Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ и мониторинг «внешней среды» в стратегическом управлении корпорациями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многообразие задач анализа «внешней среды» предъявляет повышенные требования к их классификации. Число типов задач анализа по возможности должно быть минимизировано. При этом классификация «внешней среды», с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой, избегающей дублирования классификационных признаков. Исходя из данных требований, предложена классификация факторов «внешней среды… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Место и роль анализа и мониторинга «внешней среды» в системе ^ стратегического управления корпорации
    • 1. 1. Корпорации в период рыночных трансформаций в России
    • 1. 2. Стратегическое управление корпорацией. Анализ внешней среды" в системе стратегического управления
    • 1. 3. Обзор научного аппарата анализа «внешней среды»
  • Глава.
  • Структура и факторы «внешней среды» современной корпорации
    • 2. 1. Политические факторы «внешней среды»
    • 2. 2. Экономические факторы «внешней среды»
    • 2. 3. Инновационные факторы «внешней среды» 77 ^ 2.4. Социальные факторы «внешней среды»
    • 2. 5. Географические, природно-ресурсные, экологические факторы «внешней среды»
  • Глава.
  • Совершенствование методики анализа и мониторинга «внешней среды»
    • 3. 1. Методический аппарат анализа и мониторинга внешней среды"
    • 3. 2. Отраслевые особенности анализа и мониторинга внешней среды"
    • 3. 3. Совершенствование организации анализа и мониторинга «внешней среды»
    • 3. 4. Мониторинг инвестиционных возможностей развития корпорации

Анализ и мониторинг «внешней среды» в стратегическом управлении корпорациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рыночные условия хозяйствования, созданные в России в процессе экономических реформ, со всей остротой ставят перед хозяйствующими субъектами, рассчитывающими на лидирующие позиции задачи активизации внутренних факторов собственного развития, обеспечения их конкурентоспособности за счет инноваций, инвестиций в модернизацию производства, снижения издержек производства1.

Предприятиям необходимо быстрее приспособиться к новым взаимоотношениям с институциональной средой, к ситуации, когда роль государства сводится лишь к формированию более или менее комфортных условий для хозяйствующих субъектов. Судьба же и перспективы последних целиком зависят от того, в какой степени, насколько эффективно они способны использовать внутренний потенциал и внешние условия.

Исторически сложилось, что развитие экономики современной России определяют крупные и особо крупные хозяйствующие субъекты: корпорации и финансово — промышленные группы (ФПГ). В условиях обострения конкуренции на всех товарных рынках большое значение приобретает научная обоснованность разрабатываемых корпорациями долгосрочных стратегий своего развития, совершенствования методов стратегического планирования и управления.

Эффективность разрабатываемой стратегии корпорации во многом определяется качеством анализа и мониторинга ее «внешней среды». Между тем научной разработке данного этапа стратегического планирования и управления применительно к реформационным условиям России до сих пор не уделялось достойного внимания.

1 Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 годы). Российская газета. 2 сентября 2003 г.

Этими обстоятельствами, в первую очередь обуславливается актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты теории и практики стратегического управления корпорациями рассматриваются в фундаментальных работах зарубежных ученых. В их числе И. Ансофф, Р. Акофф, Г. Армстронг, X. Виссема, Д. Гелбрейт, П. Друкер, Р. Коуз, Дж. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маршалл, М. Портер, Дж. Робинсон, Г. Саймон, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Черчилль, Й. Шумпетер и другие.

Большой вклад в развитие этого научного направления применительно к условиям переходного периода российской экономики внесли отечественные ученые: В. Архангельский, А. Бусыгин, О. Виханский, А. Гапоненко, А. Куликов, В. Кушлин, В. Лебедев, Д. Львов, А. Марголин, Б. Мильнер, А. Панкрухин, Б. Пеньков, С. Попов, Н. Тренев, А. Фоломьев, Ю. Яковец и другие2.

Подавляющее большинство исследований управления стратегическим развитием корпораций посвящено исследованию процесса в целом. Такой подход имеет свои сильные и слабые стороны. При исследовании процесса в целом выявляется его структура, взаимосвязь отдельных элементов, стыковые проблемы. В то же время, из-за большого объема изучаемого объекта затруднительна глубина исследования, детализация отдельных его составляющих, которые чаще всего предопределяют конечный результат. Многие проблемы возникают из-за того, что принцип взаимодействия общего и частного оказывается нарушенным.

Необходимость более детальных исследований отдельных составляющих (этапов) процесса стратегического управления корпорациями в наибольшей степени относится к одному из важнейших элементов стратегического менеджмента — анализу «внешней среды».

2 На 01.09.03 в картотеке автора по этой проблеме насчитывалось 292 источника (монографий и диссертаций), из них 209 — зарубежных.

Цель исследования состояла в оценке соответствия существующей теории и практики анализа «внешней среды» современным требованиям развития национальной и мировой экономики и в разработке системы мер по совершенствованию методической базы анализа «внешней среды» с целью выбора наиболее эффективных стратегий развития в корпоративном секторе.

В русле поставленной цели в диссертации выдвинуты задачи:

— выявления основных признаков категории «внешняя среда» корпорации и уточнения структуры формирующих ее факторов;

— разработки адекватной современным условиям классификации факторов «внешней среды» корпораций;

— совершенствования методики и методов анализа «внешней среды».

Объект исследования — деятельность в переходных условиях становления рыночной системы хозяйствования в России крупной региональной многоотраслевой ФПГ и машиностроительной компании, входящей в состав аэрокосмической корпорации.

Предметом исследования является система экономических и управленческих отношений в процессе анализа и мониторинга «внешней среды» российских корпораций.

Теоретическая и методическая основы исследования представлена трудами классиков экономической науки, работами отечественных и зарубежных авторов в области управления хозяйствующими субъектами.

В диссертации использованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документы, монографии, журнальные статьи, данные Госкомстата РФ, исследовательских и консалтинговых национальных и зарубежных организаций, характеризующие ход экономических реформ в России, основные тенденции развития мировой экономики.

Автором в ходе исследования применялись научные методы: системный подход, сравнительный анализ, экспертные оценки, исторический и логический подходы.

Научная новизна диссертации заключается в следующих научных и практических результатах:

1. Автором выявлены и сформулированы основные признаки факторов «внешней среды», влияющих на деятельность современных корпораций: характер влияния (прямой или косвенный) — результат влияния (преимущества, ограничения, вызовы и угрозы) — дислокация проявления влияния (региональная, национальная, зарубежная).

2. На основании выявленных признаков факторов «внешней среды» и с целью обеспечения системности анализа «внешней среды» корпорации, автором разработана адекватная современным условиям классификация факторов «внешней среды», состоящая из восьми классификационных групп.

Предложено дополнить перечень факторов, присутствующих в традиционных описаниях «внешней среды»:

— инновационными;

— социальными, которые характеризуют дееспособность населения страны с точки зрения прямого или косвенного участия в развитии корпорации и его поведения как потребителей продукции корпорации;

— социально — политическими, которые характеризуют степень либерализации экономики, отношение к собственности, механизм государственного регулирования, направленность потребительского спроса.

3. Уточнено содержание научно-технической и инновационной составляющей «внешней среды» корпораций. Показана ограниченность традиционно используемых в литературе для этой цели терминов: «технические факторы», «технологические факторы», «факторы научно-технической конъюнктуры» и др. Предлагается подход, ориентированный на комплексное выявление корпорацией возможностей своего развития. Раскрыто решающее значение данного аспекта анализа «внешней среды» для выработки корпорацией стратегии, обеспечивающей высокие конкурентные позиции на рынке.

4. Для крупных российских корпораций выявлена целесообразность включения в состав процедур анализа «внешней среды» подготовки предложений по совершенствованию государственных нормативных актов с целью их передачи субъектам законодательной инициативы.

5. Обоснована необходимость включения в состав обязательных процедур анализа «внешней среды»:

— ежегодной актуализации стратегии развития корпорации;

— определения структуры и состава собственных подразделений и привлеченных организаций, выполняющих анализ «внешней среды».

6. Обоснованы предложения по интенсификации процедур анализа «внешней среды» и снижению трудоемкости их выполнения за счет:

— эффективного использования существующих моделей и методов анализа, максимально адаптированных к специфике данного. класса аналитических задач;

— применения в качестве инструмента регламентации оригинальной матрицы межфункционального взаимодействия подразделений корпорации, которые являются исполнителями анализа «внешней среды»;

— использования унифицированных алгоритмов расчета и моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования научных результатов в качестве методической основы проведения анализа «внешней среды» российских корпораций, регламентации соответствующих процедур при разработке стратегических программ развития, при изучении и преподавании курса «Стратегический менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертационного исследования использованы в практике экономического и финансового менеджмента ОАО «Пермского агрегатного объединения «Инкар», аудита и консалтинга, выполняемых Пермской общественной организацией «Ассоциация бухгалтеров». Справедливость предложений автора удалось проверить в процессе консалтинга уральских финансово-промышленных групп, корпораций и компаний.

Основные положения работы изложены на Всероссийской научно-практической конференции «Современный финансовый рынок РФ», на региональной конференции «Привлечение инвестиций: перспективы и новые возможности облигаций», а также в публикациях и в процессе научно-педагогической деятельности автора.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 112 наименований. Основной текст изложен на 171 страницах. Работа оснащена необходимым аналитическим, статистическим, иллюстрационным материалом.

Заключение

1. Мировой и отечественный опыт наглядно показывает, что современные крупные корпорации по сравнению с небольшими предприятиями имеют ряд объективных преимуществ в возможностях по снижению издержек производства, применению более совершенных и дорогих технических средств и методов организации труда и производства, более эффективному привлечению финансового капитала. При всей важности среднего и малого бизнеса эти преимущества обеспечивали и обеспечивают лидирующую роль корпораций в развитии современной мировой экономики. Данный вывод может быть полностью распространен и на российские корпорации.

Огромные масштабы бизнеса корпораций, наличие значительного потенциала его развития выдвигают на первый план задачу разработки и реализации эффективной стратегии корпорации.

2. Качественное решение этой задачи может быть осуществлено лишь при условии всестороннего анализа и постоянного мониторинга «внешней среды» корпорации, позволяющих разработчикам стратегии учесть внешние по отношению организации факторы, представляющие собой как возможности, так и угрозы развития организации.

Наиболее важными группами факторов «внешней среды» корпорации являются: политические, экономические, приро дно-ресурсные, экологические, инновационные, социальные.

Внешняя среда" выступает в качестве того механизма, на основе которого происходит естественный отбор фирм, предприятий, организаций. Полное отторжение организации «внешней средой» означает прекращение ее существования, успешное интегрирование во «внешнюю среду» является признаком дальнейшего развития.

3. Спецификой анализа «внешней среды» является качественное и количественное многообразие задач анализа и, соответственно, исходной информации. Отсюда возникает необходимость концентрации анализа минимизации типов задач, отсеивания избыточной информации, использования унифицированных алгоритмов расчета и соответствующих типовых моделей).

4. Сравнение укрупненного алгоритма анализа «внешней среды» с алгоритмами анализа сложных комплексных систем (операционной, производительности, управления качеством, управления рисками) дало основание сделать вывод, что при всем многообразии задач анализа «внешней среды» по своему содержанию они ближе всего к задачам анализа и управления рисками.

5. К настоящему времени в мировой и отечественной науке создан богатый инструментарий, который может быть использован при анализе «внешней среды». Благодаря этому, проблема научного аппарата анализа «внешней среды» сводится не столько к разработке новых моделей и методов, сколько к выбору из большого количества существующих именно тех, которые максимально адаптированы к специфике данного класса аналитических задач.

6. Дальнейшее повышение научного уровня анализа и мониторинга «внешней среды» требует совершенствования организационного аспекта этого важнейшего этапа управления стратегией корпорации.

В первую очередь это касается выполнения актуализации стратегии (регулярной корректировки разработанной и утвержденной стратегии, в зависимости от произошедших или ожидаемых изменений во внутренней или «внешней среде») и научно обоснованного определения состава подразделений — исполнителей анализа.

7. Показано, что задача анализа политических факторов «внешней среды» корпорации не ограничивается адаптацией к имеющемуся законодательству. С позиций корпорации государственные нормативные акты не являются надолго замершей, не подлежащей корректировке «константой». С неизбежным выходом «из тени» проблемы лоббизма, для корпораций станет актуальным еще одно направление анализа внешней среды": подготовка предложений по совершенствованию государственных нормативных актов с целью их передачи субъектам законодательной инициативы.

8. При анализе влияния политических факторов на результаты деятельности корпорации следует учитывать, что доминирующая в стране политическая сила определяет степень либерализации экономики, отношение к собственности, к степени государственного регулирования, к личному потребительскому спросу. Диапазон подходов может быть чрезвычайно широким: от планового управления, ценообразования и национализации до максимально возможной либерализации, рыночной стихии. Все это самым непосредственным образом отражается на экономическом «поведении» конкретной корпорации, на результатах ее производственно-хозяйственной деятельности.

9. Многие компоненты социальной составляющей «внешней среды» с трудом поддаются формализации, что ведет к преобладанию качественного анализа их влияния на результаты деятельности корпорации. При весьма большом разнообразии социальных факторов их можно представит двумя группами:

— характеризующие дееспособность населения страны (с точки зрения прямого или косвенного участия в развитии корпорации);

— характеризующие население (общество) как потребителей.

10. В случае возникновения конфликтов между интересами корпорации и государства, цель анализа «внешней среды» — в максимально возможной степени учесть интересы всех субъектов права, сотрудничающих или противостоящих интересам корпорации, минимизировать конфликт интересов.

11. Особое место в анализе «внешней среды» занимают инновационные факторы — уровень научных, конструкторских, технологических и технических разработок, организации производства, труда и управления, активной части производственных фондов во «внешней среде» в сопоставлении с теми же характеристиками корпорации — разработчика стратегии. Сравнение инновационных уровней корпорации и конкурентов дает оценку ее научно — технического потенциала.

12. Многообразие задач анализа «внешней среды» предъявляет повышенные требования к их классификации. Число типов задач анализа по возможности должно быть минимизировано. При этом классификация «внешней среды», с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой, избегающей дублирования классификационных признаков. Исходя из данных требований, предложена классификация факторов «внешней среды»: по характеру влияния «внешней среды» на деятельность корпорации;

— по результату влияния «внешней среды» на деятельность корпорации;

— по возможностям воздействия корпорации на «внешнюю среду»;

— по концентрам сопряжения;

— по степени однородности продукции (услуг) корпорации (продуктовой диверсификации):

— по месту в универсальной технологической цепочке;

— по отраслевой специфике корпорации.

— по степени комбинирования корпорацией производства (услуг).

13. В качестве типовых методик в анализе «внешней среды» всеми разновидностями корпораций могут применяться:

— оценка инвестиционной привлекательности отраслей многоотраслевой корпорации;

— оценка стоимости бизнеса корпорации.

14. Наиболее эффективным вариантом организации работ собственных подразделений и привлеченных организаций в процессе анализа «внешней среды» является выполнение традиционных работ собственными силами подразделений корпорации, непрофильных работсилами привлеченных организаций на контрактной основе.

15. Обязательной процедурой анализа «внешней среды» должна быть актуализация — регулярная корректировка разработанной и утвержденной стратегии, в зависимости от произошедших или ожидаемых изменений во «внешней среде».

16. С целью предупреждения вероятных форс — мажорных обстоятельств, связанных с завышением реальных инвестиционных возможностей корпорации, в регламент анализа «внешней среды» предлагается ввести мониторинг инвестиционных возможностей развития корпорации на долгосрочный период.

17. Анализ и мониторинг «внешней среды» корпорации должны обеспечивать как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование производственно-экономического и социального развития организации. Наряду с инвестициями и дивидендами претендентом на имеющиеся в распоряжении корпорации финансовые ресурсы является социальный пакет ее персонала.

В связи с этим, содержание и бюджет социального пакета должны рассматриваться как равноправные объекты инвестирования развития корпорации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 // Российская газета, 27.05.2004, № 109.
  2. Гражданский кодекс РФ. -М.: Проспект, 2001.
  3. Федерапьный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 1.
  4. Федеральный закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах"// Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4697.
  5. Приказ Минфина РФ от 29.01.2003 № Юн «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ"// Российская газета, 19.03.2003, № 51.
  6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы). Российская газета. — 2003. — 2 сентября.
  7. В. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. М.: АУТОПАН, 1996.
  8. АлексееваМ. Планирование деятельности фирмы. М., 1998.
  9. Аналитический обзор, «Тройка диалог», январь-март, 2004. Интернет, http://troika.ru.
  10. И. Экономика. М., 1989.
  11. В. Макромаркетинг в российской экономике: проблемы взаимодействия рынка и государственного регулирования. М.: Изд-воРАГС, 2002.
  12. К. Вертикальная интеграция работает только на несовершенных рынках. Интервью. // Эксперт.2001. № 1 и № 2. С. 32−33.
  13. . Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Том 2, СПб, 1997.
  14. П.Бриль А. Функционально стоимостный анализ в экономических расчетах. Л.: ЛГУ, 1989.1.Бусыгин А. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
  15. Р. Мобильность кадров // Управление персоналом. 2000.
  16. Е. Государственные экономические стратегии. М.: Российская экономическая академия, 1998.
  17. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. М.: Финпресс, 2000.
  18. Г. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993.28Грязное Э. Позиции крупнейших ТНК в России. М., 2000.
  19. А. (ред.) Оценка бизнеса. М., 1999.
  20. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981.
  21. В. Наука побеждать. Изд. МГТУ, 1999.
  22. Долан ЭДж., Домненко Б. Англо-русский словарь-справочник. М., 1994. ^ '
  23. А. Исследование влияния «внешней среды» в стратегическом управлении корпорациями. Пермь, 2004.
  24. А. Анализ социальной политики хозяйствующего субъекта. Методическое пособие / ПГПУ. Пермь, 2005.
  25. Друкер Питер Ф. Эффективное управление. М., 1998.
  26. М. Дивидендная политика предприятия // Финансовые исследования. 2001. Вып. 3.
  27. С. Управление обновлением промышленной продукции. Методы и рынки технологии. Гл. 5. М.: Дело и сервис, 1992.
  28. И. Методы оптимизации страховых премий промышленных предприятий (проектов) // Тезисы международной конференции «Риски российской экономики: анализ, оценка, управление». М., 2003.
  29. Д. Основные направления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике // Проблемы прогнозирования. 1995. № 1.
  30. С. Микроэкономика. Дело. М., 2001.
  31. Н. Спрос: анализ и управление. М., 1997. A3. Каримов Э. Роль функционально-стоимостного анализа в исследовании потребительских свойств товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 5.
  32. АА.Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. 45. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  33. Коллектив авторов. Всероссийское научное общество пульмонологов // Пульмонология. Интернет, http://wildcat.iki.rissi.ru/ ©. 1999.
  34. AI.Koho Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.48 .Коновалова Л., Корсаков М&bdquo- Якимец В. Управление социальными программами компании. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.49 .Коуз Р. Природа фирмы// Ред. В. М. Гальперина.СПб.:
  35. Экономическая школа, 1995.
  36. Р. Фирма, рынок и право. М.: «Дело ЛТД», 1993.51 .Куиллин В. Траектории экономических трансформаций. М.: Экономика, 2004.
  37. В., Волгин Н. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Экономика, 2000.
  38. В., Фоломьев А. Проблемы перехода к инновационному типу развития. М.: Изд-во РАГС, 1994.
  39. Макконелл К, Брю С. Экономика. Изд. 14. М.: ИНФРА, 2002.
  40. А. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Мелиорация и водное хозяйство, 1997.
  41. Мексон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  42. Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  43. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. 1998. № 9.
  44. Негосударственное пенсионное обеспечение как часть социального пакета. Интернет, http://www.akmr/ru/articles/msg/
  45. Н. Организация производственно технологических процессов. ПГУ. Пермь, 2002.
  46. С. Словарь русского языка. Екатеринбург: Урал-Советы, 1994.
  47. . В. Три задачи нефтегазового комплекса России в XXI веке // Экономика и управление. 1999. № 6.бЪЛавловец В.В., Юхнович В. А. Система понижения рисков реализации инновационных проектов Высшей школы. Методические рекомендации / СПб., 2001.
  48. А. Маркетинг. М.: Изд-во ИМП, 1999.67 .Петрашко П. Г. Стратегия управления развитием машиностроительного предприятия: Автореферат диссертации. М., 1999.
  49. С. Стратегическое управление. М.: Государственный университет управления, 1999.
  50. М. Конкуренция. СПб.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  51. ЮЛочинок. А. Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста // Человек и труд. 2003. № 3.71 .Пшенников В. Японский менеджмент. М.: ЗАО «Япония сегодня», 2000.
  52. Е., ПинаевЛ. Технический прогресс: опыт планирования, организации, стимулирования. Пермское книжное издательство, 1980.
  53. В. Реализация стратегии развития нефтехимической корпорации. М., 2003.
  54. Современное управление: Энциклопедический справочник. Американская Ассоциация управления / Под ред. Д. Карпухина, Б. Мильнера, том 1. М., 1997.
  55. СинкД. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1964.
  56. СтаррМ. Управление производством. М.: Прогресс, 1968.
  57. ЪО.Тренев Н. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2000.
  58. S1.Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искуство разработки и реализации стратегии: Учебник для ВУЗов / Пер. с англ. Под ред. Л. Зайцева, М.Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  59. Управление организацией. Учебник / Под ред. А. Поршнева, 3. Румянцевой, Н. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.
  60. ЪЪ.Фабоцци Ф. Управление инвестициями. М.: Инфра-М, 2000. С. 107.
  61. А., Гейгер Э. Менеджмент инноваций. Теория и практика. М.: АИРО-ХХ, 1997.
  62. Финансово-промышленные группы. М.:ЭКМОС, 1998.
  63. Р., Смит Р. Современная экономика труда: теория и государственная политика. М., 1996.
  64. Е., Данилов Ю., Косыгина А. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России // Доклад. Экспертный институт. М., 2003.
  65. Вит Т., Stalker G. The management of Innovation. London, 1961.
  66. ElbingA., Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1974.
  67. Five years after Rio. Innovations in Environmental Policy. WB. Washington. 1997.
  68. Reich R. The Next American Frontier. New York, 1983.
  69. The Global Competitivenes Report 2002−2002
  70. Steiner G. Strategic Factor in Business, 1985.
  71. Walker Ch. Technology, Industry and Man: The Age of Acceleration. New York, 1968.
  72. Интернет, http://www.lukoil-overseas.ru.#
  73. Интернет, htth//www.transneft.ru.
  74. Интернет, Au92. RUhttp://Au92.RU/lentaS/38 695.html
  75. Интернет, http://www. lukoil-perm.r/.press.asp.
  76. Интернет, http:// www.avisma.ru/ric/
  77. Интернет, http://www.omz.ru/rus/investors/governance
  78. Интернет, http://www. ratingrbs.ru.
  79. Интернет, http://www.troika.ru/
Заполнить форму текущей работой