Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики выбора оптимальных типов и количества буксиров для морского порта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I, порту суда общим дедвейтом 3,2 млн.тонн. Мощность морских портов, благодаря техническому перевооружению, будет увеличена на 22 млн.тонн. Большой вклад в переоснащение и перевооружение причальных линий и судов портофлота в XI пятилетке предполагается ввести в порты Восточный, Владивосток, Магадан, Тикси, Новорос. Методы дискретного программирования позволили определить оптимальное количество… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ
    • 1. 1. Состояние проблемы
    • 1. 2. Постановка задачи
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ БУКСИРОВ В
  • ПОРТУ
    • 2. 1. Анализ факторов, определяющих потребность порта в буксирах
    • 2. 2. Анализ структуры и объемов работ буксиров-кантовщишв в порту
    • 2. 3. Исследование закономерностей заходов судов в отечественные порты
    • 2. 4. Исследование практики буксирных операций
    • 2. 5. Исследование сил и моментов, действующих на буксируемый объект, и определение потребной тяги для его буксировки
  • ГЛАВА 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА И ТИПОВ БУКСИРОВ В ПОРТУ. ИЗ
    • 3. 1. Математическая модель определения оптимального количества и типов буксиров с выбором рекомендуемого ордера. ИЗ
    • 3. 2. Математическая модель определения оптимального количества и типош буксиров с выборам относительных частот применения допустимых ордеров
    • 3. 3. Математическая модель выбора дополнительного количества и типов буксиров с учетом обработки лихтеровозов
    • 3. 4. Формирование допустимого количества и типов буксиров для одной буксирной операции
    • 3. 5. Решение сформулированных задач методами дискретного программирования
    • 3. 6. Метод обработки исходной статистической информации, необходимой для решения сформулированных задач
  • ГЛАВА 4. НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА И ТИПОВ БУКСИРОВ
    • 4. 1. Эксплуатационные и экономические нормативы и показатели
    • 4. 2. Бюджет рабочего времени буксиров
    • 4. 3. Число операций с несамоходными баржами
    • 4. 4. Длительность буксирных операций с транспортными судами
    • 4. 5. Длительность буксирных операций с несамоходными баржами
  • ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 5. 1. Численное решение задач выбора оптимального количества и типов буксиров
  • ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

Разработка методики выбора оптимальных типов и количества буксиров для морского порта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I.

Развитие морского транспорта осуществляется в соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития | СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года, утвержденными I ХХУ1 съездом КПСС. За период X и первые года XI пятилетки мор" I ской транспорт подучил развитие, обеспечившее независимость нашей внешней торговли от мирового фрахтового рынка.

В деятельности морского транспорта значительное место занимают порты, пропускная способность которых существенно влияет ¦ на организацию эксплуатации и экономику морского транспорта в целом. Не случайно только в X пятилетке на развитие материально-технической базы портов было выделено 1,6 млрд.рублей. В портах введены в действие перегрузочные комплексы мощностью 44.5 млн. т в год, протяженность причального фронта увеличилась | на 8,4 км. Несмотря на огромные капиталовлохения и на внимание, | уделяемое развитию портов и организации работы в них, они осI таются узким местом в обширной деятельности морского транспорта. Развитие работ в портах по непрерывному плану-графику транспортного узла (НПРГУ), опыт которых был одобрен и рекомендован к повсеместному распространению постановления ЦК КПСС, 1 позволило преодолеть межведомственные перевозки и во многих портах значительно повысить эффективность работы.

В одиннадцатой пятилетке намечено поставить морскому транс.

I, порту суда общим дедвейтом 3,2 млн.тонн. Мощность морских портов, благодаря техническому перевооружению, будет увеличена на 22 млн.тонн. Большой вклад в переоснащение и перевооружение причальных линий и судов портофлота в XI пятилетке предполагается ввести в порты Восточный, Владивосток, Магадан, Тикси, Новорос.

— 5.

5 сийск, Жданов, Ленинград.

Эффективность работы портов и безопасность судов в них в значительной степени определяются парком буксиров-кантовщиков,.

I обслуживающих порт. Установлено, что выбор типов и количества буксиров в данном порту является важной народнохозяйственной I.

I задачей, которая должна осуществляться на научной основе.

Суть дела, если говорить об экономике, — сказал товарищ Ю.В. 1.

Андропов / I /, — состоит в том, что мы вступили в новый этап, I когда возросшие возможности и возросшие общественные потребности диктуют необходимость серьезно повысить уровень всей хозяйственной работы, существенно поднять эффективность экономики, превратить все наше огромное хозяйство в бесперебойно работаюI щий, хорошо отлаженный механизм" .

1 Это положение в полной мере относится к морскому транспор

1 ту. Для решения поставленной проблемы необходимо разработать I ряд математических моделей, учитывающих все реальные особенности работы порта и условий буксировки транспортных судов в пор/ тах. На основе анализа условий и особенностей работы буксиров в порту, факторов, определяющих потребность портов в буксирах, закономерностей заходов судов в порты, исследование практики буксирных операций и гидродинамики буксирных работ созданы таI кие математические модели, описывающие все особенности поставленной проблемы. К числу этих моделей относятся математическая модель определения оптимального количества и типов буксиров в порту с выбором рекомендуемого ордера, математическая модель определения оптимального количества и типов буксиров с выбором относительных частот применения допустимых ордеров, математичеекая модель определения дополнительного количества и типов бук.

I сиров с учетом обработки лихтеровозов, формирование допустимого С количества и типов буксиров для одной буксирной операции.

Методы дискретного программирования позволили определить оптимальное количество и типы буксиров в конкретных отечественных портах на ближайшие годы и на перспективу. В частности, был произведен цикл исследований применительно к портам Ленинград, Калининград, Выборг, Одесса, Ильичевск, Южный, Таллин, /.

Рига, Новороссийск, Владивосток. В результате проведенной рабо-/ты доказана работоспособность методики и возможность внедрения / ее в систему ММФ. Предметом защиты является разработка методи-/ ки определения оптимального количества и типов буксиров, обес-/ печивающих выполнение существующего объема буксирных работ для ' каждого порта ММФ. J.

— 7.

— 194 -ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На основе проведенных исследований разработана и внедрена комплексная методика определения оптимального количества и типов буксиров, необходимых порту для выполнения всех буксирных работ в порту, учитывая обслуживания судов, средства портофло-та, дополнительные работы и пр.

2. Разработанная методика позволяет решать оперативные задачи по выбору конфетных типов и числа потребных буксиров для буксировки определенных объектов при сложившихся навигационных и метеорологических условиях и организационно-технические и методологические вопросы буксировки судов в порту.

3. Для разработки методики.

— создана классификация факторов, влияющихна потребность порта в буксирах;

— произведен анализ сил и моментов, действующих на буксируемый объект, и разработан метод их численного учета при определении потребной суммарной тяги буксиров;

— произведен модельный эксперимент в ледовом опытовом бассейне и получены аналитические зависимости сопротивления среды при повороте судов во льдах от угла поворота и соотношения главных размерений судов;

— получены аналитические зависимости влияния на величину сопротивления движению судна лагом при ограниченной глубине рас-то яния до стенки причала;

— разработан метод сбора и математической обработки исходной информации, необходимой дня определения объема буксирных работ в порту.

4. Создан ряд математических оптимизационных моделей работы буксиров в порту, на основе которых:

— разработан алгоритм и комплекс программ расчета оптимального парка буксиров;

— предложен алгоритм генерирования технически эквивалентных ордеров буксировки судна, исходя из суммарной потребной тяги буксиров с учетом действия внешних факторов,.

5. Для практического внедрения результатов исследований и разработанной методики в портах Балтийского и Черноморского бассейнов произведен комплекс работ, включающие следующее:

— анализ функционирования портофлотов портов Ленинград, Калининград, Выборг, Одесса, Ильичевск и Южный с учетом судозаходов, внутрипортовых перевозок, географических, навигационных, метеорологических и других факторов;

— выполнение практических расчетов на ЕС ЭВМ применительно к ряду отечественных портов, и получено их подтверждение о внедрении результатов расчетов в практику работы портов;

— на основе анализа работы портов и выполненных расчетов для каждого порта разработаны мероприятия по перспективному оптимальному пополнению портов буксирами и предусмотрены предложения, вытекающие из данной работы и направленные на улучшение организации буксирного обслуживания порта.

6. На основе выполненных исследований получены отдельные теоретические положения, в частности:

— установлено, что распределение числа судозаходов не подчиняется закйну Пуассона. При разработке модели работы буксиров в порту нельзя ориентироваться на суммарное число судозаходов, а необходимо анализировать данные о заходах судов по портовым документам;

— выбор буксиров не может производиться для месяца с наибольшим суммарным числом судозаходов;

— число судозаходов не является единственным критерием, определяющим выбор оптимального количества и типов буксиров в порту. Их определение должно основываться на комплексном изучении функционирования порта в целом.

7. Из выполненных исследований и практических работ вытекают следующие рекомендации:

— сбор исходных данных должен производиться только по первичным портовым документам, в частности, по «Журналам заявок на лоцманские проводки», по «Журналам заявок на буксирное обслуживание» и др.;

— число судозаходов должно приниматься не по наиболее загруженному месяцу, а с учетом пиков заходов судов различных групп, приходящихся на различные месяцы;

— в связи со сложностью оптимизационной модели расчеты по методике требуют значительного машинного времени (для порта Ленинград на EC-IO?S от 3 до в часов), поэтому важную роль играет группировка судов по типам, и для выполнения расчетов требуется применение ЭВМ с высоким быстродействием;

— в зависимости от условий работы флота меняются условия работы портов. В связи с этим расчеты по определению оптимальных типов и количества буксиров целесообразно производить регулярно и комплексно для пароходства в целом. В этом случае с изменением условий работы флота становится возможным организацион-нотехнические мероприятия по маневрированию буксирными ресурсами между портами.

Работа внедрена в портах:

— Ленинград, Калининград, Выборг Балтийского МП,.

— Одесса, Ильичевск, Южный Черноморского МП.

По методике в соответствии с заданием Главфлота ММФ определено оптимальное количество и типы буксиров для портов Новороссийск, Владивосток, Таллин, Рига.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.В. Речь на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии 15.08.1983 г.
  2. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 гг. и на период до 1990 г. Материалы: ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
  3. В.Г. Эксплуатация морского флота. М.: Транспорт, 1965. — 559 с.
  4. A.M., ВеледницкиЙ И.О., Ляховицкий A.C. Гидродинамика судов на мелководье. Л.: Судостроение, 1976. — 319 с.
  5. М.И. Статистика морского транспорта. М.: Транспорт, 1979. — 240 с.
  6. .В. Буксирные суда (проектирование и конструкция), Л.: Судостроение, 1974. — 279 с.
  7. В.Г. Разработка методики проектирования оптимальных судов пополнения сухогрузного флота дальневосточного бассейна. / Автореферат. Л.: ЛЮТ, 1983. — 20 с.
  8. А.П., цурбан А.И. Управление судами типа «Инженер Мачульский» при выполнении швартовных операций. ЦБНТИ ММФ, № 3 (143), 1982, с.2−15.
  9. H.A. Планирование и учет грузовых работ морского порта. М.: Морской транспорт, 1958. — 175 с.
  10. Е.С. Теория вероятности. М.: Наука, 1969. -576 с.
  11. Я.И. Сопротивление воды движению судов. -Л.: Судостроение, 1964. 412 с.
  12. Я.И., Мейлунас В. Ф. Исследование гидродинамических характеристик судов при движении лагом и вращении вокруг вертикальной оси. Труды ЛКИ, вып. Х1У, Судпромгиз, 1954, с.54−70.
  13. Я.И., Першиц Р. Я., Титов И. Я. Справочник по теории корабля. Л.: Судпромгиз, 1960. — 688 с.
  14. Гладышев А. И- Методы и модели отраслевого экономического прогнозирования. М.: Экономика, 1977. — 143 с.
  15. М.А., Дубчак В. Х. Научно-технический прогресс на морском транспорте. М.: Транспорт, 1980. — 160 с.
  16. Д. Конструирование компиляторов для цифровых, вычислительных машин. М.: Мир, 19 75. — 544 с.
  17. В.П. Роль морского транспорта в развитии внешнеэкономических связей СССР. М.: Знание, 1980. — 31 с.
  18. Т.Б. Приказ № 156 от 30 сентября 1982 г. Положение о сборах и платах за услуги, оказываемые судам в морских портах СССР.
  19. Т.Б. Морской транспорт СССР в период развитого социализма. М.: Транспорт, 1981. — 101 с.
  20. Г. Е. Организация работы морского флота. М.: Морской транспорт, 1961. — 353 с. 21. 1^ревич Г. Е., Немчиков В.й. Организация и планирование работы морского транспорта. М.: Транспорт, 1972. — 352 с.
  21. Данг Хыу Фу. Определение оптимального состава флота сухогрузных судов смешанного плавания СРВ и выбор их основных характеристик. / Автореферат. Л.: ЛК0, ДЭ82. — 20 с.
  22. Л.О. Экономика, планирование и организация работы портов. М.: Рекламбюро ММФ, 1976, — 53 с.
  23. Егоров Н.1. Физическая океанография. Л.: Гидрометео-издат, 1974. — 455 с.
  24. В.В., Фомкинский Л. И. Судовые тяговые и скоростные расчеты. М.: Речной транспорт, 1959. — 215 с.
  25. М.Н. Теоретические основы и методика расчета оптимального числа грузовых причалов морских портов. / Автореферат. М., 1965. — 20 с.
  26. H.H. Динамическая океанография. М.- Л.: Гид-рометиздат, 1947. — 429 с. 28. йрхин А.П., Шустров Д. Н. Планирование работ флата и портов. М.: Транспорт, 1968. — 272 с.
  27. Ф.М., Дитятев С. Г. Исследования для разработки нормативных требований по эксплуатации комплекса «корпус-двигатель-движитель». № 81 019 484. Л.: ЯВИМУ, 1982. — 234 с.
  28. Ф.М., Музыкантов P.M., Шмелев A.B. Эксплуатационные испытания морских судов. М.: Транспорт, 1970. — 269 с.
  29. Ф.М., Пустотный А. Ф., Штумпф В. М. Пропульсив-ные качества морских судов. Л.: Судостроение., 1972. — 597 с.
  30. В.И., Рывлин А. Я., Фадеев О, В., Ягодкин В. Я. Ледоколы. Л.: Судостроение, 1972. — 286 с.
  31. В.И., Позняк И. И., Рывлин А. Я. Сопротивление льда движению судна. Л.: Судостроение, 1968. — 2 3 5 с.
  32. К.С. Теоретические исследования работы буксирного судна. Л.: ЛБНТОВТ, 1963, вып.1, с.2−135.35. колесников В. Г. Основы экономики и управления морским транспортом, ч.1. М.: Рекламинформбюро ММФ, 1974. — 167 с.
  33. В.А. Справочник лоцмана. М.: Транспорт, 1983. — 152 с.
  34. С.Ф., Пантин А. Л. Экономика морского транспорта. М.: Транспорт, 1979. — 528 с.
  35. В.И., Ступин O.K., Лимонов Э. Л. Экономические обоснования при проектировании морских судов. Л.: Судостроение, 1973. — 475 с.
  36. Э.П. Средства активного управления судами. -Л.: Судостроение, 1969. 263 с.
  37. В.Д. Оперативное управление работой флота. М.: Транспорт, 1981. — 271 с.
  38. В.Д. Исследование операций в задачах управления морским транспортом. ЦБНТ1 ММФ, 1976, с.59−63.
  39. А.Р. Оптимизация оперативного планирования работы порта. М.: Транспорт, 1979. — 172 с.
  40. Методика определения экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. ЦРИА Морфлот, 1979. — 7Z с.
  41. Методические указания к составлению основных направлений и пятилетних планов развития морского транспорта. Л": Отчет ЛЦПКБ № III2I-286−83, Л.: — 1983, — 64 с.
  42. Морские портовые и транспортные буксиры. / Отчет ЛЦПКБ, № 206−1II.434. Л., 1972. — 65 с. 47 ^ Небеснов В. И. Исследование буксирно-кантовочных операций в портах. И.: ЦРИА Морфлот, 1981, с.27−31.
  43. В.И., Попов Ю. Б. Повышение эффективности и безопасности буксирно-кантовочных операций. ЦБНТИ ММФ, № 7(447), 1978, с.7−15.
  44. В.Й., Бурименко Ю.1., Попов К).Б. О продлении межремонтных периодов буксиров-кантовщиков и повышение эффективности их использования. / Сб. Теория и практика модернизациисудов. M.: ЦРйА Морфлот, 1981, с. 131−135.
  45. B.I. Организация работы и управления морским транспортом. М.: Транспорт, 1982. — 343 с.
  46. Нормы технологического проектирования морских портов.-М.: ЦР1А Морфлот, 1980. 122 с.
  47. А.М. Исследование маневрирования двухвинтового пассажирского судна на ограниченной акватории с использованием подруливающего устройства и разработка оптимальной формы инфорг-мации для капитана. / Автореферат. Л.: ЛВИМУ, 1975. — 20 с.
  48. А.К. Морские и портовые буксиры. М.: Морской транспорт, 1948. — 292 с.
  49. Основные особенности создания автоматизированной информационно-справочной системы учета и планирования развития флота. / Научно-технический отчег ЯЦПКБ. Л.: Гос.рег.1 826 062 515, 1983, т.2. — 85 с.
  50. В.М., Рейнов М. Н. Методы оптимизации характеристик и элементов рыбопромысловых и буксирных судов. / Труды ЦНИИ им. ак. Крылов а, вып.267, 1971. 105 с.
  51. В.М. Направления дальнейшего развития методов оптимизации характеристик судов и пополнения флота. / Вопросы судостроения, серия: Проектирование судов, вып.21, 1979, с. З-13.
  52. В.М. Двухэтапная оптимизация характеристик судов и пополнение флота. / Вопросы судостроения, серия: Проектирование судов, вып.21, 1979, с.35−45.
  53. С.Г. Швартовка крупнотоннажных судов. И.: Морфлот, 1975. — 176 с.
  54. Положение о заводском ремонте судов ММФ. К.: Реклам-информбюро ММФ, 1973. — 167 с.
  55. Ю.Д. Корреляционный анализ работы портовых буксиров. / Сб. трудов Союзморниипроекта, № 11(17), 1966, с.7481.
  56. Ю.Д. Математическая модель работы портовых буксиров. / Сб. трудов Союзморниипроекта, й 13(19), 1966, с.37−41.
  57. Ю.Д. Методика обоснования наивыгоднейшего числа и типов буксиров для морских портов. / Автореферат. Л.: ЯЙВТ, 1968. — 16 с.
  58. Ю.Б. Буксирно-кантовочные операции. М.: Транспорт, 1980. — 88 с.
  59. Ю.Б. Выполнение кантовочных работ способом «на таран». ж."Морской флот", № 3, 1973, с.34−35.
  60. Разработка методики и нормативов строительной стоимости и эксплуатационных расходов по судам морского флота для определения абсолютной экономической эффективности судов транспортного и ледокольного флота., Отчет ЦНЙИМФ. Л.: 1978. — 54 с.
  61. .Я., Коган В.1., Белинская 3.А. Применение математических методов для решения задач эксплуатации флота. -М.: Рекламбюро ММФ, 1973. 131 с.
  62. Е.Д. Технико-экономические исследования и изыскания на морском транспорте. М.: Транспорт, 1971. — 373 с.
  63. Й.В., Сорокина М. Г. Метод Ленд и Дойч. -Л.: ЛГУ, 1973. 16 с.
  64. Середа А.-В.И. Алгоритм решения задачи оптимизации пополнения флота. / Сб. НТО им. ак.А. Н. Крылова. Общие вопросы проектирования судов. Материалы по обмену опытом. Л.: Судостроение, 1977, вып.2 51, с.34−37.
  65. Середа А.-В.И. Выбор метода решения целочисленной подзадачи в алгоритме расчленения. / Сб. Методы прикладной математики в судостроении. Оптимизация и стандартизация характеристик судов и их конструкций. Л.: 1978, с.66−69.
  66. Середа А.-В.И. О практической реализации алгоритма Бен-дерса для решения задачи оптимизации пополнения флота. / G6. Методы прикладной математики в судостроении. Оптимизация и стандартизация характеристик судов и их конструкций. Л., 1978, с. 62−65.
  67. A.B. Исследование основных элементов и архитектурно-конструктивного типа морских портовых буксиров-кантовщи-ков. / Диссертация. Л.: ЦШШМФ, 1975.
  68. Состояние технического уровня служебно-вспомогательно-го флота. / Отчет ЛЦПКБ Щ 006-III.74I. Л., 1980. — 46 с.
  69. А.Л. Организация планирования работы морского флота. М.: Транспорт, 1979. — 415 с,
  70. A.A., Яконовский C.B. Определение требуемой тяги и мощности портовых буксиров, «."Судостроение», № 6, 1982, с.11−15.
  71. В.П. Судовождение в стесненных районах. М.: Транспорт, 1980. — 128 с.
  72. Хапудзо Тани. Скорость швартовки крупнотоннажных судови характеристики буксирных судов. Сэмпаку Шиппинг, Токио, К? 10, 1968, Труды Союзморниипроекта, № 70, 1970.
  73. Жу Т. Целочисленное программирование и потоки в сетях.1. М.: Мир, 1974. 519 с.
  74. Д. Статистика для физиков. М.: Мир, 1970. -296 с.
  75. Л.С. Исследование влияния волнения и ветра на скорость судна в эксплуатационных условиях. / Автореферат. -Л., 1978, ЛВИМУ. 22 с.
  76. В.П. Исследование обеспечения навигационной безопасности судна на акватории порта. / Диссертация, Л.: ЛВИМУ, 1978.
  77. Н.А. Управление швартовкой крупнотоннажных танкеров к причалу, ЦБНТИ ММФ, Ш 17(437), 1979, с.3−12.
  78. А.И., Лесков М. М. Морское дело. М.: Транспорт, 1967. — 880 с.
  79. С.В., Алявдина Т. Ф. и др. Методика, нормативы и программа для обоснования пополнения портовых буксиров на ЭВМ. / Отчет ЛЦПКБ № 80 022 499. Л., 1980. — 174 с.
  80. С.В. Выбор потребной тяги при разработке технического задания на проектирование портовых буксиров. / Сб. ра-бот по обмену опытом по вопросам проектирования морских судов.-Л.: ЛБНТОВТ, вып.1, 1963, с.136−186.
  81. Clifford Thew., The appropriate calculation of tug’s resistance and power. 1969, Ship and Boat Int., v.22, № 3, p.56−58.
  82. Colin L. Pielow. Guide to Port Entry. Bulling and Sons Limited, Guildfort and London, 1975. — 869 p.
  83. Isherwood R.M. Wind resistance of merchant ships. -Trans. Roy. Inst., Nav. Archit, 1973, 115, p.327−335, Discuss. P.335−338.
  84. Gill A.D. The calculations of tug forces required to swing ships. Ship and Boat Int., 1975, v.28, № 7, p.54−55.
  85. Motora S. An outline os current studies on the manoeiw-rability by the Ships in restricted water in Japan. Twelfth international towing tank conference, — Rome, September, 1969, p.568−574.
  86. Szmid S. Mozliwofici zastosowania r. achunku operacyjnego do wyznaczania potrebnej liczby holownikow w porcie. J. Bu-downictwo, Okretowe 12, N°3, 1967, S.97−101.
  87. Szicik E. Technika i gospodarska morska, 19, 1969, № 1, S. 29−30.
Заполнить форму текущей работой