Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современный российский предприниматель: Функции, статус, поведение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая предпринимательство в функциональном контексте, мы выявили наличие в литературе противоречий в понимании основной социальной функции предпринимателя. Складывающаяся современная трактовка предпринимательства, опирающаяся на представления об инновационном характере предпринимательской деятельности, хотя и способствует формированию позитивного образа предпринимателя, затушевывает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
    • 1. Функциональные аспекты предпринимательской деятельности
      • 1. 2. Место предпринимателя в социальной структуре общества
  • Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Система ценностей как мотивадионный фактор предпринимательского поведениям
    • 2. 2. Этика предпринимательского поведения в эпоху постмодерна: проблемы развития и перспективы

Современный российский предприниматель: Функции, статус, поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Круг проблем, связанных с осуществлением заявленных российским правительством экономических реформ, на протяжении последнего десятилетия превратился в болезненный узел, распутать который, как выясняется, гораздо труднее, чем казалось. Негативные социальные последствия экономического курса на капитализацию экономики оказались настолько тяжелы, что едва ли не перевешивают его позитивные результаты. Что же касается последних, то едва ли не единственным таким позитивным результатом стало формирование нового для современной России социального слоя предпринимателей.

Этот процесс органически связан с другими изменениями в социальной структуре российского общества, порожденными экономической реформой: появлением «новых бедных», маргинализацией широких слоев интеллигенции и работников бюджетных сфер, возникновением особого слоя безработных и т. д. Помимо структурных изменений в обществе идут и морально-этические, интеллектуальные, идеологические перемены, в фокусе которых опять-таки находятся новые российские предприниматели как особый социальный слой, обладающий высокой степенью активности и являющийся носителем новой, нетипичной для большинства населения ценностно-мотивационной системы.

Поэтому представляется естественным неиссякающий интерес экономистов, политологов, социологов к изучению современного российского предпринимателя как знаковой типологической фигуры нашего времени. Актуальность исследования предпринимателя в социально-функциональном, структурно-статусном, мотивационноповеденческом ракурсе определяется сложностью и значимостью для общества возникающих в процессе взаимодействия предпринимательского слоя с другими слоями общества явлений, нарастающим влиянием предпринимателей на тенденции и основные направления экономического развития страны, на складывающуюся в обществе политическую и идеологическую ситуацию. Кроме того, изучение предпринимательства в этом ключе необходимо еще и потому, что фигура предпринимателя как социальный тип активно участвует в динамике социокультурных изменений, формируя в социетальном масштабе специфические социальные ожидания, модели поведения, нормы и ценности. Социоструктурные процессы, идущие в современном российском обществе, сопровождаются соответствующими сдвигами в системе ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций, так что на протяжении жизни одного поколения россиян в корне меняется социальная действительность. Исследуя предпринимателя как роль и статус в структуре современного российского общества, как агента, выполняющего социально необходимые функции, как носителя и проводника определенной ценностной ориентации и идеологии, мы тем самым ближе подходим к решению основной экономико-социальной проблемы современной России: проблемы реального соотношения традиционных российских этнических социокультурных детерминант и необходимости экономического развития в сторону свободного рынка с сопутствующим ему ростом индивидуализма и прагматизма.

Более того, актуальность тематики, связанной с предпринимательством, и в частности, темы настоящего диссертационного исследования, выходит за рамки российской действительности. Этико-поведенческая проблематика применительно к предпринимательской деятельности и ее регулированию выходит в настоящее время на передний план и в современных постиндустриальных обществах запада в связи с происходящими в них глубокими духовными и институциональными переменами. Изучение этико-институциональных основ регулирования предпринимательского поведения становится магистральной перспективой социально-экономических исследований.

Степень разработанности проблемы. Исследование предпринимательства в ракурсе поведенческой мотивации является классической темой зарубежной социологии начиная с М.Вебера. Его вклад в разработку этой темы до сих пор сохраняет актуальность как в содержательном, так и в методологическом отношении. Зарубежные экономисты также уделили проблеме социальной функции, роли и историческим перспективам предпринимательства значительное внимание. Междисциплинарный характер темы исследования объединил усилия экономистов, социологов, политологов, психологов. Отметим наиболее известных авторов: А. Смит, Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, Ф. Уокер, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, П. Друкер, А. Шапиро, К. Веспер, И. Кирцнер, J1. Мизес, Г. Пиншот, Р. С. Ронстадт, Р. Хизрич, А. Хоскинг и др.

В России к феномену предпринимательства обратились в период формирования национального капитализма в конце XIX — начале XX века. Среди авторов, так или иначе затронувших в своем творчестве эту тему, следует назвать М.И.Туган-Барановского, П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. М. Федорова, В. С. Соловьева, Г. В. Вернадского, Н. А. Бердяева, П. Сорокина, С. Л. Франка. Однако Октябрьская революция и последовавшие за ней экспроприация собственности на средства производства, установление тотального государственного контроля над производством и распределением и силовое изменение социальной структуры сделали дальнейшие исследования предпринимательства неактуальными.

В настоящее время российское общество уже более десяти лет переживает возрождение частного бизнеса и предпринимательства, что вызвало к жизни волну специальных и междисциплинарных исследований по этой проблеме. Среди появившихся в этот период работ по предпринимательству можно выделить следующие направления: теоретические исследования экономических основ, функций и природы предпринимательствасравнительный анализ специфики развития предпринимательства за рубежом и в Россииизучение конкретно-экономических проблем, связанных с предпринимательствомисследование социально-правовых и экономико-правовых аспектов предпринимательства. Особую группу работ составляют публикации и диссертации, посвященные социологии предпринимательства: исследованию статусных позиций предпринимателей в современном российском обществе, их места в социальной структуре, взаимоотношений с властью и т. п.1 Среди авторов подобных работ необходимо отметить Л. Бабаеву, З. Голенкову, А. Гордеева, Ж. Грищенко, Б. Докторова, В. Добренькова, М. Зайцева, Т. Заславскую, А. Московского,.

1 См.: Блохин И. Н. Мелкое и среднее предпринимательство в социальной структуре российского общества //Автореф. дисс. канд. социол. наук. СПб., 1997; Голен-кова З.Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. № 9- Зайцев М. Ю. Социологический портрет предпринимателя как элемента социальной структуры России //Автореф. дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1996; Гордеев А. Е. Предпринимательство как социальный элемент современной российской экономики // Автореф. дисс.канд. социол. наук. Саратов, 1996; Качанов Ю. Л. Социологический казус: «социальная группа предпринимателей» // Социологические исследования. 1999, № 9- Соснин Г. И. Современное российское предпринимательстве структура и специфические особенности // Автореф. дисс. канд. социол. наук. Новочеркасск, 1999; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: (власть и бизнес). М., 1999 и др.

И.Мостовую, Т. Марченко, В. Нусратуллина, Ю. Попова, В. Радаева, Я. Рощину, Р. Рывкину, А. Цыганова, Ф.Шамхалова. Наконец, большой объем исследований и научной публицистики посвящен традиционным для России проблемам места предпринимательства в социокультурной системе нашего общества, ценностных ориентаций современных российских предпринимателей, поведенческих моделей и стереотипов, стиля жизни. В частности, эти вопросы получили глубокое освещение в работах таких авторов, как Л. Абалкин, Р. Апресян, В. Ганжин, В. Давыденко, В. Дементьев, Т. Долгопятова, Н. Дряхлов, Л. Дунаевский, Л. Душацкий, Н. Зарубина, Л. Косалс, А. Кравцова, А. Кравченко, О. Крыштановский, М. Лапуста, Ю. Левада, М. Левитан, Е. Малинин, М. Мацковский, С. Ползиков, А. Поршнев, А. Пригожин, Л. Скамай, Ю. Старостин, В. Фальцман, К. Фотеева, И. Юрченко, В. Ядов и др.

Тем не менее феномен предпринимательства представляется еще недостаточно изученным. Особый интерес вызывает изучение предпринимательского поведения, специфики его мотиваций, ценностных ориентаций современных российских предпринимателей.

Объект настоящего исследования составляет социальный слой российских предпринимателей как носитель специфических поведенческих характеристик и обладатель определенных социальных качеств.

Предметом исследования являются функциональные, статусные и социокультурные связи и отношения, возникающие вокруг предпринимателя как социального типа.

Цель исследования заключается в комплексном анализе социально-типических качеств и черт современного российского предпринимателя в функциональном, социально-структурном и мотивационно-поведенческом аспектах.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

• выделить сущностные и функциональные характеристики предпринимательства как значимого элемента экономических и социальных отношений;

• проанализировать реальное соотношение этих функциональных характеристик и определить на этой основе социальную сущность предпринимательства в современном обществе;

• выяснить место предпринимателя как статусной позиции в структуре современного российского общества;

• провести сравнительный анализ социокультурных детерминант предпринимательского поведения в западном мире и в России;

• проанализировать специфику ценностной и мотивационной ориентации предпринимательского поведения в современном российском обществе;

• рассмотреть идеологические основания формирования в российском обществе специфического социального типа предпринимателя;

• исследовать перспективы возможных изменений в мотивации и поведении предпринимателей в контексте дальнейшего социального развития.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют труды классиков экономической и социологической мысли: М. Вебера, В. Зомбарта, К. Маркса, П. Бурдье, П. Друкера, Й. Шумпетера, Р. Мертона и других. В основу исследования положены принципы структурно-функционального подхода в сочетании со сравнительно-историческим анализом, что позволяет обеспечить объективность и системный характер рассмотрения предмета. Помимо этого при изучении базисных мотивационных компонентов предпринимательского поведения использовалась концепция институциональных матриц Д. Норта.

В работе нашли широкое применение материалы периодической печати, опубликованные результаты проведенных в последние годы в различных регионах России эмпирико-социологических исследований, материалы средств массовой информации, содержание соответствующих теме нормативных актов, а также данные Краснодарского краевого комитета государственной статистики, муниципальных образований, отраслевых департаментов администрации края, управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены основные социальные функции предпринимательства как социальной группы;

— проведен анализ предпринимательства в контексте выполняемой им функции менеджмента капитала;

— выяснено место предпринимателя как статусной позиции в социальной структуре современного российского общества;

— вскрыта связь генезиса предпринимательства как элемента социальной структуры с процессами маргинализации;

— исследованы идеологические основания формирования в современном российском обществе социального типа предпринимателя, характеризующегося неразвитостью патриотической ориентации, индивидуализмом, тенденцией к криминализации;

— проведен сравнительный анализ социокультурных детерминант предпринимательского поведения в современном западном, современном российском и дореволюционном российском обществах;

— выявлена связь перспектив формирования предпринимательской этики на уровне социально-экономического порядка с процессом трансформации индустриальных обществ эпохи «модернити» в постиндустриальные — эпохи «постмодерна» .

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ социальных функций предпринимательства в аспекте инновационного характера предпринимательской деятельности базируется на абсолютизации ее социально-поведенческих характеристик и потому представляется недостаточным, требуя в качестве дополнения рассмотрения менеджмента капитала как основной социальной функции предпринимательства.

2. Исследование предпринимательской деятельности с точки зрения ее социальных функций дает возможность выделить ряд функциональных критериев предпринимательства, в который входят тип и цель деятельности, степень ее активности и регулярности, степень автономности принятия решений, соответствие установленным нормативным ограничениям.

3. Социально-структурное исследование предпринимательства как единой социальной группы в современной России затруднено размытостью стратификационных критериев, обусловленной переходным состоянием общества. Однако уже сложились основания для выделения предпринимателей в реально, а не формально существующую структурно-статусную группу, критериями принадлежности к которой являются осознанная общность интересов и стремление к их защите, владение капиталом в той или иной его форме на правах частной собственности и, следовательно, тем или иным объемом экономической власти и самостоятельное управление им в целях извлечения прибыли. При этом статусные позиции предпринимателя в современном российском обществе характеризуются высокой степенью неопределенности вне зависимости от масштабов деятельности, обусловленной общей социальной нестабильностью.

4. Становление общности предпринимателей как элемента социальной структуры осуществляется тем быстрее и успешнее, чем выше степень маргинализации населения, поскольку вхождение именно в эту статусную группу дает маргинальным элементам наиболее широкие возможности осуществления вертикальной мобильности. В обществах с жесткой традиционной статусной иерархией формирование социального слоя предпринимателей затруднено, а статус их невысок. Специфика статусной позиции «предприниматель» заключается в наличии формально неограниченных возможностей вертикальной мобильности и одновременно в неустранимой неустойчивости.

5. Современный российский предприниматель как социально-типическая фигура характеризуется специфическими поведенческими чертами, сформировавшимися под влиянием определенных социокультурных детерминант, мотивирующимися конкретными ценностными ориентациями. Эти ориентации и детерминанты должны исследоваться на основе сравнительно-исторического и системного подходов, в контексте исторического развития российского общества, особенностей менталитета и духовности россиян, влияния современной западной либеральной идеологии и следового присутствия в российском обществе ценностных стандартов и стереотипов мотивации советского периода.

6. Социально-типические черты поведения предпринимателя определяются сложным комплексом ценностно-мотивационных установок, которые можно рассматривать как базисные идеологемы предпринимательства. Будучи упрощенными выжимками западной либеральной идеологии, эти идеологемы формируют специфические ориен-тационные стереотипы. В условиях современной России такие стереотипы, накладываясь на исторические и этнопсихологические особенности российского общества, претерпевают существенные преломления и искажения, что проявляется в ряде негативных явлений, связанных с развитием предпринимательства: теневизации экономики, расцвете коррупции, нецивилизованных формах ведения бизнеса, демонстративном потреблении и т. д.

7. Возвращение к цивилизованным формам предпринимательства возможно только при условии формирования в российском обществе оптимального экономического порядка, при котором бы сочетались экономическая свобода индивидуального предпринимателя и развитая социально-правовая база предпринимательства, с одной стороны, и определенная доля государственного регулирования, социальная защита населения и протекционистские меры по отношению к отечественному производителю.

8. Рост осознания предпринимателями своей социальной ответственности и изменение на этой основе базисных поведенческих стереотипов являются безальтернативной перспективой развития общества в постиндустриальную эпоху. В этом контексте практическая этика предпринимательского поведения становится ключевым моментом дальнейшего социального развития.

9. Развитие предпринимательской этики в современном обществе, тяготеющем к постиндустриальному состоянию, предполагает формирование институциональных структур, обеспечивающих механизмы социальной реализации традиционной этики, регламентирующей индивидуальное поведение. Это означает формирование экономического порядка, институционально структурированного так, чтобы обеспечить надежную социальную организацию системы стимулирования морально адекватного поведения предпринимателей.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что обращение к проблемам предпринимательства, и в более узком смысле, к исследованию современного российского предпринимателя как сформировавшегося социального типа позволяет выявить наметившиеся тенденции социоструктурных и стратификационных изменений в обществе, сформулировать основные направления взаимодействия государственных управленческих и частных предпринимательских структур для выработки оптимальных форм экономико-социального порядка.

Положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в качестве теоретической основы для разработки учебных курсов по экономической социологии, социальному управлению, рыночной экономике и бизнесу, бизнес-курсов по подготовке и переподготовке экономических и управленческих кадров.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования, а также отдельные полученные по ходу его теоретические положения излагались в выступлениях и докладах, сделанных автором на научно-практических конференциях в Краснодаре и Майкопе (2001 г.), и содержатся в трех печатных работах общим объемом 3,6 п.л.

Диссертация обсуждалась на кафедре политологии и социологии ИППК при Ростовском государственном университете.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, список литературы из 243 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Феномен предпринимательства прочно вошел в жизнь современного российского общества и стал неотъемлемой частью окружающей нас социальной действительности. Предпринимательство как таковое оказалось эпицентром важнейших социально-структурных, социокультурных, мировоззренческих изменений, и потому вызывало и вызывает острый исследовательский интерес со стороны представителей всех социальных наук, обилие точек зрения, во многом альтернативных. Предпринятое нами исследование является одной из попыток внести некоторую ясность в это многообразие, очертив фигуру современного российского предпринимателя как сложившийся в специфических условиях устойчивый социальный тип, обладающий рядом функциональных, статусных, поведенческих характеристик.

Рассматривая предпринимательство в функциональном контексте, мы выявили наличие в литературе противоречий в понимании основной социальной функции предпринимателя. Складывающаяся современная трактовка предпринимательства, опирающаяся на представления об инновационном характере предпринимательской деятельности, хотя и способствует формированию позитивного образа предпринимателя, затушевывает и оттесняет на второй план достигнутое классической экономической социологией и рядом современных социологов понимание функции предпринимательства как управления капиталом во всех его формах от материальной до символической. Следовательно, упускается из виду существеннейший момент социального функционирования предпринимателя, состоящий в том, что он является носителем экономической власти. Инновационные характеристики предпринимательской деятельности при всей их важности остаются прежде всего поведенческими характеристиками. Понимание предпринимателя как своего рода «локомотива общественного развития в сторону всего нового и позитивного» является по сути редукцией предпринимательства как сложного социального феномена к его поведенческой, психологической стороне. Такой редукционистский подход остав]иет нераскрытыми наиболее существенные социальные характеристики предпринимательства, присущие ему как социальной группе и стратификационному слою, на основе которых можно исследовать предпринимательство в структурно-статусном разрезе.

Придерживаясь альтернативного понимания феномена предпринимательства как менеджмента капитала и реализации в том или ином объеме экономической власти, мы предложили ряд критериев выделения предпринимательства как особой социальной группы, выполняющей эту функцию в обществе.

Руководствуясь вышеперечисленными критериями, мы далее перешли к исследованию характеристик предпринимателя как статусной позиции в структуре современного общества и выяснили, что в России, стране с традиционно сильной государственной властью, статус предпринимателя невысок и по многим параметрам ниже статуса государственного чиновника, что отражает реальное соотношение экономической и политической власти. Формирование предпринимательства как социальной группы во многом базируется на стремлении маргина-лизированных элементов воспользоваться каналами вертикальной мобильности, предоставляемыми успешной предпринимательской деятельностью и сопутствующим ей обогащением, и получить хотя бы небольшой объем локальной экономической власти. Именно обширность маргинальных слоев стимулирует развитие предпринимательского поведения и положительное принятие его обществом. В современном российском обществе сформировалась реальная социальноструктурная общность предпринимателей, сознающая свои групповые интересы и стремящаяся к их защите, владеющая капиталом в различных формах на правах частной собственности и осуществляющая управление им в целях получения прибыли.

Структурно-статусные черты предпринимателя как социального типа раскрываются в его поведенческих характеристиках, что позволяет нам перейти к описанию специфики предпринимательского поведения. Здесь также должно было совместиться несколько ракурсов. С одной стороны, предпринимательское поведение — это частный вид экономического поведения и должно обладать родовыми чертами последнего, и прежде всего целерациональностью как принципиальной характеристикой поведения «Homo economicus». С другой стороны, полностью целерациональное поведение составляет характеристику идеального типа, тогда как на практике поведение людей является результатом взаимодействия накладывающихся друг на друга сознательных и бессознательных стремлений, на которые, в свою очередь, оказывают влияние исторически сложившиеся социокультурные детерминанты. Инновационность и склонность к сознательному риску составляют только одну грань реального предпринимательского поведения. Мы показываем, что в действительности существует несколько социокультурных типов предпринимательского поведения, определяемых типом экономической культуры конкретного общества, историческими условиями и традициями. Каждый народ и каждая эпоха создает свой тип предпринимателя. Психологический тип предпринимателя формируют реальные условия бизнеса в конкретной стране. На наш взгляд, нельзя расчитывать, что доминирующий в России тип предпринимателя в скором времени изменится. Такая эволюция должна происходить параллельно изменению социальной психологии народа и объективных хозяйственных условий. У этого процесса существует своя историчеекая логика. Так, дореволюционный российский предприниматель обладал поведенческими характеристиками, отличавшими его и от современного западного предпринимателя, и от современного российского. То же можно сказать о западном типе предпринимателя, имеющем конкретную совокупность поведенческих черт. Современный российский предприниматель характеризуется наличием особенностей поведения, обусловленных длительной традицией атеистического воспитания, влиянием теневизации всех экономических и социальных отношений, низким уровнем экономической и управленческой культуры.

В то же время идущие в современном мире процессы подводят нас к новому пониманию предпринимательской этики, соответствующему постиндустриальному обществу. Такое новое понимание исходит из того, что этика как регулятор поведения обладает не одним, как привыкли считать раньше, а двумя измерениями: индивидуальным и социетальным, институциональным. Институциональное измерение предпринимательской этики предполагает иной уровень возможностей социального стимулирования поведения, отвечающего требованиям морали, то есть создание таких институциональных структур в обществе, которые обеспечивали бы механизм поддержания оптимального социально-экономического порядка.

Поэтому нам представляется весьма перспективным дальнейшее исследование комплекса проблем, связанных с социально-культурной детерминацией предпринимательского поведения. В целом можно без преувеличения сказать, что в изучении феномена предпринимательства во всех его аспектах таится ключ к пониманию происходящего в настоящее время в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Система ценностей в российской экономической мысли (о книге «Русские экономисты XIX начало XX века.») // Вопросы экономики. 1998. № 9.
  2. Н.В., Тукумцев Б. Г. Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России // Социологические исследования. 2000, № 1.
  3. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: ИМЭМО, 1990.
  4. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.
  5. П.В. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности //Автореф. дисс. канд. юридич. наук. М., 1996.
  6. Американское предпринимательство в информационную эру: Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН, 1994.
  7. А.И. Предпринимательская деятельность в современных условиях. М., 1993.
  8. В.К. Основы предпринимательской деятельности. М., 1995.
  9. А.А. Фактор предпринимательства в экономике. М., 1995.
  10. Р. Г. Ценностные контраверзы предпринимательства (социологический аспект) // Общественные науки и современность 1993. № 2.
  11. П.Архипов А., Баталкин Г. Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование, налогообложение // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  12. В.А. Как стать бизнесменом. М., 1994.
  13. Бабаева J1.B. Российские и американские женщины-предприниматели // Социологические исследования. 1998. № 8.
  14. Л.В., Чирикова А. Е. Российская элита: опыт социологического анализа. (4.11. Лидеры бизнеса о себе и об обществе). М., 1996.
  15. С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999, № 9.
  16. С.Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян //Социологические исследования. 2001. № 1.
  17. С.Ю. «Предпринимательские призывы»: от «старой гвардии» до «новобранцев» //Социологические исследования. 2000, № 3.
  18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
  19. Р.С. Предпринимательство в системе экономических отношений. Саратов, 1994.
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под. ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.
  21. И. Введения и основания нравственности и законодательства. М., 1991.
  22. Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса" // Социологические исследования. 2000, № 3.
  23. З.И. Предпринимательство в российской экономике. СПб., 1995.
  24. И.Н. Мелкое и среднее предпринимательство в социальной структуре российского общества //Автореф. дисс. канд. социол. наук. СПб., 1997.
  25. М.В. Становление этоса делового успеха в современном российском предпринимательстве /Автореф.дисс.канд.социол.наук. Тюмень 1997.
  26. В.А. Социально-экономические факторы типологии предпринимателей. СПб., 1993.
  27. Бухвальд Е, Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. 1999, № 12.
  28. М. Протестанская этика и дух капитализма //Избранные произведения. М., 1990.
  29. В.Л. Юридическая психология. 3-изд. — СПб., 2000.
  30. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  31. П. Предприниматель: его функция и общественно-политическая ответственность. Минск: Лит.-изд. агентство «Эр и дан», 1992.
  32. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8.
  33. В.В. Социально-психологический анализ формирования рыночного экономического мышления /Автореф. дисс.канд. псих.наук. М., 1994.
  34. В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования. 1999, № 1.
  35. Л., Сафронов Н. Менеджмент в России не защищает интересы акционеров // НГ ПОЛИТЭКОНОМИЯ № 6, 3 апреля 2001. С. 7.
  36. Ю.Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология. Курс лекций. Ростов н/Д, 1999.
  37. Г азизуллин Ф. Р. Предпринимательский потенциал трудового коллектива в условиях становления рыночных отношений. Уфа, 1993.
  38. Н. Институт банкротства: о новом этапе становления// Российский экономический журнал. 2000. № 8.
  39. Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995.
  40. Гацалов 3. К. Малое предпринимательство и его инфраструктурное обеспечение в регионе. М., 1998.
  41. . Дорога в будущее. М., 1998.
  42. Г. К. Предприниматель. М., 1992.- 43. Глазьев С. О правительственном плане действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 года // Российский экономический журнал, 2000. № 8.
  43. Н.Н. Индивидуально-психологические особенности предпринимателей // Автореф. дисс. канд. псих.наук. М.1998.
  44. А.Е. Предпринимательство как социальный элемент современной российской экономики //Автореф. дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1996.
  45. Государственное регулирование рыночной экономикой /Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М., 1998.
  46. З.Т., Игитханян Е. Д. Средние слои в современной России // Социологические исследования. 1998, № 1.
  47. З.Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. № 9.
  48. М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России II Социологические исследования. 2000, № 3.
  49. М.П. Предприниматель в современной экономике // Общество и экономика. 1993, № 4.
  50. Дж. мл., О’Делл К. Американский менеджемент на пороге XXI в. М., 1991.
  51. J 52. Грищенко Ж. М., Новикова Л. Г. Социальный портрет предпринимателя // Социологические исследования. 1992, № 10.
  52. С.В., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 1999, № 5.
  53. С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. М., 1994.
  54. П. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. М., 1992.
  55. П.Ф. Нововведения и предпринимательство // Проблемы управления экономикой. Вып.23 Предпринимательство в про-мышленно развитых странах. М.: ИНИОН, 1992.
  56. В. А. Дряхлов Н.И. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы //Социологические исследования. 1996. № I.
  57. В.А. Предпринимательское поведение как объект социального управления: теоретико-методологические аспекты. /Автореф. докт. социол.наук. М., 1996.
  58. В.А. Экстремальные ситуации в системе трудовых отношений. //Дисс.канд. социол. наук. М., 1992.
  59. Л.П., Данилов А. И., Тютюкина Е. Б. Предпринимательство и бизнес. М., 1996.
  60. Г. М. Управление малым инновационным бизнесом: подсистема анализа (на примере социологических исследований в США).// Автореф.дисс.канд.социол.наук. М., 1994.
  61. В. Финансово-промышленные группы в российской экономике //Российский экономический журнал, 1999, «4° 1,2,3,4, 5,6.
  62. Динамика ценностей реформируемой России. М., 1996.
  63. В.И., Кравченко А. И. Социология: В Зт. Т.2: Социальная структура и стратификация. М., 2000.
  64. В.И., Кравченко А. И. Социология: В Зт. Т. З: Социальные институты и процессы. М., 2000.
  65. М., Д. Пеласси. Сравнительная политическая социология. М., 1994.
  66. Т. Российские предприятия в переходной экономике. Экономические проблемы и поведение. М., 1995.
  67. Н.И., Давыденко В. А., Юрченко И. Н. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты // Социологические исследования, 1997. № 11.
  68. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования. 1999, № 7.
  69. Л. Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социологические исследования. 1998. № 1.
  70. Евдокимова-Динелло Н. П. Капитал и российские банкиры // Социологические исследования. 2000, № 2.
  71. Н. Н. Борсученко Э.Н. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев, 1992.
  72. Железняков Н. А. Экономическое поведение населения России в период становления рыночных отношений. //Автореф. дисс. канд. социол.наук. М., 1996.
  73. А.Л. Предприниматель. Государство. Обыватель. («Круглый стол») // Деловой мир. 1992. 25 января.
  74. Ю.В. Типология предпринимателей: социологический аспект. //Автореф.дисс.канд.экон.наук. СПб., 1996.
  75. В.И. Реформы в России 1985−1995. М., 1997.
  76. Зомбарт В.Пролетариат. Современный капитализм. М. 1994.
  77. В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного человека. М., 1994.
  78. М.Ю. Социологический портрет предпринимателя как элемента социальной структуры России. //Автореф. дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1996.
  79. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М. 1998.
  80. Т. И. Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. v 86. Заславская Т. Н. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал 1995.№ 3.
  81. Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  82. А. Бизнес и политика в посткоммунистической России // Бизнес и политика, 1996, 31.
  83. Т.В. Приватизация и развитие российского предпринимательства. Ростов н/Д, 1995.
  84. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
  85. В.Ф. Бизнес и политические партии в России: аспекты взаимодействия // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5.
  86. . Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). М., 1991.
  87. Как работают японские предприятия / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  88. Капцов А. И. Предпринимательство как объект социологического изучения. //Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1996.
  89. О.А. Предпринимательский риск: правовые вопросы //Автореф.дисс. канд. юридич. наук. М., 1996.
  90. Ю.Л. Социологический казус: «социальная группа предпринимателей // Социологические исследования. 1999, № 9.
  91. Качество жизни и благосостояние. М., 1997.
  92. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1991.
  93. П. Этика капитализма. СПб.: Эк. школа, 1996.
  94. А.И. Коллективная собственность и коллективное предпринимательство. М., 1993.
  95. Д.Ю., Кочеткова А. В. Современное предпринимательство. М., 1997.
  96. Н.А. Философия бизнеса. Новосибирск, 1992.
  97. Косяева Т, Ю. Проблемы формирования социального слоя предпринимателей //Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. Материалы конференции. Красноярск, 1995. С. 112−114.
  98. Т.Ю. Формирование социального слоя предпринимателей: институционно-динамический аспект // Автореф.дисс. канд.социол.наук. Новосибирск, 1997.
  99. А.П. Предпринимательская культура в современном российском обществе: социологические аспекты // Дисс. канд.социол.наук. Саратов, 1999.
  100. Краснодарский край в цифрах (1990−2000 гг.). Краснодар, 2000.
  101. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М., 1992.
  102. J 110. Кувалдин Д. Экономический кризис 90-х: реакция предприятий // Российский экономический журнал, 2000, № 8.
  103. Кузнецова-Касимова Н. В. Социальная роль малого и среднего бизнеса в формировании рынка труда // Автореф. дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1997.
  104. В.П. Классическая социология. М., 2000.
  105. О. Государство остается крупнейшим собственником // Известия. 9 апреля 1997.
  106. X. Социальная рыночная экономика. М., 1996.
  107. Н.Ю. Формирование современной российской элиты. М.: ИНИОН, 1995.
  108. А. Экономическая реформа и ее цена, М., 1994
  109. М.И. Предпринимательство сквозь призму гражданского общества. М., 1993.
  110. М.И. Социально-психологические аспекты предпринимательства. М., 1993.
  111. Лексин В, Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие: региональные программы в новейшей реформаци-онной ситуации // Российский экономический журнал, 2000, № 8.
  112. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1.
  113. Е.Д. О социальной ответственности предпринимателей // ЭКО. 2000. № 11.
  114. Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России // ЭКО. 2000. № 10.
  115. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. М., 1995.
  116. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М., 1996.
  117. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности. М., 1993.
  118. Малое предпринимательство в кризисном обществе (круглый стол) // Социологические исследования. 1999, № 7.
  119. К. Капитал. Т. З // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25. 4.1.
  120. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль, 1996.
  121. А. Малые пассионарии // Эксперт, 1999, № 20.v 130. May В. Российские экономический реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. 1999, № 11,12.
  122. Г. Б. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации. М., 1995.
  123. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.
  124. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мега-тенденции: Год 2000. М., 1992.
  125. Ю.О. национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики. 1997. № 9.
  126. А. Предпринимательство в России: истоки и этапы до 1992 г. // Вопросы экономики. 1999, № 12.
  127. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  128. Основы предпринимательства. 3-е изд. Ростов н/Д, 1999.
  129. НЛ. Свободное предпринимательство в России: социология становления. СПб., 1998.
  130. Ю.В., Мисько О. И. Введение в бизнес. Л., 1991. у 150. Перевалов Ю., Баваргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях //Вопросы экономики. 2000. № 5.
  131. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. 1995, № 2.
  132. А. Экономическая теория благосостояния. М., 1991.
  133. А.Е. Предпринимательство: опыт, проблемы. М., 1995. ь 154. Позняков В. П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. 1992. № 4−5.
  134. С.Д. Проблемы предпринимательства в истории западной индустриальной социологии. М., 1994.
  135. С.Д. Процессы в среде предпринимателей. Вып.5., М., 1994. Российское предпринимательство: социологический портрет. Вып.7. М., 1994.
  136. П.Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательства. СПб., 1995.
  137. Политика и экономика в современной России: конфликт на перепутье (круглый стол) // Социологические исследования. 2000, № 2.
  138. Предприниматель: экономико-психологический профиль (круглый стол «Психологического журнала») // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 42−53.
  139. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М. Г. Лапусты. М., 2000.
  140. Предпринимательство. Истоки, проблемы, перспективы / Под ред. Муравьева А. И. СПб., 1994.
  141. Предпринимательство в конце XX века М., 1992.
  142. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М., 1997.
  143. Предпринимательство. Сущность, директивы, перспективы. М., 1992.
  144. О.П. Бизнес-элита в структуре современной российской политики. //Автореф. дисс. канд. социол. наук. Саратов, 1998.
  145. В. Начало предпринимательства на Руси Предпринимательство // 1997. № 1,2.
  146. Г. С. Регулирование занятости и безработицы как функция социального управления / Автореф.дисс.докт.социол.наук. М., 1997.
  147. Психология предпринимательской деятельности. М., 1995.
  148. В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999, № 6.
  149. В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 1998.
  150. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования 1997. № 6.
  151. С. Малиновые пиджаки или все о новых русских. М., 1997.
  152. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества. М., 1995.
  153. Российское предпринимательство: опыт социологического анализа /Под ред. Лапина Н. М., 1993.1175. Рощин С. К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологический журнал, 1995. № 1.
  154. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3.
  155. Русская философия собственности. СПб., 1993.
  156. Р. Проблемы рыночной трансформации //Вопросы экономики. 1997. № 5.
  157. Р.В. Теневизация российского общества: причины и последствия // Социологические исследования. 2000. № 12.
  158. Р. Этика предпринимательства. М., 1992.
  159. В.Г. Российское предпринимательство: социально-философский аспект. М., 1994.
  160. В.И. Предпринимательская среда в оценке предпринимателей // 1999. № 7.
  161. Самойлов Е. В. Предприниматели как социально-структурная общность / Автореф. дисс. канд.социол.наук. Ростов н/Д, 1998.
  162. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.
  163. С. Введение в бизнес. СПб., 1993.
  164. А. Духовные основы русского предпринимательства// Предпринимательство. 1997.
  165. И.Н. Современное предпринимательство как субъект изменения социальной реальности /Автореф. дисс. канд.филос.наук. Ростов н/Д, 2000.
  166. С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1999, № 2.
  167. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  168. Н. Социология экономической жизни // Американская социология. Перспективы, проблемы, хметоды. М., 1972.
  169. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования, 1994. № 2.
  170. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования 1994. № 1.
  171. Соколова Н, Быченко Н. Экономический анализ в корпоративных объединениях: контуры концептуальной модели // Российский экономический журнал. 2000, № 8.
  172. П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  173. Ю.В. Введение в этику предпринимательства. Владимир, 1994.
  174. Современное отечественное предпринимательство. М., 1996.
  175. Современные направления малого и среднего предпринимательства в России // Материалы науч.-прак. Конференции. М., 1996.
  176. Социальные реформы в России: теория и практика. М., 1996. вып2.3
  177. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования. 1993, № 3.
  178. Социальный статус и защита предпринимательства в России //Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1995.
  179. П. Историческое введение в политэкономию. М., 1991.
  180. И., Хайт И., Яковлева Е. Новый бизнес в Росссии. Известия. 1997. 20.21,22 мая.
  181. Е.А. Правовые основы предпринимательской деятельности. М., 1993.
  182. Э.Р. Предпринимательство: история, стратегия развития. Казань, 1994.
  183. К. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М.: СП «Московский бизнес», 1990.
  184. Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобалъности // Социологические исследования. 2000, № 3.
  185. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Автореф. дис. доктор, социолог. наук. М., 2000.
  186. Тоёхиро Коно. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987. v 209. Трансформация мировой экономики и Россия // Свободная мысль. 1996. № 5.
  187. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1997.
  188. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1991.
  189. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя //Автореф. дисс. канд. психол.наук. М., 1993.
  190. В. Росийское предпринимательство с позиции христианской морали // Вопросы экономики. 2000, J4q 8.
  191. Р. Микроэкономика и поведение. М., 1993.
  192. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12.
  193. Ф. Дорога к рабству. М., 1993.
  194. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. М., 1996.
  195. М.В. Социокультурные предпосылки и ценностные ориентации в деятельности предпринимателя и в управлении персоналом фирмы/Автореф.дисс. канд.социол.наук. М., 1997.
  196. Хаджи Муратов А. А. Предпринимательство: сущность и основные компоненты. СПб., 1995.
  197. С.М. Этика бизнеса. М., 1992.
  198. В., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство/Общ. ред. В. С. Загашвили. М.: Прогресс, 1991.
  199. Ф. Социальные пределы развития экономики. М., 1996.
  200. А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  201. С.И. Роль образования в становлении российского предпринимательства/Автореф.дисс. канд.филос.наук. М., 1997.
  202. Чаплыгина С. М Правовое положение индивидуального предпринимателя /Автореф.дисс.канд.юридич.наук. СПб., 1997.
  203. Е.Ф. Предприимчивость как фактор обновления общества. Л.: Лениздат, 1991.
  204. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России. т 11, 1993. № 1.
  205. Е. Банки в финансово-промышленных группах: настоящее и перспективы //Российский экономический журнал, 1999, № 7
  206. Г. П. Предприниматель: кто он? М., 1992.
  207. Е.М. Становление российского предпринимательства / Автореф.дисс.канд.социол.наук. Тюмень 1996.
  208. А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997.
  209. Чой ву Ик. Становление предпринимательства как субъекта социально-политической жизни России /Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1997.
  210. Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес). М&bdquo- 1999.
  211. Г. Н. История предпринимательства и коммерции в России. Волгоград, 1996.
  212. О.И., Фигатнер Ю. Ю. Старые и новые хозяева России (от властных отношений к собственническим \ Мир России. 1992, № 1, том 1.
  213. X. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Т1. № 2.
  214. Штомпка П Социология социальных изменений. М., 1996.
  215. Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982.
  216. И.Н. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства Автореф.дисс. канд. филос. наук. М., 1997.
  217. В.М. Конструктивное предпринимательство. М., 1994.
  218. Casson М. The Entrepreneur: An Economic Theory. Oxford, Martin Roberts, 1982.
  219. Improve your business: handbook /Ed.by Dickson D.E.N.-Geneva: Intern. Labour office, 1986-IX, 129p.
  220. Martinelli A. Enterpreneurship and Management / Smelser N., Swedberg R. (eds.). The Handbook of Economic Sociology-Priceton: Priceton University Press, 1994. C. 476−502.
Заполнить форму текущей работой