Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное взаимодействие как фактор формирования личности политического лидера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о политическом лидерстве, т. е. о лидерстве на уровне больших социальных групп, только начинает привлекать внимание представителей различных отраслей знания. Есть отдельные попытки рассмотреть феномен руководства крупных корпораций. В западной же литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА КАК СУБЪЕКТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
    • 1. 1. Информационные основы политической власти
    • 1. 2. Информационная деятельность личности в публичной политике
    • 1. 3. Формирование личности политического лидера
  • ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
    • 2. 1. Политический лидер как субъект и объект информационного взаимодействия
    • 2. 2. Имидж политического лидера как результат социального инфовзаимодействия
    • 2. 3. Имиджевые характеристики личностей исторических и современных политических лидеров (коммуникативный аспект)

Информационное взаимодействие как фактор формирования личности политического лидера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема власти и лидерства — одна из центральных в политологии. Внимание к ней обусловлено актуальностью обустройства российского общества, теоретической, и практической значимостью в вопросах принятия политического решения. При рассмотрении власти как особого типа сложного социального взаимодействия, особую актуальность приобретают вопросы информационного аспекта власти, роли личности в политике, политического лидерства.

Процессы информатизации и медиатизации в глобальных масштабах стимулируют скачкообразность экономического и научно-технического развития и чреваты изменением всей системы коммуникации, человеческого общения и привычных форм жизнедеятельности. В таких условиях на первое место выходит проблема властвования. Утрата системности в мировоззрении граждан ведет к тому, что процесс делегирования ими собственной воли властвующим структурам постоянно усложняется.

Человек, который определен руководить и управлять массами, оказывается в постоянно изменяющемся социальном пространстве. Политические решения и поведение властвующего человека определяются множеством факторов и взаимодействием огромного числа переменных, из которых только две детерминированы генами и воспитанием. Исключительную роль в формировании политического лидера приобретает фактор социального информационного взаимодействия.

Именно в процессе информационного взаимодействия осуществляется формирование личности. Сложный процесс развития личности, формирование характерных человеческих качеств обусловлены диалектическим взаимодействием социальной среды, биологических факторов и воспитания. Наиболее важным, определяющим, внешним фактором развития личности является влияние социальной среды.

Процесс формирования личности политического лидера — это обретение ею определенной завершенности, законченности, которая массами воспринимается как личность, подходящая на социальную роль лидера. Исследование информационного взаимодействия как фактора формирования политического лидера позволит не только уточнить сущностные черты личности лидера, но и выявить механизмы её формирования, с помощью которых общество получает лидера, адекватного потребностям масс, отвечающего запросам времени и политической реальности.

Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи работы предполагали исследование феномена политической власти и политического лидера в контексте информационного взаимодействия. В диссертационном исследовании были использованы научные идеи и концепции политологии, социологии, социальной психологии, социальной философии, культурологии.

Отечественные представители исследования политической власти В. Н Амелин, М. М. Бахтин, К. С. Гаджиев, И. Н. Гомеров, Г. А. Дегтярев, В. В. Ильин, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, А. С. Панарин, А. И. Соловьев. Среди зарубежных — Б. Барнс, Н. Луман, О. Тоффлер, С. Холмс, Ж-Л. Шабо и др.

Современные российские политологи, обобщая зарубежный и отечественный опыт в подходах к этому феномену, на наш взгляд, высказывают большое количество очень ценных для мировой науки идей.

Работы В. Н. Амелина, Г. А. Белова, И. Н. Гомерова,.

А. Г. Здравомыслова, В. В. Ильина, Б. И. Краснова и др. имеют принципиальное значение при рассмотрении вопросов, связанных с проблемой властных отношений. Среди зарубежных исследователей мы выделяем Никлоса Лумана. В своем анализе власти автор впервые предлагает своеобразную трактовку власти как средства социальной коммуникации.

Значительное место в исследованиях о власти уделено проблеме политических коммуникаций властных субъектов вообще, и личности политического лидера в частности. Значительный вклад в объяснение данной проблемы внесли такие исследователи, как В. Ю. Бореев, М. Вебер, Е. Н. Минченко, Г. Г. Почепцов.

Лидерство — одно из проявлений власти. Отличительное свойство политической деятельности — право выбирать руководителя, который ее осуществляет. Обязательное условие лидерства — обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба — от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но лидер имеет социальную, психологическую и эмоциональную поддержку в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Эта поддержка обеспечивается в том числе и информационными факторами.

Совершенно ясно, что принятое в социально-политических науках понимание лидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено не столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько идеологическими и политическими заказами, запретами недавнего прошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, что руководители партии и государства — не лидеры.

Вопрос о политическом лидерстве, т. е. о лидерстве на уровне больших социальных групп, только начинает привлекать внимание представителей различных отраслей знания. Есть отдельные попытки рассмотреть феномен руководства крупных корпораций. В западной же литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах. Заслуживает внимание классификация типов политического лидерства, предложенная Ж.Блонделем. Широко применяют на практике образы лидерства введенные М. Г. Херманном. Популярно исследование, проделанное А. Н. Леонтьевым, в котором, в соответствии с его деятельностным подходом, главными детерминантами процесса лидерства были цели и задачи группы, определявшие, кто станет лидером и какой стиль лидерства окажется наиболее эффективным. Этот подход очень близок к нашему, информационному, по которому первоосновой анализа лидерства является потребность вообще, и информационная потребность в частности.

Среди российских исследователей в изучении вопросов теории личности, теории коммуникации и роли в ней информационного взаимодействия мы отмечаем Г. М. Андрееву, В. Ю. Борева, В. 3. Коган, А. В. Коваленко, Б. Д. Парыгина, Е. В. Руденского, А. Г. Спиркина. Среди зарубежных — это такие специалисты, как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, Ф. Ницше, К. Роджерс, Б. Ф. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон. Нам оказалась максимально полезна социокультурная теория личности Карен Хорни.

Преобладание исследований западных специалистов оправдано тем, что в советский период исследования феномена личности проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и в русле проблематики малых групп. Обращений же к теме личности политического лидера и механизма ее формирования весьма мало и глубина подобных исследования незначительна.

Личность, как социализированный человек, связана с такими категориями, как формирование, развитие, воспитание, социализация. Форма в науке рассматривается как способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением, поэтому понятие «формирование» отражает процесс становления конкретной формы. В данном исследовании понятие «формирование личности» нами рассматривается как единство объективных и субъективных факторов и условий становления и развития личности человека, прежде всего в процессе политической деятельности. Эта деятельность личности включает в себя отношение человека к политике, к другому человеку (людям, обществу) и отношение к самому себе.

Становление личности есть результат формирования и самоформирования, взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий. Понятие «развитие» рассматривается нами как необратимый, направленный, закономерно изменяющийся процесс движения от простого к высшему, который осуществляется в реальное время и с определенной целью.

Понятие «воспитание» в социологии связывается с деятельностью социальных институтов и личности, с выработкой у человека определенного представления об окружающем мире. Тесно связанной с воспитанием оказывается и такая категория, как «социализация» — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей — категория, которая нас далее будет интересовать в более узком смысле как «политическая социализация». Наибольший научный вклад в дело изучения политической социализации внесли такие исследователи, как М. Е. Дурнов, В. И. Жернов, В. Е. Кемеров, Н. А. Теплова, А. Е. Хренов, которые считают, что политическая социализация — это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, процесс освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Исследование политической социализации и ее особенностей для разных возрастных групп провел Е. Б. Шестопал. Максимально полезным в нашей работе оказалось исследование политической социализации в контексте информационных процессов, выполненное А. С. Панариным. Им выявлено, что политическая социализация личности связана с трудовой, политической, общественной и познавательной деятельностью человека. Интеграция знаний политических теорий, умение их применять, формирование политических убеждений и осуществление практической деятельности обеспечивает формирование черт личности.

Главным в политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, его информированность о целях и методах проводимой политики. Проявлением результатов политической социализации личности можно в какой-то мере считать появление феномена политического лидерства. В процессе политической деятельности — лидер замечается массами.

Имидж политического лидера — это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия личности лидера на социум, в результате информационного взаимодействия политического лидера и масс. Этот образ создается и самими лидерами, и специальными структурами, и средствами массовой информации. Мы попытались исследовать не только информационные пики — всплески скандалов вокруг лидера или сообщения о нахождении лидера в эпицентре политических событий, а также и нарастающий эффект от мелких и не очень броских сообщений, оценок, отзывов о лидере, его интервью по менее значимым вопросам. Нами выдвинута гипотеза, что именно мощный, постоянный информационный поток — главное оружие в конкурентной борьбе в сфере политики, а значит и в претензии на обладание властью и лидерство.

Среди исследователей феномена имиджа мы называем Е. Абашкину, И. В. Волкова, В. В. Клименко, Л. Т. Сафразьяна, М. Спиллейна, A.M. Цуладзе которые предложили методики исследования имиджа политических лидеров. Мы согласны с их мнением, что на формирование лидера оказывают влияние буквально все факты, события, обстоятельства, имеющие отношения к лидеру. Однако, анализируя ряд других исследований, например Е. Н. Минченко, Г. Г. Почепцова, мы приходим к выводу, что все многообразие феноменов, из которых складывается имидж политического лидера, подвержено влиянию субъективизма.

В качестве прикладного материала нами использованы результаты выборов политических руководителей некоторых регионов России, и по личностным характеристикам, и аналитическим запискам о ходе избирательных компаний составлены имиджевые характеристики. Сравнительный анализ дал убедительные результаты того, что лидером региона становится обладатель самого привлекательного имиджа. Информационные компоненты успеха выявлены во всех случаях. Значительное влияние на результат оказывает коммуникативная культура лидеров. Приводятся примеры по Новосибирской области, делается попытка прогнозирования будущих политических компаний, предлагается социокультурная модель будущего политического лидера.

При рассмотрении информационных аспектов имиджа лидера особо ценными оказались идеи и концепции В. 3. Когана, А. М. Тулеева, позволившие рассматривать личность лидера как результат сложнейшего социального взаимодействия, и в первую очередь, информационного взаимодействия. Такие информационные аспекты, как коммуникация, символ, знак, текст, код, информационный поток, циркуляция информации, информационный барьер, миф, слух и т. д. широко применялись в работах таких авторов как А. А. Братко, Н. Винер, В. 3. Коган, А. Н. Кочергин, Ю. М. Лотман, Н. Луман, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др.

При любой форме государственного устройства на роль лидера выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии данного общества. От лидера зависит очень многое, но, разумеется, далеко не всё. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его «вынесли» на уровень главы государства. Общество все больше становится информационным. В основу наших рассуждений положены научные идеи и концепции таких исследователей этого достаточно нового феномена, как Т. П. Ворониной, А. А. Зиновьева.

Политическое поведение людей в информационном обществе определяется плюрализмом мнений и интересов. Это поведение больше не является прямым выражением классовой принадлежности. Политические партии информационного общества не апеллируют больше к какому-то одному классу, они пытаются обращаться ко всему обществу.

Многие вопросы человечества уже приобрели глобальный характер и непосредственно касаются жизненных, а, следовательно, и политических интересов всех людей. Классовая обособленность, социальная отчужденность постепенно заменяется синергетическим сознанием, когда каждый человек осознает себя частичкой целого организма и старается внести вклад в решение общечеловеческих проблем. Вопросы глобализации в политической сфере поднимают такие авторы, как А. С. Панарин, А. П. Паршев, А. Н. Райков, А. Г. Спиркин и др. Особенно оказалась полезной новая «постклассовая» теория А. С. Панарина, которая значительно приближает нас к пониманию политической реальности информационного общества. Ему удается в качестве признака деления на классы поставить информационное неравенство, различную степень доступа к знаниям, к производству, передаче и потреблению информации, к тому же ещё и различного качества. Таким образом, автор прогнозирует, что, оставаясь формально классово-структурированным, информационное общество характеризуется фактически бесклассовой политикой.

Объединение граждан информационного общества в политические партии происходит не на классовой основе, не в зависимости от их социального положения, а на основе политической программы. Политическую программу предлагает личность или группа авторитетов.

Сила власти многократно возрастает за счет единого кода коммуникаций. Вся деятельность личности контролируется. В свою очередь и власть личности возрастает. Она может более эффективно и в большем объеме следить за действиями своего правительства. Электронная демократия — как модификация «прямой демократии» античных веков управляет политикой.

В информационном обществе политические институты и политические процессы подвергаются радикальной трансформации. Социально-классовые мотивы поведения людей, их политического объединения сменяются глобальными интересами общества и индивидуальными целями самореализации личности через потребности. Нам предоставляется возможность очертить горизонты будущего политического пространства и определить в нем модель лидера будущего.

В обществе будущего все граждане непосредственно участвуют в каждом из этапов политического действия — от политического объединения до реализации политических программ: значительно увеличиваются возможности контроля граждан за деятельностью своих правительствобостряется проблема неприкосновенности личной жизниполитическая деятельность в скрытой форме исключенамногократно возрастает роль политического лидера, с определенным набором личностных качеств, как ядра политической системы.

Представленный анализ литературы показывает недостаточную разработанность проблем лидера больших социальных групп, лидера планетарного типа, роли информационного взаимодействия как тотально-ключевого фактора формирования личности политического лидера. Установлено, что часть литературы имеет узко специальное применение в имиджмейкерских конторах и носит, еще до недавнего времени, характер методических пособий для политических технологов, которые в силу коммерческого интереса не были заинтересованы в широком доступе к полученным знаниям. Среди диссертационных работ нам удалось обнаружить только узкопрофильные исследования, как, например: «СМИ как фактор формирования личности», что подтверждает перспективность исследования данного направления в науке.

Объект исследования: — политический лидер как субъект власти. Предмет исследования: — формирование личности политического лидера в информационном взаимодействии.

Цель исследования: обосновать роль информационного взаимодействия как основного фактора формирования личности политического лидера.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

S Выявить информационную природу власти как сложного социального взаимодействия;

S Рассмотреть коммуникативные аспекты деятельности личности в публичной политике;

S Создать информационную модель личности политического лидера;

S Определить сущностную роль информационного взаимодействия в формировании личности политического лидера и его имиджа. Теоретико-методологическая база исследования. Методологическая конструкция исследовательской работы обусловлена тем, что многомерная модель взаимодействий личности политического лидера не позволяет остановиться только на традиционном методе теоретического познания. Это определило то, что в теоретико-методологическую базу нашего исследования вошли положения, разрабатываемые в рамках политологии, социологии, а также системная концепция информационных процессов. Методологически важными для диссертационного исследования стали положения, развитые в информологии.

В рамках информационного подхода сложилось представление о сущности природы власти и личности политического лидера, суть которой заключается в том, что власть и личность политического лидера — это сложные социальные взаимодействия, имеющие, скорее всего информационную природу.

Продуктивными и полезными оказались такие понятия информологии, как «информационное взаимодействие», «синхронные и диахронные процессы» в их дискретно-непрерывном единстве, введенные В. 3. Коганом. Такие понятия как «коммуникативная культура», «коммуникативный потенциал личности», введенные и развитые до практического применения Е. В. Руденским, обеспечивают терминологический аппарат проделанной работы и значительно усиливают её.

Сложность объекта и предмета исследования, определенная дистанциро-ванность и малодоступность, определили необходимость использования наряду с социо-информационным подходом достижения других гуманитарных наук, что определило интегративный характер исследования.

Наиболее важными в методологическом и методическом плане оказались работы А. Г. Адлера, В. Н. Амелина, Г. М. Андреевой, В. Ю. Бореева, А. А. Братко, М. Вебера, И. Н. Гомерова, А. А. Дегтярева, Э. Дюркгейма, А. Г. Здавомыслова, В. В. Ильина, В. 3. Когана, А. В. Коваленко, А. Миндела, Е. Н. Минченко, А. С. Панарина, А. В. Петровского, Г. Г. Почепцова, Е. В. Руденского, А. М. Тулеева, А. Д. Урсула, Ю. А. Шрейдера.

Эмпирическая база исследования: включает в себя результаты контент анализа журналов «Власть» за 1998;2003 годы, сравнительного анализа политических документов, экспертного опроса политических лидеров регионального уровня, бесед с действующими депутатами Государственной Думы, областного и городского Советов, результаты анализа 1550 письменных работ студентов по курсу «Политология» за 1998;2003 учебные годы.

Научная новизна работы. К важным элементам содержания диссертации, доказывающим ее новизну и практическую значимость, относятся положения:

1. Власть раскрывается как сложное социальное взаимодействие, имеющее информационную природу. Политическая власть функционирует как информационная система. Существование и развитие власти обеспечивают усложняющиеся и модифицируемые политические коммуникации.

2. Предпринята попытка доказательства того, что вопрос о власти всегда присутствует в политической коммуникации. Информационное взаимодействие субъектов борьбы за политическую власть это важный политический ресурс. Тип политической деятельности и характер информационного взаимодействия субъектов власти взаимосвязаны.

3. Показано, что информационное взаимодействие влияет на формирование личности политического лидера. Сильное информационное взаимодействие формирует личность политического лидера адекватную потребностям электората. Слабое информационное взаимодействие формирует личность политического лидера не адекватную потребностям масс.

4. Выявлено, что в политическом коммуникативном процессе имидж политического лидера можно изменять. Значительную роль в этом играет информационная потребность участников политического процесса. Создание позитивного имиджа требует от участников информационного взаимодействия диалоговой формы общения, наличия между властью и обществом все большего числа каналов обратной связи и эффективных средств обмена информацией. Имидж обеспечивает политическому лидеру власть и социальную мобильность.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Исследование может рассматриваться в качестве основы для дальнейшего теоретического осмысления проблемы власти и личности политического лидера как феноменов, имеющих информационную природу. Полученные результаты и методики могут быть использованы в политической деятельности.

Анализ обусловленности формирования личности политического лидера в ходе информационного взаимодействия позволит действующей власти своевременно эффективнее корректировать имидж лидера, прогнозировать информационные запросы масс и заблаговременно готовить смену политического лидера. Результаты исследования могут и дальше использоваться в преподавании курсов «Политология», «Социология», «Социология массовой коммуникации», а также при чтении спецкурсов «Социальная технология общения», «Социо-технология политического общения».

Апробация работы. Материалы диссертации использовались при чтении курса «Политология» в Сибирском государственном университете телекоммуникации и информатики. Имиджевые характеристики, составленные с учетом информационных факторов, применялись при анализе кандидатур на выборах главы Администрации Новосибирской области. (1999/2000, 2003 г.).

Основные положения диссертационного исследования были представлены на XXIX научно-методической конференции «Формы, методы и средства формирования социальной активности студентов в процессе обучения в вузе» (Новосибирск, 1988), Международной научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1998), Четвертой научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 1998), Российской научно-методической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1999), XL научно-методической конференции «Проблемы современного высшего образования» (Новосибирск, 1999), Научно-практической конференции «Технологическое образование на пороге третьего тысячелетия» (Новосибирск, 1999), Республиканской научной конференции «Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование» (Кемерово, 1999), XLI научно-методической конференции «Роль образования в социальном и экономическом развитии общества» (Новосибирск,.

2000), Российской научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 2000), XXII Уральских социологических чтениях «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2000), XLII научно-методической конференции «Проблемы повышения качества образования в современном техническом вузе» (Новосибирск, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Творчество. Личность.» (Екатеринбург, 2001), XLIII научно-методической конференции «Основы и сущность междисциплинарной организации образования» (Новосибирск, 2002), Международной научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск,.

2002), в сборнике научных статей «Общество и коммуникация» (Новосибирск,.

2003), в методических указаниях «Политология» по темам «Власть», «Имидж политического лидера» (Новосибирск, 2003), «Политические структуры и институты в глобальных информационных сетях» (Новосибирск, 2003), Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании» (Новосибирск, 2003).

Основное содержание диссертации отражено в 12 публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация включает в себя введение, 2 главы, состоящие из б параграфов, заключение, список литературы из 257 наименований, приложение. Содержание работы изложено на 172 страницах машинописного текста.

Заключение

.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что власть, как сложное социальное взаимодействие, ведет себя, как информационная система, которая порождается другой информационной системой — системой более высокого порядка — общением, и эти системы, изменяясь, эволюционируя, развиваясь, порождают свои собственные элементы — системы более низкого порядка. Таким образом власть представляет собой целостное множество взаимодействующих посредством информационного обмена друг с другом элементов, относительно независимых, отделённых друг от друга и одновременно зависимых, нераздельных друг от друга, объединенных друг с другом.

Проявление любой формы власти детерминировано мотивами и целями, предметом, средствами и результатами деятельности участников этого сложного социального взаимодействия. Поскольку деятельность и отношения людей представляют собой политическую систему, то очевидно, политическую власть можно представить как систему особых действий, высказываний и психических актов людей, а также их отношений друг с другом, как систему, порождающую или возбуждающую специфические, то есть властные, политические процессы.

Центральная фигура, главный элемент политической власти как системы это сам человек, является при этом так же сложной системой. Публичная власть — это есть открытая для общества и государства, народа и нации власть, действующая от имени всего общества. Будучи публичной, представленной обществу политическая власть наполнена и обозначена особого рода символами. Многие процедуры деятельности ее субъектов символичны (коронации, инаугурации, посвящения, выборы, конкурсы, отборы, жребии). Восприятие субъекта власти происходит тоже через символы. Одними из таких символов являются: во-первых, имидж политической властиво-вторых, имидж политического лидера через имидж личности или коллектива. Политическая жизнь, деятельность, система действий, высказываний, и отношения субъектов власти делится на два плана: реальный и идеальный, который идеализирован, символичен, воображаем, придуман, мифичен, а иногда даже ложен. Определенная часть реального плана политической жизни скрыта от публики. Только незначительная часть реального плана доступна и демонстрируется обществу. Идеальный же план, напротив, большей частью открыт публике, специально конструируется, формируется под определенные цели и «показывается» с учетом особенностей информационного воздействия на массы. Соотношения реального и идеального плана, играет первостепенную роль во время избирательных компаний или во время смены одной власти на другую власть, или во время смены одного политического лидера другим.

В основе любой информации лежит какое-либо знание, которое лишь в процессе инфогенеза становится информацией. Знание, производимое в обществе, условно разделяют на две группы: «знание-дескрипцию» и «знание-прескрипцию» Если первое описывает предметы и явления, выполняя тем самым познавательную функцию, то второе предписывает, каким образом с данными предметами и явлениями обращаться, как действовать в той или иной ситуации, что обуславливает выполнение знанием регулятивной функции. Согласно вышеизложенному представлению власти как социального взаимодействия — содержанием власти может стать и первый, и второй типы знания.

Поскольку информационный подход ассимилировал многие достижения семиотики, в его рамках можно рассматривать социальную информацию как упорядоченную совокупность знаков, как текст, а само информационное взаимодействие — как набор операций над текстами. Поэтому так велика роль текстов генерируемых властью (Законы, Указы, Постановления, предписания, заявления, инструкции, распоряжения, записки, приказы, и т. п.).

Властные должности в государстве и в политических партиях открыты для их замещения определенной частью граждан государства и членами этих политических организаций в силу их исключительных лидерских, духовных качеств. Публичность власти предоставляет, иногда единственно возможный в данном обществе шанс, контрсубъекту и субъекту власти поменяться ролями.

Одной из наиболее существенных предпосылок возникновения власти является наличие в обществе индивидов, каждый из которых является своеобразным: 1) приёмником и, следовательно, аккумулятором, 2) носителем и, следовательно, хранителем, 3) пользователем и, следовательно, преобразователем, 4) передатчиком (транслятором) определенных (антропных) форм вещества, энергии и информации, — потенциал которых у каждого из этих индивидов различный, что и является источником властвования одних и подчинения других.

Индивидов можно различать по их месту (положению) во властно-управленческих отношениях, когда одни из них являются субъектами власти, а другие — контрсубъектами или подчиненными. Они различаются по приоритету в доступе к значимой информации, которая служит первичным источником будущего богатства, силы, превосходства и социального статуса. Они могут дифференцироваться по их местоположению в системе лидерских отношений, когда одни из них занимают в ней место (положение) ведущего, или лидера, тогда как другие — место (положение) ведомого, последователя, приверженца.

Общество, как гиперустойчивое, гипердолгосрочное объединение производит, хранит и использует определенную информацию, которая составляет его информационную сферу, или инфосферу, исходный материал и результат духовно-психической деятельности его членов. Однако решающим и определяющим элементом любого общества являются человеческие индивиды — личности, образуемые ими общности, объединения и организации (народы, классы, партии, кланы, секты, касты, группировки, группы, семьи, пары), находящиеся в определенных отношениях друг с другом и образующие социальную сферу.

Политический лидер является исключительным индивидом-личностью. С одной стороны — это просто человек во всей своей всесторонности, полноте и целостности, как естественно-природное, социальное, духовно-психическое, экономически, юридически равноправное со всеми, с другой стороны, — лидер, как личность и гражданин, обособлен политически, иногда экономически и юридически. Личность политического лидера — это гиперсложное, информа-ционноактивное образование как часть и элемент политической системы общества. Формирование личности политического лидера происходит под воздействием факторов, обусловленных внутренними силами и воздействием внешней среды и воспитания. Формирование — это становление человека как социального существа, совершенствование его в процессе жизни.

Информационное взаимодействие, как фактор формирования личности политического лидера, проявляется в рамках информационного подхода, который не только описывает место и роль информационного взаимодействия в социальных системах, но и дает полную схему анализа структуры информационного взаимодействия на основе состояния информации и характера реализации субъектно-объектных отношений участников инфопроцессов.

Лидерство должно рассматриваться как фактор, постоянно играющий позитивную роль в развивающемся обществе. Поэтому должны быть предприняты усилия, чтобы обеспечить лидерам выполнение роли, что включает в себя, в первую очередь, точное определение наиболее необходимых личностных качеств, механизма их формирования и наиболее эффективной институциональной поддержки. «Требуется выявление механизмов, с помощью которых энергия лидеров может быть наилучшим образом использована на благо человечества, нужно не столько строить дамбы или другие защитные сооружения, сколько находить методы и направления, с помощью которых ум, эмоции, все ллг личностные качества лидеров могут быть с выгодой использованы». Сохраняется важность институциональных механизмов, но, во-первых, они нуждаются в реалистической оценке и, во-вторых, их не следовало бы использовать для блокирования действий лидеровони должны служить наиболее эффективному использованию ресурсов лидеров в их воздействии на общество.

Отбор лидеров основывается на признании необходимости определенных качеств — интеллекта, энергии, решительности, умении работать с подчинен.

205 Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. // Пер. с англ. Г. М. Квашнина. М.: Российская академия, 1992. -С.-131. ными и общаться с населением. Следовательно, крайне важны более глубокие знания этих качеств, но не вообще, а применительно к конкретным ситуациям. Мы нуждаемся в понимании механизма формирования личностных качеств, которые наиболее соответствуют требованиям данного лидерства. Институциональные механизмы поддерживают, а в ряде случаев направляют активность лидера, но ее источник — сам лидер. Именно через углубленное познание такой характерной черты, как информационная активность, можно приблизиться к «идеальному типу» позитивного политического лидера, который нужен современному обществу.

Информационное взаимодействие, как существенный фактор формирования личности политического лидера, проявляется в рамках информационного подхода. Сильное информационное взаимодействие с мощными, разветвленными инфопотоками формирует личность «идеального» политического лидера, трансформирующего характер политической жизни, адекватного потребности масс. Среднее информационное взаимодействие, с неразветвленными инфопотоками формирует личность «реального» политического лидера («менеджера», управляющего рычагами власти, но не обладающего тем воздействием, которым он должен бы обладать), только частично соответствующего общественной потребности. Слабое информационное взаимодействие с преобладанием инфопотоков в одну сторону формирует личность «формального» политического лидера, неспособного влиять на ход политической жизни, неадекватного потребностям общества. Управление информационным взаимодействием, как фактором формирования личности политического лидера позволит политическому лидеру эффективнее использовать свою власть, а общество получит в его лице власть адекватную своим инфопотребностям.

Формирование лидерства и оценка его влияния невозможны без детального изучения как «наклонностей» лидеров, так и характеристик среды. «Вот почему совершенно нереалистично считать, что влияние лидеров либо „грандиозно“, либо „отсутствует“. Так же нереалистично полагать, что лидер один может определить политику и что его политика (с ее результатами) есть целиком продукт среды. Даже поверхностное наблюдение показывает, что лидеры меняются в той степени, в какой они влияют на общество» 206. Наша попытка заметить информационное взаимодействие как фактор влияющий на формирование личности лидер еще с трудом поддается оценке в общем, но несомненно появятся и более точные измерения, поскольку возможен сравнительный анализ вклада лидеров в общество, а именно — инфоцелей, которые они преследуют, будучи у власти.

Нам удалось рассмотреть, то, что лидеры и среда связаны социальным информационным взаимодействием, поэтому оценивать следует способность лидера, при данных требованиях руководимого им общества, изменить в той или иной степени характер инфопотребностей, информационных потоков, структуры политической коммуникации, ускоряя или замедляя этим движение мнений в обществе. «Также важно выявлять институциональные механизмы, которые „оркеструют“ потенциальное влияние лидеров, помогая преобразовывать цели в политические шаги, улучшая связь лидера с населением и обратно».

Разумеется, выявление информационных аспектов феномена власти и информационных факторов развития и формирования личности политического лидера не разрешит всех проблем понимания этих сложных социально-политических феноменов. Однако уже то, что общество на пути к своей очередной стадии — информационной — в последнее время ставит вопрос о глубинном понимании процессов объединения государств в Евросоюз, в СНГ, в Союз России и Белоруссии, о возможном развитии человечества в рамках единой государственно-политической планетарной системы, о необходимости понимания и регулирования процесса подготовки союзного, межгосударственного, а в перспективе и планетарного политического лидера, вселяет надежду на прогрессивное развитие этого общества.

206 Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. // Пер. с англ. Г. М. Квашнина. М.: Российская академия, 1992. -С.-134.

207 Блондель Ж.-С.-135. '.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Отв. Ред. Е. В. Егорова Гантман — М.: О-во «Знание» России, 1994. — 264 с.
  2. А. Г. Понять природу человека.— С.-П.: Академический проект, 1997.—256 с.
  3. В.Н. Власть как общественное явление. // Социально-политические науки.— 1991. № 2.— С. 3 — 15.
  4. В.Н., Анохин М. Г., Ахременко А. С. и др. Технологии в политике и политическом управлении.— М.: РАГС, 2000.— 301 с.
  5. Э. М. О системной методологии социально-политической трансформации. // Общая и прикладная политология / под ред. В. И. Жукова и др.—М.: МГСУ Союз, 1997.— 992 е.— С. 738 — 751.
  6. А. Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования.— Красноярск, 1986.— 177 с.
  7. В. И. Символика в познавательном и идеологическом процессе.— Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1991.— 124 с.
  8. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 303 с.
  9. С. А., Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / Н. Н. Чебоксаров // Расы и народы.— М.: Наука, 1972, — № 2, — С. 8 — 30.
  10. С. С., Баранов В. М., Горохов В. М. и др. Власть и общественность: социальные аспекты взаимодействия.— Нижний Новгород: Ниж. Полиграф., 1997 — 147 с.
  11. Р. Крушение установки // Техника молодежи.— 1994.—№ 3.— С. 12.
  12. БарнсВ. Природа власти. // Вестн. Московск. Ун-та. Сер. 12, Соц.- полит. Исслед. -М., 1982. № 4. -С.81−88.
  13. Г. А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества. //Вестник МГУ.— Сер.— 12.— № 1.— 1997. -С.23 32.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. / Пер. Руткевич.— М.: Моск. филос. ф. и др., 1995.—323 с.
  15. БердяевН. А. О человеке, его свободе и духовности // Избр. труды.— М.:МПСИ, 1999.—312 с.
  16. Н. А. Смысл истории.— М.: Мысль, 1990.— 176 с.
  17. Бечлосс Майкл Р. Кеннеди против Хрущева: годы кризиса 1960−1963.— Лондон: Фабер, 1991—С. 183 —186.
  18. С.В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления.: Автореф. дис.. канд. полит, наук.— Кемерово.: Кемеровский гос. ун-т, 1997.— 22 с.
  19. . Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия, 1992. — 135с.
  20. Е.В. Информационно-коммуникативные технологии как инструменты выработки и реализации политических решений в современной России.: Автореф. дис.. канд. полит, наук.— М.: РАГС, 2002.-24с.
  21. БожовичЛ. И Проблемы формирования личности.— М: МПСИ, 1997.—352 с.
  22. Е. А. Культура политических выборов: Политологический анализ.— Новосибирск.: НГАУ, 1995.— 245 с.
  23. В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация.— М.: Наука, 1986.—304 с.
  24. Броган Хью Джон Кеннеди. / Пер. с англ.— Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997 — 384 с.
  25. Ю. П. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие.— М.: Международный независимый эколого-политический ун-т (МНЭПУ), 1995.—112 с.
  26. О.А. Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа власти: (Политический анализ): Автореф. дис.. канд. полит, наук.— М., 2002.— 22 с.
  27. . Б. Информация и личность // Вестник МГУ.— Сер. 7.— 1991.— № 1— С. 13 — 21.
  28. Бэлфор Себастьян. Кастро.— Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.— 320с.
  29. Н. П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение.— Иркутск.: ИГУ, 1990.— 296 с.
  30. Вебер Макс Избранное. Образ общества. / Пер с нем. М. И. Левина и др.— М.: Юрист, 1994.— 702 с.
  31. Вебер Макс Избранные произведения: / Пер с нем. сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова.— М.: Прогресс, 1990.— 805 с.
  32. М. Политика как призвание и профессия: Фрагменты // Диалог. М., 1993. № 5/6. -С.36 — 38.
  33. А. Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность.— 1993.— № 4.— С. 55 — 69.
  34. В.Ю., Ясменко М. К. Информационно-культурный адап-циогенез: антропологическое измерение.— Ростов-на-Дону.: Сев.-кавк. научный центр высш. шк., 2001.— 95 с.
  35. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе.— СПб.: Михайлов, 2001.— 252 с.
  36. Взаимосвязь формирования личности и коллектива: Сб. статей /Под. ред. А. П. Шпона.— Рига.: Латвийский гос. ун-т, 1989.— 206 с.
  37. К. Интернет. Кесарю — кесарево. // Власть.— 2002.— Июль.— № 26.— 72 е.— С. 66 — 67.
  38. К. Граждане Ладонии и беженцы Ломара // Власть.— 2002.—№ 15— 16.— С. 57.
  39. М. В. Энтропия и информация.— М.: Наука, 1980.—192 с.
  40. Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы.—М.: ЦАГИ, 1995 — 112 с.
  41. К.С. Заметки о перспективах российской государственности. (Национально территориальный аспект) // Вопросы философии.— 1994. № 9.— С. 3 — 23.
  42. К.С. Политическая философия.— М.: Экономика, 1999.— 606 с.
  43. . А. Философские и социальные проблемы информатики.— М.: Наука, 1983.— 110 с.
  44. И.Н. Власть как общественное явление. 4.1.— Новосибирск., Сиб. кадровый центр, 1994.— 53 с.
  45. И. Н. Государство и государственная власть.— М.: ЮКЭА, 2002.— 832 с.
  46. В. Б. Философская сущность информационного подхода: Автореф. Дис. .д-ра филос. наук.— Тверь Москва, 2001.— 38 с.
  47. А. Воры и грабители. Теория преступлений. // Лидеры преступных группировок.— СПб.: Политехника, 1997.— 246 с.— С. 153 — 160.
  48. А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. // Полис.— 1996.— № 3.— С. 108 — 120.
  49. В. В. Информационно-аналитическая работа: Учебное пособие.— Новосибирск.: НГАЭиУ, 1999.— 111 с.
  50. А. А. Введение в информационный анализ систем.— Л.: J ИМ, 1988.—52 с.
  51. А.В., Латымов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация,—М.: РОССПЭН, 1997 — 199 с.
  52. Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. // Государство и право.— 1994.— № 7.
  53. В. С., Смирнова Л. А. Политология: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.—124 с.
  54. . И. От Монтескье до наших дней. // Диалог.— 1993.— № 2. -С. 48−53.
  55. М. Е., Жернов В. И. Социализация и формирование статуса личности // Вестник Челябинского университета.— Сер.5 Педагогика и психология.— 1999.— № 1.— 124 с.
  56. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. Пер с фр. Гофмана А. Б. — М.: Канон, 1995. 232 с.
  57. ЖелтовВ.В. Политическая социология. Очерки теории и истории.— Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1997.— 121 с.
  58. В. В. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность (социологические этюды). /Л. Л. Шпак.— Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1997.— 340 с.
  59. В. В. Социология политики: Политическое господство.— Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1996.— 179 с.
  60. А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие.— 3-е изд.— М.: Аспект Пресс, 1996.— 318 с.
  61. А. А. Можно выработать высокий уровень культуры с помощью новых средств информации — Интернета, видео, кино // Персона.— 2001.—№ 8 —С. 11
  62. А. А. На пути к сверхобществу.— М.: Центрполи-граф, 2000. 638 с.
  63. В. Н. Российский федерализм: что дальше? // Социс: Соц. Исслед. -М., 1998. -№ 1. С. 81 — 87.
  64. В. Н. Социальные технологии в современном мире.— М.: Славянский диалог, 1996.— 335 с.
  65. В.В., Панарин А. С., и др. / под ред. В. В. Ильина Политическая антропология (Теоретическая политология: мир России и Россия в мире).— М.: МГУ, 1995.— 254 с.
  66. В. В. И др. Философия власти./Под ред. В. В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1993.-271 с.
  67. М. В., Коваль Б. И. Личность в политике: «Кто играет короля?». // Политические исследования.—1991.—№ 6.— С. 127 —138.
  68. Р. Г. Средства массовой информации как фактор формирования личности. // Информационная культура личности. Международный сборник.—Краснодар, 1996.— 490 е.— С. 60 — 61.
  69. М. С. Системный подход и гуманитарное знание.— Л.: Ле-нингр. гос. ун-т, 1991.— 384 с.
  70. Канетти, Элиас Масса и власть / Пер. с нем.— М.: Manginem, 1997.— 527 с.
  71. Ю. М. Информатизация и управление научно-техническим прогрессом / Г. И. Калитич.— Киев, 1988.— 22 с.
  72. М. К. К феноменологии власти. Психологические модели авторитаризма: Грозный — Сталин — Гитлер. // Осмыслить культ Сталина.— М., 1989.—486 с.
  73. Е. И. Социально-политический миф в контексте инфовзаимодействия // Проблемы инфовзаимодействия. Международный научный сборник. /Сост. и ред. В. 3. Коган.— Новосибирск, 1993.— С. 84 — 96.
  74. Карлофф, Бенгт, Седерберг, Сен. Вызов лидеров / Пер. с швед.— М.: Дело, 1996.—351 с.
  75. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. / Пер. с англ.— Центр Русская тройка, Комета, 1989.— 77 с.
  76. Э. Техника современных политических мифов. // Вестник Московского Университета.— Сер. 7. Философия.— 1990.— № 2.— С. 139.
  77. Н.Н. Развитие инфопотребности фактор формирования активности личности в образовательном процессе // Основы и сущность междисциплинарной организации образования. Тезисы докладов. — Новосибирск. СибГУТИ, 2002. 89 с. — С.76.
  78. Г. Дипломатия / Пер. с англ.— М.: Ладомир, 1997.—848 с.
  79. В.З. Качество информации в политическом процессе // Политологические очерки в зеркале информологии. Учебное пособие. Вып. 3. / Сост. Е. И. Карев / Под ред. В. З. Когана. Новосибирск.: СибГУТИ, 1999. — С.5 — 23.
  80. В.З., Батурина Т. Г. Информация как метасредство политической деятельности // Информатика и проблемы телекоммуникаций. Международная научно-техническая конференция. Материалы конференции. Новосибирск.: СибГУТИ, 2001.- 287 с. — С.171.
  81. В. 3. Демон информации в современном мире (к методологии информологического подхода). В ритме закона пульсации. // НТИ.— Сер. 1.— № 5.-1998.— С.1−11.
  82. В.З. Информационное взаимодействие (опыт анализа субъ-ектно-объектных отношений). Томск.: изд во Томского университета, 1980. — 194 с.
  83. В. 3. Информационное взаимодействие в координатах времени. «Инфоцепь» и «инфодерево» // Проблемы информационного взаимодействия. Международный научный сборник.— Новосибирск, 1993.—С. 98 — 105.
  84. В.З. Теория информационного взаимодействия. Философ-ско-социологические очерки. — Новосибирск: Изд во Новосибирского университета, 1991.— 317 с.
  85. Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова / Авторский коллектив В. С. Агеев и др.— JL: Лениздат, 1987.— 144 с.
  86. В. П. Социология коммуникации.— М., 1997.— 302 с.
  87. А. Борис Ельцин: от рассвета до заката.— М.: Интер-бук, 1997.—479 с.
  88. Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире.— Новосибирск: Наука. Сибирское соглашение, 1990,—224 с.
  89. А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков.— М.: Московский гос. ун-т, 1974.— 215 с.
  90. .И. Теория власти и властных отношений. // Социально-политический журнал.— 1994.— № 8.— С. 40 — 50.
  91. В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).— Мн.: Харвест, 1999.— 448 с.
  92. Е.В. Лидер и лидерство: исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли.— Архангельск.: Помор, международ, пед. ун-т им. М. В. Ломоносова., 1996.— 254 с.
  93. Н. А. О развитии фундаментальных исследований по информационному взаимодействию в природе и обществе. // НТИ.— Сер. 2. Ин-форм. Процессы и системы.— 1998.— № 8.— С. 2.
  94. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е.— М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  95. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.-С.40—74.
  96. В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война.— М.: Академия социальных наук, 2000.— 297 с.
  97. Личность, общество и власть в истории России: Системный компаративный анализ: третья международная конференция. Материалы.— М., 1998—385 с.
  98. ЛобасВ. Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления.— Киев.: Вища школа, 1980.— 232 с.
  99. Н. Что такое личность? // Вопросы философии.— 1998.— № 2. С. 54 — 64.
  100. А. Ф. Личность и абсолют.— М.: Мысль, 1999.— 719 с.
  101. А. Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику.— М.: Наука, 1990.—272 с.
  102. Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 3. Статьи по истории русской культуры. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры.— Таллинн: Александра, 1993.— 480 с.
  103. Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 3.— Таллинн: Александра, 1993.— С. 326 —344.
  104. ЛукашевА. В., Пониделко А. В. «Черный PR» как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера.— СПб.: Бизнес-пресса, 2001.— 176 с.
  105. Н. Власть/Пер. с нем.— М.: Праксис, 2001.— 256 с.
  106. Н. Государь.— М.: Классическая мысль: ACT, 2001.—704 с.
  107. МаколиМ. Становление новой Российской государственности: Опыт прогноза // Полис.— 1993.— № 3. С. 36 — 46.
  108. В. А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру.— М.: Знание, 1986.— 63 с.
  109. Н.И., Манько А. В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2001.-511 с.
  110. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность.— М.: Наука Физматлит, 1997.— 192 с.
  111. Мелик-Гайказян И. В. Информация и самоорганизация: Методологический анализ.— Томск.: Изд-во ТПУ, 1995.— 180 с.
  112. Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния.: Автореф. дис.. д-ра. полит, наук. — СПб.: С-Петербургский университет, 1998.— 60 с.
  113. М. А. Информационная стабильность как фактор управления конфликтом. // Социологические исследования.— 1994.— № 3.— С. 125 — 126.
  114. Ю. Легитимность как понятие. // Власть.— 1996.— № 4.— С. 77 80.
  115. И. С. Информационное общество: проблемы становления и развития (философский анализ): Автореф. дис.. д-ра филос. наук.— М., 1997.— 48 с.
  116. А. Лидер как мастер единоборства / Пер. с англ.— М.: Институт психологии РАН, 1993.— Ч. 1.— 88 с.
  117. Е. Н. Как стать и остаться губернатором.— Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001.— 478 с.
  118. Д. А. Политическая символика между идеологией и рекламой // Полис.— 1999.—№ 1— С. 168 — 174.
  119. М.Д. Политическое лидерство в современной России: сущность, особенности, портреты лидеров.: Автореф. дис.. канд. полит. наук.— М.: Моск. гос. откр. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова, 2001.— 26 с.
  120. Н. Н. Человек и ионосфера.— М.: Молодая гвардия, 1990 — 352 с.
  121. Н. Н. Генерал де Голль.— М.: Международные отношения, 1972.—496 с.
  122. Н. А., Шрейдер Ю. А. Информация и фасцинация в непрямой коммуникации // НТИ.— Сер. 2. Информационные процессы и системы.— 1997.—№ 8 —С. 1 —4.
  123. Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М.: Приор, 2000. — 1104 с.
  124. В. С. Феноменология развития и бытия личности.— М.: МПСИ, 1999.— 640с.
  125. МысинН. В. Теория социального управления.— СПб., Сев. Зап. акад. гос служб. 1998. 349 с.
  126. Л. Б. «Паблик рилейшнз». Кому это нужно?— М.: Экономика, 1993.-223 с.
  127. НергешЯ. Поле битвы — стол переговоров / Пер. с венг.— М.: Международные отношения, 1989.— 260 с.
  128. А. В. Философия информации // НТИ.— Сер. 1.— 2000.— № 2 — С. 1—9.
  129. Ф. Воля к власти.— М.: ТОО Транспорт, 1995.— 301 с.
  130. НожинЕ. А. Диалогизация монолога. // Слово лектора.— 1988.— № 2 -С. 39.
  131. НорденА. Некоронованные властители.— М.: Прогресс, 1978.—227 с.
  132. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Дегуманизация искусства и др. работы. Сборник.— М.: Радуга, 1991.— С. 40 — 228.
  133. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?— М.: Наука, 1991. -405 с.
  134. Г. В. и др. Перестройка и радикальные реформы: десять лет спустя. // Социально-политический журнал.— 1996.— № 1.— С. 170 — 184.
  135. ПанаринА. С. Философия политики.— М.: Новая школа, 1996.—424 с.
  136. В. Следите за правой рукой. // Власть.— 2002.— № 14(467).—С. 18 — 23.
  137. В. Ф. Информационные аспекты политической социализации личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная конференция. Тезисы докладов.— Краснодар Новороссийск.— 11 — 14 сентября 1996 г.— С. 56 — 57.
  138. Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории.— М.: Мысль, 1972. 198 с.
  139. М. К. Язык, знак, культура.— М.: Наука, 1991.— 328 с.
  140. А. В. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1983.—224 с.
  141. А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии.— 1982.— № 3.
  142. Н.П., Сокол С. Политическое лидерство. 4.1 Теоретические и методологические основы исследования.— М.: Рос. АН, Институт кадровой политики и социального управления, 1992.— 90 с.
  143. В.А. Политическая мысль и политическое действие.— М.: АН СССР. Институт философии, 1987 — 102 с.
  144. Политическая культура. / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г. В. Каменская и др.— М.: Интерпракс, 1994.— 352 с.
  145. Политическая социология / Отв. ред. Г. П. Сопов.— Ростов-на-Дону, 1997.—640 с.
  146. Политическая социология: Курс лекций / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Ж. Т. Тощенко.— М.: Луч, 1993.— 340 с.
  147. Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. / Межвузовский сборник. Ред. В. Г. Ревуненко.—Л.: ЛГУ, 1983.— 121 с.
  148. ПопперК. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона /Пер. с англ.— М.: Феникс, 1992.— 448 с.
  149. Г. Г. Имиджелогия. 2-е изд. испр и допол. М.: РЕФЛ-БУК, ВАКЛЕР, 2001. — 698с.
  150. Г. Г. Имиджелогия.— М.: РЕФЛ-БУК, ВАКЛЕР, 2000.766с.
  151. Г. Г. Как становятся президентами.— Киев: Знания, 1999.—380 с.
  152. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Изд. 2-е.— М.: РЕФЛ-БУК, ВАКЛЕР, 2000. -622 с.
  153. Г. Г. Теория коммуникаций. Теория и практика коммуникаций (от речей президентов до переговоров с террористами).— М.: Центр, 1998,-352 с.
  154. Проблемы инфовзаимодействия. Международный научный сборник. / Под ред. В. 3. Когана.— Новосибирск: Сибирский кадровый центр, 1993,—257 с.
  155. А. А. Иного не дано: судьбы перестройки- вглядываясь в прошлое- возвращение к будущему.— М.: Прогресс, Мн.: Беларусь, 1988.— 671 с.
  156. Г. В. Власть как социальный институт. // Социально-политический журнал.— 1995.— № 2. С. 84 — 97.
  157. В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация.— М.: Аспект-Прсесс, 1996.-318 с.
  158. А. Н. Информационные факторы устойчивого управления социально-политическими ситуациями // НТИ.— 1995.— № 2.— С. 1 — 2.
  159. Роббинс Кейт. Черчилль. / Пер. с англ.— Ростов-на-Дону: Феникс- М.: Зевс, 1997 —320 с.
  160. Р. Своя разведка. Способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность. Практическое пособие.— Мн.: Харвест, 1998.— 368 с.
  161. С. П. Информационная война.— М.: Радио и связь, 1998.—415 с.
  162. Е. В. Социальная психология: Курс лекций.— М.: ИН-ФРА-М, 2000 — 224 с.
  163. Руководство и лидерство: Сборник научн. трудов под ред. Б.Д. Па-рыгина.—Л., 1973.- 143 с.
  164. О. Ю. Человек в политике: пути самореализации / Под ред. В. Б. Устьянцева.— Саратов: Изд-во Саратовского ун-та., 1995.— 195 с.
  165. С чего начинается личность. / Сборник под общ. ред. Р. И. Косолапова.— 2-е изд.— М.: Политиздат, 1984. 360 с.
  166. Н. И. Личность и её взаимодействие с социальной средой / АН СССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе.— Тбилиси: Мецниере-ба, 1989.— 204 с.
  167. Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность.— 1993.— № 5.— С. 92 — 102.
  168. Т.Н. Закон, власть, политика. Государственный и местный уровни / В. А. Гневко.— СПб., 1998.— 255 с.
  169. . Ф. Ступени эволюции интеллекта.— Л.: Наука, — 1986.—192 с.
  170. А. Философия и психология власти. // Свободная мысль.— 1995 —№ 12.—С. 3 — 14.
  171. В. Б. Новые информационные технологии и политика. // Общая и прикладная политология / Под ред. В. И. Жукова и др.— М.: МГСУ Союз, 1997 — 992 е.— С. 752 — 759
  172. СиренкоВ. Ф. Интересы — власть — управление.— Киев.: Наук, думка, 1991. 156 с.
  173. В. П. Франция: Страна, люди, традиции.— М.: Мысль, 1988.—286 с.
  174. Г. JI. В.И. Ленин и проблемы типизации личности // Вопросы философии.— 1969.— № 10. С. 3 — 15.
  175. П. В. Мозг и творчество //Вопросы философии.— 1992.— № 11.—С. 3 — 24.
  176. В. В. Информационное воздействие в современном мире: Социально-психологический аспект.— Новосибирск: НГУ, СибАГС, 1999.— 166 с.
  177. Н. Грядет кибернетическая революция. // Комок.— 2000.— 28.06.—№ 25.—С. 11.
  178. Р. И, Матц У., Спиридонова В. М. и др. Технология власти (фило-софско-политический анализ) // Отв. ред. Р. И. Соколова.— М.: РАН. Ин-т философии, 1995,—163 с.
  179. B.C. Избранные произведения. (Выдающиеся мыслители).— Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.— 542 с.
  180. П.В. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис. .канд. психол. наук.— М.: Институт молодежи, 1992.— 24 с.
  181. П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права, в обществ. отношений. / Пер с англ. В. В. Сонова.— СПб.: РХТИ, 2000.— 1054 с.
  182. П. А. Система социологии. Т. 1.— М.: Наука, 1993.—447 с.
  183. П. А. Человек. Цивилизация. Общество.— М.: Политиздат, 1992.— 543 с.
  184. Е.С. Коммуникативная компетентность как фактор современного политического процесса в России: Автореф. дис. .канд. полит, наук.— М., 2002.— 24 с.
  185. СпиллейнМ. Создайте свой имидж: Руководство для женщин. / Пер. с англ. Аигиной Е. — М.: Олма пресс, 1996. — 149 с.
  186. СпиллейнМ. Создайте свой имидж: Руководство для мужчин. / Пер. с англ. Аигиной Е. — М.: Олма пресс, 1996. — 166 с.
  187. JI. А. Социальная символика России. // Социологические исследования.— 1998 —№ 7.— С. 90 — 100.
  188. В. В. Самосознание личности.— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.—286 с.
  189. СухотинА. К. О некоторых барьерах в структуре взаимодействия // Проблемы инфовзаимодействия. Международный научный сборник. /Сост. и ред. В. 3. Коган, — Новосибирск, 1993 — С. 39 — 54.
  190. Р. Сталин: Путь к власти. 1879 — 1929. История и личность. / Пер с англ. / Общ. Ред Лельчук B.C. — М.: Прогресс, 1990. 479 с.
  191. В. Психологический портрет Владимира Путина.— СПб.: Б & К., 2000.— 63 с.
  192. Тейлор Вильям. Лидер будущего. // Искусство управления.—2000.—№ 2, — С.89−91.
  193. С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции.— М.- Воронеж: МПСИ НПО МОДЭК, 2001.—112 с.
  194. Теории личности в западноевропейской и американской психологии / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский.— Самара.: Бахрах, 1996. 479 с.
  195. Токвилль Алексис де. Демократия в Америке. / Пер с фр.— М.: Прогресс, 1992 — 560 с.
  196. В. Д. Вожди в законе: Очерки физиологии власти.— М.: Права человека, 1996.— 352 с.
  197. Траудль Юнге. Адольф Гитлер // Комсомольская правда.— 1998.— 23 января.
  198. В. П. Информация и чудо. // Начала.— 1994.— № 2 — 4.— С. 213 —224.
  199. В. Н. Человек и информация.— М.: Наука, 1970.— 188 с.
  200. ТрофимовМ. И. Политическое лидерство // Социально-политические науки.—1991.—№ 12. -С.34−40.
  201. В.В. Политическое развитие личности.— Алма-Ата.: Наука, 1990 — 160 с.
  202. В. В., Теплов В. И. Культура политических процессов.— М.:РДЛ, 2001.— 224 с.
  203. A.M., Шпак Л. Л. На изломах жизни, (публ. лекций по социологии).— Новосибирск, 1994.— 186 с.
  204. A.M. Политическое лидерство в современной России: региональный ракурс.— М.: Мысль, 2000.— 231 с.
  205. A.M. Политическое лидерство: региональная специфика, механизмы реализации.— Кемерово, 1999.— 207 с.
  206. А. М. Политическое лидерство: сущность, содержание, функции //Вестник Московского университета.— Сер. 12. Политические науки.— 1999.— № 5.— С. 65 — 67.
  207. В. А. Символ и ритуал.— М.: Наука, 1983.— 277 с.
  208. А. Г. Политология: Власть, демократия, личность.— М.: Интерпракс, 1994.— 249 с.
  209. УрсулА. Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику).— М.: АОН при ЦК КПСС, 1990 — 191 с.
  210. А. Д. Отражение и информация.— М.: Мысль, 1973.— 232 с.
  211. УрсулА. Д. Проблемы информации в современной науке (философские очерки).— М.: Наука, 1975.— 287 с.
  212. Файнбург 3. И. Не сотвори себе кумира.: Социализм и культ личности: (очерки теории).— М.: Политиздат, 1991.— 317 с.
  213. Федеральный закон РФ о политических партиях // Парламентская газета.—№ 132.—2001.— 17.07.
  214. Формирование личности партийного работника. Целевая программа. / Рук. групп, автор. И. И. Гительзон.— Красноярск: Курсы повышения квалификации Красноярского КК КПСС, 1989. — 37 с.
  215. ФранклВ. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.— М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  216. И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения.— М.: Политиздат, 1983.— 350 с.
  217. Э. Человек для себя. Иметь или быть?— Мн.: Изд.1. B. П. Ильин, 1997.—416 с.
  218. Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии.— 1990.— № 12. С. 113 -151.
  219. Ф. А. Общество свободных / Пер с англ.— London: Overseas Publication Interchange Ltd., 1990.— 308 с.
  220. Г. Информация и самоорганизация /Пер. с нем.— М.: Мир, 1993.—238 с.
  221. Р. Психология массовых коммуникаций. /Пер. на рус.—
  222. C.-П.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001, — 448 с.
  223. Харт Майкл X. Сто великих людей.— М.: Вече, 2000.— 540 с.
  224. М. А. Политика и психология масс // Вопросы философии.—1999—№ 12.
  225. Хереш Элизабет Генерал Лебедь. / Пер. с нем.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.—320 с.
  226. М.Дж. Стили лидерства в формировании внешней политики. //Полис, 1991 № 1.
  227. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение.— СПб.: Изд-во Питер, 1999.— 608 с.
  228. A.M. Формирование имиджа политика в России.— М.: Университет, 1999.— 143 с.
  229. П. А. Политическая социология международных отношений.— М.: РАДИКС, 1994.— 319 с.
  230. Ф. Н. Социальная информация. Философский очерк.— Кишинев: Штиинца, 1978.— 144 с.
  231. Чагай JL П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования. Автореф. дис. канд. филос. наук.— М., 1992.— 19 с.
  232. Человек и социокультурная среда.— М.: РАН ИНИОН, 1992.— вып. 2.— 240 с.
  233. И. В. Информационный аспект взаимодействия личности и общества. Автореф. дисс.. канд. филос. Наук.— Воронеж, 1997.— 18 с.
  234. Чилхелм, Дональд Коммуникация и власть / Пер. с англ.— С.-П., 1993.— 144 с.
  235. Ю. Г. Власть и политическая оппозиция в современной России.— СПб., 1999.— 259 с.
  236. Шабо Ж.-Л. Государственная Власть: Конституционные пределы и порядок осуществления. //Полис: политические исследования — 1993.— № 3. — С. 155−165.
  237. Шен П., Уилсон Д. Макияж успеха / Пер. с англ. Дуткина Г. — М.: Яуза, ЭКСМО ПРЕСС, 1999. -223 с.
  238. В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния.— М.: Linka, 1997. 168 с.
  239. Е. Б. Личность и политика: Крит. Очерк соврем. Зап. Концепций полит социализации. — М.: Мысль, 1988.— 205 с.
  240. А. Ю. Информационные аспекты познавательных и коммуникационных процессов.— Саратов: СГУ, 1998.— 176 с.
  241. Н. А. Информационное обеспечение принятия политических решений. / Политолог: взгляды на современность.— М., 1994.
  242. Л. Л. Практическая социология: ретроспектива и современность. Специальный курс лекций: Учебное пособие.— Кемерово: Кемеровский гос. ун-т., 1997.-231 с.
  243. Ю. А. Информатизация и культура // НТИ.— Сер. 2.— 1991.—№ 8.—С. 5 — 9.
  244. Ю. А. Коммуникационная культура в условиях информатизации /Проблемы инфовзаимодействия. Международный научный сборник. /Сост. и ред. В. 3. Коган.— Новосибирск, 1993.— С. 78 — 97.
  245. Н.А. Политические коммуникации нетрадиционного лидера (К портрету Шарля де Голля). // Общество и коммуникация: Сборник научных статей. Новосибирск.: Изд. НГПУ, 2003. — С.248 — 252.
  246. Н. Г. Герой и антигерой. (В политике России).— М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.—116с.
  247. Т. М. Личность и общество.— М.: Прогресс, 1973.543 с.
  248. Winter D. Leader appeal, leader performance and the motive profiles of leaders and followers: a study of American presidents and elections // Journal of personality and social psychology.— 1987.— № 1.
  249. Winter D.G.a.o. The personalities of Bush and Gorbachev: procedures, portraits and policy // Political Psychology.— 1991.— № 2.
Заполнить форму текущей работой