Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение долговечности шестеренчатых насосов высокого давления применением антифрикционных присадок в смазочно-охлаждающую жидкость при восстановлении втулок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема повышения долговечности и надёжности машин и механизмов неразрывно связана с качеством смазочных материалов. При этом уменьшение износа пар трения достигается не только повышением качества смазочного материала и снижением образования вредных отложений, связанных с термоокислительным действием, но и путём модифицирования металлических поверхностей химическими соединениями, вводимыми… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ работоспособности и долговечности гидросистемы объемного типа при эксплуатации мобильных сельскохозяйственных машин
    • 1. 2. Особенности изнашивания трибосопряжений гидросистемы сельскохозяйственных тракторов
      • 1. 2. 1. Условия работы трибосопряжений шестерёнчатого насоса
      • 1. 2. 2. Конструктивные особенности и характер износа ресурсоопределяющих трибосопряжений насосов типа НШ-У
    • 1. 3. Анализ существующих способов восстановления насосов типа НШ-У
    • 1. 4. Основные пути повышения долговечности трибосопряжений шестеренчатых насосов типа НШ-У
      • 1. 4. 1. Методы повышения износостойкости трущихся деталей
      • 1. 4. 2. Существующие методы улучшение триботехнических свойств смазочного материала
    • 1. 5. Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ РЕСУРСООПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ ШЕСТЕРЕНЧАТЫХ НАСОСОВ /НА ПРИМЕРЕ НШ-32У ТРАКТОРОВ МТЗ-80/82/
    • 2. 1. Теоретические основы контактирования соприкасающихся поверхностей и влияние шероховатости на площадь контакта при пластическом деформировании
    • 2. 2. Теоретические предпосылки пластического деформирования в д процессе трения
    • 2. 3. Физико-механические свойства смазочно-охлаждающей жидкости с применением антифрикционных присадок
    • 2. 4. Математическое прогнозирование ресурса трибосопряжений шестеренчатого насоса НШ-32У
    • 2. 5. Выводы
  • 3. ОБЩАЯ МЕТОДИКА И СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Программа и структурная схема исследований
    • 3. 2. Выбор смазочного материала и СОЖ с добавлением антифрикционных присадок при сравнительных испытаниях
    • 3. 3. Методика проведения лабораторных испытаний
    • 3. 4. Методика проведения стендовых испытаний
    • 3. 5. Методика проведения эксплутационных испытаний
    • 3. 6. Обработка экспериментальных данных и оценка результатов эксплуатационных испытаний насосов типа НШ-32У на долговечность
  • 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТА Ф НОВЛЕНИЯ ВТУЛОК НАСОСОВ ТИПА НШ-32У
    • 4. 1. Технологическая последовательность восстановления втулок насосов типа НШ-32У способом прессования с обработкой отверстий прошиванием
    • 4. 2. Некоторые характеристики втулок, восстановленных способом давления
    • 4. 3. Факторы, определяющие шероховатость отверстий втулок после обработки
  • А 4.3 Выводы
  • 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 5. 1. Сравнительные трибологические испытания образцов на машине трения СМЦ
    • 5. 2. Механизм взаимодействия маслорастворимых соединений молибдена с металлами пар трения
    • 5. 3. Испытания отремонтированных насосов типа НШ-32У на стенде, имитирующем объемный гидропривод трактора
    • 5. 4. Выводы
  • 6. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО И ИХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
    • 6. 1. Результаты эксплуатационных испытаний и внедрение результатов исследований в сельскохозяйственное производство
    • 6. 2. Расчёт экономической эффективности технологии восстановления насосов типа НШ-32У от внедрения новой смазочно-охлаждающей жидкости
    • 6. 3. Экологическая и токсикологическая оценка антифрикционных присадок в смазочно-охлаждающую жидкость
    • 6. 4. Выводы

Повышение долговечности шестеренчатых насосов высокого давления применением антифрикционных присадок в смазочно-охлаждающую жидкость при восстановлении втулок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одним из важных направлений развития народного хозяйства является повышение ресурса и эффективности мобильной сельскохозяйственной техники, путём разработки и внедрения технологических процессов при производстве и ремонте деталей и узлов сельскохозяйственных и мелиоративных машин и механизмов, которые давали бы возможность получения их с более высокими эксплуатационными характеристиками. В условиях рыночных взаимоотношений остро встаёт вопрос о совершенствовании технологии, улучшения организации и повышения качества ремонта машин.

За период реформирования экономики страны производство сельхозпродукции уменьшилось на 40−50% вслед за сокращением парка тракторов, зернои кормоуборочных комбайнов, мелиоративных и других машин в сельском хозяйстве ухудшилось техническое состояние наличной техники — каждая третья машина неисправна. Обновление парка машин с традиционного в прежнее время 10−12% -ого ежегодного уровня уменьшилось до 0,7% по тракторам и 0,3% - по зерноуборочным комбайнам, т. е. сократилось в 10−15 раз [1,2−8].

Повышение долговечности машин и механизмов за счёт снижения трения и износа становится с каждым годом всё более важной народнохозяйственной задачей [9, 10]. При решении этой задачи должны учитываться, наряду с другими, и трибологические явления, которые проявляются в машинах при осуществлении сельскохозяйственных работ, в строительстве, добывающей промышленности и во многих других отраслях. Потери средств от трения и износа в развитых государствах достигают 4—5% национального дохода, а преодоление сопротивления трению поглощает во всём мире 20−25% вырабатываемой за год энергии.

Проблема повышения долговечности и надёжности машин и механизмов неразрывно связана с качеством смазочных материалов. При этом уменьшение износа пар трения достигается не только повышением качества смазочного материала и снижением образования вредных отложений, связанных с термоокислительным действием, но и путём модифицирования металлических поверхностей химическими соединениями, вводимыми в смазочную среду. Их эффективность обусловлена способностью самих присадок или продуктов их термического распада к химическому взаимодействию с основным металлом и образованием при этом модифицированного слоя, имеющего низкое сопротивление сдвигу и защищающего тем самым основной металл от износа.

В данной работе теоретически обоснована и решена задача повышения эффективности использования мобильной сельскохозяйственной техники за счёт применения антифрикционных присадок в смазочно-охлаждающую жидкость при процессе прошивания бронзовых втулок насосов типа НШ-У.

Исследования проводились в соответствии с планом развития Саратовской области по выполнению научного направления 1.2.9. «Комплексная региональная программа научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе Поволжского экономического региона на 20 лет до 2010 года «(№ государственной регистрации 840 005 200) и комплексной темы № 5 НИР Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова «Повышение надёжности и эффективности использования мобильной техники в сельском хозяйстве».

Цель работы. Повышение долговечности шестеренчатых насосов гидросистемы мобильной сельскохозяйственной техники путем применения антифрикционных присадок в смазочно-охлаждающую жидкость при восстановлении втулок.

Объект исследований. Шестеренчатые насосы НШ-32У навесной гидросистемы тракторов МТЗ-80/82.

Предмет исследований. Тепловые и физико-химические процессы протекающие в узлах трения шестеренчатых насосов НШ-32У.

Методика исследований включает: изучение и анализ условий работы гидросистем тракторов, конструктивных особенностей и характера величины износа их агрегатов и узловисследование технологических способов восстановления шестеренчатых насосов путем пластической деформации металла (давлением) с применением смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) — теоретическое обоснование повышения эффективности и обеспечения работоспособности трибосопряжений насосов типа НШ-У за счёт использования антифрикционных композиций в смазочно-охлаждающую жидкость при прошивании втулокисследование физико-механических свойств антифрикционных присадокэкспериментальные исследования образцов на машине трения СМЦ-2 и узлов тракторных гидросистем на стенде и в эксплуатации.

В ходе исследований поверхностей трения использовались современные физико-химические методы, оборудование, установки и приборы.

Обработку полученных экспериментальных данных проводили с помощью современного программного обеспечения и процессора «Intel Pentium IV».

Достоверность результатов исследований обусловлена применением современного оборудования, основывается на теории планирования многофакторного эксперимента и подтверждена производственными испытаниями.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном подходе к решению проблемы повышения долговечности гидросистемы трактора путем применения антифрикционных присадок в СОЖ при восстановлении втулок насосов типа НШ-У, к анализу и обобщению теоретических положений и закономерностей, в результате которых:

• установлены характер и степень влияния различных факторов на ресурсные и экономические показатели гидросистем на этапе жизненного цикла;

• осуществлены теоретическое обобщение и выбор комплекса средств для повышения долговечности ресурсоопределяющих сопряжений насоса НШ-32У;

• разработана антифрикционная присадка в СОЖ на основе дисульфида молибдена и олеиновой кислоты (МоБг + С17Н33СООН), обеспечивающая работоспособность трибосопряжений после восстановления шестеренчатого насоса гидросистемы;

• разработаны научно-практические рекомендации по обеспечению работоспособности и повышению ресурса трущихся деталей шестеренчатых насосов.

Практическая ценность работы. Разработана и внедрена в производство СОЖ (масло МГ-22-А) с добавлением антифрикционных присадок на основе дисульфида молибдена и олеиновой кислоты для прошивания отверстий втулок шестеренчатых насосов НШ-32У, применение которой позволяет:

• снизить момент трения на 27% и износ на 34%, увеличить нагрузку схватывания в 1,5 раза, а также ускорить процесс приработки в 1,3−1,5 раза, в результате повысить ресурс шестеренчатых насосов на 20—40%.

• получить от внедрения технологического процесса восстановления втулок годовой экономический эффект 25 725 руб. при программе 1500 насосов.

Реализация результатов исследований. Результаты работы могут быть использованы при эксплуатации мобильной сельскохозяйственной техники в АПК Министерства сельского хозяйства, а также в учебном процессе вузов аграрного образования при изучении дисциплин «Надежность и ремонт машин», «Тракторы и автомобили», «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Триботехника».

Внедрение. Способ повышения долговечности трибосопряжений гидросистемы мобильной сельскохозяйственной техники путем совершенствования технологических методов восстановления и применения антифрикционных добавок в смазочно-охлаждающий материал при прошивании внедрен на ряде предприятий Саратовской области: Управление механизации «Саратовагропромстрой», ООО «Агросиф», ЗАО «УМ-24» (г.

Саратов) и ОАО «МТС-Хлебороб» Красноармейского района. Положительные результаты дали возможность рекомендовать новый способ для внедрения на других предприятиях агропромышленного комплекса.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Теоретические предпосылки повышения долговечности трибосопря-жений гидросистемы трактора путем применения антифрикционных присадок в сож.

2. Математическое прогнозирование ресурса трибосопряжений насосов НШ-32У.

3. Закономерности формирования поверхностей трения с заданными триботехническими свойствами.

4. Рекомендации по применению предлагаемых разработок, обеспечивающих работоспособность и повышение ресурса трибосопряжений мобильной сельскохозяйственной техники, и их экономическая и экологическая оценка.

Апробация работы. Основные положения работы и ее результаты были доложены, обсуждены, экспонировались и получили положительную оценку:

— на международной научно-практической конференции «Технический сервис в агропромышленном комплексе» посвященной 70-летию МГАУ им. В. П. Горячкина (г. Москва 2000 г.);

— на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАУ им. Н. И. Вавилова (г.Саратов 2000;2005 г.);

— на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава СГТУ (г.Саратов 2000;2005 г.);

— на научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава СГСА (г.Самара 2002 г.);

— на научно-технической конференциях профессорско-преподавательского состава ПГСХА (г. Пенза 2005 г.);

— на межгосударственном научно-техническом семинаре «Проблемы экономичности и эксплуатации ДВС в АПК СНГ» (Саратов 2001;2005г.);

— на международной научно-практической конференции «Ульяновские чтения» (Саратов, СГАУ им. Н. И. Вавилова, 2005);

— на расширенном заседании кафедры «Тракторы и автомобили» СГАУ им. Н. И. Вавилова в 2006 г.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 14 научных работах, в том числе в научно-практических рекомендациях. Общий объем публикаций — 5,02 печ. л., из которых 2,62 печ. л. принадлежит лично соискателю.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, шести разделов, общих выводов, списка литературы и приложений. Содержит 179 страниц машинописного текста, 15 таблиц, 65 рисунков и 17 приложений. Список использованной литературы включает 124 наименования, из них 4 на иностранном языке.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных и патентных источников показал, что ресурс и работоспособность агрегатов мобильной сельскохозяйственной техники зависят не только от воздействия эксплуатационных факторов, но и от конструктивных особенностей, характера износа и качества ресурсоопределяющих трибосопряжений. Наиболее часто в 80−90% случаев выход из строя мобильной сельскохозяйственной техники происходит за счет износа трущихся деталей гидросистемы, в том числе и шестеренчатых насосов типа НШ-32У навесной гидросистемы тракторов МТЗ 80/82, на долю которых приходится до 20% отказов. Применение новых смазочно-охлаждающих жидкостей с использованием антифрикционных присадок в процессе восстановления втулок позволяет повысить ресурс насосов НШ-32У на 20—40%.

2. В результате теоретических исследований механизма действия смазочно-охлаждающего материала обоснован выбор присадок с применением дисульфида молибдена и олеиновой кислоты в качестве добавок в СОЖ (масло МГ-22-А) с целью улучшения качества поверхностей при прошивании втулок насосов типа НШ-32У. Разработана программа для математического прогнозирования ресурса трибосопряжений шестеренчатого насоса при заданных условиях эксплуатации, который увеличивается на 30−50% за счет применения присадок в СОЖ.

3. Выбрана и усовершенствована технология, которая позволяет более качественно восстанавливать втулки насосов НШ-32У за счет применения комбинированной прошивки и добавления антифрикционных присадок в СОЖ. Точность и шероховатость восстановленных втулок соответствуют техническим условиямна рабочих поверхностях отсутствуют следы схватываний и задиров, шероховатость внутренних поверхностей восстанавливаемых втулок составляет 0,08 мкм.

4. Сравнительные экспериментальные исследования на машине трения СМЦ-2 показали улучшение триботехнических свойств испытуемых образцов, которые были обработаны прошивкой с применением СОЖ (масло МГ-22-А) и добавлением в нее антифрикционных присадок (МоБг + С17Н33СООН), по сравнению с образцами, обработанными прошивкой с применением базовой СОЖ без добавления присадок. Установлено, что введение присадок позволило снизить момент трения на 27% и износ — на 34%, увеличить нагрузку схватывания в 1,5 раза, а также ускорить процесс приработки в 1,3−1,5 раза.

5. Сравнительные триботехнические испытания на стенде, имитирующем работу гидросистемы тракторов МТЗ-80/82, в течение 300 часов подтвердили эффективность применения антифрикционных присадок в СОЖ при прошивании втулок насосов типа НШ-32У. При этом было установлено, что за счет модифицирования внутренней поверхности трения втулки наблюдается уменьшение износа на 25%, отсутствие «мостиков» схватывания и задиров.

6. Эксплуатационные испытания показали, что предлагаемый способ восстановления позволяет снизить износ качающего блока насоса НШ-32У и в результате повысить прогнозируемый ресурс насоса на 20−40%. Визуально можно было убедиться в отсутствии задиров и царапин на деталях. Также можно констатировать уменьшение по сравнению с базовыми деталями падения давления в системе на 8−10%, повышение производительности машин за счет уменьшения времени простоев по причинам износа деталей на 10−15%. На основе результатов исследований и внедрения технологического процесса с применением новой смазочно-охлаждающей жидкости в производство рассчитан годовой экономический эффект, который составил 25 725 руб. при программе 1500 насосов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Э. Модернизация сельскохозяйственных машин, находящихся в эксплуатации / Северный А. Э., Л. М. Пильщиков, В. И. Федан. — М.: ГОСНИТИ, 2000.-71с.
  2. Ю.И. Справочник по гидроприводу машин лесной промышленности / Ю. И. Багин. М.: Экология, 1993. — 352 с.
  3. Л.М. Надежность сельскохозяйственной техники / Л. М. Грошев, Н. Ф. Дмитриченко, Т. И. Рыбак Киев: Урожай, 1990. — 192 с.
  4. В.Я. Справочная книга по надежности сельскохозяйственной техники / В. Я. Сковородин, Л. В. Тишкин Л.: Лениздат, 1985. — 204 с.
  5. П.Ф. Безотказность уборочных агрегатов и комплексов / П. Ф. Прибытков, В. Ф. Скробач. Л.: Лениздат, 1987. — 207 с.
  6. Д.П. Строительные машины и оборудование. Взгляд в 21й век./ Д. П. Волков // Строительные и дорожные машины, 1998. С. 2−5.
  7. Ю.С. Механизм действия противоизносных присадок к маслам / Ю. С. Заславский, Р. Н. Заславский. М.: Химия, 1978. — 224 с.
  8. Ю.Ермолов Л. С. Основы надежности сельскохозяйственной техники / Л. С. Ермолов, В. М. Кряжков, В. Е. Черкун. М., Колос, 1982. — 271 с. 11 .Волков Д. П. Машины для земляных работ / Д. П. Волков, В. Я. Крикун, П. Е. Тотолин. М.: Машиностроение, 1992. — 448 с.
  9. М.Башта Т. М. Объемные насосы гидравлические двигатели гидросистем /
  10. Т.М. Башта // Учебник для ВУЗов. М., «Машиностроение», 1974. — 606 с. 12>.Алешин Н. И. Сезонное обслуживание мелиоративно-строительных машин /
  11. Н.И. Алешин. М.: Россельиздат, 1986. — 72 с. 14. Крагельский И. В. Основы расчетов на трение и износ / И. В. Крагельский,
  12. М.Н. Добычин, B.C. Комбалов. М.: «Машиностроение», 1977. — 526 с. 15. Земляков A.M. A.C. 1 742 576 СССР / A.M. Земляков // Способ смазываниятрибосопряжений. Б.И. № 23. 1992. 1 б. Грошев JJ.M. Надежность сельскохозяйственной техники / JI.M. Грошев,
  13. Л.Ф. Дмитриченко, Т. И. Рыбак. М.: «Колос», 1982. — 271 с. 17. Проников A.C. Надежность машин / A.C. Проников. — М.: Машиностроение, 1978.-592 с.
  14. Н.И. Смазывание и заправка мелиоративных и строительных машин / Н. И. Алешин. М.: Россельхозиздат, 1985. — 64 с. 19. Алешин Н. И. Сезонное обслуживание мелиоративно-строительных машин /
  15. П.Р. Исследование характера износа деталей и ремонтоспособности шестеренчатых насосов НШ / П. Р. Кудрявцев. Труды ГОСНИТИ, том 4. — М., 1964.
  16. П.Р. Ремонт шестеренчатых насосов НШ / П. Р. Кудрявцев. М., БТИ «Россельхозтехника», 1963.
  17. М.Ш. Ремонт механизмов гидравлических навесных систем / М. Ш. Годик, В. И. Ерин, A.M. Поддубная. М., БТИ. «Россельхозтехника», 1963.
  18. В.А. Ремонт и регулировка тракторных гидросистем / В. А. Дегтярев, Ю. М. Сисюкин.-М.: «Колос», 1968.
  19. Н. Т. Исследование работоспособности шестеренчатых гидронасосов тракторов / Н. Т. Иванов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Елгаева, 1969.
  20. Кот С. Н. Исследование влияния некоторых эксплуатационных факторов на износ и долговечность раздельно-агрегатных гидравлических систем сельскохозяйственных тракторов / С. Н. Кот // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Харьков, 1972.
  21. Ю.Д. Восстановление корпусов и втулок насосов НШ способом давления / Ю. Д. Пашин, П. А. Губанов, J1.M. Игнатьев, Орлов М. С. М.: БТИ «Россельхозтехника», (Экспресс информация), 1965.
  22. Ю.Д. Восстановление корпусов и втулок насосов НШ способом давления / Ю. Д. Пашин, П. А. Губанов, J1.M. Игнатьев, М. Орлов. // В сб. «Рационализаторы сельскохозяйственному производству. — Саратов,
  23. . кн. Изд., 1966.
  24. Ю.Д. Исследование технологии ремонта насоса типа НШ / Ю. Д. Пашин, П. А. Губанов, JT.M. Игнатьев // В кн. «Материалы научной конференции СИМСХ». Саратов. Приволжск. кн. изд. 1966.
  25. Технология металлов и других конструкционных материалов. Ленинград. Изд. «Машиностроение», 1972.
  26. П.Е. Закономерности изнашивания и направления работ по повышению срока службы деталей машин / П. Е. Дьяченко // Сб. «Передовая технология машиностроения». Изд. АН СССР, 1975.
  27. Э.Д. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / Э. Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский // Под ред. A.B. Чичинадзе: Учебник для технических ВУЗов. М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778 с.
  28. Д.Н. Триботехника / Д. Н. Гаркунов //Пособие для конструктора / Учебник для студентов втузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение 1999.-336 с.
  29. В.А. Основы долговечности строительных и дорожных машин / В.А.
  30. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения / Под ред.
  31. А.Б. Зарубежные масла и присадки / А. Б. Виппер, A.B. Виленкин, Д. А. Гайснер. М.: Химия, 1981. — 192 с.
  32. JI.H. Дисульфид мллибдена, его свойства и применение / JI.H. Пугина. Киев: Наукова думка, 1968.
  33. Ю.Н. Маслорастворимые поверхностно-активные вещества / Ю. Н. Шехтер. М.: Химия, 1978. — 304 с.
  34. Цыпцып В.И. A.C. 18 034 119 (СССР) Приработочное масло. / В. И. Цыпцын. Б.И. № 49, 1990.
  35. Н.П. Теория обработки металлов давлением / Н. П. Громов. М: Металлургия, 1967. — 340 с.
  36. Трение, изнашивание и смазка. Справочник / Под ред. И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение- Т. 1, 1978. — 400 с- Т.2 1979. — 270 с. 55 .Крагельский И. В. Трение и износ / И. В. Крагельский. М.:
  37. Добычин. М.: Машиностроение, 1988. — 256 с. ЪЪ. Дэюонсон Д. Механика контактного взаимодействия / Д. Джонсон. М.: Мир, 1989. 510 с.
  38. Н.Б. Качество поверхности и контакт деталей машин / Н. Б. Демкин, Э. В. Рыжов. М.: Машиностроение, 1981. — 244 с.
  39. Johnson K.L. Contact mechanics / K.L. Johnson // Cambridge. New York, New Rochel, Melburne, Sydney, 1987.
  40. Hardy C. Elastoplastic indetatic of a half-space by a ridid sphere / C. Hardy, C.N. Baronet, J.V. Tordion. J. Numerical methods in Eng., 1971. — V3. P. 451.
  41. Игнатьев JIM. Исследовние чистовой обработки отверстий протягиванием и прошиванием восстанавливаемых автотракторных деталей / J1M. Игнатьев // Кандидатская диссертация. Саратов 1975 г.
  42. Хайнике Герхар Трибохимия / Герхар Хайнике. М.: Мир, 1987. — 582 с.
  43. М.А. Механизм диффузии в железных сплавах / М. А. Криштал. -М.: Металлургия, 1972, 1972.-400 с.
  44. М.А. Многокомпонентная диффузия в металлах М.А. Криштал. -М.: Металлургия, 1985. 177 с.
  45. Я.Е. Диффузионная зона / Я. Е. Гегузин. М.: Наука, 1979. — 343 с.
  46. .С. Термодинамика и кинетика границ зерен в металлах / Б. С. Бокштейн. М.: Металлургия, 1986. — 223 с.
  47. П. Диффузия в твердых телах / П. Шюмон. М.: Металлургия, 1966. -195 с.
  48. Я.Е. Очерки о диффузии в кристаллах / Я. Е. Гегузин. М. Издательство «Наука», 1974. — 252 с.
  49. Д.Н. Триботехника (износ и безызносность) / Д. Н. Гаркунов // Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Издательство МСХА», 2001. — 616 е., ил. 280.
  50. Д.Н. Влияние фрикционного бронзирования и латунирования на качество поверхности / Д. Н. Гаркунов, В. Н. Лозовский // Сб. Качество поверхности деталей машин. № 5. М.: Издательство АНСССР, 1961. — С. 386−389.
  51. Д.Н. Триботехника/ Д. Н. Гаркунов. -М.: Машиностроение, 1985. -327 с.
  52. Тб.Балабанов В. И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка деталей дизеля / В. И. Балабанов // Тракторы и сельхозмашины, 1996, № 2. С. 23−25.
  53. ИМ. Физические основы надежности / И. М. Меламедов. Л.: Энергия, 1970.-152 с.
  54. B.C. Диффузия в металлах / B.C. Бокштейн. М.: Металлургия, 1987.-248 с.
  55. Дж. Кинетика диффузии атомов в кристаллах / Дж. Маннинг. М.: Мир, 1971. — 278 с.
  56. Э.П. Трение и смазка твердых тел / Э. П. Боуден, А. Тейбор. М.: Машинострение, 1968. — 542 с.
  57. .С. Термодинамика и кинетика диффузии в твердых телах Б.С. Бокштейн. — М.: Металлургия, 1974. 280 с.
  58. Таблицы физических величин: Справочник / Под ред. И. К. Кикоина. М.: Атомиздт, 1976.-1008 с.
  59. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. Кн. I / Под ред. И. В. Крагельского и др. М.: Машиностроение, 1978. — 400 с.
  60. Цыт{ын В. И. Повышение долговечности отремонтированных дизелей совершенствованием технологии приработки и применением упрочняющих покрытий / В. И. Цыпцын // Дис. док. техн. наук. М.: 1991. — 641 с.
  61. Кряэ!сков В. М. Надежность и качество сельскохозяйственной техники / В. М. Кряжков. М.: Агропромиздат, 1989. С. — 335 с.
  62. JI.H. Твердые дисульфидмолибденовые смаки / J1.H. Сентюрихина, Е. М. Опарин. М.: Химия, 1966. — 193 с.
  63. А.К. Избирательный перенос в узлах трения машинобытового назначения / А. К. Прокопенко. М.: Легпромбытиздат, 1987. — 103 с.
  64. Справочник по триботехнике: В 3-х т. Т. I. Теоретические основы / Под общ. ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1989. — 400 с.
  65. А.П. Эксплуатационные материалы для автотранспортных средств / А. П. Уханов, Ю. В. Гуськов, И. И. Артемов // Учебное пособие. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003. — 424 е.: 63 ил., 132 табл., библиогр. 30 назв.
  66. Статистические методы обработки результатов механических испытаний. -М.: Машиностроение, 1985.-232 с.
  67. Шор Г. И. Исследование термического разложения и поверхностных свойств молибденсодержащих производных дитиофосфорных кислот / Г. И. Шор // Трение и износ. 1987. -т.8 № 2. с. 326−329.
  68. С.С. Послеремонтная обкатка двигателя / С. С. Некрасов, В. В. Стрельцов, П. И. Носихин // Агропромышленный комплекс России, 1989. -№ 1. с. 38−39.
  69. Г. И. Механизм действия и эффективность присадок, повышающих смазочную способность / Г. И. Фукс // Присадки к маслам и топливам. М.: Гостоптехиздат, 1961.-395 с.
  70. Витамины для двигателя // Авторевю. № I. 1990. С. II.
  71. A.A. Поверхностно-активные вещества: Свойства и применение /
  72. A.A. Абрамзон // 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Химия, 1981. — 304 с.
  73. В.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости /
  74. B.М. Школьников. М.: Химия, 1989. — 432 с.
  75. В.М. Масла и составы против износа автомобилей / В. М. Школьников. М.: Химия, 1988. — 96 с.
  76. Методы термогравиметрических исследований веществ на дериватографе системы MOM / Пер. с польск. Варшава: Высшая школа, Вып. XIX. С. 5678.
  77. E.JT. Справочник по восстановлению деталей / Е. Л. Воловик. М.: Колос, 1981.-351 с.10 В.Холомонов H.A. Применение к маслам присадок, снижающих потери на трение и расход топлива при эксплуатации тракторов / И. А. Холомонов,
  78. C.Г. Арабян, С. П. Остапенко // Тр. НПО НАТИ. М.: 1987. — С. 21−31.
  79. Г. Б. Рентгеноструктурный анализ / Г. Б. Бокий, М.А. Порай-Кошиц. -М&bdquo- 1964.-Т. 1,2.
  80. .Я. Моделирование системы / Б .Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высшая школа, 1985. — 279 с.
  81. Э.Д. Моделирование трения и изнашивания в машинах / Э. Д. Браун. — М.: Машиностроение, 1982. 181с.
  82. И.Н. Справочник по математике / И. Н. Бронштейн, И. А. Семендяев. -М.: Наука, 1986. 544 с.
  83. В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций / В. В. Болотин. — М.: Машиностроение, 1984. 312 с.
  84. Stribek R. Die wesentlichen Eigenschaften ver Greit und Rollinglager VDJ-Zeitschrift / R. Stribek. 1992. P46.
  85. С.П. Роль поверхностных явлений, протекающих в процессе приработки / С. П. Козырев, В. Н. Дубняков, В. А. Васин // Трибоника и антифрикционное материаловедение / НПИ. Новочеркасск, 1980. — С.8−9.
  86. H.A. Оценка задиростойкости, износостойкости и сил трения с учетом факторов прирабатываемости триботехнических материалов / H.A. Буше, А. И. Карасик, Н. М. Алексеев // Трение и износ. 1980. № 3. С. 384 392.
  87. Мб. Лоренц В. Ф. Изнашивание трущихся деталей / В. Ф. Лоренц. М.: Мир, 1982.-351 с.
  88. Ф.Х. Долговечность прирабатываемых восстановленных сопряжений / Ф. Х. Бурумкулов, С. А. Поляков // Обеспечение надежности отремонтированной сельскохозяйственной техники. Саранск. 1985. — С. 27−23.
  89. Долговечность трущихся деталей машин // Сб. статей Вып. 4 и 5. / Под общей редакцией Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1990. — 341 с.
  90. В.Н. Эффект безызносности и его применение в технике / В. Н. Быстров // Долговечность трущихся деталей машин: Сб. статей Вып. 5. -М.: Машиностроение, 1990. С. 3−22.
  91. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. -М.: АНСССР, 1988.- 17 с.
  92. Экономическое обоснование внедрения мероприятий научно-технического прогресса в АПК // Ю. А. Конкин и др. М.: 1991. — 79 с.
  93. Нормативно-справочный материал к расчетам экономической эффективности новой техники, улучшение качества продукции и предельных лимитных цен. М.: 1982. — 80 с.
Заполнить форму текущей работой