Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование подсистемы учета и анализа затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг в системе менеджмента качества образовательной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Международных и Российских научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на Международной научно-практической конференции «Качество науки — качество жизни» (25−26 февраля 2005 г., Тамбов), на V Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теорешческое обоснование современных подходов к учету и анализу затрат на качсс1во в сисчеме менеджмент качества образовательной организации
    • 1. 1. Основные сведения о системах менеджмента качества в образова гельных opi анизациях
    • 1. 2. Сведения о развитии подходов к учету и классификации затрат на качество обраювагельных услуг
    • 1. 3. Экспертные оценки затрат на качество образовательных услуг
    • 1. 4. Цели и задачи дальнейших исследований
  • Глава 2. Разработка научно-методических подходов к сбору и анализу данных о затратах на качество
    • 2. 1. Методики учета затрат на качество в производственных организациях
    • 2. 2. Подходы и классификации затрат на качество в системе менеджмента качества образовательной организации
    • 2. 3. Факторы и причины, затрудняющие формирование подсистемы учета и анализа затрат на качество в образовательной организации
    • 2. 4. Методика формирования и внедрения подсистемы учета и анализа затрат на качество в системе менеджмента качества образовательной организации
    • 2. 5. Взаимодействие подсистемы учет и анализа затрат на качество с процессами сисгемы менеджмента качества образовательной организации
  • Глава 3. Применение разработанной методики для практического формирования и внедрения подсистемы учета и анализа затрат на качес! во в системе менеджмента качества обра шва тельной opiaiunaiuin
    • 3. 1. Осуществление подготовительной стадии работы
    • 3. 2. Выполнение предварительной организационной работы
    • 3. 3. Основная стадия работ, но формированию подсистемы УАЗК
    • 3. 4. Внедрение подсистемы УАЗК в деятельность организации на постоянной основе

Формирование подсистемы учета и анализа затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг в системе менеджмента качества образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В насюящее время перед Российскими образовательными организациями остро стоит проблема вхождения в мировое образовательное пространство. При решении этой проблемы возникают затруднения, связанные с необходимостью авторитетного под1верждения высокого уровня качества процессов предоставляемых образовательных услуг.

В современных условиях рыночных отношений с учетом учааия Российской Федерации в Болонском процессе, образовательные организации все больше внимания уделяют разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества (СМК) по требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000, преобразованного в 2001 году в Российский национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001−2001.

В настоящее время во многих образовательных организациях либо уже сертифицированы СМК, либо ведутся работы по их подготовке к сертификации по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Отметим, что ГОСТ Р ИСО 9001−2001 предусматривает необходимость оценки (измерения) показателей результативности процессов СМК и не предъявляет требований к оценке экономических показателей процессов. Однако, в современных условиях высшие руководители хотели бы принимать управленческие решения на основе экономических соображений, связанных с возможностями снижения затрат на осуществление процессов предоставления образовательных услуг. Поэтому в стандарт ГОСТ Р ИСО 9004−2001 включены рекомендации, связанные с желательностью и необходимостью оценки и измерений показателей эффективности процессов. Под эффективностью процесса (деятельности) при этом понимается соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами.

Понятно, что для предоставления высшим руководителям информации об эффекшвности осуществляемых процессов предоставления образовательных услуг, должна быть создана иодсис1ема сбора и учета первичной информации о mipaia на качество процессов с последующим анализом и представлением этой информации в форме, удобной для использования при вырабо1ке управленческих решений как в отдельных подразделениях, так и в масппабе всей образова юл ьной ор1анизации.

Действующая в образовательных организациях система 6yxiалтерского учета не позволяе1 выделить необходимую информацию о затратах на качество процессов предоставления образоваюльных услуг из существующей системы счетов. Поэтому разработка методики формирования подсистемы учета и анализа затрат на качество (УАЗК) процессов предоставления образовательных услуг в СМК образовательной организации является актуальной проблемой.

11роблемы оценки, учета и анализа затрат на качество процессов исследовались достаточно широким кругом как зарубежных, так и отечественных ученых и специалистов.

Одна из первых работ, посвященная проблемам экономики качества, была опубликована В. Шухартом в 1931 году. Затем вопросы экономики качества, в том числе, и оценки, учета и анализа затрат на качество развивались в работах Э. Деминга, Б. Дейла, Дж. Джурана, Дж. Кампанелла, Ф. Кросби, Дж. Планкета, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Фокса, Г. Харрингтона, Дж. Шоттмиллера. В нашей стране проблемы экономики качества, связанные с оценкой, учетом и анализом затрат на качество, рассматривались в публикациях Ю. П. Адлера, В. Н. Азарова, В. Я. Белобрагина, Г. П. Воронина, Б. И. Герасимова, А. В. Гличева, О. П. Глудкина, В. В. Ефимова, В. Э. Каримова, Е. М. Карлика, М. Г. Круглова, Ю. А. Куликова, К. М. Рахлина, М. З. Свиткина, J1.E. Скрипко, Е. А. Хачатурова, С. Е. Щепетовой и др.

Следует констатировать, что большинство публикаций перечисленных выше ученых и специалистов посвящены проблемам экономики качества в СМК промышленных производственных организаций. В настоящее время имеется относительно небольшое количество публикаций, затрагивающих проблемы оценки, учет и анализа затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг. Такие вопросы рассмотрены в опубликованных работх Р. Лсвиса, Дж. Кампанеллы, Д. Смита, В. Н. Азарова, М. В. Баташева,.

Ю.С. Васильева, В. В. Ефимова, А. К. Клюева, В. И. Круглова, В. В. Левшиной, С. В. Мищенко, С. В. Пономарева, Н. Г. Синьковой. Однако, в опубликованных работах практически полноеibio oicyiciayioi сведения о меюдиках формирования подсистем УАЗК процессов предоставления образовательных услуг, совершенно не затрагиваются вопросы сбора первичной информации о затратах на качество на уровне кафедр, преподавателей и сотрудников образовательных организаций.

Из изложенного выше вытекает необходимость разработки методики формирования подсистемы учета и анализа затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг в системе менеджмента качества образовательной организации.

Цель данного диссертационного исследования состоит в постановке и решении научной проблемы теоретического и методологического обоснования методики формирования подсистемы УАЗК процессов предоставления образовательных услуг в СМК 00.

Для достижения поставленной цели необходимо было поставить и решить следующие задачи:

1) на основе обзора результатов теоретических и практических исследований и накопленного опыта выбрать рациональную классификацию затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг;

2) выполнить анализ основных факторов и причин, затрудняющих формирование подсистемы УАЗК в 00 и сформулировать рекомендации по преодолению негативных последствий этих факторов и причин;

3) разработать методические основы сбора и анализа данных о затратах на качество образовательных услуг;

4) сформулировать предложения по использованию результатов анализа затрат на качество как средства поддержки процесса выработки проектов управленческих решений с целью улучшения качества и снижения издержек на предоставляемые образовательные услуг и;

5) осущес1вигь пракшческую проверку разработанной меюдики учета и анализа данных о затрашх на качеспзо процессов предоставления образовательных услуг.

В качестве объекта исследования рассматривают затраш на качесгво процессов иредоствления образовательных услуг.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие при разработке подсисюмы УАЗК процессов предоставления образовательных услуг как основы для выработки управленческих решений в образовательной организации.

В качестве методологической базы выполненного исследования использовались диалектические подходы, позволившие выявить основные факюры и причины затруднений, возникающих при изучении рассматриваемых процессов СМК 00. В ходе выполнения диссертационной работы были применены такие научные методы как анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, системный подход к исследуемым процессам учета и анализа затрат на качество в условиях их взаимосвязи не только между собой, но и с другими процессами системы менеджмента качества.

Теоретической основой анализа задач, поставленных в диссертации, послужили труды отечественных и зарубежных специалистов как в области управления качеством продукции и услуг, так и в сфере сбора, учета и анализа данных о затратах на качество процессов СМК. При рассмотрении предметной области выполненного исследования применены экономико-математические методы, включающие в себя средства статистического анализа первичной информации, инструменты и методы менеджмента качества, нормативно-правовые документы и стандарты Российской Федерации, результаты полученных экспертных оценок, а также полученные путем анкетирования исходные данные о затратах на качество на кафедрах международного факультета.

Работа выполнена в рамках п. 9.4 «Теоретические и методологические основы формирования и мониторинга систем качесгва предприятия (организации)» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством».

Научная новизна выполненного исследования заключается в разработке теоретико-методологическою обоснования процедуры разработки меюдики формирования подсистемы УАЗК процессов предоставления образовательных услуг в СМК 00.

Элементы научной новизны содержатся в следующих результатах выполненною исследования:

• выявлено системное взаимодействие подпроцессов «Оценка и учег затрат на качество» и «Анализ заграт на качество», выполняемых в подсистеме УАЗК и являющихся составными частями процессов 8.2.3 «Мониторинг и измерение процессов», 8.4 «Анализ данных», с другими процессами СМК 00, что позволило определить основные входы, управляющие воздействия, ресурсы и выходы разработанной подсистемы учета и анализа затрат на качество;

• выявлены основные факторы и причины, затрудняющие формирование подсистем УАЗК в 00, связанные: 1) с особенностями работы сотрудников, преподавателей и руководителей подразделений и кафедр- 2) со сложностью организационной структуры, большим разнообразием и инерционностью процессов в 00- 3) с отсутствием типового методического и информационного обеспечения процессов УАЗК- 4) с трудностями оценки первичной информации о затратах на качество образовательных услуг;

• разработаны рекомендации по преодолению негативных последствий основных факторов и причин, затрудняющих формирование подсистемы УАЗК в 00 за счет: 1) сильного и настойчивого руководства со стороны ректора и высшей администрации образовательной организации- 2) примеров успешной работы в передовых подразделениях 00;

• разработана методика формирования и внедрения подсистемы УАЗК, предусматривающая: 1) определение передовых подразделений, в которых с наибольшей вероятностью могут быть получены убедительные примеры успешного внедрения процессов подсистемы УАЗК- 2) привлечение руководителей, преподавателей и сотрудников этих подразделений к разработке процессов и документации подсистемы УАЗК- 3) первоначальное внедрение процессов и документации подсистемы УАЗК в передовых подразделениях- 4) доработку документации и процессов подсистемы УАЗК и внесение в них изменений на основе накопленного опыта практической работы передовых подразделений- 5) развертывание (внедрение доработанной документации и процессов) подсистемы УЛЗК в масштабе всей образовательной организации;

• разработана методика подготовки проектов управленческих решений, основанная на вычислении значений показателя Т тренда (динамики изменения) затрат на качество процессов образовательных услуг с определением попадания полученных значений тренда Т в один из заранее установленных четырех интервалов на шкале трендапопадание вычисленного значения тренда Т в один из этих интервалов определяет рекомендуемое управленческое решение, связанное с выполнением либо предупреждающих, либо корректирующих действий, либо мероприятий по радикальному улучшению процесса предоставления образовательных услуг;

• разработана и экспериментально проверена методика сбора первичной информации, позволяющая получать количественные данные по пяти основным категориям затрат на качествоэта методика предусматривает регулярное заполнение анкет преподавателями и сотрудниками кафедр, получение данных из бухгалтерии о расходах на приобретение материалов и оборудования, о командировочных расходах, а также из деканатов — о зачислении и отчислении студентов, о пересдаче зачетов и экзаменов отстающими студентами и т. п.;

• разработана и опытным путем проверена методика обработки и анализа данных о затратах на качество, позволяющая оценивать не только результативность, но и эффективность процессов, для которых в СМК 00 действует подсистема УАЗК как средство поддержки процедуры подготовки проектов и принятия управленческих решенийметодика анализа предусматривает использование и обработку первичной информации с применением таких инструментов и методов, как: а) гистограммы, б) графики функций, в) временные ряды, г) круговые диаграммы, д) причинно-следственные диаграммы Исикавы, е) анкеты (контрольные листки) и т. п.

Основные результаты, положения, рекомендации и выводы выиолненно-то научною исследования имеки значительное практическое значение для специалистов 00, занимающихся разработкой и внедрением подсистем УАЗК. Элементами практической значимости выполненною исследования являются:

• на основе обзора и анализа опубликованных резулыаюв научных исследований, выполненных как отечественными, гак и зарубежными учеными и специалистами, предложено использовать классификацию затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг, включающую в себя в дополнение к традиционным четырем категориям затрат: 1) затраты на оценку качества- 2) затраты на предупреждение несоответствий- 3) затраты на отказы внутри образовательной организации- 4) затраты на отказы вне образовательной организации, дополнительную пятую категорию 5) затраты на улучшение качества, которая вместе с первой и второй категориями затрат образуют группу полезных затрат (инвестиций) в качество;

• разработанные формы анкет (контрольных листков) для сбора, упорядочения и отнесения первичной информации о затратах на качество непосредственно на одну из пяти категорий используемой классификации этих затрат;

• результаты практической проверки разработанной методики и подсистемы УАЗК, подтвердившие их работоспособность как при наглядном отображении результатов сбора и анализа первичной информации, так и при использовании в качестве средства поддержки процесса подготовки проектов управленческих решений;

• разработанные алгоритмы и программы для автоматизированной подготовки материалов для анализа результатов учета затрат на качество, а также поддержки процесса подготовки и выработки проектов управленческих решений.

Диссертационная работа выполнена в рамках ПИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономическою анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».

Результаты разработки методики формирования подсистемы УАЗК бы in переданы для использования отдел) управления качеством Тамбовскою юсу-дарственного техническою университета и в Мичуринский государственный аграрный университет, что подтверждено актами внедрения.

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Международных и Российских научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на Международной научно-практической конференции «Качество науки — качество жизни» (25−26 февраля 2005 г., Тамбов), на V Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием» (14−15 апреля 2005 г., С.-Петербург), на Международной научно-практической конференции «Составляющие научно-техническою прогресса» (22−23 апреля 2005 г., Тамбов), на Международной научно-практической конференции «Глобальный научный потенциал» (3−4 июня 2005 г., Тамбов), на Международной научно-практической конференции «Достижения ученых XXI века» (29−30 июня 2005 г., Тамбов), на Международной научно-практической конференции «Наука на рубеже тысячелетия» (21−22 октября 2005 г., Тамбов), на Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития» (1011 декабря 2005 г., Тамбов), на II Международной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» (21−22 апреля 2006 г., Тамбов, на Международной конференции «Стратегическое управление университетом» (28−29 июня 2006 г., Тамбов), на Международной школе-семинаре молодых ученых «Проблемы экономики и менеджмента качества» (25−30 сентября 2006 г., Тамбов, на X и XI научных конференциях Тамбовского государственного технического университета (2005 и 2006 гг.).

Результаты исследований использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» и кафедры «Автоматизированные системы и приборы» Тамбовского государственного технического университета как при подюювке экономистов по специальностям: 80 105 «Финансы и кредит», 80 502 «Экономика и управление», 80 507 «Менеджмент организации», 80 111 «Маркетиш», так и при подюговке инженеров по специальности 200 503 «Стандартизация и сертификация», а 1акже магисгров 1ехники и 1ехноло1ии по программе 200 415 «Всеобщее управление качеа-вом», что подтверждено соответствующими справками.

Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач, построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ВХОДЫ.

Удовлетворенность потреби ieie и.

ВЫХОД!)!

Нужды потребите&trade-—> Предприятие —* Гшовая проекция.

Жалобы шпребшетя—> быстрою —> Закааы на закупаемые продукты.

Поставки проектов—> питания —> Реклама.

Квалифицированный I персонал.

Родопы б иод.

Оборудование кухни и мл а, офиса.

Р1СУРСЫ.

Рисунок 2.4.

— Стоимостная модель процесса для предприятия быстрого питания [118,157|.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполнения диссертационной работы почучены следующие научные результаты.

1. Выявлено системное взаимодействие подпроцессов «Оценка и учет затрат на качество» и «Анализ заграг на качество», выполняемых в подсистеме УАЗК и являющихся составными частями процессов 8.2.3 «Мониторинг и измерение процессов», 8.4 «Анализ данных», с другими процессами системы менеджмента качества образовательной организации, что позволило определить основные входы, управляющие воздействия, ресурсы и выходы разработанной подсистемы учета и анализа затрат на качество.

2. Выявлены основные факторы и причины, затрудняющие формирование подсистем УАЗК в образовательной организации, связанные: с особенностями работы сотрудников, преподавателей и руководителей подразделений и кафедрсо сложностью организационной структуры, большим разнообразием и инерционностью процессов в образовательной организациис отсутствием типового методического и информационного обеспечения процессов УАЗКс трудностями оценки первичной информации о затратах на качество образовательных услуг.

3. Разработаны рекомендации по преодолению негативных последствий основных факторов и причин, затрудняющих формирование подсистемы УАЗК в образовательной организации за счет: а) сильного и настойчивого руководства со стороны ректора и высшей администрации образовательной организацииб) примеров успешной работы в передовых подразделениях образовательной организации;

4. Разработана методика формирования и внедрения подсистемы УАЗК, предусматривающая: 1) определение передовых подразделений, в которых с наибольшей вероятностью могут быть получены убедительные примеры успешного внедрения процессов подсистемы УАЗК- 2) привлечение руководителей, преподавателей и сотрудников этих подразделений к разработке процессов и документации подсистемы УАЗК- 3) первоначальное внедрение процессов и документации подсистемы УАЗК в передовых подразделениях- 4) доработку документации и процессов подсистемы УАЗК и внесение в них изменений на основе накопленною опыта практической работы передовых подразделений- 5) развертывание (внедрение доработанной документации и процессов) подсистемы УАЗК в масштабе всей образовательной организации;

5. Сформулированы предложения по оценке относительных показателей результативности и эффективности процессов предоставления образовательных услуг в образовательной организации.

6. Разработана и экспериментально проверена меюдика сбора первичной информации, позволяющая получать количественные данные по пяти основным категориям затрат на качествоэта методика предусматривает регулярное заполнение анкет преподавателями и сотрудниками кафедр, получение данных из бухгалтерии о расходах на приобретение материалов и оборудования, о командировочных расходах, а также из деканатов — о зачислении и отчислении студентов, о пересдаче зачетов и экзаменов отстающими студентами и т. п.;

7. Разработана и опытным путем проверена методика обработки и анализа данных о затратах на качество, позволяющая оценивать не только результативность, но и эффективность процессов, для которых в СМК образовательной организации действует подсистема УАЗК как средство поддержки процедуры подготовки проектов и принятия управленческих решенийметодика анализа предусматривает использование и обработку первичной информации с применением таких инструментов и методов, как: а) гистограммы, б) графики функций, в) временные ряды, г) круговые диаграммы, д) причинно-следственные диаграммы Исикавы, е) анкеты (контрольные листки) и т. п.

8. Разработана методика подготовки проектов управленческих решений, основанная на вычислении значений показателя тренда Т (динамики изменения) затрат на качество процессов образовательных услуг и предусматривающая определение попадания полученных значений тренда Т в один из заранее установленных четырех интервалов на шкале трендапопадание вычисленного значения тренда Т в один из этих интервалов определяет рекомендуемое управленческое решение, связанное с выполнением либо предупреждающих, либо корректирующих действий, либо мероприятий по радикальному улучшению процесса предоставления образовательных услуг, либо предусматривающее дальнейшее осуществление процесса в соответствии с установленной процедурой.

Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты выпочненного исследования.

9. На основе обзора и анализа опубликованных научных исследований, выполненных как отечественными, так и зарубежными учеными и специалистами, предложено использовать классификацию затрат на качество процессов предоставления образовательных услуг, включающую в себя в дополнение к традиционным четырем категориям затрат: 1) затраты на оценку качества- 2) затраты на предупреждение несоответствий- 3) затраты на отказы внутри образовательной организации- 4) затраты на отказы вне образовательной организации, дополнительную пятую категорию 5) затраты на улучшение качества, которая вместе с первой и второй категориями затрат образуют группу полезных затрат (инвестиций) в качество;

10. Разработанные формы анкет (контрольных листков) для сбора, упорядочения и отнесения первичной информации о затратах на качество непосредственно на одну из пяти категорий используемой классификации этих затрат;

11. Результаты практической проверки разработанной методики и подсистемы УАЗК, подтвердившие их работоспособность как при наглядном отображении итогов сбора и анализа первичной информации, так и при использовании в качестве средства поддержки процесса подготовки проектов управленческих решений;

12. Разработанные алгоритмы и программы для автоматизированной обработки и подготовки материалов для анализа результатов учета затрат на качество, а также поддержки процесса подготовки и выработки проектов управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.К. Аудит, добавляющий ценность / Е. К. Аванесов // Методы менеджмента качества. 2001. — № 8. — С. 14−17.
  2. , А.А. Учет затрат на внедрение ТРМ / А. А. Агеев, И. В. Лорсанова // Методы менеджмента качества. 2005. — № 9. — С.27−30.
  3. , Ю.П. Чего же мы ждем от системы экономики качества? / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. — № 1. -С.50−53.
  4. , Ю.П. Экономика качества как система / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова, // Методы менеджмента качества. 2002. — № 5. — С.4−9.
  5. , Ю.П. От затрат на качество к управлению затратами / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества. — 2002. — № 4. — С. 12−17.
  6. , Ю.П. Путь к системе экономики качества / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2003. — № 4. — С. 68−73.
  7. , Ю.П. Менеджмент качества и сертификация: Учебное пособие. Том 1. / Ю. П. Адлер и др. М.: МИСиС — Центр сертификации, 2001. -152 с.
  8. , Ю.П. Мотивация в системах качества / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 1999. — № 5. — С. 17−19.
  9. Затраты на качество: верхушка айсберга // Методы менеджмента качества / подготовил В. А. Алексеев 2002. — № 6. — С. 9−14.
  10. Сбор данных для анализа истинных причин несоответствий / подготовил В. А. Алексеев // Методы менеджмента качества. 2004. — № 7. — С. 54−55.
  11. , В.Н. Управление качеством в образовании. Материалы курса повышения квалификации /В.Н.Азаров и др. М.: Фонд «Качество», 2002. — 94 с.
  12. , О.Н. Эффективная бухгалтерская служба необходимое условие финансовой устойчивости вуза / О. Н. Арзякова // Университетское управление. — 2005. — № 6 (39). — С. 57−60.
  13. , О. Формирование финансово-экономической системы организации в рамках процессного подхода менеджмента систем качества / О. Бабичева, М. Силкин //Стандарты и качество. 2003. — № 11. — С. 56−62.
  14. , М.В. Затраты на качество: от теории к практике / М. В. Балукова // Методы менеджмента качества. 2005. — № 3. — С. 8−12.
  15. Балукова, М.В. PAF-модель затрат на качество / М. В. Балукова // Методы менеджмента качества. 2005. — № 3. — С.53.
  16. , М.В. О стоимости действий для объектов затрат / М. В. Балукова // Методы менеджмента качества. 2005. — № 3. — С. 60−61.
  17. , М.В. Определение путей снижения издержек в вузе / М.В. Бата-шев // Университетское управление. 2004. — № 4 (32). — С. 27−32.
  18. , М.В. Влияние внешней среды на архитектуру АСУ ВУЗ / М. В. Баташев // Ползуновский вестник 2003. — № 1−2. — С. 188−192.
  19. , Н. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 20−21.
  20. Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 48 с.
  21. , В.Б. Экономика качества как инструмент снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности продукции. Экономика качества. Сер. «Всё о качестве. Отечественные разработки». — Вып. 4. -М.: НТК «Трек», 2001. С. 23−28.
  22. BS6143. Руководство по экономике качества. Часть 1: Модель затрат процесса (1992). М.: НТК «Трек», 2001. — 26 с.
  23. BS6143. Руководство по экономике качества. Часть 2: Модель предупреждения, оценки и отказов (1990). М.: НТК «Трек», 2001. — 24 с.
  24. , И.А. Регулирование затрат по обеспечению качества продукции. / И. А. Буданцева, А. Д. Плоткин М.: Изд-во стандартов, 1989. -184 с.
  25. , Э.С. Итоги деятельности Сибирского государственного «технологического университета в 1997 2001 гг. / Э. С. Бука. — Красноярск: Сиб-ГТУ, 2002.-108 с.
  26. , Э.С. Итоги деятельности Сибирского государственного технологического университета в 2004 году и задачи на 2005 год. / Э. С. Бука. -Красноярск: СибГТУ, 2004. 120 с.
  27. Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин и др. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  28. , Е.Б. Проблемы формирования целей вузовской системы качества / Е. Б. Гаффорова, В. А. Балабан, И. Ф. Кравченко // Стандарты и каче-ст во. 2002. — № 4. — С. 38−40.
  29. , В.И. Управление качеством продукции / В. И Гиссин. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-256 с.
  30. , А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и задачи АПК / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1996.-№ 12.-С. 44−50.
  31. , H.JI. О рациональном распределении затрат на обеспечение качества продукции / H.JI. Голин, В. Е. Кушкин, В. И. Середин, // Стандарты и качество. 1994.-№ 2.-С.21−24.
  32. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 30 с.
  33. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.
  34. ГОСТ Р ИСО 9004−2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. -52 с.
  35. ГОСТ Р 50 779.42−99 (ИСО 8258−91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999. — 36 с.
  36. , Б.П. Численные методы анализа. Приближение функций, дифференциальные и интегральные уравнения / Б. П. Демидович, И. А Марон, Э. З. Шувалова. М.: Наука, 1967. — 368 с.
  37. , A.M. Эволюция научных взглядов и практики организации финансового обеспечения вузов / М. А. Гринь // Университетское управление. -2005.-№ 4 (37). С.81−86.
  38. , В.П. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов — М.: Финансы и статистика, 2000.-208 с:
  39. , Д.Б. Разделение затрат в высшем образовании: плата за обучение, финансовая поддержка и доступность в сравнительной перспективе / Д. Б. Джоунстоун // Университетское управление. 2005. — № 1 (34). -С.24−39.
  40. , К. Управленческий и производственный учет: Пер с англ. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.157−237.
  41. , М.А. Учет и анализ расходов на качество / М. А. Дьяченко, Н. В Михайлова, Н. А Мурзак, JI.A. Федорова // Методы менеджмента качества. 2004. — № 4. — С.27−31.
  42. , Ю.Я. Теоретические основы создания методов оценки систем менеджмента качества организаций / Ю. Я. Еленева, М. Е. Просвирина // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 3. — С. 9−16.
  43. , В.В. Улучшение качества проектов и процессов / В. В. Ефимов. -Ульяновск: УлГТУ, 2004. 185 с.
  44. , В.В. Экономика качества: Учебное пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: УлГТУ, 2003. — 123 с.
  45. , С.В. Система менеджмента качества образовательных услуг АГАУ и перспективы ее развития: Монофафия / СВ. Золотарев, А. А. Фанненштиль. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. — 132 с.
  46. Н. Малая энциклопедия качества. В трех частях. — Часть 3. -Современная история качества / Под общей ред. Ю. В. Василькова и
  47. Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорватскою JI.H. Белинькой. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 224 с.
  48. , К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. -М.: -Экономика, 1988. 215 с.
  49. ИСО 9004−4:93. Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества // Системы качества. Международные стандарты ИСО серии 9000: В трех томах. Том 2. — М. 1997. — с. 2−3-1. 2−3-35.
  50. ИСО 9004−1:94. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1: Руководящие указания // Системы качества. Международные стандарты ИСО серии 9000. М.: 1997. — Том 1. — С. 1−8-1 -1−8-36.
  51. ИСО/ТО 10 014 «Руководящие принципы управления экономикой качества» перевод с английского Г. Е. Герасимова, Москва, 2002 г. 16 с.
  52. , Е.М. Классификация затрат на обеспечение качества продукции / Е. М. Карлик, Е. М. Шкловский // Стандарты и качество. 1975. — № 11. — С.82−85.
  53. , В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. — № 5. — С. 82−85.
  54. , В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах (записки менеджера качества) /В.А.Качалов. М.: ИздАТ, 2001. -128 с.
  55. , В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции / В. Э. Керимов, Ф. А. Петрищев, П. В. Селиванов, Э. Э. Керимов. М.: ИКЦ Маркетинг, 2002.- 108 с.
  56. , Н.Д. Роль децентрализации, контроллинга и аутсорсинга в эффективном управлении вузом / Н. Д. Кликунов, B.JI. Шаповалов // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 2 (30). С. 35−42.
  57. , А.К. Экономика классического университета в переходный период / А. К. Клюев, B.C. 11етухова // Университетское управление. 2005. -№ 6 (39). — С.66−70.
  58. , Jl.А. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой / Конарева Л. А. // Методы менеджмен та качества. 2001. — № 10. — С. 17−21.
  59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 175б-р. Москва, 2002 г.
  60. Колонка редакции: Всероссийское совещание специалистов в области инноваций и качества // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 2. -С. 2−7.
  61. , Н.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза /Н.В. Кошкарева, В. В. Левшина // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1, с. 42−48.
  62. , Ю.М. Выбор цены образовательной услуги на основе имитационно-аналитической процедуры / Ю. М. Краковский, В. К. Карнаухова // Университетское образование. 2004. — № 4 (32). — С.33−37.
  63. , Ю.М. Имитационно-аналитический подход в ценообразовании образовательных услуг / Ю. М. Краковский // Вести высшей школы. -1999. -№ 1.-С. 27−28.
  64. , М.Г. Менеджмент систем качества: Учеб. Пособие / М.Г. Круг-лов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-368 с.
  65. , В.И. Государственная система оценки качества высшего профессионального образования / В. И. Кружалин // Стандарты и качество. -2002. № 4. — С. 26−29.
  66. , Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством / Г. Д. Крылова. -М.: Изд-во стандартов, 1992. — 140 с.
  67. , Е.А. Функционально-стоимостной анализ. Экскурс в историю / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества 2002. -№ 7.-С. 14−20.
  68. , Е.А. Функционально-стоимостной анализ. Концепции и перспективы / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002.-№ 8.-С. 8−14.
  69. , Е.А. Функциональный анализ основа методологии ФСА / Б. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества — 2003. -№ 6. -С. 15−19.
  70. Кузьмина, Е. А Функциональный анализ основа методологии ФСА / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. — 2003. -№ 7, стр. 27−31.
  71. , A.M. Контрольные карты / A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2006. — № 4. — С. 25.
  72. , Ю.А. Экономические аспекты систем качества / Ю. А. Куликов, Е. А. Хачатуров // Методы менеджмента качества. 2001. — № 5. — С. 15−20.
  73. Ю.А. Экономические аспекты систем качества / Ю. А. Куликов, Е. А. Хачатуров // Методы менеджмента качества. 2001. — № 6. — С.21−24.
  74. , Е. Управление затратами на качество / Е. Куценко // Стандарты и качество. 2004. — № 8. — С. 69−71.
  75. , Н.И. Экономико-математические методы управления затратами на качество / Н. И. Лавренченко, Б.И. Герасимов- под науч. ред. проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2005. 112с.
  76. , Н.И. Управление несоответствующей продукцией в системе калькуляционного учета / Н. И. Лавренченко // Прогрессивные технологии развития: сб. науч. тр. Тамбов: ПБОЮЛ Бирюкова М. А., 2004. С.30−32.
  77. , Н.И. Принципы учета затрат на качество // Качество науки качество жизни: сб. науч. ст. Тамбов: ПБОЮЛ Бирюкова М. А., 2005. -С. 162−167.
  78. , Н.И. Анализ рисков предприятий, связанных с качеством продукции // Качество науки качество жизни: сб. науч. ст. Тамбов: ПБОЮЛ Бирюкова М. А., 2005. — СЛ 67−171.
  79. , В. Система качества для образовательных услуг / В. Логачев // Высшее образование в России. 2001. -№ 1. — С. 20−24.
  80. , В.В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза / В. В. Левшина // Университетское образование: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 60−63.
  81. , В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза: Монография / В. В. Левшина, Э. С. Бука. Красноярск: Изд-во Сибирского государственного технолог ического университета, 2004. — 324 с.
  82. , М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений / М. А. Лимитовский. М: ТОО Инжиниринге — Консалтинговая Компания «ДеКА», 1996. -192 с.
  83. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов / Ю. Адлер, Л. Кочетов, К. Косырев, Т. Полховская, В. Соловьев // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С. 68−74.
  84. , О.В. Сисгемный подход к оценке качества образования / О. В. Марухина, О. Г. Бересгнева // Стандарты и качество. 2002. — № 4. -С. 35−36.
  85. , Э.В. Качество и конкурентоспособность. (Серия «Теория и прак-жка менеджмента») / Э. В. Минько, МЛ. Кричевский. СПб.: Питер, 2004.-268 с: ил.
  86. Мищенко, С. В Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета / С. В. Мищенко, С. В. Пономарев, H.II. Пучков и др. // Вестник ТГТУ.-2002.-Том 8, № 4 Препринт — 80 с.
  87. , С.В. Экспертные оценки затрат на качество на предприятиях Тамбовской области / С. В. Мищенко, С. В. Пономарев, Б. И. Герасимов, О. С. Пономарева // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8. — С.79−81.
  88. , С.В. Затраты на качество образовательных услуг на профилирующей кафедре технического университета / С. В. Мищенко, С. В. Пономарев, Б. И. Герасимов // Труды семинара «Инженерное образование в XXI веке». Тамбов: ТГТУ, 2001.- С.65−69.
  89. , С.В. Экспертные оценки затрат на качество образовательных услуг технических университетов / С. В. Мищенко, С. А. Пахомова, С. В. Пономарев, Л. И. Савельева, В. А. Самодуров // Вестник ТГТУ.2005. Том 11. — N 2Б. — С. 531−538.
  90. , К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности / К. Мюллер // Стандарты и качество. 1998. — № 3. — С. 58−64.
  91. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, B.C. Соболев, С. А. Степанов. СПб: Изд-во СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.-220 с.
  92. , Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества. // Качество, торговля, экономика / Т. Накамура. М.: Изд-во стандартов, 1970.-256 с.
  93. , Н.М. Управление качеством продукции: Учебное пособие / 11.M. 11овицкий, В. Н. Окселюк. Мн.: Новое знание, 2001. — 238 с.
  94. , В.В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. М.: Экономика, 1998.-640 с.
  95. , С.А. Затраты на качество в образовательной организации : монография / С. А. Пахомова, С. В. Мищенко, В. Д. Жариков, С. В. Пономарев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 128 с.
  96. , С.А. Классификация затрат на качество образовательных услуг технического университета / С. А. Пахомова // Вестник ТГТУ. -2006.-Т. 12. -№ 3. С. 849−853.
  97. , С.А. Теоретические подходы к категории качества / С. А. Пахомова // Менеджмент XXI века: управление развитием. Материалы V международной научно-практической конференции: 14−15 апреля 2005 г. С.-Петербург: ООО «Книжный дом», 2005. — С. 222−223.
  98. , И.И. Учет затрат на качество промышленной продукции. -Учсч затраг на качество и экодо1 ию. Сер. «Всё о качестве. Отечественные разработки». Вып.4 (25). — М.: НТК «Трек», 2003. — С.47−60.
  99. , JI. Реформы экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация / JI. Полищук // Вопросы экономики. -2002. -№ 7.-С. 44−53.
  100. , С.В. Анализ затрат на качество как способ экономического обоснования качества продукции / С. В. Пономарев, В. Э. Серегин // Качество науки качество жизни: сб. науч. ст. — Тамбов: ПБОЮЛ Бирюкова М. А., 2005.-С. 180−181.
  101. , С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, В.Я. Бело-брагин. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005 — 248 с.
  102. , X. К. Преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала при создании СМК в организации / Х. К. Рамперсад, С. В. Пономарев // Методы менеджмента качества. 2003. — № 12. — С. 31−35.
  103. Рамперсад, Хьюберт К. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад- Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Алышна Бизнес Букс, 2005. -352 с.
  104. , К.М. Методология классификации затрат на качество / К. М. Рахлин, Л. Е. Скрипко // Сгандарш и качество. 1997. — № 3. -С. 49−51.
  105. , К.М. Принципы планирования и учета затрат на качество / К. М. Рахлин., Л. Е. Скрипко //Стандарты и качество. 2000 — № 3. -С.60−62.
  106. , Г. Концепция разработки унифицированной системы показателей качества / Г. Рахутин // Стандарты и качество. 2004. — № 1. -С. 86−88.
  107. , В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. (Серия «Практический менеджмент») / В. В. Репин, В. Г. Елиферов М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 с. ил.
  108. Решение проблем качества рабочими группами // Методы менеджмента качества. 2005. — № 6. — С. 18−23.
  109. , О.М. Экономика качества и безопасность продукции / О. М. Розенталь, Е. Д. Копнова // Методы менеджмента качества. 2004. -№ 6. — С.34−38.
  110. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд, перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. Минск: ООО «Новое знание», 1999. -688 с.
  111. , Г. Менеджмент в организациях. Сокр. пер. с англ. / Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. М.: Экономика, 1995. — 335 с.
  112. , М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В.Д. Ма-цута, К. М. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. -403 с.
  113. , В.Э. Разработка процесса учета и оценки затрат на качество продукции на ФГУП «Котовский завод пластмасс» / В. Э. Серегин: Магистерская диссертация. Тамбов, Тамбовский государственный технический университет, 2006. — 143 с.
  114. , Т. Управленческий учет: Пер. с англ / Т. Скоун. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1977.-179 с.
  115. , JI.E. Финансовый менеджмент качества: мифы и реальность / Л.Е. Скрипко// Методы менеджмента качества. 2002. — № 10. — С. 9−12.
  116. Скрипко, J1.E. Практика применения экономических методов в СМК на российских предприяшях. Экономика качества. Сер. «Всё о качестве. Отечественные разработки». — Вып.4. / Л. Е. Скрипко. — М.: НТК «Трек», 2001.-С.46−50.
  117. , Л.Е. Экономические рычаги улучшения систем качества. Выпуск 14, Составитель и редактор серии: Г. Е. Герасимова / Л. Е. Скрипко. -М.: НТК «Трек», 2002.-45 с.
  118. , Л.Е. Методология оценивания затрат на качество / Л.Е. Скрипко//Методы менеджмента качества. 2001. -№ 1. — С. 14−16.
  119. , Л.Е. Экономические аспекты системы менеджмента качества: Учебное пособие / Л. Е. Скрипко. СПб.: «Конфлакс», 2004. — 70 с.
  120. , Л.Е. Экономика качества. Исторический обзор и современное состояние. / Все о качестве. Отечественные разработки. Учет затрат на качество и экологию, выпуск 25 / Л. Е. Скрипко. 2003.
  121. , Л.Е. Экономика качества: тенденции и перспективы развития / Л.Е. Скрипко// Стандарты и качество. 2003. -№ 1. — С. 68−71.
  122. , B.C. Концепция, модель и критерии эффективности внутри-вузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / B.C. Соболев, С. А. Степанов // Университетское управление. 2004. — № 2 (30). — С.102−110.
  123. , Э. Распределение затрат на качество и совершенство системы качества. // Все о качестве. Зарубежные разработки. О распределении затрат на качество, выпуск 41 / Э. Совер и др. 2003.
  124. , В.П. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе / B. I I. Соловьев и др. // Качество. Инновации. Образование.-'2003.-№ 3.-С. 45−51.
  125. , С.И. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза / С. И. Солонин, С. В. Кортов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2 (25). — С. 64 — 69
  126. Статистические методы повышения качества / Под ред. Хитоси Куме. Перевод с английского и дополнение Ю. П. Адлера, Л. А. Конаревой. М.: «Финансы и статистика», 1990. — 304 с.
  127. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. Проект. Министерство образования и науки Российской Федерации Москва, 2004.
  128. , Р.В. Менеджмент качества высшего образования / Р. В. Сюров. Чебоксары: АНЧР, 2004. — 128 с.
  129. , Р.В. Формирование системы менеджмента качества образовательной организации / Р. В. Сюров, С. В. Мищенко и др. Тамбов: Пер-шина. — 2005. — 94 с.
  130. , А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации / А. А. Томпсон, А. Дж Стрикленд. М.: Инфра-М, 2000.
  131. Труд заработная плата — уровень жизни: Краткий терминологический словарь. (Учебно-справочное пособие) — под. ред. А. П. Стайтенова. -Красноярск: «Буква», 2001. — 193 с: ил.
  132. Управление качеством: Том 1. Основы обеспечения качества / Под общей ред. проф. В. Н. Азарова. -М.: МГИЭМ, 1999. 326 с.
  133. Управление качеством. Том 2. Принципы и методы всеобщего управления качеством / Под общей ред. проф. В. Н. Азарова. М.: МГИЭМ, 2000.-356с.
  134. Управление качеством. Робастное проектирование. Метод Тагути: пер. с англ. / Р. Леон, А. Шумейкер, Р. Какар, ., Г. Тагути и др. М.: СЕЙ-ФИ, 2002.-384 с.
  135. , Р.А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 с.
  136. , Р. Управление конкурентоспособностью / Р. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 2000. — № 10. — С. 10−13.
  137. Федеральный закон РФ № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
  138. , А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. науч. ред. А. В. Гличев / А. Фейгенбаум. М.: Экономика. 1986. -471с.
  139. , М. Дж. Введение в обеспечение качества: Модуль RRC № 415а / Пер. с англ. языка под общей редакцией профессора В. Н. Азарова. М.: Фонд «Европейский ценгр по качеству», 1999. — 118 с.
  140. , М. Дж. Принципы и меюды всеобщего руководства качеством. Модуль RRC 416а. / Пер. с англ. языка под общей редакцией профессора В. Н. Азарова. М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 1999. — 105 с.
  141. , М. Дж. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Модуль RRC 416 b / Перевод с английского языка под общей редакцией профессора В. Н. Азарова. М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 1999.- 131 с.
  142. , М. Дж. Введение в обеспечение качества: Модуль RRC № 415d/ Пер. с англ. языка под общей редакцией Азарова В. Н. М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 1999. — 108 с.
  143. , М. Дж. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Модуль RRC 416с./ Перевод с английского языка под общей редакцией профессора Азарова В. Н. М.: Фонд «Европейский центр по качеству». 1999−142 с.
  144. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1998.-576 с.
  145. , Дж. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности /Дж. Шанк СПб.: Бизнес — Микро, 1999.-288с.
  146. Шим, К. Методы управления стоимостью и анализа затрат / К. Шим, Г. Сигел. М.: Финансы и статистика, 1996. — 342 с.
  147. , Дж. Роль затрат на качество в новом тысячелетии: связь со стратегическими целями и непрерывным улучшением. // Все о качестве. Зарубежные разработки. О распределении затрат на качество, выпуск 41. / Дж. Шоттмиллер. 2003.
  148. , Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования / Дж. Шоттмиллер. // Методы менеджмента качества. 2003. — № 2. — С.4−9.
  149. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона / К. В. Щибор // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 92−111.
  150. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю. П. Адлер и С. Е. Щепетова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 232с.
  151. , Л.И. Экономика общественного сектора / Л. И. Якобсон. М: Наука, 2000. — 276 с.
  152. Crosby, Ph.B. Quality is Free / Ph.B. Crosby. N.-Y.: McGraw-Hill, 1984.
  153. Dale, B. Quality Costing / B. Dale, J. Plunkett. London: Chapman & Hall, 1995.
  154. Deming, W.E. Out of Crisis / W.E. Deming. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  155. Deming, W.E. The New Economics for Industry, Government and Education / W.E. Deming. Massachusetts: MIT Center of Advanced Engineering Study, 1993.
  156. Harrington, H. Poor Quality Cost / II. Harrington. — New York and Basel Milwaukee: Marcel Dekker, Inc. & ASQC Quality Press, 1987.
  157. Juran, J.M. Managerial Break Through / J.M. Juran. -N.-Y.: McGraw-Hill, 1964.
  158. Lewis, R. Total Quality in Higher Education / R. Lewis, D. Smith. Debray Beach, Florida: St. Lucie Press, 1994.
  159. Shewhart, W.A. Economic Control of the Quality of Manufactured Product / W.A. Shewhart. New Jersey: van Nostrad Company, 1931 (Republished by ASQCin 1980).
  160. Feigenbaum, A.V. Total Quality Control / A.B. Feigenbaum. N.-Y.: McGraw-Hill, 1983.
Заполнить форму текущей работой