Решение основных задач технической эксплуатации главных судовых дизелей на базе информационных технологий
Диссертация
Разработка аппаратных средств и систем технической диагностики главных судовых дизелей, алгоритмического и программного обеспечения для контроля и прогнозирования их технического состояния особенно важны, поскольку дают возможность на основе достоверных прогнозов заблаговременно принять соответствующие меры для предотвращения аварийных ситуаций, вынужденных ремонтов и снизить вероятность убытков… Читать ещё >
Содержание
- Условные обозначения
- 1. Состояние и перспективы развития главных судовых дизелей и их технической эксплуатации
- 1. 1. Анализ развития судовых дизельных энергетических установок
- 1. 2. Основные тенденции развития технической эксплуатации главных двигателей
- 1. 3. Анализ применимости информационных технологий для решения задач технической эксплуатации ГД
- Задачи исследования
- 2. Компьютерная поддержка и анализ информационной базы решения задач технической эксплуатации ГД
- 2. 1. Информационно-вычислительные комплексы, используемые при эксплуатации современного судна
- 2. 1. 1. Анализ современного состояния использования информационных технологий в судовых условиях
- 2. 1. 2. Оценка перспектив использования информационного взаимодействия
- 2. 2. Анализ информационной базы для решения задач технической эксплуатации ГД
- 2. 3. Особенности формирования информационной базы ГД
- 2. 1. Информационно-вычислительные комплексы, используемые при эксплуатации современного судна
- Выводы по главе
- 3. Моделирование режимов работы и эксплуатационных характеристик главного судового дизеля
- 3. 1. Требования к моделям элементов ГД, используемых для решения эксплуатационных задач
- 3. 2. Выбор типа модели и анализ возможных методов их получения в условиях эксплуатации
- 3. 3. Программа расчёта статистических моделей
- 3. 4. Определение структуры модели судового малооборотного дизеля
- 3. 5. Определение структуры модели пропульсивного комплекса
- 3. 6. Особенности моделирования ограничительных характеристик судовых дизелей
- Выводы по главе
- 4. Выбор аппаратурных средств и методов контроля технического состояния основных элементов главного двигателя
- 4. 1. Контроль индикаторного процесса и параметров топливоподачи
- 4. 2. Обеспечение контроля температур деталей ЦПГ в условиях эксплуатации
- 4. 3. Обеспечение эксплуатационного контроля технического состояния крейцкопфных подшипников
- 4. 4. Аппаратурные методы контроля технического состояния пропульсивного комплекса
- 4. 5. Информационно-вычислительная система главного двигателя
- Выводы по главе
- 5. Формирование информационной базы решения задач технической эксплуатации ГД в условиях эксплуатации
- 5. 1. Выбор методики получения экспериментальных данных для формирования эталонных и текущих моделей. Л
- 5. 2. Основные характеристики контрольно-измерительной аппаратуры, использованной в эксперименте
- Оценка погрешностей
- 5. 3. Формирование базы данных отказов ЦПГ при термометрировании поршней
- 5. 3. 1. Анализ термограммы развития задира ЦПГ цилиндра № 3
- 5. 3. 2. Анализ термограмм предзадирных состояний ЦПГ цилиндров № 8 и
- 5. 3. 3. Анализ термограмм поршней, предшествующих обнаружению водотечных трещин цилиндров № 5 и
- 5. 4. Формирование базы данных ограничительных параметров для оценки режима работы двигателя
- 5. 3. Формирование базы данных отказов ЦПГ при термометрировании поршней
- Выводы по главе
- 6. Разработка алгоритмов и программного обеспечения поддержки принятия решений в задачах технической эксплуатации ГД
- 6. 1. Оценка технического состояния ГД и идентификация неисправностей
- 6. 2. Формализация процедур принятия решения выбора допустимого режима главного двигателя
- 6. 3. Формализация процедур по предотвращению внезапных и прогнозированию постепенных отказов
- 6. 4. Формализация процедур по оценке сроков докования, технического обслуживания и ремонта ГД
- Выводы по главе
Список литературы
- АведьянЭ.Д., ЦыпкинЯ.З. Обобщенный алгоритм Качмажа // Автоматика и телемеханика. 1979. — № 1. — С. 22−28.
- Амфилохиев Л.Б., Кацман Ф. М. Влияние шероховатости корпуса на мощность, скорость судна и расход топлива // Труды Академии транспорта. Л. — 1994.-Вып. 2.-С. 16−22.
- Башуров Б.П. Выбор математической модели прогнозирования безотказной работы объёмных насосов на основе корреляционного анализа. Изв. ВУЗов. -М.: Машиностроение. 1990. -№ 7. С. 56−59.
- Будзинский В.В. Оценка надёжности крейцкопфных подшипников с учётом особенностей жидкостного трения // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. -М. 1987. — Вып. 12 (656). — С. 1−14.
- Будзинский В.В., Сорокин В. А. Характер усталостного разрушения крейцкопфных подшипников судовых малооборотных дизелей // Судовые энергетические установки: Сб. науч. тр. ЦЬГИИМФа. Л. — 1981. — Вып. 268. -С. 27−36.
- Будзинский В.В., Сорокин В. А. Критерии оценки эксплуатационной надёжности крейцкопфных подшипников судовых дизелей // Организация технического обслуживания: Сб. науч. тр. ЦНИИМФа. Л. — 1979. — Вып. 244. — С. 56−70.177
- Ваншейдт В.А. Конструирование и расчёты прочности судовых дизелей. -Л.: Судостроение, 1969. 339 с.
- Владимиров В.А., Гриншпун А. Е. Обкатка судовых дизелей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1982. — 159 с.
- Влияние сульфатных присадок на лакообразование при высоких температурах / Садыков К. И., Агеев А. Н., Велиева С. М., Джавадова A.A. // Химия и технология топлив и масел. 1985. — № 1. — С. 22−23.
- Вознесенский В.А., Ковальчук А. Ф. Принятие решений по статистическим моделям. М.: Статистика, 1978. — 192 с.
- Возницкий И.В., Грин A.A., Орехов Ю. А. Диагностирование рабочего процесса дизеля по теплотехническим показателям // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. -М. 1984. — Вып. 18 (590). — С. 16−22.
- Воржев Ю.И., ГимбутисК.К. Анализ погрешностей определения среднего индикаторного давления при индицировании дизелей // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. -М. 1982. — Вып. 11 (535). -С. 8−14.
- Гаврилов B.C., Камкин С. В., Шмелев В. П. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок. М.: Транспорт, 1985. — 288 с.
- Глгущенко В.В. Информация, информационные технологии, принятие решений. СПб.: СПГУВК, 1998. — 88 с.
- Глушенко В.В. Информационные сетевые системы принятия решений в условиях неопределённости. СПб.: СПГУВК, 1999. — 114 с.
- ГлэзерХ. Максимальное гидродинамическое давление смазочного слоя в сложнонагруженных подшипниках скольжения // Двигателестроение. -1981. -№ 9. -С. 13−17.
- Гончар Б.М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей // Энергомашиностроение. 1968. — № 7. — С. 34, 35.
- Горб С.И. Моделирование динамики работы дизельных пропульсивных установок на ЭЦВМ. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1986. — 48 с.
- Горб С.И. Моделирование судовых дизельных установок и систем управления. -М.: Транспорт, 1993. 134 с.
- Горб С.И. Эффективность устройств защиты судового малооборотного дизеля от тепловых перегрузок // Двигателестроение. 1990. — № 5. — С. 35−38.
- Грин A.A. Контроль технического состояния судового дизеля по температуре деталей цилиндропоршневой группы // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1980. — Вып. 11 (495). — С. 717.
- Грин A.A. Предпосылки вращательного движения поршневых колец главного судового двигателя // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1996. — Вып. 11 (855). — С. 1−8.
- Гусаков И.А. Вероятностная модель обеспечения безотказности судового дизеля в эксплуатации // Двигателестроение. -1982. № 5. — С. 34−36.
- Двойрис Л.И. Способ построения диагностической модели ДВС по результатам пассивных экспериментов // Двигателестроение. 1982. — № 9. — С. 27,28.
- Демиденко Е.П., Шишкин В. А. Выбор режима работы главного судового двигателя на основе диагностической модели его технического состояния // Двигателестроение. 1982. -№ 3. — С. 41−44.
- Демиденко Е.П., Шишкин В. А. Решение задач эксплуатации главных двигателей с помощью интегральных диагностических моделей // Судостроение. 1985. — № 6. — С. 22−26.
- Дитятев С.Г., Кацман Ф. М. Прогнозирование пропульсивных характеристик судна в эксплуатации // Судостроение. 1982. — № 11. — С. 5−8.179
- Драницын С.H. Современное состояние и дальнейшее совершенствование технической эксплуатации судов морского флота // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1984. — Вып.1 (22). — 64 с.
- Ерченко Г. Н., Шишкин В. А. Получение эталонной модели судового двигателя 8RND90 в условиях эксплуатации методом планирования активного эксперимента // Двигателестроение. 1982. -№ 1. — С. 31,32.
- Зажигаев JI.C., Кишьян A.A., Романиков Ю. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. -231 с.
- Залитис В.А., Порталимов С. А., Комаров И. В. Статистический метод расчёта эталонных характеристик в задачах технического диагностирования // Автоматизация судовых производственных процессов: Тр. ЦНИИМФ. -1984.-С. 62−64.
- Звонцов В.А. О характере изменения корреляционных связей между контролируемыми параметрами главного судового дизеля в эксплуатационных условиях // Двигателестроение. 1980. — № 2. — С. 36−38.
- Иванов В.Д., Швед Ю. А. Эксплуатация судовых дизелей Зульцер. М.: Транспорт, 1975. — 96 с.
- Камкин C.B., Возницкий И. В., Шмелев В. П. Эксплуатация судовых дизелей. М.: Транспорт, 1990. — 344 с.
- Камкин C.B., Пунда A.C., Половинкин B.C. Численное моделирование рабочих процессов четырехтактных дизелей // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1985. — Вып. 20(616). — С. 25−30.
- Козьминых A.B., Красовский О. Г., Горб С. И. Расчёт эксплуатационных параметров судовых дизелей на ЭЦВМ. М.: ЦРИА «Морфлот», 1981. — 44 с.180
- Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД. 31. 20. 50 87. — М.: В/О «Мортехинформреклама», 1988.-218 с.
- Конструирование и расчёт двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов / Дьяченко Н. Х., Харитонов Б. А., Петров В. М. и др.- Под ред. Дьяченко Н. Х. JI.: Машиностроение, 1979. — 392 с.
- Копанёв A.A. Информационные системы судовых энергетических установок. СПб.: СПГУВК, 1999. — 77 с.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. — 480 с.
- Кузькин В.Г., Селянский Б. И., Щагин В. В. Специальные вопросы эксплуатации судовых дизелей. Калининград, КТИРПХ, Кн. изд., 1967. 148 с.
- Лапшин В.И., Сапронов Г. В. Контроль за тепловым состоянием поршней судовых дизелей в эксплуатационных условиях // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1982. — Вып. 7 (531). — С.14−18.
- Левин М.И. Автоматическая безразборная диагностика дизелей. Информационные аспекты // Двигателестроение. 1986. — № 3. — С. 25−27- - № 5. — С. 34−37.
- Левин М.И., Простотин H.H. Метод практической реализации стохастических испытаний дизелей // Двигателестроение. 1980. — № 7. — С. 36,37.
- Маслов В.В. Энергетические установки судов будущего // Судостроение. -1992.-№ 3,-С. 18−20.
- Методика выбора эксплуатационных режимов работы главных судовых дизелей с учётом характеристик гребного винта и условий плавания: РД 31.21.32−84. -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1985. 15 с.
- МирскийГ.Я. Характеристики стохастической взаимосвязи и их измерения. М.: Энергоатомиздат, 1982. — 320 с.
- Михайличенко A.A., Виноградов A.A. Техническая диагностика в эксплуатации судовых автоматизированных дизельных установок: Учебное посо181бие. M.: В/О «Мортехинформреклама», 1988. — 42 с.
- МуринГ.А. Теплотехнические измерения. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Энергия, 1979.-424 с.
- Мясников Ю.Н., Баглюк Ю. В. Проблемы диагностического обеспечения судовых технических средств // Судостроение. 1992. -№ 1. — С. 17−21.
- Николаев В.И. Информационная теория контроля и управления. Л.: Судостроение, 1973. — 126 с.
- Об использовании математических моделей в задачах диагностики технического состояния судовых дизелей / Давыдов Г. А., Камкин C.B., Овсянников М. К., Самсонов Л. А. // Судовые силовые установки: Сб. науч. тр. -М.-1979.-Вып. 15.-С. 67−75.
- Овсянников М.К. Методы планирования многофакторных экспериментов в дизелестроении // Двигателестроение, 1979. № 9. — С. 5−8.
- Овсянников М.К. Влияние шероховатости подводной части корпуса судна на буксировочную мощность // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1996. — Вып. 12 (856). — С. 5−10.
- Овсянников М.К., Петухов В. А. Судовые автоматизированные энергетические установки. М.: Транспорт, 1989. — 256 с.
- Овсянников М.К., Петухов В. А. Судовые дизельные установки: Справочник. Л.: Судостроение, 1986. — 424 с.
- Овсянников М.К., Петухов В. А. Оценка эксплуатационной эффективности судовых МОД нового поколения // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1995. — Вып. 5 (835) — 6 (836). — С. 11−15.
- Овсянников М.К., Петухов В. А. Дизели в пропульсивном комплексе морских судов: Справочник. Л.: Судостроение, 1987. — 255 с.
- Овсянников М.К., Петухов В. А. Дизели на транспортном флоте // Судостроение. 1993. -№ 1,2. — С. 41−45.
- Перельман И.И. Оперативная идентификация объектов управления. -М.: Энергоиздат, 1982. 272 с.182
- Петухов В.А. Анализ развития конструкций и эксплуатации деталей ЦПГ зарубежных судовых дизелей // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1995. — Вып. 7 (837). — 8 (838). — С. 1−19.
- Планирование эксперимента при построении универсальных характерстик малооборотного дизеля / Пахомов Ю. А. и др. // Двигателестроение, 1981. -№ 8.-С. 14, 15.
- Полковников А.К. Рекомендации по использованию системы контроля рабочего процесса при техническом обслуживании и использовании судовых дизелей / Новорос. Гос. мор. акад.- Руководитель Самойленко А. Ю. Новороссийск, 1992. — 16 с.
- Полковников А.К. Анализ способов задания ограничительных характеристик судовых дизелей / Новорос. Гос. мор. акад. Новороссийск, 1996. -18 е.: 7 ил. -Библиогр.: 9 назв. — Деп. в ВИНИТИ 6.11.96, № 3235-В 96.
- Полковников А.К. Формализация некоторых задач технической эксплуатации СЭУ // В сб. тез. докл. Междунар. науч. техн. конф. «Транском -99». «Управление и информационные технологии на транспорте», 12−14 октября 1999 г. — С.-Петербург, 1999. — С. 121.
- Полковников А.К. Решение задач технической эксплуатации СЭУ на основе прогрессивных информационных технологий // В сб. науч. тр. НГМА. -Новороссийск, 1999.-Вып. 4.-С. 28−29.
- Полковников А.К. Экспериментальная оценка теплового состояния крейц-копфных подшипников судового дизеля 8 RND 90 / Новорос. Гос. мор. акад. Новороссийск, 1997. — 11 с. Деп. в ВИНИТИ 13.02.97, № 483 — В 97.
- Полковников А.К. Значение информации для управления и обслуживания судовых энергетических установок // Наука Кубани. Краснодар, 1998. -№ 3. — С. 42−44.
- Построение алгоритма диагностирования малооборотного дизеля на основе регрессионных моделей (для использования с усройством К-748) / Дмитриевский Е. В., Левин М. И., Обозов A.A., Шелков С. М. // Двигателестроение, 1984. -№ 1. -С. 46−49.
- Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 97. — С-Пб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 1997. — 343 с.
- Ржепецкий К.Л., Рихтер A.A. Дизель в судовом пропульсивном комплексе. Л.: Судостроение, 1978. — 256 с.
- Самойленко А.Ю. Мобильная система контроля рабочего процесса судовых дизелей// Сб. науч. тр. НГМА. Краснодар. — 1994. — Вып. 2. — С. 133−135.
- Самойленко А.Ю., Полковников А. К. Температурный контроль крейцкоп-фных подшипников судовых МОД // Наука Кубани. Краснодар, 1997. -№ 1. — С. 12−16.
- Самойленко А.Ю., Шишкин В. А. Устройство для измерения подвижного объекта. Авторское свидетельство № 998 875, опубл. 22.02.83, БИ № 7.
- Самсонов Л.А. Использование метода планирования экспериментов в математических моделях рабочих процессов судовых двигателей // Двигателестроение. 1979. — № 5. — С. 45−47.
- Седаков Л.П., Баракан Г. Х., Калинина М. И. Резервы повышения эконо184мичности современных судовых дизельных энергетических установок // Судостроение. 1987. — № 11. — С. 20−25.
- Семёнов B.C. Теплонапряжённость и долговечность цилиндропоршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1977. — 182 с.
- Семенов B.C. Современные проблемы теории судовых дизелей (рабочий процесс и теплопередача): Тексты лекций. -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991.-110 с.
- Соболев Л.Г. Особенности технического диагностирования мощных судовых дизелей // Судостроение. 1996. — № 7. — С. 26−27.
- Соболев Л.Г., Залитис В. А., Финогенов A.A. Прогнозирование неисправности цилиндропоршневой группы судового дизеля // Судостроение. 1986. -№ 9. — С. 25−27.
- Сорокин В.А. Механическая напряжённость крейцкопфных подшипников судовых дизелей // Энергетические установки и оборудование морских судов: Сб. науч. тр. ЦНИИМФа. -М. 1990. — С. 13−17.
- Сорокин В.А. Условия работы крейцкопфных подшипников малооборотных дизелей // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. -М. 1993. — Вып. 13 (801). — С. 1−28.
- Сорокин В.А. Эксплуатация, ремонт и приработка крейцкопфных подшипников малооборотных дизелей // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1991. — Вып. 9 (749). — С. 1−10.
- Сорокин В.А. Влияние эксплуатационных факторов на работоспособность крейцкопфных подшипников малооборотных дизелей // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. -М. 1992. — Вып. 11 (775). -С. 1−9.
- Статистический метод расчёта эталонов в задачах диагностики / Соболев Л. Г., Залитис В. А., Комаров И. В., Финогенов A.A. // Двигателестроение. 1984. — № 4. — С. 27−28.
- Суханов А.И. Опыт создания за рубежом распределённых комплексных185систем централизованного управления и контроля судовых технических средств // Судостроение. 1987. — № 9. — С. 23−29.
- Темнов В.Н., Гловацкий Р. Ф. Компьютерная поддержка проектирования и метрологического обоснования судовых информационно-вычислительных комплексов // Судостроение. 1989. -№ 12. — С. 19−21.
- Техническое диагностирование судового двигателя / Соболев Л. Г., Агафонов В. Г., Финогенов A.A., Порталимов С. А. // Судостроение. 1982. — № 7. — С. 25−28.
- Трение, изнашивание и смазка: Справочник / Под ред. Крагельского И. В., Алисина В. В. М.: Машиностроение, 1978. — 400 с.
- Федорко П.П. Недостатки термоанализатора MI-1 норвежской фирмы «Аутроника» и пути их устранения // Мор. трансп.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. М. — 1982. — Вып. 13 (537). — С. 15−26.
- Федорко П.П. Температура цилиндровой втулки дизеля как диагностический параметр // Техническая эксплуатация судовых энергетических установок: Сб. науч. тр. ЦНИИМФа. Л. — 1982. — Вып. 277. — С. 40−49.
- Фомин В.Н. Рекурентное оценивание и адаптивная фильтрация.-М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1984. 288 с.
- Фомин Ю.Я. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1989. — 343 с.
- Четыркин Е.М., Калихман И. Л. Вероятность и статистика. М.: Финансы и статистика, 1982. — 319 с.
- Шелков С.М., Алейников С. К., АльшицЛ.Г. Судовые малооборотные дизели//Двигателестроение. 1986. — № 12. — С. 51−55.
- Шелков С.М., Пахомов Ю. А. Анализ конструкций деталей камеры сгорания судовых малооборотных дизелей с прямоточно-клапанной продувкой // Двигателестроение. 1985. — № 5. — С. 5−7.
- Шишкин В.А. Анализ неисправностей и предотвращение повреждений судовых дизелей. М.: Транспорт, 1986. — 192 с.186
- Шишкин В.А., Демиденко Е. П. Стохастическое моделирование работы судового дизеля по данным эксплуатационного контроля // Двигателестроение. 1984. — № 11. — С. 36−38.
- Шишкин В.А., Полковников А. К. Перспективы использования современных информационных технологий в технической эксплуатации судовых энергетических установок // Сб. науч. тр. НГМА. Новороссийск. — 1998. -Вып. З.-С. 197−202.
- Шканов О.В., Березин С. Н., Титаренко А. П. Оценка состояния судовых технических средств // Судостроение. 1992. — № 3. — С. 23−25.
- ЩагинВ.В. Эксплуатационные показатели и характеристики судовых ДВС: Учеб. пособие. Калининград, КТИРПХ, 1992. 121 с.
- Диссертации и авторефераты
- АтанасовА.И. Некоторые вопросы теории составления и исследования алгоритмов диагностики судовой дизельной установки с помощью ЭЦВМ: Дис. канд. техн. наук: 05.04.02. Защищена 16.01.75- Утв. Д 12 465. — Л., 1974.- 141 е.: ил. — Библиогр.: с. 132−141.
- Башуров Б.П. Научные основы технической эксплуатации судового вспомогательного оборудования: Автореферат дис.. д-ра техн. наук: 05.08.05. -С-Пб., 1999.-45 с.
- Демиденко Е.П. Построение диагностических моделей малооборотного дизеля в условиях эксплуатации: Автореферат дис.. канд. техн. наук: 05.08.05. Одесса, 1989. — 23 с.
- Дитятев С.Г. Исследование изменений винтовой характеристики судового187малооборотного дизеля в эксплуатации: Дис.. канд. техн. наук: 05.08.05. Утв. 28.11.84- 4 840 008 955. — Л., 1984. — 290 с.
- Шишкин В.А. Развитие технической эксплуатации судовых энергетических установок на базе информационных технологий: Автореферат дис.. д-ра техн. наук: 05.08.05. С-Пб., 1996. — 50 с.
- Отчёты о научно-исследовательских работах
- Анализ методических и информационных проблем технического диагностирования судовых технических средств. Отчёт о НИР (промежуточный) / РАН, ИПТ- Руководитель Шишкин В. А. № ГР 01.9.30 008 964. — С-Пб., 1992.-82 с.
- Разработка системы централизованного контроля температуры поршней188главного судового двигателя 8 RND 90: Отчет о НИР (промежуточный) / ММФ СССР, НВИМУ- Руководитель Самойленко А. Ю. № ГР 81 009 488- Инв. № 0285.0 38 254. — Новороссийск, 1984. — 37 с.
- Разработка систем оценок технического состояния дизелей с использованием вычислительной техники Ч.1.: Отчёт о НИР (промежуточный) / ММФ СССР, НВИМУ- Руководитель Шишкин В. А. № ГР 01.84.22 462- Инв. № 0285.0.21 630. — Новороссийск, 1984. — 113 с.
- Разработка задач диагностики и выбора режима работы главного двигателя нефтеналивных судов: Отчет о НИР / ММФ СССР, НВИМУ- Руководитель Шишкин В. А. № ГР 01.84.22 462- Инв.№ 0286. 111 701. -Новороссийск, 1985. — 124 с.
- Разработка устройства контроля индикаторного процесса судового дизеля на базе микро-ЭВМ. Отчёт о НИР (заключительный) / АН СССР, ЛФ КПТ- Руководитель Шишкин В. А. № 42. 1.2-- Л.: 1989. — 136 с.
- Assessment of main and bottom end bearings /Technical information to all the Owners of Sulzer A Type DieselEngines, Service Bulletin, A — 2.2, 30.11.94. P. 56.
- Gain D.G. Review of Trends in Computersied System for Operator Support. -Nuclear Safety, 1986, № 4. p. 21−25.189
- Integrating computerised data on ship of future. MER (Marine engineering review), 1985, July,-p. 13−14.
- Redpath G. Crosshead pins and bearings damage // Marine Engineers Review, 1980. April. P. 14.
- Zidan D. Computer aided fault diagnosis // The Motor Ship, 1985. — Vol. 66, № 780.-p. 39−42.
- Global Care News, № 1, 2001. Service News from Wartsila Corporation.
- Global Care News, № 2, 2001. Service News from Wartsila Corporation.
- Schenzle P. Leistungsbedarf und Schiffsgeschwindigkeit unter Dienstbedingungen //STG. 1979. — B.73. — S. 127−144.
- MAN В & W Diesel A/S Libraries Papers. PMI System Pressure Analyser. Sibmitted 26/5/2000.
- Жадобин H.E., Крылов А. П., Малышев В. А. Элементы и функциональные устройства судовой автоматики. Санкт-Петербург, Элмор, 1998, 440 с.
- Computerised Engine Application, Submitted: 7/5/1999. http://www.manbw.dk/