Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расширенный двигательный режим в сочетании с закаливающими мероприятиями повышает регуляторные парасимпатические влияния на сердце, способствует экономичности расходования функциональных резервов сердечно-сосудистой системы. Параллельный рост дыхательных объемов в этих условиях стимулирует увеличение физической работоспособности. Силовые и скоростные компоненты мануальной моторики развиваются… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава I. Особенности организма детей 3−7 лет (обзор литературы)
    • 1. 1. Физические качества и двигательные координации
    • 1. 2. Функциональные особенности вегетативных систем
    • 1. 3. ИПА и ранний онтогенез
    • 1. 4. Влияние двигательных режимов на организм дошкольника
  • Глава II. Контингент, методика и организация исследований
    • 2. 1. Контингент и организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава III. Физическое развитие, физические качества и двигательные координации детей 4−7 лет при различных двигательных режимах
    • 3. 1. Антропометрические характеристики
    • 3. 2. Физические качества
    • 3. 3. Двигательные координации
  • Глава IV. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность детей 4−7 лет в зависимости от двигательного режима
    • 4. 1. Функциональные характеристики
    • 4. 2. Вегетативная регуляция
    • 4. 3. Физическая работоспособность
  • Глава V. Особенности развития детей 3 лет
    • 5. 1. Физическое развитие
    • 5. 2. Физические качества
    • 5. 3. Функциональное состояние
  • Глава VI. Особенности организма детей 3−7 лет с разным латеральным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга
    • 6. 1. Структура распределения латеральности
    • 6. 2. Унилатеральные характеристики моторики
    • 6. 3. Билатеральные характеристики двигательной деятельности

Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Получение новых и углубление имеющихся знаний об организме человека, его жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды, на основе фундаментальных исследований соответствует главным задачам дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в XXI веке (1998).

Углубление исследований целесообразно программировать на ранних этапах онтогенеза (3−7 лет), являющихся фундаментом успешности физического, функционального и психического развития человека в последующие возрастные периоды. При этом, чтобы составить интегральное представление о динамике онтогенеза в соответствующих возрастах, необходимо учитывать широкий спектр функциональных характеристик, мало освещенных в современной литературе.

Мощным фактором воздействия на процессы онтогенеза является двигательная деятельность (Э.С.Вильчковский, 1989; Е. К. Аганянц, 1991; Г. А. Макарова, Т. В. Радченко, 1998; 1, що&-, 991), влияние которой особенно эффективно в детском возрасте. В связи с этим в эпоху гиподинамии, поражающей все слои, в том числе детское население, актуально глубокое изучение дифференцированного воздействия различных режимов двигательной активности на динамику раннего онтогенеза. Подобные изыскания будут иметь большой социальный эффект. Они позволят на основе установления и использования оптимальных режимов двигательной деятельности повысить адаптационные реакции и, в какой-то степени, ослабить негативное влияние факторов риска на организм человека (В.И.Осик, 1997; Штог, 1995).

В настоящее время в ДДУ априорно применяется на практике множество авторских инновационных программ физического воспитания, не исследованных в плане адаптации детского организма, влияния на онтогенез отдельных функциональных систем, двигательных навыков и качеств, моторных координации: и др. (Т.В.Артамонова, 1996; Н. А. Фомина, 1996; М. В. Антропова и др., 1997; Е. Е. Романова и др., 1998). Ограниченное число длительных комплексных исследований динамики функционального и физического статуса детей раннего и первого детства, особенно 3 лет, в связи с использованием различных двигательных режимов, не позволяет выявить эффективность и характер влияния каждого из них на онтогенез (Е.В.Демидова, 1988; К.М.СедовД996).

Подробное изучение этих вопросов теоретически обогатит возрастную физиологию, медицину, внесет существенный вклад в практику организации физического воспитания и образовательного педагогического процесса в ДДУ.

Цель исследования: оценить функциональное и двигательное развитие детей 3−7 лет, воспитывающихся в ДДУ с разным уровнем двигательной активности, провести физиологическое обоснование применяемых вариантов двигательных режимов.

Основные задачи:

1. Изучить функциональное и физическое развитие, уровень двигательных координаций у детей раннего (3 года) и первого детства (4−7 лет), характер их изменения в зависимости от режимов двигательной деятельности.

2. Изучить динамику функциональной активности сердечно-сосудистой системы и уровня физической работоспособности детей первого детства (4−7 лет) при различных двигательных режимах.

3. Изучить зависимость величины физической работоспособности и характеристик разных по сложности двигательных координаций от латерального профиля межполушарной асимметрии мозга у детей 3−7 лет.

Научная новизна: в работе впервые, на основе большого комплекса тестов, учитывающих показатели физического, функционального и моторного развития, на 453 исследуемых проведен сравнительный анализ изменений в организме детей дошкольного возраста в период раннего онтогенеза от 3 до 7 лет. Доказано влияние специфики организации двигательного режима в ДДУ. Исследована структура распределения латеральности в соответствующих возрастах и показана роль ИПА, как одного из факторов типологизации ребенка. Проведен углубленный комплексный анализ особенностей развития детей 3 лет. Доказана существенная разница функционального статуса детей первого и второго полугодия четвертого года жизни.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Характер двигательного режима определяет уровень моторных ко-ординаций, функционального и физического развития, прироста физических качеств детей 4−7 лет. Расширенный двигательный режим является основным фактором, обеспечивающим высокие темпы развития на протяжении учебного года во всех возрастных диапазонах.

2. Использование в учебно-воспитательном процессе дополнительных видов информационных нагрузок, суммируясь с расширенным двигательным режимом, может вызывать напряженность адаптации организма.

3. Дети старше 3,5 лет обнаруживают преимущество по большинству показателей функционального, физического и двигательного развития по сравнению с детьми 3 лет.

4. На ранних этапах онтогенеза, начиная с 3 лет, ребенку присуща латеральная асимметрия мозга, проявляющаяся в виде сенсомоторных предпочтений. Степень и направленность её при выполнении унии билатеральных тестов зависит от латерального фенотипа и исследуемого показателя.

Научно-практическая значимость: на основе комплексного изучения закономерностей развития организма разработаны таблицы стандартов для детей 4−7 лет Краснодарского региона, которые могут быть использованы при медико-биологических и педагогических исследованиях для дифференцированной оценки уровня отдельных показателей, их динамики при физкультурно-оздоровительной работе. Установлены особенности статистических характеристик сердечного ритма в диапазоне 6−7 лет и количественные параметры некоторых функций у детей 3 лет, которые следует учитывать при организации физкультурных занятий. Рекомендована полугодовая периодизация возрастных стандартов при тестировании детей 3 лет. Доказана целесообразность учета ИПА при обучении в ДДУ и подготовке к школе на предмет выявления «скрытых левшей», а также для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Апробирование работы. Основные положения работы докладывались на итоговых конференциях кафедры физиологии и биохимии Кубанской государственной академии физической культуры (1996;1998), научной конференции «Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования» (Омск, 1996), Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье населения» (Чебоксары, 1996), XXIV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (Краснодар, 1997), XVII Всероссийском съезде физиологов России (Ростов-на-Дону, 1998).

Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 9 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и списка использованной литературы. Работа содержит 172 страницы, 27 рисунков, 32 таблицы. Библиография включает 310 наименований источников.

ВЫВОДЫ.

1. Основной закономерностью онтогенеза в раннем и первом детстве (3−7 лет) является прогрессивная положительная динамика физического и функционального состояния, отличающаяся спецификой темпов и структурой гетерохронности развития в каждом микровозрастном периоде. Эта закономерность открывает возможность новых подходов к организации отдельных аспектов дошкольного воспитания в детских садах дифференцированно по годам.

2. Двигательные режимы, разные по объему организованной и индивидуальной двигательной активности, подбору комплекса физических упражнений, режиму дня, наличию закаливающих мероприятий, неодинаково влияют на физическое развитие, физические качества и двигательные координации детей 4−7 лет и являются одной из основных причин различий в темпах их изменения на протяжении учебного года.

3. Расширенный двигательный режим в сочетании с закаливающими мероприятиями повышает регуляторные парасимпатические влияния на сердце, способствует экономичности расходования функциональных резервов сердечно-сосудистой системы. Параллельный рост дыхательных объемов в этих условиях стимулирует увеличение физической работоспособности. Силовые и скоростные компоненты мануальной моторики развиваются более равномерно. Скоростно-силовые проявления при прыжках в высоту, длину, при метаниях, ловкость при «челночном» беге и гибкость при наклоне вперед прогрессируют активнее других физических качеств.

4. Развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и физической работоспособности зависит от сенситивных периодов для каждого возраста и уровня двигательной активности ребенка. Для детей, находящихся на расширенном двигательном режиме, наиболее характерны умеренно-высокие темпы прироста физической подготовленности в течение учебного года.

5. Дополнительные информационные нагрузки в учебно-воспитательном процессе в комплексе с расширенным двигательным режимом отражаются на степени централизации управления сердечным ритмом. Изменение его вариационных характеристик у воспитанников детского дошкольного учреждения сопровождается увеличением индекса напряжения и тонуса симпатической и парасимпатической нервной системы.

6. У детей дошкольного возраста, начиная с 3 лет, проявляются латеральные сенсомоторные предпочтения, отражающие процесс функциональной дифференцировки полушарий головного мозга, с преобладанием в 80% случаев вариантов парциальных фенотипов. Правый односторонний индивидуальный профиль асимметрии отмечен в 15% случаев, «скрытые левши» встречаются намного чаще, чем леворукие дети. Степень и направленность моторной асимметрии при выполнении унии билатеральных двигательных актов зависят от латерального фенотипа, характера и сложности движения.

7. Детям в возрастном диапазоне от 3 до 4 лет присуща специфика гетерохронии в онтогенезе отдельных функций. Наибольшими темпами развития отличаются физические качества и двигательные координации, наименьшими — функциональные показатели сердечно-сосудистой системы. Показатели физического и двигательного развития детей во втором полугодии четвертого года жизни заметно выше, чем в первом. На этой основе целесообразно использовать полугодовые возрастные стандарты при организации физического воспитания для детей раннего детства.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Таблицы стандартов для детей 4−7 лет Краснодарского региона конца XX века могут быть использованы при медико-биологических и педагогических исследованиях для дифференцированной оценки уровня отдельных показателей, их динамики при физкультурно-оздоровительной работе (приложения 3−5).

2. Для физиологического обоснования внедрения новых педагогических методик физического и интеллектуального воспитания ребенка необходимо учитывать специфичность темпов развития отдельных характеристик на каждом возрастном этапе.

3. Оценка показателей физического развития и функционального состояния по методике В. В. Лысенко (1996; 1997) фиксирует небольшие изменения для группы детей и каждого ребенка в отдельности (приложение 6). Принцип индивидуальной анкеты для оценки физической подготовленности положен в основу разработанной таблицы итоговых групповых результатов, позволяющих объективизировать функциональные итоги применения тех или иных воздействий на организм дошкольника (приложение 7). Настоящая методика рекомендуется при комплексных, микровозрастных и продолжительных исследованиях организма детей дошкольного возраста.

4. Формула расчета должной ЧСС для детей 6−7 лет, выведенная в настоящей работе, может быть рекомендована для тестирования функционального состояния ребенка (без учета пола).

5. Особенности статистических характеристик сердечного ритма в диапазоне 6−7 лет и количественные параметры некоторых функций у детей 3 лет следует учитывать при организации физкультурных занятий.

6. В процессе воспитания детей 3 лет целесообразно ориентироваться на полугодовые возрастные стандарты.

7. Дифференцированный подход к организации физического и умственного воспитания следует проводить с учетом индивидуального профиля асимметрии, как фактора типологизации ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Автореф.дисс. канд.биол.наук.- Казань.- 1971.- 22 с.
  2. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности подростков // Новые исследования по возрастной физиологии.-1977.- № 2.- С. 114−116.
  3. Г. Г. Медицинская морфометрия.- М.: Медицина.- 1990.384 с.
  4. Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью.- Краснодар: КГИФК.-1991.-С.5−16.
  5. Е.К., Бердичевская Е. М., Гольберг Н. Д., Демидова Е. В., Ко-репанов А.Л., Сундатова Т. В. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью.- Краснодар.- 1991.104 с.
  6. Е.К., Бердичевская Е. М., Зузик Ю. А., Малука М. В. Функциональные изменения силы и бытроты у детей с различными формами церебрального паралича // Современные проблемы физической культуры и спорта.- Спб.- 1998.- С.81−87.
  7. Н.Е. Клинико-функциональная характеристика здоровья часто болеющих детей в динамике оздоровления в условиях санатория-профилактория местного типа: Автореф.дисс. канд.мед.наук.- Иваново.-1993.-24 с.
  8. Ю.Алиев В. А., Айдаров P.A., Гусейнова Я. Г. Физическая работоспособность школьников разного возраста, пола и соматического развития // Гигиена и санитария.- 1993.- № 2.- С.34−35.
  9. П.Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н. Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников // Физиология человека. -1996.-Т.22,-№ 5.-С.118−122.
  10. В.Г. Как воспитать здорового ребенка // Дошкольное воспитание.- 1993.- № 11.- С.4−19.
  11. З.Ананьев Б. Г. Пространственное различение.- Д.: изд-во ЛГУ.- 1955.188 с.
  12. .Г. Психология чувственного познания.- М.- 1960.- 486 с.
  13. .Г. Функциональная асимметрия и симметрия и нейро-психологическая регуляция развития // Человек как предмет познания.- JL-1969.- С.246−265.
  14. М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста.-М.: Педагогика. -1983.- 160 с.
  15. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова JT.M., Па-раничева Т.М. Проблема охраны здоровья 6-леток в процессе обучения // Здравоохранение Российской Федерации.- 1997.- № 6.- С.36−39.
  16. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев:1. Здовов’я.- 1985.- 154 с.
  17. O.A. Комплексная методика лечебной физкультуры у детей с бронхоэктатической болезнью на дооперационном этапе лечения в условиях стационара: Дисс.канд.мед.наук.- М.- 1993.- 141с.
  18. Г. Е., Иванова Н. И., Козлов М. И. Влияние физической нагрузки на состояние иммунологической реактивности // Иммунология и аллергия." Киев.- 1986.- С.76−79.
  19. Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф.дисс.канд.пед.наук.- Волгоград.- 1996.- 28 с.
  20. И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза // Актуальные вопросы современной физиологии.- М.- 1976.- С. 144−190.
  21. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология." JL: Наука.- 1975.- С.5−67.
  22. И.А. Очерки по возрастной физиологии.- М.- 1967.- 260 с.
  23. О.Ю. Неинвазивные методы диагностики в практической кардиологии // Тер.архив.- 1985.- № 9.- С.4−8.
  24. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медицина.- 1990.- 191 с.
  25. О.М. Труды 2 научн. конф. по возр. морфол., физиол. и био-хим.-М.- 1955.-С.167.
  26. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе.-М.: Наука.- 1984.- 220 с.
  27. В. К., Запорожанов В. В. Физическая активность человека.- К.: Здоров’я.- 1987.- 222 с.
  28. JT.H. Учение о физическом развитии человека.- М.: Изд-во Московского университета.- 1962.- 340 с.
  29. В.Н., Догадкина С. Б. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей 8 лет с разным типом мануальной асимметрии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика.- № 2 (4).- 1990.- С.94−98.
  30. В.В. Показатели кардио- и гемодинамики у детей дошкольного возраста и их изменения под влиянием физических нагрузок: Авто-реф.дисс. канд.мед.наук.- М.-1971.-19 с.
  31. Л.М. Кардиоинтервалография // Основы кардиологии детского возраста. Справочник.- Минск: Навука I тэхнжа.-1991.- С.37−40.
  32. Л.А. Использование показателей деятельности сердца для оценки функционального состояния человека в условиях напряженной целенаправленной деятельности: Автореф.дисс.канд.мед.наук.- М.- 1987.- 16 с.
  33. Е.М. Физиологическая характеристика детей периода раннего детства // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью (учебное пособие).- Краснодар.-1991.-С.28−35.
  34. Е.М. Медико-биологические основы спортивного отбора и ориентации (учебно-методическое пособие).- Краснодар.- 1996.- 68 с.
  35. Бердичевская Е. М, Демидова Е. В. Возрастные стандарты показателей функциональных систем // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью (учебное пособие).- Краснодар.- 1991.- С.96−101.
  36. Е.М., Фомина И. Е., Мартынов Ю. Н. Индивидуальный профиль асимметрии у детей дошкольного возраста // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания.-Краснодар.- 1996.- С.29−39.
  37. Бианки B. JL, Филиппова Е. Б., Шрамм В. А., Магнитская К. Б., Харитонов Е. В. Слухо-речевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем // Физиология человека.-1996.- Т.22.- № 3.- С.38−44.
  38. С.А. Нарушение кардиореспираторной системы и обоснование двигательных режимов у детей с заболеваниями органов пищеварения // Педиатрия.- 1986.- № 4.- С.58−60.
  39. Я.Н. Динамика физической работоспособности и показателей кардиореспираторной системы детей и подростков // Проблемы врачебного контроля и лечебной физкультуры в детском возрасте.- М.- 1976.- С.27−46.
  40. Л.Ф. Особенности физического развития и телосложения у подростков с гипертонической болезнью и нарушением коронарного кровообращения // Охрана здоровья детей и подростков: Респ. межвед. сборник.-Киев.- 1982.- Вып. 13.- С.56−58.
  41. H.H., Малофеева Л. И. Архитектоническая асимметрия речедвигательного поля 45 новорожденного ребенка // XVII Съезд физиологов России (тез.докладов).- Ростов-на-Дону.- 415 с.
  42. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека.- М.: Медицина.- 1988.- 289 с.
  43. А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекрестная асимметрия конечностей //Русский антропологический журнал.- 1927.-Т. 15.-№ 3−4.-С.7−28.
  44. В.Б., Вартанян H.A., Данияров С. Б., Захаров Ю. М., Киселев В. И., Кубарко А. И., Кураев Г. А., Ланге К. А. и др. Основы физиологии человека (учебник для ВУЗов).- Спб.- 1994.- Т.1.- 567 е., Т.2.-413 с.
  45. Д.П., Косилов С. А., Тамбиева А. П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков.- М.: Педагогика.- 1975.- 158 с.
  46. Н.П., Евдокимова О. М. Здоровье и физическое воспитание детей младшего школьного возраста Санкт-Петербурга // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовский сб. науч. тр.- Спб.: НИИФК.- 1996.- С.215−224.
  47. A.A., Куме Т. Е. Динамика развития функционального состояния мышц у девочек в возрасте от 4 до 11 лет // Тезисы III Всесоюзн.конф. «Физиология развития человека» (17−19 декабря).- М.- 1985.- С. 69.
  48. Ю.С., Ситдиков Ф. Г., Исхакова Т. А. Возрастные особенности адаптации сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическим нагрузкам // XVII Съезд физиологов России (тез.докладов).- Ростов-на-Дону.- 37 с.
  49. P.M. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы детей 6 лет на физические нагрузки разной мощности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1990.- № 2.- С. 102−107.
  50. Г. Е. Функциональные асимметрии у больных эндогенными психозами (обзор) // Журнал неврологии и психиатрии.- 1990.- Т.90.-вып.5.-С. 129−140.
  51. В.К. Физкультура без травм.- М.: Просвещение.- 1993.128 с.
  52. Ю.Е. Онтогенез иммунной системы и факторы, влияющие на иммунологическую реактивность детского организма // Вопросы охраны материнства и детства.- 1989.- Том 34.- № 10.- С.3−12.
  53. З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков: Метод, пособие.- Рига.- 1989.- 213 с.
  54. Э.С. Исследования формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Дисс.канд.пед.наук.- Харьков.- 1965.- 265 с.
  55. Э.С. Развитие двигательной функции у детей.- Киев,-1983.-208 с.
  56. Э.С. Педагогические основы процесса формированиядвигательной подготовленности детей 3−7 лет: Автореф.дисс.докт.пед.наук.-К.- 1989.- 16 с.
  57. С.К., Бризинский М. А., Креминская М. К. Велоэргометриче-ское исследование в оценке коронарного кровообращения у больных вялотекущим ревматизмом // Врачебное дело.- 1983.- № 1.- С.40−43.
  58. ВОЗ. Исследование функции сердечно-сосудистой системы при помощи тестов с физической нагрузкой.- Хроника ВОЗ.- 1968.- Т.22.- С.380−383.
  59. ВОЗ. Физические тесты для оценки функциональной способности сердечно-сосудистой системы.- Хроника ВОЗ.- 1971.- Т.25.- № 8.- С.380−388.
  60. Л.Г. Роль гемодинамического удара в становлении артериального давления у детей в возрастном аспекте (тез.докл. юбилейной науч. студенческой конф. апрель-май, 1995).- Омск.- 1995.- 74 с.
  61. Г. А. Валеологическое воспитание дошкольников и младших школьников // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (тез. конф. 8−10 апреля 1997 г.).- Спб.- 1997.- С.101−103.
  62. И.Н., Беликова Е. Л., Зонина E.H. Кровообращение у подростков с экзогенным ожирением в состоянии покоя и при физической нагрузке // Педиатрия.-1985.- № 2.- С. 22.
  63. С.П. Исследование связи между умственной и физичес-койработоспособностью школьников 7−14 лет: Автореф.дисс.канд.мед.наук.- М.-1981.- 16 с.
  64. М.В., Хрущова О. С. Морфометрическая характеристика сердца человека в онтогенезе // Актуальш питания морфологи (матер, наук, конф. 6−7 травня 1996).- Тернопшь.- Украша.- Tl.- С.159−161.
  65. С.И. Физиологические особенности детей. Пособие для студентов фак-тов естествознания пед. институтов.- М.: Просвещение.- 1965.215 с.
  66. O.A. Забота о здоровье детей // Дошкольное воспитание.- 1990.-№ 1.- С.69−71.
  67. В.Д. Физиология плода и детей. Учебн. пособие для студентов педиатр, факультетов мед. институтов.- М.: Медицина.- 1988.- 224 с.
  68. Е.С. Динамика функциональной асимметрии и ее связь с функциональными системами // XVII Съезд физиологов России (тез.докладов).- Ростов-на-Дону.- 1998.- С. 417.
  69. Л.А., Пономаренко C.B., Мосунова O.A. Влияние двигательного режима в онтогенезе на функциональное состояние сердечнососудистой системы // Вестн. спорт, мед. России.- 1995.- № 3−4.- С. 31.
  70. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 1995 г. // Здравоохранение РФ.- 1997.- № 6.- С.3−24.
  71. В.А. Хоккей с мячом на траве // Дошкольное воспитание.-1990.- № 11.- С.25−28.
  72. A.C. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга (обзор) // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания.- Краснодар.- 1996.- С.18−23.
  73. Т.С. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям (метод.рекомендации).- Спб.-1993.- 32 с.
  74. Т.С., Бакланова И. Н. Особенности обучения прыжкам детей четвертого и пятого года жизни // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (тез.конф. 8−10 апреля 1997 г.). -Спб.- 1997.- С.103−105.
  75. A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры.- М.: ФиС.- 1984.- С.211−224.
  76. К.Б. Кислородные режимы организма в период второго детства: Дисс.канд.биол.наук.- Киев.- 1970.- 236 с.
  77. М.О. Нервные и психические расстройства при закрытых травмах черепа.- М.- 1948.- 235 с.
  78. .И. Функциональная асимметрия и возможные физиологические механизмы ее активного отражения в мануальной деятельности растущего организма: Автореф.дисс.канд.биол.наук.- М.- 1990.- 45 с.
  79. В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6 летнего возраста различных типов конституции // Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 11.- С.39−43.
  80. А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом.- JI.: Медицина.- 1991.- 334 с.
  81. Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7 лет): Дисс.канд.биол.наук.- Краснодар.- 1988.- 190 с.
  82. С.И. Особенности показателей здоровья и структуры ритма сердца у детей с неблагоприятным перинатальным анамнезом:
  83. Дисс.канд.мед. наук.- Спб.- 1993.- 134 с.
  84. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка.- М.: Медицина.- 1983.- 160 с.
  85. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма (справочник).- М.: Медицина.- 1997.- 288 с.
  86. Л.Г. Исследование изменений частоты пульса и дыханий у мальчиков 7−8 лет при дозированной велоэргометрической нагрузке // Проблемы возрастной физиологии.- М.: Медицина.- 1976.- С.81−88.
  87. К.А. Особенности динамики показателей скоростных способностей детей 4−6 лет в условиях стандартной тестовой тренировочной программы в детском саду // Теория и практика физической культуры.- 1995.-№ 3.- С.15−18.
  88. Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.- М.: Высшая школа.-1985.- 384 с.
  89. Е.К. Возрастная морфология детей преддошкольного и дошкольного возраста. Учебное пособие.-Краснодар.- 1996.- 196 с.
  90. Е.А., Сафронова В. В. сердечно-сосудистая система в нормеи патологии (сборник научн. трудов).- Горький.- 1985.- 110 с.
  91. Ю1.Иваницкая H.H. Использование пробы PWC150 при наблюдениях за детьми, занимающихся спортом // Аспекты адаптации.- Горький.- 1973.-С.142−143.
  92. И.А., Кажемов A.A. Адаптация дошкольников к физической нагрузке // Тезисы XXV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (12 марта).- Краснодар.- 1998.- С.45−47.
  93. Ю4.Идрисова Г. А. Как помочь ребенку найти себя в движении // Дошкольное воспитание.- 1996.- № 1.- С.38−55.
  94. Ю5.Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей до 6 лет // Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 1112.- С.40−41.
  95. В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина.1980.-208 с.
  96. Ю7.Карачева С. Ю. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей 5−6 лет, занимающихся гимнастикой // Наука, человек, гуманизм (матер, межвуз. студ. научн.конф.).- Чебоксары.- 1995.- С. 88.
  97. Л.В., Шебенько В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада.- Минск: Полымя.- 1987.- 263 с.
  98. В.Л. Изменение кровообращения при мышечной работе // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта.- Л.- 1969.- С.252−267.
  99. ПО.Карпман В. Л., Абрикосова М. А. Некоторые общие закономерности адаптации сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам // Успехи физиологических наук.- 1979.- Т. 10.- № 2.- С.97−121.
  100. Ш. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине.- М.: ФиС.- 1988.- 288 с.
  101. Н.В. Латеральное лимитирование нагрузки в процессе тренировки спортсменов: Автореф.дисс.канд.пед.наук.- Краснодар.- 1996.22 с.
  102. П.И., Ишмухаметов И. Б. Особенности функционирования сердца детей в экологически неблагоприятных условиях // Физическая культура и здоровье населения (матер. Всероссийской научно-практ. конф.).- Чебоксары." 1996.- С.39−43.
  103. А.Б., Кураев Г. А. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций // Физиология человека.- 1986.- т.12.- № 3.- С.373−379.
  104. В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка.- М.: Педагогика.- 1983.-295 с.
  105. А.З. Кислородные режимы детей и подростков.- Киев.-1973.- 320 с.
  106. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- М.:Педагогика.- 1973.- 141с.
  107. Т.П., Волянский Ю. Л., Васильев Н. В., Мальцев В. И. Адаптационный синдром и иммунитет.- Харьков: Изд-во «Основа».- 1995.- 284 с.
  108. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации.- 1998.- № 3.-С.7−13.
  109. Н.М., Бориско Г. А., Федкевич О. В. и др. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста и состояние их здоровья // Охрана здоровья детей и подростков (респ. межвед. сб.- Вып.24.- Киев.- 1994.-С.141−145.
  110. А.Л., Демидова Е. В. Физиологическая характеристика детей периода первого детства // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью.- Краснодар.- 1991.- С.35−43.
  111. А.Л. Методы контроля функционального состояния организма детей // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учебное пособие.- Краснодар.- 1991.-С.76−86.
  112. А.И. Основы гармонического базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры.- 1990.-№ 11.-С.15−18.
  113. В.М., Скоцеляс Е. А., Истомин A.B. К методике определения умственной работоспособности учащихся средних школ // Гигиена исанитария.-1991.- № 12.- С.84−85.
  114. Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков.- М.: Медицина.- 1986.- 128 с.
  115. Г. А., Чораян И. О. Влияние межполушарной асимметрии на развитие компонентов интеллекта // Материалы XI Междунар. Науч.конфер. по нейрокибернетике.- Ростов-на-Дону.- 1995.- С. 146−147.
  116. H.A. Обучение старших дошкольников играм в бадминтон и теннис // Дошкольное воспитание.- 1990.- № 11.- С.23−25.
  117. Г. Ф. Биометрия.- М.: Высшая школа.- 1980. 293 с.
  118. В.М. Теоретическое и прикладное значение феномена асимметрии в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1975.- № 4.-С.28−30.
  119. В.М. Динамическая латерализация функций в процессе результативной деятельности человека и животных: Дисс.докт.биол.наук.-Минск.- 1992.- 356 с.
  120. Т.И. Сомато- и кардиометрическая характеристика детей 3−6 лет: Автореф.дисс.канд.мед.наук.- Спб.- 1993.- 23 с.
  121. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга.- Новосибирск.- 1988.- 78 с.
  122. В.П., Ройфман М. Д., Пичкуров A.M., Кривощеков С. Г. Половые различия структуры распределения латеральности у тувинских школьников // Физиология человека.- 1997.- Т.23.- № 2.- С.132−137.
  123. Г. А. Функциональная асимметрия глаз // Русский офтальмологический журнал.- М.- 1929.- Т.9.- № 4.- С.450−466.
  124. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-Минск.- 1991.-24 с.
  125. В.В. Пути формирования оценки уровня функциональногосостояния и физического развития учащихся средних школ // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания.- Краснодар.- 1996.- С.73−81.
  126. В.В., Михайлина Т. М., Долгов В. А., Жиленко В. А. Практикум по спортивной метрологии.- Краснодар.- 1997.- 178 с.
  127. Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников.- М.: Педагогика.- 1989.- 190 с.
  128. Л.Е., Шаромова H.H. Исследование межполушарно-го переноса сенсомоторной информации у детей // Физиология человека.-1996.- Т.22." № 4.- С.39−43.
  129. В.А. К проблеме воспитания здоровой личности // Тезисы XXV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (12 марта).- Краснодар.- 1988.- С. 84.
  130. Р.Э., Беляева Л. М., Голдовская Д. Ш., Давыдовский Л. Я. и др. Основы кардиологии детского возраста.- Минск: «Навука i тэхнйса».- 1991.382 с.
  131. A.B., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней.- М.: Медицина.- 1986.- 432 с.
  132. В.Г., Бурлай В. Т., Коршенко A.A. Анатомо-ф1зюлопчш особл1восп та методика дослщження функцюнальних систем у д1тей.- Кшв.-1994.-82 с.
  133. Л.М. Характеристика суточного ритма сердца у здоровых детей (результаты холтеровского мониторирования).- Российский вестник пе-ринатологии и педиатрии.- 1994.- № 5.- С. 18−21.
  134. Г. А. Справочные материалы.- Краснодар.- 1997.- 70 с.
  135. Г. А., Черноусов С. В. Неотложные состояния в практике спортивной медицины (справочник для спортивных врачей).- М.- 1993.- 66 с.
  136. Г. А., Радченко Т. В. Физическая подготовленность, физическое развитие и общая физическая работоспособность у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы физической культуры и спорта.- Краснодар.-1998.- С.174−183.
  137. И. Если ваш ребенок левша.- СПб: Лань.- 1995.-128 с.
  138. Н. Д. Оздоровление детей государственная проблема // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1997.- № 3.-С.11−13.
  139. Ю.В. Межполушарное взаимодействие в двигательной сфере (в норме и у больных с локальными поражениями мозга). Дисс.канд.психол.наук.- М.- 1991.- 187 с.
  140. М.В. Физиологические изменения у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации: Дисс.канд.биол.наук.- Краснодар.-1997.- 143 с.
  141. К.Ю. Функциональное состояние и физическое развитие детей республики Адыгея: Дисс.канд.мед.наук.- Майкоп.- 1995.- 204 с.
  142. H.H. Гигиеническое обоснование двигательного режима детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд.мед.наук.- М.- 1993.- 143 с.
  143. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания / Уч. пособие.- М.: Просвещение.-1991.-191 с.
  144. М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека // Вопросы психологии.- М.- 1980.- № 1.- С.64−72.
  145. В.Д., Медведкова H.H. Значение физической культуры в детоксикации организма и улучшении дыхательной функции крови детей: // Физическая культура и здоровье населения (матер.Всероссийской научно-практ. конф.).- Чебоксары.- 1996.- С.69−73.
  146. Л.Г. Физическая работоспособность больных ревматизмом детей на этапе диспансеризации: Автореф.дисс.канд.мед.наук.- М.1990.-26 с.
  147. Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердечнососудистой системы у детей. Методическая разработка.- Одесса.- 1997.- 24 с.
  148. Н.Я., Короткова H.A. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание.-1992.- № 5−6.- С. 17−28.
  149. Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Ав-тореф.дисс.канд.биол.наук.- Краснодар.- 1997.- 21 с.
  150. И.В. Возрастные изменения двигательной деятельности // Возрастная физиология, — Л.: Наука.- 1975.- С.408−442.
  151. B.C. Возрастная психология (учебник для вузов).- М.: Академия.- 1997.-432 с.
  152. Н.В. Зависимость уровня артериального давления у детей и подростков от их физического развития // Охрана здоровья детей и подро-стков (респ. межвед. сборник).- Киев.- 1982.- Вып. 13.- С. 10−12.
  153. М.С. Слуховые асимметрии в пространственном восприятии звука //Ученые записки ЛГУ.-Л.- 1954.-№ 185.-Вып.6.-С.135−142.
  154. В.В. Типологические закономерности организации системной кардиогемодинамики и вегетативных регуляций у студентов в условиях физических нагрузок различной мощности: Автореф.дисс.канд.биолог, наук.- Краснодар.- 1993.- 20 с.
  155. .А. Факторы роста и морфо-функционального созревания организма. -М.:Наука.- 1978.-156 с.
  156. Е.А., Ермоленко Е. К. Педагогические тесты в оценке физического развития детей // Тезисы XXV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (12 марта).- Краснодар.- 1988.- С. 92.
  157. А.Д. Общий курс физиологии человека и животных.учебник для биол. и мед. спец. вузов).- М.: Высшая школа.- 1991.- Т.1.- 512 е., Т.2.- 528 с.
  158. H.A. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения.- Спб.- 1995.- 64 с.
  159. H.A., Казьмина Л. И., Бойнович H.H. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего и дошкольного возраста.-Спб.: Изд-во «Акцидент».- 1995. — 36 с.
  160. .В. К вопросу о влиянии внешней среды на состояние и функции организма человека и животных // Вестник АМН СССР.- 1955.- № 4.-С. 17−22.
  161. ПЗ.Осик В. И. Валеология.- Краснодар.- 1997.- 288 с. 174.0сокина Т. И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение, — 1973.-287 с. 175,Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение.- 1986.- 304 с.
  162. Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста.- М.: Просвещение.- 1986.- 175 с.
  163. Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры.-1990.- № 16.- С.13−14.
  164. Е.И. Физическогое воспитание детей дошкольного возраста новая учебная дисциплина факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 5−6.- С.29−30.
  165. Р.В., Седов K.M. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие и физическую подготовленность девочек 4−5 лет// Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 11.- С.43−45.
  166. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3−4 лет.- М.: Просвещение.- 1983.- 94 с.
  167. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4−5 лет.- М.: Просвещение.- 1986.- 111с.
  168. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет.- М.: Просвещение.- 1988.- 143 с.
  169. Ю.А. Заболевания системы крови // Заболевания и повреждения при занятиях спортом.- Л.: Медицина.-1991.- С.262−277.
  170. Петрова-Брюханова Л. К. Особенности внешнего дыхания у практически здоровых детей в возрасте от рождения до 14 лет, выявленные методом пневмографии: Автореф.дисс. канд.мед.наук.- Куйбышев.- 1960.- 19 с.
  171. В.П. Кровообращение, дыхание и работоспособность у юношей во время работы субмаксимальной мощности: Автореф.дисс.канд. биол.наук.- М. -1963. 28 с.
  172. E.H. Психофизиологические корреляты индивидуального профиля ФМА // Физиологические исследования молодых ученых СевероКавказского региона.- Ростов-на-Дону.- 1995.- С.78−82.
  173. E.H. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга: Дисс.канд.биол. наук.- Ростов-на-Дону.- 1996.- 116с.
  174. С.Д., Смирнов И. Б., Хрущев C.B. Механизмы регуляции сердца при избыточной двигательной активности у детей // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей (тез. 3 Межд. научно-практ. конф. Дубна 4−6 июля 1994).- М.- 1994.- С. 97.
  175. С.А. Растите малышей здоровыми.- М.: «Старт».- 1992.95 с.
  176. Т.В., Пястолова Н. Б., Удалов A.A., Сокольникова A.B. Возрастные особенности адаптации сердца к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения // XVII Съезд физиологов России (тез.докладов).- Ростов-на-Дону.- С. 46.
  177. B.C. Функциональная характеристика сердечно-сосудистой системы при неревматических поражениях миокарда у детей // Педиатрия.- 1984.- № 11.- С.15−17.
  178. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М.: Просвещение.- 1987.- 192 с.
  179. A.A. Статистическая характеристика ритма сердца детей, обучающихся с 6 лет // Растущий организм в условиях мышечной деятельности." Казань.- 1990.- С.170−176.
  180. Т.В. Физиологические основы тестирования физической подготовленности у детей дошкольного возраста: Дисс.канд.биол.наук.-Краснодар.- 1998.- 133 с.
  181. .Ж., Тимошенко В. Н. Физическая работоспособность при ювенильном ревматоидном артрите // Ревматология.- 1987.- № 2.- С. 13−17.
  182. В.В. О частоте сердечных сокращений в естественных условиях мышечной деятельности человека (по данным динамической радиотелеметрии) // Физиологический журнал СССР.- 1962.- Т. 48.- № 12.- С. 1454−1462.
  183. Е.Е., Гребенникова О. М., Шарманова С. Б., Шерман Н. Б. Разработка методики физического воспитания детей дошкольного возраста // Современные проблемы физической культуры и спорта.- Спб.- 1998.- С.41−44.
  184. М.А. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке //Дошкольное воспитание.- 1990.- № 8.- С.35−42.
  185. A.A. Возрастная динамика латеральных двигательных предпочтений // Теория и практика физической культуры.- 1982.- № 10.- С.34−40.
  186. М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма).- М.: изд-во Acade-mia.-1998.-448 с.
  187. K.M. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к физическому воспитанию мальчиков 4−5 лет// Теория и практика физической культуры.- 1996.- № 1.- С. 14−15.
  188. В.В. Некоторые особенности развития сенсомоторных функций у детей 6−10 лет при различных двигательных режимах: Авто-реф.дисс.канд.биолог.наук.- Спб.- 1994.- 29 с.
  189. JT.K. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы детей.- М.: Педагогика.- 1978.- 223 с.
  190. .В. Определение физической подготовленности школьников,— М.: Педагогика.- 1973.- 104 с.
  191. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.- М.: Изд-во МГУ.- 1985.- 190 с.
  192. Э.Г., Московичюте JI.H., Семенович A.B. Письмо у переученных левшей //Леворукость у детей и подростков.-М.- 1987.-С. 137 142.
  193. Т.И., Шапариева Т.Н. Изменение хронотропной функции сердца под влиянием дозированной умственной нагрузки у школьников 6 лет
  194. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1981.- № 2.-С.12−15.
  195. И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 5−6.- С.35−36.
  196. В.И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков.-Киев: Здоров’я.- 1985.- 128 с.
  197. Т.Д., Шибкова Д. З. О механизме влияния двигательной активности на рост организма // Вестник Челяб. пед. университета. Сер.4,1996.- № 1.- С.236−237.
  198. Е.Б., Виноградов Е. П., Никольская С. В. Физическое развитие детей дошкольного возраста.- Спб.- 1993.- 39 с.
  199. В.Д. Аэробная производительность при физических нагрузках у мальчиков школьного возраста // Педиатрия.- 1978.- № 8.- С.17−19.
  200. О.В. Особенности регуляций сердечно-сосудистой системы на тестовую нагрузку у детей дошкольного возраста: Автореф.дисс.канд. мед.наук.- М.- 1986.- 21 с.
  201. В.Д. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа.- 1994.- 188 с.
  202. Т.Г. Особенности тестирования и оценки физической работоспособности у детей и подростков: Дисс.канд.биол.наук.- Краснодар.1997.- 138 с.
  203. В.А. Психология интеллекта.- Донецк: Сталкер.- 1997.416 с.
  204. Р.В. Гистохимическая характеристика мышечных волокон двуглавой и трехглавой мышц плеча в онтогенезе человека.- Арх. анат., гистол. и эмбриол.- 1988.- т.44.- № 5.- С. 59.
  205. Р.В., Корниенко И. А. Развитие различных типов мышечных волокон четырехглавой мышцы бедра и камбаловидной мышцы в онтогенезе человека.- Арх.анат., гистол. и эмбриол.- 1986.- т.41.- № 9.- С. 95.
  206. Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М.- 1977.- С.3−59.
  207. Т.М. Функциональная асимметрия и клинические проявления эпилепсии // Здравоохранение Белоруссии.- 1984.- № 2.- С. 15−17.
  208. С.Б. Физическая работоспособность и показатели кар-диореаспираторной системы у детей и подростков: Автореф.дисс.докт.мед. наук.-Л.- 1972.-38 с.
  209. С.Б., Хрущев C.B., Данько Ю. А. Детская спортивная медицина.- М.: Медицина.- 1991.- 439 с.
  210. Л.А. Физическое развитие детей в условиях загрязненеия атмосферного воздуха серосодержащими газами // Макро- и микроморфология.- 1995.- № 3.- С.186−189.
  211. B.C. Труды 5 научн. конф. по возр. морфол., физиол. ибиохим.-М.- 1962.-С. 189.
  212. O.A., Кипнис Л., Грачева Е. Совместная работа по оздоровлению дошкольников // Дошкольное воспитание.- 1990.- № 1.- С.61−64.
  213. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: ФиС, — 1991.- 224 с.
  214. H.A., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания.- М.: ФиС.- 1972.- 175 с.
  215. H.A., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству.- М.: ФиС.- 1986.- 159 с.
  216. H.A. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Дисс.канд.пед.наук.- Волгоград.-1996.- 150 с.
  217. В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6−7 лет) // Теория и практика физического воспитания.- 1997.- № 9.- С.49−51.
  218. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий.- М: Российское педагогическое агенство.- 1997.- 280 с.
  219. А.Г., Фарбер Д. А. Основные направления исследования физиологии развития ребенка. Итоги и перспективы // Физиология человека.-1983.- Т.9.- № 1.- С.3−17.
  220. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена (пособие для студентов пед. ин-тов).- М.: Просвещение.- 1990.-319 с.
  221. К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте.- М.- 1992.- 256 с.
  222. Л.М. Системные закономерности типологических регуляций кровообращения: Автореф.дисс.канд.биолог.наук.- Краснодар.1993.-20 с.
  223. A.A. Оценка физического здоровья детей 5−6 лет // Тезисы XXIII научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (5−7 декабря).- Краснодар.- 1995.- С.91−92.
  224. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Дисс.докт.пед.наук.- Краснодар.- 1998.- 536 с.
  225. Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному образованию // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы.-Краснодар.- 1996.- № 1 (4).- С. 47.
  226. А.П. История взглядов на леворукость // Мат. I Всес. школы-семинара «Охрана здоровья леворуких детей».- Ворошиловград.-1985.- С.53−54.
  227. А.П., Казакова С. Е. Частота и климатическая характеристика неврозов у детей в условиях переучивания // Леворукость у детей и подростков.- М.- 1987.- С.90−100.
  228. P.A. Физиологические механизмы, обеспечивающие у подростков адаптацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем к мышечной работе // Особенности сердечно-сосудистой регуляции у школьников в норме и при сколиозе.- Волгоград.- 1978.- С.24−38.
  229. А.Р., Гареев Е. М., Курмаева А. О., Горина М. Б. Оценка состояния регуляторных систем по показателям ритма сердца // Успехи фи-зиологичеких наук.- 1995.- Т.26.- № 1.- С. 116.
  230. С.Б., Новоселова O.A., Федоров А. И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы физической культуры и спорта.- Спб.-НИИФК.- 1998.- С.72−77.
  231. А.Р., Омаров О. М. Физиические данные у детей 5−7 лет с ослабленным здоровьем // Тезисы XXIII научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (5−7 декабря).- Краснодар.- 1995.- С.93−94.
  232. В.Б. Степ-эргометрия, её достоинства и недостатки // Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры.- Таллин.-1974.- С.18−21.
  233. Шейх-Заде Ю. Р. Теоретические аспекты работы с поликардиоанали-заторм МТК 20 // Кардиоанализатор МТК — 20: Инструкция пользователя.-Краснодар.- 1996.- 46 с.
  234. Шейх-Заде Ю.Р., Журавлев С. Е., Черняева С. М., Зузик Ю. А., Позднякова Н. В., Шейх-Заде К.Ю., Кудряшов Е. А. Экспресс-оценка функционального состояния организма в условиях его интенсивной терапии // Вестник интенсивной терапии. № 4.- С.27−28.
  235. Л.И., Микевич JI.A. Темпы прироста показателей физического развития и физической подготовленности учащихся 6−9 лет // Тезисы III Всесоюзн.конф. «Физиология развития человека"(17−19 декабря).- М.-1985.-С.395.
  236. И.С., Курмашов В. И., Исмайлов К. И. Функция внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы у больных острым лейкозом и лимфогранулематозом в период ремиссии // Педиатрия.- 1987.- № 2.- С.52−54.
  237. В.А. Движение плюс движение. М.: Просвещение.- 1992.96 с.
  238. А.П. Критерии эффективности занятий ЛФК при ско-лиотической болезни у детей / Возраст, функциональные системы, физкультура и спорт (сборник кафедры физиологии и биохимии КГАФК.- Краснодар. -1997.-С.103.
  239. А.П. Профилактика нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия в детских дошкольных учреждениях.- Краснодар.- 1999.- 72 с.
  240. Н.И., Коробейникова Т. В., Гуштурова И. В., Смирнова Т. Е., Сапожникова E.H. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности // Успехи физиологических наук.- 1995.- Том 26.- № 1.- С. 123.
  241. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей: Научный доклад на соиск. ученой степени д-ра биол. наук.- Казань.- 1992.- 58 с.
  242. Ю.К. К методике проведения пробы для определения физической работоспособности юных спортсменов // Аспекты адаптации.-Горький.- 1973.- С.140−141.
  243. Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста.- М.- 1977.- С. 124−134.
  244. Г. П. Возрастные особенности ответных реакций у детей дошкольного возраста на физическую нагрузку // Онтогенетические особенности адаптации детей (сборник научн. трудов).- М.- 1985.- С.63−65.
  245. Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова З. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Медицина.- 1978.248 с.
  246. Г. П., Веремкович Л. В., Терентьева В. Г. и др. Дифференцированная оценка состояния здоровья дошкольников группы риска // Гигиена и санитария.-1991.- № 9.- С.50−53.
  247. Jl.В., Юдина Р. А. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание.- 1997а.- № 1.- С.27−30.
  248. Л.В., Юдина Р. А. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание.- 19 976.- № 12.- С.31−32.
  249. Ю.А. Популярный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария.- 1996.- № 1.- С.24−26.
  250. Л.И. Толерантность к физической нагрузке и особенности гемодинамики при различных вариантах течения неревматических кардитов у детей // Охрана здоровья детей и подростков.- Республиканский межведомственный сборник.- Киев.- 1987.- 18.- С.39−44.
  251. Adams F.N. et al. Physical working capacity of children.- Pediatrics.-1961.- V.28.- № 1.- P.55−64.
  252. Astrand P.O. et al. Textbook of work physiology. N.Y.: L.- 1970.- P.147 183.
  253. Badian N.A. Birth orden, maternal age, season of birth & handedness // Cortex.- 1983.-v.19.-P.12.
  254. Bryden M.P. Laterality: functional asymmetry in the intact brain.- N.Y.: Acad. Press.- 1982.-319 p.
  255. Chandler M.P., Dicarlo S.E. An. educational tool for understanding ЯШе cardiopulmonary changes associated with aging // Amer. J. Physiol.- 1994.-267.-№ 6.- Pt3.- P. 17−36.
  256. Coren S. The lateral preference inventory for measurement of handedness, footedness, eyedness and earedness: Norms for young adults // Bull. Psycho-nom. Soc.- 1993.- v.31.- № 1.- P.33.
  257. G. (Доман Г.) Гармоничное развитие ребенка.- М.: «Аквариум».- 1996.- 448 с.
  258. Gazzaniga M.S. The role of language for consious experience: observation from split brain man // Motivation, Motors and Sensory processes of the brain.- Elsevier.- 1980.- P.599−696.
  259. G. (Гилмор Г.) Бег ради жизни // Оздоровительный бег.-Энциклопедия здоровья.- 1995.- С.3−114.
  260. Прдзюк Ю.1., Фякета В. П. Уплыу рознага аб’ему рухальнай актыу-насщ на цэнтральную гемадынамшу i функцыянальны стан сэрца школьшкау малодшых класау // Весщ АН Беларусь Сер. б1ял. н.- 1994.- № 3.- С.73−78,126.
  261. R. (Хилтман Р.) Йога для здоровья.- М.: Советско-британское предприятие «Aspect Press Ltd». — 1991.- 144 с.
  262. Klimt F. Die Anwendung des nach Hettinger Rodahl modifizierten Stufentests bei Kindern // Gesundheitswesen.- 1962.- P.17.
  263. Koinzer K., Ederlein G. Untersuchunden zur Abhangigkeit der PWC170von der Korpermasse bei 10 bis 14-jahrigen Sungen und Madchen.- Med. u. Sport.-1982.- 22.- № 8.- P.240−250.
  264. Lajosi F. Spezifische Fordermassnahmen in Kindertagesstatten anregen und begleiten // Gesundheitswesen.- 1997.- 59 (10).- P.594−597.
  265. Lindemann H. et al. Herzgreguenz Anstieg und W170. Als Mab fur die Leistungsfahigkeit von 5-bis 14 Jahrigen Kindern // L. Kardiol.- 1986.- V.69.- № 7.-P.508−514.
  266. Longoni A. Age factors in lateral preferens // Arch, neural et psichiat.-1988.- V49.- № 1.- P.127−135.
  267. Luch Munn Chun G. E. (ЛахМанЧун Г. Е.) Эта замечательная йога, или взгляд в себя.- М.: Физкультура и спорт.- 1992.- 174 с.
  268. McManus Y., Sik У., Cole D., Mellon A. The development of handed -ness in children // Brit J. Dev.Psichol.- 1988.- V.6.- № 3.- P.257−273.
  269. Melekian B. Lateralization in the human newborn at birth: Asymmetry of the stepping reflex//Neuropsychologia.-1981.- V.19.- № 5.- P.707−711.
  270. Michel G.F. Right-handedness: a consequence of in fant supine head-orientation preference // Science.-1981.- V.212.- № 4495.- P.685−687.
  271. A.M., Хижняк M.I., Оснач T.B До питания про сучасний стан i тенденции сочного розвитку д1тей i пщлптав, якi мешкають на те-piTopii yKpaiHi: обгляд лгсератури // Пeдiaтpiя, акушерство i гшеколопя,-1991.- № 4.- С.25−27.
  272. A.A., Цвагло Г. М., Моюя С. О., Капуро О. Л. Стан (|нзичного розвитку та адаптацшно-компенсаторних можливостей оргашзму часто хворпочих дггей // Пeдiaтpiя, акушерство i гшеколопя.- 1994.- № 2.- С. 1214.
  273. Петрова К, Бояджиева П. Индексът на телесната маса при оценката на състоянието на охраненост и степента на затлъстяване на деца от 6 до 14 годшина възраст // Педиатрия (Бьлг.).- 1995.- V.34.- № 4.- С.33−35.
  274. И. Вхзрастова динамика и характерни особености на функционалната асиметрия на горните крайници // Спорт и наука.- 1994.-№ 9.- С.28−37.
  275. R., Р. 4460. Rev. Cub. Pediatr.- 1986.- V.58.- P. 118−126.
  276. Rife D.S. Heredity & handedness // Scient. Nonthly.-1951.- P.73.
  277. Satz F. Pathological left-handedness: an explanatory model // Cortex.1978.-P.8.
  278. Serra M.L.I., de Cambra S., Salto E., Roura E., Rodrigues F., Vallbona C., Salieras L. Consejo y prescripcion de ejercicio fisico // Med. clin.- 1994.- 102.-Supl.l.- P.100−108.
  279. S., Deych G. (Спрингер С., Дейч Г.). Левый мозг, правый мозг.- М.- 1983.-256 с.
  280. Tanner D (Таннер Дж.) Рост и конституция человека // Биология человека.- М.: Мир.- 1979.- С.336−471.
  281. Todor J.I., Cisheros J. Accomodation to increased accuracy demands by the right and left hands // J. Mot. Behav.- 1985.- v. 17.- № 3. P.78.
  282. Wahlund H. Determination of physical work capacity // Acta med. Scand.- 1948.- Sappl.215.- P.56.
  283. Weymans M., Reybrouk T. Habitual lever of physical activity and cardiorespiratory endurance capacity in children // Eur. J. Appl. physiol. and occyp. physiol.- 1989.- № 8.- P.803−807.
Заполнить форму текущей работой