Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-методические основы управления социально-экономическим развитием административного района города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принятие Закона Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» повысило роль районного управления и самоуправления в решении задач социальной защиты населения и социально-экономического развития территории района. Необходимость создания нормальных условий жизнедеятельности людей, достижение оптимальной структуры потребления материальных и духовных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
    • 1. 1. Сущность и проблемы местного самоуправления
    • 1. 2. Зарубежный опыт развития системы местного самоуправления
    • 1. 3. Организационно-экономические основы совершенствования управления социально-экономическими процессами в административном районе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РАЙОНА
    • 2. 1. Сущность и цели социально-экономической политики
    • 2. 2. Проблемы социальной защиты населения в условиях формирования экономических отношений рыночного типа
    • 2. 3. Основы формирования стратегии социально-экономического развития административного района
    • 2. 4. Методические основы формирования и реализации программ социально-экономического развития
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ ПЕТЕРБУРГА
    • 3. 1. Характеристика социально-экономической ситуации в районе
    • 3. 2. Основные направления социально-экономического развития Кировского района

Организационно-методические основы управления социально-экономическим развитием административного района города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование в России экономических отношений рыночного типа привело не только к необходимости реорганизации хозяйственного механизма, но и обусловило потребность создания эффективной системы социальной защиты населения. Эта потребность связана с тем, что рыночная экономика представляет собой механизм, при котором распределение доходов может порождать большое неравенство.

Важнейшая роль в обеспечении социальной защиты принадлежит правительству. Помимо перераспределения доходов в обществе, правительство выполняет и ряд других функций по социальной защите: определяются нормы максимальной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности очередных и учебных отпусков, регламентируются минимальные размеры денежных компенсаций, минимальный размер оплаты труда, размер трудового стажа для выхода на пенсию и т. д.

Наряду с правительственной — федеральной системой защитыимеет место и муниципальная (местная) система социальной защиты населения, являющаяся составной частью местной социально-экономической политики.

Принятие Закона Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» повысило роль районного управления и самоуправления в решении задач социальной защиты населения и социально-экономического развития территории района. Необходимость создания нормальных условий жизнедеятельности людей, достижение оптимальной структуры потребления материальных и духовных благ, создание региональной структуры производства, формирование рыночной и социальной инфраструктуры предопределяют комплексный подход к решению проблем управления социально-экономическим развитием района. Основой такого управления должна служить комплексная стратегия социально-экономического развития района, которая предусматривала бы в полной мере использование всех имеющихся рычагов регионального (районного) управления и самоуправления. На основе комплексной стратегии органы районного управления и самоуправления смогут воздействовать экономическими методами на социально-экономические процессы, которые протекают на территории района, в том числе и на производственные предприятия, расположенные в районе.

Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов, организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных специалистов. Среди них можно отметить таких, как Е. А. Когут, К. Макконелл, Б. М. Гринчель, В. Е. Рохчин, В. Н. Иванова и др.

Однако до настоящего времени вопросы обоснования и выбора социально-экономической политики как стратегии социально-экономического развития административного района города решены не в полной мере. Все это свидетельствует об актуальности и своевременности настоящего диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических основ управления социально-экономическим развитием административного района города как составной части районной системы управления и самоуправления.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

— исследование и формулирование сущности и целей социально-экономической политики административного района города в уело.

— б виях повышения роли районного управления и самоуправления;

— обоснование структуры элементов социально-экономической политики административного района города;

— исследование и определение сущности социальной защиты населения административного района как составной части стратегии его социально-экономического развития;

— исследование зарубежного опыта и раскрытие содержания местного управления и самоуправления как механизма реализации социальной защиты населения и экономического развития района;

— разработка концепции и принципов формирования стратегии социально-экономического развития административного района города;

— разработка методических основ экономико-организационного обоснования стратегии социально-экономического развития административного района города;

— обоснование стратегии социально-экономического развития одного из административных районов Санкт-Петербурга.

Объектом исследования выступают административные районы Санкт-Петербурга и их элементы (на примере Кировского района).

Предметом исследования определены методы и содержание процессов управления социально-экономическим развитием административного района города.

Теоретической и методологической основой исследования служат нормативные и правовые материалы государственных и муниципальных органов по вопросам социально-экономического развития, научные и методические положения, разработанные учеными по вопросам социально-экономического развития и организации управления.

В ходе исследования использовался системный подход, статистический, нормативный и расчетно-аналитический методы, методы экономике"-организационного моделирования и другие методы.

В процессе исследования были использованы статистические данные социально-экономического развития Кировского района, Санкт-Петербурга, отдельные показатели по Российской Федерации, экономические обзоры отечественных и зарубежных авторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к условиям рыночной экономики предполагает создание такого механизма территориального хозяйствования, который позволит местным органам управления целенаправленно решать свои задачи на основе преимущественно экономических методов во взаимоотношениях со всеми субъектами хозяйствования. Формулирование такого механизма опирается на два взаимосвязанных принципа — самоуправления и самофинансирования.

Реализация принципа самоуправления предполагает возможность принятия районной администрацией в пределах своей компетенции решений по всем вопросам разработки и практического проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. В свою очередь, реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в районе финансовой базы, обеспечивающей возможность самоуправления.

Из сущности механизма управления социально-экономическим развитием района в новых условиях хозяйствования вытекает, что главная задача системы территориального управления состоит в разработке районной социально-экономической политики и организации ее реализации. Другие задачи управления носят подчиненный, обеспечивающий характер по отношению к главной задаче. В их числе можно отметить следующие:

— решение важнейших проблем социального развития и повышения уровня жизни населения района;

— организация эффективного взаимодействия предприятий различных форм собственности, территориальное комплексирование хозяйства с целью наилучшего использования производственного потенциала;

— рациональное использование экономической базы, в том числе всех видов ресурсов;

— поддержка и развитие процессов становления рыночных отношений;

— развитие общей производственной основы хозяйства — производственной инфраструктуры.

В современных условиях развитие организационных структур управления предполагает создание координационного механизма для осуществления горизонтальных связей при принятии стратегических решений. В процессе предоставления большей самостоятельности хозяйственным единицам в пределах районного самоуправления необходимо создавать также соответствующую координационную систему для развития горизонтальных связей в границах района. Координирующие функции должны осуществляться всеми звеньями самоуправления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление (Сокр.пер. с англ.) -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  2. Бестужев-Лада И. Преодоление проблемных ситуаций в управлении социальными процессами / Вопросы экономики N 1, 1992. -с.31−40.
  3. B.C. К разработке программы развития. Калининград: Изд-во КГУ, 1993. с.92−93.
  4. A.M. Система самоуправления и информационные технологии. Социально-экономические проблемы местного самоуправления / Тезисы докладов Петровской академии наук и искусств. -СПб.: ИСЭП РАН, 1996. с.101−109.
  5. A.B., Колганов А. И. Трагедия социализма. М.: Экономическая демократия, 1992. 312 с.
  6. Г. С. Экономическое программирование как основная форма реализации программно-целевого метода / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серб. СПб.: «Экономика». Вып. 1(5), 1996. с.70−76.
  7. И.М. Настоящее и будущее «Европы регионов» (проблемы европейского регионализма). Международная экономика и международные отношения. N 9, 1993. с.78−86.
  8. В.А. Дискуссионные вопросы местного самоуправления. Сборник тезисов докладов на конференции «Социально-экономические проблемы местного самоуправления» / Петровская академия наук и искусств. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. с.16−22.
  9. H.H. Опыт самоуправления территорий за рубежом. Киев: УкрИНТЭИ, 1992. с. 56.
  10. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Российская газета, от 1 сентября 1995 г.
  11. Закон РФ от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» / Экономика и жизнь N 1, январь 1996.
  12. Закон РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / Экономика и жизнь N 2, январь 1996.
  13. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» / Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. N 14, 1990.
  14. В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. -263 с.
  15. В.Н. Социально-экономическое программирование развития района / Под ред. проф. Моисеенко H.A. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1994. с. 108.
  16. В. Налоговые камни в бюджетном огороде / Экономика и жизнь N 20, 1996.
  17. В. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? / Экономика и жизнь N 24, 1996.
  18. B.C. Принципы достижения стратегического равновесия в экономической среде. Управление социально-экономическими системами / Тезисы докладов П съезда Петровской академии наук и искусств. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. с.17−21.
  19. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1978. 341 с.
  20. Г. К вопросу о сущности городского маркетинга -ориентиры для практической деятельности. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта / Под общ. ред. Б. М. Грингеля. СПб.: Институт Евроград, 1996. — с.121−129.
  21. В.Н. Долгосрочный план развития народного хозяйства. М.: 1974. с. 324.
  22. Книга делового человека: Справочник /Под ред. Г. А.Краю-хина, Э. С. Минаева. М.: Экономика, 1993. с. 73.
  23. А. Е. Киниченко O.A., Пайкин Б. Р. Реформа местного самоуправления на основе системного подхода. Управление социально-экономическими системами / Тезисы докладов П съезда Петровской академии наук и искусств. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. с.21−26.
  24. А.Е., Рохчин В. Е., Знаменская К. Н. Управление административным районом в условиях экономических реформ. СПб.: ИСЭП РАН, 1992. 165 с.
  25. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 143 с.
  26. О.В., Овсянников Е. К., Пономарев В. В., Рохчин В. Е. Научные разработки концепции развития региона. Л.: ЛИИА АН СССР, 1988.
  27. Конкурентные возможности Санкт-Петербурга. СПб.: Проектное бюро «Стратегический план для Санкт-Петербурга», 1997. 38 с
  28. Т. Стратегия и структура японских предприятий / Пер с англ. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  29. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Рыночные отношения в жилищной сфере. Сборник законодательных актов и гражданско-правовых документов / Сост. В. Н. Иванов. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1995. — 344 с.
  30. Концепция разработки основных направлений стратегического плана Санкт-Петербурга. СПб.: Проектное бюро «Стратегический план для Санкт-Петербурга», 1997. — 54 с.
  31. Т. Новые бедные (По материалам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН) / Аргументы и Факты N 11 (856), март 1997.
  32. А. Местное самоуправление в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования / Проблемы теории и практики управления N 3, 1994. с. 107.
  33. А.Л. Особенности создания финансовой базы реформ в Санкт-Петербурге. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта /Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996. — с.265−267.
  34. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1994. с. 105.
  35. В.В. Механизм и проблемы регулирования рынка / Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 5 «Экономика», N 2, 19 964. с.55−62.
  36. Г. Основные предпосылки эффективного планирования. Организация управления в капиталистических фирмах. М.: Наука, 1978. 316 с.
  37. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. П-го изд. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  38. А. На «социальном фронте» без перемен / Экономика и жизнь N 6, февраль 1997.
  39. Материалы семинаров Международной программы «Евроград -XXI» за 1991−1995 гг.
  40. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта. / Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996. — 295 с.
  41. Е.Д. Управление городскими агломерациями (проблемы метрополизма). США. Экономика, политика, идеология, N 3, 1994. с. 104−110.
  42. Е.Д. Управление городскими агломерациями (проблемы метрополитанизма). США. Экономика, политика, идеология, N 3, 1994. с. 104−110.
  43. Муниципальное планирование: Учеб. пособие по спец. 60 815 Экономика и управление городским хозяйством, 61 000 -Государственное и муниципальное управление / Под ред. В.Е.Рохчи-на, В. С. Чекалина. СПб.: СПбГИЭА, 1996. — 137 с.
  44. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черняка. 2-е изд., перер. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 688 с.
  45. Д.В. Применение идей стратегического менеджмента в Российских компаниях / Вестник Санкт-Петербургского университета, сер. 5 «Экономика», N 2, 1996. с.85−89.
  46. Основы местной социально-экономической политики. Рекомендации по разработке и практической реализации / Под ред. А. Е. Когута. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 212 с.
  47. Политическая экономия: Словарь / Под ред. О. И. Ожерельева и др. М.: Политиздат, 1990. 607 с.
  48. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. -с.346.
  49. Послание Президента РФ Федеральному собранию на 1995 г. / Российская газета, 23 марта 1995.
  50. В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование. Часть 1. Региональное планирование. СПб.: ИСЭП РАН, СПбГИЭА, 1995 — с. 175.
  51. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я.Киперма-на. М.: Республика, 1993. 524 с.
  52. М. Госэкзамен на выживание / Экономика и жизнь N 49, декабрь 1996.
  53. И.И. К вопросу о сущности и основах самоуправления. Социально-экономические проблемы местного самоуправления / Тезисы докладов Петровской академии наук и искусств. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — с.23−27.
  54. Системный подход в социально-экономических исследованиях. 4.1. Новосибирск: 1971. с. 284.
  55. A.A. Проблемы развития местного самоуправления в России. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта / Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Ев-роград, 1996. с.263−265.
  56. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  57. Ю. Регулирование экономики в переходный период/ Экономист, N 11, 1993. с.10−20.
  58. Г. Содержание местной экономической политики. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта/ Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996. с. 17 -24.
  59. Е.М. Пенсионные фонды. Зарубежный опыт для отечественных предпринимателей. М.: АО «Арго», 1993. с. 100.
  60. Д. Социальная защита населения в условиях рыночных отношений / Экономика строительства N 10, октябрь 1993.
  61. Л.М. Социальная защита в системе эффективного управления. СПб.: Изд-во фонда Рабочей Академии, 1995. 37 с.
  62. В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. М.: Наука, 1986.
  63. К., Голубев А. В тени реформ / Экономика и жизнь. Санкт-Петербургский региональный выпуск N 52, декабрь 1996.
  64. Г. Классификация концепций региональной экономической политики. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта / Под общ. ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996. с. 46 -54.
  65. ., Котилко В., Полынев А., Левитская Е. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.
  66. Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
Заполнить форму текущей работой