Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование и оценка основополагающих потребительских свойств, формирующих конкурентоспособность пищевых продуктов на примере пива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения работы были доложены и получили одобрение на Международном симпозиуме «Федеральные и региональные аспекты государственной политики в области здорового питания» (г. Кемерово, 2002 г.) — Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ТАРИ (г. Казань, 2003 г.) — Всероссийском конгрессе по торговле и общественному питанию (г. Кемерово… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Характеристика рынка продовольственных товаров
      • 1. 1. 1. Характеристика рынка пива
    • 1. 2. Основы научной классификации и характеристика существующих классификаций продовольственных товаров. Классификация пива
    • 1. 3. Качество и конкурентоспособность товаров
      • 1. 3. 1. Определение и эволюция понятий «качество» и конкурентоспособность"
      • 1. 3. 2. Потребительские свойства и показатели качества продовольственных товаров на примере пива
      • 1. 3. 3. Использование показателей качества товаров для оценки их конкурентоспособности
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.4g
    • 2. 1. Организация экспериментальных работ
    • 2. 2. Объекты и методы исследований
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Товароведная оценка пива разных производителей
      • 3. 1. 1. Общая характеристика исследуемых образцов пива
      • 3. 1. 2. Оценка органолептических показателей качества пива
      • 3. 1. 3. Изучение физико-химических показателей качества пива
      • 3. 1. 4. Исследование микробиологических показателей качества пива
    • 3. 2. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений жителей города Кемерово
    • 3. 3. Оценка конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 1. Структура методики оценки конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 2. Формирование базы сравнения и перечня критериев оценки конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 3. Разработка системы балльной оценки конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 4. Исследование потребительских критериев конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 5. Изучение экономических критериев конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 6. Определение интегральных показателей конкурентоспособности пива
      • 3. 3. 7. Установление градации образцов пива по классам на основании уровня конкурентоспособности
  • ВЫВОДЫ

Исследование и оценка основополагающих потребительских свойств, формирующих конкурентоспособность пищевых продуктов на примере пива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Проблема повышения качества и конкурентоспособности товаров занимает одно из важнейших мест среди проблем современной экономики. Качество товаров прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере — обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Поэтому приоритетным направлением развития экономики страны на современном этапе считается насыщение продовольственного рынка конкурентоспособными отечественными товарами, способствующее экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого ее региона. Важность проблемы качества нашла свое подтверждение в Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг, направленной на реализацию национальных интересов страны и достижение конкурентоспособности отечественной продукции [70].

Эти направления содержатся и в Стратегии экономического развития Сибири в период до 2010 г., разработанной по поручению президента Российской Федерации В. В. Путина. Одной из задач данного документа является значительное укрепление хозяйственных взаимосвязей, как между областями самой Сибири, так и с другими регионами страны. Предполагается устранить разрыв в уровне развития сибирских территорий и обеспечить создание условий для достижения достаточно высокого уровня жизни населения во всех регионах Сибири, а также для создания благоприятных предпосылок для существенного укрепления их торгово-экономического взаимодействия [46].

Политика государства направлена на поддержание в федеральных округах региональных программ повышения качества и конкурентоспособности продукции [148]. Это делает проблему повышения качества и конкурентоспособности продовольственных товаров отечественных производителей актуальной для страны на современном этапе.

Особое значение при этом приобретают вопросы оценки качества и конкурентоспособности товаров, получившие свое развитие в трудах российских и зарубежных ученых: Лифица И. М., Николаевой М. А., Светунькова С. Г., Фатхутдинова Р. А., Юданова А. Ю., Котлера Ф., Портера М. и др.

Актуальность изучения основополагающих потребительских свойств, формирующих конкурентоспособность продовольственных товаров, обусловлена наличием следующих предпосылок.

Продовольственные товары, обладая пищевой ценностью и вкусовыми свойствами и оказывая влияние на организм человека, требуют оценки качества с точки зрения специалиста. В то же время, оценка товаров на соответствие их качества требованиям нормативных документов является недоступной потребителю, который, отдавая предпочтение конкретному товару из общего товарного предложения, формирует его конкурентоспособность. Поэтому актуальным является изучение основополагающих потребительских, свойств товара, являющихся критериями его конкурентоспособности, и использование системы их количественной оценки, что способствует укреплению рыночной позиции товаров и принятию оперативных коммерческих решений работающих с ними субъектов рынка.

Работа выполнялась в рамках сотрудничества с Департаментом торговли Администрации Кемеровской области (Приложение 1).

Цель и задачи исследований.

Целью настоящей диссертационной работы явилось изучение основополагающих потребительских свойств пива, являющихся критериями его конкурентоспособности, и разработка системы их балльной оценки.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

— провести товароведную оценку отдельных образцов пива, реализуемого на товарном рынке г. Кемерово;

— изучить потребительские предпочтения жителей г. Кемерово в отношении пива;

— выявить основополагающие потребительские свойства пива, являющиеся критериями его конкурентоспособности;

— разработать систему балльной оценки критериев конкурентоспособности и определить в ней место потребительских свойств пива;

— разработать методику оценки конкурентоспособности пива с использованием системы балльной оценки и шкалу градации пива по классам конкурентоспособности.

Научная новизна.

Получены новые данные о потребительских предпочтениях жителей г. Кемерово в отношении пива и положении на рынке торговых марок пива, как местных производителей, так и производителей других регионов.

Выявлен перечень критериев и установлена преимущественная роль основополагающих потребительских свойств пива в оценке его конкурентоспособности.

Впервые разработана система балльной оценки потребительских критериев пива и показателя «известность торговой марки».

Предложена модифицированная методика оценки конкурентоспособности пива с использованием трех групп показателей: потребительскихэкономическихизвестности торговой марки.

Разработана шкала градации пива на классы на основании уровня конкурентоспособности. Дано определение классов конкурентоспособности для установления конкурентной позиции отдельных товаров.

Практическая значимость и реализация результатов.

Разработанные в диссертационной работе положения и полученные результаты служат теоретической, методологической и практической базой для оценки конкурентоспособности и конкурентной позиции отдельных торговых марок пива производителями пива и предприятиями торговли при формировании ассортиментной политики и организации продаж.

Разработанная методика использована для оценки конкурентоспособности пива в предприятиях торговли (ОАО «Радуга», ООО «Элис компани») и ОАО «Новокемеровский пивобезалкогольный завод».

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Кемеровского технологического института пищевой промышленности и Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета в лекционных курсах и на практических занятиях по дисциплинам: «Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров», «Товары и услуги как объект коммерции», «Товароведение и экспертиза товаров» для специальностей 351 100 «Товароведение и экспертиза товаров», 351 300 «Коммерция (торговое дело)» и 61 500 «Маркетинг».

Апробация работы. Основные положения работы были доложены и получили одобрение на Международном симпозиуме «Федеральные и региональные аспекты государственной политики в области здорового питания» (г. Кемерово, 2002 г.) — Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ТАРИ (г. Казань, 2003 г.) — Всероссийском конгрессе по торговле и общественному питанию (г. Кемерово, 2003 г.) — Международной научно-практической конференции «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес — пространства» (г. Челябинск, 2003 г.) — Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2003 г.) и др.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 научных работ, из них в центральной печати — 1.

выводы.

1. Результаты товароведной оценки 14-ти исследованных образцов пива, взятых из торговли, свидетельствуют о том, что по органолептическим и физико-химическим показателям все образцы соответствуют требованиям ГОСТ Р 51 174−98, по микробиологическим показателям — требованиям Сан-ПиН 2.3.2.1078−01, за исключением двух образцов, в которых установлено превышение допустимого уровня по показателю КМАФАнМ.

2. Проведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений жителей г. Кемерово, в результате которых выявлено отношение потребителей к отдельным торговым маркам пива. Установлены конкурентные позиции пива, как местных производителей, так и производителей других регионов. Выявлено, что 67,2% потребителей отдает предпочтение пиву отечественных торговых марок, из них 81,8% предпочитает пиво местных производителей- 12,8% потребителей покупает пиво зарубежных торговых марок.

3. При изучении потребительских предпочтений установлено, что на выбор покупателей оказывают наибольшее влияние потребительские показатели пива (в процентах от числа опрошенных): качество товара (до 57,5), в котором основная роль отводится органолептическим показателям (до 41,6) — качество упаковки (до 77,8) — информативность упаковки (67,9) — дизайн упаковки (47,2). Цена и известность торговой марки занимают второе и третье места по значимости (67,0% и 57,6% соответственно).

4. Разработана шкала балльной оценки потребительских критериев конкурентоспособности пива, в число которых вошли органолептические показатели, информативность маркировки, информационная и художественная выразительность упаковки. Установлено влияние на выбор потребителями пива показателя «известность торговой марки», значимость которого отметили 57,6% опрошенных. Обоснована целесообразность введения в оценку конкурентоспособности пива названного показателя и разработана шкала его оценки.

5. Предложена методика определения конкурентоспособности пива с использованием трех групп критериев: потребительских, экономических, известности торговой марки, и соответствующих названным критериям коэффициентов весомости.

6. На основании результатов комплексного исследования и расчета уровня конкурентоспособности разработана шкала градации пива по классам конкурентоспособности. Определены пять классов конкурентоспособности пива.

7. Обоснована целесообразность и необходимость проведения оценки конкурентоспособности пива для установления класса конкурентоспособности и принятия субъектами рынка оперативных коммерческих решений при формировании рационального ассортимента товаров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1989.-256 с.
  2. А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. -№ 6.-С. 12−14.
  3. Н.С., Ганцов Ш. К., Кутянин Г. И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. — М.: Экономика, 1988. 295 с.
  4. Л. От обеспечения качества — к обеспечению конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2002. № 1. — С. 61 -65.
  5. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. — М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 1997. — 224 с.
  6. Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996. — 324 с.
  7. Г. В. Современный потребитель продовольственных товаров: кто он? // Маркетинг. 1998. — № 3. — С Л 3 — 25.
  8. М.В., Попов Е. В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 25 — 38.
  9. С.Б. Параметры конкурентоспособности пищевой продукции // Маркетинг. 2001.- № 2 (57). — С. 70 — 75.
  10. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000. 212 с.
  11. В.В. Прирастать розницей // Российская торговля. — 2003. № 7.-С. 16- 18.
  12. Е.М., Барашков С. В. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг.-2002.- № 4. — С. 29 — 34.
  13. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  14. Биктимирова 3.3. Прогноз уровня жизни населения в 2001—2010 гг. г. // ЭКО. 2001. — № 7. — С.56 — 67.
  15. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — M. i Советская энциклопедия, 1973.-Т. 12.-624 с.
  16. А.В. и др. Мы говорим «качество» подразумеваем «конкурентоспособность» // Сертификация. — 2001. — № 9. — С. 12−14.
  17. Д.С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качественных наблюдений // Маркетинг в России и за рубежом. —1998. № 4. -С. 16−21.
  18. Е.И., Суходол В. Ф. Лабораторный практикум по курсу общей технологии бродильных производств (общие методы контроля). — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. 312 с.
  19. Ф. Пивоварение. М.: Пищевая промышленность, 1977. — 251 с.
  20. А.В., Рабинович Г. О., Примаков М. И., Синицын М. М. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983. 136 с.
  21. А. Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 56 -64.
  22. Е.Н., Шимук А. С. Маркетинговые исследования рынка пива // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 4. — С. 67 — 77.
  23. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения /Под общ. ред. Е. П. Голубкова. — М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  24. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.-З-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Финпресс», 2003.-496 с.
  25. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 е.: ил.
  26. Ю.П. Математические методы планирования эксперимента. — М.: Пищевая промышленность, 1979. 200 с.
  27. Ф.С. Крупные транснациональные корпорации на новых рынках // ЭКО. 2003. — № 3. — С. 20 — 33.
  28. ГОСТ 10 444.12−88 Продукты пищевые. Методы определения дрожжей и плесневых грибов.
  29. ГОСТ 10 444.15−94 Продукты пищевые. Методы определения количества МАФАнМ.
  30. ГОСТ 12 788–87 Пиво. Методы определения кислотности.
  31. ГОСТ 12 789–87 Пиво. Методы определения цвета.
  32. ГОСТ 23 554.2−81 Экспертные методы оценки качества промышленной продукции.
  33. ГОСТ Р 30 060−93 Пиво. Методы определения органолептических показателей и объема продукции.
  34. ГОСТ 50 474–93 Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества БГКП (колиформных бактерий).
  35. ГОСТ 50 480–93 Продукты пищевые. Методы выявления бактерий рода Salmonella.
  36. ГОСТ Р 50 779.11−2000 Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.
  37. ГОСТ Р 51 154−98 Пиво. Методы определения двуокиси углерода и стойкости.
  38. ГОСТ Р 51 174−98 Пиво. Общие технические условия.
  39. ГОСТ Р 51 303−99 Торговля. Термины и определения.
  40. JI.A. Конкурентоспособные цены: вопросы анализа // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2003. № 4. — С.28−34.
  41. И.Д. Классификация товаров народного потребления. — М.: Экономика, 1976. —176 с.
  42. М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. СПб.: Питер, 2003. — 160 е.: ил.
  43. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.-М. — Харьков-Минск: Питер, 2001. С. 307 — 308.
  44. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Издательство стандартов, 1991. — 128 с.
  45. С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 1996. — 143 с.
  46. Драчевский JI.B. XXI век: стратегия развития Сибири // ЭКО. 2002. — № 12.-С.8−14.
  47. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. — 464 с.
  48. В.И. Сегментация рынка с учетом простых потребительских свойств товаров // Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. — С. 125 — 127.
  49. Е.В. Товароведение. — СПб: Питер, 2002. — 416 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  50. Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2 ФЗ, от 17.12.1999 N 212 — ФЗ).
  51. Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
  52. П.К. Мониторинг потребления и стиля жизни потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.- № 3. — С. 42−46.
  53. Д.М. Ассортиментно-ценовой мониторинг розничных продаж торговой марки. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.-№ 6.-С. 4−10.
  54. В.П. Продовольственное обеспечение россиян // ЭКО. — 1995. -№ 7.-С. 108−118.
  55. ИСО ГОСТ Р 8402 Управление качеством и обеспечение качества Словарь.
  56. Исследование непродовольственных товаров: Учебное пособие для студентов вузов/ И. М. Лифиц, Е. Д. Леженин, А. И. Меркулова и др. — 2-е изд., перераб. М.: Экономика. 1988. — 343 с.
  57. О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива) // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 28 — 48.
  58. В.Г., Бондаренко А. Г. Пищевая промышленность: итоги 2001 года // Пищевая промышленность. — 2002. — № 5. — С. 4 — 5.
  59. В.Г. Положительные тенденции сохраняются. Пищевая и перерабатывающая промышленность: итоги работы в 2002 году, проблемы, перспективы // Пищевая промышленность. 2003. — № 2. — С. 4 — 8.
  60. К.А. Химия солода и пива: Учеб. пособие. М.: Агропромиз-дат, 1990.-176 с.
  61. К.А. Технология солода, пива и безалкогольных напитков. — М.: Колос, 1992. 446 с.
  62. Э.Б. Экспертная оценка потребительских свойств товаров // Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. — С. 6263.
  63. Д.А. Организация маркетинга на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.- № 4.
  64. А.А., Елизарова Л. Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: Учеб. для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономика, 1990. 287 с.
  65. Р.А., Ермолаева Г. А. Производство пива и безалкогольных напитков. М.: Агропромиздат, 1985. — 262 с.
  66. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебн. пособие для вузов/ Г. А. Васильев, JI.А. Ибрагимов, Н. А. Нагапетьянц и др./ Под ред Г. А. Васильева и Н. А. Нагапетьянца. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 135 с.
  67. Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3 (17). — С. 45 — 59.
  68. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. -1997. № 1. С.38−48.
  69. Ф. Маркетинг менеджмент. — Спб: Питер Ком, 1999. — 896 е.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента).
  70. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Стандарты и качество. 2001. — № 4. — С. 4 — 10.
  71. З.В. Товароведение вкусовых товаров: Учебник для товаровед, фак. торг. вузов. 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1986. — 208 с.
  72. Ю. Два взгляда на качество товара // Стандарты и качество. -2002.-№ 1.-С. 58−59.
  73. А.И. Социология для экономистов: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 336 с.
  74. В., Мит Г.Технология солода и пива. Спб: Профессия, 2001.-912 с.
  75. Е.И., Саватеев Е. В. Конкурентоспособность инновационных товаров // Пищевая промышленность. — 2002. № 2. — С. 36 — 38.
  76. А.А. Конкурентоспособность как динамическая категория // Роль предпринимательства в возрождении экономики России. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2000. 139 с.
  77. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт — 2001. — 224 с.
  78. М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6 (26)-С. 53−58.
  79. В. Тенденции развития мировых продовольственных рынков // Экономист. 2002. — № 2. — С. 19 — 24.
  80. С.В. Пивной рынок России // ЭКО. 2001. — № 7. с. 149 — 157.
  81. Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. 294 с.
  82. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. — М.: «Инфоконт», СП «Медсервис Интернешнл», 1991. — 224 с.
  83. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн.- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 703 с.
  84. Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- под ред. А. Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 е.: ил.
  85. JI.А. Формирование качества и товароведные характеристики безалкогольных напитков лечебно-профилактического назначения. Дис. д-ра тех. наук.- М., 2001. 389 с.
  86. JI.A., Габинская О. С. Конкурентоспособность товаров местных производителей как фактор экономической стабильности региона // ТЭК и ресурсы Кузбасса. 2003. — № 4 (13). — С. 88 — 91.
  87. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1984. 38 с.
  88. Методические указания по планированию и обработке результатов эксперимента // Сборник научных трудов ВНИИМП / под ред. В. М. Горбатова. -М.: ВНИИМП, 1981. 152 с.
  89. И.И., Евтушенко Е. В. Особенности использования брэндинга на российском потребительском рынке // Маркетинг. 2000.- № 1.-С.19 — 22.
  90. М.А., Лычников Д. С., Неверов А. Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. — М.: Экономика, 1996. — 108 с.
  91. М.А. Маркетинг потребительских товаров в условиях российского рынка.// Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7−8. — С. 9 — 13.
  92. М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 1997. -283 с.
  93. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью. Учебное пособие. СПб.: СПбГЭУФ, 1997.-260 с.
  94. Основные показатели работы промышленности. Статистический юлле-тень (январь-декабрь 2002 г.). — Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2002. 97 с.
  95. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. В. М. Власовой — М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
  96. А.Н., Фомин В. Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. 2000.- № 2. — 23 — 26.
  97. С.А., Полянский Д. В., Земина Н. В. Конъюнктурные исследования рынка продовольственных товаров // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998.-№ 3.-С. 80−91.
  98. И.И. Сущность понятия «качество».// Стандарты и качество. — 2002.-№ 8.-С. 62 63.
  99. В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов. 3-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. — 527 с.
  100. В.М., Маюрникова Л. А. Напитки и продукты брожения: Практическое и учебное пособие. — Кемерово: КемТИПП, 2000. — 79 с.
  101. В.А. Технология слабоалкогольных напитков: теоретические и практические аспекты. Кемерово, 2002. —152 с.
  102. Популярный экономико-статистический словарь-справочник / под. ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1992. — С. 60.
  103. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
  104. Проблемы увеличения производства конкурентоспособных пищевых продуктов за счет новых технологий и повышения качества сельскохозяйственного сырья / Под ред. И. Ф. Горлова, Ю. Н. Нелепова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.-352 с.
  105. .Г. Маркетинговое исследование розничного рынка продовольственных товаров // Практический маркетинг. — 1999. № 6. — С.7 — 11.
  106. Ю. Управлять качеством или конкурентоспособностью?// Стандарты и качество. — 2002. № 1. — С. 66 — 67.
  107. И.А. Формирование имиджа покупателя в условиях российского рынка // Современная торговля. 2003. — № 1. — С.27 — 29.
  108. РД 50−64−84 Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1984.
  109. С.Ф. Качество пива, реализуемого на отечественном рынке (на примере Сибирской ярмарки) // Качество и полезность: пути повышения и роста: Материалы международной научно-практической конференции. — Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. С. 79 — 80.
  110. Т.Г., Вукс Г. А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, 1994.-192 е.: ил.
  111. JI.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. № 1 (15).-С.63−75.
  112. Д.А. Проблемы рынка продуктов питания // Вопросы питания. 1995. — № 2. — С. 37 — 40.
  113. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь / Сост. В.А. Калашников- Под общей ред. Л. П. Дашковой — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1994. —219 с.
  114. И.Н. Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях // Стандарты и качество. 1995. — № 12. — С. 43 — 47.
  115. СанПиН 2.3.2.1078−01 Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, 2001.
  116. С.Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000. — 256 с.
  117. С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве объем-цена-доход. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 1999. — 199 с.
  118. С.Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса. М.: Изд-во МГУ, 1993. 123 с.
  119. О.А. Стандартизация и управление качеством продовольственных товаров. М.: Экономика, 1979. — 152 с.
  120. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. — 2000. № 4. — С. 54 — 58.
  121. Словарь делового человека /Под науч. ред. О. В. Амуржаева — М.: Экономика, 1992. — С. 236.
  122. С.А., Титаренко Б. П. Устойчивые методы оценивания (статистическая обработка неоднородных совокупностей). М.'Статистика, 1980.-208 с.
  123. .Л. Потребительский эффект основа оценки качества товара // Стандарты и качество. — 1997. — № 6. — С. 4 — 6.
  124. Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции // Пи— щевая промышленность. 2002. — № 10. — С. 14 — 17.
  125. Е. Рынок пива: Премиальные для пивоваров // Новости торговли. 2003. — № 5. — С. 24 — 29.
  126. В.И., Серопгган М. В., Боряев В. Е. Коммерческое товароведение: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. — 620 с.
  127. В.Г. Технология пивоваренного и безалкогольного производства. — М.: Колос, 1999. 448 с.
  128. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1999. — 526 с.
  129. Р.М. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1985. — 176 с.
  130. .Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. — М.: Юристь, 2001. 256 с.
  131. Товароведение продовольственных товаров: Учеб пособие / Л.С. Мику-лович, А. В. Локтев, И. Н. Фуре и др.- Под общ. ред. О. А. Брилевского. — Мн.: БГЭУ, 2001.-614 с.
  132. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособие для торг. вузов / Л. А. Боровикова, В. А. Герасимова, A.M. Евдокимов и др. — 2-е изд., пе-рераб. М.: Экономика, 1988. — 352 с.
  133. Торговля в Кемеровской области. Статистический бюллетень.-Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2003. — 112 с.
  134. Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под. ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-199 с.
  135. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с. — (Серия «Высшее образование).
  136. Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 1995. — № 1. — С. 48 — 52.
  137. А. Новое качество для XXI века // Стандарты и качество. -2000.-№ 6.-С. 59−62.
  138. В.К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник.- Изд. 2-е, перераб и доп. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001. 328 с.
  139. А.В. Обзор существующих методик измерения значимости атрибутов товара / услуги // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 5. с. 14 — 18.
  140. И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-120 с.
  141. О.JI. Фокусированная стратегия конкурирования. Опыт реализации на примере марки «Клинское пиво» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000.- № 6. — С. 11 — 13.
  142. Черчилль. Маркетинговые исследования. — СПб: Питер, 2001. 752 е.: ил. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  143. Н.М., Путилина Т. И., Горбунева В. В. Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 512 с.
  144. С.Н. Продовольственные рынки — границы и без них // ЭКО. -2001. -№ 6.-С. 141−147.
  145. А.Н., Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002.- № 4. С. 19 — 27.
  146. А.Д. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация // Стандарты и качество. — 2002. № 6. — С. 68 — 73.
  147. А.Ф., Печенежская И. А., Мхитарян К. Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и кондитерских товаров./ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 544 с.
  148. В. Стерхова С. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001.- № 4. — С. 15 — 25.
  149. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. А. А. Горячев. — М.: Экономика, 1993. 335 с.
  150. Экспертиза напитков / Позняковский В. М., Помозова В. А., Киселева Т. М., Пермякова Л. В. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 276 с.
  151. Экспертиза потребительских свойств новых товаров / Валицкий С. П., Задесенец Е. Е., Зотова И. А. и др. М.: Экономика, 1981. — 176 с.
  152. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. — 384 с.
  153. А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. — 1997. № 2.-С. 43−44.
  154. Burleiqnh Gardner and Sidney Levy. The Produkt and the Brand. Harvard Business Review, Mach-April 1995, p. 37.
  155. Honti L. Marketing strategy as a means of improving competitiveness // Marketing Hungary. 1994. — № 3. — P. 15−19.
  156. Hippelvon E. Lead users: a source of novel product concepts // Management Science. 1996. — № 7. -P. 791−805.
  157. Jackson M. Beer companion. London: Mitchell Beazley, 1994. — 288 p.
  158. Laser William, Murata Shoji, Rosaka Hiroshi. Japanese marketing: towards a better understanding // Journal of Marketing. — 1995. № 2. — P. 69−81.
  159. Masloy A.H. Lessons from the Peak-Experiences // Journal of Humanistic Psychology. 1992. — P. 2−9.
  160. Rogers E. M. Diffusion of Innovations.- New York: The Free Press, 1984.
  161. Wilson B. Organizing for consumer goods marketing. Hand Book of modern marketing. New York: Mc Grow Hill Book Co, 1996. — 50.3−50.14.
Заполнить форму текущей работой