Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии промышленного предприятия на основе концепции сбалансированной системы показателей его деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Вопросы построения, функционирования и развития предприятий вызывают интерес у зарубежных и отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Теоретическим фундаментом исследований в данной области можно считать работы К. Барнарда, К. Боуэна, Р. Грюнинга, П. Друккера, А. Маршалла, М. Мескона, Б. Мильнера, А. Пригожина, А. Смита, А. Тихомирова и других… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Системная концепция стратегического развития предприятия в современных условиях
    • 1. 2. Теоретические модели формирования стратегии: модель факторов стоимости
    • 1. 3. Сбалансированная система показателей (ССП) как инструмент стратегического управления
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТИЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Методика оценки исходных стратегических составляющих деятельности предприятия
    • 2. 2. Методика анализа направлений «стратегической триады» для разработки стратегии промышленного предприятия
    • 2. 3. Характеристика и анализ рынка метизной продукции как объекта стратегического управления
  • 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТИЗНОГО ПРОИЗВОДСТВ А
    • 3. 1. Применение концепции сбалансированной системы показателей деятельности в метизной группе предприятий «Северсталь-Метиз»
    • 3. 2. Предложения по формированию алгоритма построения стратегических карт на промышленных предприятиях
    • 3. 3. Разработка проекта стратегической карты для ОАО «ОСПАЗ»

Формирование стратегии промышленного предприятия на основе концепции сбалансированной системы показателей его деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. По мере формирования рыночного механизма хозяйствования в современной России, в основе которого лежит принципиально новый тип социально-экономических отношений, происходит отказ от административных методов руководства, от системы централизованного финансирования и ресурсообеспечения предприятий. В результате этого забота о будущем предприятия, о способах его выживания и направлениях развития целиком и полностью ложится на плечи менеджеров предприятия, что заставляет искать новые подходы к совершенствованию производственной и коммерческой деятельности.

Управление производством в наши дни — процесс многогранный, сложный, включающий наряду с оперативной, текущей управленческой работой и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуаций, предвидение, планирование, организация практической реализации намеченного, мотивация и контроль. Важными становятся задачи стратегического планирования и управления, поскольку управление предприятием требует применения обоснованной стратегии. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции.

Проектирование и реализация стратегии никогда не является полностью решенной задачей. Учитывая постоянно возникающие и все более усугубляющиеся изменения, приобретающие характер разрывов с прошлым и происходящие как на рынке, так и за его пределами, разработчики стратегий не могут полагаться на простые рецепты или прошлые проверенные алгоритмы. Они должны предвидеть и понимать сущность изменений как на внешних рынках, так и на предприятии, а также уметь выявлять связи между ними.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, с одной стороны, объективно складывающимися предпосылками активизации процессов адаптации современных предприятий к действию факторов внешней среды путем принятия соответствующих стратегических мер и управленческих подходов, с другой стороны, необходимостью научного обобщения явлений и процессов, связанных с формированием стратегии промышленного предприятия для обеспечения его нормального функционирования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы построения, функционирования и развития предприятий вызывают интерес у зарубежных и отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Теоретическим фундаментом исследований в данной области можно считать работы К. Барнарда, К. Боуэна, Р. Грюнинга, П. Друккера, А. Маршалла, М. Мескона, Б. Мильнера, А. Пригожина, А. Смита, А. Тихомирова и других. Проблемам стратегического планирования и управления было посвящено немало специальных исследований и монографий зарубежных авторов, таких как Ф. Абраме, И. Ансофф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, М. Портер, К. Прахалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хоффер, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс и других. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литтл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро.

Среди отечественных разработок по проблеме формирования стратегии следует отметить исследования Г. Азоева, О. Виханского, А. Градова, В. Ефремова, М. Круглова, А. Наумова, Э. Уткина, А. Челенкова и других.

Однако большинство проводимых исследований, как правило, носят больше теоретический, фундаментальный характер. Следует также отметить недостаточный уровень приспособленности зарубежных подходов для решения стратегических проблем отечественных предприятий. Все это определило выбор темы, цели, задач и практическую направленность диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке теоретических положений, а также методических и практических рекомендаций по формированию стратегии промышленного предприятия на основе использования современных инструментов стратегического менеджмента.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось сформулировать и решить следующие задачи:

— раскрыть теоретические и методические основы формирования стратегии промышленного предприятия;

— обосновать концепцию стратегического развития предприятия в современных условиях;

— обосновать сбалансированную систему показателей как инструмент стратегического управления;

— разработать методику проведения комплексного стратегического анализа промышленного предприятия;

— определить тенденции развития рынка метизной продукции и выявить особенности формирования стратегии для предприятий черной металлургии;

— разработать рекомендации по формированию стратегии на основе эффективного использования концепции сбалансированной системы показателей на промышленных предприятиях.

Объектом исследования являются предприятия метизного производства черной металлургии.

Предметом исследования является процесс формирования стратегии промышленного предприятия на основе концепции сбалансированной системы показателей его деятельности.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами современного стратегического менеджментазаконодательные актыматериалы научно-практических конференций, статистические данные финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии. В процессе исследования использовались методы системного анализа, математического моделирования, структурного анализа, методы нечеткой логики и эвристики.

Эмпирической основой для обоснования положений диссертационной работы являются данные официальной статистики, экспертные оценки и расчеты специалистов, опубликованные в научной литературе и средствах массовой информации, материалы, представленные органами управления ряда промышленных предприятий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке теоретико-методического подхода к формированию стратегии промышленного предприятия на основе использования концепции сбалансированной системы показателей его деятельности.

Положения диссертационной работы, выносимые на защиту:

1. Предложен термин «стратегическая триада» для обозначения системной концепции стратегического развития предприятия, предусматривающей три поведенческие макроустановки, направленные на его рост, защиту и развитие.

2. На основе анализа теоретических моделей формирования стратегии, уточнена и предложена для использования в стратегическом процессе предприятия модель создания факторов стоимости как аналитический инструмент современного стратегического менеджмента.

3. Обобщено понятие «сбалансированность» в концепции сбалансированной системы показателей (ССП), обоснована актуальность и необходимость использования этой системы на современных предприятиях в процессе формирования стратегии, а именно, на этапах управления стратегическими преобразованиями и осуществления стратегического контроля.

4. Предложена модель разработки и внедрения стратегических карт для структуризации процесса их составления на промышленных предприятияхиспользован эвристический подход для выявления причинно-следственных связей между показателями стратегической карты, которая позволяет перевести стратегию в набор конкретных показателей деятельности.

5. Разработаны методические рекомендации оценки эффективности деятельности объекта с точки зрения достижения его стратегических целей, которые, используя стратегическую карту объекта, позволяют сопоставить его достигнутое (фактическое) состояние в соответствии с установленными стратегическими целями.

Практическая значимость исследования. Предложенные в диссертационной работе теоретические подходы и модели могут быть использованы для дальнейшей разработки ' теории стратегического управления, адекватной современному этапу общественного развития. В результате исследования создано методическое обеспечение, которое может быть использовано руководителями промышленных предприятий при разработке и реализации их стратегии. Материалы и результаты работы могут быть включены в соответствующие разделы таких учебных дисциплин как «Стратегический менеджмент», «Антикризисное управление».

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на: Всероссийском экономическом форуме студентов и молодых ученых «Экономический потенциал интеграции студентов и молодых ученых — возрождению России» (г. Санкт-Петербург, 1998 г.), 2-ом Всероссийском экономическом форуме студентов и молодых ученых «Возрождение и перспективы роста экономики современной России» (г. Санкт-Петербург, 1999 г.), 3-ем Всероссийском экономическом форуме студентов и молодых ученых «Перспективы развития российской экономики в новом тысячелетии» (г. Санкт-Петербург, 2000 г.), научно-практической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России» (г. Орел, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-экономические проблемы развития предприятий» (г. Пенза, 2002 г.), международной научно-практической конференции «Новые технологии в машиностроении» (г. Харьков, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Методы прикладной математики и компьютерной обработки данных в технике, экономике и экологии» (г. Орел, 2004 г.).

Разработанные методические рекомендации по формированию стратегии промышленного предприятия на основе концепции сбалансированной системы показателей его деятельности внедрены в ОАО «ОСПАЗ».

Публикации. По теме исследования в сборниках научных трудов опубликовано 9 статей, общим объемом 2,68 пл., которые отражают основное содержание диссертации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 144 страницы основного текста, 9 таблиц, 51 рисунок. Библиографический список включает 146 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Реформирование отечественной экономики и переход от командно-административной системы социально-экономических отношений к рыночной повысили актуальность проблемы поиска и выбора эффективных форм взаимодействия субъектов хозяйствования особенно при разработке стратегии предприятия.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ существующих теоретических подходов к формированию стратегии показал, что суть стратегического процесса заключается в представлении стратегии как образа действий предприятия, обуславливающего определенную и относительно устойчивую линию поведения на достаточно продолжительном историческом интервале. Такой образ действий может сложиться только в рамках соответствующей системы принципов, правил и приоритетов, которая складывается под воздействием концепции стратегического развития предприятия. Суть этой концепции, названной нами «стратегическая триада», заключается в том, что в процессе своей жизнедеятельности предприятие должно развиваться, основываясь на правильном формировании своего бизнес-портфеля и грамотной защите, предполагающей не только оборонительные, но и наступательные действия. Стратегия предприятия должна предусматривать три составляющие, направленные на рост, защиту, развитие.

На основании основных требований к стратегии и принципов для организации деятельности по стратегическому планированию, автором предложен дополнительный принцип классификации стратегии на основе модели «стратегическая триада» — типология стратегий по поведенческим макроустановкам.

2. В работе раскрыты теоретические и методические основы формирования стратегии промышленного предприятия с использованием модели факторов стоимости, которая объясняет стратегию как основной принцип, связывающий разные стратегические бизнес-единицы в единое целое, обеспечивающее максимальный прирост стоимости для акционеров.

3. Исследование процессов разработки и реализации стратегии позволило сделать вывод о том, что способность претворить стратегию в жизнь более важна, чем сама стратегия. Одна из важных проблем состоит в следующем: стратегии, являясь уникальным и эффективным способом создания стоимости, постоянно изменяются, но инструменты (методы), с помощью которых они оцениваются, за этими изменениями не успевают. При создании стоимости происходит сдвиг от управления материальными активами к управлению стратегиями, которые строятся на использовании нематериальных активов предприятия. Поэтому в условиях современной экономики, когда нематериальные активы стали основным источником конкурентного преимущества, необходимы такие инструменты, с помощью которых можно оценить эти активы, являющиеся залогом успеха стратегий создания стоимости предприятия.

Таким инструментом является сбалансированная система показателей (ССП), обоснование использования которой дало возможность обобщить понятие «сбалансированность», разработать модель построения ССП на предприятиях, показать возможность интегрирования ССП в процесс стратегического планирования предприятия.

4. На основе изучения опыта организации и проведения стратегического анализа в работе дополнен традиционный подход и предложена методика расширенного комплексного стратегического анализа промышленного предприятия в бизнес-пространстве. В данной методике выделены два основных аспекта: оценка исходных стратегических составляющих деятельности предприятия (для создания базы данных о состоянии внешней и внутренней среды) — анализ направлений «стратегической триады» (для формирования компонентов общей стратегии предприятия).

5. Результаты эмпирических исследований показали, что основная задача предприятий метизного производства, взятых за объект исследования, в ближайшие годы состоит в повышении конкурентоспособности продукции на мировом рынке за счет улучшения качества, снижения издержек производства. Следовательно, основные мероприятия должны быть направлены на разработку и реализацию эффективной производственной стратегии, ведь именно производственная составляющая становится приоритетной в условиях «инерционности», которые характерны для объекта исследования. Кроме того, выявленные интеграционные тенденции основных участников рынка способствуют формированию корпоративных структур, в основном в виде холдинговых компаний, для которых характерна централизация стратегических управленческих функций. В результате промышленные предприятия становятся «производственными площадками», ответственными за выполнение производственных стратегий и использующими для этого современный стратегический методический инструмент.

6. На основе теоретического исследования существующих подходов к проблеме использования концепции сбалансированной системы показателей (ССП) деятельности предприятия предложена структуризация процесса разработки и внедрения стратегических карт как инструмента перевода стратегии в набор измеряемых показателей. Предлагаемая модель, в виде алгоритма построения стратегических карт, является методическим инструментом стратегического управления, позволяющим организовать: процесс управления стратегическими преобразованиями, в результате которого устанавливается связь стратегии и действийконтроль за реализацией стратегии с обеспечением обратной связи.

7. Выявив основные трудности, возникающие при разработке стратегических карт, особое внимание уделено проблемам установления причинно-следственной связи между показателями. Для этого в работе используется эвристический подход, позволяющий перевести стратегию в набор логических гипотез.

При разработке рекомендаций по внедрению сбалансированной системы показателей деятельности предприятия следует учитывать дополнительный мотивирующий компонент стратегических карт — карта мотивации, которая становится связующим звеном поощрительных выплат и ССП.

8. В диссертации разработана методика оценки эффективности деятельности объекта с точки зрения достижения его стратегических целей, которая, используя стратегическую карту объекта, позволяет сопоставить его достигнутое (фактическое) состояние в соответствии с установленными стратегическими целями.

9. Проведенные теоретические исследования позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе актуальной становится проблема создания новой системы управления, способной изменять свою организованность в зависимости от действия внешних и внутренних факторов без вмешательства извне. Речь идет о формировании самоорганизующейся системы управления, при создании которой могут быть использованы принципы и элементы концепции сбалансированной системы показателей.

В целом, по итогам исследования получены следующие результаты.

В научном аспекте — предложена системная концепция стратегического развития предприятия на основе использования поведенческих макроустановок, позволяющая комплексно подойти к проблеме формирования стратегии промышленного предприятия.

В прикладном аспекте — разработан методический аппарат, необходимый для осуществления стратегического процесса на современных отечественных предприятиях, затрагивающего следующие аспекты: оценка исходных стратегических составляющих, разработка стратегии, управление стратегическими преобразованиями, контроль за реализацией стратегии и обеспечение обратной связи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.-336 с.
  3. В.А. Экономико-математические методы. Элементарная математика и логика. Методы исследования операций. — М.: Союз, 2000. — 320 с.
  4. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО Типография НОВОСТИ, 2000. 256 с.
  5. М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. -М.: Альпина Паблишер, 2002. 287 с.
  6. К. 3. Теория организации. СПб: МИР, 1999.- 480 с.
  7. Р.Л. Планирование в больших экономических системах. — М.: Сов. Радио, 1972. 300 с.
  8. Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4 // http://www.pptu.ru.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. -416с.
  10. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.520 с.
  11. П.Афонин И. В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестициии, цены: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2002. — 379 с.
  12. В.П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам // Финансы. -2000.-№ 11 с.59−61.
  13. З.Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 1996.- 188 с.
  14. А.В. Деятельность корпораций. М.: БУКВИЦА, 1999.600 с.
  15. С.В., Калянов Г. Н., Попов Ю. И., Рыбников А. И., Титовский И. Н. Автоматизация управления предприятием. -М.: ИНФРА-М, 2000. -239 с.
  16. В.Ф., Ю.В. Перевалов Институциональные изменения // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 5. — с.120−138.
  17. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2000.-211 с.
  18. А.А., Короткое Э. М. Системология организации: Учебник -М.: ИФРА-М, 2000. 182.С.
  19. В. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. -М.: Экономика, 1997. 368 с.
  20. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: ЮНИТИ, 1999. — 254 с.
  21. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Адрилияна. — 2-е изд.доп. и перераб. —М.: Институт новой экономики, 1997. -214 с.
  22. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, 1997. — 175 с.
  23. В. Н. Управление большими системами. М.: Синтег, 1998,432 с.
  24. Валитов 11I.M. Холдинг: Особенности организации и механизм функционирования Казань, КФЭИ, 1996 г., — 112 с.
  25. Ю., Шэффер У. На пути в активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — с. 107−111.
  26. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 288 с.
  27. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. — М.-.ГАРДАРИКА, 1998. — 296 с.
  28. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.:ГАРДАРИКА, 1996.-527 с.
  29. И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с. 20−22.
  30. Волков J1.B. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства // ЭКО. 2000. — № 10. — с.77−85.
  31. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Системный анализ и управление. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997. -510с.
  32. В.Т. Стратегическое планирование. М.: РосНОУ, 1999.- 155 с.
  33. С.Б. Экономическое обоснование и оценка эффективности проекта создания корпоративных структур. М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2001. — 56 с.
  34. A.M., Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2004. — 88 с.
  35. Дж.Л., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. Организация: поведение, структуры, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. — 662 с.
  36. В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления.- М.: НПЦ «Крылья», 2000. 416 с.
  37. Д.Ю., Особенности корпоративного управления в России, М. Издательский Дом Альпина, 1999. -272 с.
  38. А.Р. Дочерние компании, филиалы, Холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговоепланирование.: Москва, Издательский центр АНКИЛ. 1997. — 150 с.
  39. В., Маркова В. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 8. — с. 12−15.
  40. Дж. К., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  41. P. JI. Менеджмент. С.-Петербург: Питер, 2000. — 832 с.
  42. В.Н. Наука побеждать. Теория и практика стратегического управления. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 468 с.
  43. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом Вильяме, 2003. 368 с.
  44. П. Менеджмент: стратегия и тактика. С.-Петербург: ПИТЕР, 1999.-560 с
  45. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: РАИР-ПРЕСС, 1998.-288 с.
  46. . Аутсорсинг: критерии естественного отбора // http://www.altrc.ru.
  47. Дж. Д., Фадеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. 6-е изд. — М.: Дело ЛТД, — 1994. -784 с.
  48. В.П. Эффективность территориальных производственных комплексов. М.: Наука, 1984. — 143 с.
  49. А.Ю., Никулин Л. Ф., Пульсирующий менеджмент. М.: Российская Экономическая Академия- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -222 с.
  50. Е.А. Оценка и выбор решений по многим критериям. — М.: МИФИ, 1995.-111 с.
  51. В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. -М.: Финпресс, 1998. 192 с.
  52. Ефремов В. С Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 34−41.
  53. А.В., Максимцов М.М.Исследование систем управления. М.: Финансы и статистика, 2000. 126 с.
  54. И.И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами- под ред. Шапиро В. Д. М.: ЗАО ИнфоСервис ПМ, 1996. — 611 с.
  55. В.А. Технологии стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы. М.: Дело, 1996. -82 с.
  56. К. Японские методы управления качеством: Пер. с англ. / Под ред. А. С. Гличева. М.: Экономика, 1988. — 251 с.
  57. Кадзума Татеиси Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнеса. М.: МОСКОВСКИЙ БИЗНЕС, 1990. — 222 с.
  58. Т. Аутсорсинг и развитие компании: Особенности аутсорсинга на различных фазах развития компании // http://www.cfin.ru/.
  59. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп — Бизнес, 2004. — 416 с.
  60. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная системапоказателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп — Бизнес, 2003. — 400 с.
  61. Е.М. Взаимосвязь между потенциалом и результатами деятельности предприятий металлургии // Металлургия машиностроения. — 2003. № 3. — с. 25−29.
  62. М.М. Конкурентные стратегии. СПб.: Изд. Дом Бизнес-пресса, 2000. — 247 с.
  63. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией. VI модуль — М.: ИНФРА-М, 1999. — 244 с.
  64. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  65. Э.Б., Нинцева Г. В., Шетов В. Х. Научный менеджмент: российская история. СПб.: Питер, 1999. — 384 с.
  66. Коробков A. The Balanced Scorecard новые возможности для эффективного управления // Экономические стратегии. — 2001. — № 3. — с. 5059.
  67. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. Пер. с англ. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. — 240 с.
  68. Т., Колер Т., Мурин Д. Стоимость компаний. Оценка и управление. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2000. — 430 с.
  69. В.И., Белых Л. П., Беляев С. Г. и др. Антикризисное управление. XI модуль — М.: ИНФРА-М, 1999. — 535 с.
  70. Г. Р. Управление производительностью и качеством. V модуль-М.: ИНФРА-М, 1999. — 288 с.
  71. Н. Ю. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. М.: Изд-во РДЛ, 2003. — 462 с.
  72. А.Ф., Сухих В. Д. Матричные алгоритмы определенияэкономического состояния организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5. — с. 124−132.
  73. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник /Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  74. . Статегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с францкзского. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
  75. О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений: Вербальный анализ решений. М.: Наука: Физматлит, 1996. -207 с.
  76. .Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. -М.: Радио и связь, 1982 184 с.
  77. С.И., Хайниш С. В. Расширение внутренней хозяйственной самостоятельности — 7-орбитная схема разукрупнения предприятия. (Из опыта управленческого консультирования). М.: МНИИПУ, 2002. — 296 с.
  78. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Корпоративный менеджмент. Справочник для профессионалов. М.: Высшая школа, 2003. — 1077 с.
  79. С.В. Реструктуризация предприятий металлургии // Металлург 2003. — № 8. — с. 34−35.
  80. Маркус Гмюр Национальная специфика теории организации // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — с. 28−29.
  81. Маурик ван Джон Эффективный стратег: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002 — 208 с.
  82. .З. Теория организаций. М.:ИНФРА — М, 1998.-336 с.
  83. Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  84. Г., Альстренд Д., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2001.-336 с.
  85. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. В 2 т. М.: Внешторгиздат, 1993.-Т.1−2.-360 с.
  86. Я., Сибакава Р. и др. Как работают японские предприятия -Москва, 1986.-176 с.
  87. В.М. Российская черная металлургия на современном этапе // Сталь. 2003. — № 5. — с. 79−84.
  88. С.А. Стратегическое управление. IV модуль — М.: ИНФРА-М, 1999. — 322 с.
  89. А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
  90. Т.И. Основные показатели работы черной металлургии // Черная металлургия. Бюллетень НТИ. 2003. — № 10. — с. 26−32.
  91. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 429 с.
  92. М.Э. Конкуренция.: пер. с английского.:Учебное пособие. М.: Издательский дом Вильяме, 2000. — 495с.
  93. Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления. М.: Энергоиздат, 1981. — 231 с.
  94. ЮЗ.Прескотт Дж.Е., Миллер С. Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 336 с.
  95. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.-864 с.
  96. А. Российская модель корпораций // Журнал для акционеров. — 1999. № 4. — с. 16.
  97. Райт Дж П. Дженерал Моторз в истинном свете М.: Прогресс, 1985. -228 с.
  98. Г. Р. В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда. М.: Экономика, 1999. — 248 с.
  99. Ф.Д. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, Фирма, Маркетинг. -М.: Прогресс, 1990. 280 с.
  100. С. В. Стратегическое планирование. Достаточно ли семи нот, чтобы сочинять музыку? // ComputerWorld Россия. 1999. — № 25. — С. 36−37.
  101. С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. М.: Макс-Пресс, 2001. — 340 с.
  102. Ш. Самочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. М.: ДЕЛО, 1999. — 332 с.
  103. И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999. — 222 с.
  104. Семь нот менеджмента А. Бочкарев, и др. Москва, ЗАО «Журнал Эксперт», 1998.-424 с.
  105. Д. Выработка эффективной бизнес-модели для компании // http://www.bizoffice.ru/index.phtml
  106. Система сбалансированных показателей итоги работы // ОАО Северсталь — Вестник — 2003. — № 1. — с. 21−25.
  107. М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп -Бизнес, 2000.-432 с.
  108. В. С. Стратегический менеджмент: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 444 с.
  109. Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. М.: РИП-Холдинг, 2033. — с. 188.
  110. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, 1998. — 576 с.
  111. С. Аудит бизнес-стратегии // Новые рынки. 2002. — № 2. — с. 12−16.
  112. К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 360 с.
  113. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Леймана. М.: Издательская группа Прогресс, 1993. — 320 с.
  114. Н. Эволюция менеджмента. М.: Экономика и финансы, 1997.-215с.
  115. Э. А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. — 272 с
  116. Р. А. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. -М.: Дело, 2001.-447 с.
  117. Л., Рэнделл Р. Курс MB, А по стратегическому менеджменту: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2002. 608 с.
  118. С.В. Эффективность организационных систем. Из опыта управленческого консультирования. М.: МНИИПУ, 1997. — 121 с.
  119. В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6. -с.118−122.
  120. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. -352 с.
  121. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика М.: Дело, 2000. -198 е.
  122. Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров-М. ЗАО Олимп-Бизнес, 1999. 288 е.
  123. Чуб Б. А. Диверсифицированные корпорации в современной экономике России, под ред. Бандурина В. В., М, БУКВИЦА, 2000. 184 с.
  124. П. Управление компанией на основе модели факторов стоимости. // Финансовый директор. 2004. — № 10. — с.26−31.
  125. . Корпоративное управление в 20 веке: история и перспективы. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. -с.89−94.
  126. О.В., Седых A.M., Афонин С. З. Конкурентоспособность продукции отечественной черной металлургии // Черная металлургия. Бюллетень НТИ 2003. — № 5. — с. 3−8.
  127. Ю. Концептуальные подходы к оценки эффективности корпоративной интеграции // Российский экономический журнал. 1999. -с.71−79.
  128. Bell, Timothy. (1997). Auditing Organizations through a Strategic-Systems Lens. The KPMG Business Measurement Process. K. PMG Peat Marwick, 1997. p.73−88.
  129. R.G. & Pyburn P.J. (1992). Eccles R.G., Pyburn P.J., Creating a Comprehensive System to Measure Performance, Management Accounting, October 1992, p. 41—58.
  130. H. & Hoffecker J. (1994). Goldenberg H., Hoffecker J., Using the Balanced Scorecard to Develop Companywide Performance Measures, Journal of Cost Management, Fall 1994. p. 136−148.
  131. Johanson U. Human Resource Costing and Accounting versus the Balanced Scorecard. A literature survey of experience with the concepts. A report to OECD. (School of Business, Stockholm University, 1998) p. 231−270.
  132. M. & Nilsson F. (2000). Kald M., Nilsson F., Performance Measurement at Nordic Companies, European Management Journal, January 2000, p. 113—127.
  133. R.S. & Norton D.P. (1993). Kaplan R.S., Norton D.P., Putting the Balanced Scorecard to Work, Harvard Business Review, September-October1993, p. 134−142.
  134. L.S. (1992). Maisel L.S., Performance Measurement: The Balanced Scorecard Approach, Journa of Cost Management, Summer 1992, p. 4752.
  135. McNair C.J., Lynch R.L. & Cross K.F. (1990). McNair C.J., Lynch R.L., Cross K.F., Do Financial and Nonfinancial Performance Measures Have to Agree?, Management Accounting, November 1990, p. 28−35.
  136. F. & Rapp B. (1998). Nilsson F., Rapp В., Implementing Business Unit Strategies — The Role of Management Control Systems, Scandinavian Journal of Management, 1998 (forthcoming). p.210−215.
  137. R. & Ramirez R. (1993). Normann R., Ramirez R., Designing Interactive Strategy (Chichester: Wiley, 1993). p.57−63.
Заполнить форму текущей работой