Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности снижения вредных выбросов поршневых ДВС с каталитическим нейтрализатором за счет стабилизации температуры отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При работе по внешней и частичным скоростным, а также по нагрузочной характеристикам. Установлено, что за счет использования стабилизатора температуры отработавших газов при работе дизеля КамАЗ-740 на различных скоростных режимах наиболее существенно происходит увеличение средних значений степеней превращения оксидов азота (40,0−83,3%) — менее заметно — оксида углерода (21,0−58,8%) — твердых… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ (состояние проблемы)
    • 1. 1. Поршневые двигатели внутреннего сгорания как источник экологической опасности
    • 1. 2. Нормирование вредных выбросов с отработавшими газами поршневых двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 3. Пути снижения количества токсичных компонентов в отработавших газах поршневых ДВС
    • 1. 4. Влияние режима работы поршневых ДВС на эффективность каталитической нейтрализации их отработавших газов
    • 1. 5. Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ ПРОЦЕССОВ В ВЫПУСКНОЙ СИСТЕМЕ ДВС, ОБОРУДОВАННОЙ СТАБИЛИЗАТОРОМ ТЕМПЕРАТУРЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
    • 2. 1. Обеспечение уровня температуры отработавших газов, соответствующего эффективной работе каталитических нейтрализаторов при эксплуатации дизеля на переменных режимах
    • 2. 2. Термодинамическая и математическая модели процессов в выпускном тракте дизеля, оборудованном стабилизатором температуры отработавших газов
    • 2. 3. Выводы
  • 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Программа экспериментального исследования
    • 3. 2. Методика экспериментального исследования
    • 3. 3. Методика расчета экономического эффекта от снижения вредных выбросов с отработавшими газами
    • 3. 4. Выводы
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
    • 4. 1. Стенд для изучения процессов в стабилизаторе температуры отработавших газов и оценки адекватности математической модели происходящих в нем процессов
    • 4. 2. Экспериментальная установка для стендовых исследований содержания вредных веществ в отработавших газах дизеля КамАЗ-740 и экспериментальный автомобиль для натурных ездовых испытаний
    • 4. 3. Оценка погрешностей измерений и расчетов
    • 4. 4. Выводы
  • 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 5. 1. Определение и обеспечение целесообразного уровня температуры отработавших газов на входе в каталитический нейтрализатор
    • 5. 2. Оценка адекватности математической модели модели процессов в выпускной системе ДВС, оборудованной стабилизатором температуры отработавших газов

    5.3. Результаты исследования эффективности снижения вредных выбросов дизеля КамАЗ-740 в случае установки перед каталитическим нейтрализатором стабилизатора температуры отработавших газов при работе по внешней и частичным скоростным, а также по нагрузочной характеристикам.

    5.4. Результаты исследования эффективности снижения вредных выбросов дизеля КамАЗ-740 при работе по 13-режимному испытательному циклу в случае установки перед каталитическим нейтрализатором стабилизатора температуры отработавших газов.

    5.5. Результаты исследования стабилизации температуры отработавших газов на входе в каталитический нейтрализатор при работе дизеля КамАЗ-740 на режимах ездового цикла ЕСЕ R15/05.

    5.6. Результаты исследования снижения вредных выбросов при работе дизеля КамАЗ-740 на эксплуатационных режимах в случае установки перед каталитическим нейтрализатором стабилизатора температуры отработавших газов.

    5.7. Расчет экономического эффекта от снижения выброса вредных выбросов в случае установки перед каталитическим нейтрализатором стабилизатора температуры отработавших газов.

    5.8. Выводы.

Повышение эффективности снижения вредных выбросов поршневых ДВС с каталитическим нейтрализатором за счет стабилизации температуры отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. «В течение тысячелетий человек смотрел на природу, как на неисчерпаемый склад, из которого можно брать все, что ему нужно, и как на огромную свалку, на которую можно выбрасывать все, что ему не нужно» [12]. Времена эти безвозвратно прошли. Воздействие техники на окружающую среду (антропогенное воздействие) стало в наше время сопоставимо по своим масштабам с происходящими на земле природными процессами [77].

Существенный вклад в антропогенное воздействие вносят поршневые двигатели внутреннего сгорания (ПДВС). Согласно статистическим оценкам суммарная доля энергии, вырабатанной этими двигателями в конце XX века со-ставяла около 25%, а к середине XXI века, по прогнозам экспертов, может возрасти до 40−60% [157]. При этом в ближайшем будущем характер этого увеличения останется, как и сейчас, экспотенциальным [116, 129]. В процессе работы ПДВС непрерывно взаимодействуют с окружающей средой, забирая из нее топливо и воздух и выбрасывая в нее продукты своей деятельности. Эта ситуация рождает значительное количество экологических проблем.

Начинаются эти проблемы со сжигания в ПДВС огромного количества природного топлива. Разведанные же запасы топлива не безграничны. По прогнозам специалистов, при сохранении современных тенденций добычи, потребления и использования новых месторождений запасы нефти и газа истощаться через 70−140 лет [61].

Процесс превращения (трансформации) термохимической энергии топлива в механическую работу в ПДВС включает в себя как обязательный элемент окисление этого топлива с использованием кислорода атмосферного воздуха. Широкая распространенность обсуждаемых двигателей обусловливает интенсивное его расходование. Достаточно сказать, что один автомобиль среднего класса за один месяц работы сжигает столько кислорода, сколько воспроизводит его 1 га девственного леса за целый год. По подсчетам специалистов, на сгорание разнообразных видов топлив сейчас требуется до 25% кислорода, производимого зелеными растениями. Полагают, что в ближайшие 150−180 лет количество кислорода в атмосфере сократится на треть по сравнению с современным его содержанием [61].

Серьезнейшие проблемы в окружающей среде порождает и то, что выбрасывается в нее из ПДВС.

В первую очередь, здесь следует сказать о токсичных веществах, входящих в состав отработавших газов. Их более 280. Это и оксид углерода, и углеводороды, и оксиды азота, твердые частицы и многое, многое другое, что наносит непоправимый вред здоровью человека, возведенным им зданиям и сооружениям, окружающей природе.

Таким образом, можно утверждать, что существует противоречие между безальтернативной сегодня потребностью человечества продолжать широкое использование поршневые ДВС для своих нужд, с одной стороны, и необходимостью уменьшения вредного воздействия этих двигателей на человека и окружающую среду — с другой. Без, хотя бы частичного, разрешения этого противоречия существование человечества в сравнительно близком будущем станет проблематичным.

Учитывая, что практически все конструктивные решения, направленные на уменьшение вредных выбросов, приводят к тем или иным негативным последствиям, наиболее перспективным и целесообразным на современным этапе можно считать внедрение в практику специальных устройств для нейтрализации (в частности, каталитических нейтрализаторов) и фильтрации отработавших газов, устанавливаемых в выпускной коллектор или за ним, в сочетании с малотоксичными регулировками. При этом следует иметь в виду, что эффективность работы каталитических нейтрализаторов существенно зависит от температуры отработавших газов. Причем, вредны как малые, так и чрезмерно высокие ее значения.

Между тем большую часть времени силовые установки мобильной техники работают на переменных скоростных и нагрузочных режимах. В результате этого температура отработавших газов колеблется в широких пределах (от 120 до 750 °C и выше), что создает научную проблему обеспечения оптимального температурного режима работы каталитического нейтрализатора.

Можно предположить, что решение указанной научной проблемы возможно путем использования стабилизатора температуры отработавших газов, установленного в выпускной системе поршневых ДВС и обеспечивающего практическую неизменность температуры процессов в каталитическом нейтрализаторе при работе двигателя на различных режимах. Однако примеры использования стабилизатора температуры отработавших газов поршневых ДВС, работающего по принципу теплового аккумулятора в литературе практически отсутствуют, что и предопределило цель и задачи настоящей диссертационной работы.

Цель настоящего исследования — повысить эффективность снижения вредных выбросов поршневых ДВС с каталитическим нейтрализатором за счет стабилизации температуры отработавших газов при работе двигателей ДВС на переменных режимах.

Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать термодинамическую модель и провести исследование процессов теплообмена в стабилизаторе температуры отработавших газов поршневых ДВС.

2. Разработать математическую модель процессов в стабилизаторе температуры отработавших газов, установленном в выпускной системе поршневого ДВС.

3. Разработать и изготовить опытный образец стабилизатора температуры отработавших газов поршневых ДВС.

4. Провести экспериментальные исследования с целью проверки адекватности предлагаемой физико-математической модели процессов в стабилизаторе температуры отработавших газов.

5. Оценить эффект от стабилизации температуры потока отработавших газов поршневого ДВС на примере работы каталитического нейтрализатора в системе выпуска дизеля КамАЗ-740.

Объектом исследования служили энергетические процессы, происходящие в стабилизаторе температуры отработавших газов, содержащем теплоак-кумулирующее вещество, находящееся в состоянии фазового перехода.

Предметом исследования являлись закономерности изменения температуры отработавших газов при прохождении их через стабилизатор температуры и влияние этих изменений на эффективность снижения концентрации вредных веществ в каталитическом нейтрализаторе.

Методы исследования. Для решения перечисленных выше задач и достижения поставленной цели в работе использовались: основные положения классической термодинамики и теории теплообменатеоретический анализобобщение научной и специальной литературытеоретические и экспериментальные методы исследования, методы математического моделирования, математической и статистической обработки экспериментальных результатов.

Работа носит теоретико-экспериментальный характер, В опытах использовалась современная измерительная и вычислительная аппаратура.

Обоснованность и достоверность результатов подтверждаются применением комплекса современных информативных и объективных методов исследования, подбором современной измерительной аппаратуры, ее систематической поверкой и тарировкой, соблюдением требований соответствующих стандартов и руководящих документов на проведение испытаний и корректной статистической обработкой экспериментальных данных с использованием ПК. Научные положения и выводы подтверждены результатами, полученными в ходе натурных экспериментов.

Научная новизна результатов работы заключается в следующих положениях, выносимых автором на защиту:

1. Разработана физическая и математическая модели энергетических процессов, происходящих в стабилизаторе температуры отработавших газов нового типа, установленном в выпускном тракте поршневого ДВС перед каталитическим нейтрализатором.

2. Впервые введено понятие «интегральный коэффициент эффективности нейтрализации», суммарно учитывающий результаты изменения степеней превращения вредных веществ в отработавших газах поршневых ДВС после их прохождения через каталитический нейтрализатор.

3. Разработан способ определения температуры отработавших газов, при которой обеспечивается максимальное значение интегрального коэффициента эффективности нейтрализации вредных веществ в отработавших газах поршневых ДВС.

4. Предложено решение задачи сохранения температуры отработавших газов на уровне, обеспечивающем получение максимального значения интегрального коэффициента эффективности нейтрализации вредных веществ в отработавших газах поршневых ДВС.

Практическая ценность работы. Предложенные способ и методика определения целесообразной температуры отработавших газов, позволяют устанавливать ее значение для любого конкретного двигателя.

Система уравнений, описывающая энергетические процессы в стабилизаторе температуры отработавших газов, позволяет определять его конструктивные параметры, при которых обеспечивается получение требуемой температуры отработавших газов во время работы двигателя на различных режимах.

Экспериментально подтверждена возможность решения задачи стабилизации температуры отработавших газов на уровне, обеспечивающем получение максимального значения интегрального коэффициента эффективности нейтрализации вредных веществ в отработавших газах поршневых ДВС при работе на различных режимах.

Представленные в диссертации материалы целесообразно использовать в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях и на предприятиях, занимающихся разработкой комбинированных поршневых ДВС.

Реализация результатов работы. Получен патент на полезную модель каталитического нейтрализатора со встроенной системой стабилизации температуры происходящих в нем процессов. Материалы диссертации (концепция стабилизации температуры отработавших газов с помощью теплового аккумулятора, методика определения целесообразного уровня температуры отработавших газов, принципы разработки конструкции стабилизатора температуры отработавших газов) используются на 88. В учебном процессе при выполнении курсовых и дипломных проектов и чтении отдельных разделов лекций по дисциплинам «Двигатели военной автомобильной техники» и «Теплотехника» в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище используются: конструктивные схемы систем нетрализации вредных веществ со стабилизатором температуры отработавших газовтермодинамическая и математическая модели процессов в стабилизаторе температуры отработавших газовметодика определения уровня целесообразной температуры отработавших газов.

Апробация работы. Материалы диссертации были доложены и обсуждены: на научно-методических семинарах с участием сотрудников кафедр двигателей и эксплуатации военной автомобильной техники Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (2004;2007 гг.) — техническом совете ФГУП «15 Центральный автомобильный ремонтный завод» Министерства обороны РФ (Г. Новосибирск, 2004;2007 гг.) — IV Международной научно-практической конференции «Новые топлива с присадками» (г. Санкт-Петербург, 2006) — Первой Международной научно-технической конференции «Эксплуатация и методы исследования систем и средств автомобильного транспорта» (г. Тула, 2006) — 1УМеждународном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и современные технологии при создании военного и гражданского назначения» (г. Омск, 2007).

Личный вклад автора. Автору принадлежат: — постановка задач;

— разработка физической и математической моделей энергетических процессов, происходящих в стабилизаторе температуры отработавших газов нового типа, установленном в выпускном тракте поршневого ДВС перед каталитическим нейтрализатором.

— разработка способа определения температуры отработавших газов, при которой обеспечивается максимальное значение интегрального коэффициента эффективности нейтрализации вредных веществ в отработавших газах поршневых ДВС.

— разработка конструкции стабилизатора температуры отработавших газов;

— результаты математического моделирования и обработки экспериментальной части исследования.

Изготовление опытного образца стабилизатора температуры отработавших газов и экспериментальные исследования выполнялись при непосредственном участии автора.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ и получен патент на полезную модель.

Структура и объем работы. Диссертация содержит 170 страниц машинописного текста, включающего 50 рисунков, 33 таблицы и состоит из введения, пять глав, заключения, списка основной использованной литературы (176 наименований) и приложения.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

В результате выполненного диссертационного исследования.

1. Создана система стабилизации температуры отработавших газов на уровне обеспечивающем, высокую эффективность снижения концентрации вредных веществ в каталитическом нейтрализаторе при работе поршневых ДВС на различных режимах.

2. Разработана физическая и термодинамическая модели процессов энергообмена в стабилизаторе температуры отработавших газов. Это позволило создать математическую модель, описывающую рассматриваемые процессы, использование которой дает возможность:

— исследовать температурное поле системы стабилизации температуры отработавших газов и энергетические потоки в ней;

— определять конструктивные характеристики стабилизатора температуры отработавших газов;

Адекватность математической модели проверена и подтверждена (с достоверностью не менее 95%.

3. Предложен и реализован способ определения значения температуры отработавших газов на уровне, обеспечивающем высокую эффективность снижения концентрации вредных веществ в каталитическом нейтрализаторе при работе поршневых ДВС на различных режимах.

4. Экспериментально определено, что целесообразным уровнем температуры отработавших газов дизеля КамАЗ-740 на входе в каталитический нейтрализатор является диапазон температур 700−800 К. Подобрано теплоак-кумулирующее вещество для стабилизатора температуры отработавших газов — гидроксид лития (с температурой фазового перехода 744 К.

5. Исследовано влияние установки стабилизатора температуры отработавших газов перед каталитическим нейтрализатором на снижение вредных выбросов дизеля КамАЗ-740:

— При работе по внешней и частичным скоростным, а также по нагрузочной характеристикам. Установлено, что за счет использования стабилизатора температуры отработавших газов при работе дизеля КамАЗ-740 на различных скоростных режимах наиболее существенно происходит увеличение средних значений степеней превращения оксидов азота (40,0−83,3%) — менее заметно — оксида углерода (21,0−58,8%) — твердых частиц (9,1−68,8%). Увеличения среднего значения степеней превращения углеводородов при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1 не происходит (оно уменьшается на 7,8%), но на больших оборотах положительный эффект несомненен, причем и при п = 1800 мин-1 достигает 86,5%. Увеличение средних значений степеней превращения вредных компонентов за счет использования стабилизатора температуры отработавших газов при работе дизеля КамАЗ-740 на различных нагрузках очень значительно в отношении углеводородов (41,2−327,3%). Для остальных компонентов этот показатель составляет максимально примерно 30%.

— При работе дизеля КамАЗ-740 по 13-режимному испытательному циклу в случае установки перед каталитическим нейтрализатором стабилизатора температуры отработавших газов относительное улучшение степени превращения оксида углерода составило 12,1%- углеводородов 10,6%- оксидов азота-7,8%итвердыхчастиц-11,3%.

— При работе дизеля КамАЗ-740 на режимах 11-ти километрового испытательного ездового цикла ЕСЕ R15/05. Результаты исследования показали, что в результате стабилизации температуры отработавших газов на входе в каталитический нейтрализатор размах ее колебаний составил 12 К, коэффициент вариации — 1,1%. Коэффициент стабилизации температуры колебался в пределах 0,53−1,08%.

— При работе на режимах, соответствующих движению грузового автомобиля по городу и шоссе относительное улучшение степеней превращения вредных компонентов в отработавших газах дизеля КамАЗ-740 за счет стабилизации их температуры составило: по оксиду углеводорода — 17,9%, по оксидам азота — 19,8%, по углеводородам — 20,2%, по твердым частицам -22,6%.

6. Установлено, что оборудование каталитического нейтрализатора стабилизатором температуры отработавших газов снижает приведенную массу годового выброса дизелем КамАЗ-740 вредных веществ на 65,17 т. Массы годового выброса оксида углерода уменьшаются на 1,50 т, углеводородовна 0,17 т, оксидов j азота — на 1,42 т, твердых частиц — на 2,55 т.

7. Материалы диссертации используются на 88 Центральном автомобильном ремонтном заводе Министерства обороны РФ (г. Чита) — НПК «Аг-родизель» (г. Москва) — при выполнении курсовых и дипломных работ, а также при чтении отдельных разделов лекций по дисциплинам «Двигатели военной автомобильной техники» и «Теплотехника» в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приведенные выше результаты и выводы позволяют утверждать, что научная проблема, связанная с зависимостью качества нейтрализации вредных компонентов в отработавших газах поршневых ДВС от их температуры и не позволяющая эффективно снижать токсичности этих двигателей при работе на переменных режимах принципиально решена. В работе предложено и реализовано решение указанной научной проблемы путем использования стабилизатора температуры отработавших газов, установленного в выпускной системе поршневого ДВС и обеспечивающего практическую неизменность температуры процессов в каталитическом нейтрализаторе на любых режимах работы двигателя. Эффективность решения подтверждена значительным количеством экспериментов, проведенных на специальном испытательном стенде со стабилизатором температуры, на моторном стенде с двигателем КамАЗ-740 и при ездовых испытаниях автомобиля Урал-4320. Полученные результаты позволяют рекомендовать применение стабилизаторов температуры отработавших газов для эффективного снижения их токсичности в случае использования каталитических нейтрализаторов.

Сказанное свидетельствует о том, что выдвинутая авторим гипотеза подтвердилась, все поставленные задачи исследования решены, и цель диссертационного исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные двигатели / Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
  2. Автомобильный справочник: Перевод с англ. Первое русское издание М.: Изд-во «За рулем», 2000, — 896с.
  3. Автотранспортные потоки и окружающая среда. / Под ред. В.Н. Jly-канина. М.: ИНФРА — М, 1998. — 408 с.
  4. Ю. В. Новое об относительной агрессивности углеводородов / Ю. В. Азарова, Н. Я. Кузнецова // «Автомобильная промышленность». -1999.-№ 3.-С. 14−16.
  5. И. Я. Транспорт и охрана окружающей среды / И. Я. Аксенов, В. И. Аксенов. М.: Транспорт, 1986. — 176 с.
  6. Альтма!н Л. В. Снижение дымности и токсичности отработавших газов тракторного дизеля Д-240 / Л. В. Альтман, А. И. Кругов, A.M. Сайкин // Тракторы и сельхозмашины, — 1979. № 4. — С. 16−19.
  7. Анализ технического уровня и тенденций развития двигателей внутреннего сгорания / Под ред. Р. И. Давтяна. М.: Информцентр НИИД, 1998.-Вып. 25.-С. 46−68.
  8. JI.A. Экологические аспекты автотранспорта / JI.A.Ахметов,
  9. B.И.Ерохов, А. И. Багдасаров. Ташкент: Мехнат, 1988. — 170 с.
  10. С.В. Снижение токсичности выбросов транспортно-энергетических установок: Учебное пособие / С. В. Белов, J1.JI. Морозова. -М.: 1984.-36с.
  11. Е.Ю. Системы нейтрализации отработавших газов для внутрицехового транспорта / Е. Ю. Березин, С. П. Моисеев, Н. И. Павлов // Тракторы и двигатели. Вып. 16. -М.:ЦНИИТЭИ тракторсельхозмаш, 1982.1. C. 20 24.
  12. С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1974. — 159 с.
  13. И.Х., Программа мониторинга и оценки окружающей среды США / И. Х. Бикубулатов, В. М. Еришко, Д. В. Зейферт, П. П. Иванов. -Уфа, 1996.- 146 с.
  14. А.И. Повышение мощностных. экономических и экологических показателей силовых установок за счет утилизации теплоты отработавших газов: Дисканд. техн. наук / А. И. Богданов. Челябинск, 1999. — 180 с.
  15. А.И. Расширение возможностей утилизации энергии отработавших газов дизеля в случае использования нейтрализаторов / А. И. Богданов // Сб. науч. трудов. Челябинск: ЧВВАИУ, 1996. — Вып. 6. — С. 117−119.
  16. JI.H. Теория вероятностей и математическая статистика / Л. Н. Большов. М.: Наука, 1987. — 284 е.,
  17. JI.H. Таблицы математической статистики / JI.H. Большов, Н. В. Смирнов. М.: Наука, 1965. — 474 с.
  18. В.М. Эксергетический метод и его приложения / В. М. Бродянский, B.C. Фратшер, К. М. Михалек М.: Энергоатомиздат, 1988. -288 с.
  19. Е.В. Снижение сажесодержания в отработавших газах тракторного дизеля за счет улучшения условий смесеобразования и сгорания: Дис. канд. техн. наук/ Е. В. Бунова. Челябинск ЧГТУ, 1996. — 119 с.
  20. Р.А. Закоксовывание и регенерация катализаторов дегидрирования при получении мономеров СК / Р. А. Буянов. Новосибирск: Наука, 1968.-64 с.
  21. В.А. Снижение дымности дизелей / В. А. Вагнер,
  22. A.Л.Новоселов, А. С. Лоскутов / Под ред. А. Л. Новоселова. Барнаул: Союз НИО, 1991.- 140 с.
  23. И.Л. Некоторые теоретические вопросы обеспечения малотоксичной работы автомобильных двигателей / И. Л. Варшавский // Тр. Республиканской науч.-техн. конф. по проблемам развития автомобильного транспорта. Ереван, 1966. — С. 166−192.
  24. В. Р. Проблемы выполнения и влияние нормативов «Евро-2» на формирование новой конструкции транспортного двигателя /
  25. B.Р. Гальговский, Н. И. Бессонов, И. К. Срипник, В. П. Величко // Автомобильная промышленность. 1998. — № 4. — С. 7−11.
  26. Г. В. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта / Г. В. Гетманец, В. В. Лиханов. М. Наука, 1993. — 330 с.
  27. А.Ф. Снижение дымности дизелей / А. Ф. Головчук // Автомобильный транспорт. 1984. -№ 11.- С.35−36.
  28. Н.Ф. Методика оценки уровня качества промышленной продукции / Н. Ф. Голосов. М.: Машиностроение, 1990. — 67 с.
  29. В.В. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие / В. В. Горбунов, Н. Н. Патрахальцев. М.: Изд-во РУДН, 1998.-214 с.
  30. A.M. Процессы в открытых термодинамических системах /
  31. A.M. Горшков, З. Н. Нестратова, А. Г. Подольский // Машиностроение. 1987. -№ 9.-С. 45−51.
  32. ГОСТ 37.001.054−86. Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения, М: Изд-во стандартов, 1986. — 56 с.
  33. А.Д. Новые катализаторы для нейтрализации отработавших газов автотранспорта. / А. Д. Григорович. Киев: Б.И., 1982. — 60 с.
  34. А.Д. Пути снижения токсичных выбросов транспортных средств: Обзор / А. Д. Григорович. Киев: УкрНИИНТИ, 1999. — Сер. 17.-35 с.
  35. X. Аэрозоли пыли, дымы, туманы / X. Грин, В. Лейн / Пер. с англ. / Под ред. Н. А. Фукса. — Изд. 2-е, стереотип. — Л.: Химия, ЛО, 1972. — 427 с.
  36. В.Я. Физико-химические и теплообменные процессы в каталитических нейтрализаторах с утилизацией теплоты отработавших газов / В. Я. Груданов // Двигателестроение. 1991. — № 1. — С. 47−49.
  37. С.Д. Тепловой аккумулятор для автомобиля / С. Д. Гулин // Автомобильная промышленность. 1994. — № 3. — С. 18−20.
  38. С.Д. Холодный пуск с тепловым аккумулятором / С. Д. Гулин,
  39. B.В. Шульгин // Автомобильная промышленность. 1998. — № 1. — С. 21−23.
  40. А. П. Концепция управления экологической безопасностью АТС / А. П. Гусаров, М. Е. Вайсблюм, В. В. Донченко, Ю. И. Кунин // Автомобильная промышленность. 1999. — № 3. — С. 12−14.
  41. А. П. Оксиды азота основная забота разработчиков АТС /
  42. A.П. Гусаров // Автомобильная промышленность. 1992. — № 8. — С. 13−15.
  43. Данилов-Данильян В. И. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия: Опыт эколого-экономического анализа / В.И. Данилов-Данильян, В. Т. Горшков, Ю. М. Арский и др. М., 1994. — 133 с.
  44. О.И. Пути снижения токсичности отработавших газов автотракторных двигателей: Обзор / О. Н. Демочка, В. Н. Ложкин. М.: ЦНИИТЭИТ тракторсельхозмаш. — 1984. — Сер.1. — Вып. 13. — 53 с.
  45. Г. Д. Оценка вредности выхлопных газов автомобилей в городских условиях / Г. Д. Драгунов, С. И. Лобунько // Охрана атмосферного воздуха. Проблемы и пути решения: Сб. науч. статей науч.-практич. конф. -Челябинск, 2001. С. 24−25.
  46. Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и их продуктам сгорания / Н. Ф. Дубовкин. М.: Госэнергоиздат, 1962. — 288 с.
  47. И.В. Сажевые фильтры из пенометалла / И.В. Ермоло-вич, В. М. Фомин, М. Сахаладин // Тракторы и сельхозмашины. 1997. — № 4. -С. 15−16.
  48. О.И. Разработка каталитических нейтрализаторов для очистки отработавших газов дизельных двигателей / О. И. Жегалин, Н.А. Китрос-ский, С. П. Моисеев // Снижение токсичности ДВС: Докл. уч. симпозиума. -М.: МТ и СХМ, 1981. С. 241−249.
  49. О.И. Снижение токсичности автомобильных двигателей / О. И. Жегалин, П. Д. Луначев. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
  50. , О.И. Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей / О. И. Жегалин, Н. А. Китросский и др. М.: Транспорт, 1979. — 80 с.
  51. В.А. Образование загрязнений в процессах сгорания /
  52. B.А. Звонов. 0 Луганск: Изд-во Восточно-Украинского гос. ун-та, 1998. 160 с.
  53. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. А. Звонов. -М.: Машиностроение. 1981. 160 с.
  54. В.А., Заиграев JI.C. Анализ европейских норм на выбросы вредных веществ с отработавшими газами автомобильных дизелей /
  55. B.А. Звонов, JI.C. Заиграев // Автошляховик Укрйни. 1996. — № 2. — С. 2−5.
  56. М.А. Метрологические основы технических измерений / М. А. Земельман. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 228 с.
  57. Исследование загрязнения атмосферного воздуха под влиянием выбросов автотранспорта на основных автомагистралях города Челябинска: Отчет по НИР. Челябинск: Челяб. обл. центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 1996. — 36 с.
  58. С.В. Термический нейтрализатор с сажевым фильтром /
  59. C.В. Истомин // Технологии формирования качества деталей при восстановлении и упрочнении. Саратов, 1997. — С. 114−118.
  60. Ю. Ф. Повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания за счет утилизации теплоты их отработавших газов: Дис. .канд. техн. наук. /Ю.Ф. Коваленко. Челябинск, 2003. — 174 с.
  61. В.М. Охрана природы / В. М. Константинов. М: Изд. центр «Академия», 2000. — 240 с.
  62. Э.В. Разработка математической модели и методики расчета аккумуляторов теплоты на фазовом переходе: Дис.. канд. техн. наук / Э. В. Котенко. Воронеж, 1996. — 125 с.
  63. В.И., Экологическая безопасность и возможные стратегии развития / В. И. Котляров, К. С. Лосев, В. Ф. Гракович // Известия РАН. 1991.-№ 6.-С. 5−13.
  64. B.C. Тепловой аккумулятор как средство повышения экологических, мощностных и экономических показателей ДВС / B.C. Кукис, Ю. Ф. Коваленко, А. В. Разношинская // Ползуновский вестник. № 1−2. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. — С. 82−85.
  65. М.И. Проектный анализ тепловых аккумуляторов: Дисканд. техн. наук/М.И. Куколев. Киев, 1996. — 113 с.
  66. В.Н. Сравнительная оценка систем воздушного охлаждения и охлаждения наддувочного воздуха тракторных и комбайновых двигателей / В. Н. Куликов // Тр. ЦНИТА. Л., 1988. — 67 с.
  67. Е.А. Снижение содержания токсичных веществ в отработавших газах дизеля / Е. А. Лазарев, В. Е. Лазарев // Охрана атмосферного воздуха. Проблемы и пути решения: Сб. науч. статей науч.-практич. конф. -Челябинск, 2001. С. 54−58.
  68. В.Д. Проблемы безопасности работ в горной промышленности на рубеже XXI века / В. Д. Лозовой // Безопасность труда в промышленности. 1999. — № 11. — С.7−14.
  69. А.С. Снижение выбросов окислов азота дизелями в атмосферу / А. С. Лоскутов, А. Л. Новоселов, В. А. Вагнер. Барнаул, 1990. — 120 с.
  70. В.Н. Промышленно-транспортная экология: Учебн. для вузов / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001. -273 с.
  71. А. В. Теория теплопроводности / А. В. Лыков. М.: Высш. шк., 1967. — 600 с.
  72. В. А. Экологические показатели ДВС /В.А. Марков, С. А. Аникин, Е. А. Сиротин // Автомобильная промышленность. 2002. — № 2. — С. 13−15.
  73. В.А. Сравнительная эффективность методов снижения токсичности отработавших газов дизелей / В. А. Марков // Автомобильная промышленность. 2002. — № 12. — С. 19−23.
  74. Ю. С. Новый взгляд на проектирование каталитических нейтрализаторов / Ю. С. Медведев // Двигателестроение. 2004 — № 2. — С. 23−24.
  75. А.А. Каталитические нейтрализаторы для автомобиля-самосвала КамАЗ-55 111/ А. А. Мельберт. АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Барнаул- 2003. — 10 с. Деп. в ВИНИТИ.
  76. А.А. Каталитические нейтрализаторы с отключаемыми ступенями очистки / А. А. Мельберт. АлтГТУ им. И. И, Ползунова. Барнаул, 2003. — 8 с. Деп. в ВИНИТИ.
  77. А.А. Нейтрализация отработавших газов бензиновых двигателей в СВС-каталитических блоках/ А. А. Мельберт. АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Барнаул, 2003. — 8 с. Деп. в ВИНИТИ.
  78. А.А. Оценка эффективности насыпных каталитических нейтрализаторов для дизелей / А. А. Мельберт. АлтГТУ им. И. И. Ползунова. -Барнаул, 2003. 11 с. Деп. в ВИНИТИ.
  79. А.А. Оценка эффективности нейтрализации отработавших газов дизелей /А.А. Мельберт, А. С. Павлюк // Исследование и совершенств, быстроходных дизелей: Меж- вуз. сб. научн. тр. АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1997. С. 5 — 8.
  80. А.А. Повышение экологической безопасности поршневых двигателей / А. А. Мельберт. Новосибирск: Наука, 2003. — 170 с.
  81. А.А. Системы каталитической очистки отработавших газов поршневых двигателей/ А. А. Мельберт. АлтГТУ им. И. И. Ползунова. -Барнаул. 2003. — 24 с. Деп. в ВИНИТИ.
  82. С. Нормативное обеспечение концепции развития автомобильной промышленности в Российской Федерации / С. Минин, А. Ипатов // Стандарты и качество. 2004. — № 4 — С. 21−26.
  83. B.C. Улучшение экологических характеристик дизеля конструктивными изменениями топливной системы / B.C. Морозова // Охрана атмосферного воздуха. Проблемы и пути решения: Сб. науч. статей науч.-практич. конф. Челябинск, 2001. — С. 58−60.
  84. В. Г. Городской автомобиль и экология / В. Г. Некрасов // Автомобильная промышленность. 1999. — № 3. — С. 10−12.
  85. В. Г. Экологически чистый и экономичный автомобильный двигатель / В. Г. Некрасов. Алматы, 2005. — 327 с.
  86. Д.В. Методика расчета двухфазных тепловых аккумуляторов для системы выпуска поршневого двигателя / Д. В Нефедов // Деп. в РГАСНТИ 25.06.01 / Воен. автомоб. ин-т. Рязань, 2001. — 15 с.
  87. Д.В. Способ повышения эффективности работы каталитического нейтрализатора двигателя: Дис.. канд. техн. наук / Д. В. Нефедов. -Рязань, 2003. 130 с.
  88. Д.В. Тенденции развития накопителей тепла на базе тепловых аккумуляторов / Д. В. Нефедов // Автомобильная техника: Науч. вестник ЧВАИ. Челябинск, 2001. — Вып. 14. — С. 67−72.
  89. JI.A. Развитие работ ЦНИДИ в области снижения выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов дизелей / JI.A. Новиков // Двигателестроение. 2004. — № 3. — С.4−6.
  90. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. по-соб. для вузов, средних школ и колледжей / Ю. В. Новиков. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 320 с.
  91. Ю.В., Голубев И. Р. Окружающая среда и транспорт / Ю. В. Новиков, И. Р. Голубев. М.: Транспорт, 1987. — 207 с.
  92. A.JI. Применение антидымных присадок в топливо дизелей / A.JI. Новоселов // Двигателестроение. 1983. — № 1. — С. 4−6.
  93. A.JI. Совершенствование очистки отработавших газов дизелей на основе СВС-материалов / А. Л. Новоселов, В. И. Пролубников, Н. П. Тубалов. Новосибирск: Наука, 2002. — 96 с.
  94. А.Л. Современное состояние проблемы снижения токсичности и дымности ДВС / А. Л. Новоселов, А. А. Мельберт, Л. А. Ковалева: В кн.: Качество стратегия XXI века. — Томск: Изд-во НТЛ, 1996. — С. 136−138.
  95. А.Л. Улучшение экологических показателей дизелей за счет совершенствования рабочих процессов / А. Л. Новоселов, В. Ю. Русаков, А. А. Мельберт // Соверш. систем автомобилей, тракторов и агрегатов: Сб. статей. 4.2. — Барнаул, 1999. — С. 68 — 72.
  96. А.Л. Основы инженерной экологии в двигателестрое-нии: Учебное пособие / А. Л. Новоселов, А. А Мельберт, С. Л. Беседен / Под ред. А. Л. Новоселова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1993. — 98 с.
  97. А.Л. Снижение токсичности автотракторных дизелей: Учебное пособие / А. Л. Новоселов, С. В. Новоселов, А. А. Мельберт, А.В. Ун-гефук / Под ред. А. Л. Новоселов. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1996. — 122 с.
  98. С.В. Нормирование выбросов твердых частиц автомобильными двигателями / А. Л. Новоселов, Н. А. Гулак, Е. И. Кибяков // Повышение экологической безопасности автотракторной техники. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000. — С. 43−48.
  99. О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ: Специальный технический регламент.
  100. Обеспечение работы дизельного двигателя на холостом ходу методом выключения цилиндров / Е. С. Арсентьев и др. // Науч.-техн. сб. НИИИ МО № 4. -Бронницы, 1980.-С. 22−29.
  101. П. Л. Развитие конструкций дизелей с учетом требований экологии / П. Л. Озимов, В. К. Ванин // Автомобильная промышленность. -1998.-№ 11.-С. 31−32.
  102. Основные направления развития конструкционных термопластичных материалов / Под ред. И. Л. Айзинсона и др. М.: Химия, 1988. — 48с.
  103. Охрана окружающей среды: модели социально-экономического прогноза / Д. П. Ананиашвили, Л. А. Барский, К. Г. Гофман и др. М.: Экономика, 1982.-224 с.
  104. Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов / Е. И. Павлова. М.: Транспорт, 2000. — 248 с.
  105. И.Н. Аккумулирование энергии за счет теплоты плавления солей: изучение контактного теплообменника с кристаллизацией соли при течении / Пер. с итал. / И. Н. Панталоне // «Rev. phys. Apl». 1979. — С. 113−124.
  106. И.В. Повышение качества и конкурентоспособности дизелей на основе комплексного топливно-экологического критерия. Харьков: НТУ «ХПИ», 2003. 244 с.
  107. Патент на полезную модель RU 54 101 U1 F02G 5/02. Комбинированный двигатель: / B.C. Кукис, Г. А. Берестнев, В. А. Козьминых. Опуб. 10.06.2006. Бюлл.№ 16.
  108. P.M., Экономический ущерб воздействия отработавших газов ДВС / P.M. Петриченко, С. Н. Уваров // Двигателестроение. 1986. -№ 10.-С.49−50.
  109. Н.С. Энергия и жизнь / Н. С. Печуркин. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1988. — 190 с.
  110. .Е. О повышении экономичности и снижении токсичности отработавших газов дизелей /Б.Е. Поликер, Л. Л. Михальский // Грузовик.- 1997.-№ 10.-С. 29−31.
  111. Р.Н. Автомобильный транспорт и окружающая среда / Р. Н. Поповиченко. Караганда: КПИ, 1986. — 85 с.
  112. К.А. Термодинамика / К. А. Путилов. М.: Наука, 1971.375 с.
  113. Рабочие процессы дизелей: Учебное пособие / В. В. Арапов, В. А. Вагнер, Л. В. Грехов и др. / Под ред. В. А. Вагнера, Н. А. Иващенко, Д. Д. Матиевского. Барнаул, Изд-во АлтГТУ, 1995. — 183 с.
  114. Э.П. Экспертные методы в оценке качества товара / Э. П. Райман, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1974. — 151 с.
  115. Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994. 367 с.
  116. В.В. Утилизации теплоты отработавших газов автомобильных двигателей / В. В. Руднев, М. Л. Хасанова, А. Б. Смолин // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М., 2001. С. 168−173.
  117. А.А. Об изменении активности катализаторов в процессе эксплуатации / А. А. Самохов А.А., Н. М. Зайдман, М. Д. Чижик, Р. А. Буянов. Новосибирск: Наука, 1976. 107 с.
  118. Свидетельство на полезную модель RU 28 382 U1 7 °F 02 G 5/02. Паровой двигатель с тепловым аккумулятором для утилизации теплоты отработавших газов ДВС / B.C. Кукис и др.: Опубл. 20.03.2003. Бюл. № 8.
  119. Свидетельство на полезную модель RU 26 600 U1, 7 F 01, G 5/02. Свободнопоршневой паровой термоэлектрогенератор для утилизации теплоты отработавших газов ДВС / B.C. Кукис, М. Л. Хасанова, В. А. Дерябин и др. Опубл. 10.12.2002. Бюл. № 34.
  120. Ф.В. Энергетика и окружающая среда / Ф. В. Скалкин,
  121. A.А. Канаев, И. З. Копп. Д.: Энергоиздат, 1996. — 180 с.
  122. Смагин И. И Каталитические нейтрализаторы отработавших газов автобусов / И. И Смагин // Транспорт: наука, техника, управление / ВИНИТИ. -1998. -№ 12. -С. 27−30.
  123. В.И. Малотоксичные дизели / В. И. Смайлис. Д.: Машиностроение, 1972. — 128 с.
  124. В.И. Современное состояние проблемы экологии двига-телестроения / В. И. Смайлис // Двигателестроение. -1991. № 1. — С.3−6.
  125. А.Б. Влияние эксплуатационных и регулировочных факторов на частоту вращения коленчатого вала утилизационного поршневого двигателя с внутренним объемным парообразованием / А. Б. Смолин,
  126. B.C. Кукис // Материалы международной науч.-техн. конф. «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей тракторов и автомобилей». Пушкин, 2003.- С. 38−43.
  127. А.Б. Термодинамический цикл двигателя с комбинированным подводом теплоты и внутренним парообразованием / А. Б. Смолин,
  128. B.В. Руднев, B.C. Кукис // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. / МАДИ (ГТУ). М., 2001.1. C. 127−130.
  129. А.Б. Система утилизации теплоты автомобильных двигателей / А. Б. Смолин, В. В. Руднев, М. Л. Хасанова // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. / МАДИ (ГТУ). М., 2001.-С. 165−167.
  130. Справочник по чугунному литью / Под ред. Н. Г. Гиршовича. -Л.: Машиностроение, 1978. 758 с.
  131. В.А. Комплексный критерий эффективности каталитического нейтрализатора отработавших газов дизеля / В. А. Стрельников // Двигателестроение. 2004. — № 3. — С. 24−26.
  132. В.А. Снижение токсических выбросов автотракторных дизелей / В. А. Стрельников, С. В. Истомин, В. И. Цыпцин // Тракторы и с/х машины. № 10. — 2003. — С. 6−9.
  133. Теплотехника и теплоэнергетика. Кн. 2. Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент: Справочник / Под общей ред. В. А. Григорьева. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 250 с.
  134. Технология металлов и материаловедение / Б. В. Кнорозов и др. -М.: Металлургия, 1987. 800 с.
  135. Уровни вредных выбросов различных двигателей внутреннего сгорания / М. В. Бойчук, А. А. Новоселов, АЛ. Новоселов и др. // Качество -стратегия XXI века. Томск: Изд-во HTJI, 1998. — 199 с.
  136. А.З. Токсичность отработавших газов тепловых двигателей / А. З. Филиппов. Киев: Выща школа, 1980. — 159 с.
  137. В.В., Звонов В. А., Гавриленко П. Н., Боженок Е. И. Структура и характер экономического ущерба, наносимого отработавшими газами ДВС // Двигателестроение. 1985. — № 11. — С. 42−44.
  138. M.JI. Повышение экологической безопасности двигателей внутреннего сгорания за счет утилизации теплоты их отработавших газов: Дис. .канд. техн. наук/M.J1. Хасанова. Челябинск, 2002. — 156 с.
  139. В.П. Новый взгляд на токсичность автомобильных двигателей в условиях городского движения / В. П. Хортов // Грузовик. 2000. -№ 5.-С. 8−11.
  140. В.П. Новый взгляд на экологическую опасность АТС / В. П. Хортов // Автомобильная промышленность. 2000. — № 6. — С. 22−24.
  141. Р. Дезактивизация катализаторовб перевод с англ. / Р Хьюз / Под ред. А. Г. Горелина и А. К. Аветисова. М.:Химия, 1989. — 280 с.
  142. Ю.А. Перспективные конструкции нейтрализаторов отработавших газов ДВС / Ю. А. Цейхместрук // Изв. вузов: Сев-Кавк. региона.-2003.-С. 142−147.
  143. И.Л. Возможность вероятного прогнозирования эколо-го-экономических ущербов от сгорания топлива в ДВС / И. Л. Шегалов // Двигателестроение. 1989. — № 10. — С.56−58.
  144. А.Ф. Исследование нестационарных тепловых режимов поршней перспективных тракторных дизелей. Автореф. дис. д-ра. техн. наук, Харьков, 1978.-24 с.
  145. Г. Т. Проблемы создания каталитических нейтрализаторов отработавших газов ДВС / Г. Т. Шечков, О. А. Лебедева, И. Н. Аржанов //
  146. Соверш. быстроход. Дизелей: Тез. докл. Междунар. н.-т. конф. Барнаул, 1993.-С. 69−71.
  147. А.В., В океане энергии / А. В. Шилейко, Т. И. Шилейко. -М.: Знание, 1989.- 192 с.
  148. Экологическая безопасность автомобильного транспорта: Учеб. пособ. для студентов автомобильных техникумов и колледжей / Ю. С. Козлов и др. М.: Агар: Рандеву — AM, 2000. — 175 с.
  149. Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Ю. Якубовский / Пер. с польского. М.: Транспорт, 1979 — 198 с.
  150. В.В. Автомобиль- источник загрязнения атмосферы / В. В. Яхонтов, Ю. Р. Абдрахимов, Е. А. Наумкин / Промышленная экология. Проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конф., Уфа, 21 ноября 2001. -Уфа: Изд-во ИНХП, 2001. С. 78−79.
  151. Auspuff-Filtereinsatz mit katalytischer Wirkung reduziert Abgas -Schadstoffgehalt urn 60 bis 90% // Filtr. und Separ. 1999. — 13. — № 6. — S. 285−289.
  152. Carrier J. Engines and Emission / J. Carrier // Commer. 1989. № 3. -P. 139−144.
  153. Caton J. The selective non-catalytic removal (SNCR) of nitric oxides from engine exhaust streams: comparison of three processes / J. Caton // Trans. ASME. J. Eng. Gas Turb. And Power. 2004. — № 2. — P. 234−240.
  154. Coswami D. Analysis of thermal energy storage in cylindrical PCM capsules embedded in a metal matrix / D. Coswami, C. Jotshi, M. Olszewski // Proc. 25, Energy Convers. Eng., Conf., Reno, Nev., Aug. 12−17,-New York (N.Y.), 1990.-P. 257−261.
  155. Douglas A. The past, present and future of eutectic salt storage systems / A. Douglas // ASHRAE Journal. 1989. — N5. — P. 26−28.
  156. For the proposed identification of diesel exhaust as toxic air contaminant / Part B: Health risk assessment for diesel exhaust. California EPA, Office of Environmental Health Hazard Assessment, Air Toxicology and Epidemiology Section.-May 1998.-453 p.
  157. Kamimoto A. Development of latent heat storage unit using form-stable high density polyethylene for solar total energy system / A. Kamimoto // Int. Sok. Energy Convers. Eng. Conf., 18. New York, Orlando.-1983.-Vol. 4. P. l 13−119.
  158. Kittelson D. Review of diesel particulate matter sampling methods /Final report/ D. Kittelson. University of Minnesota. 1999. — 6 p.
  159. Kittelson D. Formation of nanoparticles during exhaust dilution / D. Kittelson, I. Abdul-Khalek // EFI Members conference «Fuels, Lubricants, Engines & Emissions» 1999. — January 18−20. -13 p.
  160. Lies K. Characterization of exhaust emissions from diesel-powered passenger cars with particular reference to unregulated components / K. Lies, A. Postulka, H. Grig // SAE Tech. Pap. Ser. 1984. — № 4. — 27 p.
  161. Nauss K. Diesel exhaust: a critical analysis of emission exposure and health effects / K. Nauss // Summary of HEI special report. 1997. 6 p.
  162. Publow G. Performance of late model cars with gasoline-methanol fuel / G. Publow, L. Grinberg // SAE Techn. Pap. Ser. 1978. № 7. — 8 p.
  163. Tomlinson J. Analysis of wallboard containing a phase change material / J. Tomlinson, P. Heberie // Proc. 25, Energy Convers. Eng. Conf., Reno, Nev., Ang. 12−17,1990: IECEC 90. — Vol.4. — New York (N.Y.), 1990. — P. 230−235.
Заполнить форму текущей работой