Разработка технологии восстановления и упрочнения электролитическими покрытиями длинномерных валов сельскохозяйственных машин: на примере штоков гидроцилиндров
Предложен способ анализа и расчета износа пары «шток-втулка» в зависимости от изменения геометрических параметров штокаСоздана математическая модель формирования износных отказов, позволяющая прогнозировать ресурс гвдроцйяиндров" Предложен и использован в исследования новый ускоренный способ определения сцепляемое ти покрытий с основой. Разработан источник питания гальванических ванн… Читать ещё >
Содержание
- I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. II
- 1. 1. Анализ технологических процессов изготовления штоков гидроцилиндров сельскохозяйственной техники.. II
- 1. 2. Обследование причин отказов гидроцилиндров
- 1. 3. Оценка влияния распределения износа штоков -длинномеров на формирование геометрического образа «шток-втулка»
- 1. 4. Показатели долговечности и надежности пары «шток-втулка» гидроцилиндра
- 1. 5. Модель формирования иэносных отказов изделия «шток-втулка»
- 1. 6. Обоснование способа восстановления и упрочнения штоков гидроцилиндров
- 1. 7. Цели и задачи исследований
- П ВЫБОР й
- ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ УПРОЧНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЙ ШТОКОВ ГВД01ЩИНДР0В
- 2. 1. Выбор технологического процесса хромирования штоков гидроцилиндров
- 2. 2. Выбор технологического процесса упрочнения и восстановления штоков гидроцилиндров сплавами на основе железа
- 2. 3. Источник питания асимметричного тока с обратным импульсом
- 2. 4. * Установка для нанесения электролитических покрытий на длинномерные валы
- Ш МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Оборудование и технология для нанесения хромовых и железо-никелевых покрытий
- 3. 2. Методика коррозионных исследований
- 3. 3. Методика определения сцепляемости покрытий с основой
- 3. 4. Методика испытаний на износостойкость
- 3. 5. Методика определения микротвердости покрытий
- 1. У РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 4. 1. Влияние условий электролиза на микротвердость и износ хромовых и железо-никелевых покрытий
- 4. 2. Сцепляемость хромовых и железо-никелевых покрытий с основным металлом
- 4. 3. Влияние условий электролиза на коррозионную стойкость покрытий
- 4. 4. Равномерность осаждения хромовых покрытий
- 4. 5. Равномерность железо-никелевых покрытий
- 4. 6. Производительность процесса холодного хромирования и железнения на асимметричном токе
- 4. 7. Статистические закономерности усталостного повреждения и нарушение сталей с покрытиями яри повторно-переменном растяжении-сжатии
- 4. 8. Построение кривых усталости по параметру вероятности разрушения
- 4. 9. Построение диаграммы предельных амплитуд
- Выводы
- У РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ УПРОЧНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШДРОЦИЛИНДРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
- ТЕ2ФШО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
- 5. 1. Особенности твердого размерного хромирования
- 5. 2. Технологический процесс железнения
- 5. 3. Изготовление лабораторного образца источника питания асимметричного тока
- 5. 4. Расчет эффективности холодного хромирования
- 5. 5. Расчет эффективности технологии осаждения железо-никелевого сплава на асимметричном токе
Разработка технологии восстановления и упрочнения электролитическими покрытиями длинномерных валов сельскохозяйственных машин: на примере штоков гидроцилиндров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Неомотря на большое разнообразие конструкций машин н оборудования в отраслях народного хозяйства и различиях в условиях их работы* технологии производства восстановления и упрочнения деталей шеют много общего* В настоящее время разработано многообразие оредотв и методов производства, восстановления и упрочнения деталей, каждый из которых имеет свои доотошютва и недостатки, & также определенную область применения*.
Среда упрочняющих технологий перспективными долкны быть такие технологические способы, которые позволили бы снизить до минимума последующую механическую обработку-, допускали бы автоматизацию процессов* повышали долговечность, являлись экологически чисты, имели большую производительность и др. К нш относятся прежде всего, электролитическое, полимерное* электроискровое и плазменное нанесение покрытий*.
Анализ современных способов производства и упрощения деталей машин показал, что в зависимости от характера работы деталей используется какой-либо один из рассштренннх способов.
Ведущее место среди применяемых способов нанесения металлопокрытий отведено гальваническим покрытием и в первую очередь, хромированию и железнению. Подтверждением этому является возможность:
— одновременного упрочнения большого количества деталей, что сникает стоимость единицы изделия;
— волной автоматизации и роботизации процесса;
— получения покрытий с наперед заданными дифференцированными по то, щине механическими свойствами, а также отсутствие нагревания деталей в процессе нанесения покрытий, благодаря чему сохраняются их структура ж механические свойства.
Для лучшего обоснования выбора того или иного покрытия в конкретных условиях необходимо учитывать свойства г особенное* ти каждого из них*.
Конструктивные особенности современных машш и механизмов таковы, что служебные функции уэлов, даже при наличии незначительных сверхнормативных зазоров, считаются наруэеншми*.
Первостепенное значение поставленных задач шеет решение вопросов совершенствования процессов восстановления и упрочнения деталей, в особенности таких ответственных как штоки гидроцилиндров сельскохозяйственных машин с диаметром выше 30 мм и длиной более 500 мм*.
Рабочие поверхности этих длинномеров в процессе эксплуатации подвергаются изнашиванию" Как указывают некоторые исследователи /1 ••• 5, 7, 12, 13, 15/, около 40 45% восстанавливаемых деталей представляют собой цилиндрические изделия с износом, не превышающим 0,3 до*.
Одним из прогрессивным способов восстановления* удовлетворяющим высокий требованиям решетного лгроиэтвдзтва и эксплуатации является нанесение гальванических покрытий, среди которых значительное место принадлежит хромовым покрытиям*.
Хромирование широко применяется при восстановлении различных валов. Это связано с тем, что данный еноеоб обеспечивав ет высокую прочность сцепления с основой, твердость и износостойкость /16 20/. Однако существующие способы восстановления длинных изделий электролитическим хромированием обладают низкой производительностью процесса и значительной неравномерностью покрытия/ Поэтому весьма важным для современного производства длинномеров являются исследования, направленные на разработку технологии восстановления и упрочнения данных деталей, обеспечивающие интенсификацию процесса, повышение равномерности ^ уменьшение вредности технологии, уменьшение себестоимости по экономический и энергетическим показателям, а также повышение эксплуатационных показателей рабочего узла* /21/ - железнение, в отличив от хромирования* является наиболее универсальным методом при восстановлении и упрочнении деталей, так как физико-механичеекие свойства железных покрытий в зависимости от условия электролиза могут изменяться в широких пределах. Однако, защитно-декоративными свойствами железные по"-рнтия не обладают, и в агрессивна средах быстро окисляются /22 27/*.
Осадки электролитического железа хорошо сцепляются с основным металлом деталей, изготовленных иэ различных сталей, чугунов, меди и ее сплавов, а также из алюминия и его сплавов" В машиностроении и в ремонтном производстве с целью упрочнения вновь изготавливаемых деталей", как правило, применяются электролитические металлопокрытия и сплавы на их основе. Известно, что электролитические сплавы образуются при соосаж-дении различных металлов и зачастую «обладаютвойствами, которых лишены входящие в них компоненты» с точки зрения целей, достигаемых при наращивании гальванических покрытий, в услови ях производства, наибольший интерес представляют сплавы: железо-цинк и железо-никель, исследованиями установлено, что покрытия железо-цинковые как хлористые, так и сульфатные с большим содержанием железа осаждаются с низкой скоростью, получаются темно-еерого цвет, низкой твердости и с большой вязкосшо.
Железо-никелевый сплав является преимущественно износостойким покрытием и применяется обычно при восстановлении изношенных деталей машин" Ш своим физико-механическим свойст.
Проект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
специализхЕфованного совета Д 120Л4.02 по диссертационной: ^ работе КОРЧМАРЯ Алексея Георгиевичам тему: «Разработка технолошш восста новле ния и упрочнения электролитическими покрытиями длинномерных валов сельскохозяйственных машин (на примере штоков гщрощшшдров)» «представленной на соискание ученной степени кандидата технических наук.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем.
На основании проведенного литературно-патентного поиска разработаны установки дои обработки длинномерных £&-алов в горизонтальном и вертикальном положениях. Установки позволяют повысявь производительность гальвшческого процесса, улучшить равномерность осаждения покрытий (К разм.= 0,93 * 0,95) по длине валов, облегчить труд обслуживающего персонала;
Разработан ис точник асимметричного тока новой форма, позволяющий улучишь физикомеханические свойства покрытий К ишфотвердсть— 8000 + 8500 Ша^ сц ешшемость (5^ = 200., 360 Ша, шероховатость В я 20 мкм, повысить призводительность до 250.300 мкм/ч. по сравнению с существующими источниками! Б первые сделана попытка уррочнять штоки гидроцилиндров, работающие в условиях интенсивного смазывания, железо — никелевым сплавом содержавший до 8% никеля.
На основание сциологоческого анализа мнений специалистов выбран электролит холодного хромирования, имеющий высокий выход по току (21 •. .28%) и и работающий при низких температурах (25.35 °С). Полученны хромовые покрытия, обеспечивающие высокую твердость (270. .285 НВ) и не требующие последующей механической обработки (в случаях упрочнения поверхностей) 20 мкм.
Полученны уравнения регрессии-' адекватно описывающие зависимости микротвердости и равномерности покрытий от плотности тока, температуры электролита, кислотности, параметров асимметричного тока и скорости перемешивания электролита-1.
Установлении пределы выносливости при многощйиговоЙ растяжении-ежа тие образцов о композицией (сталь + хромовое покрытие и сталь* + железоникелевое по! фытие). Для образцов с хромовым покрытием (31| - 98. ПО МПа, а с железо — никелевым покрытием = 76. ¦ .84 Ша для базы 5|5 • Ю6 циклов?
2. Достовере нность полученных результатов.
Научные результаты, выводы и рекмеддации работы обоснованы использованием апробЕфоваяных общепринятых методов исследований выполненных в достаточном объеме с помщыо современных стандартных поверенных приборов и оборудования! в работе использованы матемаг-тические методы планирования эксперементов, многократная повтор-ность опытов, выполнены вероятностно — статистический анализ и расчет результатов исследоаний;
Достоверность результатов лабораторных исследований потвер-здеяа в ходе опытных производственных апробаций разработанных технологий, стендовых и производственных испытаний обработаных штоков гидроц&шждров сельскохозяйственной техники.
Материалы диссертации апробированы на 2-х всесоюзных семинарах и в 9-и публикациях,.
3Новизна результатов диссертационной работы.
Предложен способ анализа и расчета износа пары «шток-втулка» в зависимости от изменения геометрических параметров штокаСоздана математическая модель формирования износных отказов, позволяющая прогнозировать ресурс гвдроцйяиндров" Предложен и использован в исследования новый ускоренный способ определения сцепляемое ти покрытий с основой. Разработан источник питания гальванических ванн асимметричным током новой формы С, А .С, СССР, № 114X884, 1988 г.) .С целью оценки равномерности покрытий по длине валов предложен новый статистический метод оценки Крит еря равномернрсти.
Исследованно влияние х ромовых покрытий и железо — никелевых покрытий, полученных на асимметричном токе, на усталостные характеристики композиции сталь + покрытие. Расчитан запас прчности погфытых образц ов с учетом асиьшетрии ц икла. Разработаны устройства для обработки длинномерных валов С, А .С, СССР, № 1 502 336 А, 1989 т и промышленный образец источника питания гальванических ванн (Положительное решение ВШИГПЭ 4 669 500/31, 1989 г.).
4, Значение полученных результатов для теории и практики.
Результаты исследований могут быть использованы для разработки технологических процессов упрчнения и восстановления валов хромированием и железнениемс на промышленных и ремрнтных предприятиях" В работе особенно исследовано вляние параметров асимметричного тока на формирование композиции сталь + железоникелевое покрытие.
Показанно, что электролит холодного хромирования по сравнению с универсальным более производителен, менее ахресивея, а полученные покрытия по физико механическим свойствам не уступают покрытиям, полученными из универсального электролита. Разработанная технология холодного хромирования опробированна дая упрочнения штоков гидроцшшщюв дорожностроительных машин и эскаваторов в ШО «ВИТстройдормаш? г» Куйбышев. Ожидаемый экономический эффект от внедрения данной технологии на 38 заводах ШО «ВИТстройдоршн'У с расчетом на 100 ванн состовляет 196 705,2 руб. в год.
С целью восстановления и упрчыения валов железо — никелевым сплавом на предпрятиях ШО «ВИТстройдормаш», переданна технология холодного нвлезнения с применением асимметричного тока, Пред,-варительныж экономический эффект от внедрения состовляет 300 тыс, рублей в год.
Рекомендации по использованию результатов диссертации.
Результаты диссертационной работы целесообразно использовать для разработки технологических процессов упрчнешя и восстановления крупногабаритных валов и изделий! Разработанные процессы эффективно может быть применен на промышленных и специализированных пре-пряттах сборки и ремонта машин, а также на машиностроительных заводах имеющих крупносерийное производство.
Диссертация Корчмаря А. Г" представленная на соикание ученной степени кандидата технических наук, является научным трудом соответствующим требованию п. 14 Положения о порядке присуждения ученных степеней и присвоения ученных званий, в котором изложенна научно обоснованная автором технологическая разработка, обеспечивающая решение важных прикладных задач повышения эффективности процессов восстановления и упрчнекия деталей машину вам (твердости, износостойкости, прочнооти сцепления) он превосходит обычные железные покрытия* В то же время максимальная толщина покрытия и скорость наращивания такая же как и при обычном железненшь Еыеете с тем, у железо-никелевого сплава коррозионная стойкость и устойчивость при повышенных темпера^ турах более высокая* Поэтому применение железо-никелевых покрытий оправдано в тех случаях, когда к деталям предъявляются повышенные требования по твердости"/25/-?
В связи с этим, в работе ставилась цель — научно обосновать, разработать и внедрить в производство технологический процесс и оснастку для восстановления длинномерных валов (типа штоков гидросистем) прогрессивными способами износостойкого хромирования и железнения с применением асимметричного тока новой формы.
В результате выполненной работы на основании анализа технологических процессов восстановления и упрочнения штоков-длин-номеров, а также с учетом показателей надежности и долговечности пары, fflтoк-втyлкa, гидроцилиндра, выбранынаибов©яриештв-ше технологические процессы восстановления и упрочнения. Разработана новая технология упрочнения и восстановления длинномерных валов сплаваш на основе железа ^ сплав железо-никель), осаждаемый на новой форме асимметричного тока".
В связи с тем, что процесс требует качественного распределения металла по поверхности детали, разработана оснастка для нанесения гальванических покрытий на длинномерные изделия, обеспечивающие качественную обработку поверхности деталей, повышающие производительность процесса, а также обладающие повышенной надежностью в эксплуатации.
Произведении экспериментальные работы по поиску наиболее эффективных режимов холодного хромирования и осаждения железо-никелевого сплава, с целью повышения производительности и улучшения физико-механических свойств исследуемых покрытий.
С учетом характера работы штоков гидроцилиндров исследованы и определены статистические закономерности повреждения деталей с по|фытием при повторно переменном растяжении-сжатии.
Ввиду недостаточности разработки способов контроля механических свойств покрытий, разработан новый способ контроля сцепляемо с ти последних с основой, а также проведено стендовое и математическое моделирование рабочего процесса изнашивания «шток-втулка» .
Разработанные технологии внедрены на предприятиях ННО «Витстройдормашн г. Куйбышев, с целью восстановления и упрочнения штоков гидроцилиндров строительно-дорожных машин.
Технология холодного хронирования обеспечивает повышение производительности в 1,5 раза выше существующих, уменьшает расход электроэнергии, исключает подогрев ванн.
Технология упрочнения и восстановления сплавами на основе гальванического железа, осаждаемого на асимметричном токе, имеет преимущество перед технологией хромирования, т.к. более производительна, менее вредна и более долговечна. Однако, коррозионные испытания железо-никелевых покрытий показали нецелесообразность использования данного процесса, а целях упрочнения деталей, работающих в атмосферной и коррозионной средах*.
Технология принята для внедрения на предприятиях НПО «Витстройдормаша» с целью обработки деталей, работающих в средах интенсивной смазки.
Общий экономический эффект от внедрения данных технологий на предприятиях НПО «Витстройдормаша» составляет: по хромированию — 196 705,2 руб. в годпо железнению — 300 тыс. руб. в год.
1. Технологические указания по восстановлению деталей. — М.: ГОСНИТИ, 1974, — с.5• 2. Казарцев В. И. Ремонт машин. 3-е изд.перераб. и доп. М.: Машгиз, I960. 320 с.
2. Технологические рекомендации по применению методов восста новления деталей машин. М.: ГОСНИТИ, 1976. — 180 с.
3. Основы ремонта машин /Под ред. Ю. Н. Петрова. М.: Колос, 1972. — 528 с.
4. Воловик E. JL Справочник по восстановлению деталей. U.: Колос, 1981. — 350 с.
5. Ремонт машин /Под ред. И. Е. Ульмана. М.: Колос, 1972. — 390 с.
6. Кряжков В. М. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники механизированной наплавкой с применением упрочняю щей технологии. М.: ГОСНИТИ, 1972. — XI2 с.
7. Кошкин К. Т. Технология авторемонтного производства. М.: Транспорт, 1969. — 568 с.
8. Воловик ЕЛ. и др. Технологические рекомендации по применению методов восстановления деталей машин. М.: ГОСНИТИ, 1976. — ХЗО с.
9. Кукуевицкий В. А. и др. Современные методы организации и ремонта автомобилей. Киев: Техника, 1970. — 986 с.
10. Петров Ю. Н. и др. Гальваномеханическое осаждение покрытий как способ восстановления изношенных деталей машин./ Прогрессивные способы восстановления деталей машин и повышение их прочности/, Тр КСХИ, Кишинев, 1970. с.48−51.
11. Гаркунов Д. Н. Повышение износостойкости деталей машин. -М.: Машгиз, i960. I80 с.
12. Молчанов В. Ф. В кн.: Современное состояние процессов хромирования черных и цветных металлов. К.: КРДЭНТМ, 1975. — 30 с.
13. Левитекий Г. С. Хромирование деталей машин и инструментов. М.: Машгиз, 1956. 224 с.
14. Высокопроизводительные электролиты для нанесения металлических покрытий. Материалы семинара. Д.: ЛДНТП, 1975.
15. Борисов В. Е. Выносливость хромированных коленчатых валов //Ж-л Вестник машиностроения, 1962, № I, с. 25.
16. Вороницын И. С. Пористое хромирование чугуна для гильз автомобильных двигателей //" Автомобиль", 1966, № 11−12.
17. Мелков М. П. Твердое отсталивание: Автореф. дис.канд.техн. наук. M., 1962. — 38 с.
18. Панкратов М, П. В кн.: Восстановление и упрочнение деталей отсталиванием. — Хабаровск, 1966, 125 с.
19. Эпштейн A.A., Фрейдлин A.C. Восстановление деталей машин холодны" гальваническим железнением. Киев: Техника, 1981. 120 с.
20. Закиров Ш. З. Упрочнение деталей машин электроосаждением железа. Душанбе: Ирфон, 1978. — 208 с.
21. ЯмпольскиЙ A.M., Ильин 6.А. Краткий справочник гальванотехника. Л.: Машиностроение, Ленинград, отд-ние, 1981. — 269 с.
22. Вознисенский В. А. Калмуцкий B.C. //Электронная обработкаматериалов. 1965. № 6. С. Х5Х 153.
23. Калмуцкий B.C. Труды КСХИ, т.59. — Кишинев, 1970, с.45−55.
24. Анурьев B.C. Справочник конструктора-машиностроителя в 3-х т. М.: Машиностроение, 1979, т.З. — 557 с.
25. Башта Т. М. Гидроприводы и гидроавтоматика. М.: Машиностроение, 1972. 320 с.
26. Никитин 0.#., Холин K.M. Объемные гидравлические и пневматические приводы//Учеб.пособие для техникумов. М.: Машиностроение, 1981. — 100−106 с.
27. Справонник по электрохимии/Йод ред.A.M.Оухотина: Л., 1981.
28. Хромирование деталей твердое (износостойкое). Руководящийдокумент РД-22−17−17−82. ВИТстройдормаш. Куйбышев, 1982. 48−58 с.
29. Калмуцкий B.C. Вероятностные методы расчета деталей машин //Учебное пособие. Кишинев, КИИ им. С.Лазо, 1983. 4−5 с.
30. Галушко В. Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте. К.: Вища школа, 1976. 19−24 с.
31. Подиновекий В. В., Ногин В. Д. / К вопросу о паретооптимальных решений многокритериальных задач. М .:Наука, 1982.
32. Пронинов A.C. Методы расчета машин на износ./- В сб.:Расчетные методы оценки трения и износа", Брянск, Приокское изд-во, 1975. с.48−97.
33. Польцер Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания./Пер.с нем. Ы.: Машиностроение, 1984. 264 с. •52. ?/'/7/ ScLcSeb Е. Ол к/пеёсс. fzcc^co^В ??*??и?г сс<�х?евС /яе^л&с. ousjc аее зХ/е, аг.. ? .
34. Ргсьхсэ, ¡-у с & т с е г и п д ^-¿-ее, А п с? G г ¿-с" d- ¿-аtfev, Sa/imiezuTf э^есАпсл, я -/-/Z.
35. Коровина И. А. Справочник по вероятностным расчетам. Вовниз дат. 1966.
36. Базовский И. Надежность. Теория и практика/Пер. с англ. Изд-во «Советское радио». 1965.
37. Длил A.M. Математическая статистика в технике. Советская наука, 1958.
38. Оуэн Д. Б. Сборник статистических таблиц (пер. с англ.). Изд-во ВУ АН СССР, 1966. V lb 60ЙС Степнов М. Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний//Справочник. М.: Машиностроение, 1985. — 232 с.
39. Большев Л. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. M.: Наука, 1983. 4X6 с.
40. Стрелеев B.C., Тимофеев А. Ф. Статистическая оценка влияния технологии прессования на механические свойства материалов.- М.: Машиностроение. 1973. 3X8 с.
41. Pao С. Р. Линейные статистические методы и их применения М.: Наука, 1968. ¦.. .64. lHop Я.В., Кузьмин Ф. И. Таблицы для анализа и. контроля на дежности. М.: «Советское радио», 1968. — с.283.
42. Молчанов В. Ф. Скоростное хромирование. Киев.: Техника, 1965. — 227 с.
43. Петров Ю. Н. Гальванические покрытия при восстановлении деталей машин. М.: Колос, 1965. — 163 с.•67. Матулис Ю. Ю. Вопросы теории хромирования. Вильнюс, 1957. Х69 с*.
44. Кубарев А. И. Надежность в машиностроении. М.: Изд-во Стандартов, 1977, — с. 263.
45. Кордонский Х. Б., Харач Г. М., Артамоновский В. П., Непомнящий Е. Ф. Вероятностный анализ процесса изнашивания. М.: Наука, 1968, с. 56.
46. Андреев В. П. Исследование упрочнения валов и прессовых соединений, подвергнутых хромированию и железнению при ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин: Автореф. канд.дис. Москва, 1969. — 22 с.
47. Богорад Л. Я* Хромирование. Л.: Машиностроение, 1984. 95 с.
48. Солодкова Л. Н., Соловьева З. А. Изучение равномерности распределения хрома при осаждении из хромово-уислых разбавленных электролитов. Ж — Л.: Электрохимия, 1981, в.II.- с. 1668.
49. Черхез М. Б., Богорад Л. Я. Хромирование. М.: Машиностроение, 1978. — 102 с.
50. Кусмирская Г. А. Исследование кристаллической структуры хромовых покрытий сталей и их износостойкость при трении: Автореф. канд. дис. Днепропетровск, 1964. — 16 с.
51. ГологанВ.В., Аждер В. В., Жавгуряну В. Н. Повышение долговечности деталей машин износостойкими покрытиями. Кишинев.: Штиинца, 1979. с. 5,63. — 81. Местное хромирование крупногабаритных валов в потоке электролита. — М.: ВИМИ, 1974, инф.лист. № 74−2097.
52. Левитский Г. С. Ускорение процессов гальванических покрытий.- Киев.: Машгиз, 1954. с. 76,109.
53. Дехтярь Л. И, Игнатьев Д. А., Андрейчук В. К. Выносливость валов с покрытиями. Кишинев.: Штиинца, 1983. — 122 с.
54. Салли А., Врэндз Э. Хром. М.: Металлургия, 1971. — 291 с.
55. Вайнер Р. В. Гальваническое хромирование/Пер. с нем. М.:Машиностроение, 1964. 152 с.
56. Чабан С. Г. Разработка технологии восстановления штоков гидроцилиндров сельскохозяйственных машин электролитическим хромированием: Автореф.канд.дис. Кишинев, 1984. 16 с.
57. Дзыдюк В. М., Молчанов В. Ф. Современное состояние процессов хромирования черных и цветных металлов. К.: Техника, 1979. — 43 с.
58. Молчанов В. Ф. Хромирование в саморегулирующихся электролитах. К.: Техника, 1972. — с.82.
59. Покровская Г. А. Теория и практика хромирования. Киев.: КРДЭНТП, 1974. с. 103.
60. Лисник A.B., Мунтян B.fi., Корчмарь А. Г. Упрочнение деталей гидросистем холодным хромированием/Тезисы н-т семинара: «Дом техники», Кишинев, 1986 г.
61. Молчанов В. Ф. Методика выбора рациональных технологических процессов производства и ремонта/СУчебное пособие) Киев, 1974. — 56 с. Мельников П. С. Справочник по гальванопокрытиям в машиностроению! М.: Машиностроение, 1979. 296 с.
62. Черкез М. Б. Хромирование и железнение. М.: Машгиз, 1961. 84 с.
63. Петров Ю. Н, Влияние условий электролиза на свойства электролитических железных покрытий. Фрунзе, Тацжикгосиздат, 1957.
64. Пулатов А. И. Исследование процесса железнения из холодных хлористых электролитов применительно к ремонту деталей машин: Автореф.канд.дис., М.: i960. -.18 с.
65. Петров D.H., Рапопорт Л. С. Трение и износ/тД, № 5, 1980.с.809−814.
66. Мелков М. П., Шведов А. Н., Мелкова И. М. Восстановление авто мобильных деталей твердым железом. М.: Транспорт, 1982. 198 с.
67. ЭпштеЙн A.A., Фредлин A.C. Восстановление деталей машин хо лодным гальваническим железнением. Киев: Техника, 1981. 120 с.-99. Эпштейн A.A. Автомобильный транспорт Казахстана, 1980, № 11 с.20−22.
68. Калмуцкий B.C. Исследование прочности сцепления электролитических железных покрытий: Автореф.кадд.дис. Кишинев, 1966. — 20 с.
69. Вагранян А. Т., Соловьева З. А. Методы исследования процессов электроосаждения металлов. М.: АН СССР, 1955, — 250с.
70. Ширяев A.M. Исследование влияния твердого электролитического железа на усталостную прочность стали: Автореф.канд. дис., Саратов, 4964, 16 с.ЮЗ. Бибиков H.H. Гальванические покрытия на токе переменной полярности. М-Л.: Машгиз, 1961. 71 с.
71. Воробей А. К. Исследование процесса отслаивания в горячих хлористых электролитах при периодическом изменении направления постоянного тока: Автореф.дис., к.т.н. Минск, 1958. 15 с.
72. Белокучкин П. П. Исследование влияния форм поляризирующего тока на процесс железнения и физико-механических свойств покрытий применительно к ремонту деталей машин: Автореф. дис.канд.техн.наук. Кишинев, 1968.
73. Озеров А. М. Нестационарный электролиз. Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд., 1972. 160 с.
74. Мелков Й. Л. и др. Осталивание на периодическом токе с обратным импульсом./Автомобильный транспорт, № XI, 1975, С.37-Э9.
75. Косов В. П. Теоретические оеновы и разработка технологии восстановления износостойких деталей машин железнением на периодическом токе: Автореф.дис.д.т.н., Кишинев, 1979. 33 с.
76. Мамонтов Е. А. Исследование механизма электроосаждения и (физико-механических свойств электрохимического железа: Автореф.дис.к.х.н., М., 1969. 32 с.
77. Авторское свидетельство СССР # 817 928, М. кл3 Н 02 М7/12, С 25 Д 19/00 1981 г.
78. Авторское свидетельство СССР # 544 031, М. кл^ Н 02 М9/06, 2С25Д 5/18, 1982 г.
79. Авторское свидетельство СССР # 836 244, М. кл3 С25Д 21/21,1981 г.
80. Авторское свидетельство СССР, № 617 494, М. кл? С25Д 21/12, 1976 г.
81. Авторское свидетельство СССР № 69 293, М.кл.3 С25Д 3/04, 1979 г.
82. Авторское свидетельство СССР № 986 970, М.кл.3 С25Д 5/08, 1983 г. 126, Авторское свидетельство CCGP, № 944 031, М.кл.3 С25Д 5/18,1982 г.
83. Авторское свидетельство СССР № 1 414 884, М.кл.3 С25Д 21/12, 1988 г.
84. Решение ГНТЭИ, форма № 19, ВНИИГПЭ * 4 663 560/31−03(44 985) от 21.09.1989 г.
85. Ь^унтян В. Е, Влияние параметров асимметричного тока на свойства электролитических железных покрытий//Твердые износостойкие гальванические и химические покрытия: Материалы семинара. М.: 1984. с.97−100.
86. Мунтян В. Е., Шайдулин В. М, Влияние параметров периодического тока второго поколения на микротвердость железных покрытий.//Восстановление деталей-машин электрохимическим способом. Кишинев, 1984. с.91−92.
87. Авторское свидетельство СССР, № 1203X34 А, М.кл.3, С25Д 7/06, 1981 г.
88. Авторское свидетельство СССР, № 998 591, М.кл.3, С25Д 7/06, 1983 г.
89. Авторское свидетельство СССР, № 751 842, М. кл, 3, С25Д 17/02, 1977 г.
90. Авторское свидетельство СССР № I2I793I А, М*клЛ С25Д 17/02, 1986 г.
91. Авторское свидетельство СССР № I015000 А, М.кл.3, С25Д 17/14, 1972 г.
92. Патент США, № 3 843 894^тсл. 307−145, 1973 г.
93. Патент СССР № 508 223, кл. С 25 Д 17/16,1972 г.
94. Авторское свидетельство СССР № 986 970, М.кл.3, С25Д 5/08, 1983 г.
95. Авторское свидетельство СССР № 9540II, М.кл.3, С25Д 5/04, 1972 г.
96. Авторское свидетельство СССР, № 63I56X, М.кл.3 С25Д 17/00, 1977 г.
97. Авторское свидетельство СССР № I0922I6, М.кл.3 С25Д 17/06, 1968 г.
98. Авторское свидетельство СССР № 1 502 666 AI, М.кл.9 С25Д 7/00, 1989 г.
99. Авторское свидетельство СССР № II78802 А, М.кл.3 С25Д 7/04, 1985 г.
100. Молчанов В. Ф. и др. Применение методики выбора альтернативных технологических процессов к повышению эффективности хромирования/ В кн.: Современное состояние вопроса хромирования черных и цветных металлов. Киев: КДЭНТП, 1975, с. 72.
101. Сайфулин P.C. Комбинированные электролитические покрытия и материалы. М.: Химия, 1972. — 167 с.
102. Каданер Л. И., Гимельфарб Р. Ю. Износостойкое хромирование в проточном электролите. Киев: Техника, 1970. 47 с.
103. Гринберг A.M. и др. Оптимизация гальванических процессовв гальванотехнике. M.: Машиностроение, 1972. — 128 с.
104. Адлер Ю. П.
Введение
в планирование экспериментов. М.: Металлургия, 1969. — 130 с.
105. Вайнер Я. В., Дасоян М. А. Технологии электрохимических покрытий/Учебник для химических техникумов. Изд.2-е. Л., Машиностроение, 1972. 464 с.
106. Калмуцкий B.C. Оптимизация технологии осаждения износостойких покрытий. Кишинев: Штиинца, 1973. 106 с.
107. Маркова Е. В. Латинские прямоугольники и кубы в планировании эксперимента/Заводская лаборатория, 1968, № 7.
108. Налимов В. В., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, I965 г.
109. Рузинов Л. П. Статистические методы оптимизации химических процессов. М.: Химия, 1972. — 200 с.
110. Налимов В. В. Усп.хим., 29, «II, 1362, I960.
111. Рузиков Л. П. Статистические методы оптимизации химических процессов. М.: Химия, 1972. — 200 с.
112. Бердиков В. Ф., Пушкарев О. И., Хверорук А. Л. Определение прочности сцепления покрытия с подложкой методом микровы-давливания//Заводская лаборатория, № 12, 1978, с.1520—522.
113. Авторское свидетельство СССР, № 1 293 578, 01 № 19/04, 1987 г.
114. Фридман Я. Б. Механические свойства металлов/Изд.3-е, пере-раб. и доп.//Механические испытания. Конструкционная прочность. М.: Машиностроение, 1974, с. 368.
115. Корчмарь А. Г., Калмуцкий B.C. Ускоренный метод определения сцепляемости тонкослойных покрытий с основой//Тезисы докладов Н.Т.семинара «Контроль технических параметровв гальваническом производстве», М.: 1988 г., с. 17.
116. Хасуй А. Техника напыления/Пер. с японского. М.: Машиностроение, 1975. с.154−160.
117. Авторское свидетельство СССР № 488 914, М. кл, 3 01 № 1/100, 1976.
118. Авторское свидетельство СССР № I043I8, М. кл3 01 3/56, 1974.
119. Глаголев Н. А. Курс номографии. М.: Высшая школа, 1961. — 203 с.
120. Ермолов Л. С, Кряжков В. М., Черкун В. Е. Основы надежности сельскохозяйственной техники/ 2-е изд. М: Колос, 1982, с. 147.
121. Степнов М. Н. Статистическая обработка результатов механических испытаний. М.: Машиностроение, 1972, — 230 с.
122. Степнов М. Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний//Справочник. М.: Машиностроение, 1985. 232 с.
123. Степнов M.H. Ускорение испытания на усталость. М.: Машиностроение, 1975. — 57 с.
124. Степнов М. Н. и др. О статистической обработке многократно цензурированной выборки при испытаниях на усталость//За-водская лаборатория, 1984, № 7, с.145−148.
125. Сервисен C.B. и др. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. М.: Машиностроение, 1975. — 488 с.
126. Химмельблау Д. Анализ процессов статистическими методами/ Под ред. В.Г.Горского//Пер. с англ. М.: Мир, 1973,-957с.
127. Школьник JI.M. Методика усталостных испытаний//Справочник, М.: Металлургия, 1978. — 304 с.
128. Выпускной аттестат на машину испытания на усталость металлических образцов при растяжении-сжатии. Главточмашприбор, Иваново, 1969 г.).
129. Качество поверхности детали машин//Труды семинара по качеству поверхности/Сборник 5 АН СССР, М., 1961, 39−48 с.
130. Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний/Планирование механических испытаний и статистическая, обработка результатов//Методические указания РД 50−398−83-М.: йзд-во Стандартов, 1984. 198 с.
131. Кендалл М.Дк. Стьарт Статистические выводы и связи/Пер. с англ. М.: Наука, 1973, — 899 с.
132. Степнов М. Н., Евстратова С. П. Заводская лаборатория, 1972. № 10, с.1246−1253,.
133. Кортен Х. Т. Механика разрушения композитов. Разрушение в 7 тонах. M.: 1976. т.7. — 381 с.
134. Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М.: Экономика, 1977. — 125 с.-2.01: ф.