Исследование и оценка основополагающих потребительских свойств, формирующих конкурентоспособность пищевых продуктов на примере пива
Диссертация
Апробация работы. Основные положения работы были доложены и получили одобрение на Международном симпозиуме «Федеральные и региональные аспекты государственной политики в области здорового питания» (г. Кемерово, 2002 г.) — Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ТАРИ (г. Казань, 2003 г.) — Всероссийском конгрессе по торговле и общественному питанию (г. Кемерово… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Характеристика рынка продовольственных товаров
- 1. 1. 1. Характеристика рынка пива
- 1. 2. Основы научной классификации и характеристика существующих классификаций продовольственных товаров. Классификация пива
- 1. 3. Качество и конкурентоспособность товаров
- 1. 3. 1. Определение и эволюция понятий «качество» и конкурентоспособность"
- 1. 3. 2. Потребительские свойства и показатели качества продовольственных товаров на примере пива
- 1. 3. 3. Использование показателей качества товаров для оценки их конкурентоспособности
- 1. 1. Характеристика рынка продовольственных товаров
- 2. 1. Организация экспериментальных работ
- 2. 2. Объекты и методы исследований
- 3. 1. Товароведная оценка пива разных производителей
- 3. 1. 1. Общая характеристика исследуемых образцов пива
- 3. 1. 2. Оценка органолептических показателей качества пива
- 3. 1. 3. Изучение физико-химических показателей качества пива
- 3. 1. 4. Исследование микробиологических показателей качества пива
- 3. 2. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений жителей города Кемерово
- 3. 3. Оценка конкурентоспособности пива
- 3. 3. 1. Структура методики оценки конкурентоспособности пива
- 3. 3. 2. Формирование базы сравнения и перечня критериев оценки конкурентоспособности пива
- 3. 3. 3. Разработка системы балльной оценки конкурентоспособности пива
- 3. 3. 4. Исследование потребительских критериев конкурентоспособности пива
- 3. 3. 5. Изучение экономических критериев конкурентоспособности пива
- 3. 3. 6. Определение интегральных показателей конкурентоспособности пива
- 3. 3. 7. Установление градации образцов пива по классам на основании уровня конкурентоспособности
Список литературы
- Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1989.-256 с.
- Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. -№ 6.-С. 12−14.
- Алексеев Н.С., Ганцов Ш. К., Кутянин Г. И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. — М.: Экономика, 1988. 295 с.
- Альперин Л. От обеспечения качества — к обеспечению конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2002. № 1. — С. 61 -65.
- Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. — М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 1997. — 224 с.
- Астратова Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996. — 324 с.
- Астратова Г. В. Современный потребитель продовольственных товаров: кто он? // Маркетинг. 1998. — № 3. — С Л 3 — 25.
- Ахматова М.В., Попов Е. В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 25 — 38.
- Ахметжанова С.Б. Параметры конкурентоспособности пищевой продукции // Маркетинг. 2001.- № 2 (57). — С. 70 — 75.
- Басовский Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000. 212 с.
- Барщевская В.В. Прирастать розницей // Российская торговля. — 2003. № 7.-С. 16- 18.
- Белый Е.М., Барашков С. В. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг.-2002.- № 4. — С. 29 — 34.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
- Биктимирова 3.3. Прогноз уровня жизни населения в 2001—2010 гг. г. // ЭКО. 2001. — № 7. — С.56 — 67.
- Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — M. i Советская энциклопедия, 1973.-Т. 12.-624 с.
- Борисенко А.В. и др. Мы говорим «качество» подразумеваем «конкурентоспособность» // Сертификация. — 2001. — № 9. — С. 12−14.
- Веденеев Д.С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качественных наблюдений // Маркетинг в России и за рубежом. —1998. № 4. -С. 16−21.
- Великая Е.И., Суходол В. Ф. Лабораторный практикум по курсу общей технологии бродильных производств (общие методы контроля). — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. 312 с.
- Главчек Ф. Пивоварение. М.: Пищевая промышленность, 1977. — 251 с.
- Гличев А.В., Рабинович Г. О., Примаков М. И., Синицын М. М. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983. 136 с.
- Глухов А. Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 56 -64.
- Голубкова Е.Н., Шимук А. С. Маркетинговые исследования рынка пива // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 4. — С. 67 — 77.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения /Под общ. ред. Е. П. Голубкова. — М.: Экономика, 1993. — 222 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.-З-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Финпресс», 2003.-496 с.
- Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 е.: ил.
- Грачев Ю.П. Математические методы планирования эксперимента. — М.: Пищевая промышленность, 1979. 200 с.
- Губайдуллина Ф.С. Крупные транснациональные корпорации на новых рынках // ЭКО. 2003. — № 3. — С. 20 — 33.
- ГОСТ 10 444.12−88 Продукты пищевые. Методы определения дрожжей и плесневых грибов.
- ГОСТ 10 444.15−94 Продукты пищевые. Методы определения количества МАФАнМ.
- ГОСТ 12 788–87 Пиво. Методы определения кислотности.
- ГОСТ 12 789–87 Пиво. Методы определения цвета.
- ГОСТ 23 554.2−81 Экспертные методы оценки качества промышленной продукции.
- ГОСТ Р 30 060−93 Пиво. Методы определения органолептических показателей и объема продукции.
- ГОСТ 50 474–93 Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества БГКП (колиформных бактерий).
- ГОСТ 50 480–93 Продукты пищевые. Методы выявления бактерий рода Salmonella.
- ГОСТ Р 50 779.11−2000 Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.
- ГОСТ Р 51 154−98 Пиво. Методы определения двуокиси углерода и стойкости.
- ГОСТ Р 51 174−98 Пиво. Общие технические условия.
- ГОСТ Р 51 303−99 Торговля. Термины и определения.
- Данченок JI.A. Конкурентоспособные цены: вопросы анализа // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2003. № 4. — С.28−34.
- Дмитриев И.Д. Классификация товаров народного потребления. — М.: Экономика, 1976. —176 с.
- Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. СПб.: Питер, 2003. — 160 е.: ил.
- Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.-М. — Харьков-Минск: Питер, 2001. С. 307 — 308.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Издательство стандартов, 1991. — 128 с.
- Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 1996. — 143 с.
- Драчевский JI.B. XXI век: стратегия развития Сибири // ЭКО. 2002. — № 12.-С.8−14.
- Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. — 464 с.
- Душина В.И. Сегментация рынка с учетом простых потребительских свойств товаров // Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. — С. 125 — 127.
- Жиряева Е.В. Товароведение. — СПб: Питер, 2002. — 416 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
- Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2 ФЗ, от 17.12.1999 N 212 — ФЗ).
- Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
- Залесский П.К. Мониторинг потребления и стиля жизни потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.- № 3. — С. 42−46.
- Зверев Д.М. Ассортиментно-ценовой мониторинг розничных продаж торговой марки. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.-№ 6.-С. 4−10.
- Зволинский В.П. Продовольственное обеспечение россиян // ЭКО. — 1995. -№ 7.-С. 108−118.
- ИСО ГОСТ Р 8402 Управление качеством и обеспечение качества Словарь.
- Исследование непродовольственных товаров: Учебное пособие для студентов вузов/ И. М. Лифиц, Е. Д. Леженин, А. И. Меркулова и др. — 2-е изд., перераб. М.: Экономика. 1988. — 343 с.
- Каплина О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива) // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 28 — 48.
- Кайшев В.Г., Бондаренко А. Г. Пищевая промышленность: итоги 2001 года // Пищевая промышленность. — 2002. — № 5. — С. 4 — 5.
- Кайшев В.Г. Положительные тенденции сохраняются. Пищевая и перерабатывающая промышленность: итоги работы в 2002 году, проблемы, перспективы // Пищевая промышленность. 2003. — № 2. — С. 4 — 8.
- Калунянц К.А. Химия солода и пива: Учеб. пособие. М.: Агропромиз-дат, 1990.-176 с.
- Калунянц К.А. Технология солода, пива и безалкогольных напитков. — М.: Колос, 1992. 446 с.
- Князева Э.Б. Экспертная оценка потребительских свойств товаров // Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. — С. 6263.
- Козлов Д.А. Организация маркетинга на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.- № 4.
- Колесник А.А., Елизарова Л. Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: Учеб. для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономика, 1990. 287 с.
- Колчева Р.А., Ермолаева Г. А. Производство пива и безалкогольных напитков. М.: Агропромиздат, 1985. — 262 с.
- Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебн. пособие для вузов/ Г. А. Васильев, JI.А. Ибрагимов, Н. А. Нагапетьянц и др./ Под ред Г. А. Васильева и Н. А. Нагапетьянца. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 135 с.
- Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3 (17). — С. 45 — 59.
- Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. -1997. № 1. С.38−48.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — Спб: Питер Ком, 1999. — 896 е.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента).
- Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Стандарты и качество. 2001. — № 4. — С. 4 — 10.
- Коробкина З.В. Товароведение вкусовых товаров: Учебник для товаровед, фак. торг. вузов. 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1986. — 208 с.
- Короткий Ю. Два взгляда на качество товара // Стандарты и качество. -2002.-№ 1.-С. 58−59.
- Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 336 с.
- Кунце В., Мит Г.Технология солода и пива. Спб: Профессия, 2001.-912 с.
- Лебедев Е.И., Саватеев Е. В. Конкурентоспособность инновационных товаров // Пищевая промышленность. — 2002. № 2. — С. 36 — 38.
- Литвинов А.А. Конкурентоспособность как динамическая категория // Роль предпринимательства в возрождении экономики России. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2000. 139 с.
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт — 2001. — 224 с.
- Лобанов М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6 (26)-С. 53−58.
- Логинов В. Тенденции развития мировых продовольственных рынков // Экономист. 2002. — № 2. — С. 19 — 24.
- Локтев С.В. Пивной рынок России // ЭКО. 2001. — № 7. с. 149 — 157.
- Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. 294 с.
- Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. — М.: «Инфоконт», СП «Медсервис Интернешнл», 1991. — 224 с.
- Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн.- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 703 с.
- Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- под ред. А. Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 е.: ил.
- Маюрникова JI.А. Формирование качества и товароведные характеристики безалкогольных напитков лечебно-профилактического назначения. Дис. д-ра тех. наук.- М., 2001. 389 с.
- Маюрникова JI.A., Габинская О. С. Конкурентоспособность товаров местных производителей как фактор экономической стабильности региона // ТЭК и ресурсы Кузбасса. 2003. — № 4 (13). — С. 88 — 91.
- Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1984. 38 с.
- Методические указания по планированию и обработке результатов эксперимента // Сборник научных трудов ВНИИМП / под ред. В. М. Горбатова. -М.: ВНИИМП, 1981. 152 с.
- Муромкина И.И., Евтушенко Е. В. Особенности использования брэндинга на российском потребительском рынке // Маркетинг. 2000.- № 1.-С.19 — 22.
- Николаева М.А., Лычников Д. С., Неверов А. Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. — М.: Экономика, 1996. — 108 с.
- Николаева М.А. Маркетинг потребительских товаров в условиях российского рынка.// Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7−8. — С. 9 — 13.
- Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 1997. -283 с.
- Окрепилов В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью. Учебное пособие. СПб.: СПбГЭУФ, 1997.-260 с.
- Основные показатели работы промышленности. Статистический юлле-тень (январь-декабрь 2002 г.). — Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2002. 97 с.
- Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. В. М. Власовой — М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
- Печенкин А.Н., Фомин В. Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. 2000.- № 2. — 23 — 26.
- Пилиев С.А., Полянский Д. В., Земина Н. В. Конъюнктурные исследования рынка продовольственных товаров // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998.-№ 3.-С. 80−91.
- Пичурин И.И. Сущность понятия «качество».// Стандарты и качество. — 2002.-№ 8.-С. 62 63.
- Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов. 3-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. — 527 с.
- Позняковский В.М., Маюрникова Л. А. Напитки и продукты брожения: Практическое и учебное пособие. — Кемерово: КемТИПП, 2000. — 79 с.
- Помозова В.А. Технология слабоалкогольных напитков: теоретические и практические аспекты. Кемерово, 2002. —152 с.
- Популярный экономико-статистический словарь-справочник / под. ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1992. — С. 60.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
- Проблемы увеличения производства конкурентоспособных пищевых продуктов за счет новых технологий и повышения качества сельскохозяйственного сырья / Под ред. И. Ф. Горлова, Ю. Н. Нелепова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.-352 с.
- Путиевский Б.Г. Маркетинговое исследование розничного рынка продовольственных товаров // Практический маркетинг. — 1999. № 6. — С.7 — 11.
- Пшенник Ю. Управлять качеством или конкурентоспособностью?// Стандарты и качество. — 2002. № 1. — С. 66 — 67.
- Рамазанов И.А. Формирование имиджа покупателя в условиях российского рынка // Современная торговля. 2003. — № 1. — С.27 — 29.
- РД 50−64−84 Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1984.
- Родина С.Ф. Качество пива, реализуемого на отечественном рынке (на примере Сибирской ярмарки) // Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. — Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. С. 79 — 80.
- Родина Т.Г., Вукс Г. А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, 1994.-192 е.: ил.
- Родионова JI.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. № 1 (15).-С.63−75.
- Рубвальтер Д.А. Проблемы рынка продуктов питания // Вопросы питания. 1995. — № 2. — С. 37 — 40.
- Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь / Сост. В.А. Калашников- Под общей ред. Л. П. Дашковой — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1994. —219 с.
- Рыбаков И.Н. Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях // Стандарты и качество. 1995. — № 12. — С. 43 — 47.
- СанПиН 2.3.2.1078−01 Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, 2001.
- Светуньков С.Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000. — 256 с.
- Светуньков С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве объем-цена-доход. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 1999. — 199 с.
- Светуньков С.Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса. М.: Изд-во МГУ, 1993. 123 с.
- Семин О.А. Стандартизация и управление качеством продовольственных товаров. М.: Экономика, 1979. — 152 с.
- Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. — 2000. № 4. — С. 54 — 58.
- Словарь делового человека /Под науч. ред. О. В. Амуржаева — М.: Экономика, 1992. — С. 236.
- Смоляк С.А., Титаренко Б. П. Устойчивые методы оценивания (статистическая обработка неоднородных совокупностей). М.'Статистика, 1980.-208 с.
- Соловьев Б.Л. Потребительский эффект основа оценки качества товара // Стандарты и качество. — 1997. — № 6. — С. 4 — 6.
- Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции // Пи— щевая промышленность. 2002. — № 10. — С. 14 — 17.
- Сухарева Е. Рынок пива: Премиальные для пивоваров // Новости торговли. 2003. — № 5. — С. 24 — 29.
- Теплов В.И., Серопгган М. В., Боряев В. Е. Коммерческое товароведение: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. — 620 с.
- Тихомиров В.Г. Технология пивоваренного и безалкогольного производства. — М.: Колос, 1999. 448 с.
- Тихомирова Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1999. — 526 с.
- Тихонов Р.М. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1985. — 176 с.
- Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. — М.: Юристь, 2001. 256 с.
- Товароведение продовольственных товаров: Учеб пособие / Л.С. Мику-лович, А. В. Локтев, И. Н. Фуре и др.- Под общ. ред. О. А. Брилевского. — Мн.: БГЭУ, 2001.-614 с.
- Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособие для торг. вузов / Л. А. Боровикова, В. А. Герасимова, A.M. Евдокимов и др. — 2-е изд., пе-рераб. М.: Экономика, 1988. — 352 с.
- Торговля в Кемеровской области. Статистический бюллетень.-Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2003. — 112 с.
- Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под. ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-199 с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с. — (Серия «Высшее образование).
- Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 1995. — № 1. — С. 48 — 52.
- Фейгенбаум А. Новое качество для XXI века // Стандарты и качество. -2000.-№ 6.-С. 59−62.
- Федюкин В.К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник.- Изд. 2-е, перераб и доп. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001. 328 с.
- Цысарь А.В. Обзор существующих методик измерения значимости атрибутов товара / услуги // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 5. с. 14 — 18.
- Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-120 с.
- Чернозуб О.JI. Фокусированная стратегия конкурирования. Опыт реализации на примере марки «Клинское пиво» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.- № 6. — С. 11 — 13.
- Черчилль. Маркетинговые исследования. — СПб: Питер, 2001. 752 е.: ил. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
- Чечеткина Н.М., Путилина Т. И., Горбунева В. В. Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 512 с.
- Чирихин С.Н. Продовольственные рынки — границы и без них // ЭКО. -2001. -№ 6.-С. 141−147.
- Чубинский А.Н., Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002.- № 4. С. 19 — 27.
- Шадрин А.Д. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация // Стандарты и качество. — 2002. № 6. — С. 68 — 73.
- Шепелев А.Ф., Печенежская И. А., Мхитарян К. Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и кондитерских товаров./ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 544 с.
- Шкардун В. Стерхова С. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001.- № 4. — С. 15 — 25.
- Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. А. А. Горячев. — М.: Экономика, 1993. 335 с.
- Экспертиза напитков / Позняковский В. М., Помозова В. А., Киселева Т. М., Пермякова Л. В. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 276 с.
- Экспертиза потребительских свойств новых товаров / Валицкий С. П., Задесенец Е. Е., Зотова И. А. и др. М.: Экономика, 1981. — 176 с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. — 384 с.
- Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. — 1997. № 2.-С. 43−44.
- Burleiqnh Gardner and Sidney Levy. The Produkt and the Brand. Harvard Business Review, Mach-April 1995, p. 37.
- Honti L. Marketing strategy as a means of improving competitiveness // Marketing Hungary. 1994. — № 3. — P. 15−19.
- Hippelvon E. Lead users: a source of novel product concepts // Management Science. 1996. — № 7. -P. 791−805.
- Jackson M. Beer companion. London: Mitchell Beazley, 1994. — 288 p.
- Laser William, Murata Shoji, Rosaka Hiroshi. Japanese marketing: towards a better understanding // Journal of Marketing. — 1995. № 2. — P. 69−81.
- Masloy A.H. Lessons from the Peak-Experiences // Journal of Humanistic Psychology. 1992. — P. 2−9.
- Rogers E. M. Diffusion of Innovations.- New York: The Free Press, 1984.
- Wilson B. Organizing for consumer goods marketing. Hand Book of modern marketing. New York: Mc Grow Hill Book Co, 1996. — 50.3−50.14.