Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы регулирования деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применительно к вопросам конституционно-правовых основ деятельности общественных объединений исследованы такие направления научного знания, как конституционно-правовой статус этих объединений (кандидатские диссертации Даркова А. А. «Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации». М., 1999; Кожевникова О. А. «Конституционно-правовой статус общественных объединений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы конституционно-правового регулирования деятельности общественных объединений в федеративном государстве
    • 1. 1. Общественное объединение как организационно-правовая форма реализации конституционного права человека и гражданина на объединение
    • 1. 2. Эволюция правового положения общественных объединений в
  • Российской Федерации и ее субъектах
  • Глава II. Конституционно-правовой механизм регулятивного воздействия государства па деятельность общественных объединений в субъектах Российской Федерации
    • 2. 1. Нормативно-правовой аспект в механизме правового обеспечения деятельности общественных объединений: зарубежный и отечественный опыт
    • 2. 2. Механизм обеспечения деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации
  • Глава III. Проблемы совершенствования нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере деятельности j29 общественных объединений
    • 3. 1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как основа 129 регулирования деятельности общественных объединений на региональном уровне публичной власти
    • 3. 2. Пути оптимизации законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о деятельности общественных объединений.1 $

Конституционно-правовые основы регулирования деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современных условиях, когда общественные объединения все более активно участвуют в политической жизни страны, выдвигают разнообразные концепции ее развития и реформирования ключевых аспектов государственной деятельности, особое значение приобретает создание и совершенствование принципиально нового законодательства, основанного на демократических ценностях и приоритетах. Путь к эффективному правовому регулированию лежит через разумное сочетание централизма и дифференцированной регламентации деятельности субъектов гражданского общества, при котором значительное регулятивное воздействие на их поведение оказывает не только федеральное законодательство, но и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Подобные подходы позволяют добиваться более устойчивого диалога между публичной властью и гражданским обществом, способствуют гибкости механизма правового воздействия на общественные отношения, повышают доверие граждан по отношению к государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Важную роль при этом играет динамичное функционирование системы, направленное на достижение социально значимых целей, защиту прав и свобод человека и гражданина в процессе регионального нормотворчества. Именно в усилении указанных взаимосвязей общества и государства заключается, по нашему мнению, основное назначение реформируемой модели федеративного устройства, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, соответствующими органами государственной власти.

В апреле 2007 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин отметил: «Один из главных критериев политической культуры и развития общества — это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня"1. Законодательство субъектов Федерации в сфере совместного ведения является важным элементом системы регулирования в данной сфере, обеспечивающим условия максимально полной реализации прав и законных интересов населения субъекта Федерации, в повышении уровня социально-правовых гарантий их прав и свобод с учетом специфики и потребностей населения.

Указанные принципы имеют непосредственное отношение к организации общественных объединений в современной России. В ст. 30 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на объединение и гарантируется свобода их деятельности. Однако реализация данных конституционных положений — общая задача органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

На современном этапе развития федерального законодательства об общественных объединениях восполнены существенные пробелы в правовом регулировании, сложился крупный правовой институт, включающий в себя комплекс взаимосвязанных нормативных актов2. Однако федеральные законы не могут заменить правовые акты субъектов Российской Федерации в силу необходимости детализации норм федерального законодательства применительно к условиям соответствующего субъекта Федерации. При этом законы субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения являются не.

1 Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 апреля 2007 год. // http://www.kremlin.ru 2.

Чистова Л.А. Конституционно-правовые основы регулирования субъектами Российской Федерации участия общественных объединений в региональных политических процессах. Дис.к.ю.н., 12.00.02. Тюмень, 2005. С. 83.

См. подробнее: Потапов М. Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъектов Федерации // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 60. Крылов Б. С. Концепция развития законодательства в сфере федеративных, региональных и национальных отношений // Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 45. столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько важным элементом самого механизма регулирования в сфере совместного ведения, который «снимает» известную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения1. В этой связи положения статей 71−73 и 76 Конституции Российской Федерации требуют дальнейшего теоретического осмысления и практически-прикладного воплощения проблемы использования в этом процессе потенциала конституций (уставов) и законодательства субъектов Российской Федерации.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется рядом следующих обстоятельств:

— во-первых, необходимостью упорядочения, систематизации современного законодательства и приведения его в соответствие с принципами широкого участия общественных объединений в деятельности государства;

— во-вторых, поиском и обоснованием новых правовых решений в сфере регулирования деятельности общественных объединений, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах, адекватных формированию и функционированию демократических институтов;

— в-третьих, потребностью выявления проблем реализации, защиты права граждан на объединение и научного обоснования направлений совершенствования государственного воздействия на деятельность общественных объединений.

Несмотря на исключительную значимость и актуальность проблемы права на объединение отечественная и зарубежная наука в последние годы.

1 Чертков А. Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. № 5, май. 2005. не уделяет достаточного внимания ее осмыслению в изменившихся политико-правовых и социально-экономических условиях.

Степень разработанности темы исследования. Тема диссертации носит комплексный, многоплановый характер. Исследованию теоретико-методологических начал организации и деятельности общественных объединений посвятили свои работы такие видные ученые-конституционалисты, как С. А. Авакьян, М. В. Баглай, М. И. Байтин, Г. В. Барабашев, Н. Ю. Беляева, Н. А. Богданова, А. Ф. Брянский, Л. Д. Воеводин, И. Т. Голяков, Н. И. Данченко, Г. С. Еськов, Д. Л. Златопольский, В. Т. Кабышев,.

A.И.Ким, Д. А. Ковачев, Е. И. Козлова, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, Н. М. Конин, В. Ф. Коток, Б. П. Кравцов, С. С. Кравчук, Л. Т. Кривенко, Э. Л. Кузьмин, И. Я. Куприц, О. Е. Кутафин, А. И. Лепешкин, А. И. Лукьянов,.

B.О.Лучин, А. Ф. Малый, В. М. Манохин, Н. И. Матузов, Г. С. Михайлов,.

A.С.Мордовец, А. А. Мишин, А. Г. Мурашин, В. И. Новоселов, Л. А. Нудненко, Т. М. Пряхина, Б. А. Страшун, Е. А. Тихонова, И. Е. Фарбер, В. Е. Чиркин, К. Ф. Шеремет, Б. С. Эбзеев.

В советский период тщательно исследовался такой аспект регулирования деятельности общественных объединений, как партийное руководство ими (И.А.Азовкин, А. Ф. Брянский, С. Э. Жилинский,.

B.В.Кравченко, Г. А. Кудрявцева, Ю. А. Львович, А. П. Михалев, К. М. Травников, А. И. Щиглик, Ц. АЛмпольская), а также весьма подробным образом изучался опыт зарубежного конституционализма в сфере организационного строения общественных объединений (А.С.Автономов, В. Н. Даниленко, В. Б. Евдокимов, В.А.Туманов). Вызывают интерес изданные в этот период монографии «Конституционный статус общественных организаций в СССР» (М.: Наука, 1983) — «Общественные организации в политической системе. Аспекты взаимодействия с партией, государственными органами, трудовыми коллективами» (М.: Наука, 1984) и др.

В современной юридической науке заметно возросло число публикаций, связанных с проблематикой организации и деятельности общественных объединений, включая аспекты теоретико-правовые (кандидатская диссертация Федулова A.M. «Общественные организации как субъекты советского правотворческого процесса (общетеоретическое исследование)». Харьков, 1990; докторская диссертация Шеломенцева В. Н. «Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ». М., 2006), административно-правовые (кандидатские диссертации Соболевой Ю. В. «Общественные объединения как субъекты административного права». Саратов, 2000; Шкуркина С. И. «Административно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка». М., 2003) — политико-правовые (докторская диссертация Исламова З. М. «Политико-правовая реформа: взаимодействие права и норм общественных организаций в самоуправлении народа». Ташкент, 1991) — организационно-правовые (докторская диссертация Ищенко С. А. «Организационно-правовые проблемы управления общественными объединениями в российском и международном спортивном движении». М., 2001).

Применительно к вопросам конституционно-правовых основ деятельности общественных объединений исследованы такие направления научного знания, как конституционно-правовой статус этих объединений (кандидатские диссертации Даркова А. А. «Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации». М., 1999; Кожевникова О. А. «Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации». М., 2003) — статус отдельных видов общественных объединений (кандидатская диссертация Будак С. Д. «Конституционно-правовой статус общественных экологических объединений в России». Саратов, 2004) — исторические этапы развития государственно-правового регулирования их деятельности (докторская диссертация Туманова А. С. «Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций России в начале XX века (Историко-юридическое исследование)» М., 2004) — реализация конституционного права на объединение (кандидатская диссертация Лысенко В. В. «Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации». М., 2001).

Однако конституционно-правовые основы регулирования деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации в настоящее время изучены недостаточно. Исключение, в определенной мере, составляет кандидатская диссертация Чистовой JI.A. «Конституционно-правовые основы регулирования субъектами Российской Федерации участия общественных объединений в региональных политических процессах» (Тюмень, 2005), однако данная работа затрагивает лишь отдельные фрагменты более широкой по своему содержанию конституционно-правовой проблематики регулирования деятельности общественных объединений на региональном уровне и посвящена преимущественно вопросам политических процессов в субъектах России.

Объектом предстоящего исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере деятельности общественных объединений на уровне субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования выступает конституционно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации на современном этапе исторического развития России.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является исследование основных теоретических и практических основ правоотношений складывающихся в сфере деятельности общественных объединений на уровне субъектов Российской Федерации, исследования и проведения анализа современного состояния и направлений совершенствования регулирования деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании ставятся и последовательно решаются следующие задачи: выявить и обосновать конституционно-правовую сущность общественного объединения как организационно-правовой формы реализации права человека и гражданина на объединение в условиях федеративного государствараскрыть основные этапы эволюции правового положения общественных объединений в России с учетом ее федеративного устройствапроанализировать особенности нормативно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в России и за рубежомопределить сущность механизма обеспечения деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерациираскрыть роль конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в регулировании организации и деятельности общественных объединенийобобщить опыт обеспечения ответственности, процедур и контроля в конституционно-правовом механизме деятельности общественных объединений в субъектах Федерациивыработать практические рекомендации по совершенствованию конституций (уставов) и законодательства субъектов Российской Федерации в целях реализации конституционных основ деятельности общественных объединений в современной России.

Методологическая база и методы исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения конституционного права Российской Федерации, истории, общей теории правапонятийно-категориальный аппарат юридической науки. В исследовании использовались общенаучные методы анализа, синтеза.

В ходе подготовки диссертации использовались методологические положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, юристов, материалы научных дискуссий, конференций по проблемам теории и методологии познания конституционно-правовых проблем, а также официальные статистические и аналитические материалы, отражающие степень и характер участия граждан в области государственной и общественно-политический жизни в субъектах Российской Федерации.

В исследовании нашли применение правовые нормы, регламентирующие деятельность общественных объединений и содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, международных и межгосударственных договорах.

Важными источниками, расширившими представления диссертанта об исследуемой проблеме, явились статистические материалы и данные печати, отражающие влияние закрепленных в законодательстве прав и свобод на активное участие граждан в демократических преобразованиях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологией проведенного исследования, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования и результатах научных исследований по проблемам правоотношений, а также реализации прав граждан складывающиеся в сфере деятельности общественных объединений на уровне субъектов Российской Федерации.

Большинство выводов и положений диссертации основано на документальных материалах — текстах нормативно правовых актов Российской Федерации и нормативно правовых актах субъектов Российской Федерации, официальных статистических данных, а также с учетом практики работы законодательных (нормотворческих органов) субъектов Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка всестороннего, комплексного анализа правовых норм, регламентирующих деятельность общественных объединений в условиях федеративного устройства, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Данный анализ проводится в связи с тем, что требования по обеспечению соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным актам существенно ужесточаются, а перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по регулированию организации и деятельности общественных объединений подвергается частой корректировке. В работе отражена и обоснована авторская позиция относительно ряда положений, являющихся спорными или не получивших достаточного освещения в юридической литературе.

На защиту выносятся следующие выводы и положения, которые представляются новыми или содержат элементы научной новизны:

1. Общественные объединения представляют собой одну из организационно-правовых форм реализации конституционного права человека и гражданина на объединение. Юридическая природа общественного объединения характеризуется конституционной правосубъектностью, предполагающей формальное организационное единство объединения, устойчивость его структуры, состава и связей между членами. Понимание общественных объединений как формы реализации демократических прав и свобод, с одной стороны — предполагает добровольность участия, самодеятельность и равноправие членов объединений, а с другой — активное их участие в управлении делами государства и муниципальных образований. Важным признаком общественных объединений как субъектов конституционных правоотношений является также их обособленность по отношению к публичной властибудучи структурообразующим элементом гражданского общества, указанные объединения призваны способствовать удовлетворению преимущественно групповых потребностей и интересов граждан.

2. Эволюция правового положения общественных объединений характеризуется рядом исторических этапов, в течение которых развивались принципы свободы образования объединений и широкого участия в их деятельности граждан страны. Конституционно-правовые особенности современной России диктуют необходимость особенно тщательного учета федеративного устройства и реформы местного самоуправления, причем федеральная власть должна быть освобождена от тех функций по регулированию и поддержке общественных объединений, которые могут быть реализованы властью субъектов Федерации либо муниципальных образований. В этой связи не только содержание, но и наименование Федерального закона «Об общественных объединениях» выходит за рамки статей 71−73 Конституции Российской Федерации, создавая основу для федерального регулирования всего комплекса отношений по организации и деятельности общественных объединений, в то время как согласно Конституции Российской Федерации это составляет предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

3. На наш взгляд, методологически более верным по сравнению с действующим нормативным регулированием организации и деятельности общественных объединений было бы закрепление в статье 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» двух конституционно-правовых форм общественных объединений — общественной организации и общественного движения, в зависимости от наличия или отсутствия института членства в соответствующем объединении, при условии, что политические партии относятся к категории общественных организаций. Что же касается деятельности по сбору и расходованию взносов на общественно-полезные цели, оказанию конкретных видов услуг либо совместному решению различного рода социальных проблем, то такая деятельность могла бы осуществляться в рамках каждой из двух указанных конституционно-правовых форм (организации или движения) при условии, что общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации в качестве юридического лица и уплачивает законно установленные налоги и сборы.

4. Социальная ценность конституционно-правового механизма регулирования организации и деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации, предполагающего регламентированные нормами права процедуры и определенную дискрецию исполнительно-распорядительных и судебных органов власти, заключается в том, что подобный механизм в значительной мере обеспечивает упреждение возможности неконституционных форм социальной активности граждан. Преимущества конституционно-правового механизма ответственности и контроля в системе основных направлений деятельности общественных объединений особенно рельефно проявляются в деятельности народного представительства и конституционного правосудия современной России.

5. В конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации целесообразно установление следующих основополагающих принципов организации и деятельности общественных объединений, закрепляемых в виде отдельной статьи:

Каждый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством имеет право на объединение.

Деятельность общественных объединений осуществляется свободно и на добровольных началах.

Общественные объединения равны перед законом и судом.

Не допускается функционирование общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Общественные объединения не вправе присваивать принадлежащую государству суверенную власть.

Общественные объединения обладают правом на представительство в органах государственной власти и органах местного самоуправления в соответствии с законом.

Общественные объединения, обладающие статусом политических партий, вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти. Политические общественные объединения в соответствии с федеральным законом обладают правом выдвижения кандидатов на муниципальных выборах.

Общественные объединения пользуются правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе госвударственной власти. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено право общественных объединений на инициативу по внесению проектов нормативных правовых актов в представительный орган муниципального образования.

Общественные объединения имеют право на участие в деятельности органов народного представительства с правом совещательного голоса в соответствии с регламентами соответствующих представительных органов.

Общественные объединения имеют право на обращение в конституционный (уставный) суд области с запросами, жалобами и ходатайствами в соответствии с законом.

Общественные объединения обеспечивают общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В целях обеспечения общественного контроля настоящей конституцией (настоящим уставом) учреждается Общественная палата субъекта Российской Федерации.

Уставами муниципальных образований могут быть учреждены общественные палаты муниципальных образований".

6. К основным направлениям регионального нормотворчества, исходя из анализа сложившейся практики и объективных задач законодателей субъектов Федерации, относятся вопросы правового регулирования: взаимодействия государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениямиоказания государственной поддержки как всем общественным объединениям, так и общественным объединениям определенного вида (как правило, это молодежные и детские объединения). Подобную правовую обязанность целесообразно закрепить в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материал, обобщенный и систематизированный в диссертации, сделанные на его основе выводы и обобщения позволили сформулировать рекомендации практического характера.

Цель и логика решения задач диссертационного исследования обусловили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Выводы и обобщения диссертационного исследования позволяют сформулировать рекомендации практического характера.

Рекомендации практического плана составляют важные направления совершенствования регулятивного воздействия государства на общественные объединения, которые целесообразно объединить в следующие группы:

Первая группа — это рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации. Основы правового положения общественных объединений, зафиксированные в конституциях (уставах) субъектов Федерации, нуждаются в более детальной регламентации в региональном законодательстве, которое включает в себя не только законы субъектов, но и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые высшими должностными лицами, высшими исполнительными органами субъектов Федерации, а также рядом иных государственных органов регионов России.

Вторая группа — предложена следующая нормативная модель, которая могла бы использоваться в нормотворчестве законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Федерации:

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации (на примере области).

Статья. Основы организации и деятельности общественных объединений.

1. Каждый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством имеет право на объединение.

Деятельность общественных объединений осуществляется свободно и на добровольных началах.

Общественные объединения равны перед законом и судом.

Не допускается функционирование общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Общественные объединения не вправе присваивать принадлежащую государству суверенную власть.

2. Общественные объединения обладают правом на представительство в органах государственной власти и органах местного самоуправления в соответствии с законом.

Общественные объединения, обладающие статусом политических партий, вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах в депутаты законодательного (представительного) органа области. Политические общественные объединения в соответствии с федеральным законом обладают правом выдвижения кандидатов на муниципальных выборах.

Общественные объединения пользуются правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти области. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено право общественных объединений на инициативу по внесению проектов нормативных правовых актов в представительный орган муниципального образования.

Общественные объединения имеют право на участие в деятельности органов народного представительства с правом совещательного голоса в соответствии с регламентами соответствующих представительных органов.

3. Общественные объединения могут на обращение в уставный суд области с запросами, жалобами и ходатайствами в соответствии с законом.

4. Общественные объединения обеспечивают общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В целях обеспечения общественного контроля настоящим уставом учреждается Общественная палата области.

Уставами муниципальных образований могут быть учреждены общественные палаты муниципальных образований.

Статья. Общественная палата области.

1. В целях публичного обсуждения наиболее важных проблем государственной деятельности и разработки рекомендаций уполномоченным органам власти создается Общественная палата области.

2. Общественная палата образуется в количестве 50 членов.

3. Порядок формирования Общественной палаты области регулируется законом, который должен способствовать представительству в палате общественных объединений и социальных групп, которые не имеют представительства в законодательном (представительном) органе области.

4. Общественная палата области рассматривает вопросы своей компетенции на пленарных заседаниях. В составе палаты формируется Совет палаты. Палата избирает своих председателя и секретаря, а также вправе образовывать комиссии и рабочие группы.

5. Статус члена Общественной палаты области регламентируется законом".

Третья группа — необходимость дальнейших исследований многообразия, неоднородности функций общественных объединений, с целью выявления организаций, способных наиболее конструктивно взаимодействовать в целях построения гражданского общества и демократического государства.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы и обобщения.

1. Сравнительный анализ имеющихся в юридической литературе определений термина «общественное объединение» и их роли в гражданском обществе позволил выявить концептуальные различия в подходе юристовконституционалистов к данному понятию и сделать вывод о целесообразности рассмотрения «общественного объединения» как одной из организационно-правовых форм реализации конституционного права человека и гражданина на объединение.

2. Выделяемые в науке этапы эволюции правового положения общественных объединений не дают возможности оценить уровень развития законодательства об общественных объединениях в полном объеме. Данный пробел нам позволил восполнить анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность общественных объединений и определить этапы, характеризующие эволюцию правового положения общественных объединений, обоснованные действующими в эти периоды законодательными актами (от Русской Правды, Новгородской и Псковской судных грамот до Федерального закона РФ «О политических партиях»).

Таким образом, подтверждается факт совершенствования правового положения общественных объединений. Однако конституционно-правовые особенности современной России диктуют необходимость особенно тщательного учета федеративного устройства и реформы местного самоуправления, причем федеральная власть должна быть освобождена от тех функций по регулированию и поддержке общественных объединений, которые могут быть реализованы властью субъектов Федерации либо муниципальных образований. В этой связи не только содержание, но и наименование Федерального закона «Об общественных объединениях» выходит за рамки статей 71−73 Конституции Российской Федерации, создавая основу для федерального регулирования всего комплекса отношений по организации и деятельности общественных объединений, в то время как согласно Конституции Российской Федерации это составляет предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

3. Уточнена существующая классификация общественных объединений, в зависимости от следующих признаков: по цели деятельности (коммерческие и некоммерческие общественные объединения) — по форме (общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды (социальные и благотворительные), ассоциации, союзы, общины, избирательные объединения, казачество, товарищества) — по отношению к государству (государственные и негосударственные) — по субъектам, создающим общественные объединения (например, объединение работодателей) — по характеру субъектов (молодежные, детские объединения, собственники жилья и др.) — по территории и отраслипо отношению к избирательному процессу (политические партии, избирательные объединения и т. п.) — по легальности деятельности (тайные и нетайные объединения).

4. Конституционно-правовой механизм регулирования организации и деятельности общественных объединений в субъектах РФ представлен в виде следующих составляющих: 1) механизм создания общественных объединений любой организационно-правовой формы или отказ от создания общественных объединений. Принуждение запрещено. Равные основания осуществления регистрации уставов, равные основания отказа в регистрации и прекращение деятельности общественных объединений- 2) механизм невмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и невмешательства объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц- 3) механизм осуществления внутриорганизационной деятельности («право внутриорганизационной автономии») — 4) механизм образования союзов (ассоциаций) общественных объединений- 5) механизм вступления общественных объединений в международные связи и международные неправительственные объединения- 6) механизм реализации целей и интересов общественных объединений. Недопущение злоупотреблений свободой объединения- 7) механизм контроля и надзора за деятельностью общественных объединений- 8) механизм защиты нарушенных прав общественных объединений- 9) механизм равной ответственности общественных объединений за нарушение законодательства.

Социальная ценность конституционно-правового механизма регулирования организации и деятельности общественных объединений, предполагающего регламентированные нормами права процедуры и определенную дискрецию исполнительно-распорядительных и судебных органов власти, заключается в том, что подобный механизм в значительной мере обеспечивает упреждение возможности неконституционных форм социальной активности граждан. Преимущества конституционно-правового механизма ответственности и контроля в системе основных направлений деятельности общественных объединений особенно рельефно проявляются в деятельности народного представительства и конституционного правосудия современной России.

5. Выявлены проблемы на различных уровнях, имеющие негативные последствия для российского общества, оказывающие влияние на реализацию конституционного права на объединение в субъектах РФ, а также направления их разрешения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1999 г. М.: ИНФРА-М. 2000. 80с
  2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ от 4 февраля 2002 г., № 5. Ст. 375
  3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277. 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2697. 2005. № 10. Ст. 753.
  4. Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447- СЗРФ. 2001. № 7. Ст. 607.
  5. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 (в ред. ФЗ от10 января 2003 г. № 15-ФЗ) // СЗ РФ от 11 мая 1998 г. № 19 ст. 2069
  6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002. № 46. — Ст. 4532.
  7. Ю.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
  8. Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. (Часть I). № 1. Ст. 3. Ст. 33.
  9. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965. 2002. № 12. Ст. 1093. 2003. № 46 (Ч. 1). Ст. 4432. 2004. № 27. Ст. 2711. 2004. № 35. Ст. 3607. 2005. № 49. Ст. 5124.
  10. Ст. 4950. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 17. Ст. 25. № 30 (Ч. 1). Ст. 3104.
  11. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.// Парламентская газета. 2002. 30 июля.
  12. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343. 2002. № 12. Ст. 1093. 2004. № 35. Ст. 3607.
  13. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 2.
  14. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140. 1999. № 51. Ст. 6287. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 2. 2004. № 35. Ст. 3607. № 45. Ст. 4377. № 52 (Ч. 1). Ст. 5275.
  15. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации"// Российская газета. 2005. 7 апреля.
  16. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"// СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336. 2004. № 51. Ст. 5128.
  17. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях"// СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334.
  18. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях"//СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950- 2003. № 26. Ст. 2574.
  19. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» // СЗ РФ 17 июня 1996. № 25. Ст. 2963.
  20. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"// СЗ РФ. 2000 г., № 30. Ст. 3122- 2004 г. № 35. Ст. 3607.
  21. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 30. Ст. 3586
  22. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Парламентская газета от 30 июля 2002 г. № 142−143.
  23. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. и доп. от 22.08.2004 // СЗ РФ от 3 июля 1995. № 27. Ст. 2503- 2004. № 35. Ст. 3607.
  24. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 мая 1999 г., N18, ст. 2208
  25. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// СЗ РФ от 13 августа 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431
  26. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. 2000. № 14. Ст. 1430. 2002. № 12. Ст. 1093. 2003. № 50. Ст. 4855. 2004. № 27. Ст. 2711.
  27. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих"//СЗ РФ. 1998. № 22. Ст.2331- 2000, № 1. Ст. 12- СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3173.
  28. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» //СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.
  29. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 30. Ст. 3586
  30. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Парламентская газета от 30 июля 2002 г. № 142−143.
  31. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. и доп. от 22.08.2004 // СЗ РФ от 3 июля 1995. № 27. — Ст. 2503- СЗ РФ от 30 августа 2004. № 35. Ст. 3607.
  32. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» // СЗ РФ. 2004. № 42 ст. 4110-
  33. Указ Президента РФ от 2 мая 2006 г. N 450 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» и в Положение, утвержденное этим Указом» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2069.
  34. Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР от 7 ноября 1991, № 45. Ст. 1537.
  35. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» // СЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 17. Ст. 1954.
  36. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 894 «О государственной поддержке казачьих обществ, взявших на себя обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ
  37. РФ от 4 декабря 2000. № 49. Ст. 4821.
  38. Постановление Конституционно Суда РФ от 24 декабря 1996 года 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» // Вестник Конституционного Суда. 1996. № 5.
  39. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава -Основного закона Читинской области // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 1.
  40. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи
  41. Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. с послед, изм.// Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994. № 2. Ст. 21.
  42. Конституция Республики Карелия от 12 февраля 2001 г. с послед, изм.// СЗ РК. 2001. № 2. № 3. № 12. 2002. № 5 (Ч. 2). 2003. № 3. № 6 (Ч. 1). № 11. 2004. № 5. 2005. № 4 (Ч. 1). Карелия. 2006. 18февраля.
  43. Конституция Республики Хакасия от 25 мая 1995 г. с послед, изм.// Вестник Хакасии. 2005. № 56.
  44. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. с послед, изм.// Марийская правда. 1995. 7 июля. Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. № 11. 2000. № 3. 2001. № 6. 2003. № 7. 2004. № 10. 2005. № 7.
  45. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. с послед, изм.// Якутские ведомости. 1992. № 7. Якутия. 2002. 12 ноября. 2003. 19 июля.
  46. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994 г. с послед, изм.// Бурятия. 1994. 9 марта. 1996. 11 июля. 1999. 10 июля. 2000. 30 декабря. 2001. 16 марта. 26 декабря. 2003. 2 июля. 31 декабря. 2004. 8 мая. 2005. 5 мая.
  47. Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 г. с послед, изм.// Северная Осетия. 2005. 2 июня.
  48. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. с послед, изм.// Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2005. № 3 (Ч. 1). Ст. 242.
  49. Конституция Республики Алтай от 7 июня 1997 г. с послед, изм.//
  50. Звезда Алтая. 2006. 24 января.
  51. Устав города Москвы от 28 июня 1995 г. с послед, изм.// Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. 22 марта.
  52. Устав Московской области от 11 декабря 1996 г. с послед, изм.// Ежедневные Новости. Подмосковье. 2006. 8 апреля.
  53. Устав Хабаровского края от 30 ноября 1995 г. с послед, изм.// СЗ ХК. 2006. № 12.
  54. Устав Архангельской области от 23 мая 1995 г. с послед, изм.// Волна. 2005. 15 июля.
  55. Устав Калужской области от 27 марта 1996 г. с послед, изм.// Весть. 2005. 29 июня.
  56. У став Тульской области от 12 ноября 2001 г. с послед, изм.// Тульские известия. 2005.10 ноября.
  57. Устав Санкт-Петербурга от 28 февраля 1998 г. с послед, изм.// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. 28 октября.
  58. Устав Ленинградской области от 27 октября 1994 г. с послед, изм.// Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2006. Вып. 20.
  59. Устав Пензенской области от 10 сентября 1996 г. с послед, изм.// Пензенские губернские ведомости. 2006. № 10. Ст. 1.
  60. Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об общественных объединениях» от 14 октября 1996 г.// Сборник законов и постановлений (сентябрь 1996 года-январь 1997 года). Нальчик, 1997. В настоящее время утратил силу.
  61. Закон Республики Калмыкия «Об общественных объединениях» от 16 августа 1995 г.// Известия Калмыкии. 1995. 7 сентября. В настоящее время утратил силу.
  62. Закон Мурманской области «О государственной поддержке общественных объединений в Мурманской области» от 26 октября 2005 г.//Мурманский вестник. 2005. 29 октября.
  63. Закон Орловской области «О государственной поддержке общественных объединений в Орловской области» от 8 сентября 2004 г.// Орловская правда. 2004. 15 сентября.
  64. Закон Курганской области «О государственной поддержке деятельности общественных объединений в Курганской области» от 2 сентября 1997 г.// Новый мир. 1997. 10 сентября.
  65. Закон Саратовской области «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области» от 13 марта 2001 г.// Саратовские Вести. 2001. 29 марта.
  66. Закон Ярославской области «О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений» от 23 октября 2003 г.// Губернские вести. 2003. 2 ноября.
  67. Закон Санкт-Петербурга «О государственной поддержке общественных объединений ветеранов войны и труда, инвалидов и жертв политических репрессий Санкт-Петербурга» от 22 мая 1997 г.// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1997. № 7−8.
  68. Закон Алтайского края «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае» от 6 апреля 1998 г.// СЗ АК. 1998. № 23 (Ч. 1).
  69. Закон Тюменской области «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области» от 28 декабря 2004 г.// Тюменские известия. 2004. 29 декабря.
  70. Закон Брянской области «О государственной поддержке общественных объединений и их взаимодействии с органами государственной власти Брянской области» от 11 июля 2003 г.// Брянская неделя. 2003. 17 июля.
  71. Закон Томской области «Об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка на территории Томской области» от 9 октября 1997 г.// Томский вестник. 1997. 25 ноября.
  72. Закон Республики Мордовия «О приобретении общественным объединением регионального (республиканского) статуса» от 10 июня 1996 г.// Известия Мордовии. 1996. 14 июня.
  73. г. Москвы от 28.01.2004 № 4 «О молодежи"// Ведомости Московской городской Думы. № 3 (ст. 4). 25.03.2004.
  74. Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991 г. № 2114−1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533.
  75. г. Москвы от 28.01.2004 № 4 «О молодежи"// Ведомости Московской городской Думы. № 3 (ст. 4). 25.03.2004.
  76. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.503- 1999. № 14. Ст.1666- 2000. № 31. Ст. 3204.- 2001 г. № 32. Ст. 3316.
  77. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708−1 «Об общественных объединениях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42. Ст. 839
  78. Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792- 1995. № 26. Ст.2399 2000. № 26. Ст. 2736.
  79. Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991 г. № 2114−1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533.
  80. г. Москвы от 28.01.2004 № 4 «О молодежи"// Ведомости Московской городской Думы. № 3 (ст. 4). — 25.03.2004.-
  81. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
  82. Верховного Совета РСФСР.1991. № 16. Ст.503- 1999. № 14. Ст.1666- 2000. № 31. Ст. 3204, 2001. № 32. Ст. 3316.
  83. Закон СССР «Об общественных объединениях"//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42. Ст. 839.
  84. Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1992. № 30. Ст. 1792- 1995. № 26. Ст.2399- 2000. № 26. Ст. 2736.
  85. Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991 г. № 2114−1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533.
  86. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.503- 1999. № 14. Ст.1666- 2000. № 31. Ст.3204- 2001 г. № 32. Ст. 3316.
  87. Методические рекомендации по организации и осуществлению органами юстиции контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям- Решение коллегии
  88. Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991 г. № 2114−1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533.
  89. Конституция (Основной закон) Союза Советских социалистических республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.
  90. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России (введен ВС РСФСР в 1978 г.)// Ведомости Верховного Совета Российской Федерации от 13 апреля 1978 г., N 29, ст. 407.
  91. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик// ВВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
  92. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России //Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
  93. Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» от 26.04.1990 г.//Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329.
  94. Закон СССР от 23.12.1989 «О конституционном надзоре в СССР» // Свод законов СССР. Т. 1, с. 44−3. 1990.
  95. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// Библиотечка Российской газеты. 1999. — Выпуск N 22−23.
  96. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) // СЗ РФ. 2001. -№ 2.-Ст. 163.
  97. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Библиотечка российской газеты. 1999. — Вып. .№ 22−23.
  98. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных с иностранными государствами. -М., 1978. Вып. XXXII. С. 36.
  99. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения, т.2. М, 2000.
  100. Диссертации, монографии и учебные пособия
  101. С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. 360 с.
  102. Административное право. Лекции Елистратова А. И. М., 1911. -165 с.
  103. Д.А. Конституционное право на объединение: механизм обеспечения и пределы ограничения. Дисс.к.ю.н. 12.00.02. Рост он/Д, 2001.-194с.
  104. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.-225 с.
  105. Т.А. Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2003.-24 с.
  106. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4/ Пер. с древнегреч. Т.А.
  107. Миллер. Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  108. П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования. Автореф. докт. юрид. наук. М., 2006. 46с.
  109. М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА МД999. — 752 с.
  110. М.В. Конституционное право российской Федерации. Уч. для юр. вузов и факультетов. Изд.3-е, изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2002.-800 с.
  111. Д.В. Права и свободы жителей Российской империи в период становления и развития капитализма (1861−1905 гг.) Автореф. на соискание ученой степени к.ю.н., 2003. Саратов. 23 с.
  112. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2. е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М., 2002. — 704с.
  113. С.Н. Юридические лица в советском праве. М. Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. 364с.
  114. JI.A. Тайные общества, или кто правит миром? М.: Рипол Классик, 2000. 432с.
  115. Н. Тайные общества XX века// www. patriotica.ru/history/ bogolubov.-
  116. А.Н. Комментарий в Федеральному закону «Об общественной палате Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ., 2006. 254с.
  117. Г. А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека/ Г. А. Василевич- Респ. ин-т высш. шк. БГУ. Мн.: Право и экономика, 2003. — 207с.
  118. Ю.С., Емельянов Н. А. Местное самоуправление в зарубежных странах: Уч. пособие. -М.: Тула. Гриф. 1998. -260 с.
  119. Н.В., Гаврилов О. А., Дудко И. Г. и др. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности /
  120. Отв. ред. С. В. Поленина. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. -144 с.
  121. А.Б. Теория государства и права: Уч. для юрид. вузов. -3-е изд. М. 1999.-528 с.
  122. Вопросы теории и истории общественных организаций / Под ред. Ц. А. Ямпольской. М., 1971.-258с.
  123. Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. 298с.
  124. И. Тайные общества всех веков и стран. М., 1995. -480с.
  125. А.В., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? М., 1990. -186с.
  126. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1.М., 1981.-699с.
  127. Л.А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. М., 2000. Т. 1.
  128. А. П. Личные конституционные права советских граждан: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 1972. -21с.
  129. В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М.: Норма, 1999. 268с.
  130. В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. Москва, Янус-К, 2000. 336 с.
  131. А. Д. Государственное право: Курс лекций. СПб., 1884−1985.-536с.
  132. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. Москва: ООО «Северо-Принт». 254с.
  133. Гражданское право: Уучебник/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Буклайн, 2005. -773 с.
  134. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Д.: Изд-во ЛГУ, 1981.-246с.
  135. В. Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М.: Изд-во Юрид. лит, 1984. 192с.
  136. В.З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права на объединение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1998. 55с.
  137. В. Ф. Полицейское право. СПб.: Сенат. Тип, 1917. 522с.
  138. Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М., 1994.-206 с.
  139. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2002 году. М.: изд-во Юриспруденция, 2003. 416с.
  140. Н.А. Государство и власть: через самоуправление к народовластию. Тула, 1997.-164с.-
  141. Н.А. Местное самоуправление в РФ (конституционно-правовой анализ). М., 1998. -493с.-
  142. А.А. Проблемы соотношения конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1999. -23с.
  143. Законодательная власть в российском Черноземье. Деятельность, структура, состав. М., 1997. 168с.
  144. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы.
  145. Информационно-аналитический бюллетень. Выпуск 2 (20). М., 2001. -199с.
  146. А.А. Политические права и свободы граждан и механизм их реализации в РФ. Дисс.к.ю.н. М., 1993 250с.
  147. JI.A. Организационно-правовое обеспечение приоритетов регионального развития// Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма. М., 2000. 232с.
  148. В.В. Устав Иркутской области как законодательный акт. Иркутск, 1997. -186 с.
  149. Р. Борьба за право. Перевод с 13-го немецкого издания. Переводчик: Ершов С. И. М.: Изд-во Феникс, 1991. 64с.
  150. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Чибиряева. М.: Изд-во Былина, 1996. 502с.
  151. История Современной России 1985−1994. Экспериментальное учебное пособие / Под общ. ред. В. В. Журавлева. Изд. центр «ТЕРРА», -М., 1995.-256 с.
  152. О. А. Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации: Дис.. канд.юрид.наук. М., 2003−207с.
  153. С.А., Малько А. В. Теория государства и права. М., 1999. -448с.
  154. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2004. 689.
  155. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. / Под ред.С. А. Боголюбова М.: Изд. Группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 336с.
  156. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях"/ А. С. Автономов, Н. Ю. Беляева, В. З. Гущин, Г. А. Кудрявцева, Д. В. Шутько. М., 1996. — 160 с.
  157. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». Второе издание, дополненное и переработанное/Подред. М. Ю. Тихомирова. М.: 2000. 371 с.
  158. Конституционное право. Энциклопедический словарь/ Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Норма Инфра-М, 2001. 688с.
  159. Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавания. Материалы научной конференции, 25 27 марта 1999 г. / Под ред.: Авакьяна С. А. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 296.
  160. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 2002. 350с.
  161. Конституции государств Европейского Союза. М.: Норма, Инфра-М, 1997.-816с.
  162. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.1 / Под общей ред. и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001. 824 с.
  163. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.2 / Под общей ред. и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001.-840 с.
  164. Ю.Т., Заславский С. Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М., Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, 1996. 420 с.
  165. Н.В. Законодательное регулирование предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: проблемы оптимизации. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 186с.
  166. Краткий философский словарь. М.: Изд. Мысль, 1994. -320 с.
  167. .С. Концепция развития законодательства в сфере федеративных, региональных и национальных отношений // Концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1998. С. 40−55.
  168. Ю.С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. — 364 с.
  169. А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. М., 1997. -184с.
  170. А.В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации. Автореферат дисс. к.ю.н., Челябинск, 2003−25с.
  171. Л. Права человека: Вопросы и ответы. Париж, 1993. -140с.
  172. В.В. История либерализма в России. 1762−1914. М., 1995.-320с.
  173. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 687с.
  174. О.В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М., 1997. 350с.
  175. Д. А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: вопросы теории и практики. СПб, 2003. 191с.
  176. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. -292с.
  177. Методические рекомендации «Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников комплектования государственных архивов». М.: Росархив, ВНИИДАД, 1993. 110 с.
  178. М.Г. Местное самоуправление в РФ: политологический формирования и оптимизации деятельности: Дис.к.п.н. Орел, 1999. -136с.
  179. B.C. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества. Дисс. докт. юрид. наук. М., 2003. 336с.
  180. Ш. Избранные произведения. Общ. ред. и вступит. Статья с.5−46, проф. М. П. Баскина. Примеч. Р. С. Миндлиной. М., 1955. 800 с.
  181. Народ партии — власть: общественно-политические движения как предмет исследования. Научные труды МГПУ. М., 1997. — 140с.
  182. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"/ Отв. ред. А.А.Вешняков- Науч. ред. В. И. Лысенко. М., 2003. 340с.
  183. П. Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
  184. Неформалы: кто они? Куда зовут?. М., 1990. 90с.
  185. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР. М., 1990. 120с.
  186. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М.: Манускрипт, 1994. 654с.
  187. Общая теория права и государства. / Под ред. В. В. Лазарева. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. -472с.-
  188. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. — 472 с.
  189. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой.-.20-е изд., стереотип М.: Рус.яз., 1989.-750 с.
  190. Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. -М., 1990.-135с.
  191. А.В. Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004. -225с.
  192. Парламентские процедуры: процедуры России и зарубежный опыт. Материалы научной конференции, Москва, 21−23 марта 2002 г. М.: Изд-во МГУ, 2003. 480с.
  193. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. -798 с.
  194. И.А. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998. -24с.
  195. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. М.:Юрайт-М- Новая Правовая культура. 2002. 959 с.
  196. Постатейный комментарий к тексту Федерального закона РФ «Об общественных объединениях». Практическое пособие. / Вступительная статья В. И. Зоркальцева. Автономова А. С., Беляева Н. Ю., Гущин В. З., Кудрявцева Г. А., Шутько Д. В. М., «АИА-Принт», 1996. 268с.
  197. Поле мнений. Доминанты. 2001. 19 июля. № 26.
  198. Полицейское право: Конспективный курс / Сост. Фельзер. Казань, 1907.
  199. Политико-правовые ценности: история и современность. / Под ред. В. С. Нерсесянца, М.: Эдиториалл УРСС, 2000. — 256 с.
  200. Правовые проблемы евразийского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 1993.
  201. Проблемы теории государства и права. Учебник./ Под ред. С. С. Алексеева. М.: Изд-во Юрид. лит, 1987. 448с.
  202. Развитие системы социалистического самоуправления народа. Политико-правовые аспекты: Сборник научных трудов. Отв. ред.: Козлова Е. И., Михалева Н. А. М.: Изд-во ВЮЗИ, 1989. 192с.
  203. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Наука, 1983. 264с.
  204. Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2002.-450с.
  205. Россия в цифрах. Краткий статсб/ Росстат. М., 2005. 477с.
  206. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 1998 .-702 с.
  207. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат1. России. М., 1999.-695с.
  208. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2000. 675с.
  209. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2001.-690с.
  210. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2003.-705с.
  211. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М., 2004. 725с.
  212. Российское законодательство X XX вв.: В 9 тт., т.9 / Под ред. Чистякова О. И. М.: Юрид.лит., 1994.-352с.
  213. Россия: партии, выборы, власть. М., 1996. 230с.
  214. Реформа местного самоуправления в региональном измерении. М., 1999.-286с.
  215. О. Г., Додонов В. Н. Энциклопедический юридический словарь. М.: Инфра-М, 1997. 377с.
  216. Руссо Ж.-Ж. Общественные договора: Трактаты / Пер. с франц. -М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1989. 416 с.
  217. С.Уэйн Гордон, Николас Бобчук Типология добровольных ассоциаций граждан. 1954. yol. 24. № 2.
  218. Конституционное развитие Башкортостана. (Историко-теоретическое исследование). Дис.. докт. юрид. наук. М., 1998. -315с.
  219. М.Б. От Закона Русского к «Русской Правде». М.: Юрид. лит., 1988.- 174 с.
  220. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л. А. Чешко. М., 1968.-210с.
  221. Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000. 192с.
  222. Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
  223. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 672 с.
  224. А.В. Политическое участие в современной России. (Состояние, особенности, тенденции). Дис. к.п.н. 23.00.02. М., 1993. -112 с.
  225. Ю.В. Основы философии права. М., 1997. 497с.
  226. Е.Н. Труды по философии права. СПб.:Лань, 2001. -183с.
  227. Уголовное уложение 1903 г. Глава III Ст. 99 «ответственность за политические преступления"// Т.9. М. /Отв. ред. Чистяков: Юрид.лит., 1994.-352с.
  228. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845. 15 августа// Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.6 Законодательство первой половины XIX в. /Отв. ред. Чистяков 1988. М.: Юрид.лит., 1988. 332с.
  229. И.А. Устав области (края): первый опыт. М.: Изд-во ИНИОНРАН, 1995.- 115с.
  230. И.В. Правовое регулирование естественных прав человека в местах лишения свободы. Рязань, 1998. -140с.
  231. Устав благочиния или полицейский. Утв. в С-Пб. 8 апреля 1782 г. // Законодательство периода расцвета абсолютизма, Т.5. Российское законодательство Х-ХХ веков. / Отв.ред. Е. И. Индова. 1987.
  232. С.В. Выборы в органы политической власти// Общаяи прикладная политология. Уч. Пособие. Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во Союз, 1997. 152с.
  233. Ф. Права человека и европейская политика. М., 1995. -176с.
  234. И.Е. Свобода и права человека в советском праве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 190с.
  235. Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. -136 с.
  236. JI.A. Конституционно-правовые основы регулирования субъектами Российской Федерации участия общественныхобъединений в региональных политических процессах. Дис.к.ю.н., 1200.02. Тюмень, 2005. 203с.
  237. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М.: Юрист, 2002. — 480 с-
  238. В.Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ. Автореф. дис. .д-ра ю.н.: 12.00.01,.12.00.02. М., 2006. 55с.
  239. Г. Ф. Общая теория права. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1912.-805с.
  240. И.С. Правовое регулирование холдинговых объединений. Учебно-методическое пособие. М.:Волтерс Клувер, 2006. -264с.
  241. Е.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: монография. С-Пб.: С-Пб академия МВД России, 1997. -255с.-
  242. Юридические предпосылки русских Основных Законов/ Под ред. В. А. Томсинова. М., 2004. 148 с.
  243. Юридическая энциклопедия. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1995. -365с.
  244. С.С. Правовой статус общественных объединений. М.: Инженер, 1995.-219с.
  245. С.С. Правовой статус общественных объединений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. М., 1995. -26с.
  246. JI. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961.-148с.
  247. Ц.А. Общественные организации в СССР. М., 1972. -216с.1. Периодические издания
  248. Н. О прокуратуре: общий надзор и предъявление исков// Предпринимательство, хозяйство и право. 1998. № 4.
  249. И.В. Победы и поражения прав человека в России // Российский бюллетень по правам человека. Институт прав человека. -М., 2004. № 18.
  250. Ф.Т., Ортещук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995-
  251. М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11.
  252. В.И. К вопросу о принципах партийного руководства Советами. // Правоведение. 1968. № 2.
  253. В.П. Политические права граждан России и иностранцев в Российской Федерации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11 Право. 2004. № 3.
  254. В.Э. Бумеранг социального самочувствия // Социс. 1998. № 1.
  255. Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданскихправ и исполнения обязанностей. // Журнал российского права. 2004. № 5.
  256. Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей // Журнал российского права. 2004. № 5.
  257. . Защита прав человека в Австрии// Государство и право. 1993. № 1.
  258. Володин, И. О. Кулиев Взаимоотношения государства и религиозных объединений: опыт России и Азербайджана// Государство и право. 2002. № 9.
  259. Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне// Журнал российского права. 2004. № 1.
  260. Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарное&trade-// Государство и право. 2003. № 3. С. 90.
  261. К. К., Стремоухов.Абсолютные А. В. Права человека и ограничения прав // Правоведение. 2004. № 1 (252).
  262. Д. М. Право собственности как абсолютное право// Советское государство и право. 1958. № 6.
  263. Д.М. Мотивы голосования на президентских выборах 1996 года // Социс. 1997. № 8-
  264. В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях// Советское государство и право. 1991. № 12.
  265. Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. 1997. № 4.
  266. А.И. Мир политических ценностей // Правоведение. 1997. № 4.
  267. Г. Г. Существует ли в России гражданское общество? // Фонд общественного мнения.
  268. Ю.А. Соотношение понятий политической игосударственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.
  269. Доклад Козюк М. Н. на «круглом столе» журнала Государство и право «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» // Государство и право. 1998. № 8.
  270. Доклад Шутько Д. В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государства и право. 2001. № 5.
  271. В.Ю., Хабриева Т. Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования//Журнал российского права. 2003. № 8.
  272. В.Ю., Хабриева Т. Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования // Журнал российского права. 2003. № 8.
  273. Интервью с президентом Института проблем гражданского общества М. А. Слободской // Повседневность некоммерческих организаций. ФОМ, 2001. 17 июля.
  274. ., Тарасов А. Кризис профсоюзов// Альтернативы. 1997. № 1.
  275. А. Забастовки и коллективные действия трудящихся России в 1996 г. //Альтернативы. 1997. № 2.
  276. А.Е. Федерализм в Бельгии и в России// Государство и право. 1997. № 7.
  277. B.C. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса//Социс. 1996. № 6.
  278. Е.А. Интерес и субъективное гражданские право // Правоведение. № 3. 2000.
  279. Н. Лидерство в партии и госдолжность: совместимы ли они? // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 6.
  280. В.В. Закон о политических партиях. Вопросывзаимодействия партий с государством // Журнал российского права.2002. № 4.
  281. Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. 2002. № 4.
  282. И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. № 3. 2002.
  283. А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства // Правоведение. 1993. № 1.-
  284. А.В. Субъективное право и законный интерес. // Правоведение. 1998. № 4.
  285. А.В., Родионов О. С. // Журнал российского права. № 9. сентябрь. 2001.
  286. Н. И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3.
  287. М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа//Социс. 1995. № 1.
  288. С.И. Федеральные и региональные средства и способы преодоления юридических коллизий публично-правового характера// Государство и право. 2001. № 4.
  289. Г. Б. О некоторых правовых и организационных проблемах государственной молодежной политики в Российской Федерации // Образование и общество, http://www.educacion.rekom.ru
  290. А. Объединение работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства// Хозяйство и право.2003. № 10.
  291. Л. В. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника С. С. Алексеева) // Государство и право. 1995. № 2.
  292. Письмо Минюста РФ от 30 марта 1998 г. № 2024-ЕС // Бюллетень
  293. Министерства юстиции Российской Федерации. 1998. № 8.
  294. А. Некоторые проблемы реализации прав общественных объединений в России // Правозащитник. 2002. № 1.
  295. В. Ф. Абсолютные (монопольные) права предпринимателя//Правоведение. 1994. № 1.
  296. М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъектов Федерации // Журнал российского права. 2001. № 12.
  297. Правовые стимулы и ограничения: Двоичность информации как метод анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5.
  298. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государства и право. 2001. № 5.
  299. В. Н. О свободе ассоциаций //Правоведение. 1993. № 5.
  300. В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях// Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 4-
  301. Ю.Е. Протестное поведение в регионе (на примере Алтайского края) // Социс. 1996. № 6-
  302. В., Николаев А. Выборы как индикатор политических процессов постсоветской России // Власть. 1998. № 3.
  303. Ф. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и Жизнь. 2000. № 31.-
  304. В.В. К вопросу о двойственном характере прав человека. // Власть силы и сила власти: Сб.научн.тр. М., 1996.
  305. А.С. Деятельность Министерства юстиции России по разработке законодательства об обществах и союзах в начале XX века// Правоведение. 2002. № 6.
  306. А.С. Законодательство об общественных организациях России в начале XX в. // Государство и право. 2003. № 8.
  307. Ф. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и Жизнь. 2000. № 31.
  308. И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации// Журнал российского права. 1998. № 4/5.
  309. Факторы и мотивы электорального поведения (Опыт социологического анализа) // Исследования РАГС. Сер. 1. Социология. 1996. № 6-
  310. A.M. О федерализме в российском законодательстве// Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы. Информационно-аналитический бюллетень. Выпуск 2 (20). М., 2001. С. 6.
  311. А.Н. Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции// Журнал российского права. 2004. № 2.
  312. А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5.
  313. Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России//Полис. 1998. № 1.
  314. И.И. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления// Журнал российского права. 2004. № 9. С. 8.
  315. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1997. № 4.
Заполнить форму текущей работой