Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом профиля работы главное внимание было уделено исследованию организационно-правовых вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период. Для успешного решения государственно-правовых, экономических, социальных и культурных задач, стоящих перед обществом… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Теоретические и конституционно-правовые основы участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.1. Теоретические и правовые основы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.2. Правовые и организационные основы участия органов прокуратуры в надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Глава II. Правовые и организационные особенности обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.1. Особенности обеспечения конституционно-правовой ответственности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.2. Государственно-правовые вопросы прокурорского надзора по обеспечению конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления.

Глава 111. Государственно-правовые проблемы конституционно-правовой законности в субъектах Российской Федерации и роль органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

3.1. О некоторых проблемах конституционно-правовой законности в субъектах Российской Федерации и развитие законодательства по вопросам конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3.2. Правовые и организационные вопросы участия органов прокуратуры в

Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципиально новые условия экономического и политического развития Российской Федерации (далее — РФ) настойчиво диктуют необходимость разработки адекватной, взвешенной и продуманной концепции реформирования системы федеративных отношений, государственного строительства и местного самоуправления. При этом особую актуальность приобретает проблема обеспечения конституционно-правовой законности и ответственности в деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Представляется, что в решении этих задач должны быть активно задействованы как федеральные, так и региональные органы государственной власти, при этом значительная роль принадлежит деятельности органов прокуратуры. От рационального решения данной проблемы зависит ответ на многие вопросы, которые являются актуальными для российского государства в современный период.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокуратуры отнесен надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Согласно статье 23 названного Федерального закона прокурор вправе принести протест на противоречащий закону правовой акт. Данный протест является обязательным к рассмотрению. Прокурор вправе также обратиться в суд с заявлением о признании соответствующего акта незаконным.

Однако с середины 1998 года органы прокуратуры столкнулись с серьезной проблемой реализации ряда своих полномочий. Конституционный Суд РФ в своем решении о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации от 16 июня 1998 года № 19-П определил, что полномочия судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральным законам могут быть установлены только федеральным конституционным законом.

Отсутствие на настоящий момент такого закона в значительной мере затрудняет деятельность прокуратуры в части использования отдельных процедур для признания недействительными противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов РФ.

Особую остроту данной проблеме придает решение Конституционного Суда РФ, принятое в июле 2003 года по запросу Госсобрания — КурултаяРеспублики Башкортостана и Верховного Суда Татарии по проверке конституционности ряда положений Гражданского процессуального Кодекса РСФСР и РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым прокурор или его заместитель могут вносить в суды общей юрисдикции гражданские иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а суды общей юрисдикциирассматривать такие иски. Конституционный Суд РФ запретил судам общей юрисдикции рассматривать подобные вопросы и постановил, что такое право имеет только Конституционный Суд РФ.

Это означает, что федеральному центру теперь будет гораздо труднее бороться с ошибками регионального правотворчества, и следует искать новые решения. Более того, пересмотру могут быть подвергнуты не только принятые ранее решения, но и должны быть предложены соответствующие изменения в действующее федеральное законодательство.

Следует отметить, что вопросы участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления еще не являются объектом пристального научного исследования. В основном в большинстве работ отечественных авторов рассматривались изолированно вопросы как прокурорского надзора, так и юридической ответственности.

Институт конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, по нашему мнению, является одним из самых проблематичных институтов законодательства об организации государственной власти и местного самоуправления в нашей стране как с точки зрения предмета исследования, так и с точки зрения его юридического содержания.

Конституционно-правовая ответственность в основном базируется на принципах, которые присущи другим видам юридической ответственности. Среди них: принцип ответственности за винупринцип конституционности (законности), то есть ответственность за те деяния, которые предусмотрены в конституции (уставе) либо в принятых на их основе актахпринцип справедливости (недопустимость придания закону или иному акту, устанавливающему ответственность, ухудшающему правовое положение участников общественных отношений, обратной силы) — принцип целесообразности и другие.

При этом необходимо отметить следующие особенности, присущие именно конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: наличие правовых, политических, идеологических и нравственных аспектовналичие позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности в конституциях (уставах) субъектов РФ, уставах муниципальных образованийне всегда необходимость наличия правонарушениянеобязательность виновного поведениямногообразие санкций конституционно-правовой ответственности и их особенностиобеспеченность конституционноправовой ответственности как собственно конституционными санкциями, так и санкциями, присущими иным отраслям права. От того, насколько работнику прокуратуры удастся учесть эти компоненты, в итоге будет зависеть решение не только теоретических, но и сугубо практических задач подконтрольности государственной и муниципальной власти, и как итог — ее действенность в интересах народа.

Именно поэтому вопросы развития законодательства о конституционно-правовой ответственности государственной и муниципальной власти в субъектах РФ находятся в центре внимания настоящей работы.

Актуальность темы

исследования в значительной мере определяется необходимостью улучшения взаимодействия органов власти РФ и ее субъектов для достижения политической и экономической стабильности, укрепления единства правового пространства и установления правопорядка в стране.

В предлагаемой работе с учетом Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов, конституций (уставов) и иных нормативных правовых актах субъектов РФ предпринята попытка комплексного рассмотрения вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Актуальность темы

исследования обусловлена и тем, что многие задачи укрепления российской государственности решаются недостаточно эффективно. Неоднократно на это было указано в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также в указаниях Генерального прокурора РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Предметом исследования являются вопросы юридической регламентации участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно — правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа социальных и политических процессов, происходящих в стране, раскрыть условия, факторы и пути совершенствования законодательства, обеспечивающего конституционно-правовую ответственность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также исследовать организационно-правовые средства участия органов прокуратуры в обеспечении законности и ответственности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Названная цель достигается путем решения ряда теоретических и практических задач. Среди них: на основании анализа различных подходов и взглядов отечественных и зарубежных ученых юристов развить понятие и основания конституционно-правовой ответственности, классифицировать основные виды такой ответственности, устанавливаемые правовыми нормамиопираясь на характеристику органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, показать особенности проявления конституционно-правовой ответственности данных органов в сфере правовых отношенийвыявить конкретный механизм обеспечения конституционно-правовой законности и ответственности в деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и другие.

Исходя из этого в работе ставятся следующие задачи:

• обосновать понятие и значение конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период;

• на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, современных подходов к практике государственного и муниципального строительства проанализировать становление и развитие института конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• раскрыть общие черты и специфические особенности прокурорского надзора по обеспечению конституционно-правовой ответственности и его влияния на правотворческую деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период;

• показать необходимость и целесообразность комплексного и системного подхода в государственно-правовом исследовании конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления- • сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и выработать практические рекомендации региональным законодателям и органам прокуратуры.

Методологической и источниковедческой базой исследования послужил диалектический метод познания социально-политических и государственно-правовых явлений, сложной и многообразной практики государственного и муниципального строительства, прокурорского надзора. Использованы также исторический, сравнительно-правовой и системно-структурный анализ. Для характеристики изучаемых проблем использованы методы наблюдения, сбор фактического материала и его анализ.

В работе проанализировано конституционное федеральное законодательство, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, уставы и иные правовые акты муниципальных образований, а также практика их реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В основу настоящего диссертационного исследования положены работы как современных отечественных и зарубежных авторов, так и произведения прошлых лет, посвященные вопросам теории и практики юридической ответственности органов публичной власти, прокурорского надзора и смежной ей проблематики. В их число вошли работы: Авакьяна С. А., Алексеева С. С., Амирбе-кова К.И., Бессарабова В. Г., Бойкова А. Д., Бабаева В. К., Барабашева Г. В., Бар-цица И.Н., Белкина А. А., Бельского К. С., Бобровой Н. А., Васильева И. В., Вит-рука Н.В., Выдрина И. В., Голубева В. Ю., Горшенева В. М., Гаджиева Г. А., Дегтяревой Н. Н., Дмитриева Ю. А., Заднепровской М. В., Зражевской Т. Д., Иванова В. П., Исакова В. Б., Кокотова А. Н., Колосовой Н. М., Кряжкова В. А., Кутафи-на О.Е., Краснова М. А., Крыловой Н. Е., Ливеровского А. А., Лебедева В. А., Лейста О. Э., Лучина В. О., Малеина Н. С., Малько А. В., Мальцева Г. В., Марченко М. Н., Матузова Н. И., Меньшикова В. В., Митюкова М. А., Назарова Б. Л., Нерсесянца B.C., Пискотина М. И. Пылина В.В., Радько Т. Н., Рудинского Ф. М., Саломаткина А. С., Селезнева Н. В., Сергеева А. А., Скуратова Ю. И., Стояки-ной И.С., Сучилина А. С., Таболина В. В., Тадевосяна B.C., Тархова В. А., Тихомирова Ю. А., Тихоненко И. Н., Умновой И. А., Фадеева В. И., Шапиевой О. Г., Шапкина М. А., Шона Т. Д., Шугриной Е. С., Якубова А. Е. и других.

Научная новизна исследования. В настоящей работе впервые в отечественной юридической литературе осуществлен целенаправленный комплексный анализ социальных, политических и государственно-правовых вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С учетом профиля работы главное внимание было уделено исследованию организационно-правовых вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период. Для успешного решения государственно-правовых, экономических, социальных и культурных задач, стоящих перед обществом, обеспечение законности и ответственности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ должно стать основным направлением в государственном и муниципальном строительстве. Акцентируется внимание на том, что необходимые прогрессивные изменения в области становления российской правовой государственности во многом зависят от действенности прокурорского надзора и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ за свои деяния. Это в свою очередь позволило сделать вывод о необходимости внесения соответствующих поправок как в федеральное, так и региональное законодательство.

В содержательном плане новизна исследования заключается также в теоретическом обосновании природы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Научная новизна работы заключается в следующих положениях и рекомендациях, которые выносятся на защиту:

1. Конституционно-правовая ответственность как вид социальной ответственности представляет собой обусловленную нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ, уставов муниципальных образований необходимость органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отвечать за свое юридически и политически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения — претерпевать определенные лишения (последствия и т. д.).

2. Своеобразие конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ позволяет рассматривать ее как самостоятельный вид ответственности в публично-правовых отношениях. Она имеет сложный социальный и политико-правовой характер и выражается в наступлении для ее субъектов отрицательных последствий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

3. Специфика органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления как субъектов конституционно-правовой ответственности состоит, прежде всего, в том, что они осуществляют соответствующие функции власти, пользуются правами и исполняют обязанности непосредственно в силу прямого действия правовых норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. В нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ все еще имеются положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Участие органов прокуратуры в обеспечении законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ требуют радикального усиления прокурорского надзора по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Необходимо внесение изменений и дополнений в федеральные законы.

О прокуратуре Российской Федерации", «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленных на совершенствование норм, регулирующих вопросы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перед гражданами, государством, физическими и юридическими лицами.

6. В рамках конституционно-правовой ответственности должен быть детально регламентирован процесс судебной защиты с участием органов прокуратуры в связи с принятыми мерами ответственности. Все дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также решений, принятых на референдумах субъектов РФ и местных референдумах должны быть отнесены к подведомственности конституционных (уставных) судов и рассматриваться с обязательным участием прокуроров, если федеральным законодательством не предусмотрено иное (например, данные функции будут исполнять административные или иные суды).

7. Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны образовать единую систему конституционного правосудия в стране. В этих целях следует внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и иные федеральные законы.

8. Следует включить прокуратуру субъектов РФ совместно с конституционными (уставными) судами в обязательный механизм оценки правомерности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ускорить принятие федеральных законов об административных судах и административном судопроизводстве.

9. В работе выделяются и дополняются новой аргументацией две основные формы участия прокурора субъекта РФ в обеспечении законности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления: 1) как субъекта права законодательной инициативы- 2) как обязательного участника, осуществляющего конституционные полномочия прокурорского надзора.

10. Необходимо реализовать комплекс мер, связанных с развитием федеративных отношений и совершенствованием нормативно-правовых основ организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ, обеспечением верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ с учетом указаний Генерального прокурора РФ и решений Конституционного Суда РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что выносимые на защиту положения расширяют и углубляют концепцию конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В работе содержатся новые подходы к данному институту как к одному из перспективных направлений развития науки конституционного (государственного) права и прокурорского надзора.

Выводы автора имеют непосредственное отношение к реальной обстановке, сложным и противоречивым процессам, проходящим в субъектах РФ, связанных со становлением и развитием регионального и муниципального правотворчества. Они могут быть использованы для совершенствования законодательства и обоснования практических мер по обеспечению действенности государственной и муниципальной власти в субъектах РФ.

Результаты исследования и материалы работы могут быть использованы в учебном процессе в ходе изучения соответствующих разделов теории государства и права, конституционного (государственного) права, прокурорского надзора, а также для подготовки и чтения спецкурса в программах юридических вузов и курсов повышения квалификации депутатов, государственных и муниципальных служащих, прокурорских работников.

Материалы данной работы используются в процессе преподавания студентам юридического факультета Челябинского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, практические рекомендации работы отражены в публикациях автора.

Данное исследование обсуждалось на кафедре теории государства и права и конституционного права юридического факультета Челябинского государственного университета, а также в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Автор выступал с докладами и сообщениями на семинарах и научно-практических конференциях, парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, прокурорских совещаниях в некоторых субъектах РФ. Используя свой многолетний опыт государственной службы, автор также принимал непосредственное участие в составе рабочих групп и комиссий по подготовке проектов нормативных правовых актов, а также в реализации мер прокурорского реагирования.

Структура исследования определена основными целями и задачами, состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, и заключения.

Заключение

.

Развитие в стране предусмотренного Конституцией Российской Федерации реального федерализма возможно только в условиях политико-правового единства федеративного государства, гармоничного сочетания интересов центра и регионов. Это достигается лишь при обеспечении соответствия правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований федеральному законодательству.

Одним из превентивных и действенных инструментов, содействующих этому соответствию, является конституционно-правовая ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Сегодня особую остроту данной проблеме придает решение Конституционного Суда РФ принятое в июле 2003 года по запросу Госсобрания — Курултая — Республики Башкортостана и Верховного Суда Татарии по проверке конституционности ряда положений Гражданского процессуального Кодекса РСРФСР и РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым прокурор или его заместитель могут вносить в суды общей юрисдикции гражданские иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а суды общей юрисдикциирассматривать такие иски. Конституционный Суд РФ запретил судам общей юрисдикции рассматривать подобные вопросы и постановил, что такое право имеет только Конституционный Суд РФ.

Это означает, что федеральному центру теперь будет гораздо труднее бороться с региональным правотворчеством и следует искать новые решения. Более того, пересмотру могут быть подвергнуты не только принятые ранее решения, но и должны быть предложены соответствующие изменения в действующее федеральное законодательство.

Следует отметить, что вопросы участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления еще не является объектом пристального научного исследования. В основном, в большинстве работ отечественных авторов рассматривались изолированно вопросы, как прокурорского надзора, так и юридической ответственности. Институт конституционно — правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является одним из самых проблематичных институтов законодательства об организации государственной власти и местного самоуправления в нашей стране, как с точки зрения предмета исследования, так и с точки зрения его юридического содержания.

Конституционно-правовая ответственность, в основном, базируется на тех же принципах, которые присущи другим видам юридической ответственности. При этом необходимо отметить особенности, присущие именно конституционно — правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, наличие правовых, политических, идеологических и нравственных аспектовналичие позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности в конституциях (уставах) субъектов РФ, уставах муниципальных образованийне всегда необходимость наличия правонарушениянеобязательность виновного поведениямногообразность и особенности санкций конституционно-правовой ответственностиобеспеченность конституционно-правовой ответственности как собственно конституционными санкциями, так и санкциями, присущими иным отраслям права. Насколько работнику прокуратуры удастся учитывать эти компоненты, в итоге зависит решение не только теоретических, но и сугубо практических задач подконтрольности государственной и муниципальной власти, и как итог — ее действенности в интересах народа.

Участие органов прокуратуры в обеспечении законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ требуют радикального усиления прокурорского надзора по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральных законов нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На взгляд автора сегодня необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленных на совершенствование норм, регулирующих вопросы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перед гражданами, государством, физическими и юридическими лицами.

Кроме этого, в рамках конституционно-правовой ответственности должен быть детально регламентирован процесс судебной защиты с участием органов прокуратуры в связи с принятыми мерами ответственности. Все дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также решений, принятых на референдумах субъектов РФ и местных референдумах должны быть отнесены к подведомственности конституционных (уставных) судов и рассматриваться с обязательным участием прокуроров, если федеральным законодательством не предусмотрено иное (например, данные функции будут исполнять административные или иные суды).

Следует включить прокуратуру субъектов РФ совместно с конституционными (уставными) судами в обязательный механизм оценки правомерности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сегодня необходимо ускорить принятие федеральных законов об административных судах и административном судопроизводстве, поскольку Конституционный Суд РФ запретил судам общей юрисдикции рассматривать дела по искам прокуратуры о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, в части, если ранее это не было предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Автор считает, что следует особо уделить внимание такой форме работы прокурора субъекта РФ в обеспечении законности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, как его активное участие в правотворческом процессе.

Автор полагает, что для решения поставленных проблем в стране следует реализовать целый комплекс мер, связанных с развитием качественно новых федеративных отношений и совершенствованием нормативно — правовых основ организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ, обеспечением верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ.

Автор не претендует на исчерпывающее освещение данной проблемы в настоящем исследовании и планирует дальнейшее изучение поднятых им вопросов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М: Юрид. лит., 1993.
  2. Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1−3. — М.: Известия, 1995−1998.
  3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1996 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
  4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями от 15.12.01 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447- 2001. № 51. Ст. 4824.
  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3302- 1996. № 5. Ст. 411.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации М., 2002 г.
  8. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 5906.
  9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объе-динениях"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930- 1997. № 20. Ст. 2231- 1998. № 30. Ст. 3608.
  10. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  11. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
  12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Российская газета. 2003. 8 октября.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «Об утверждении Положения о Полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральном округе"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 20. Ст. 2112.
  14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.
  15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14
  16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1995 года «О действенности государственной власти в России"//Российские вести. 1995. 17 февраля.
  17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1997 года «Порядок во власти — порядок в стране». — М.: Юрид. лит., 1997.
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 года «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». — М., 2001.
  19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. //Газета. 2002. 19 апреля.
  20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г.//Российская газета. 2003. 17 мая.
  21. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., 1999.
  22. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. М., 1997.
  23. Р.Г. Правовое обеспечение национальной и федеральной политики российского государства//Российский конституционализм: проблемы и решения. — М., 1999.
  24. С.А. Государственно-правовая ответственность//Советское государство и право. 1975. № 10.
  25. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
  26. С.А. Санкции в советской государственном праве//Советское государство и право. 1973. № 11.
  27. С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России//Журнал российского права. 1997. № 7.
  28. С.А. Проблемы реформы конституции//Российский конституционализм: проблемы и решения М., 1999.
  29. К.И. Публично-правовая ответственность органов местного самоуправления в Российской Федерации: конституционные аспекты: Монография.-М.: Компания «Спутник», 2002. Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.
  30. С.С. Общая теория права. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1998.
  31. А.А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.-М, 1994.
  32. П.Д. Вопросы общего надзора в практике советской прокуратуры. -М., 1956.
  33. Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации//Российская Федерация. 1994. № 21.
  34. А.И. Проблемы развития российской государственности в конце XX века//Федерализм власти и власть федерализма/Отв. ред. Н. М. Губогло — М., 1997.
  35. А.И. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научи, конф. (Москва, 7 декабря 2000) М.: ООО «Сове-ро-Принт», 2001.
  36. А., Дука А. Конфликты и компромиссы в структурах региональной политической элиты: типология правотворчества//Северная Пальмира. Афанасьев B.C. Обеспечение законности: вопросы теории и практики: Дис.. доктора юрид. наук. М., 1993.
  37. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. — М: Издат-во Норма (изд. Группа Норма-Инфра-М), 2001.
  38. .Т. Юридическая ответственность. Общетеоретический аспект. -Красноярск, 1985.
  39. Г. В. Ответственность органов управления перед Совета-ми//Советское государство и право. 1981. № 5.
  40. И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.
  41. И.Н. Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. М., 2001.
  42. А.А. Актуальные вопросы работы прокуратуры по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации//Прокурорский надзорза исполнением законов: прошлое и настоящее М., 1998.
  43. Д.Н. Административная власть как вид государственной власти//Государство и право. 1997. № 3.
  44. А.Д. Третья власть в России. М., 1997.
  45. С.Н. Юридическая ответственность и законность. Очерк теории. М.: Юрид. лит., 1976.
  46. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001. Белкин А. А. Дело о полномочиях судов. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 Г.//Уголовное право. 2000. № 1.
  47. К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении. М., 1988−1989.
  48. К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. — М., 1990.
  49. В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -М., 2001. Боброва Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.
  50. Н.В. Общие вопросы правовой ответственности. Конституционная от-ветственность//Государство и право. 2000. № 3.
  51. Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 го-да//Конституционное право. 1996. № 2.
  52. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации, от идеи к практике (Конституционно-правовой аспект). Екатеринбург, 1998. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. — Екатеринбург, 1997.
  53. В. В обход закона делят власть на нижнем этаже//Российская юстиция сегодня. 1999. № 13.
  54. Гаджи ев Г. А., Кряжков В. А. Органы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации: проблемы организации и деятельности//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4.
  55. И.А. Административная ответственность в СССР. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1974.
  56. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.
  57. Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институционный и сравнительный анализ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  58. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М.: Юрид. лит., 2001.
  59. А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принци-пы//Государство и право. 2003. № 16.
  60. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Изд. 2. М. 1998.
  61. А.Н. Разграничение полномочий между областью и муниципальными образованиями//Социально-экономический потенциал территорий разного уровня: проблемы оценки развития. Екатеринбург, 1996.
  62. А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура//Правоведение. 1998. № 1.
  63. А.А. Конституционная правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1995.
  64. А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации//Журнал российского права. 2000. № 2.
  65. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред. Б. Н. Топорнина. -М.: Юристъ, 1997.
  66. Н.М. Оставьте неприкосновенность депутатам Государственной Ду-мы//Независимая газета. 2000. 12 сентября.
  67. В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация.-М., 1991.
  68. М.А. Коллегиальная и персональная ответственность в работе местных Советов. М., 1990.
  69. М.А. Ответственность в системе народного представительства. -М., 1995.
  70. В.А. Конституционное правосудие в субъектах РФ (правовые основы и практика). М., 1999.
  71. В.Г. Советская прокуратура и ее деятельность в области общего надзора.-М., 1954.
  72. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М.: МГУ, 1981
  73. О.Э. Санкции в советском праве. — М., 1962.
  74. Р.З. Современная теория права: краткий очерк. — М., 1992.'
  75. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции//Право ижизнь. 1992. № 1.
  76. В.О. Конституция Российской Федерации и проблемы ее реализации. — М., 2002.
  77. М.А. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов РФ (Сравнительный анализу/Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3−4.
  78. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.
  79. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм//Правоведение. 1971. № 3.
  80. . Л. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственно-сти//Советское государство. 1981. № 10.
  81. М.И. Политическая ответственность работников государственного управления в социалистических странах (доклад на международной научной конференции на тему «Ответственность сотрудника государственной администрации»). Варшава, 1975.
  82. И.Л. Проблемы судебной власти в современной России/ТГосударство и право. 2000. № 7.
  83. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих («Круглый стол» журнала «Государство и право»)//Государство и право. 2000. № 3,4.
  84. В.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. Радько Т. Н. Юридическая ответственность как общая форма реализации социальных функций права//Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып.9. Волгоград, 1974.
  85. Россия в поисках стратегии: общество и власть/Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Суходеева. — М., 2000.
  86. Российский Федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность. М., 2000.
  87. И.С. Правовое регулирование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции//Академический юрид. журнал. 2002. № 3.
  88. А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М., 1995.
  89. А.С. О некоторых проблемах становления и совершенствования регионального законодательства/ЛОжноуральский юридический вестник. 1999. № 4. Саломаткин А. С. Противостояние. Испытание на прочность. Челябинск, 2000.
  90. А.С. Устав (Основной Закон) Челябинской области. Комментарий. — Челябинск, 2000.
  91. А.С., Кокотов А. Н., Выдрин И. В. Челябинская область -субъект Российской Федерации. Челябинск, 1997.
  92. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1971.
  93. Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1999.
  94. А.А., Скрынников Б. М. Законы субъектов Российской Федерации в системе правовых основ местного самоуправления//Журнал российского права. 1999. № 9.
  95. Ю.И. Система социалистического самоуправления советского народа. Свердловск, 1987.
  96. Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации//Российская Федерация. 1994. № 5.
  97. М.С. Сущность юридической ответственности//Советское государство и право. 1979. № 5.
  98. А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов РФ. Государственно-правовые вопросы. — М.: Юриспруденция, 2003.
  99. В.В. Право местного самоуправления. — М., 1997.
  100. Е.Н. Акты прокурора по общему надзору. М., 1957.
  101. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.
  102. В.А. Понятие юридической ответственности//Правоведение. 1973. № 2. Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в СССР. Л., 1956.
  103. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько М., 2000.
  104. И.Н. Основания освобождения от юридической ответственности:
  105. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1995.
  106. Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.
  107. Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок//Государство и право. 1994. № 1.
  108. Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства. -М., 1998.
  109. Ю.А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации//Государство и право. 1997. № 1.
  110. Ю.А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое пособие. — М., 1999.
  111. А., Миндубаев Ж. Двоевластие в районном центре//Российская Федерация сегодня. 1999. № 6.
  112. А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Монография. Екатеринбург, 1999. Явич Л. С. Право и социализм. — М.: Юрид. лит., 1982.
  113. В.Ф. Объективное и субъективное в методе регулирова-ния//Правоведение. 1970. № 6.
Заполнить форму текущей работой