Формирование стратегии промышленного предприятия на основе концепции сбалансированной системы показателей его деятельности
Диссертация
Степень разработанности проблемы. Вопросы построения, функционирования и развития предприятий вызывают интерес у зарубежных и отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Теоретическим фундаментом исследований в данной области можно считать работы К. Барнарда, К. Боуэна, Р. Грюнинга, П. Друккера, А. Маршалла, М. Мескона, Б. Мильнера, А. Пригожина, А. Смита, А. Тихомирова и других… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Системная концепция стратегического развития предприятия в современных условиях
- 1. 2. Теоретические модели формирования стратегии: модель факторов стоимости
- 1. 3. Сбалансированная система показателей (ССП) как инструмент стратегического управления
- 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТИЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА
- 2. 1. Методика оценки исходных стратегических составляющих деятельности предприятия
- 2. 2. Методика анализа направлений «стратегической триады» для разработки стратегии промышленного предприятия
- 2. 3. Характеристика и анализ рынка метизной продукции как объекта стратегического управления
- 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТИЗНОГО ПРОИЗВОДСТВ А
- 3. 1. Применение концепции сбалансированной системы показателей деятельности в метизной группе предприятий «Северсталь-Метиз»
- 3. 2. Предложения по формированию алгоритма построения стратегических карт на промышленных предприятиях
- 3. 3. Разработка проекта стратегической карты для ОАО «ОСПАЗ»
Список литературы
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.-336 с.
- Абчук В.А. Экономико-математические методы. Элементарная математика и логика. Методы исследования операций. — М.: Союз, 2000. — 320 с.
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО Типография НОВОСТИ, 2000. 256 с.
- Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. -М.: Альпина Паблишер, 2002. 287 с.
- Айвазян К. 3. Теория организации. СПб: МИР, 1999.- 480 с.
- Акофф Р.Л. Планирование в больших экономических системах. — М.: Сов. Радио, 1972. 300 с.
- Алексеев Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4 // http://www.pptu.ru.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. -416с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.520 с.
- П.Афонин И. В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестициии, цены: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2002. — 379 с.
- Багов В.П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам // Финансы. -2000.-№ 11 с.59−61.
- З.Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 1996.- 188 с.
- Бандурин А.В. Деятельность корпораций. М.: БУКВИЦА, 1999.600 с.
- Баронов С.В., Калянов Г. Н., Попов Ю. И., Рыбников А. И., Титовский И. Н. Автоматизация управления предприятием. -М.: ИНФРА-М, 2000. -239 с.
- Басаргин В.Ф., Ю.В. Перевалов Институциональные изменения // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 5. — с.120−138.
- Басовский JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2000.-211 с.
- Беляев А.А., Короткое Э. М. Системология организации: Учебник -М.: ИФРА-М, 2000. 182.С.
- Бовыкин В. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. -М.: Экономика, 1997. 368 с.
- Богатин Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: ЮНИТИ, 1999. — 254 с.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Адрилияна. — 2-е изд.доп. и перераб. —М.: Институт новой экономики, 1997. -214 с.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, 1997. — 175 с.
- Бурков В. Н. Управление большими системами. М.: Синтег, 1998,432 с.
- Валитов 11I.M. Холдинг: Особенности организации и механизм функционирования Казань, КФЭИ, 1996 г., — 112 с.
- Вебер Ю., Шэффер У. На пути в активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — с. 107−111.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 288 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. — М.-.ГАРДАРИКА, 1998. — 296 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.:ГАРДАРИКА, 1996.-527 с.
- Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с. 20−22.
- Волков J1.B. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства // ЭКО. 2000. — № 10. — с.77−85.
- Волкова В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Системный анализ и управление. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997. -510с.
- Галынский В.Т. Стратегическое планирование. М.: РосНОУ, 1999.- 155 с.
- Гальперин С.Б. Экономическое обоснование и оценка эффективности проекта создания корпоративных структур. М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2001. — 56 с.
- Гершун A.M., Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2004. — 88 с.
- Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. Организация: поведение, структуры, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. — 662 с.
- Глущенко В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления.- М.: НПЦ «Крылья», 2000. 416 с.
- Голубков Д.Ю., Особенности корпоративного управления в России, М. Издательский Дом Альпина, 1999. -272 с.
- Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, Холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговоепланирование.: Москва, Издательский центр АНКИЛ. 1997. — 150 с.
- Горшков В., Маркова В. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 8. — с. 12−15.
- Грейсон Дж. К., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
- Дафт P. JI. Менеджмент. С.-Петербург: Питер, 2000. — 832 с.
- Деменюк В.Н. Наука побеждать. Теория и практика стратегического управления. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 468 с.
- Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом Вильяме, 2003. 368 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. С.-Петербург: ПИТЕР, 1999.-560 с
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: РАИР-ПРЕСС, 1998.-288 с.
- Дука Б. Аутсорсинг: критерии естественного отбора // http://www.altrc.ru.
- Дэниелс Дж. Д., Фадеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. 6-е изд. — М.: Дело ЛТД, — 1994. -784 с.
- Евстигнеев В.П. Эффективность территориальных производственных комплексов. М.: Наука, 1984. — 143 с.
- Егоров А.Ю., Никулин Л. Ф., Пульсирующий менеджмент. М.: Российская Экономическая Академия- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -222 с.
- Елтаренко Е.А. Оценка и выбор решений по многим критериям. — М.: МИФИ, 1995.-111 с.
- Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. -М.: Финпресс, 1998. 192 с.
- Ефремов В. С Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 34−41.
- Игнатьева А.В., Максимцов М.М.Исследование систем управления. М.: Финансы и статистика, 2000. 126 с.
- Ильин И.И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами- под ред. Шапиро В. Д. М.: ЗАО ИнфоСервис ПМ, 1996. — 611 с.
- Ириков В.А. Технологии стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы. М.: Дело, 1996. -82 с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством: Пер. с англ. / Под ред. А. С. Гличева. М.: Экономика, 1988. — 251 с.
- Кадзума Татеиси Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнеса. М.: МОСКОВСКИЙ БИЗНЕС, 1990. — 222 с.
- Кадыев Т. Аутсорсинг и развитие компании: Особенности аутсорсинга на различных фазах развития компании // http://www.cfin.ru/.
- Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп — Бизнес, 2004. — 416 с.
- Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная системапоказателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп — Бизнес, 2003. — 400 с.
- Карпенко Е.М. Взаимосвязь между потенциалом и результатами деятельности предприятий металлургии // Металлургия машиностроения. — 2003. № 3. — с. 25−29.
- Кныш М.М. Конкурентные стратегии. СПб.: Изд. Дом Бизнес-пресса, 2000. — 247 с.
- Кондратьев В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией. VI модуль — М.: ИНФРА-М, 1999. — 244 с.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.-384 с.
- Корицкий Э.Б., Нинцева Г. В., Шетов В. Х. Научный менеджмент: российская история. СПб.: Питер, 1999. — 384 с.
- Коробков A. The Balanced Scorecard новые возможности для эффективного управления // Экономические стратегии. — 2001. — № 3. — с. 5059.
- Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. Пер. с англ. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. — 240 с.
- Коупленд Т., Колер Т., Мурин Д. Стоимость компаний. Оценка и управление. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2000. — 430 с.
- Кошкин В.И., Белых Л. П., Беляев С. Г. и др. Антикризисное управление. XI модуль — М.: ИНФРА-М, 1999. — 535 с.
- Кремнев Г. Р. Управление производительностью и качеством. V модуль-М.: ИНФРА-М, 1999. — 288 с.
- Круглова Н. Ю. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. М.: Изд-во РДЛ, 2003. — 462 с.
- Крюков А.Ф., Сухих В. Д. Матричные алгоритмы определенияэкономического состояния организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5. — с. 124−132.
- Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник /Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
- Ламбен Ж. Статегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с францкзского. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
- Ларичев О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений: Вербальный анализ решений. М.: Наука: Физматлит, 1996. -207 с.
- Литвак Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. -М.: Радио и связь, 1982 184 с.
- Ляпунов С.И., Хайниш С. В. Расширение внутренней хозяйственной самостоятельности — 7-орбитная схема разукрупнения предприятия. (Из опыта управленческого консультирования). М.: МНИИПУ, 2002. — 296 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Корпоративный менеджмент. Справочник для профессионалов. М.: Высшая школа, 2003. — 1077 с.
- Макаров С.В. Реструктуризация предприятий металлургии // Металлург 2003. — № 8. — с. 34−35.
- Маркус Гмюр Национальная специфика теории организации // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — с. 28−29.
- Маурик ван Джон Эффективный стратег: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002 — 208 с.
- Мильнер Б.З. Теория организаций. М.:ИНФРА — М, 1998.-336 с.
- Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
- Минцберг Г., Альстренд Д., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2001.-336 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. В 2 т. М.: Внешторгиздат, 1993.-Т.1−2.-360 с.
- Мондена Я., Сибакава Р. и др. Как работают японские предприятия -Москва, 1986.-176 с.
- Некрасов В.М. Российская черная металлургия на современном этапе // Сталь. 2003. — № 5. — с. 79−84.
- Панов С.А. Стратегическое управление. IV модуль — М.: ИНФРА-М, 1999. — 322 с.
- Панов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
- Петракова Т.И. Основные показатели работы черной металлургии // Черная металлургия. Бюллетень НТИ. 2003. — № 10. — с. 26−32.
- Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 429 с.
- Портер М.Э. Конкуренция.: пер. с английского.:Учебное пособие. М.: Издательский дом Вильяме, 2000. — 495с.
- Поспелов Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления. М.: Энергоиздат, 1981. — 231 с.
- ЮЗ.Прескотт Дж.Е., Миллер С. Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 336 с.
- Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.-864 с.
- Райдман А. Российская модель корпораций // Журнал для акционеров. — 1999. № 4. — с. 16.
- Райт Дж П. Дженерал Моторз в истинном свете М.: Прогресс, 1985. -228 с.
- Райтер Г. Р. В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда. М.: Экономика, 1999. — 248 с.
- Роджерс Ф.Д. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, Фирма, Маркетинг. -М.: Прогресс, 1990. 280 с.
- Рубцов С. В. Стратегическое планирование. Достаточно ли семи нот, чтобы сочинять музыку? // ComputerWorld Россия. 1999. — № 25. — С. 36−37.
- Рубцов С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. М.: Макс-Пресс, 2001. — 340 с.
- Ш. Самочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. М.: ДЕЛО, 1999. — 332 с.
- Семенов И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999. — 222 с.
- Семь нот менеджмента А. Бочкарев, и др. Москва, ЗАО «Журнал Эксперт», 1998.-424 с.
- Сироткин Д. Выработка эффективной бизнес-модели для компании // http://www.bizoffice.ru/index.phtml
- Система сбалансированных показателей итоги работы // ОАО Северсталь — Вестник — 2003. — № 1. — с. 21−25.
- Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп -Бизнес, 2000.-432 с.
- Соловьев В. С. Стратегический менеджмент: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 444 с.
- Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. М.: РИП-Холдинг, 2033. — с. 188.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, 1998. — 576 с.
- Турко С. Аудит бизнес-стратегии // Новые рынки. 2002. — № 2. — с. 12−16.
- Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 360 с.
- Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Леймана. М.: Издательская группа Прогресс, 1993. — 320 с.
- Уткин Н. Эволюция менеджмента. М.: Экономика и финансы, 1997.-215с.
- Уткин Э. А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. — 272 с
- Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. -М.: Дело, 2001.-447 с.
- Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс MB, А по стратегическому менеджменту: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2002. 608 с.
- Хайниш С.В. Эффективность организационных систем. Из опыта управленческого консультирования. М.: МНИИПУ, 1997. — 121 с.
- Ханжина В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6. -с.118−122.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. -352 с.
- Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика М.: Дело, 2000. -198 е.
- Чиркова Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров-М. ЗАО Олимп-Бизнес, 1999. 288 е.
- Чуб Б. А. Диверсифицированные корпорации в современной экономике России, под ред. Бандурина В. В., М, БУКВИЦА, 2000. 184 с.
- Шингарев П. Управление компанией на основе модели факторов стоимости. // Финансовый директор. 2004. — № 10. — с.26−31.
- Шпотов Б. Корпоративное управление в 20 веке: история и перспективы. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. -с.89−94.
- Юзов О.В., Седых A.M., Афонин С. З. Конкурентоспособность продукции отечественной черной металлургии // Черная металлургия. Бюллетень НТИ 2003. — № 5. — с. 3−8.
- Якутии Ю. Концептуальные подходы к оценки эффективности корпоративной интеграции // Российский экономический журнал. 1999. -с.71−79.
- Bell, Timothy. (1997). Auditing Organizations through a Strategic-Systems Lens. The KPMG Business Measurement Process. K. PMG Peat Marwick, 1997. p.73−88.
- Eccles R.G. & Pyburn P.J. (1992). Eccles R.G., Pyburn P.J., Creating a Comprehensive System to Measure Performance, Management Accounting, October 1992, p. 41—58.
- Goldenberg H. & Hoffecker J. (1994). Goldenberg H., Hoffecker J., Using the Balanced Scorecard to Develop Companywide Performance Measures, Journal of Cost Management, Fall 1994. p. 136−148.
- Johanson U. Human Resource Costing and Accounting versus the Balanced Scorecard. A literature survey of experience with the concepts. A report to OECD. (School of Business, Stockholm University, 1998) p. 231−270.
- Kald M. & Nilsson F. (2000). Kald M., Nilsson F., Performance Measurement at Nordic Companies, European Management Journal, January 2000, p. 113—127.
- Kaplan R.S. & Norton D.P. (1993). Kaplan R.S., Norton D.P., Putting the Balanced Scorecard to Work, Harvard Business Review, September-October1993, p. 134−142.
- Maisel L.S. (1992). Maisel L.S., Performance Measurement: The Balanced Scorecard Approach, Journa of Cost Management, Summer 1992, p. 4752.
- McNair C.J., Lynch R.L. & Cross K.F. (1990). McNair C.J., Lynch R.L., Cross K.F., Do Financial and Nonfinancial Performance Measures Have to Agree?, Management Accounting, November 1990, p. 28−35.
- Nilsson F. & Rapp B. (1998). Nilsson F., Rapp В., Implementing Business Unit Strategies — The Role of Management Control Systems, Scandinavian Journal of Management, 1998 (forthcoming). p.210−215.
- Normann R. & Ramirez R. (1993). Normann R., Ramirez R., Designing Interactive Strategy (Chichester: Wiley, 1993). p.57−63.