Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-экономического механизма формирования научно-технологических парков в промышленных комплексах: На примере грузового автомобилестроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выходом из сложившейся ситуации, как показывает мировая практика, является повышение технического уровня производства, внедрение новых технологий, структурные изменения в промышленности, соответствующие перспективным мировым тенденциям промышленного развития. Эффективным инструментом решения данных задач, активно использующимся в последние десятилетия индустриально развитыми странами, являются… Читать ещё >

Содержание

  • 1. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
    • 1. 1. Краткая характеристика отечественного грузового автомобилестроения
    • 1. 2. Сущность и виды научных парков
    • 1. 3. Анализ зарубежного опыта создания и функционирования научных парков
    • 1. 4. Становление и развитие технопарков в России
  • 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ В КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ
    • 2. 1. Актуальность формирования научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах грузового автомобилестроения
    • 2. 2. Цели, задачи и основные этапы создания научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах
    • 2. 3. Структура, организационно-правовая форма и органы управления научно-технологического парка
    • 2. 4. Источники и механизмы финансирования научно-технологического парка
    • 2. 5. Комплексный подход к оценке эффективности функционирования научно-технологических парков
  • 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА В ОАО КАМАЗ
    • 3. 1. Программа создания научно-технологического парка в ОАО КАМАЗ
    • 3. 2. Формирование банка инноваций и его роль в инновационном процессе научно-технологического парка

Совершенствование организационно-экономического механизма формирования научно-технологических парков в промышленных комплексах: На примере грузового автомобилестроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние экономики автомобильной отрасли России относится к вопросу, который имеет общенациональное значение. Сегодня потенциал отечественной автомобильной промышленности составляют 250 предприятий, на долю которых приходится около 10% российского промышленного производства. От успешной работы автостроительного комплекса зависит благополучие и судьба миллионов наших соотечественников, а также в значительной степени обороноспособность страны.

Негативные процессы, происходящие в экономике РФ (ее деиндустриализация, продолжающееся разрушение научно-технического потенциала, технологическое отставание от передового мирового уровня, и как результат, потеря конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках), могут принять необратимый характер. Масштабы кризиса настолько серьезны, что в настоящее время проблемы обеспечения социально-экономической и национальной безопасности России рассматриваются как одна из главных стратегических задач государственной политики.

Выходом из сложившейся ситуации, как показывает мировая практика, является повышение технического уровня производства, внедрение новых технологий, структурные изменения в промышленности, соответствующие перспективным мировым тенденциям промышленного развития. Эффективным инструментом решения данных задач, активно использующимся в последние десятилетия индустриально развитыми странами, являются научные парки. Опыт функционирования зарубежных научных парков показывает, что они являются своеобразными катализаторами, ускоряющими процесс социально-экономического развития территорий и, приводящие к комплексному эффекту, который складывается из общей совокупности взаимосвязанных и оттого усиливающих действия друг друга результатов. Этот эффект проявляется в создании перспективных наукоемких отраслей, предприятий и агломераций, освоении и широком внедрении новейших технологий, стимулировании экономически неразвитых районов, появлении новых рабочих мест, увеличении прослойки высококвалифицированных специалистов и т. д.

Изучению опыта функционирования зарубежных технополисов и проблем формирования их в России посвящены труды таких исследователей, как Авдулова А. Н., Кулькина A.M., Татаркина А. И., Дагаева А. А., Суховей А. Ф., Перевалова Ю. В., Нестеренко О. Н., Ятнова В. А., Головой И. М., Кузнецова Б. Л., Куклина А. А., Тимониной И. Л., Богатырева А. Н. и др. Следует заметить, что работы этих ученых принесли значительный вклад в решении проблем формирования научных парков на базе оборонного и агропромышленного комплексов РФ.

Несмотря на довольно большое внимание, которое уделяется проблемам создания технопарков в России, существует необходимость в разработке научно-обоснованной теоретической и практической базы по формированию технопарков в крупных промышленных комплексах грузового автомобилестроения, что и обусловило цель диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является совершенствование организационно-экономического механизма формирования научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах, способствующих активизации их инновационной деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• проанализировать современное состояние и тенденции развития отечественного грузового автомобилестроения;

• проанализировать опыт создания и функционирования научных парков за рубежом;

• выявить состояние и тенденции развития отечественных научных парков;

• обосновать целесообразность и актуальность создания научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах;

• разработать теоретико-методические основы формирования научно-технологических парков в промышленных комплексах;

• разработать методические основы оценки эффективности функционирования научно-технологического парка;

• разработать практические предложения и рекомендации по формированию научно-технологического парка в ОАО КАМАЗ.

Объектом диссертационного исследования являются научно-технологические парки, формирующиеся в крупных промышленных комплексах.

Предметом исследования являются проблемы и методы формирования, функционирования научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах и оценки эффективности их деятельности.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативная и законодательная база РФ, статистические справочные материалы. В ходе исследования использовались методы системного, математического и логического анализа.

Статистической базой исследования послужили материалы государственных статистических органов РФ и внутренней статистики ряда промышленных предприятий г. Набережные Челны.

Научная новизна работы:

• предложен усовершенствованный организационно-экономический механизм формирования и функционирования научно-технологического парка в рамках промышленного комплекса грузового автомобилестроения, основанный на программно-целевом подходе и предполагающий, в отличие от известных, реализацию следующих программно-целевых блоков: 1) мобилизация собственных финансовых ресурсов территории и привлечение внешних инвестиций- 2) организационное обеспечение и управление программным развитием- 3) подготовка и реализация базовых инновационных проектов. Предложенный организационно-экономический механизм позволяет комплексно охватывать и эффективно реализовывать все стадии инновационного процесса в рамках промышленного комплекса и способствует повышению его конкурентоспособностиразработана концептуальная модель финансово-инвестиционной системы научно-технологического парка, включающая: 1) подсистему источников инвестиций- 2) подсистему аккумулирования инвестиционных средств и их вложения в проекты и целевые программы научно-технологического парка- 3) подсистему страхования проектов- 4) подсистему контроля и оценки эффективности использования инвестиций. Данная модель позволяет комплексно осуществлять аккумулирование инвестиционных ресурсов, финансирование и контроль за реализацией инновационных и инвестиционных проектов и программ, повысить эффективность деятельности научно-технологического парка в целомпредложена усовершенствованная система комплексной оценки эффекта и эффективности функционирования научно-технологических парков, включающая, в отличие от известных, такие блоки, как 1) подсистема оценки финансово-хозяйственной деятельности научно-технологического парка и его инновационных, сервисных, консалтинговых и др. организаций- 2) подсистема оценки инновационных и инвестиционных проектов и программ научно-технологического парка- 3) подсистема оценки специфики деятельности научно-технологического паркаи позволяющая комплексно оценить деятельность научно-технологического парка и повысить эффективность его системы управления.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

• проанализированы современное состояние и тенденции развития отечественного грузового автомобилестроения;

• проанализирован опыт создания и функционирования зарубежных и отечественных научных парков;

• выявлены особенности промышленных комплексов с точки зрения возможности создания в них научно-технологических парков;

• разработаны практические предложения и рекомендации по формированию научно-технологического парка в ОАО КАМАЗ.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные в работе подходы, методы, модели и рекомендации могут применяться при разработке программ формирования научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах.

Основные положения диссертации докладывались на межвузовских научно-практических конференциях в Камском государственном политехническом институте.

Результаты работы приняты к использованию в ОАО КАМАЗ, научно-производственном некоммерческом партнерстве «Технопарк Прикамья» (г. Набережные Челны). По результатам исследования опубликовано 5 работ.

Заключение

.

В результате данной научно-исследовательской работы были получены следующие основные результаты:

1. Проведенный в диссертации анализ существующих подходов к формированию технопарков выявил, что данным проблемам в зарубежной литературе уделяется достаточно большое внимание. В частности рассматриваются вопросы терминологии, классификации научных парков, а также такие вопросы как критерии их создания, структурные элементы, источники финансирования, большое внимание уделяется достигнутым результатам. В то же время не рассматриваются механизмы формирования и функционирования технопарков, не рассматриваются вопросы оценки их эффективности, нет единства *мнений в вопросах терминологии и классификации научных парков.

В рамках данного исследования проведен анализ функционирования российских технопарков. Выявлено, что формирование их совпало со сложным периодом реформ в РФ, сопровождающимся острым социально-экономическим кризисом. Несмотря на это процессы создания и развития технопарков происходят стремительно, в период с 1990 по 2003 гг. были созданы и активно развиваются свыше 70 технопарков, сфера влияния которых распространяется уже на две трети крупных и средних городов России.

Бурный рост технопарков объясняется двумя основными причинами: 1) попытка использовать данные научно-технические образования как эффективный инструмент региональной политики, структурной перестройки региональных хозяйственных комплексов- 2) в связи с продолжающимся экономическим кризисом в РФ сильно пострадал ее инновационный потенциал и остро встала проблема его сохранения.

На процессы формирования технопарков положительно повлияли такие факторы как создание Ассоциации «Технопарк" — формирование межвузовской научно-технической программы «Технопарк" — поддержка технопарков органами государственного управления субъектов РФ.

В целом, подводя предварительные итоги деятельности технопарков в России, следует отметить, что уже сегодня в ряде случаев технопарки становятся эффективным средством влияния на решение экономических задач и подтверждают особую роль интеллектуальному потенциалу страны при переходе на инновационный путь развития производства.

2. Разработаны теоретико-методические основы формирования технопарков в крупных промышленных комплексах.

В диссертационной работе обосновывается возможность и актуальность создания научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах, в частности, в промышленных комплексах грузового автомобилестроения. Данные территории, на наш взгляд, имеют все необходимые условия для создания научно-технологических парков. С одной стороны, острота и актуальность назревших социально-экономических и экологических проблем данных территорий, требует принятия неотложных мер по их решению, с другой — существование стартовых условий для создания научно-технологических парков (резервы производственных мощностей, финансового капитала, научный и кадровый потенциал и т. д.).

В рамках данного исследования предложена система требований, позволяющая выявлять промышленные центры как потенциальные территории для создания научно-технологических парков.

Процесс формирования научно-технологических парков в промышленных комплексах рассматривается как последовательность следующих основных этапов:

• подготовительный этап (определение возможности создания научно-технологического парка (выявление необходимых условий и предпосылок);

• концептуальный этап (формирование концепции создания и функционирования научно-технологического парка);

• организационный этап (проведение необходимых организационных мероприятий по созданию научно-технологического парка);

• этап функционирования (презентация научно-технологического парка и начало функционирования).

Целью создания научно-технологических парков в крупных промышленных комплексах является экономическое развитие данных комплексов на основе непрерывного обновления продукции, технологий, материалов, организационных форм, использования других инноваций.

Основные задачи создания научно-технологического парка:

• экономические (повышение эффективности использования ресурсов промышленных комплексов, повышение конкурентоспособности продукции предприятий, диверсификация производства, развитие инновационного предпринимательства, наукоемких отраслей промышленности);

• научно-технические (развитие научных исследований, ускорение трансферта результатов НИР);

• экологические (реализация комплекса мероприятий по устранению негативного воздействия на окружающую среду существующих производств, организация новых производств основанных на экотехнологиях);

• социальные (повышение уровня жизни населения в результате роста продуктивности и эффективности общественного производства, формирование инновационного социально-психологического климата).

Организационно-функциональная структура зависит от множества факторов, в частности, от специализации, характера и объема выполняемых функций и др. В наиболее общем случае в структуру научно-технологического парка входят: научно-исследовательский комплекс (совокупность научно-исследовательских институтов, лабораторий и организаций) — производственно-технологический блок, состоящий из различных предприятий и компанийинфраструктурный блок и др.

Структура научно-технологического парка, на наш взгляд, должна удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать основным целям и задачам создания, а также обладать гибкостью, способностью адаптироваться к новым целям и задачам, которые могут возникнуть в связи с изменившимися общественными потребностями либо в результате появления новых открытий и изобретений;

• создавать условия для наиболее рационального разделения и кооперации труда между подразделениями научно-технологического парка, четкой специализации проводимых работ, обеспечивающих возможность накопления знаний и опыта в каждом из закрепленных направлений;

• способствовать непрерывности инновационного цикла, сокращению продолжительности разработки и освоения новации;

• способствовать эффективному и наиболее полному использованию всех видов ресурсов, как в сфере создания новых продуктов, так и в сферах организации, управления, производства, реализации и эксплуатации.

Финансовая система научно-технологического парка состоит из следующих основных блоков:

• совокупность источников поступления денежных средств;

• механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения (распределения) в научно-технические, производственные, организационные, социальные, экологические и др. проекты и целевые программы;

• механизм страхования проектов;

• механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться финансовая система научно-технологического парка, на наш взгляд, должны выступать:

• четкая целевая ориентация системы — ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

• логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых механизмов;

• множественность источников финансирования;

• широта и комплексность системы, то есть возможность охвата максимально широкого круга инноваций и направлений их практического использования;

• адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей финансовой системы, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

3. Разработаны методические основы оценки эффективности функционирования научно-технологических парков.

Эффект от деятельности научных парков складывается из общей совокупности взаимосвязанных и оттого усиливающих действия друг друга результатов, порождающих качественно новый уровень развития производства, общества. Данный эффект проявляется в том, что достигается качественно новый уровень реализации инновационного процесса, достигаемый за счет организационных связей между структурными элементами научно-технологического парка. Другими словами в научно-технологическом парке, за счет объединения различных по специализации и специфике деятельности структур, достигается неразрывность, управляемость, возможность оптимизации и, в конечном счете, эффективность инновационного процесса.

Необходимо отметить, что оценка эффективности научных парков связана с определенными сложностями, в частности с тем, что в данной области существует ряд разнокачественных эффектов, и к тому же они начинают проявляться через определенный, как правило, значительный промежуток времени. В определенных случаях деятельность научных парков и отдельных его подразделений влияет косвенно, и не всегда можно измерить количественно достигнутый эффект.

4. Разработаны методические рекомендации по формированию научно-технологического парка в ОАО КАМАЗ.

В ходе анализа было выявлено сложное экономическое положение отрасли грузового автомобилестроения.

В свою очередь анализ потенциала и состояния промышленных комплексов грузового автомобилестроения, и, в частности, ОАО КАМАЗ, выявил, что здесь имеются все необходимые условия для создания научно-технологических парков. С одной стороны, острота и актуальность назревших социально-экономических проблем, требующих принятия неотложных мер по их решению, с другой — существование необходимых стартовых условий для создания научно-технологических парков: 1) наличие научного потенциала, мощный инженерно-технический корпус- 2) наличие региональной и местной законодательной базы поддержки малого бизнеса, инновационной деятельности- 3) развитую финансовую систему- 4) наличие развитой сети сервисных фирм- 5) наличие незадействованных производственных, административных, складских и прочих площадей- 6) наличие развитой коммуникационной сети- 7) созданы элементы базовой инновационной инфраструктуры.

Формирование научно-технологического парка предполагается проводить в программно-целевой форме. В связи с этим в работе определены цели, задачи и стратегия создания научно-технологического парка, последовательность мероприятий по его созданию.

Целью создания научно-технологического парка является экономическое развитие ОАО КАМАЗ на основе непрерывного обновления продукции, технологий, материалов, организационных форм, использования др. инноваций. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, составляющие поэтапную целевую программу создания и развития научно-технологического парка:

1) реализация инновационных научно-технических проектов, базирующихся на внедрении как уже имеющихся, так и вновь создаваемых перспективных научных и конструкторских разработок;

2) реализация инфраструктурных проектов, направленных на развитие деловых и производственных услуг, на создание элементов инновационной инфраструктуры;

3) реализация социальных проектов;

4) реализация проектов формирования структур управления, проектов презентации научно-технологического парка.

Стратегия создания и функционирования научно-технологического парка заключается в развитии научных исследований, формировании на их базе инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры за счет более полного и эффективного использования эндогенного потенциала территории (имеющихся научных, производственных, финансовых, кадровых и прочих резервов). Важная роль отводится малому инновационному бизнесу, который будет выполнять функцию отработки научных идей, новых технологий производства, новых видов продукции для последующего широкомасштабного освоения перспективных направлений крупными промышленными предприятиями территории.

В диссертационной работе предложена организационно-функциональная структура научно-технологического парка, определены его основные блоки и их функции.

Экономическим ядром научно-технологического парка являются инновационные проекты, как научно-технического профиля, так и социального, экологического, экономического, организационного. При формировании портфеля проектов, необходимо найти оптимальное сочетание научно-технических (более рисковых и затратных) и производственных проектов (менее рисковых и быстрее дающих прибыль), обеспечивающих в перспективе самоокупаемость научно-технологического парка.

В диссертации предложены основные направления развития научно-технологического парка в соответствии с концепцией развития автомобильной промышленности России.

В рамках диссертационного исследования разработана модель функционирования Камского индустриального парка «Мастер», как структурного подразделения научно-технологического парка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М.: Наука, 1992. — 168 с.
  2. А.Н. Фонды поддержки науки как регуляторы научно-технического развития // Социологические исследования. 1997. — № 8.
  3. А.Н., Кулькин A.M. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки/ ИНИОН РАН. 1992.
  4. Р.З. О финансово-экономическом состоянии промышленных предприятий, их влиянии на социально-экономическое положение города и мерах по стабилизации их работы. // Челнинские известия. -1999.-№ 36.
  5. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Экономист. -1997. -№ 10.
  6. И.Т. Основы финансового менеджмента. М: Финансы и статистика, 1995.
  7. Банковское дело / под. ред. Лаврушина О. И. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
  8. М., Хрусталев Е. Экономическая безопасность наукоемких производств // Вопросы экономики. 1999. — № 9.
  9. JI. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. 1996. — № 3.
  10. Р.А. Технополис как средство решения современных задач НТП // Экономическая синергетика и инновационный процесс: Тезисы докладов Межвузовской научно-практической конференции. Наб. Челны.: Изд-во КамПИ, 1998, 106 с.
  11. Ю. Наукоемкая промышленность и технологические парки в СССР//Мир науки. 1991.-№ 1.-С. 18−21.
  12. А.Н. Полигоны технического прогресса. // Сельская жизнь. -1996.-№ 4.
  13. О.В., Масленникова О. А. Проблемы финансирования науки и пути их решения // Финансы. 1994. — № 9.
  14. В.А., Маркова В. Д. Маркетинг технологических нововведений // Эко. 1997. -№ 2.
  15. С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Инф.-изд. Дом «Филин», 1997, 336 с.
  16. В. Есть ли будущее у российского автопрома?! // Автомобильный транспорт. 2003. — № 5. — С.20−21.
  17. В. Есть ли будущее у российского автопрома?! // Автомобильный транспорт. 2003. — № 6. — С.25−26.
  18. Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства (опыт Голландии) // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 6.
  19. В. 1998 год: экономика и социальная действительность// Экономист. 1998. -№ 12.
  20. A.M., Торсуев Н. П. Анализ и основные направления развития и размещения производительных сил РТ. Казань: Изд-во «Эко-центр», 1996. — 195 с.
  21. Н.Х. Экология Татарстана: современная ситуация, пути к устойчивому развитию. Казань: Изд-во «Экоцентр», 1996. — 195 с.
  22. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДАР, 1991,310 с.
  23. Н., Иванов Н., Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов» // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1.
  24. Е.В. Факторы повышения конкурентоспособности автомобилестроительных компаний в условиях глобализации мировой экономики // Вестник транспорта. 2003. — № 1. — С.5−14.
  25. Е.В. Факторы повышения конкурентоспособности автомобилестроительных компаний в условиях глобализации мировой экономики // Вестник транспорта. 2003. — № 2. — С.26−37.
  26. Государственное регулирование промышленности: новые традиции и передовые технологии (на материалах Франции). Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1992, 67 с.
  27. М. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий в 1992—1993 гг.. // Экономика и жизнь. 1994. — № 10. -с.15.
  28. Л., Фальцман В. Тенденции и перспективы развития науки // Экономист. 1996. — № 6.
  29. А.А. Механизмы венчурного финансирования: мировой опыт и перспективы развития в России// Менеджмент в России и зарубежом-1998 г.-№ 2.
  30. А.А. На Западе науку уважают.// Экономика и жизнь 1998 г. -№ 45.
  31. В. Экономико-математическая модель развития корпорации // Российский экономический журнал. 1997. — № 10.
  32. В. Финансово-промышленные группы в Российской экономике // Российский экономический журнал. — 1999. № 4.
  33. В. Финансово-промышленные группы в Российской экономике // Российский экономический журнал. 1999. — № 2.
  34. М. Как стать лучшим: политика взаимоотношений автозаводов и поставщиков // Автостандарт. 2002. — № 6. — С. 17−22.
  35. Т.В., Игнатьева Е. Д. и др. Экономический рост как объект региональных исследований. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1998.
  36. Инкубаторы зарубежных стран: состояние и тенденции развития. Выпуск 9. Минобразование России, Тверской ИнноЦентр, 1997.
  37. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития/ Ю. В. Перевалов, О. Н. Нестеренко, В. А. Ятнов, Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1998.
  38. Инновационный менеджмент: справ. Пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997. 560 с.
  39. Интеграция академической науки и производства: организационно-правовое обеспечение / Отв. ред. В. Б. Аверьянов. Киев: Наук. Думка, 1990.-237 с.
  40. В. Позолоченный век // Автостандарт. 2002. — № 6. — С.35−38.
  41. Каталог университетских научно-технологических парков России. Выпуск 1. 1998.
  42. В.П. Управление научно-техническим прогрессом: региональный аспект (Вопросы методологии и практики) М.: Наука, 1986, 216 с.
  43. В. Инновационные системы: типология и эффективность // Свободная мысль. 1997. — № 23.
  44. Е. Научные парки и технологические инкубаторы: состояние отрасли// Теория и практика создания научно-технологических парков и инкубаторов бизнеса. Вып. 8. М., Ташкент, 1993.
  45. Коваленко Г.,. Пономаренко А., Семенцева Г. Российские предприниматели в инновационном бизнесе // Российский экономический журнал. 1997.-№ 4.
  46. А.С. Автомобилестроение России на пороге XXI века // Автомобильная промышленность. 2001. — № 3. — С. 1−5.
  47. .Л. Введение в экономическую синергетику, г. Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 1999, 304 с.
  48. .Л. Управление проектами в машиностроении. М.: Изд-во «Машиностроение», 2000, 413 с.
  49. .Л. Челнинский технополис: утопия или реальность? г. Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 1990, 30 с.
  50. .Л., Галиакберова А. А. Синергетический эффект технопо-лисного развития региона // Экономическая синергетика и инновационный процесс: Тезисы докладов Межвузовской научно-практической конференции. Наб. Челны.: Изд-во КамПИ, 1998, 106 с.
  51. А.А. Новая техника в условиях перехода к рынку. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1993. 260 с.
  52. Ю.В. Управление отраслевой наукой (Вопросы теории и практики). М.: Наука, 1991, 225 с.
  53. Г. Содействие малому бизнесу: опыт, проблемы, решения // Мир науки. 1991. — № 4. — С.20−23.
  54. Межвузовская научно-техническая программа «Университетские технопарки и инновации» на 1998−2000 гг. Москва. 1998.
  55. . Управление знаниями вызов 21 века // Вопросы экономики.- 1999.-№ 9.
  56. Т.Г. Территориально-производственные комплексы СССР: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 176 с.
  57. Н.Смородинская, А. Капустин Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. № 12. — 1994.
  58. Научные и технологические парки: Сборник методических материалов/ Ассоциация научных и технологических парков высшей школы, Вып. 1, под ред. А. С. Кулагина, В. Е. Шукшунова, Москва, 1993.
  59. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность). / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 288 с.
  60. К.В. О сущности экономического ядра и о точках роста в российской экономике. // Общество и экономика.- 1997. — № 5.
  61. В.И. Автомобилестроение России в 2001 году // Автомобильная промышленность. 2002. — № 3. — С.4−8.
  62. В.И. Автомобильная промышленность России в 2002 г. // Автомобильная промышленность. 2003. — № 3. — С. 1−5.
  63. Ю., Ятнов В. Технополисы как территориальные центры структурной перестройки // Вопросы экономики. 1996. — № 10.
  64. Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. 1997. — № 5.
  65. Ю.В. Основа экономического развития.// Вестник РАН, 1998, том 68, № 10, с. 887−894.
  66. Ю.В., Голова И. М., Суховей А. Ф. Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1996.
  67. Ю.В., Добродей В. В., Гимади И. Э. Модели финансового менеджмента на предприятии. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1999, 277 с.
  68. Ю.В., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А. Организационно-правовая основа формирования полюсов саморазвития в регионе. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1997, 42 с.
  69. Ю.В., Романова О. А., Чененова Р. И., Ченчевич С. Г., Макарова И. В., Юрпалов С. Ю. Конверсия и реструктуризация оборонного комплекса: региональные проблемы и перспективы. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1998.- 180 с.
  70. Ю.В., Ятнов В. А. Методологические основы формирования полюсов роста инновационного профиля в регионе (на базе конверсии). Екатеригбург: ИЭ УрО РАН, 1996.
  71. Постановление КМ РТ № 855 от 01.12.1997 «Положение о едином порядке прохождения, финансирования и контроля исполнения бизнес-планов инвестиционных проектов промышленных предприятий и организаций РТ»
  72. Постановление Правительства РФ № 79 от 24.01.1998 г. «О мерах поразвитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов)»
  73. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.
  74. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- под ред. проф. Т. Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 304 с.
  75. И.Л. «Технополис» в программах регионального развития // Япония: проблемы научно-технического прогресса. М., 1986, с. 204−212.
  76. Свободина J1.M. Особенности прогнозирования на рынке нововведений // Вестник СпбГУ, Сер. 5, 1996, вып. 2 (№ 12)
  77. Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. -1997.-№ 5/6.
  78. О. Технологический облик России на рубеже 21 века // Экономист. 1998. — № 6.
  79. А. Песнь о пламенном моторе // Автостандарт. 2002. — № 6. — С.23−26.
  80. Н.Т. Концепция развития автомобильной промышленности России // Автомобильная промышленность. 2002. — № 7. — С. 1−5.
  81. А.Ф. Научные парки в России как субъект инновационной деятельности: противоречия развития и пути их преодоления. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1995.
  82. А.Ф. Технополисы и технопарки за рубежом: опыт организации и управления. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1997.
  83. А.Ф. Технополисы и технопарки за рубежом: особенности структурно-функционального устройства. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1995.
  84. А. И. Суховей А.Ф. Технополисы зоны экономического роста. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994 г.
  85. А.И. Технополисы зоны экономического роста // Вестник РАН, 1996, том 66, № 6, с. 499−506.
  86. А.И., Львов Д. С., Куклин А. А., Мызин А. Л., Богатырев Л. Л., Коробицын Б. А., Яковлев В. И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. 276 с.
  87. А.И., Романова О. А. и др. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург: Наука, 1997.
  88. Ш. Стратегия технополисы. М.: Прогресс, 1989. 344 с.
  89. Теория и практика создания научно-технологических парков и инкубаторов бизнеса. М. Ташкент: Тверской Инноцентр, 1993, 132 с.
  90. П.Е. Технополис в Японии // Эко. 1989. — № 6. — С. 153−160.
  91. Технопарки и малый наукоемкий бизнес / Сер. Научно-технологические парки, инновационные бизнес-центры и инкубаторы. Тверь: Тверской Инноцентр, 1995, 146 с.
  92. Технополисы и социально-экономическое развитие регионов / Сер. Научно-технологические парки, инновационные бизнес-центры и инкубаторы. Тверь: Тверской Инноцентр, 1995, 144 с.
  93. И.Л. Технополис программа регионального и научно-технического развития Японии // Япония. Ежегодник. 1988. М., 1989.
  94. А.Н. Роль высшей школы и вузовской науки в разработке и реализации инновационной политики. Тематическая серия «Научно-технологические парки, инновационные бизнес-центры и инкубаторы». Тверь. 1997.
  95. В., Корепанов Е., Давыдова JT. Факторы спроса на отраслевую науку // Вопросы экономики. 1997. — № 9.
  96. Х.А. Инвестиционная привлекательность региона // Регио-нИнформ 1999 г. -№ 7.
  97. Федеральный закон о лизинге, № 164-ФЗ от 29.10.1998 г.
  98. Федеральный закон от 30.11.95 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»
  99. В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим благоприятный инновационный климат // Экономист. 1996. — № 7.
  100. В. Организационные формы венчурного предпринимательства // Экономист. 1994. — № 6.
  101. А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М.: Наука, 1993, 272 с.
  102. В., Осипов Ю. Утечка мозгов миллион человек // Российские вести. — 1997.-25 декабря.
  103. В., Марушкина М. Интеграция инновационной сферы // Экономист. 1997. — № 2.
  104. В.Н., Марушкина М. А. Проблемы инвестиционного сотрудничества в инновационной сфере России // Вестник Моск. Ун-та, сер. 6, Экономика, 1997, № 6.
  105. М. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии // Вестник МГУ, Сер. 6, Экономика, 1995, № 1.
  106. Л.Ф. Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист. 1996. — № 9.
  107. Л.Ф., Лебедев Ю. А. Инновационный процесс в регионе (организационно-экономический аспект). Екатеринбург: УГЭУ, 1995, 256 с.
  108. Е.П. Приоритетные направления НТП: Выбор и обоснование. М., 1991.
  109. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, 250 с.
  110. Ю.В. Предпосылки преодоления инновационного кризиса // Экономист. — 1996. № 12.
  111. Ю. Проектирование и инвестирование наукоемких корпораций // Российский экономический журнал. — 1998. № 3.
  112. Ю. Российские корпорации и институт интеллектуальной собственности. // Российский экономический журнал. № 3. — 1999.
  113. Г., Антипин А. Рынок инновационных услуг (о технопарковых структурах) // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 5.
Заполнить форму текущей работой