Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование международной торговли алмазами в мире

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным средством достижения этих целей руководство «Де Бирс» считает стимулирование спроса на украшения с бриллиантами во всём мире. За последние 20 лет рост объёмов продаж бриллиантов значительно отстаёт по сравнению с реализацией других предметов роскоши. Основные причи-ны этому — сложная система распространения продукции, недостаточная рек-лама и маркетинговые кампании, недостаточное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Торговля алмазами
    • 1. 1. Производство и рынок алмазов
      • 1. 1. 1. Краткая история торговли и добычи алмазов
      • 1. 1. 2. Основные потребители бриллиантов
    • 1. 2. Необходимость регулирования оборота алмазов
    • 1. 3. Основные характеристики алмазов, способы и критерии их измерения
      • 1. 3. 1. Характеристика алмазов
      • 1. 3. 2. Классификация алмазов
  • Глава 2. Международно-правовое регулирование торговли алмазами
    • 2. 1. Общие принципы международного права
      • 2. 1. 1. Характеристика принципов
      • 2. 1. 2. Восемь правил цивилизованной торговли алмазами
    • 2. 2. Специальные принципы международно-правового регулиро-вания оборота алмазов
      • 2. 2. 1. Кимберлийский процесс
      • 2. 2. 2. Центрально сбытовая организация
    • 2. 3. Порядок регулирования торговли алмазами в мире
      • 2. 3. 1. Монополия Де Бирс и ее роль в регулирование алмаз-ного рынка
      • 2. 3. 2. Основные торговые принципы «Алроса»
  • Глава 3. Правовое регулирование торговли алмазами в РФ
    • 3. 1. Институционный механизм регулирования операций с драго-ценными камнями
    • 3. 2. Правовой режим операций и сделок
    • 3. 3. Операции по ввозу в Россию и вывозу из России драгоцен-ных камней
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложение
  • Актуальность моей дипломной работы

Тема выбранной мной работы весьма актуальна. Это связано с тем, что успех развития экономики во многом зависит от законодательного регули-рования в области оборота драгоценных камней. Согласно ст. 71 Конститу-ции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, ос-новы ценовой политики.

Поэтому, драгоценные камни как высоко ликвидные ресурсы были и остаются важным инструментом денежно-кредитной политики государства.

Сделки с драгоценными камнями — важнейшая составляющая часть ва-лютных операций; они затрагивают имущественные интересы широкого кру-га лиц, а поэтому, как нам представляется, становление и развитие предпри-нимательской деятельности в этой области требует комплексного регулиро-вания правового положения всех ее участников.

Во все времена отмечается оживленный интерес к драгоценным кам-ням, к алмазам в особенности, что и говорит об актуальности темы моей ди-пломной работы.

Цель моей дипломной работы заключается в комплексном рассмотре-нии, анализе и обобщении содержания действующих нормативных актов, ре-гулирующих международную торговлю алмазами, с учетом практики ее при-менения.

Мною были поставлены следующие задачи исследования:

— рассмотрение истории торговли и добычи алмазов;

— обозначение основных потребителей бриллиантов;

— определение необходимости регулирования оборота алмазов;

— определение основных характеристик алмазов, способов и критериев их измерения;

— обозначение общих принципов международного права;

— рассмотрение специальных принципов международно-правового ре-гулирования оборота алмазов;

— представление Кимберлийского процесса;

— рассмотрение центрально сбытовой организации;

— определение порядка регулирования торговли алмазами в мире на примере компаний «Де Бирс» и «Алрос»;

— рассмотрение институционного механизма регулирования операций с драгоценными камнями;

— определение правового режима операций и сделок;

— рассмотрение операций по ввозу в Россию и вывозу из России драго-ценных камней.

Объектом моей дипломной работы явились правовой режим и от-ношения, возникающие по поводу алмазов.

Предметом моей дипломной работы являются нормы российского законодательства в их истрическом развитии, а также судебно-арбитражная практика, связанная с оборотом алмазов.

Основу правового регулирования сделок с драгоценными металлами составляет гражданское и валютное законодательство.

Методика исследования. В период работы были использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования.

Степень научной разработанности темы. Источники исследова-ния.

Среди наиболее важных работ, освещающих рынок алмазов, следует, прежде всего, назвать работы Алексеев И. С. «Тайны алмаза», «Золото, алма-зы, люди», «Украшения и драгоценности.

Также можно отметить Балабанова И. П. «Драгоценные металлы и дра-гоценные камни: Операции на российском рынке».

Теоретической базой работы явились труды российских ученых право-ведов по общей теории права, гражданскому, финансовому, международному праву. Были использованы работы: Абалова А. Э., Агаркова М. М., Александ-рова Н.Г., Алексеева С. С, Альтшулера А. Б., Айзенберга И. П., Балабанова И. Т., Брагинского М. И., Братуся С. Н., Витрянского В. В., Генкина Д. М., Гри-банова и т. д.

Научная новизна

Моя работа является первым в отечественной науке комплексным тео-ретическим исследованием сделок с алмазами во всех видах и состояниях на основе действующего законодательства России о драгоценных камнях.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используе-мой литературы и

приложения.

Глава 1. Торговля алмазами

1.1.Производство и рынок алмазов

1.1.1. Краткая история торговли и добычи алмазов

Начало современной алмазной промышленности было положено после находок залежей этого минерала в конце XIX века в Южной Африке и созда-ния в 1888 году фирмы Де Бирс Консолидейтед Майнз .

В начале 90-х годов XX в. значительно расширилась область межгосу-дарственного сотрудничества, связанная с оборотом алмазов. Контакты госу-дарств по обороту алмазов приобрели форму выработки единой политики го-сударств в этой сфере на основе создания международно-правовых норм. Кратко остановимся на предпосылках международно-правового регулирова-ния оборота алмазов.

Прежде всего, следует отметить рост мировой торговли алмазами, как в количественном, так и в стоимостном выражении. В результате начала разра-ботки новых месторождений, новыми крупными производителями алмазов стали Россия (1957), Ботсвана (1970) и Австралия (1985), следовательно, ми-ровая добыча алмазов многократно возросла. В 1890 г. в трех странах было добыто 2,5 миллиона карат. В 1990 г. добыча осуществлялась в 22 странах и составила более 100 миллионов карат. Доля алмазов в добыче драгоценных камней в мире равняется 90%. Между 1948 и 1990 г. цена алмазов возросла почти на 1800 процентов, а с 1975 по 1995 г. в пять раз .

С середины девяностых годов мировая добыча алмазов оценивается в 7 млрд. долларов США в год. Объем же торговли необработанными алмазами составляет 12 млрд. долларов США, а ювелирными украшениями с брилли-антами 52 млрд. долларов США соответственно. В России алмазный экс-порт занимает четвертоепятое места среди отраслевых статей экспорта страны и составляет более 1 млрд. долларов США в год. Для сравнения, ми-ровая торговля золотом составила около 40 млрд. долларов США в год. В долларовом выражении годовой продукции ненефтяного сырья алмазы зани-мают седьмое место в мире после меди, золота, алюминия, железной руды, цинка и никеля .

Алмазы составляют специфические резервы государства, в частности для военных отраслей. Технические алмазы используются при изготовлении точных деталей для авиационных двигателей, торпед, танков, артиллерии и других видов вооружений, а также радаров и другой электронной аппарату-ры, в производстве стабилизаторов, гироскопов и систем управления самоле-тов и подводных лодок .

Отдельные государства стремятся поставлять алмазы на мировой ры-нок вне монополии Де Бирс, и вследствие этого возникают вопросы по обеспечению стабильности мирового алмазного рынка.

Ныне алмазы добываются в 20 странах на четырех материках. В семер-ку ведущих алмазодобывающих стран (на них приходится 90% мировой до-бычи) входят ЮАР, Россия, Ботсвана, Заир, Намибия, Австралия и Ангола. Кроме того, алмазы добывают в Бразилии, Гвинее, Венесуэле, Гане, Сьерра-Леоне, Танзании, Индонезии, Индии. По данным аналитической службы Де Бирс, за последние 60 лет объем добычи алмазов в мире вырос в 20 раз, что соответствует ежегодному ее приросту в 5−6%. Каждый год в мире добывают 50−60 млн. карат (10−12 тонн) алмазв на общую сумму 6−6,5 млрд. долларов .

Мировой рынок достаточно стабилен, но в настоящее время наметился процесс его постепенной реструктуризации из одноканальной системы, когда производители реализовывали свои алмазы через компанию Де Бирс, кото-рая искусственно поддерживала высокие цены, в многоканальную, построен-ную на согласованиях между основными продавцами алмазного сырья (типа ОПЕК) .

Природных алмазов в мире ежегодно продается на 8−9 млрд. долларов. После огранки и обработки их стоимость возрастает до 30−40 млрд. (хотя за-траты на добычу выше, чем на обработку), а общая стоимость изготовляемых каждый год украшений с бриллиантами достигает 250−300 млрд. долларов .

Весь объем добытых алмазов со времени их обнаружения и до сего-дняшнего дня составляет около 500 тонн. Из них лишь 50% годятся для юве-лирного производства. Их огранкой занимаются во многих странах мира, но лучше всего эта отрасль развита в США (Нью-Йорк), Бельгии (Антверпен), Израиле и Индии. В Индии, например, огранкой занимаются 750 тыс. чело-век, а в Израиле 10 тыс. огранщиков алмазов дают стране 25% общего дохода от экспорта.

На настоящий момент основными производителями бриллиантов яв-ляются Индия и Израиль. Так, в 2000 году в Индии их было произведено на 4−4,5 млрд. долларов (40% мирового производства ограненных алмазов), а в Израиле на 3−3,5 млрд. Десятилетия назад огранкой активно занимались в Бельгии, однако сегодня ограночные заводы работают там, в основном по да-вальческим схемам. Соединенные Штаты, где тоже занимаются огранкой, правда, в небольших размерах, лидируют по потреблению бриллиантов американский рынок поглощает их до 40% мирового объема. Прочное поло-жение занимает на мировом рынке продукция российских огранщиков .

Мировой рынок бриллиантов представляет собой сеть бирж, самые из-вестные из которых в Нью-Йорке, Токио, Тель-Авиве, Амстердаме. Это очень закрытый рынок, организованный достаточно жестким образом в пла-не контроля над сделками, объемами, ценами продаж. Бриллианты выстав-ляются на торги лотами или конкретными камнями, если к ним проявляют особый интерес. Отдельно обычно продаются крупные камни или камни са-мого высокого качества. Правда, если лот разбивается, то отдельные камни из него можно продать легко, а ругие вообще не продать. Покупателями вы-ступают, как правило, солидные ювелирные компании. Очень выгодно об-служивать ювелира с именем, изделия которому заказывают специально. Ко-нечно, выполнять такую заявку непросто, но эта работа окупается. А при продаже на бирже прибыль обычно небольшая.

Правовое регулирование международной торговли алмазами в мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2.3.1. Монополия Де Бирс и ее роль в регулирование алмазного рынка

Крупнейшей мировой компанией, контролирующей все стадии добычи и обработки алмазов, является южноафриканская корпорация Де Бирс, ос-нованная в прошлом столетии Эрнестом Оппенгеймером. Сегодня Де Бирс по стоимости продукции добывает на рудниках Южной Африки, Намибии и Ботсваны примерно 50% мирового объема ювелирных алмазов, а сортирует, оценивает и продает через свою Центральную сбытовую организацию около 80% годового объема мировой добычи алмазного сырья. У корпорации име-ются филиалы в Великобритании, Израиле, Бельгии, России, Индии и других странах .

Компания Де Бирс существует уже более ста лет, и за всё это время принципы её деятельности практически не менялись. Новые реалии требу-ют пересмотра традиционных подходов. Поскольку в 90-е годы владельцы акций компании понесли серьёзные убытки, следовало разобраться в причи-нах такого положения.

Последние три года «Де Бирс» проводила экспертный анализ своей дея-тельности в изменившихся условиях. В результате была разработана новая сратегия развития компании в новом веке. Авторы этой концепции полага-ют, что она поможет не только сохранить ведущее положение «Де Бирс» на рынке ювелирных алмазов, но и обеспечить ей достойное будущее.

До последнего времени «Де Бирс» являлась дочерней компанией Anglo-American Corporation. Однако, вот уже два года предметом деловых интере-сов «Де Бирс» являются только ювелирные алмазы, в отличие от Anglo-American, которая помимо этого занимается добычей и реализацией платины, золота и других полезных ископаемых. Несмотря на это «Де Бирс» принад-лежит 35% акций этой корпорации .

Схема работы компании остаётся прежней: алмазное сырьё поступает в Компанию по торговле алмазами в Лондоне (DTC — бывший Central Selling Organization). После этого алмазы ограняют и продают. «Де Бирс» также ак-тивно участвует в рекламе бриллиантов среди потребителей .

Компания по-прежнему контролирует половину общего объёма еже-годно производимого сырья. В 18 странах мира ведётся разведка новых зале-жей, в том числе в Канаде (которой специалисты пророчат большое будущее на алмазном рынке), Австралии, Ботсване и России. Добыча ведётся откры-тым и аллювиальным способами, под землёй (например, в Кимберли), на морском дне и в открытом море. В 1999 году компания получила сырья на 6,8 миллиарда долларов. По ценности добываемых алмазов первое место в мире занимает Ботсвана (в прошлом году там было добыто алмазов на 1,8 миллиардов долларов); по размеру камней — Австралия. В России было добы-то сырья на $ 1,5 миллиардов, в Южной Африке — 0,8 млрд., в Анголе — 0,6 млрд., в Канаде — 0,4 млрд., в Австралии — 0,4 млрд., в Намибии — 0,4 млрд., в других странах — 0,8 млрд .

В настоящее время «Де Бирс» добывает только алмазы для ювелирных целей, поскольку для промышленных нужд дешевле использовать искусст-венные. Тем не менее, цены на бриллианты более стабильны, по сравнению с мировыми ценами на платину, золото и нефть; и при этом за последние 15 лет бриллианты подорожали более, чем на 60%.

Лондонская Компания по торговле алмазами (DTC) занимается сорти-ровкой, оценкой и покупкой алмазного сырья, продажей сырья, поддержани-ем связей с торговыми компаниями и рекламой. Сортировка, оценка и обра-ботка алмазов происходит также в Москве, Якутске, Кимберли, Виндхуке и Габороне .

Крупнейшим потребителем алмазов в мире являются США, на долю которых приходится половина реализуемой продукции. Так многие амери-канцы покупали бриллиантовые украшения, чтобы в них встретить новое ты-сячелетие. Поэтому основная часть рекламы нацелена именно на Соединён-ные Штаты. Девиз рекламной кампании «Де Бирс» — «Бриллиант — это навсе-гда» (Diamond is forever). Для российского рынка был выбран вариант «Брил-лиант — вечный дар любви» .

С Россией компания «Де Бирс» сотрудничает уже 40 лет — с 1959 года. Р. Кларк отметил, что, несмотря на напряжённые отношения между СССР и ЮАР, советскому правительству и «Де Бирс» всегда удавалось поддерживать тесное сотрудничество. Сейчас действует двухгодичный договор с компани-ей «Алроса», который должен быть продлен ещё на три года в этом году. По мнению представителя «Де Бирс», это соглашение взаимовыгодно. Россий-ской стороне оно обеспечивет регулярные валютные поступления при ста-бильных ценах (1 млрд. долларов в 1999 году), которые за период с 1990 по 1999 год составили около 8 млрд. долларов. Кроме того, в 1990 году «Де Бирс» предоставила России торговый кредит на $ 1 млрд., а в 1997;м осуще-ствила авансовый платёж на 200 млн. долларов. Кроме того, российские про-изводители имеют доступ к ценам и образцам Центрального торгового цен-тра .

Российскими партнёрами «Де Бирс» являются, помимо Алросы, Севе-ралмаз и компания «Cогласие», смоленский завод «Кристалл» и правительст-во республики Саха-Якутия. Сотрудничество ведётся в следующих областях: добыча, обогащение, оценка запасов, профессиональная подготовка кадров и обеспечение безопасности работ, связи с общественностью. Разработка Ло-моносовского месторождения недалеко от Архангельска была, по словам ди-ректора по горным проектам Хенни Бреденханна, прекращена из-за неблаго-приятных налоговых ставок. В результате, «Де Бирс» пришлось продать свой пакет акций компании «Алроса» .

Компания осуществляет ряд программ, направленных на помощь де-тям-инвалидам в Республике Саха и на поддержку российской культуры, в том числе возвращение произведений искусства из-за границы.

Р. Кларк также сообщил следующее. Благодаря усилиям Благотвори-тельного фонда Оппенгеймеров (Oppenheimer Charitable Trust), удалось ку-пить за границей и вернуть в Россию значительное количество культурных ценностей. Гарри Оппенгеймер поддерживал тёплые отношения с академи-ком Лихачёвым, который возглавлял Российский Международный фонд культурных, художественных и историко-культурных ценностей. Первая партия произведений искусства была передана фонду в 1992 году. Среди возвращённых работ портрет княгини Волконской, который сейчас находит-ся в Пушкинском музее, картины Репина, иконы Андрея Рублёва. Недавно компания передала в дар Российскому фонду культуры 105 писем И. Бунина. 17 ноября 2000 года «Де Бирс» вручила музею Цветаевой четырнадцатистра-ничное письмо сына поэтессы, написанное незадолго до его гибели и адресо-ванное сестре её мужа. Кроме того, компания участвует в программе «Новые имена» и финансировала учёбу в Англии нескольких одарённых молодых му-зыкантов .

Возвращаясь к вопросу о новой стратегии «Де Бирс», Р. Кларк так сформулировал основную задачу компании на ближайшее десятилетие: рабо-тать с крупными мировыми специалистами алмазной отрасли на благо про-изводителей, сотрудничающих с DTC. Компания, с помощью Центрального торгового центра, должна остаться лидером алмазного бизнеса и работать на благо акционеров, партнёров и других заинтересованных лиц, продолжая быть лидером в стоимостном выражении .

Основным средством достижения этих целей руководство «Де Бирс» считает стимулирование спроса на украшения с бриллиантами во всём мире. За последние 20 лет рост объёмов продаж бриллиантов значительно отстаёт по сравнению с реализацией других предметов роскоши. Основные причи-ны этому — сложная система распространения продукции, недостаточная рек-лама и маркетинговые кампании, недостаточное использование товарных знаков и ряд новых факторов на рынке бриллиантов. Поскольку люди обыч-но покупают предметы роскоши из-за их престижности, а престижность свя-зывается в сознании потребителя с определёнными марками, необходимо вводить в оборот новые товарные знаки. Узкому кругу покупателей известны имена некоторых производителей украшений с бриллиантами, например, Tiffany. Однако, необходима более интенсивная реклама существующих ма-рок и создание новых для стимулирования спроса.

Вообще, по мнению Р. Кларка, затраты на рекламу в компании «Де Бирс» явно недостаточны. Так сейчас она вкладывает в эту сферу лишь 1% своего дохода. В то же самое время, производители дорогих часов тратят на рекламу около 6% дохода, а производители парфюмерии — 10,5%. Всего 13% бриллиантовых украшений продаётся с использованием торговой марки, что значительно меньше, чем у других производителей предметов роскоши .

Среди новых рыночных факторов были отмечены лучшая, чем прежде осведомлённость потребителей о предлагаемом товаре. Покупатель теперь, как правило, точно знает, чего хочет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 24.07.2007)"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"(принят ГД ФС РФ 04.03.1998).
  2. Постановление Правительства РФ от 26 марта 2001 г. N 233, утвер-дившее Правила реализации на внутреннем рынке алмазов специ-альных размеров массой 10,8 карата и более // СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1365; 2002. N 20. Ст. 1859.
  3. Положением о ввозе в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742 (в ред. от 30 сентября 2003 г).
  4. Правила осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, утвержденные Поста-новлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 371 (в ред. от 12 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1821; 2004. N 51. Ст. 5181.
  5. Указание ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 376-У «О порядке соверше-ния Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. от 30 ноября 2000 г).
  6. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнитель-ной власти. 2004. N 20.
  7. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнитель-ной власти. 2001. N 44; Российская газета. 2003. 2 сент.
  8. Вестник Банка России. 1996. N 61; 2000. N 20.
  9. Вестник Банка России. 1998. N 72; 2000. N 66, 67.
  10. СЗ РФ. 2000. N 35. Ст. 3583.
  11. СЗ РФ. 2000. N 39. Ст. 3878.
  12. СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 2004. N 35. Ст. 3639.
  13. СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2653; 2003. N 40. Ст. 3844.
  14. СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4874.
  15. СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4977; 2001. N 50. Ст. 4735.
  16. Книги, статьи, журналы
  17. И.С. Тайны алмаза. 1999.
  18. И.С. Золото, алмазы, люди.2008.
  19. И.С. Украшения и драгоценности. 2000.
  20. И.Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: Опера-ции на российском рынке. М., 2008.
  21. А.Е. Принципы международного права: государственная по-литика в сфере оборота алмазов. 2007.
  22. . Новая стратегия «Де Бирс» и российско-южноафриканское сотрудничество//Коммерсант. 2007. 23 апреля.
  23. Н.Ю. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федера-ции//Законодательство и экономика", 2005, N 7.
  24. Ш. Мировой рынок природных алмазов//Экономическое обозрение. 2007. № 2.
  25. Правовой режим операций и сделок// Законодательство и экономи-ка", 2005, N 9.
  26. В. «Де Бирс» разъясняет свою стратегию//Независимая. 29 апреля 2008. № 90 (4331).
  27. Antwerpse Diamantbank NV: Developments in Diamond Financing. www.diamondsinfo.com/dna18.htm.
  28. Aeppli, O. Grundkapital und Reserven als bankpolitisches Instrument. Bern, 2007, S. 18.
  29. Ilani, Z., Goldberg, Y., Weinberger, J. Diamonds and gemstones in ju-daica. Ramat Gan; Kanfer, S. The last empire: De Beers, diamonds, and the World. N.Y., 2003.
  30. International Law Association. Report of the sixty-seventh conference. Helsinki, 2007. London, 2007, p. 568.
  31. Forthuber, W. Diamant. die hдrteste Wдhrung der Welt. Vaduz, 2008; Lenzen, G. Diamantenkunde mit kritischer Darstellung der Diamanten-gradierung. Kirschweiler, 2006.
  32. J ackson, John H. / Davey, William J. Legal problems of international economic relations. Cases, materials and text on the national and interna-tional regulation of transnational economic relations. — St. Paul, Minn., 2008. p. 1241.
  33. Lenzen G. Produktions-und Handelsgeschichte des Diamanten. Berlin, 2006.
  34. Lenzen, G. Diamantenkunde mit kritischer Darstellung der Diamanten-gradierung. Kirschweiler, 2006.
  35. Morenz, O.A. Edelsteine, Gold und Schmuck als Geldanlage. Mьnchen, 2005.
  36. Ruppenthal, P. Edelsteine — Handel und Industrie im Raum Idar-Oberstein von 1923 bis 1985. Idar-Oberstein, 2007.
  37. Schwilling, W. Lexikon der Geldanlage. Zurich, 2004.
  38. Steiner E. Der internationale Diamantenmarkt. Wien, 2006.
  39. US Department of the Interior.
Заполнить форму текущей работой