Формирование системы оценки стоимости бизнеса на предприятии
Диссертация
На основании проведенной аналитической оценки различных подходов, применяемых для оценки стоимости бизнеса, можно с большой долей достоверности утверждать следующее. Ни один из известных методов, представленных в рамках трех известных подходов, не гарантирует получение достаточно достоверной рыночной оценки стоимости бизнеса. Подтверждением этого вывода служат, во-первых, выявленные нами… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Зарубежный и отечественный опыт оценки стоимости бизнеса и управления ею
- 1. 1. Обобщение мирового опыта использования систем управления стоимостью бизнеса
- 1. 2. Проблемные вопросы внедрения системы оценки стоимости бизнеса
- 1. 3. Предприятие как объект стоимостной оценки
- 1. 4. Содержание процесса оценки бизнеса
- Выводы
- Глава 2. Теоретические основы формирования системы оценки стоимости бизнеса
- 2. 1. Классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса
- 2. 2. Классификация целей оценки стоимости бизнеса
- 2. 3. Формирование инфраструктуры системы оценки стоимости бизнеса на предприятии
- 2. 4. Формулирование этапов оценки стоимости предприятия
- 2. 5. Основные принципы формирования системы оценки стоимости бизнеса
- 2. 6. Разработка иерархической системы взаимосвязей основных ключевых показателей (факторов) стоимости бизнеса
- Выводы
- Глава 3. Разработка методических основ по оценке стоимости бизнеса
- 3. 1. Разработка алгоритма обоснования выбора наиболее целесообразного метода оценки стоимости бизнеса
- 3. 2. Разработка методики оценки совокупной и относительной силы бизнеса
- 3. 3. Аналитическая оценка доходного, затратного, рыночного подходов и в его составе методов определения стоимости бизнеса
- 3. 4. Обоснование выбора типичного предприятия-аналога на основе многоцелевого подхода
- 3. 5. Формулирование научных и методических рекомендаций по обеспечению эффективного управления стоимостью компании 166 (бизнеса)
- 3. 6. Экспериментальный расчет, связанный с оценкой реального бизнеса
- Выводы
Список литературы
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЭ от 29 июля 1998 г. 2. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 519 от 6 июля 2001 г.
- Государственный стандарт Российской Федерации. Единая система оценки имущества. Термины и определения. ГОСТ Р 51 195.0.02−98. Введен в действие 1999−01−01.
- ГОСТ Р 51 195.0.02−98 Единая система оценки имущества. Термины и определения ГОССТАНДАРТ РОССИИ
- Абдулаев Н.А., Колайко Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие. М.: Экмос, 2003. — 352 с.
- Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
- Булычева Г. В., Демшин В. В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий. М.: ГФА, 1999.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 720 с.
- Ватник П.А. Корректировка учетных данных, компенсирующая инфляционные искажения // Моделирование рыночных структур и процессов: Сборник научных трудов/- СПб.: СП6ГИЭАД997.
- Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний // Финансовый менеджмент http://www.dis.ni/manag/arhiv/1999/l/5.htnil.
- Герасимов Н. Применение модели Ольсона в оценке стоимости компании // Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/finanalysis/valueohlson.shtml.
- Гленн М. Келли Д., Келли Э. Руководство по оценке бизнеса. — М.: Российское Общество Оценщиков. Академия оценки, 1996. 120 с.
- Гранова И.В. Оценка недвижимости: Тесты. Задачи. Практические ситуации.: Учеб. пособие/И.В. Гранова.— СПб.: Питер, 2001.- 205 с.
- Григорьев В. В, Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1997. — 320 с.
- Григорьев В., Островкин И. Оценка предприятий. Имущественный подход. М.: Дело, 1998. — 230 с.
- Гулькин П. Г. Введение в венчурный бизнес в России. — М.:РАВИ, 1999.
- Гулькин П. Г., Теребынькина Т. А. Оценка стоимости и ценообразование в венчурном инвестировании и при выходе на рынок IPO. Аналитический центр «Альпари» СПб, 2002. 190 с.
- Демшин В.В. Практические аспекты расчета ставки дисконта (метод кумулятивного построения) в процессе оценки бизнеса. — Вопросы оценки, 1999. № 2. С. 34- 37.
- Джеймс М., Коллер Т. Формирующиеся рынки: особенности оценки компаний //Тне McKinsey Quarterly, 2000. № 4.
- Егерев И. А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. — 480 с.
- Есипов В.Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса. — СПб.: Питер, 2001. 416 с.
- Инвентаризация и стоимостная оценка интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность: промышленная собственность № 1,2001, с. 34−39.
- Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов // Аналитический вестник № 1, ВНТИЦ, 2001, с. З-10.
- Карцева В.В., Карцев П. В. Учет рисков при оценке стоимости промышленных предприятий. — Тверь, 2000. — 54 с.
- Карцева BJ3. Независимая оценка в системе управления государственным и муниципальным имуществом: Учебное пособие. Тверь: ТГТУ, 2002. — 160 с.
- Кащеев Р.В., Базоев С. З. Управление акционерной стоимостью. — М.: ДМК Пресс, 2002. 224 с.
- Князева Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. № 12, 1992.
- Козырь Ю. Применение теории опционов в практике оценки // Рынок ценных бумаг, 1999. № 11. С. 57−61.
- Козырь Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости компании // Рынок ценных бумаг, 2000. № 12, 13.
- Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление. 2-е изд., стер. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. — 576 с.
- Кэхилл Дж. А., Снайдер Дж. П. Подходы к определению рыночной цены частных компаний//Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 5.-С. 92−95.
- Линг Р. Основы анализа и оценки бизнеса: Учебные материалы. — М.: Valuation Center for Central & Eastern Europe. 1997. 190 c.
- Лысенко К. Методы оценки компаний-«целей» в процессе враждебных захватов. Российская практика // Рынок ценных бумаг. 2001, № 11.
- Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма: Теорема ММ / Акад. народ, хоз. при Правительстве РФ М.: Дело, 1999. с 271.
- Новиков Б. Д. Рынок и оценка недвижимости в России. -М.: Экзамен, 2000.-512 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.:АЗЪ, 1995. С. 836.
- Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В. И. Кошкина. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 944 с.
- Оценка бизнеса: Учебник/Под ред А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М: Финансы и статистика, 2003. — 512 с.
- Павловец В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/finanalysis/value.shtml.
- Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. СПБ.: Экономическая школа, 1998. С. 353.
- Пиронова А.Н. Оценка слияний и поглощений российских компаний // Аналитическая лаборатория Веди. http://www.vedi.ru/ocr/cr0043 .htm.
- Покровский В., Савицкий К. Мир слияний и поглощений // Рынок Ценных Бумаг. 2000. № 19.
- Попков В.П., Семенов В. П. Экономика и организация инвестиций: Учеб. пособие. СПб.: СПБГИЭУ, 2001. — 124 с.
- Практические аспекты использования ноу-хау в хозяйственном обороте // Аналитический вестник № 1, ВНТИЦ, 2001, с. 16−28.
- Пратт Ш. П. Оценка бизнеса / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Институт экономического развития Всемирного банка, 1994. — 320 с.
- Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997. 128 с.
- Риис Р.П. Введение в оценку бизнеса. М.: РОО, 1993. — 380 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
- Салун B.C. Использование оценки стоимости бизнеса в принятии управленческих решений // Электронная библиотека http://www.gaap.ru/biblio/coфfinЗ 9 .htm.
- Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. — СПб.: СПБГИЭУ, 2003.- 184 с.
- Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — 432 с.
- Слияние инвестиционных компаний. Оценочный аспект // Российский клуб оценщиков http://www.appraiser.ru/info/articles/art38.htm.
- Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР. Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд, испр., и доп. — М.: Русский язык, 19 811 984. Т. 2. К-О. 1982. С. 97.
- Соколов В.Н. Методы оценки предприятия. СПб.: СПБГИЭУ, 1998.- 144 с.
- Соловьев В. Общие принципы оценки стоимости износа // Финансовый директор. 2001. № 1. С.58−60.
- Соловьев М.М. Оценочная деятельность: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2002.-224 с.
- Станиславчик Е. Методы оценки предприятий: эмпирический анализ применения / Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 1998. № 4.
- Сычева Г. И., Колбачев Е. Б., Сычев В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-384.
- Тришин В.Н., Шатров М. В. Метод экспресс-оценки для крупного предприятия. //Журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», № 10(15), 2002, С. 77−85.
- Федотова М. А. Сколько стоит бизнес? М.: РОО Перспектива, 1996.-160 с.
- Федотова М.А., Уткин Э. А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. М.: «ЭКМОС», 2002. — 352 с.
- Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт/ Пер. с англ. Л. И. Лопантикова. М.: ЗАО «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ», 2000. — 370.
- Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. — М.: Дело, 1995. С. 12.
- Хадсон-Уилсон. С. Количественные методы финансового анализа: ИНФРА-М, 1996
- Царев В. В. Кантарович А.А. Управление стоимостью бизнеса — главная цель предприятия// Журнал «Мост», № 44 май, 2000. С. 39 -41.
- Царев В.В. Внутрифирменное планирование. СПб.: Питер, 2002.-496 с.
- Царев В.В., Кантарович А. А. Электронная коммерция. — СПб.: Питер, 2002. 320.
- Черняк В.З. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1996. —176 с.
- Шарп У.Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. Инвестиции. — М.: ИНФРА-М, 1998.-291 с.
- Шим Джей К., Сигл Джоэл Т. Методы управления стоимостью и анализ затрат. — М.: Филинъ, 1996. — 360 с.
- Шипов В. Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики // Рынок ценных бумаг 2000, № 18.73.. Школьников Ю. Особенности оценки российских компаний // Рынок ценных бумаг, 1998. № 4.
- Экономическая политика. № 44 (564) от 21 июня 2001.
- Mark Cameron «The Valuation of newly-formed technology companies», p.3., www.whiteandlee.com.
- Mark Cameron «The Valuation of newly-formed technology companies», www.whiteandlee.com.
- Dawn Kawamoto «Private companies wrestle with new valuation climate», CNET News.com November 9,2000
- Mark Cameron «The valuation of the newly-formed technology companies», pp. 5−6, www.whiteandlee.com
- Tom McDowell «Valuing your business», Houston Business Journal, October 16,1998
- Alexander Wilmerding «Term Sheets And Valuation», Aspatore Books, Inc., 2001, pp. 48−49
- Clinton Richardson «Complete Guide to Venture Capital», 1987, pp. 163−164.
- Getting Yours. McDonald, K.S. Fortune March 3, 1997. P. 203.
- How to Value Growth Stocks, The Motley Fool Investment Guide. -Simon&Schuster, 1996.-P.165.
- Palepu K.G., Bernard V.L. and Healy P.M. in: Introduction to Business Analysis and Valuation. International Thomson Publishing, 1997. — P. 411.
- Copeland T. Koller T. and Murrin J. in: Valuation, Measuring and Managing the Value of Companies. — John Wiley and Sons Inc. New York, 1995.
- Alfred Marchal. Principles of Economics. Vol. 1. New York: MacMil-lan & Co., 1890. P. 142.
- Black F. and Scholes V. The Pricing of Options and Corporate Liabilities // Journal of Politikal Economy, 81: 637−654. May-June. 1973.1. Понятийный аппарат
- Система оценки стоимости бизнеса — это общая концепция, состоящая из иерархически тесно увязанных между собой элементов, конечным результатом совокупного рассмотрения которых является установление научно обоснованной рыночной стоимости объекта оценки.
- Ик- издержки, связанные с привлечением собственного капиталаакционеров компании.
- Концепция — система связанных между собой и вытекающих одиниз другого взглядов на то или иное явление" 54.
- Гудвилл — это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы.
- Контролируемая доля акций (мажоритарная доля) — это такая доля в собственности, которая обеспечивает владение более 50% «голосующих» акций в бизнесе.
- Неконтролируемая доля акций (миноритарная) — это такая доля в собственности, которая обеспечивает владение менее 50% «голосующих» (обыкновенных) акций в бизнесе.
- Постпрогнозный (терминальный, продленный) год — это следующий целый год после того года, на который были спрогнозированы экономические и финансовые результаты деятельности компании.
- Под капитализированной стоимостью предприятия понимается произведение рыночной (курсовой) стоимости акций на их количество.
- Альтернативные издержки, соответствующие для определенной категории инвесторов, равны доходности, ожидаемой этими вкладчиками от использования других инвестиций с эквивалентным уровнем риска.
- Стоимость основной деятельности — это стоимость, равная дисконтированной стоимости ожидаемого в будущем свободного денежного потока.
- Деловая единица (бизнес-единица) — это юридически самостоятельная дочернее предприятие, входящее в состав материнской компании.
- С учетом того, что предметом диссертационного исследования и разработки является формируемая концепция, дадим определение этого понятия, которое мы разделяем.
- Денежный поток — движение денежных средств, возникающее в результате использования бизнеса.
- Рыночная цена — предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная денежная сумма при любой бизнес-сделке.
- Скорректированная цена бизнеса — цена продажи объекта бизнеса после ее корректировки, обусловленной необходимостью учета его различных особенностей.
- Копия точное воспроизводство объекта оценки.
- Аналог объект сходный или подобный оцениваемому предприятию.
- Норма дисконтирования норма сложного процента, применяемая при пересчете стоимости денежных потоков на определенный момент времени.
- Дисконтирование — способ определения стоимости бизнеса на определенный момент времени.