Типология проблемных регионов
Процент охвата населения отражает глубину региональных проблем в соответствующей стране в контексте ЕС в целом. В отношении критериев выбора районов, которым оказывается поддержка, необходимо отметить следующее: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург и Соединенное Королевство, в которых выделяются отдельные проблемные регионы с населением от 30 до 40% от общей численности… Читать ещё >
Типология проблемных регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Центральным вопросом при разработке региональной политики является определение проблемных регионов, которым необходимо оказывать помощь и куда следует направлять средства в рамках региональных программ развития. При выборе таких районов страны — члены ЕС должны обеспечить их соответствие как внутренним критериям, так и получить одобрение Директората по политике рыночных отношений в странах ЕС. Особое внимание уделяется следующим условиям:
- o методология определения района должна быть ясной и объективной, что позволит комиссии указанного Директората оценить ее качества;
- o используемые показатели должны быть объективными, существенными и полученными из надежных статистических источников;
- o политика должна осуществляться в отношении соответствующих целостных территориальных единиц.
С точки зрения масштабов региональной политики страны ЕС можно разделить на следующие шесть больших групп:
- 1) Греция, Ирландия и Португалия, в которых региональные проблемы рассредоточены по всем странам и где вся страна может рассчитывать на поддержку ЕС в той или иной степени;
- 2) Испания и Италия, где население проблемных районов составляет от 45 до 55% от общей численности населения;
- 3) Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург и Соединенное Королевство, в которых выделяются отдельные проблемные регионы с населением от 30 до 40% от общей численности населения стран;
- 4) Дания, Нидерланды и Швеция, в которых сравнительно ограниченные регионы с численностью населения от 13 до 15% населения проживает в указанных регионах;
- 5) новые государства — члены ЕС (Кипр, Мальта, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия), отличающиеся уровнем развития факторов производства на уровне, приближенном к уровню наименее развитых стран «ядра» ЕС (ее 15 членов), в частности к Португалии и Греции. В этих странах в «проблемных» регионах сконцентрировано от 30 до 50% населения;
- 6) новые государства — члены ЕС (Польша, Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Румыния). В этой группе стран на «проблемные» регионы приходится от 50 до 80% населения.
Процент охвата населения отражает глубину региональных проблем в соответствующей стране в контексте ЕС в целом. В отношении критериев выбора районов, которым оказывается поддержка, необходимо отметить следующее:
- o показатели, используемые в странах ЕС, группируются в рамках шести крупных категорий: уровень безработицы, ВВП надушу населения, структура промышленности, перспективы экономического развития, демографические показатели и местоположение;
- o в таких странах, как Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды и Соединенное Королевство, существенное внимание при выборе регионов традиционно уделяется фактору безработицы;
- o в отличие от них, в менее развитых странах ЕС больший акцент делается на ВВП на душу населения (частично в силу того, что статистические показатели безработицы в этих странах могут оказаться недостаточно достоверными в связи с неполной занятостью и высоким уровнем миграции населения);
- o остальные критерии играют меньшую роль в системе определения регионов, хотя такие понятия, как удаленность от рынков сбыта, состояние на рынке труда и климатические условия, являются весьма существенными для Скандинавских стран;
- o Европейская комиссия ООН играет также важную роль в определении районов оказания помощи и самой организации помощи региональному развитию. В частности, ЕК задолго до присоединения новых 12 стран — членов ЕС вела исследование этих стран, а также финансировала целый ряд интеграционных проектов, связанных с их вступлением в ЕС: научные разработки проблем, в частности, по вопросам институтов и их реформирования, изучение отсталых регионов (в особенности в Польше, Румынии и Болгарии) и т. д.