. Н. Дегтярев, Я. Я. Кайль, Л. И. Кодзоева, И. В. Мишурова, Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, М. В. Солодков, Ю. И. Трещевский, Л. Д. Хацкевич, Ю. Н. Шатилов, В. Н. Эйтингон и др.

Однако, несмотря на развивающиеся исследования теории и практики развития малого предпринимательства, институциональные особенности формирования и поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и ее регионах проанализированы недостаточно системно.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка модели совершенствования институциональной среды развития и поддержки малого предпринимательства на примере Воронежской области, основанной на конкурентных преимуществах и экономических приоритетах региона. Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи: уточнить и дополнить понятийный аппарат теории малого предпринимательства, определить специфику последнего как института рыночной экономикипровести анализ институциональных условий развития и поддержки малого бизнеса за рубежом с целью изучения возможностей применения мирового опыта в российских условияхизучить историю возникновения и современное развитие малого предпринимательства в России и ее регионах с целью определения национальных и региональных особенностей функционирования этого сектора экономикина основе сравнительного анализа институциональных условий развития и поддержки предпринимательства выявить преимущества и недостатки политики субъектов Российской Федерации по отношению к малому бизнесуподвергнуть анализу институциональные условия развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области и определить потенциальные возможности региона в совершенствовании и повышении эффективности малого бизнесаопределить приоритеты Воронежской области в совершенствовании институциональной среды развития и поддержки малого предпринимательства.

Объект исследования — малое предпринимательство. Предмет исследования — институциональные условия развития и поддержки малого бизнеса.

Теоретические основы диссертации сформированы на основе изучения трудов зарубежных и отечественных авторов по теории предпринимательства и институциональной экономической теории, а также — посвященных истории, тенденциям и проблемам развития малого бизнеса за рубежом и в России. Изучены также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ее регионов.

Методологические основы диссертационного исследования базируются на системном подходе к анализу условий развития малого предпринимательства. В процессе исследования реализован принцип историзма, применялись методы классификаций, сравнительного анализа, экспертных оценок, экономико-статистических и структурных группировок.

Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций подтверждены использованием репрезентативного статистического и фактологического материалов: данных государственной статистики федерального и регионального уровней (по 9 регионам, включая Воронежскую область), а также полученных в собственных исследованиях автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: предложено понятие малого предпринимательства, дополненное представлением о нем с позиций институциональной теории и разработанное на основе положений принципа историзма, концепции единства количественно-качественных характеристик и сопоставления специфических черт малого и крупного бизнесавыработаны рекомендации о применении в российских условиях систем поддержки малого бизнеса, сложившихся в мировом опыте. В отличие от известных ограничительных моделей, рекомендации основаны на системном подходе к анализу институциональных факторов и тенденций развития малого предпринимательства. Определены национальные приоритеты трансформации институциональной среды малого бизнеса, исходя из анализа российских конкурентных преимуществвыявлены преимущества и недостатки политики субъектов Российской Федерации по отношению к малому бизнесу, выделенные (в отличие от монорегиональных исследований) в результате сравнительного анализа институциональных условий развития и поддержки малого предпринимательства в девяти регионах Российской Федерации, близких по уровню социально-экономического развития. Определена взаимозависимость уровней социально-экономического развития регионов и малого бизнесаопределены потенциальные возможности и приоритеты Воронежской области в совершенствовании институциональной среды развития и поддержки малого бизнеса, опирающиеся на комплексную оценку преимуществ и недостатков среды его развития в динамикепредложена модель формирования эффективной среды функционирования малого предпринимательства в Воронежской области, отличительными составляющими которой являются: равномерное развитие малого бизнеса в отраслях и на территориях (в муниципальных образованиях), использование нетрадиционных форм финансовой и имущественной поддержки, инфраструктурное обеспечение, совершенствование областных программ развития малого бизнеса.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в развитии теории малого бизнеса и системном обосновании проблематики роста его эффективности, что может послужить мотивом для дальнейших исследований этого социально-экономического института.

Практическая значимость исследования. Положения и результаты исследования использованы в практике региональных органов государственного управления при разработке и совершенствовании нормативной базы, программ развития и поддержки малого предпринимательства (подтверждено документально). Предложенные механизмы поддержки бизнеса позволят существенно повлиять не только на институциональную среду малого предпринимательства, но и на использование социально — экономического потенциала региона.

Положения и рекомендации диссертационной работы могут быть применены также в консультационной, исследовательской и организационной практике.

Они используются в образовательном процессе Воронежского государственного университета в процессе подготовки бакалавров и специалистов направления 08.05.00 «Менеджмент» и специальности 08.05.07 «Менеджмент организации» (в курсах «Малый бизнес» и «Основы предпринимательства»).

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на международных научно-практических конференциях «Управление изменениями в социально-экономических системах (Воронеж 2002, 2003 и 2004гг.), на межрегиональной научно-практической конференции «Малый бизнес в Центральном федеральном округе» (2002 г), на научных сессиях Воронежского государственного университета (1999 — 2004гг.).

Публикации. По теме исследования опубликовано 14 работ, в том числе 2 в соавторстве. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце автореферата, лично соискателю принадлежит [6] анализ существующих проблем в статистическом наблюдении за деятельностью малых предприятий и предложения по его совершенствованию, [12] анализ состояния малого бизнеса в федеральных округах Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 153 страницы. Диссертация содержит 24 таблицы, 8 рисунков, 5 приложений.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. Предложена авторская трактовка понятийного аппарата теории малого предпринимательства, определена специфика малого бизнеса как института рыночной экономики.

2. Выработаны рекомендации о применении в российских условиях систем поддержки малого бизнеса, определенные на основе анализа зарубежных институциональных факторов, способствующих развитию предпринимательского сектора.

3. Определены национальные и региональные особенности функционирования малых форм бизнеса на основе изучения исторических и современных тенденций его развития.

4. Выявлены преимущества и недостатки политики субъектов Российской Федерации по отношению к малому бизнесу на основе сравнительного анализа институциональных условий развития и поддержки предпринимательства в регионах.

5. Определены потенциальные возможности Воронежской области в повышении эффективности малого бизнеса.

6. Определены приоритеты и предложена модель совершенствования институциональной среды развития и поддержки малого предпринимательства Воронежской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Институт малого предпринимательства, исторически являясь неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики, выполняет важнейшие социально-экономические функции. Специфика малого предпринимательства как социально-экономического института заключается в предоставлении возможности самореализации экономически активной части населения и предохранении общества от социальной напряженности.

В экономической структуре развитых стран мира институт малого предпринимательства занимает доминирующее положение. В этом секторе производится до 50−60% валового внутреннего продукта, внедряется более половины инноваций, создаются две трети новых рабочих мест и обеспечивается занятость большинства экономически активного населения (до 70%).

В Российской Федерации вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт не превышает 13%. Показатель занятости в малом предпринимательстве составляет не более 17,5% общего числа занятых в экономике. Основываясь на мировых стандартах количества малых фирм на 1000 человек, можно заключить, что в России должны функционировать около 8 млн. субъектов малого бизнеса, однако, в 2002 году насчитывалось 843 тыс. малых предприятий, 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 2 млн. индивидуальных предпринимателей, что в целом в 2,5 раза меньше, чем этого требует современная институциональная среда. Следовательно, потенциал российского малого бизнеса недостаточен, а формирование его как целостного социально-экономического института не завершено.

Однако, нельзя сказать, что это является следствием недостаточной активности государства в стимулировании развития малого предпринимательства. Свидетельством тому являются федеральные законы, концепции, программы поддержки малого бизнеса. На наш взгляд, корни сложившейся ситуации находятся не столько на федеральном, сколько на региональном уровне. Главным направлением совершенствования региональной политики развития малого бизнеса должно стать определение конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации и направление этого потенциала в сферу малого предпринимательства.

Воронежская область не входит в число субъектов Российской Федерации с богатым ресурсно-сырьевым потенциалом, по классификации Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, регион можно отнести к территориальным единицам с преобладанием отраслей, производящих промышленную продукцию, конкурентоспособную в основном 1 на внутреннем рынке. Именно поэтому Воронежская область обладает объективными предпосылками для развития среднего и малого бизнеса. Однако, доля продукции малых фирм в региональном продукте в 2002 году не превысила.

I лч.

10,5% (выпуск товаров и услуг малыми предприятиями — 18 384,4 млн руб., валовой региональный продукт — 175 688,1 млн руб.). По нашему мнению, это недостаточный уровень для региона, обладающего рядом преимуществ.

Главным преимуществом области можно считать ее научный потенциал. В Центральном Федеральном округе по количеству организаций, выполнявших научные исследования и разработки в 2002 году, Воронежская область уступала лишь г. Москве и Московской области, а в целом по Федерации регион занимал по этому показателю 10 позицию, уступая еще Санкт-Петербургу, Ростовской области, Башкортостану, Республике Татарстан, Нижегородской, Свердловской и Новосибирской областям. 129.

В области насчитывается свыше 30 высших и 47 среднеспециальных учебных заведений, около 60 НИИ и конструкторских бюро.

Образовательный уровень Воронежской области также высок. В 2002 году 36,5% общего количества жителей имели послевузовское, высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование. 62% имеющих послевузов.

126 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учеб. Пособие. З-е издание, перераб. и доп./ В. Г. Игнатов, В. И. Бутов.-Москва-Ростов-на-Дону.-2004.-528с.

127 Статистический бюллетень «Малое предпринимательство Воронежской области в 2003 году».

128 Статистический бюллетень «Основные показатели социально-экономического положения областей ЦФО за январь-март 2004 года».

129 Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. Сб./Госкомстат России.-M., 2003.-705с. ское, высшее и среднее профессиональное образование были заняты в экономике области. При этом трудоспособное население, имеющее указанное образование, занято на 74%, а молодежь на 63%.

Важным преимуществом Воронежской области являются природные черноземы, занимающие % ее площади, а ведущими отраслями сельского хозяйства всегда были растениеводство и животноводство.

Обладая указанными преимуществами, Воронежская область должна ориентировать региональную экономическую политику на максимизацию эффективности их использования, а одним из механизмов повышения эффективности экономики области как раз и является развитие малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности.

В диссертационном исследовании предложена модель совершенствования институциональной среды развития малого предпринимательства в Воронежской области, исходя из анализа опыта функционирования сектора малого бизнеса за рубежом, в регионах Российской Федерации и определения приоритетов области в повышении его эффективности.

На основании результатов диссертационной работы можно сделать следующие выводы и заключения.

1. Малое предпринимательство — субъект рыночной экономики, социально-экономический институт, которому присуща специфика национальных традиций и норм поведения, психологического уклада индивидуумов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, повышенная степень инноваци-онности, инициативности, риска. Оно характеризуется более низкой степенью самостоятельности и базируется на многоуровневой государственной (приобретающей форму концепций, программ, законодательных и нормативных актов) и негосударственной поддержке. Менеджмент в малом бизнесе предрасположен к образованию неформальных отношений, структур, связей, лидерства. Малое предпринимательство отличается также спецификой маркетинга, инновационных и производственных процессов.

Основными факторами, способствующими развитию малого предпринимательства в мире, являются: финансово-кредитная и инвестиционная поддержканалоговая поддержкапривлечение малых фирм к выполнению государственных заказовсодействие интеграции крупного и малого бизнесаподдержка экспортной деятельности малых фирмподдержка научных исследований малых фирмподдержка венчурных малых предприятийкадровая поддержка малого бизнесаинформационная поддержка.

Наиболее приоритетными направлениями поддержки малого бизнеса в России в современных условиях должны стать:

• привлечение малых фирм к выполнению государственных заказов, резервирование определенного перечня и объема работ (услуг) для малых предприятий, привлечение малых предприятий в конверсионные программы государства;

• содействие интеграции малого, среднего и крупного бизнеса, развитию франчайзинга и субподряда;

• поддержка научных исследований малых предприятий, возвращение механизма льгот на НИОКР, введение института льготного кредитования научных исследований малых фирм и производства наукоемкой продукции;

• развитие и поддержка венчурного механизма финансирования предпринимательства;

• образовательная деятельность в поддержке сферы малого бизнеса, создание сети образовательных центров при государственных и коммерческих структурах образования;

• поддержка экспортной деятельности малых предприятий;

• поиск альтернативных бюджетному источников финансирования поддержки малого предпринимательства, привлечение средств общественных организаций, крупных предприятий и преуспевающих бизнесменов с предоставлением им льготных условий функционирования;

• создание государственных и негосударственных касс взаимопомощи, обществ взаимных гарантий и компаний взаимных действий;

• развитие современных информационных технологий для создания обширных баз данных для разных категорий пользователей в сфере бизнеса, исследование рынка внешней и внутренней институциональной среды функционирования малого предпринимательства;

• региональное развитие малого бизнеса, децентрализация его поддержки.

2. Анализ Федеральной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003;2005 гг., проектов Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства и закона «О малом и среднем предпринимательстве» показал, что условия развития и поддержки малого бизнеса в России должны быть дополнены рядом важных мер, способствующих созданию более комплексной институциональной среды функционирования малого предпринимательства. На наш взгляд, необходимо более тщательно разработать механизмы:

• альтернативного финансирования и кредитования малого бизнеса;

• предоставления льготных и преференциальных условий развития малого предпринимательства;

• развития и повышения эффективности функционирования объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

• осуществления активной антимонопольной политики и пресечения недобросовестной конкуренции;

• совершенствования деятельности органов государственной поддержки малого бизнеса и системы разработки государственных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

• обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в выполнении государственных и муниципальных заказов;

• поддержки межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности малых фирм;

• обеспечения правовой, гражданской, личной и интеллектуальной безопасности в сфере малого бизнеса.

Важнейшим направлением совершенствования федеральных институциональных условий развития и поддержки малого предпринимательства должно стать выделение национальных приоритетов в его развитии и поддержке.

3. Анализ программ развития и поддержки малого предпринимательства девяти регионов Российской Федерации, близких по уровню социально-экономического развития, включая Воронежскую область, свидетельствует об отсутствии системной политики развития малого бизнеса как составляющей региональной экономики. Так, в Смоленской, Тамбовской, Астраханской областях практически не использованы механизмы прогрессивных финансовых технологий, включая микрокредитование, лизинг, взаимное кредитование и страхование, франчайзинг и т. д. Во всех регионах, за исключением Саратовской области, не акцентировано внимание на приоритетных для региона направлениях развития малого предпринимательства, включая малые формы бизнеса в научно-технической сфере, повышение инновационной активности малых предприятий. В Тульской и Саратовской областях, Мордовской и Чувашской республиках не предусмотрено научно-методическое и кадровое обеспечение малых форм бизнеса. Во всех программах слабо проработаны направления: производственной и инновационной поддержки малого предпринимательстваформ участия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в государственных и муниципальных заказахпроведения исследований институциональной и конъюнктурной среды малого предпринимательствасовременных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса (например, модульное обучение, дистантные формы и т. д.) — межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого бизнесасоздания общественных и предпринимательских структур по поддержке малого предпринимательствасоциальной защищенности и безопасности в этой сфере. Регионам следовало обратить внимание на исторически сложившиеся приоритеты в развитии малой промышленности и использовать этот опыт в современных условиях.

С другой стороны, практически во всех регионах хорошо проработаны вопросы нормативно-правового, инфраструктурного и информационного обеспечения малого бизнеса. В Тульской области, Мордовской и Чувашской республиках продуманы современные формы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, в Саратовской области — приоритетные направления развития малого бизнеса, в Астрахани — кадровая поддержка предпринимателей, в Смоленской области — методическое и научно-аналитическое обеспечение.

4. Основные показатели развития малого бизнеса в Воронежской области за 1998;2003 гг. не имели устойчивой тенденции к росту или снижению. Исключение составляет численность индивидуальных предпринимателей, имеющую устойчивую тенденцию к росту. В области сильна отраслевая дифференциация малого предпринимательства. Подавляющая часть предприятий функционирует в торговле и общественном питании, затем следуют промышленность и строительство. Обращает на себя внимание увеличение убыточности в таких важных отраслях, как промышленность, наука и научное обслуживание, жилищно-коммунальная сфера. Недостаточна инвестиционная поддержка малого бизнеса. Отсутствует поток инвестиций в сферы связи, ЖКХ, образования, здравоохранения, бытового обслуживания, науки и научного обслуживания.

На наш взгляд, в области сложная ситуация с развитием малого и индивидуального предпринимательства в сельском хозяйстве, жилищнокоммунальной сфере, в отраслях связи, в области образования, науки, научного и информационного обслуживания, культуры и искусства, здравоохранения и бытового обслуживания.

Велика в регионе территориальная дифференциация развития малого предпринимательства. 55% субъектов малого предпринимательства осуществляют свою деятельность в городе Воронеже (почти 80% малых предприятий и 50% индивидуальных предпринимателей). Существует огромная разница в уровнях развития малого бизнеса между районами области: 65% районных малых предприятий приходится на 10 районов — лидеров, в них работают почти 70% занятых в малом бизнесе районов области. В этих же районах — лидерах сосредоточены 60% основных фондов и почти 76% выручки от реализации продукции малых предприятий. Наблюдается дифференциация и в уровнях развития малого бизнеса в районах города Воронежа: наименьшее количество малых фирм сосредоточено в Железнодорожном и Советском районах, их число в 2−3 раза меньше, чем в других районах города.

5. Анализ условий развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области за 2000;2004 гг. позволяет считать целесообразными следующие наиболее важные мероприятия по совершенствованию институциональных среды развития и поддержки малого бизнеса региона.

5.1. Разработка и претворение в жизнь областной политики децентрализации развития предпринимательского сектора: разработка областных программ развития и поддержки малого бизнеса в сельской местностиустановление для предпринимателей, решивших открыть или расширить свой бизнес в сельской местности, системы льгот и преференций (упрощенный порядок регистрации, лицензирования, сертификацииснижение налоговых ставок по различным системам налогообложения, особенно для районов — «аутсайдеров» — обеспечение бесплатной информационной и консультационной поддержки предпринимателейобеспечение льготных условий образования, повышения квалификации) — разработка систем льгот для коммерческих и финансовых структур, работающих с сельскими предпринимателямипоощрение создания в сельской местности стратегических альянсов предпринимательских структур различных размеровпоиск источников финансовых средств (бюджетных и внебюджетных) на организацию конкурсов, выплату премий предпринимателям, добившихся успехов в бизнесе в сельском хозяйстверазработка районными администрациями своих программ и основных направлений совершенствования институциональной среды развития малого предпринимательства с учетом особенностей каждого района Воронежской областипроведение мероприятий по созданию благоприятного общественного мнения, разъяснению сущности этой политики в областных органах печати, телевидения, радио. 5.2. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства.

5.2.1. Развитие альтернативных видов финансирования малого предпринимательства: системы финансирования малого предпринимательства через общества взаимных гарантий, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы и т. д.- финансирование малого предпринимательства из внебюджетных источников посредством реализации проектов общественных организацийсистемы гарантийного финансирования субъектов малого предпринимательства, увеличение гарантийной роли государствасубсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациямисовершенствование прогрессивной финансовой технологии микрокредитования малого предпринимательства с целью увеличения сроков кредита и снижения процентных ставок.

5.2.2. Развитие взаимодействия малого предпринимательства и крупного бизнеса (системы франчайзинга и субподряда), новых форм партнерств предприятий различных размеров (стратегических альянсов).

5.2.3. Развитие лизинга для малых предприятий, создание сети специализированных региональных лизинговых компаний.

5.2.4. Привлечение малых предприятий в государственные конверсионные программы и проекты. Субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стратегически важных для государства.

5.3. Имущественная поддержка малого предпринимательства.

5.3.1. Создание регионального и муниципальных реестров производственных и нежилых помещений, пригодных для передачи субъектам малого предпринимательства.

5.3.2. Разработка механизма передачи площадей и оборудования в пользование малым предприятиям, который должен включать следующие льготы и преференции: долгосрочную арендуснижение арендной платыльготные лизинговые условияупрощение процедуры продления договоров арендыпреимущественное право выкупарассрочку платежей при покупке малыми предприятиями производственных помещенийснижение расценок на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью.

5.4. Совершенствование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.

5.4.1. Создание институтов венчурного механизма финансирования малого инновационного бизнеса: регионального венчурного фондарегиональных венчурных управляющих фирм.

5.4.2. Создание сети отраслевых, в т. ч. вузовских, технопарков и бизнес-инкубаторов.

5.4.3. Создание сети инновационных центров, центров технологического трансферта и интеллектуальных услуг.

5.4.4. Инфраструктурное обеспечение районов Воронежской области по развитию и поддержке малого предпринимательства, особенно районов -" аутсайдеров" ;

5.5. Совершенствование областных программ развития и поддержки малого предпринимательства: определение особенностей и приоритетов региона посредством системного изучения внешней и внутренней социально-экономической среды регионацелевое планирование развития малого бизнеса по территориям, отраслям и видам деятельности в зависимости от конъюнктуры рынкадополнение региональных программ структурированными мероприятиями системы государственной поддержки малого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е., Овчарова Л. Финансовый кризис августа 1998г.: выдержал ли удар средний класс России? / Е. Авраамова, Л. Овчарова// Вопросы экономики.-2000.-№ 2.- С.54−66.
  2. A.M. Роль государства в развитии сектора малых промышленных предприятий Италии/ A.M. Алабин// Вестн. Моск. Ун-та. Сер.6. Экономика.- 1996.-№ 2.-С44−52.
  3. О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя/ О. Ананьин//Вопросы экономики.-1999.-№ 11.-С.49−62.
  4. М. 1000 лет предпринимательства на Руси: от Рюрика до Горбачева/ М. Афанасьев// Риск.-1991.-№ 2.- С.74−84.
  5. .В., Храленко Н. И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ/Б.В.Ахлабинский, Н. И. Храленко.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.-200с.
  6. А.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в переходный период: Автореф. дис. .канд. .эконом, наук/ Алана Аслан-бековна Бекоева -М., 2000.-31с.
  7. А.В., Белоусов В. И. Инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства: состояние, пути совершенствования/ А. В. Белоусов, В. И. Белоусов.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000.-245с.
  8. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности/О.А. Блинов. М.: Ось-89, 1997.- 336 с.
  9. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализа-ции/Е. Брагина// Мировая экономика и международные отношения.-1998.-№ 6.- С. 126−134.
  10. Е. Поддержка малого бизнеса в интересах расширения занятости (из опыта Индии и Республики Корея)/ Е. Брагина// Человек и труд.-1994.-№ 1.-С47−51.
  11. П.Брюммер К. Система поддержки малого предпринимательства в Германии/ К. Брюммер//Деньги и кредит.-2001.-№ 7.-С.13−19.
  12. М.Буайе Р. Теория регуляции: Крит.анализ. пер. с фр./ Р.Буайе.-М.: Наука для общества, 1997.
  13. М. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы,-(http://www.techbusiness.ru/tb/archiv/number2/page02.htm).
  14. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России)/ Е. Бухвальд, А. Виленский// Вопросы эко-номики.-2002.- № 7.- С.109−118.
  15. П.И., Шлифштейн Е. И. Очерки кустарной промышленности СССР/ Под ред. Рыбникова А. А., Середы С.П.- M.-JL: Госиздат, 1930.-294с.
  16. Т. Теория праздного класса/Т.Веблен.-М.: Прогресс, 1984.-367с.
  17. М. Избранные произведения./М.Вебер.-М., 1990.
  18. А.В., Цыганов А. Г. Малый, средний бизнес и государство: опыт Японии/ А. В. Виленский, А.Г.Цыганов// Проблемы прогнозирования.-1993.-№ 3.-С. 155−159.
  19. Вопросы оптимального размера предприятий в промышленности СССР.-М.: Наука, 1968.-2 Юс.
  20. Ю. Штрихи к исследованию русского предпринимательства на рубеже XIX—XX вв../ Ю. Воробьев// Предпринимательство.-1998.-№ 2−3.-С.42−44.
  21. P.M. Развитие малого бизнеса в Узбекистане/ P.M. Гайбулла-ев// Финансовый бизнес.-2001.-№ 7.-С.37−39.
  22. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса/М.Глазатова, А. Виленский//Вопросы экономики,-2001 .-№ 4.-С. 100−109.
  23. А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект)/ А. Городецкий// Вопросы экономики.-2000.-№ 10.-С.118−133.
  24. ГулькинП.Г.Венчурныйкапитал/П.Г.Гулькин.-(http://www.cfm.ru/investor/venture-histoiT.shtmO.
  25. П.Г. Введение в венчурный бизнес в России/П.Г. Гулькин/.-(http://www.comstar.od.ua/doc/venchur.htm).
  26. Т. На старте российской мечты/Т. Гурова//Эксперт.-2001 .-№ 45(305).-С.42−48.
  27. А. Венчурный бизнес: управление в условиях кризиса.-(http//www.ptpu/ru/issues/303/l 2303 .htm).
  28. А.Н. Институциональные основы развития малого предпринимательства в IX—XX вв.. (на примере Башкирии): Автореф.дис. .доктор.экон. наук/Дегтярев Александр Николаевич.-М., 2001.- 46с.
  29. Д., Омурканов Р. Малому и среднему предпринимательству -экономический приоритет/ Д. Джаилов, Р. Омурканов// Общество и эко-номика.-1999.-№ 7−8.-С.68−78.
  30. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учеб. Пособие. З-е издание, перераб. и доп./ В. Г. Игнатов, В. И. Бутов.-Москва-Ростов-на-Дону.-2004.-528с.
  31. В.В. Онтологические и гносеологические функции категорий качества и количества/В.В. Ильин.- М., «Высшая школа», 1972.
  32. Индикаторы устойчивого развития Воронежской области/ Под ред. В. Н. Эйтингона, Воронеж, 2003.-28с.
  33. Инновационная экономика/ Под общей ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой.-М.: Наука, 2001.-294с.
  34. Э. Мелкие и средние предприятия в Германии/ Э. Иорданская// Мировая экономика и международные отношения.-1993.-№ 9,-С.130−138.
  35. А.А. Государственная поддержка малого бизнеса в Узбекистане/ А.А. Исаджанов// ЭКС).-2000.-№ 12.- С. 145−153.
  36. История русской экономической мысли, — М.: Соцэкгиз, 1958.-Т.1.-Ч.2.-872с.
  37. История русской экономической мысли / Под ред. А. И. Пашкова и Н. А. Цаголова.-М.:Соцэкгиз, 1960.-Т.2.-Ч.2.-676с.
  38. История русской экономической мысли/Под ред. А. И. Пашкова.-М.: Мысль, 1966.-Т.З .-Ч. 1 .-574с.
  39. История экономической мысли в России/ Под ред. А. Н. Марковой.-М.: Закон и право, 1996.-136с.
  40. .Н. Малые формы хозяйствования/ Б. Н. Ичитовкин.-М.: Экономика, 1991.-204с.
  41. Р., Рубин И. Народное хозяйство в очерках и картинах/ Р. Кабо, И. Рубин.- JI.:M.: Изд-е тов-во «Книга», 1924.
  42. Я. Я. Региональный механизм программно-целевого регулирования малого предпринимательства: Автореф. дис. .канд. эконом, наук/ Яков Яковлевич Кайль.-Волгоград, 2003.-25с.
  43. И.М. Конкуренция и предпринимательство/И.М.Кирцнер/Пер. с англ. под ред. А. Н. Романова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239с.
  44. Л.И. Институциональная организация и государственная поддержка малого предпринимательства в России: Автореф. дис. .канд. эконом, наук/ Кодзоева Луиза Исрапиловна.-Ростов-на-Дону.-2004.-23с.
  45. Коммонс Джон Р. Институциональная экономика/ Пер. с англ. И.ЕлшинойДО.Самарской.-(http://www.ie.boom.ru/Commons/Commons.htm).
  46. Комплексная программа развития малого и среднего предпринимательства в Центральном Федеральном округе Российской Федерации.- Липецк, 2002.-25с.
  47. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации (проект).- М., 2001.-21с.51 .Концепция Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства.- М., 2003.-1 Зс.
  48. Н.Д. Избранные сочинения/Н.Д. Кондратьев.-М.: Экономика, 1993.-542с.
  49. Концепция развития венчурной индустрии в России. (http://www.csr.ru/conferences/30−04−2003.html).
  50. Э.Б. Всемирная история экономических учений в трудах русских экономистов первой трети XX века: Хрестоматия/ Э. Б. Корицкий.-СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1996.-Ч.1.-136с.
  51. Э.Б. Всемирная история экономических учений в трудах русских экономистов первой трети XX века: Хрестоматия/ Э. Б. Корицкий.-СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1996.-Ч.2.-138с.
  52. А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии/ А. Кос-тенко// Человек и труд.-1994.-№ 2, — С.52−55.
  53. В. Тайвань: ответ на вызовы глобализации/ В. Кузнецова// Человек и труд.-2001.-№ 11.-С.83−85.
  54. А.Д. Деловая Россия (из истории предпринимательства) /А.Д. Кузьмичев// Общество и экономика.-1993.-№ 6.-С. 105−110.
  55. Ю.В., Латова Н. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне/Ю.В.Латов, Н. В. Латова.-(Ьйр: //ie.boom.ru/Latova/Latova.htm).
  56. С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России/ С.Ю. Лебедева// Менеджмент в России и за рубежом.- 2001 .-№ 1 .-С.90−96.
  57. B.C. Институциональные аспекты экономических реформ в России/ B.C. Лисин.- М.: Высш. шк., 2000.
  58. К. Развитие предпринимательства в Эстонии/ К. Лиухто// Вопросы экономики.-1996.-№ 5.-С89−98.
  59. И.Ф. Сущность категории «свойство» /И.Ф. Лукьянов.-М.: Мысль, 1982.-143 с.
  60. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах/Под ред. Ажаева В.С.-М., 1998.-365с.
  61. А. Принципы политической экономии.-М.: Прогресс, 1989.
  62. П. Проект Федерального закона Российской Федерации «О малом и среднем предпринимательстве»/!!. Медведев/.- (http: akdi.ru/gd/proekt/9 0760gd.shtm).
  63. И.В. Организационно-экономические условия и механизмы развития малого предпринимательства в региональной экономике: Авто-реф.дис. .доктор. экон. наук/Мишурова Ирина Владимировна.-Ростов-на-Дону, 2000.-48с.
  64. П.А. Малые предприятия/ П. А. Мягков.-М.: Экономика: Малое научно-производственное предприятие «ЭСИ», 1992.-147с.
  65. А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом)//Менеджмент.-1996.-№ 3.
  66. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории/ А. Нестеренко// Вопросы экономики.-1997.-№ 3.-С. 42−57.
  67. Д. Институциональные изменения: рамки анализа/ Д. Норт// Вопросы экономики.-1997.-№ 3 .-С.6−17.
  68. Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики/Пер.с англ. В. Б. Кутилиной.-(http://ie.boom.ru/Referat/North.htm).
  69. А.Ю. Методология неоинституциоиализма и ее применение к проблемам переходной экономики России/ А. Ю. Нуроян.-М.: Диалог, 1999.
  70. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года// Вопросы статистики.-2004.-№ 1 .-С.5−12.
  71. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.-(http://www.nbuv.gov.ua/law/02ru-ntp.html).
  72. Письмо Администрации Воронежской области «О состоянии и развитии малого предпринимательства в Воронежской области в 2002 году» Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
  73. П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства/ П. Д. Половинкин, В.Е. Савченко// Вестн.Моск. ун-та. Сер.6. Экономика.-1996.-№ 2.-С.З-15.
  74. Программа развития предпринимательской деятельности на территории города Астрахани до 2000 года. http://docs.rcsme.ru/rus/Region/Astrakhanregion/law/astr99l 251 .txt).
  75. Программа государственной поддержки и развития предпринимательства в Волгоградской области на 1998−2000 годы. http://docs.rcsme.ru/rus/Region/V olgogradregion/Law/volg-7 211 251 .txt).
  76. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2000 год.-Воронеж, 2000.-22с.
  77. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2001 год. -Воронеж, 2001.-17с.
  78. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2002 год. -Воронеж, 2002−48с.
  79. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2003 год.-Воронеж, 2003.-61с.
  80. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год. Воронеж. 2004.-69с.
  81. Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в республике Мордовия на 1998−2000 годы, .-(http:// docs.rcsme.ru/rus/Region/Mordovian/Law/mord4671251 .txt).
  82. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Саратовской области на 1998−2000 годы. http://docs.rcsme.ru/rus/Region/Saratovregion/Law/sarat-2l 251 .txt).
  83. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Смоленской области на 1998−2000 годы. http://docs.rcsme.ru/rus/Region/Smolenskregion/Law/smoll6581251. txt).
  84. Программа поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 1999−2000 годы. http://docs.rcsme.ru/rus/Region/Tambovregion/Law/tamb 1 991 251. txt.
  85. Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 1998−2000 годы.-(http://docs.rcsme.ru/rus/Region/Chuvash regi on/La w/chuv210 1251. txt).
  86. В. Начало предпринимательства на Руси/В.Прохоров// Предпринимательство.- 1997.-№ 1−2.-С. 94−102.
  87. И.И. Развитие российского предпринимательства и американская практика/ И.И.Разумнова// США. Канада: экономика, политика, культура.-1999.-№ 3 .-С. 136−147.
  88. Российское обозрение малых и средних предприятий ресурсного центра малого предпринимательства в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803 .-М., 2002.-368с.
  89. Российский статистический ежегодник.2003:Стат.Сб./Госкомстат Рос-сии.-М., 2003.-705с.
  90. Россия в цифрах.2003: Крат.стат.сб./Госкомстат России.-М., 2003.-398с.
  91. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб./Федеральная служба государственной статистики.-М., 2004.-431с.
  92. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика/ В. А. Рубе.-М.: ТЕИС, 2000.-231с.
  93. Г. И. Закон перехода количественных изменений в качественные /Г.И. Рузавин.- М., Московский рабочий, 1962.-68 с.
  94. А.А. Мелкая промышленность России./А.А.Рыбников.-М.: Новая деревня, 1923.-113с.
  95. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк): Учеб. пособие/З.В.Сикевич.-М.: Механик, 1996.
  96. А. Духовные основы русского предпринимательства/ А. Скробов// Предпринимательство.-1997.-№ 6.- С.44−48.
  97. Л.Э. Развитие малого предпринимательства в современной российской экономике: Автореф.дис.. докт. эконом. наук/ Слуцкий Леонид Эдуардович.-М., 2001.-53с.
  98. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.: Соцэкгиз, 1962.
  99. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред.А. М. Прохоров.-2-е изд.-M.: Сов. Энциклопедия, 1983.-1600с.
  100. В.Ф. Малый бизнес по- британски/ В. Сорокина// Мировая экономика и международные отношения.-1996.-№ 9.-С. 102−108.
  101. Статистика по малым предприятиям Астраханской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.m/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1112).
  102. Статистика по малым предприятиям Волгоградской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.m/ms/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1118).
  103. Статистика по малым предприятиям Воронежской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-fhttp://www.rcsme.ru/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1120).
  104. Статистика по малым предприятиям Республики Мордовия за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-('http://www.rcsme.ru/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1189).
  105. Статистика по малым предприятиям Саратовской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.ru/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1163).
  106. Статистика по малым предприятиям Смоленской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.ru/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID:= 1166).
  107. Статистика по малым предприятиям Тамбовской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.ru/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1168).
  108. Статистика по малым предприятиям Тульской области за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.m/rus/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1170).
  109. Статистика по малым предприятиям Чувашской Республики за 2000 год (по данным Государственного комитета России по статистике).-(http://www.rcsme.ru/ru s/Databases/Region/RegStat.asp?RegionID= 1197).
  110. Статистический бюллетень «Основные показатели социально-экономического положения областей Центрального Федерального округа за январь-март 2004 года» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  111. Статистический бюллетень «Малое предпринимательство в Воронежской области в 2001 году» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  112. Статистический бюллетень «Малое предпринимательство в Воронежской области в 2002 году» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  113. Статистический бюллетень «Малое предпринимательство в Воронежской области в 2003 году» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  114. Статистический бюллетень «Малое предпринимательство в Воронежской области в январе-июне 2004 года» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  115. Статистический ежегодник «Социально-экономическое положение Воронежской области в 2003 году» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  116. Статистический сборник «Промышленность Воронежской области в 2002 году» территориального органа Федеральной службы госстатистики по Воронежской области.
  117. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии.- М., 1896.
  118. В. Теоретические вопросы институционального проектирования/В. Тамбовцев// Вопросы экономики.-1997.-№ 3.-С82−94.
  119. В. Институциональная динамика в переходной экономике/ В. Тамбовцев// Вопросы экономики.-1998.-№ 5.-29−40.
  120. А.Н. Мелкая промышленность ЦентральноЧерноземной области /А.Н.Татарчуков.-Воронеж, 1927.-204 с.
  121. . Тенденции развития малого бизнеса в Казахстане/ Ж. Темиргалиев// Экономист.-2001.-№ 9.-С6−7.
  122. И.С. Методологическое значение категорий «качество» и «количество»/ И. С. Тимофеев.-М., Наука, 1972.-216 с.
  123. А.Н. Малый бизнес в Казахстане использование опыта США/А.Н. Токсанова// США. Канада: экономика, политика, культура.-1999.-№ 3.-С.147−158.
  124. Д.К. Категории и законы политической экономии. Общие экономические категории и законы. Категории и законы товарного производства/ Д. К. Трифонов.-JI.: Изд-во Ленингр. ун-та. -1973.-232с.
  125. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии: Учеб.пособие./М.И. Туган-Барановский.-М.:РОССПЭН, 1998.-663с.
  126. В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали/ В. Фальцман// Вопросы экономики.-2000.-№ 8.-С45−53.
  127. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003−2005 годы.-М., 2003.-41с.
  128. А.Н., Каржаув А. Т. К вопросу о концепции национальной системы венчурного инвестирования/А.Н.Фоломьев, А.Т.Каржаув/.-(http://antax.rU/library/k/investblqz.htm).
  129. И.М., Калачинова Б. Д. Диалектика развития системности качества/И.М.Хайдаров, Б. Д. Калачинова.-Ташкент: Фан, 1990.-108с.
  130. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты /Р.Х. Холл.- Спб.: Питер, 2001.- 512 с.
  131. А. Роль малого бизнеса в экономике Южной Африки/А.Цыганов// Человек и труд.-1994.-№ 2.- С.45−51.
  132. А. Государство и малый бизнес: опыт Испании/А.Цыганов// Человек и труд.- 1994.-№ 8.-С.113−122.
  133. А. Государство и малый бизнес: опыт Испании/А.Цыганов// Человек и труд.- 1994.-№ 9. -С. 116−122.
  134. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства/А.Цыгичко//Экономист.-2001 .-№ 11 .-С.12−18.
  135. Е. Франция: государство поддерживает малое и среднее предпринимательство/ Е. Черноуцан// Проблемы теории и практики управления.-1995.-№ 1 .-С.56−60.
  136. В.В. Индивидуальная и частная формы хозяйствования в Китае/ В.В. Чуванкова// Проблемы Дальнего Востока.- 1998.-№ 2.-С. 109 120.
  137. Ф. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае/ Ф. Чуньюн// Вопросы экономики.-2002.-№ 7, — С. 140−146.
  138. Ф. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе/Ф.Шамхалов//Маркетинг.-1997.-№ 2.-С.94−98.
  139. А.Е. Неоинституционализм /А.Е. Шаститко// Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика.-1997.-№ 6.-С.З-22.
  140. А. Условия и результаты формирования институтов/ А. Шаститко//Вопросы экономики.- 1997.-№ 3. С.67−81.
  141. А. Фридрих Хайек и неоинституционализм/ А. Шаститко//Вопросы экономики.- 1999.-№ 6.-С.43−53.
  142. Ю.Н. Малое предпринимательство как фактор стабильности экономики малых и средних городов (региональный аспект): Авто-реф. дис. .канд. эконом, наук/ Шатилов Юрий Николаевич.-Тамбов, 2002.-21с.
  143. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/ Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака /Дж. Шелдрейк .- Спб.: Питер, 2001. -352 с.
  144. С.Г. Категории качества и количества/ С. Г. Шляхтенко.-JL, Изд. Ленинградского ун-та, 1968.
  145. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ /А.Шулус// Российский экономический журнал.-1993.-№ 3.-С.78−88.
  146. Й. Теория экономического развития/ Й. Шумпетер.- М.: Прогресс, 1982.-456с.
  147. Экономика предприятия: Учеб. пособие/Под ред. проф. О. И. Волкова.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.-520 с.
  148. Н. Поддержка малого предпринимательства в США/ Н. Юсупова// Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№ 5,-С.87−89.
  149. Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США/ Н. Юсупова//Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 12.-С.115−121.
  150. Bizaguet A. Les petites et moyennes entreprises.- P.: Presse univers. de France, 1991.
  151. Bucaille A., Costa de Beauregard B. PMI: Enjeux regionaux et interna-tionaux / Pref. de G. Chavanes.- P.: Economice, 1987.
  152. Fourcade C. Les PME et la region // Notes et etucles doc.- P., 1993.
  153. Caisse des depots: la normalisation// Figaro-economie.-P., 1997.
Заполнить форму текущей работой