Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исламская концепция международного экологического права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показать особенности исламской правовой системы, её международно-правовой концепции в рамках исламского мира и за его пределами, её взаимоотношения с современным международным правом- — Не имея достаточной информации, можно прийти к сомнительным выводам. Так В. А. Соколов в своей интересной работе «Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений» утверждает-«. в государствах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
    • 1. Особенности исламской правовой системы
    • 2. Исламская концепция солидарности и правового регулирования международных отношений
    • 3. Исламское и международное право: проблемы сосуществования и взаимодействия
  • ГЛАВА 2. ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА
    • 1. Понятие исламской экономики
    • 2. Исламская концепция международного экономического порядка и её институциональное обеспечение
    • 3. Экологические проблемы и исламская концепция международных экономических отношений
  • ГЛАВА 3. ИСЛАМСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОМ
    • 1. Исламская концепция защиты прав человека и народов на благоприятную окружающую среду
    • 2. Исламское право и международная экологическая безопасность
    • 3. Экологическая практика мусульманских стран и её правовое обеспечение

Исламская концепция международного экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение мусульманских стран в международной экономике и политике, а значит и их роль в международных отношениях государств и деятельности международных организаций и, следовательно, степень влияния на дальнейшее формирование и совершенствование международного правопорядка (системы международных отношений, складывающейся на основе реализации норм международного права) заметно возрастает.

Главным фактором сплочения мусульманских стран, во многом отличающихся друг от друга по этническому составу и языку,экономическому и военному потенциалу, географическому положению и месту в мировой политике, наконец, что крайне важно, по численности населения, обеспеченности стратегическими ресурсами и уровню жизни, является религия ислама. Именно осознание себя мусульманами (несмотря на внутренние противоречия, проблемы и застарелые конфликты) делает народы, государства и лидеров этих стран е-д и н ы м и в отстаивании своего права на истинную веру, независимость и суверенитет, целостность территории и неизменность образа жизни, своё законное место в мировом сообществе наций.

Таким образом, особенно после распада СССР, исламский фактор становится всё более важным фактором международной политики и международных отношений, что значительно может изменить — и уже реально меняет — характер участия мусульманских стран и созданных ими региональных организаций в разработке и корректировке норм международного права.

Актуальность настоящей работы определяется тем фактором, что до настоящего времени сама возможность того, что исламская религия и мусульманское право смогут реально влиять, хотя бы косвенно, на формирование международного права, серьёзно не рассматривалась. Соответственно, не было потребности, а зачастую, и возможности у заинтересованного круга правоведов, юристов-практиков, студентов и аспирантов юридических вузов познакомиться с непредвзятым изложением сущности и содержания мусульманского права в его классическом (шариат) и современном виде, оценить его значительный общечеловеческий потенциал.* Тем более, что без системы общечеловеческих ценностей в условиях существования в мире различных культур, религий и национальных правовых систем не может существовать международный правопорядок.

Кроме того актуальность данной работы определяется ещё и тем, что само международное экологическое право является новой, активно формирующейся и развивающейся отраслью международного права, которая — вследствии жизненной важности своего объекта (окружающей среды, гибель которой означает гибель всего человечества) — начинает претендовать на более важную, чем отраслевую, роль в системе международного права. В связи с этим небезинтересным является вопрос об отношении мусульманских стран к этой отрасли международного права, в основе которого лежит исламская концепция взаимоотношений человека и окружающей среды.

Основная цель настоящей работы заключается в том, чтобы адекватно представить экологические позиции исламской доктрины в общем контексте мусульманского права. В связи с этим в настоящем исследовании были поставлены и разрешены следующие задачи:

— показать особенности исламской правовой системы, её международно-правовой концепции в рамках исламского мира и за его пределами, её взаимоотношения с современным международным правом- - Не имея достаточной информации, можно прийти к сомнительным выводам. Так В. А. Соколов в своей интересной работе «Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений» утверждает-". в государствах с христианской религией ценности иные по сравнению с государствами с исламской религией. Так в православии ценными являются жизнь и духовный мир человека, его отношение к ближнему и т. п. В исламе же иная ценность человеческой жизни (курсив мой — Ш. Н.), иное отношение к праву и к своим обязанностям, касающимся другого лица (9! — Ш.Н.). — М., 1992, с. 8.

— на примере активно формирующейся мусульманско-правовой модели «исламской экономики» проанализировать механизм формирования новых нетрадиционных отраслей мусульманского права и одновременно оценить природоохранные возможности исламской концепциии международного экономического порядка;

— показать особенности исламского подхода к проблеме становления и развития международного экоолгического права в связи с активным участием мусульманских стран как членов мирового сообщества и субьектов международного права в формировании международного права окружающей среды и соблюдением ими своих международных обязательств по охране окружающей среды. Научная значимость настоящего исследования заключается в том, что в нём впервые рассматривается исламская экологическая концепция, которая анализируется как с точки зрения её генетической связи с сущностью и традицией мусульманского права, обладающего значительными эволюционными возможностями через «врата иджтихада», так и с позиции современных международно-правовых приоритетов мусульманских стран и их внутренней природоохранной практики.

В работе впервые указывается на важные с точки зрения воспитания экологического сознания положения шариата, раскрывается сущность исламского правового подхода к вопросу права человека и народа на благоприятную окружающую средуиспользуются оригинальные источникив научный оборот вводятся новые фактыосуществлён поиск точек соприкосновения исламского и международного права в гуманитарно-правовой и природоохранной сфере.

Практическая значимость работы состоит в возможности с её помощью познакомиться с характерными особенностями мусульманского права, оценить его экологический и гуманитарный потенциал, осознать необходимость и возможность снятия остроты межцивилизационных конфликтов через взаимопонимание и совместный поиск путей преодоления экологического кризиса на нашей планете. Основные положения работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по исламскому, экологическому и гуманитарному праву, экономике и политике мусульманского и арабского Востока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое нами исследование основ и основных особенностей исламской экологическо-правовой концепции и возможностей её дальнейшего развития и взаимодействия с международным правом окружающей среды позволяет сделать следуюшие выводы:

I. Классическое мусульманское право (шариат), являющееся конституционной основой законодательства большинства арабских и мусульманских стран и морально-правовой нормой мировосприятия и поведения, которой стараются придерживаться их лидеры, изначально несёт в себе мощный экологический потенциал.

Фактически оно во многом представляет собой морально-правовой кодекс поведения мусульман в окружающей их среде (будь то социум или природа) — в естессгвенном «доме», созданном для них Аллахом и переданным им в управление. При этом каждый мусульманин должен активно исполнять обязанности «добросовестного управляющего» в рамках шариата и не посягая на права и запреты Аллаха — и в этом гарантия его благополучия. Именно осознание и соблюдение норм шариата — правил поведения в «доме» (сравните: «экология» от греческих «ойкос» (дом) и «логос» (понятие, учение) — учение о доме) — делает мусульман, каждого в отдельности и общину в целом, способными выполнить свое предназначение и избежать гибели, к которой неизбежно приведут нарушения законов Творца.

II. Заложенная в мусульманскую правовую систему возможность широкого и активного участия мусульман в жизни общины, в том числе в сфере экономики, культуры и науки, а также в сфере развития мусульманского права путём иджтихада предоставляет мусульманскому праву возможность, сохраняя неизменной свою основу, быстро адаптироваться к меняющимся условиям социально-экономического и интеллектуального развития, создавать новые отрасли в рамках мусульманской нормативно-правовой и этической традиции, основанной на откровениях Аллаха и высказываниях и деяниях Пророка.

III. Арабские и мусульманские страны, объединённые верой ислама и принципом мусульманской солидарности, являются с момента создания ООН активными участниками формирования.

международного права, в том числе и формирующегося в последние десятилетия международного права окружающей среды. Это накладывает на них соответствующие международно-правовые обязательства как в плане соблюдения международных природоохранных договоров и конвенций, в которых они участвуют, так и в плане совершенствования внутреннего законодательства и создания собственной законодательной базы охраны окружающей среды, что даёт возможность задействовать как административные, так и общественные механизмы охраны природы. >

IV. Важнейшей особенностью создания внутреннего природоохранного законодательства мусульманских стран под влиянием международного права окружающей среды является имплементация его отдельных норм во внутреннее законодательство этих стран путём трансформации, то есть не отсылка к международной норме или её калькирование, а принятие внутренних законов внесение изменений, регулирующих данный вопрос, в уже существующие после проведения обязательной юридико-богословской экспертизы на их соответствие нормам шариата.

У. Главным международно-правовым приоритетом мусульманских государств с начала 80-я годов XX в. является правовое оформление нового международного гуманитарного порядка, который должен обеспечить равные права и условия для богатых (в том числе бывших метрополий) и бедных и отсталых стран, а также призван гарантировать соблюдение прав человека и народов на благоприятную окружающую среду.

VI. Исламская концепция правовой защиты окружающей Среды, которая до сих пор развивается как часть (причём не самая основная) общей концепции, ещё окончательно не сформировалась.

Это объясняется не только тем, что проблемы борьбы мусульманских стран за право на развитие, против голода, неоколониализма и ТНК, экспансии западной идеологии представляется более важными, но также и тем, что до недавнего времени экологическая обстановка в мусульманских странах была относительно благополучной, а исполнение требований шариата в условиях растущего уровня здравоохранения.

считалось достаточным для поддержания духовного и физического здоровья населения мусульманских стран.

VII. В настоящее время существует реальная возможность формирования исламского «экологического права подобно тому, как в ответ на быстрые изменения в сфере экономики сформировалось и продолжает развиваться правовая база «исламской экономики». Фактически его основы уже закладываются в виде отдельных природоохранних норм в специальных законах, а также путём трансформации международных природоохранных норм во внутреннее законодательство в строгом соответствии с требованиями шариата. Однако исламская юридическая и богословская мысль ещё не достаточно активна в этом вопросе.

VIII. Мусульманские государства не только активизируют свою законодательную и административную природоохранную деятельность, но зачастую прямо призывают сограждан объединятся в общественные организации по охране природы и готовы оказывать им посильное содействие (на Западе и в Восточной Европе и СНГ экологические движения и власти плохо уживаются друг с другом).

Проанализировав материалы исследования и сформулировав основные выводы, вытекающие из данной работы, мы хотели бы высказать несколько своих предложений, а именно:

1. Соглашаясь с высказываемой некоторыми специалистами по экологическому праву идеей экологизации права, в том числе и международного права в целом, мы предлагаем использовать накопленный мусульманским правом опыт соединения морали и права в интересах повышения эффективности и действенности норм международного права окружающей среды.

2. Необходимо сбеспечить более широкое распространение информации о состоянии окружающей среды в мире, в регионе и в каждой мусульманской стране в отдельности, что, с одной стороны, могло бы существенно повлиять на выработку у населения мусульманских стран основ экологического сознания, а, с другой, помогло бы мусульманским юристам и богословам, политикам и общественным деятелям понять важность глобальных экологических проблем и подвигнуть их на путь разработки правовой базы «исламской экологии» .

3. Следует уже сейчас активно использовать богатый эколо;

гический потенциал догматов ислама для более понятного и авторитетного толкования норм экологического поведения и их распространения среди мусульман, особенно, в системе начального, среднего и высшего образования.

Мы убеждены в том, что данное исследование поможет понять в общих чертах характер мусульманского права и формирующихся новых отраслей мусульманского права. Реально существующий конфликт цивилизационных и правовых систем, основанных на различных культурных и религиозных традициях, рассматривается в нём не как непреодолимое препятствие на пути взаимопонимания, но как источник дальнейшего развития человеческой цивилизации в целом. Возможно, мусульманским народам, сыгравшим значительную роль в развитии мировой экономики, культуры и науки в эпоху раннего средневековья, ещё предстоит в наше время внести существенный вклад в развитие правовой системы спасения «общечеловеческого дома» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абашидзе А. Х, Копылов М. Н. Ислам и международное гуманитарное право. Материалы научно-теоретической конференции на тему: «Новое политическое мышление и международное право». М., 1990
  2. H.A., Трошин В. И. Экология человека. М., «Крук», 1994
  3. Ближний Восток и международное право. Под ред. В. П. Шатрова. М., «Наука», 1992
  4. A.C. Имплементация норм международного права. Киев, 18 806. фон Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. М., «Наука», 1988
  5. Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1979
  6. .В. Экологическое право. «Высшая школа», 1992
  7. Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты.М., 1991
  8. А.Я., Мартыненко Е. В. Международное гуманитарное. М., Изд. РУДН, 1991
  9. Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975
  10. Коран. Перевод акад. И. Ю. Крачковского. М., «Дом Биру-ни», 1990
  11. A.B. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990
  12. Курс международного права. Т. 5. М., «Наука», 1992
  13. З.И. Развитие арабской общественной мысли. М., «Наука», 1984
  14. А. Ислам. М.,"Наука", 1982
  15. Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., «Наука», 1991
  16. В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России. «Социально-политический журнал», 1995, № 620. «Московская правда», 7.06.199 721. ан-Навави. Сорок хадисов. М., 199 622. «Советский журнал международного права.» 1991, № 3−4
  17. Советский Союз и Организация Объединённых Наций. М., «Наука», 1989
  18. В. А. Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений. М., 1992
  19. Сохранит ли человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1988
  20. Л.Р. Мусульманское право. М., «Наука», 1986
  21. Г. И. Право и сила в международной системе. М., «Международные отношения», 1983
  22. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., «Инфра.М -Норма», 1996
  23. H.A. Невмешательство во внутренние дела государств. М., 1991
  24. Хрестоматия по исламу. М., «Наука», 1994на арабском языке:
  25. Абд аль-Манам Ш. Ислам в противостоянии вызовам современности. Каир, 1980
  26. Абд ар-Расул А. Экономические принципы в исламе. «Дар аль-фикр аль-араби», б.м., б.г.34. «Аль-Араби», май 1993, № 41 435. «Аль-Баян», 9.03.198 336. «Аль-Биа», февраль 1997, № 637. аль-Вафи А. М. Исламская экономика: для чего? «Ат-Ти-джара», 1993, № 3
  27. Дж. Арабская сущность и другие факты единения в действующих конституциях арабских стран. Дамаск, 1976
  28. Исламская Экономика. Джидда, 198 040. аль-Кардави Р. Дозволенное и запретное в исламе. Б.м., б.г.
  29. Конституция Йеменской Республики. 1991
  30. Коран. М., «Дир аль-Бируни», 1991
  31. М.А. Исламское государтсво и религиозное правительство. «Дар аль-Вафа, аль-Мансура, 1988
  32. С. Философия законодательства в исламе. Бейрут, 1952
  33. М.Х. Речь на 27-й сессии ЮНЕСКО. «Аль-Азхар», декабрь 1993
  34. А.К. Черты исламской культуры. Бейрут, 198 547. «Ар-Рисаля», 1997, № 5
  35. С. Суннитский фикх. Т. 3. «Дар ат-турас аль-араби», б.м., б.г.49. «Ас-Саура», 30.05.199 750. ат-Тувейджари М. Основы исламской религии. «Дар аль-аима», Эр-Рияд, 1414 г. х.51. аль-Фанджари М. Ш. Ознакомление с исламской экономикой. Каир, 1989
  36. М.Х. Загрязнение среды в Египте. «Аль-Азхар», декабрь 1993на европейских языках:
  37. The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan. Islamabad, 1973
  38. E/ESCWA/ENV/1992/14 (ARABIC), October 5.
  39. Al-Ghunaimi M.T. The Muslim Conception of Internatio-nel Law and the Western Approach. The Hague. 1968
  40. Hiskett M. Ahmad A.M. The Story of the Arabs. Longman. Hong Kong. @1963
  41. The Islamic Concept of State. Papers Presented at Symposium on the Teaching of Holy Prophet. L., 1983
  42. Islamic Republic Party Weekly Bulletin (Teheran), Vol. 1, n. 48, September 25, 1981
  43. Sandella Fathh M. The Need for Reviving Khalifat. -«Pakistan Times», 1980, Yuli 7.
  44. Sinaceur M.A. Declaration Islamique Universelle des Droits de L’Homme: Preservation// Droits de L’Homme, Droit des Peuples. P., 1982
Заполнить форму текущей работой