Распад единого хозяйственного комплекса, разрушение прежней системы экономических связей поставили перед странами СНГ ряд острых и сложных проблем, связанных как с обеспечением экономической независимости, так и определением своего места в изменившейся геополитической структуре мира. Пятилетний поиск приватных способов реализации новой экономической стратегии своих стран, интеграционные устремления за пределы пост советского пространства не привели к повышению эффективности производства, улучшению социально-экономической ситуации ни в одной из стран СНГ. Ожидавшегося потока бескорыстной помощи из-за рубежа не наблюдается, инвестиции в большинстве стран падают, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же производственные мощности используются далеко не на полную мощность.
Указанные проблемы требуют, как правило, нового конструктивного подхода к их решению не только в рамках международного права, но и в национальном законодательстве в соответствии с уже достигнутыми в той или иной области отношений международными соглашениями.
Для поиска конструктивных проблем страны СНГ стараются искать пути выхода из тяжелой ситуации и, понимая, что в одиночку не решить такие проблемы, встречаются на различных уровнях, совещаниях и конференциях. Одной из последних конференций стран СНГ явилась Бакинская НаучноПрактическая Конференция, которая состоялась в Баку 6−7 февраля 1997 года. Придавая стратегическое значение развитою экономических взаимосвязей стран — членов СНГ, в целях дальнейшего углубления в них интеграционных процессов в рамках Содружества, участники данной конференции пришли к согласию об осуществлении координации усилий в различных направлениях. Участники конференции пришли к выводу, что, внедряя новые конструктивные подходы для решения проблем, надо провести либерализацию внешнеэкономической деятельности, создать систему страхования от рисков, обеспечить гарантии для иностранных инвесторов, устранять двойное налогообложение, ввести общие правила трудовой миграции, правовой и социальной защиты иностранной рабочей силы, подписать двусторонние договоры о взаимной защите иностранных инвестиций и принять другие согласованные меры для развитая международных инвестиционных отношений1. Проблемы международно-правового регулирования иностранных инвестиций решаются не только на основе договоров о защите иностранных инвестиций и на основе договоров об избежании двойного налогообложения, но и на основе соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, а также на основе общих международных конвенций и соглашений. I.
Предметом настоящего исследования является не только международные договоры в области правового регулирования иностранных инвестиций, а также отдельные вопросы, связанные с развитием национального законодательства, среди прочего анализируется содержание международных соглашений, направленных на правовое регулирование иностранных инвестиций, на гармонизацию и унификацию национального законодательства в этой области. В работе дается решение различных проблем правового регулирования иностранных инвестиций в двусторонних соглашениях и по национальному законодательству.
Правовое регулирование международных инвестиционных отношений имеет специфику, заключающуюся в том, что эти отношения разнохарактерные: межгосударственные — властные, субъектами которых являются только государства, и немежгосударственные — невластные, в которых участвуют разно порядковые и разно уровневые субъекты (государства, физические и юридические лица различных государств и другие субъекты права).
Таким образом, международные инвестиционные отношения, а точнее правоотношения делятся на межгосударственные — властные отношения, то есть по сути своей публично-правовые отношения, и не межгосударственные невластные отношения — то есть инвестиционные отношения частноправового характера. В самом деле, если внимательно проанализировать систему современных международных инвестиционных отношений и соответствующую им систему права, можно вполне представить себе, какие правоотношения возникают в сфере международных инвестиционных отношений. Нормы международного права, регулирующие международные инвестиционные.
1 Материалы Бакинской Научно-Пракгической конференции стран СНГ Иностранный капитал странах СНГ: возможности, перспективы. проблемы сотрудничество.Баку. 1997. С2−3. отношения межгосударственного характера, группируются в отрасль международного инвестиционного права.
Основным источниками этого права, наряду с другими, являются международные двусторонние и многосторонние инвестиционные договоры по соответствующим видам отношений (инвестиционные, налоговые, торговые, и пр.), содержание которых отражается в национальном законодательстве об иностранных инвестициях. В работе рассматриваются различные виды международных договоров в области правового регулирования иностранных инвестиций, и соглашения об устранении двойного налогообложения.
Возрастающее значение международно-правовых актов, регулирующих экономические отношения, определяется усилением интеграции О Азербайджанской Республики, России и других стран СНГ в мировую экономику. В силу специфики происходящих в Азербайджанской Республике экономических процессов особый интерес приобретают вопросы международного сотрудничества. В данной сфере международно-правовое регулирование базируется на Азербайджанском законодательстве по иностранным инвестициям, двусторонним договорам о содействии капиталовложениям и многосторонним соглашениям, связанным с деятельностью международных экономических организаций.
Актуальность исследования определяется развитием международных экономических отношений. В Инвестиционной программе, подготовленной Фондом по содействию правовым и экономическим реформам для Азербайджанской Республики подчеркивается, что «важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет подключение Азербайджанской Республики к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности». В настоящее время проблемы международно-правового регулирования иностранных инвестиций решаются не только на основе соглашений о защите иностранных инвестиций, но и на основе соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и на основе договоров об избежании двойного налогообложения, а также на основе универсальных международных конвенций.
Как правило, в результате подписания вышеназванных договоров и соглашений формулируются поправки в национальное законодательство тех государств-участников международных договоров, которые принимают инвестиции.
Участие Азербайджанской Республики в международных договорах по регулированию иностранных инвестиций требует внесения изменений в действующее законодательство об иностранных инвестициях в соответствии с нормами международных договоров. С вступлением в силу международных договоров Азербайджанская Республика обязуется применять их нормы.
Внесение изменений в законодательство об иностранных инвестициях является предпосылкой для участия Азербайджанской Республики в различных международных соглашениях (например: ГАТТ, для участия в указанной международной организации Азербайджан должен применять нормы Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Кроме этого, в настоящее время в законодательной деятельности нельзя не учитывать современный уровень международно-правового регулирования иностранных инвестиций, в частности заключенное государствами-участниками ГАТТ/ВТО Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (Trade Related Investment Measures Agreement или TRIM). В настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО), созданная на основе соглашения, достигнутого в ходе Уругвайских переговоров ГАТТ (1986;1994), разрабатывает проект многостороннего международного соглашения по правовому регулированию иностранных инвестиций.
Приведенные в работе положения двусторонних международных соглашений из практики различных государств (двустороннее соглашение по регулированию иностранных инвестиций и по устранению двойное налогообложения) свидетельствуют о возможности созданию международно-правового механизма регулирования иностранных инвестиций также и в рамках двусторонних соглашений.
При выборе круга стран диссертант руководствовался тем, что при совершенствовании законодательства об иностранных инвестициях в Азербайджанской Республике и в РФ необходимо учитывать опыт правового регулирования иностранных инвестиций в странах с развитой рыночной экономикой, являющихся основными партнерами Азербайджанской Республики и России в международных договорах.
Диссертация посвящена современным международно-правовым проблемам регулирования иностранных инвестиций в Азербайджанской Республике, России и в других государствах, входивших ранее в Советский.
Союз. Эти страны в условиях спада производства и сокращения внутренних инвестиций заинтересованы в притоке капитала из-за рубежа в самых различных формах. Известно, что, наряду с преодолением политической и экономической нестабильности, создание надлежащей правовой базы может обеспечить решение важной задачи по сфере, Речь идет не только о законодательстве об иностранных инвестициях, но и о создании общего режима предпринимательской деятельности.
В работе также предлагаются возможные пути использования правовых средств для улучшения инвестиционного климата в Азербайджанской Республике, России и др. бывших союзных республиках. К сожалению, в целом инвестиционный климат для иностранных инвесторов в странах СНГ в настоящее время можно оценить как весьма неблагоприятный. В сентябре 1994 года, международный финансовый журнал «Евромани», ставил Россию по надежности инвестирования капитала на 136-е место из 170 стран (в 1992 г. России отводилась 129-е, в марте 1994 г 138-е место).И другие государства СНГ занимали последнее место в перечне, который начинался с США (1 место) и заканчивался Кубой (последнее, 170 место). Азербайджан занимал в этом списке 144 место (в марте 1994 г. Азербайджану отводилась 154-е место). Более благоприятным оценивался этим журналом инвестиционный климат Латвии (104-е), Эстонии (105-е) Литве (110-е), Узбекистане (126-е), Казахстане (129-е), Кыргыстане (135-е). Осенью 1994 года хуже, чем в Азербайджане положение было в Грузии (150-е), Туркменистане (147-е), Армении (145-е), Таджикистане (148-е), Беларуси (151-е), в Молдове (148-е), Украине (149-е).1.
Конечно для определения инвестиционного климата имеет значение не только фактор благоприятного правового регулирования. Достаточно напомнить, что в 1992;1993 гг. военные конфликты потрясли Грузию, Молдову, Таджикистан, Азербайджан и Армению.2 Кроме того, есть другие проблемы, которые ухудшают инвестиционный климат в странах СНГ. На мой взгляд, следующие проблемы, мешающие продвижению иностранного капитала в.
1 Фаминский И. П. Иностранные инвестиции в России. Современные состояние и перспекгивы Москва 1995 г. стр. 12.
2Богуславский М. М. Правовое регулирования иностранных инвестиций. Москва 1995 .стр. 7. странах СНГ играют очень большой отрицательный роль в инвестиционном климате:
1)отсутствие политической и экономической стабильности.
2)отсутствия защиты.
3)коррупция чиновников.
4)не информированность иностранцев, незнание законов.
5)отсутствие уважения к контрактам, подписанным с инвесторами.
6)проблемы с регистрацией.
7)необъявленные налоговые проверки.
8)не приватизированность крупных предприятий.
9)отсутствие связи между правительством и инвесторами.
10) неожиданные изменения в законах.
11)увеличение налогов.
12)проблемы с переводом (трансфер) доходов (прибыли) в заграницу.
13)скрытые расходы.
14)неясносгь в законах.
15)опоздания в принятии законов.
16)отсутствие современной банковской системы.
Ликвидируя указанные проблемы страны СНГ могут улучшить инвестиционный климат.
Несмотря на различные проблемы в различных странах СНГ эксперты указывают увеличение иностранных инвестиции за последний год.
Если говорить о ситуации в России, то размеры инвестиций были незначительными: их общих объем на конец 1993 г. оценивался в 2 млрд. долларов США.
Если в 1993 г. общий импорт по России сократился, то импорт по совместным предприятиям возрос по сравнению с 1992 г. на 10%.
Хотя доля продукции и услуг, осуществляемых СП, была в общем объеме производства невелика до 1996 г., экономисты отмечали, что значение иностранных инвестиций для экономики Азербайджана, России и других стран СНГ в 1996 г. возросло.
Так, в ряде стран за счет полной или частичной реализации проектов, финансируемых международными организациями и фирмами-инвесторами из дальнего зарубежья, улучшился инвестиционный климат. Например в.
Азербайджане капитальные вложения в экономику возросли по сравнению с 1995 г. в 1.8 раза, в Киргизии — в 1.3 раза, в Узбекистане и в России они составили по 6 миллиардов долларов, что значительно превышает уровни прежних лет. В Беларуси, Молдавии и на Украине удалось замедлить темпы инвестиционного спада. В Азербайджанской Республике, за Ш квартал 1996 г. (по сравнению с аналогичным периодом 1995 г.) число предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в 3.8, а приток иностранного капитала в установленные фонды — в 7.1 раза.
В настоящее время в Азербайджане функционирует более 1 ООО СП, около 600 предприятий со 100% иностранного капитала, 200 представительств иностранных фирм. Из 200 представительств — 43 британских, 29 американских, 25 турецких, 16 немецких, 13 российских и из других стран. Поскольку Азербайджан является пока еще страной сырьевой ориентации, основные инвестиции инофирм налравляются в добывающие отрасли, и вполне закономерно, что пятая часть этих фирм занята в нефти и газодобывающей отрасли.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ развивалось неравномерно. С точки зрения улучшения инвестиционного климата были свои «приливы» и «отливы». Определить реальные перспективы развития законодательства в этой области — задача непростая, однако в работе делается попытка в отдельных случаях высказать некоторые соображения по этому поводу. Анализ и изучение международных договоров и конвенции по правовому регулированию иностранных инвестиций, исследование многих теоретических проблем, связанных с ним, а также прослеживание тенденции развития законодательства по важнейшим вопросам регулирования инвестиционных отношений как на международном, так и национальном уровнях предопределяет актуальность темы диссертационного исследования.
Целью предпринятого исследования является формирование научно обоснованной концепции системы международно-правового регулирования инвестиционных отношений — международного инвестиционного права, включающей определение сущности, места, роли и значения международных договоров в правовом обеспечении инвестиционной деятельности.
Основной целью настоящей диссертации является анализ (как систематический так и сравнительный) существующих международных договоров по иностранным инвестициям и по избежанию двойного налогообложению и международных конвенций и на основе этого предложение возможных способов совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций^ Азербайджанской Республике и в России. -«. Настоящая работа ни коим образом не ограничивается постановкой теоретических проблем. При ее написании преследовалось цель практического характера. Во-первых, дать читателю информацию о том, как осуществляется международно-правовое регулирование не только в Азербайджанской Республике и России, но и в других государствах. Эта информация должна быть полезной для потенциального инвестора, в роли которого может выступить любой предприниматель. Во-вторых, на основе анализа международных (как двусторонних, так и многосторонних) договоров, выявлять возможных способовсовершенствования правового регулирования иностранных инвестиций в Азербайджанской Республике. В третьих, необходимо познакомить читателя с нормативным материалом различных международных договоров по регулированию иностранных инвестиций.
В связи с этим были поставлены и разрешены следующие задачи:
— исследование международных договоров и конвенций по правовому регулированию иностранных инвестиций, процесса становления Международного инвестиционного праварассмотрение усиления защиты прав иностранного инвестора в рамках международных договоров как части более общей задачи совершенствования правовой системы государства, принимающего иностранные инвестиции;
— проанализировать и обобщить имеющиеся в литературе подходы к данной проблематике;
— обосновать выводы, на основании которых можно сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства об иностранных инвестициях-,.
— провести анализ проблем, характерных для отношений, связанных с иностранными инвестициями, и предложить возможные пути решения этих проблем применительно к азербайджанским и российским условиям с учетом опыта других государств и международных организаций.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается и в том, что сгруппированные в ней основные положения и выводы могут быть использованы как рекомендации по совершенствованию Азербайджанского и Российского законодательства об иностранных инвестициях. Материалы диссертации могут быть применены в учебном процессе, при подготовке общих и специальных курсов, учебных пособий по регулированию иностранных инвестиций.
В настоящее время, в отличие от зарубежной1^ азербайджанской и российской международно-правовой литературе еще не проделана научная работа по системному анализу основных вопросов становления, функционирования и совершенствования международно-правового регулирования иностранных инвестиций. Встречаются отдельные исследования, не имеющие монографического характера, лишь в отдельных статьях рассматривались некоторые аспекты данной проблемы 2 В этом плане данная работа представляет собой первое комплексное исследование проблемы международно-правового регулирования иностранных инвестиций.
Методологической основой диссертации является сравнительно-правовой метод анализа международно-правовых актов (двусторонних договоров и многосторонних конвенций). Сравнительно-правовой анализ двусторонних договоров подписанных между различными странами в разное время позволяет проанализировать их с точки зрения возможности унификации и гармонизации азербайджанского законодательства по инвестиционным отношениям.
Следующие результаты являются новыми для науки международного права:
— проведен анализ международно-правовых проблем иностранных инвестиций, решение которых поможет экономическому развитию стран СНГ- -рассмотрены место и роль концепции международного инвестиционного права;
— выявлены конкретные проблемы, отрицательно влияющие на инвестиционный климат, мешающие продвижению иностранного капитала в страны СНГ;
1 Somaraja MThe International Law of Foreign Investment. London 1994, p.225.Schwaraenberger G Foreign Investments and Intematinal Law. London 1969. и др.
2 Богатырев А.Г.О международном инвестиционном праве,/ Московский журнал между народного права. 1993 N2 стр. 26 и др.
— предложены конкретные организационно-правовые и поощрительные предложения, включающие предоставление различных льгот в зависимости от различных условий для усиления притока иностранных инвестиций, -расмотрены различные двусторонние договоры и многосторонние конвенции и выявлен вклад этих конвенций в решение международно-правовых проблем регулирования иностранных инвестиций;
— выявлена роль инвестиционных (концессионных) соглашений, привлекающих инвестиции и технологии, а вместе с ними -«носителя» этих инвестиций и технологий, крупных мировых масштабов компаний;
— проанализирована и дана международно-правовая оценка Соглашению по инвестиционным мерам, связанных с торговлей, принятых в рамках Уругвайского раунда переговоров и выявлено его значение.
Институт иностранных инвестиций, регулирование иностранных инвестиций — сравнительно новые понятия в международном праве, поэтому их исследование, в частности определение понятия инвестиций и защиты иностранных инвестиций, проблема двойного налогообложения, страхование иностранных инвестиций, инвестиционных споров и т. п. является важным и перспективным направлением развития международного инвестиционного права, международного права, предприниматель-ской деятельности. В ходе работы над диссертацией был сделан ряд выводов и выявлен целый ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки. В этом видится теоретическая значимость работы.
Базовым источником диссертации являются: инвестиционное соглашение Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) с иностранными нефтяными компаниями, международные договоры Азербайджанской Республики и России о поощрении и защите инвестиций с различными странами, договоры об устранении двойного налогообложения, общие международные конвенции, и другие материалы.
Диссертант в своей работе опирался на труды российских и зарубежных авторов: Блишенко И. П., Богатырева А. Г., Богуславского М. М., Вознесенской Н. Н. Дорониной Н.Г.и Семилютиной Н. Г., Лунца Л. А., Марышевой Н. И., Стюарта Т., Фаминского И. П., Шапира Ж., Шварценберга Г., Юмашева Ю. М., и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
:
Иностранные инвестиции представляют собой одну из областей международного сотрудничества, выступают в качестве одной из составляющих всего комплекса мирохозяйственных связей. Они, наряду национальным законодательством, также подпадают под правовое регулирование нормами международного публичного и частного права. Таким образом, отношения по поводу зарубежного инвестирования находятся под регулирующим воздействием по крайней мере трех правовых систем: правовой системы страны — экспортера капитала, права страны — реципиента иностранного капитала и международного инвестиционного права. Из этого вывода следует, что эффективность правового регулирования иностранных капиталовложений зависит не только от волеизъявления экспортирующего или импортирующего капитал государства, но и от степени согласованности различных разделов этого регулирования.
Правовое регулирование инвестиционных отношений является средством ограничения негативных последствий привлечения иностранных инвестиций. При осуществлении иностранных капиталов, возникают отношения между инвестором и государством, национальностью которого обладает этот инвестор. Эти отношения регламентируется правом, в частности государство определяет условия страхования капиталовложений своих компаний и индивидуальных коммерсантов за границей, оно вправе разрешать или запрещать экспорт капитала в ту иную страну, способствовать или ограничивать вывоз капитала с помощью налоговых, валютных, административных средств и методов. Соответствующие правовые предписания следует рассматривать как определенный раздел инвестиционного права страны — экспортера капитала.
Инвестиционные правоотношения возникают и между иностранным инвесторам и государством — принимающим иностранного капитала. Принимающее государство регулирует условия допуска и функционирования иностранного капшю" на своей территории. Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с допуском и функционированием иностранных инвестиций в стране являются инвестиционное право.
Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также в международной практике путем заключения международных договоров. Государства заключают в этой области как инвестиционные договоры с иностранными компаниями так и двусторонние и многосторонние договоры.
Правовое регулирование международных инвестиционных отношений имеет специфику, заключающуюся в том, что эти отношения разнохарактерные: межгосударственные — властные, субъектами которых являются только государства, и немежгосударственные — невластные, в которых участвуют разно порядковые и разно уровневые субъекты (государства, физические и юридические лица различных государств и другие субъекты права).
Таким образом, международные инвестиционные отношения, а точнее правоотношения делятся на межгосударственные — властные отношения, то есть по сути своей публично-правовые отношения, и не межгосударственные невластные отношения — то есть инвестиционные отношения частноправового характера. В самом деле, если внимательно проанализировать систему современных международных инвестиционных отношений и соответствующую им систему права, можно вполне представить себе, какие правоотношения возникают в сфере международных инвестиционных отношений. Нормы международного права, регулирующие международные инвестиционные отношения межгосударственного характера, группируются в отрасль международного инвестиционного права.
Основными источниками этого права, наряду с другими, являются международные двусторонние и многосторонние инвестиционные договоры по соответствующим видам отношений (инвестиционные, торговые, налоговые и пр.). В этом случае мы наблюдаем схему и суть международно-правового регулирования международных инвестиционных отношений, без которых невозможно представить себе современные международные отношения. По данным ЮНКТАД, по состоянию 1996 г. было заключено 900 международных двусторонних договоров по вопросам инвестиций с участием 140 государств.
Ранее такие двусторонние договоры именовались договорами о защите капиталовложений. Позднее всеобщее распространение получило наименование «соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений» .
Преимущество этого наименования состоит в том, что в нем на первое место поставлено именно поощрение инвестиций, а затем уже говорится об их защите. Основной цель любого такого соглашения — именно поощрить взаимное осуществление капиталовложений путем создания благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, и внутреннее законодательство, и международные договоры устанавливают в ряде положений возможность инвестирования. Однако это не исключает введения ограничений, в частности, путем запрещения или ограничения для иностранного инвестора заниматься определенными видами деятельности. Кроме того, для некоторых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься.
Другой вид двусторонних договоров, имеющих самое непосредственное отношение к регулированию иностранных инвестиций, — это соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.
Для улучшения инвестиционного климата в стране и для увеличения поступления иностранных инвестиций в страну из различных стран нужно подготовить подписание двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения с различными странами.
Можно сделать вывод, что в основе мер по стимулированию инвестиций лежат меры по созданию льгот и преимуществ для иностранных инвесторов, например: льготы при налогообложении, освобождение от налога на добавленную стоимость, и от спец налога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений.
Государства, заинтересованные в притоке иностранных инвестиций, участвуют в многосторонних международных соглашениях, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможных рисков, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах.
Одним из широко применяемых в настоящее время многосторонних соглашений — это Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, которая подписана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. Конвенция предусматривает создание Международного центра по регулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития.
Вашингтонская конвенция устанавливает порядок разрешения споров по толкованию и применению договоров между странами, заключившими такой договор.
Специфический характер таких споров, в которых одной из сторон выступает государство, отразился, в частности, на регулировании вопросов применимого права. Согласно ст. 42 Вашингтонской конвенции, «арбитраж рассматривает спор согласно нормам права в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон, арбитраж применяет право Договаривающегося государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также нормы международного права, которые могут быть применимы» .
Государства — участники Конвенции обязались обеспечивать исполнение решений арбитража «в пределах своей территории таким же образом, как если бы это было окончательное решение судебного органа этого государства» .
Россия подписала Вашингтонскую конвенцию 16 июня 1992 г., но пока ее не ратифицировала.
С присоединением России и других стран к Вашингтонской конвенции будет создана универсальная система разрешения споров в отношениях с инвесторами большого числа государств, и прежде всего тех, с которыми нет двусторонних соглашений. Это создаст одинаковый режим для споров со всеми инвесторами. Второе, широко применяемое в настоящее время многосторонним международным соглашением по регулировании иностранных инвестиций является Суельская конвенция 1985 г., вступившая в силу 12 апреля 1988 г. Система государственного и частного страхования благодаря Сеульской Конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. Согласно этой Конвенции, создается Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).
Заключение
договоров страхования, перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться инвестиции стран — участниц Суельской конвенции являются основными функциями Агентства. Кроме этого Агентство также может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны — участницы Конвенции, которые рассматриваются как развивающееся для целей этой Конвенции/,.
В целях создания благоприятных условий для инвестирования иностранного капитала в Республику Азербайджан и для страхования инвестиционных рисков предлагается создать национальную страховую компанию Азербайджанской Республики (с участием самого государства и юридических лиц) для залогового обеспечения, страхования и перестрахования рисков иностранных инвестиций, концессионной деятельности, квотирования и распространения акций предприятий Азербайджанской Республики на зарубежных фондовых рынках.
Для обеспечения защиты прав инвесторов, уменьшения возможных рисков, страхования или перестрахования иностранных инвестиций заключить договоры страхования и перестрахования некоммерческих рисков, с Многосторонним агентством по гарантии инвестиции (МИГА).
В Суельской конвенции участвуют более 100 государств, в том числе. Россия, Украина, Казахстан Узбекистан, Молдова, Грузия. Россия подписала Суельскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и ратифицировала ее 22 декабря 1992 г. В 1994 г. Правительство РФ подписало с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций Соглашение о правовой защите иностранных капиталовложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций валюты РФ.
Азербайджан в 1992 г. принял специальный закон о членстве республики в ряде международных финансовых и экономических организаций, в том числе в МИГА и международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Обратим внимание на то, что нормы международных договоров пользуются приоритетом перед нормами внутреннего законодательства. Обычно в законах об иностранных инвестициях, принятых в различных странах СНГ, прямо предусмотрено, что в случае, когда положения международного договора отличаются от положения национального законодательства, подлежат применению положения международного договора. Такое правило содержится в законах об иностранных инвестициях РФ, Азербайджана (сг.43) и др. стран СНГ.
Исследуя международно-правовое регулирование иностранных инвестиций можно прийти к следующему заключению:
В двусторонних договорах или в национальном законодательстве необходимо предусмотреть льготный режим иностранных инвестиций в зависимости:
1. От географического расположения территории, куда вкладывается иностранные инвестиции. Например: горные районы Азербайджана и районы Крайнего Севера России.
2. От экономической развитости регионов. Например: для слаборазвитых районов в Азербайджане и для слаборазвитых регионов России, таких как Калмыкия, Алтайский край, Тамбовская область, Ингушетия, Хакасия и т. д.
3. От густонаселенности территории и регионов. Например: г. Сумгаит, Масаллинский, Шамхорский и Саатлинский районы в Азербайджане и, а в России Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ростовская область. Ивановская область и т. д.
4. От суммы вклада. Например: чем в больших суммах вкладываются инвестиции, тем соответственно, больше предоставляется налоговых льгот.
5. От количества работающих людей на предприятиях с иностранными инвестициями. Чем больше будет работать в таких предприятиях, тем большие льготы необходимо предоставлять.
6. От инвестирования новых технологий. Например: Японской фирме Тошиба, производящей качественные компьютеры, необходимо предоставлять больше льгот, чем ее филиалу в Таиланде или Египте.
7.От того, насколько иностранная инвестиция сопровождается внедрением современных или перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных видов технологий.
8. От приоритетности отрасли производства. Например, производство товаров народного потребления, лекарств и т. д.
9.0т того, насколько продукции предприятия с иностранными инвестициями конкурентоспособна на международных рынках.
10. От страны, чьи инвестиции вкладываются в экономику. Например, льготы для инвесторов стран СНГ. Можно сделать следующие выводы: 1. В Азербайджанской Республике, России и других бывших союзных республиках важную роль играет использование правовых средств для улучшения инвестиционного климата. В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата предлагается внести поп-равку в действующий закон Азербайджанской Республики об иностранных инвестициях от 15 января 1992 г. путем включения в него норм, устанавливающих стабильность правил инвестирования на протяжении срока действия режима инвестирования. Делается вывод, что для определения инвестиционного климата большое значение имеет не только фактор благоприятного правового регулирования, но и политическая стабильность государства.
2. Для стимулирования участия иностранного капитала в приватизации азербайджанских государственных предприятий должна четко работать налоговая система, увязывая предоставление налоговых льгот в зависимости от объема сделанных технических и денежных вложений. Вместе с тем, следовало бы установить шкалу скидок с цены приватизируемого имущества в зависимости от объема инвестированных капиталов.
3. В международных договорах Азербайджанской Республики предусматриваются общепризнанные гарантии иностранным инвесторам. Они должны обеспечить равные условия участия иностранного капитала в предпринимательской деятельности, снижение последствия рисков инвестирования в страну и демократизацию экономических отношений.
4.Анализ двусторонних и многосторонних соглашений показывает становление и эволюция самостоятельного института в международном экономическом праве — института международного инвестиционного права.
5.Через призму ратификации международных договоров (как двусторонних, так и многосторонних, особенно таких, как Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» и т. д., рассматриваются сложные процессы становления и утверждения международного инвестиционного права.
6.Возрастает роль многосторонних инвестиционных соглашений универсального характера, таких как Соглашений по ИМСТ, в создании благоприятных условий в процессе инвестирования. Соглашение по ИМСТ устанавливает минимальные условия для реальной защиты иностранных инвестиций и является первым в международном праве соглашением, возлагающим на государства-участники обязанность обепечить в рамках своего национального законодательства защиту для иностранных инвестиций и обяза-тельность для инвесторов предпринять определенные шаги для улучшения экономической ситуации и содействия развитию экономики принимающей страны.
7.В работе содержится предложение о совершенствовании азербайджанского и российского законодательства по иностранным инвестициям на основе и в соответствии с международными договорами и конвенциями по иностранным инвестициям. Подписание и выполнение договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций и договоров об устранении двойного налогообложения, их дополнение и изменение, а также дальнейшее совершенствование международных документов является хорошим опытом для решения современных проблем правового регулирования иностранных инвестиций в условиях Азербайджанской Республики, России и других стран СНГ.
8.Необходимо, основываясь на международной практике, обеспечить более общую систематизации законодательства в целях совершенствования правового регулирования инвестиционных отношений, что позволит исправить ошибки, применяемых в настоящее время способов стимулирования иностранных инвестиций.
9.В работе по — новому сформулирована проблема методов правового регулирования иностранных инвестиций. Если ранее в работах отечественных юристов было высказано много аргументов в пользу гражданско — правовых методов правового регулирования, автор, исходя из комплексного характера актов, отражающую практику регулирования иностранных инвестиций, предлагая усилить роль международных договоров об иностранных инвестициях.
10. В представленной диссертации формулируются понятие приоритетных целей регулирования иностранных инвестиций. В работе отмечается, что одной из целей правового регулирования иностранных инвестиций является выделение приоритетных направлений, в которых иностранные инвестиции будут поощряться. Необходима разработка перечня отраслей и регионов, предоставляющих льготный режим для иностранных инвестиций, и отраслей и регионов, доступ в которые для иностранных инвестиций будет закрыт. Указанная цель регулирования, согласно действующим международным договорам в области торгово-экономического сотрудничества, соответствует требованиям развития рыночных отношений и отвечает нормам международного права, признающего суверенитет государства, принимающего иностранные инвестиции. В диссертации предлагается перечень мер по поощрению иностранных инвесторов для осуществления инвестиций в конкретных отраслях экономики и в конкретных условиях их функционирования.
11.Развитие законодательства стран СНГ, касающегося иностранных инвестиций, происходит в направлении либерализации правового режима их функционирования, предоставления иностранным инвесторам широких прав и льгот. Такой подход должен заставить иностранных инвесторов пренебречь всей совокупностью отрицательных факторов, так как лишь реальная возможность получения сверхприбылей с вкладываемых капиталов может выступить эффективным стимулом инвестирования. При этом существенно важным является не только наличие тех или иных льгот по сравнению с отечественными предприятиями, на что обычно ориентированы принимаемые законодателями из стран СНГ акты, но и их сопоставимость с условиями, предлагаемыми постсоциалистическими государствами и другими странами мира, куда вкладывается больше 200 млрд долларов США.
12.Особую роль в интеграции стран СНГ в международное производство, в получении современной иностранной технологии и повышении конкурентноспособности фирм СНГ, играют иностранные инвестиции. Фирмы, полностью или частично принадлежащие иностранным инвесторам, выступают организационно — правовой формой функционирования иностранных инвестиций и особенно инвестирования на основе инвестиционных соглашений (о разделе продукции и т. д.).
13.Иностранные инвестиции рассматриваются в качестве одной из основных форм финансирования предпринимательской деятельности в странах СНГ Они реализуются путем использования всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в целях получения прибыли.
14.Для создания надежных правовых гарантий в отношении иностранного инвестирования: а) необходимо решить вопрос о предоставлении предприятиям с иностранными инвестициями, имеющим статус юридического лица Азербайджанской Республики, права собственности на земельный участок (кроме нефтяных месторождений), на котором размещаются объекты инвестированияб) не только декларировать, но и разработать, и принять порядок возмещения иностранным инвесторам ущерба, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный в результате неправомерных действий или неправомерного бездействия государственных органов Азербайджанской Республики и их должностных лиц.
С целью создания условий для инвестиций, связанных с высокими технологиями, принять закон об охране интеллектуальной собственности согласно действующим международным договорам (конвенциям).
В целях создания надлежащих условий для привлечения иностранных инвестиций необходимо создать Азербайджанский Банк Реконструкции и Развития, на который возложить функцию льготного кредитования.
В двусторонних договорах необходимо предусмотреть льготный режим иностранных инвестиций в зависимости от суммы вклада и четко определить приоритетные отрасли инвестирования и связанные с ними льготы.
В целях повышения координации процессов разгосударствления и приватизации с процессом привлечения иностранных инвестиций в Азербайджанскую республику, создать Агентство по привлечению иностранных инвестиций при Госкомимуществе Азербайджанской Республики.
В целях создания благоприятных условий для инвестирования иностранного капитала в Республику Азербайджан и для страхования инвестиционных рисков предлагаю создать инвестиционно-финансовую корпорацию Республики Азербайджан (с участием самого государства) для залогового обеспечения, страхования и перестрахования рисков иностранных инвесторов, концессионной деятельности, котирования и распространения акций предприятий Азербайджанской Республики на зарубежных фондовых рынках.
Для обеспечения защиты прав инвесторов, уменьшения возможных рисков, страхования или перестрахования иностранных инвестиций создать с участием государства, юридических и физических лиц с азербайджанской стороны и с участием крупных международных страховых компаний (таких, как Ллойд и т. д.) совместных страховых компаний. Для этих целей заключить договора страхования и перестрахования некоммерческих рисков с Многосторонным агентством по гарантии инвестиции (МИГА), которым могут подвергатся инвестиции стран — участниц Сеульской Конвенции.
В целях содействия развитию процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики, оказания практической помощи (оказания им информационных, консультационных услуг) потенциальным иностранным инвесторам и местным партнерам в подготовке и реализации инвестиционных предложений в Азербайджанской Республике создать Центр содействия иностранным инвестициям при Президенте или при Кабинете Министров Азербайджанской Республики.
Становление и развития Азербайджанского инвестиционного законодательства требует нового законодательства, прямо или косвенно связанного с регулированием инвестиционных отношений. Так, наряду с законами о банках и банковской деятельности, о валютном регулировании и других законов надлежит разработать пакет «рыночных» законов, таких как нефтяной кодекс и т. д. l Становление и развитие правового регулирования инвестиционных отношений в странах СНГ (в том числе и в Азербайджанской Республике) и Восточной Европы происходит в то время, когда накоплен богатый опыт в зарубежных странах и международных организациях по вопросам организации и регулирования инвестиционного процесса. С учетам этого представляется целесообразным организовать широкое научно-теоретическое и практическое изучение проблем национального и международного инвестиционного права в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях страны.
Несмотря на то, что по поводу возникновения и существования института международного инвестиционного права в доктрине международного права существуют разные точки зрения, подходы и концепции, по нашему мнению, этот институт, как международно-правовой институт de facto и de jure существует давно, а именно, с тех пор, как в договорной практике государств в качестве предмета регулирования стали фигурировать иностранные инвестиции.