Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие рынка зерна: на примере Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние изученности темы. Различные аспекты проблемы формирования и развития рыночных отношений исследованы во многих научных трудах ученых. Этой проблеме посвящены труды зарубежных специалистов А. Смита, Ж. Б. Сэя, Ф. Хайека, М. Фридмена, Дж. Кейнса, Кемпбелл Р. Макконелл и Стенли П. Брю и других ученых. Научным и практическим подходам к формированию, функционированию и развитию рынка зерна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА В РЕГИОНЕ
    • 1. 1. Сущность, условия формирования и функционирования рынка зерна
    • 1. 2. Особенности зернового рынка и этапы его становления
    • 1. 3. Место и влияние регулирования зернового рынка на его функционирование
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЗЕРНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
    • 2. 1. Состояние производства и реализации зерна
    • 2. 2. Экономические условия функционирования зернопроизводства Республики Татарстан
    • 2. 3. Обеспеченность республики зерном за счет собственного производства
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗЕРНА
    • 3. 1. Совершенствование маркетинга в системе производства и сбыта зерна
    • 3. 2. Прогнозирование внутреннего спроса на зерно в регионе

Формирование и развитие рынка зерна: на примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование цивилизованного рынка зерна остается важной задачей экономики России.

Государственная зерновая политика, точнее ее несовершенство, привела к нарушению организационно-экономических взаимоотношений в системе производства и сбыта зерна, ослаблению влияния государства на воспроизводственный процесс в зерновой отрасли, чем во многом объясняются недостатки в функционировании зернового рынка, стихийный характер его развития. Актуальность исследования этих проблем усиливается необходимостью учета регионального аспекта: развитие регионального зернового рынка, его государственное регулирование с учетом специфики ведения зернового хозяйства, уровень обеспечения региона зерном.

Зерновое производство традиционно является основой агропромышленного комплекса Российской Федерации и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. Зерно составляет значительную часть сырья предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Важна оценка зернового производства и с точки зрения его социальной значимости для страны, надежного обеспечения населения хлебом и хлебобулочными изделиями, особой их роли как ничем незаменимых продуктов питания повседневного спроса. По своей природе зерно и продукты его переработки составляют основу жизнедеятельности населения. Высокая доля хлеба и хлебных изделий в пищевом рационе населения, хорошая транспортабельность зерна, пригодность его к длительному хранению создают возможность формирования страховых и резервных фондов. Этим в первую очередь и определяется стратегическое значение зерна.

За время проведения рыночных преобразований в аграрной сфере ни одна отрасль не претерпела таких серьезных изменений, как зерновая. Еще в 1992 году Россия была крупнейшим в мире импортером зерна, а с 2002 года она вошла в пятерку мировых экспортеров. Важнейшим достижением рыночных преобразований является стабильное обеспечение регионов, всех потребителей зерном, мукой и хлебом. В то же время в России формирование цивилизованного рынка зерна остается важной задачей.

Формирование рынка зерна происходит на основе преобразований общественной формы хозяйствования при ограниченных возможностях сельского хозяйства в производстве и реализации зерна, существенных изменениях в системе реализации продукции, отношений между отраслями АПК, интервенции импортных товаров, инфляции и снижения уровня жизни населения. В связи с этим, а также с появлением на зерновом рынке множества участников возникает необходимость исследования условий формирования и функционирования рынка зерна.

Эффективное функционирование российского рынка невозможно без развития региональных рынков особенно тех немногих территорий, которые не только обеспечивают свои внутренние потребности в зерне, но и вывозят его в другие регионы страны. Прежде всего, речь идет о тех немногих территориях, которые не только обеспечивают свои внутренние потребности в зерне, но и вывозят его в другие регионы страны. Одним из таких регионов, располагающим сравнительно большими потенциальными возможностями для удовлетворения собственных потребностей в зерне, увеличения его поставок на внутренний и внешний зерновые рынки, является Республика Татарстан.

Состояние изученности темы. Различные аспекты проблемы формирования и развития рыночных отношений исследованы во многих научных трудах ученых. Этой проблеме посвящены труды зарубежных специалистов А. Смита, Ж. Б. Сэя, Ф. Хайека, М. Фридмена, Дж. Кейнса, Кемпбелл Р. Макконелл и Стенли П. Брю и других ученых. Научным и практическим подходам к формированию, функционированию и развитию рынка зерна посвящены работы отечественных ученых А. Алтухова, М. Бабкова, А. Васютина, Д. Валового, А. Кудели, Б. Стрелкова, Н. Пролыгиной, Р. Ахметова, Д. Файзрахманова, JI. Рабиновича, В. Захарова и другие. Однако эффективность российского рынка зерна невозможно без развития его региональных сегментов, что не нашло достаточного изучения в современных условиях развития АПК.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации заключается в разработке экономического механизма формирования, совершенствования функционирования и развития зернового рынка на уровне региона.

В соответствии с этой целью, в процессе исследования, были поставлены следующие основные задачи:

• раскрыть экономическую сущность и основные условия функционирования рынка зерна;

• дать оценку современному состоянию регионального рынка зерна с учетом экономических условий функционирования зернового хозяйства и уровня его развития;

• разработать предложения по совершенствованию организации закупок зерна в региональный продовольственный фонд, как одного из важнейших методов воздействия государства на рынок зерна;

• рассчитать внутренний спрос региона на зерно с использованием коэффициентов его конверсии в конечные продукты питания;

• определить основные направления и методы государственного регулирования производства и сбыта зерна в регионе.

Объект исследования — рынок зерна Республики Татарстан.

Предметом исследования — экономические отношения по поводу производства и сбыта продукции на региональном рынке зерна, условия функционирования и система мер его государственного регулирования.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования составили труды отечественных ученых экономистов-аграрников по вопросам развития зернового хозяйства и функционирования рынка зерна. Исходными материалами для исследования послужили статистические сборники Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан, а также рекомендации научных учреждений страны и нормативно-справочные материалы по развитию агропромышленного комплекса, зернового хозяйства и рынка зерна.

В работе применялись абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, экономико-математический и балансовый методы исследования.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

• обоснована необходимость системы государственных мер по регулированию рынка зерна, в том числе регионального, исходя из его специфики (национальные традиции потребления, развитие перерабатывающей промышленности, мощности предприятий переработки и другие) при оптимальном сочетании с саморегулированием;

• обоснован перечень экономических, организационно-административных и нормативно-правовых мер государственного регулирования регионального рынка зерна для защиты и поддержки, как производителей, так и потребителей, несмотря на противоположность их интересов;

• дана сравнительная оценка основных принципов двух подходов для соблюдения прав участников рынка двойных и простых складских свидетельств. Представлена схема рынка этих свидетельств;

• обоснован объем внутреннего спроса на зерно, позволяющий стабилизировать функционирование регионального рынка и обеспечить надежность хлебофуражного снабжения региона;

• предложено как эффективное средство совершенствования экономических взаимоотношений производителей зерна с другими отраслями и предприятиями зернопродуктового подкомплекса в форме государственных залоговых операций на рынке зерна;

• доказана необходимость и выгодность практического использования сделок с зерном на фьючерсной основе и создания бирж при активном участии государства в формировании эффективных биржевых механизмов, в том числе на основе принятия уже разработанного федерального закона «О двойных и простых складских свидетельствах».

Практическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений и конкретных рекомендаций, использование которых позволит совершенствовать развитие рынка зерна, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Содержащиеся в диссертации рекомендации и выводы могут использоваться в качестве практической базы для дальнейшей разработки проблем развития рынка зерна, необходимость разработки экономического механизма формирования и совершенствования эффективного функционирования зернового рынка на уровне региона.

Апробация работы. Основные результаты исследования автора диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Казанского ГАУ (2003;2006гг.), на ежегодных итоговых научных конференциях КамПИ.

Основные положения, выводы и рекомендации изложены в шести публикациях автора по теме диссертационного исследования. Отдельные результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания курсов «Экономика отраслей АПК», «Экономические проблемы развития АПК» студентам филиала ИНЭКА.

Структура и объем работы. Диссертационная работа общим объемом 168 страниц, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка, включающего 144 наименований. Работа содержит 29 таблиц, 10 рисунков и 6 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Региональный зерновой рынок представляет собой сложную и динамично развивающуюся экономическую систему связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами рынка. Система функционирует в пределах границ определенной территории в соответствии с общим развитием российской экономики и ее зернового рынка. При этом каждый региональный рынок зерна характеризуется определенными особенностями, связанными со спецификой функционирования региональной экономики, природно-климатическими и социально-экономическими факторами региона, его географическим расположением, уровнем развития зернового хозяйства, структурой платежеспособного спроса, зависящей от уровня доходов и традиций питания населения.

2. В силу специфических особенностей функционирования рынка зерна (высокой зависимости его предложения от погодных условий, малоэластичного спроса на хлебопродукты, производный спрос на фуражное зерно и др.) на региональном рынке возможно нарушение соотношения между спросом на зерно и его предложением. Поэтому необходимо его государственное регулирование, которое направляется либо на повышение (снижение) спроса на зерно, либо на увеличение (при дефиците или сокращении (при перепроизводстве) предложения зерна. Направления регулирования зависят от уровня обеспеченности региона зерном. В Республике Татарстан сложившийся уровень производства и потребления зерна свидетельствует о необходимости повышения спроса на зерно. Наращивать производство и товарное предложение зерна необходимо в ассортименте и качестве, отвечающем требованиям потребителей. Предложение зерна и спрос на него должны формироваться таким образом, чтобы уровень потребления хлебопродуктов и продуктов питания животного происхождения приближались к научно обоснованным нормам питания, а затраты зернового сырья на производство единицы конечной продукции соответствовали бы уровню экономически развитых стран и делали бы её конкурентоспособной на рынке.

3. Неотъемлемым элементом эффективного функционирования регионального зернового рынка является его государственное регулирование, которое представляет собой комплекс осуществляемых государством правовых, экономических, организационных и административных мер по упорядочению рыночных отношений в процессе производства и сбыта зерна, созданию предпосылок для эффективного развития рынка.

Основные принципы государственного регулирования зернового рынка включают: приоритет интересов потребителей и экономическая свобода хозяйствующих субъектов зернового рынка, комплексный подход к решению проблем производства, сбыта и использования зерна, сочетание прямых и косвенных методов регулирования федерального и регионального уровня.

4. Республика Татарстан входит в Приволжский ФО, который производит около 30% общероссийского валового сбора зерна, Формирование предложения на региональном рынке зерна зависит от природно-климатических и почвенных условий, их взаимосвязи с экономическими и биологическими факторами. Биоклиматический потенциал Республики Татарстан позволяет при использовании новейших технологий обеспечивать урожайность зерновых до 60 ц/га. Это подтверждает опыт СХК имени Синдрякова Нурлатского района, входящего в 100 лучших хозяйств РФ по урожайности зерновых. Производство зерна на душу населения и темпы его роста в Республике Татарстан более чем в два раза превышает общероссийский уровень.

5. Формированию и развитию зернового рынка Республики Татарстан присущи следующие основные особенности:

• Республика Татарстан имеет ряд преимуществ перед другими субъектами Поволжского региона. Они проявляются в зерновой отрасли и свидетельствуют о реальных перспективах дальнейшего ее развития для обеспечения населения хлебом и хлебопродуктами, перерабатывающие предприятия — сырьем, животноводство — концентрированными кормами и увеличения объемов реализации за пределы республики. Вывоз зерна возможен в ближние регионы, где самообеспеченность этой сельскохозяйственной продукцией низкая;

• для зернового производства республики характерна высокая урожайность. Однако большие затраты на единицу зерновой продукции приводят к низкой конкурентоспособности. Необходимы меры по снижению себестоимости;

• привлечение в сельское хозяйство средств частных инвесторов, заинтересованных в работе на региональных сельскохозяйственных рынках реального товара и фьючерсных контрактов;

• реализация сельскохозяйственной продукции осуществляется по трем основным каналам: закупки в федеральный и региональные продовольственные фондыпрямая продажа — потребителям или перерабатывающим предприятиям при высоких трансакционных издержкахпродажа по бартеру;

• сельское хозяйство республики обладает высоким потенциалом для производства зерна и поддерживается значительными субсидиями со стороны государства.

6. Учитывая важность и необходимость эффективного функционирования регионального рынка зерна со стороны исполнительной власти республики необходима разработка и осуществление мер, регулирующих производство и сбыт зерна посредством его закупки в региональный продовольственный фонд, создания регионального резервного фонда зерна, осуществления залоговых операций, страхования урожаев, созданию финансово-агропромышленных групп, стимулирования увеличения спроса на зерно, формирования недостающих элементов производственной и особенно рыночной инфраструктуры.

7. Эффективное функционирование регионального зернового рынка невозможно без формирования постоянного и в значительных размерах спроса на зерно. Нами выполнены расчеты по формированию спроса на зерно и продукты его переработки, исходя из уровня потребления хлебных продуктов, продуктов питания животного происхождения по научно обоснованным нормам питания, допуская, что затраты зернового сырья на производство единицы конечной продукции соответствовали бы уровню экономически развитых стран и обеспечивали ее конкурентоспособность.

В результате расчетов внутренний нормативный спрос с учетом переходящих запасов составляет 3750 тыс. тонн. Сопоставление фактического производства зерна с прогнозируемой потребностью в нем показывает, что производство зерна по абсолютному объему достаточно для удовлетворения потребности в нем.

8. Основой формирования и реализации региональной зерновой политики должно стать использование в системе управления маркетингового подхода, который обеспечивает принятие государственных решений на основе анализа и прогнозирования спроса и предложения на зерно, конкуренции и конъюнктуры рынка, а также позволяет осуществлять контроль за реализацией принимаемых решений.

Для осуществления маркетинговой деятельности на региональном рынке зерна требуется наличие специализированной управленческой и информационной службы, оснащенной техническими средствами сбора, обработки и распространения информации и современными формами и методами математического и программного обеспечения. Предложенная схема организации республиканского маркетингового центра создаст условия для эффективного исследования и прогнозирования рынка зерна.

9. Несмотря на развитие рыночной среды доля поставок зерна в региональные фонды продолжает расти. Региональные власти реализуют программы товарных кредитов за счет своих бюджетов. Главный недостаток товарных кредитов состоит в требовании уплаты за поставленные ресурсы поставками сельхозпродукции в региональные фонды. Не имея свободных средств для покупки сезонных ресурсов, сельхозпроизводители вынуждены принимать эти условия поставки. В результате, как показывают исследования, значительная часть продукции уходит в региональные фонды, по крайне невыгодным для сельского хозяйства ценам (соотношение ресурсы-продукция ниже реальных рыночных цен на сельхозпродукцию в 2005 году).

10. Механизм регулирования рынка зерна на основе интервенций способствовал развитию биржевых торгов зерном. В Приволжском федеральном округе уполномоченной биржей при проведении государственных закупочных ин.

143 тервенций на рынке зерна назначена ЗАО «Нижегородская Валютно-Фондовая биржа». В г. Казани на базе НП «Республиканская продовольственная контрактная биржа» создан центр удаленного доступа, который позволяет зерновым компаниям Татарстана принимать участие в торгах, не покидая пределов своей республики. Необходимость построения высокоэффективной государственной системы регулирования цен на продовольственном рынке и наличие высокотехнологичной биржевой инфраструктуры ММВБ, НТБ и региональных бирж способствуют развитию механизма интервенций.

11. Современная модель интервенций имеет ряд недостатков. Во-первых, пороговое значение цены объективно трудно «угадать». В результате государство будет обречено ошибаться или запаздывать с определением интервенционных цен. Во-вторых, механизм государственных закупок противоречит рынку и действует против частных каналов реализации, требует крупных временных отвлечений бюджетных ресурсов. Поэтому мы предлагаем более совершенную форму интервенций на основе залога зерна, на основе внедрения складских свидетельств.

12. В Республике Татарстан имеются все экономические предпосылки для внедрения зерновых складских свидетельств на региональном рынке. Одним из основных условий обращения складских свидетельств является наличие элеваторов, соответствующих требованиям качественного хранения зерна. Емкость таких элеваторов в Республике Татарстан составляет 1,5 млн. тонн.

13. Предлагаемые экономические меры формирования и развития регионального рынка зерна обеспечат: а) переход от использования преимущественно административных методов государственного регулирования агропромышленного сектора к более эффективным экономическим методамб) формирование финансовых ресурсов у производителей сельскохозяйственной продукции для эффективного осуществления воспроизводственного процессав) привлечение в бюджет Республики Татарстан средств частных инвесторов, заинтересованных в работе на региональных сельскохозяйственных.

144 рынках реального товара и фьючерсных контрактовг) повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для государственных закупок зерна в федеральный и региональный продовольственные фондыд) создание эффективных региональных финансовых инструментов, способствующих притоку инвестиционных ресурсов и развитию регионального рынка зерна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О зерне». Принят Верховным Советом РФ 14.05.1993, № 4975−1.
  2. Постановление Правительства РФ «Об Утверждении Положения о федеральном фонде зерна» от 09.03.1994 г., № 183.
  3. Постановление Правительства РФ «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» от0310.1994 г., № 1121.
  4. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 13.03.1995 г., № 241.
  5. Постановление Правительства РФ «Об экономических условиях функционирования АПК в России в 1995 г.», апрель, 1995 г.
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна, продуктов его переработки для государственных нужд» от0906.1995 г., № 573.
  7. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002. № 756 «О проведении в 2002—2003 гг. государственных закупочных интервенций рынка зерна» // Хлебопродукты. 2000. — № 12.
  8. Указ президента РФ «О либерализации зернового рынка в России». -М., Кремль, 24.12.1993 г., № 2280.
  9. Федеральный закон «О закупках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», М., Кремль, 02.12.1994 г.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 года. № 190- ФЗ.
  11. Л. Институционально-эволюционная теория и ее прикладные аспекты. // Вопросы экономики. 1997. -№ 3.
  12. Агропродовольственный сектор России: на пути к рынку / Пер. с англ.- Под ред. П. Верхайма, Е. Серовой, К. Фроберга, И. фон Брауна, — М.: ИЭПП, 2001.146
  13. Академия рынка: маркетинг / Пер. с фр. М.: Экономика, 1993.
  14. А., Пролыгина Н. Зерновое хозяйство России в 90-е годы.- -М: БНИЭСХ, 1998.
  15. А. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. М.: ВНИЭСХ, 1998.
  16. А.И., Макин Г. И., Бабков М. А. Развитие продовольственного рынка России. 4−1, II -М: АгриПресс, 1999.
  17. А.И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. М.: ГП УЗС Минсельхозпрода России, 1997.
  18. А.И. Российский рынок зерна: проблемы эффективного функционирования.- М., 2001.
  19. А.П., Васютин А. С. Зерно России.- М.: ЭКОНДС К, 2002.
  20. Р.Г. Реформирование аграрной сферы АПК: теория, методология, практика.- М., 2002.
  21. М. Особенности конкуренции на аграрном рынке. М.: Диалог-МГУ, 1997.
  22. М.А., Пролыгина Н. А. Маркетинг в системе управления рынком зерна на федеральном уровне // рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М.: Армита Маркетинг, Менеджмент, 1997.
  23. Г. Опыт создания ассоциаций и союзов в АПК России // Экономика сельского хозяйства России. 1999. -№ 3.
  24. А.Г. Зерновое хозяйство России (историко-экономический очерк).-М.: 1998.
  25. А. Зерновому рынку России 5 лет. //Хлебопродукты. 1995. — № 6.
  26. И.Н. К теории экономических интересов в системе аграрных производственных отношений. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 1.
  27. ВИ., Кухарев О. Н., Ганкин А. С. Основа экономики производство зерна.// Зерновое хозяйство.- 2002. — № 7.
  28. АС. Развитие рынка зерна в России. М.: ГП УСЗ «Эфес», 1 472 000.
  29. Войтович Н. В. Прогноз развития зерновой отрасли в 2001—2005 гг.// Зерновое хозяйство. 2003. — № 1.
  30. A.M. Проблемы формирования аграрного рынка России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. -№ 7.
  31. А.А. Финансово-аналитический аспект регулирования внутреннего рынка в агропромышленном производстве.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 6.
  32. А.В. О доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Информационный бюллетень. М.: Минсельхозпрод, 1998. -№ 7−8.
  33. А.В. Продовольственная безопасность проблема XXI века // Сб. докладов Международной конференции «Продовольственная безопасность России». 12−14 марта 2002 г.- Министерство сельского хозяйства РФ, 2002.
  34. А.В., Бутковский В. А. Россия зерновая держава.- М.: 2003.
  35. И.А., Ибрагимова И. В., Киселева Е. Б. Конъюнктура продовольственных товаров на мировом рынке. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 9.
  36. И.А., Романова Н. С. Создание системы информации о рынке в агропромышленном комплексе. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 8.
  37. В.И., Тюрякова Э. К., Шепитько Р. С. Обоснование размера квот на закупку зерна в регионе. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 12.
  38. Голованов А. А Финансово-аналитический аспект регулирования внутреннего рынка в агропромышленном производстве. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 6.
  39. Н.Ф. Управление затратами в зерновом производстве // Тез. докл. межд. научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 2000.
  40. Е. Деятельность международных организаций по пробле148ме продовольственной безопасности. //Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. — № 6.
  41. И.У. Роль государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности. // Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М.: РАСХН, ВИАПИ, 1998.
  42. В., Регуш В. О кооперативных формированиях в аграрном секторе АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. -№ 6.
  43. В.П. Продовольственная безопасность России в условиях перехода к рыночной экономике. Организация, экономика и менеджмент в АПК. -М., 1997.
  44. В.А. Государственное регулирование агропромышленного производства. М.: Изд-во МСХА, 2000.
  45. В.А., Иванов А. С. Проблемы выхода агропромышленного комплекса из кризиса. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 5.
  46. А.Ф. Формирование и эффективное функционирование зернового подкомплекса: Автореферат диссертации. Ставрополь, 1998.
  47. Н. В зерновом союзе. Конференция «Продовольственный рынок России с участием зернового союза». // Хлебопечение России. 1997. -№ 3.
  48. М.М. Проблемы формирования и экономического развития птицепродуктового подкомплекса (Теория, методология, практика) М.: ГУП «Агропрогресс», 1998.
  49. А.Н., Стрелков Е. В. Организация зернового рынка в России. -М.: Хлебинформ, 1996.
  50. Г. Нужно ли государственное регулирование зернового рынка России? // Хлебопродукты. 1999. — № 4.
  51. А.П. Состояние и использование ресурсов сельского хозяйства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1995.-№ 7,9, И.
  52. А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики. М.: Изд-во МСХА, 1998.
  53. А.П. Структурная политика и использование производственного потенциала в сельском хозяйстве. // АПК: экономика, управление -1996.-№ 2.
  54. В.П. Продовольственная безопасность и земельные отношения в России. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. № 5.
  55. И.Е. Регулирование производства и реализации зерна в регионе: Автореферат диссертации. Курск, 1999.
  56. И.В. Обзор конъюнктуры мирового продовольственного рынка. Информационный бюллетень. М.: Минсельхозпрод, 1998. -№ 11−12.
  57. И.В. Обзор мирового продовольственного рынка некоторых стран СИ. Информационный бюллетень. М.: Минсельхозпрод, 1998. — № 9−10.
  58. И.В. Рынок зерна: итоги и перспективы. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 7.
  59. Изменение механизма государственной поддержки агропроизводите-лей в США. // Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 9.
  60. Искусство менеджмента. Практическое пособие. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом». / Пер. с англ. Изд-во «Финпресс», 1998.
  61. В. Инфраструктурное обеспечение хлебопродуктового комплекса в системе «рынок-регион». //Хлебопродукты. -1999. -№ 7.
  62. Е.А. Развитие кооперативных связей между хозяйствующими субъектами зернового подкомплекса в региональном АПК: Автореферат диссертации. Саратов, 1999.
  63. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: РАН, 1999.
  64. Н.В. Себестоимость зерна и перспективы ее снижения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1999. -№ 8.
  65. В.А. Договорные отношения в производственно- экономических связях АПК. М., 2000.
  66. В.А., Бабаков М. А., Пролыгина Н. А. Маркетинг в системе управления рынком зерна на федеральном уровне. М.: ВНИЭСХ, МП «Пе150тит», 1996.
  67. Клюкач В. А Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М., 1998.
  68. В.А. Маркетинговое управление в региональном АПК // Тез. докл. межд. научно-прак. конф.- Санкт-Петербург, 2000.
  69. В.А., Алтухов А. И., Васютин А. С. Рекомендации по государственному регулированию зернового рынка Российской Федерации.- М., 2000.
  70. . Э.Н. Принятие управленческих решений с учетом факторов риска. // Тез. докл. межд. научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 2000.
  71. В.И. Некоторые вопросы управления и интеграции в пищевой и перерабатывающей промышленности. // Тез. докл. межд. научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 2000.
  72. А.Д., Рябова Т. Ф. Мировой рынок зерна М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1997.
  73. Ю.Б., Самозвон В. П. Совершенствование организационно-экономического механизма управления в зерновом подкомплексе. // Тез. докл. межд. научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 2000.
  74. О.А. Современные проблемы качества зерна и его мониторинга при производстве и использовании // Сб. докладов Всероссийской конференции «Россия зерновая держава». 24−26 марта 2002 г. — М.: Пищепромиздат, 2003.
  75. М.Л. О соотношении цен на продукцию и ресурсы сельского хозяйства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий-. 2000.-№ 1.
  76. Т.М., Васютин А. С. Проблемы формирования и использования ресурсов зерна в Российской Федерации.// Аграрная Россия.- 2000. -№ 1.
  77. О.А. Совершенствование концепций маркетинга на предприятиях АПК. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Камского государственного политехнического института. Набережные Челны, 2005.
  78. О.А. Методологические аспекты системы сельскохозяйственного маркетинга. // Материалы Всероссийской научно-практической конфе151ренции. Казань, 2004.
  79. О.А. Анализ развития и современное состояние рынка зерна в России.// Проблемы экономики и управления.- 2005. № 4.
  80. Г. И. Экономический механизм государственного регулирования межрегиональных продовольственных связей. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 2.
  81. А.И. О ситуации на зерновом рынке России.// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2003. -№ 6.
  82. О.А. Развитие конкурентной среды в зернопродукто-вом подкомплексе АПК: Автореферат диссертации. Воронеж, 1999.
  83. Н.П. Формирование и эффективность функционирования зернопродуктового рынка: Автореферат диссертации. Челябинск, 1999.
  84. А.А. Государственное регулирование формирования и функционирования рынка зерна: Автореферат диссертации. М., 1999.
  85. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории. // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  86. С.У. Создание системы оптовых продовольственных рынков в России и перспективы их развития. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 7.
  87. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М.: ООО «Дели», 1999.
  88. О двойных и простых складских свидетельствах. Проект федерального закона № 98 048 131−2. // Справочная правовая система «Гарант 5.1».
  89. Организация управления агропромышленным комплексом России в условиях перехода к рынку. Научный доклад. М.: ВНИЭСХ, 1999.
  90. А.Г. Организация и эффективность деятельности объединений производителей в сельском хозяйстве за рубежом. М.: НИИТЭИагропром, 1995.
  91. А.Н. Экономика промышленности по хранению и переработке зерна. М.: Агропромиздат, 1989.
  92. В. На пути к цивилизованному рынку зерна (Учреждение Зернового союза России) // Хлебопродукты. 1995. — № 3.
  93. Продовольственная индустрия России. М.: Минсельхозпрод, 1998.
  94. Проект правил торговли зерном и хлебопродуктами. М., Вестник Зернового союза, 1999.
  95. Проект концепции развития зернового рынка России на период 20 002 005 г. г. М.: Вестник Зернового союза, 1999.
  96. Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на аграрных рынках Российской Федерации. М.: Информагротех, 1998.
  97. Положения по формированию и организационно-экономическому механизму функционирования финансово-промышленной группы (ФПГ) в аграрной сфере. М.: Минсельхозпрод, 1998.
  98. Проблемы формирования сельскохозяйственного рынка. М.: ВНИИ-ЭСХ, 1993.
  99. Развитие рынка зерна в России за 1990−1999 гг. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Зерновой Союз. М.: 2000.
  100. Реформирование АПК в регионах России: опыт и проблемы. / Материалы международной научно-практической конференции, 9−10 апреля 1998 года. Орел, 1998.
  101. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России. -Мн.: ЗАО «Арлита-Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  102. Т.Ф., Куделя А. Д. Организация и управление рынком зерна и хлебопродуктов: Учебное пособие для вузов. / Под общей редакцией Т. Ф. Рябовой М.: Хлебпродинформ, 1998.
  103. Е. Пути обеспечения продовольственной безопасности России. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 2.
  104. А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. -М.: Информагробизнес, 1996.
  105. Сборник материалов работы Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков. -М.: Минсельхозпрод, 1998.
  106. АН. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства: региональный аспект.// Тез. докл. межд. научно153практ. конф. Санкт-Петербург, 2000.
  107. Сборник материалов по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков и государственному регулированию их деятельности. М.: Информагротех, 1999.
  108. Сборник нормативных и правовых актов по организации государственного управления АПК на районном и областном уровнях. М.: ВНИЭСХ, 1999.
  109. . Продукты зерна на потребительском рынке. // Хлебопродукты. 2000. — № 4,5.
  110. Е.О., Комаров В. И. Особенности интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями. М.: Вести, РАСХН, 1998.-№ 2.
  111. Е.О. О научном обеспечении зернового рынка в России. // Хлебопродукты. -1995. -№ 10.
  112. А.Е. Динамика конъюнктуры зернового рынка // Сборник докладов Всероссийской конференции «Россия зерновая держава». 24−26 марта 2002 г.- М.: Пищепромиздат, 2003.
  113. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. М.: РАСХН, 1999.
  114. Е.В. Проблемы формирования и регулирования современного зернового рынка в России. Теория и практика.- М.: Хлебинформ, 1997.
  115. Е.В. Теоретические и практические основы функционирования зернового рынка в России (состояние, проблемы и тенденции развития): Автореферат диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: 1998.
  116. А.Н. Государственное регулирование и управление сельским хозяйством в условиях экономики переходного периода. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1998. -№ 1.
  117. А.В. Ценообразование в зерновом подкомплексе АПК.// Аграрная наука. 1998. -№ 5.
  118. А.В. Проблемы продовольственного рынка в государствах -участниках СНГ. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих154предприятий. 1999. -№ 4.
  119. Л., Стрелков Е., Кочетков JL Конкуренция как показатель рыночной экономики. // Хлебопродукты. 1998. — № 2.
  120. Л., Стрелков Е., Кочетков Л. О судьбе федерального фонда зерна.// Хлебопродукты. -1998. № 7.
  121. И.Г. Аграрная реформа в России: интеграция в мировой рынок.// Аграрная наука. 1997. -№ 1.
  122. Д.И., Майорова О. А. Маркетинговая система в АПК.// Материалы научно-практической конференции. Казань, 2004.
  123. Д.И., Майорова О. А. Особенности инвестиционных процессов в аграрной сфере.// Сборник материалов межвузовской научно-методической конференции. Набережные Челны, 2004.
  124. Формирование организованных рынков в АПК (Методические рекомендации). М.: Минсельхозпрод, 1993.
  125. Д., Храмцов Н. Интеграция как фактор повышения эффективности. // Хлебопродукты. 2000. -№ 5.
  126. Формирование и использование зерновых и мясных ресурсов страны. М.: ВНИИЭСХ, 1998.
  127. И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики. // Вопросы экономики. -1997.-№ 8.
  128. Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России. -М.: РИСИ, 1995.
  129. Ю.С. Проблемы международной и национальной продовольственной безопасности и перспективы продовольственной независимости России. М.: Всероссийский НИИ внешнеэкономических связей, 1996.
  130. Целевая программа «Пивоваренный ячмень» на 2002−2005гг. и на период до 2010 г.
  131. Чешинский J1.C. Организация рынка зерна и продуктов его переработки. -М.: Хлебпродинформ, 1999.
  132. Д.Ф. Правовые основы и принципы применения двойных и простых складских свидетельств.// Налоговый вестник. 2004. -№ 5.
  133. А. Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности страны. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. -№ 2.
  134. А.А. Формирование рыночных отношений в АПК. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. -№ 6.
  135. С.А., Гареев И. В. Рынок и экономика производства зерна.-Казань: Татарское книжное издательство, 1998.
  136. С.А. Повышение эффективности зернового продуктового подкомплекса при переходе к рынку: Автореф. дисс. д.э.н. Саранск, 1996.
  137. А.А. и др. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. М.: Колос, 1998.
  138. А.Ф., Степкин А. И. Современные формы хозяйствования и основные направления стабилизации развития АПК России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1999. -№ 4.
  139. И.В. Особенности управления АПК в современный период. // Тез. докл. межд. научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 2000.
  140. А.Е. Зерновой Союз в решении проблем животноводства // Комбикормовая промышленность. 1998. -№ 2.
  141. А.Е. Зерновой рынок: достижения и проблемы// Бюллетень Зернового Союза. 1998. -№ 1(7).
  142. А. Е. Зерновой рынок России // Хлебопродукты 2002. — № 10.
  143. А.Е. Повышать конкурентные преимущества российского зерна // Сб. докладов Всероссийской конференции «Россия зерновая держава». 24−26 марта 2002 г. — М.: Пищепромиздат, 2003.
  144. С.М. Прогнозирование продаж в государственные фонды продовольствия на оптовых рынках сельскохозяйственной продукции. М.: МСХА, 1999
Заполнить форму текущей работой