Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принцип разделения власти — конституционная основа построения и функционирования государственного механизма в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и дополняют те разделы конституционного права, теории и истории государства и права, которые посвящены изучению исследуемого принципа правового государства. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы РФ… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Генезис принципа разделения власти и его современное оформление в конституционном праве
    • 1. 1. Исторические предпосылки становления принципа разделения власти в конституционно-правовой теории^
    • 1. 2. Развитие принципа разделение власти российской правовой наукой и его понятие
    • 1. 3. Модели реализации принципа разделения власти и их отражение в конституциях современных государств
  • 2. Конституционно-правовая материализация принципа разделения власти в государственном механизме России
    • 2. 1. Разделение власти — конституционный принцип российской Государственности
    • 2. 2. Президент Российской Федерации как элемент системы разделения власти в Российской Федерации
    • 2. 3. Конституционные особенности взаимодействия законодательной и исполнительной власти в России
    • 2. 4. Роль и значение судебных институтов власти в реализации принципа разделения власти

Принцип разделения власти — конституционная основа построения и функционирования государственного механизма в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Современный этап развития Российской Федерации свидетельствует о наличии важных изменений в системе органов государственной власти. Идет активное строительство государственного механизма, содержательно максимально адаптированного к решению актуальных задач российской государственности. Появились федеральные округа, проведена реформа Совета Федерации, создан Государственный совет.

В начале XXI в. страна вступила в новый этап государственной модернизации. Без укрепления государства в лице всех его институтов и уровней власти нам не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере. Сильная и ответственная власть, основанная на консолидации общества, необходима для сохранения страны. Без сильной власти невозможен и прорыв в будущее1. Мы часто говорим о величии России. Но великая Россия — это не только великое государство. Это, прежде всего — современное, развитое общество, которое само по себе не возникнет. Полноценно развитое гражданское общество возникнет только в условиях радикального сокращения функций государственного аппарата, преодоления недоверия между различными социальными группами. В процессе решения стратегических задач по совершенствованию политической системы и строительству эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития и соблюдения прав личности предстоит уделить большое внимание реализации принципа разделения властей, способствующего укреплению государства.

Свой отпечаток на реализацию принципа разделения властей накладывает и российский федерализм. Он ставит в центр внимания такие кардинальные вопросы, как правовой статус федерации и каждого из ее субъектов,.

1 См.: Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г.// Российская газета. 2003.17 мая. характер отношений между субъектами федерации и федерацией в целом и Др.

В связи с повышением роли и усложнением задач государственного управления становится все более очевидно, что его совершенствование может быть достигнуто только на основе всестороннего использования научных знаний в этой области, что, безусловно, потребует расширения научных исследований. Практическая значимость реализации принципа разделения властей и одновременно недостаточная теоретическая разработанность исследос вательской области предопределили* выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы.

Начиная с древнейших времен, вопрос о власти занимает центральное место в научных исследованиях, посвященных сущности и роли государства и права. Возникновение и развитие теории разделения связано с такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Полибий, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Дж. Мэдисон, Г. Гегель, Б. Констан, Л. Штейн, А. Вандербильт, Б. Н. Чичерин, Н. М. Коркунов, H.H. Алексеев и др.

Анализу различных аспектов организации и взаимодействия органов государственной власти посвятили свои труды многие современные отечественные ученые — С. А. Авакьян, A.C. Автономов, И. А. Алебастрова, Г. В. Ата-манчук, М. В. Баглай, П. Д. Баренбойм, И. Л. Бачило, К. С. Вельский, C.B. Бо-ботов, Н. В. Витрук, Г. А. Гаджиев, В. Е. Гулиев, Ю. А. Дмитриев, С. А. Егоров, Ю. П. Еременко, В. М. Жуйков, В. Д. Зорькин, A.B. Зиновьева, В. Б. Исаков, В. Т. Кабышев, В. П. Кашепов, А. Д. Керимов, Д. А. Керимов, А. И. Ковлер, А. Е. Козлов, Е. И. Козлова, В. В. Комарова, М. А. Краснов, М. А. Крутоголов, Б. С. Крылов, Н. С. Крылова, O.E. Кутафин, Б. М. Лазарев, В. В. Лазарев, И.А. Ле-дях, В. О. Лучин, А. П. Любимов, В. В. Маклаков, A.B. Малько, М. Н. Марченко, М. А. Митюков, H.A. Михалева, A.A. Мишин, B.C. Нерсесянц, H.A. Николаевой, М. А. Никифорова, Л. А. Окуньков, A.M. Осавелюк, И. Л. Петрухин,.

A.C. Пиголкин, A.E. Постников, Т. Н. Рахманина, В. А. Ржевский, В. И. Руднев, О. Г. Румянцев, В. М. Савицкий, Н. Г. Салищева, В. П. Сальников, H.A. Сахаров, Ю. И. Скуратов, Б. А. Стародубский, И. М. Степанов, Б. А. Страшун,.

B.М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, Ю. П. Урьяс, Т. Я. Хабриева, Н. Ю. Хаманева, Г. Н. Чеботарев, Г. Г. Черемных, В.А. Четвер-нин, В. Е. Чиркин, И. Г. Шаблинский, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеев, JI.M. Эн-тин, Ю. А. Юдин и другие.

Проведенный анализ литературы по теме диссертационного исследования свидетельствует о том, что в целом накоплен богатый материал по изучению разделения властей. Вместе с тем необходимо отметить, что в целом ряде работ по проблемам организации и взаимодействия органов государственной власти преобладают теоретические и исторические подходы. Современная же ситуация такова, что научные идеи взаимодействия различных властных структур государства в рамках реализации конституционного принципа разделения властей требуют своего воплощения в реальных юридических конструкциях государственного механизма. Отдельные вопросы практики и теории в этом направлении либо вообще не находят своего решения, либо рассматриваются весьма противоречиво. Следует заметить, что научных работ, специально посвященных вопросам реализации принципа разделения властей, явно недостаточно. В целом ряде публикаций высказаны также мнения, имеющие дискуссионный характер и, следовательно, нуждающиеся в дополнительном обсуждении. При всей научной значимости положений и выводов, содержащихся в различных источниках, они либо не затрагивают некоторые актуальные вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти, либо не делают их предметом всестороннего рассмотрения.

Объект исследования.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти и связанные этим проблемы.

Предмет исследования.

Предметом исследования является конституционный принцип разделения власти, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание, конституционно-правовое оформление в современном конституционном праве.

Цель и задачи исследования

.

Объект и предмет исследования определили его цель. Целью диссертационного исследования является комплексное исследование проблем становления и развития на основе анализа теоретических положений, реальной практики федеральных и региональных законодательно-представительных органов Российской Федерации, указов Президента России, подзаконных актов Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов России и муниципальных образований принципа разделения властей как важнейшего, основополагающего и краеугольного принципа правового государства. На основе проведенной работы сформулировать предложения, направленные на совершенствование законодательного оформления данного принципа в российском праве.

В рамках реализации указанной цели автор сосредоточил свои усилия на решении следующих задач:

— проанализировать исторические предпосылки становления принципа разделения власти в конституционно-правовой теории;

— исследовать развитие принципа разделение власти российской правовой наукой;

— раскрыть понятийное содержание принципа разделения власти;

— на основе анализа конституционного закрепления принципа разделения власти в современных государствах выявить содержательные особенности его реализации, присущие различным моделям организации взаимодействия государственно-правовых институтов;

— подвергнуть анализу Разделение власти — конституционный принцип российской государственности.

— исследовать место и роль Президент Российской Федерации в системе разделения власти в Российской Федерации.

— выявить конституционные особенности взаимодействия законодательной и исполнительной власти в России.

— раскрыть назначение и роль судебных институтов власти в реализации принципа разделения власти в современной России.

Теоретическая база исследования.

Общетеоретическими основами этой работы стали политико-правовые идеи мыслителей древности — Платона, Аристотеля, Цицерона, Полибияположения классических социальных теорий прошлого и настоящего — естественного право Гуго Гроция, Спинозы, теорий суверенитета Ж. Бодена, Г. Елиника и народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, Томаса Джефферсонаположения разделения властей Д. Лильберна, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Мэдисона, А. Гамильтона, Б. Франклина, плюралистической демократии Г. Хекшера, С. Файнера, теории конвергенции Д. Гэлбрейта, П. Сорокина, А. Сахарова и т. д.

В работе использованы труды российских мыслителей второй половины XIX — начала XX века: В. М. Гессена, М. Н. Каткова, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, К. П. Победоносцева, Э. Э. Понтовича, Н. И. Палиенко, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича, B.C. Соловьева, Г. В. Плеханова, И. А. Покровского, Л. А. Тихомирова, Е. К. Трубецкого, H.H. Ворошилова и других.

В современной отечественной литературе, отражающей уровень разработки исследуемой проблемы, следует выделить труды таких ученых как: Авакьяна С. А., Азарова Н. И., Аксёнова A.A., Бачило И. Л., Безуглова A.A., Белкина A.A., Горобца В. Д., Громовой О. Н., Егорова С. А., Ефимичева С. П., Звягина Ю. Г., Зиновьева A.B., Каинова В. И., Ковалёва A.M., Крылова Б. С.,.

Лафитского В.И., Лукашука И. И., Лысенко В. А., Марченко М. Н., Мишина A.A., Некрасова С. М., Овсепяна Ж. И., Окунькова Л. А., Потугалова О. В., Рахманиной Т. Н., Ромашова P.A., Скокова A.M., Суркова Д. А., Теренецкого Г. Н., Тиуновой (Ескиной) Л.Б., Трусова А. И., Хузина В. В., Чеботарева Г. Н., Чиркина В. Е., Шаблинского И. Г., Ю. Е. Ширяева, Энтина Л. М. и других1.

В области конституционного право особенно хочется отметить работы авторов: Акакьяна С. А., Белкина A.A., Горобца В. Д., Зиновьева A.B., Каинова В. И., Крылова Б. С., Лафитского В. И., Марченко М. И., Миронова О. О., Мишина A.A., Некрасова С. И., Николаевой Л. А., Овсепяна Ж. М., Окунькова A.A., Страшуна Б. А., Суркова Д. Л., Тиуновой (Ескиной) Л.Б., Тихомирова Ю. А., Тяремецкого Г. И., Фетисова A.C., Черкашина Е. И., Чиркина В. Е., и других, которые посвящены созданию системы социальной защиты прав человека и гражданинаограничению прав Президента в РФ, созданию условий для формирования гражданского обществанеуклонному выполнению и совершенствованию принципов правового государстваобеспечению реального народовластия. В этих работах достаточно полно и убедительно говорится о необходимости стабильного и динамичного правового регулирования кон.

1 См., например: Дмитриев Ю. А. Концепция народовластия в современной России. Авто-реф.док.юрид.наук. М.: НИИ прокуратуры, 1992. Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в РФ. Автореф. .док.юрид.наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 1998. Шаблинский И. Г. Конституционные реформы в России и принцип разделения властей. Дис.док.юрид.наук. М.: РАН, Институт государства и праваЭнтин J1.M. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995; Лысенко В. И. Процесс развития федеративных отношений должен быть отражен в Конституции // Журнал российского права. 1997. № 4. Ромашов P.A. Современный конституционализм: теоретико-правовой анализ. Дис. докт. юрид. наук. СПб., 1998; Ширяев Ю. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: проблемы теории и практики. Дис.канд. юрид. наук. СПб., 1998. л.

См., например: Каинов В. И. Институт президентства. С-Пб., Высшая административная школа Правительства Санкт-Петербурга, 1997. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996; Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5- Зиновьев A.B. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы. // Правоведение. 1997. № 3- Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права// Государство и право. 1998. № 7- Миронов О. О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. 1998. № 4. С. 17- Зиновьев A.B. Конституционное право России. СПб.: «Герда», 2000; Николаева Л. А. Круглый стол журнала «Государство и право» // Государство и право. 1994. № 5. ституционных процессов переходного периода, который переживает Россия, посредством реализации принципа разделения властей. Принцип разделения властей — не панацея от всех наших бед, но игнорирование его или грубое пренебрежение им коренным образом влияет на все правовые устои российского общества.

Автором настоящей диссертации использован также широкий круг нормативных правовых актов, а также материалы, публиковавшиеся в средствах массовой информации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней осуществлена попытка на современном этапе развития России дать сравнительно-правовую оценку степени реального обеспечения принципа разделения властей, правовых последствия несоблюдения принципа разделения властей, показаны неблагоприятные обстоятельства неопределенности роли и места Президента РФ в структуре федеральных органов государственной власти, даны рекомендации по пересмотру Конституции РФ и внесению поправок в Конституцию РФ в русле требований этого важнейшего конституционного принципа правового государства. Осуществлен комплексный анализ интеграции методологических возможностей различных научных дисциплин в изучении возникновения и развития принципа разделения властей в современной России.

В результате проведенного исследования предлагается блок рекомендаций по изменению, дополнению и уточнению Конституции Российской Федерации и законодательства в области конституционно-правового регулирования вопросов реализации принципа разделения власти, направленных на оптимизацию российской модели ее реализации в направлении упорядочения взаимоотношений Президента России с законодательной и исполнительной властью, придания этому процессу сбалансированного и конструктивного характера.

В результате проведенного исследования в диссертации формулируются и вносятся на защиту следующие теоретические положения и выводы:

1. Анализ генезиса принципа разделения власти свидетельствует о том, что его структурирование на законодательную, исполнительную и судебную власть на начальном этапе теоретического осмысления и, в последующем, и практической реализации отражало сложившуюся потребность государственно-правовой действительности именно в таком его классическом варианте. Упорядоченные подобным образом органы государственной власти были четко структурированы. Современная модель взаимодействия органов государственной власти при использовании классического подхода в вопросе разделения власти не всегда позволяет оптимально решить данную задачу.

2. При определении, места Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России следует исходить из того, что в рамках российской модели реализации принципа разделения власти Президент России конституционно имеет выход на отдельные государственно-властные полномочия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Поэтому российское президентство нельзя &bdquo-жестко" привязывать лишь к одному из элементов классической модели разделения властей, тем более что на конституционном уровне отсутствует правовая норма, говорящая об этом.

В системе федеральных органов государственной власти Президент России занимает особое положение. Конституционно он не входит ни в одну из ветвей власти, но конструкция его статуса такова, что позволяет Президенту Российской Федерации при реализации полномочий главы государства не только соприкасаться с ветвями государственной власти, но и доминировать в структуре власти.

3. Представляется необходимым на конституционном уровне более определенно закрепить структурную схему разделения государственной власти на три её классических ветви: законодательную, исполнительную и судебную и более четко определить структурный и функциональный составы исполнительной власти. В частности, долговременным интересам российского государства в большей степени отвечала бы модель президентской республики, где глава государства одновременно является также главой исполнительной власти и, как следствие, несет всю полноту ответственности за её деятельность.

4. Выявленное в процессе диссертационного исследования прецедентное значение постановлений Конституционного Суда России как источника права в современной России требует своего юридического оформления. Указанные в данных предписаниях требования должны исполняться не только прямыми адресатами, но и всеми иными государственными органами и должностными лицами государства. Устранить данную ситуацию возможно только посредством внесения изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это позволит не только усилить присутствие федерального права в вопросах защиты основополагающих принципов конституционного строя Российской Федерации (а именно к таковым относится принцип разделения власти), но и укрепить существующую федеральная модель организации государственной власти.

5. Анализу моделей реализации принципа разделения власти свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве демократических государств конституционный принцип разделения власти регулирует структурно-функциональное соотношение органов государственной власти. Утвердившаяся в этих странах система разделения властей означает такую форму организации государственной власти, при которой возможно оптимальное регулирование социальных интересов и разрешение общественных противоречий правовыми средствами.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и дополняют те разделы конституционного права, теории и истории государства и права, которые посвящены изучению исследуемого принципа правового государства. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы РФ и её субъектовв качестве основы для последующих научных исследований в рассматриваемой области с целью внесения поправок в Конституцию России или её пересмотрапри анализе актуальных проблем совершенствования Российского государства, института президентства в Россиив преподавании конституционного права, а также отраслевых юридических дисциплин и специальных курсов по юридической тематикепри переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, а также при профессиональной подготовке руководящего состава органов исполнительной власти.

Методологическая база исследования.

Методологическую основу диссертации составляет системно-функциональный подход, при котором принцип разделения государственной власти исследуется в рамках комплекса факторов и взаимосвязей, обеспечивающих демократическую, правовую сущность формирования и реализации государственной власти в Российской Федерации. В процессе познания использовались также исторический, сравнительно-правовой, логико-семантический, структурно-аналитический и другие методы. Автор широко опирался на концептуальные взгляды по данной проблеме, изложенные в трудах многих отечественных и зарубежных авторов — философов, социологов, политологов и юристов.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России, были доложены на научных конференциях, представлены в опубликованных автором работах.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ правового состояния принципа разделения государственной власти и практики его реализации Российской Федерации позволяет сделать следующие обобщающие выводы.

Конституция Российской Федерации 1993 года и последующее законодательство восприняли принцип разделения государственной власти в качестве важнейшей предпосылки и условия формирования в России демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Формально-юридически осознано, что только практическая реализация этого принципа способна обезопасить общество от авторитаризма, деспотизма, вождизма и иных проявлений персонификации неограниченной и неконтролируемой власти. Данный принцип есть в какой-то мере фактор и гарант будущего развития страны.

Осуществлены весьма зримые шаги по созданию организационного и правового механизма практической реализации принципа разделения государственной власти. Сформированы самостоятельные подсистемы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, обозначены формы и процедуры их взаимодействия, а также использования сдержек и противовесов. Накоплен определенный опыт их реального функционирования.

Прошедшее десятилетие с момента принятия Конституции России позволяет не только констатировать организационное и нормативное существование принципа разделения государственной власти в государственном механизме России, но и подвести политические и социально-экономические итоги практики его реализации и воздействия на процессы властеотношений.

Объективная оценка существующего положения дел в России до недавнего времени свидетельствовала, по мнению ряда специалистов, о слабой эффективности управляющего воздействия сложившейся в последние годы системы государственной власти, о ее неспособности начать выводить страну из системного кризиса. Как показал анализ современного положения в стране, данная ситуация является результатом не конституционной недостаточности правового воздействия на содержание данных процессов, это есть следствие слабости федеральных властных институтов, пассивная роль которых в этом вопросе позволила деструкционным процессам выйти за рамки допустимых. Повышение эффективности власти непосредственно увязывается с усилением контрольной функции государства, наведением порядка в нормотворчестве, в работе органов исполнительной власти, в активизации судебной системы.

Существующее по Конституции Российской Федерации разделение властных полномочий между основными институтами государственной власти в России в определенной степени не совпадает с канонами демократического правового государства, в котором государственная власть осуществляется на основе четкого разделения функций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, которые во взаимодействии с негосударственными социально-политическими движениями и институтами гражданского общества создают известный баланс между властными государственными структурами и внепарламентскими организациями.

Принцип разделения государственной власти имеет как государственно-правовой, так и социологический характер. Он влияет на общество и в своем дальнейшем развитии зависит от людей, которые руководят функционированием органов государственной власти. Все они избраны народом, законодательными органами или назначены не для того, чтобы бороться друг с другом и в этом доказывать свое превосходство, а для совместной деятельности по обеспечению развития общества, прав и свобод человека и гражданина. Между тем, до сих пор разделенные ветви государственной власти больше демонстрируют самоутверждение", чем общую заботу о судьбе страны.

В целом опыт показывает, что принцип разделения государственной власти менее всего принадлежит к числу лозунгов, пусть и популярных, которыми так любят пользоваться многие российские политики. Это очень многогранный и ответственный институт демократического, правового государства, в котором на самом деле действует, по крайней мере, несколько моментов: реальная принадлежность власти народуреальные действия органов государственной власти по управлению общественными процессамиреальная ответственность руководителей государственных органов за результаты своей деятельности.

Предстоит дальнейшее осмысление всего многообразия сущности и проявлений принципа разделения государственной власти и совершенствование его применения в нормативном, организационном и практическом аспектах, но уже и с позиций сегодняшнего дня ясно, что принцип разделения государственной власти связан, прежде всего, с демократией. Конституции демократических государств признают суверенное право народа избирать формы государственного правления, государственного устройства и политических режимов. Народ вправе выбирать пути государственного развития с учетом права нации на самоопределение, права конструировать систему государственной власти, учреждать органы государственной власти, обеспечивать единство государственной власти, разделенной на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Власть народа представляет собой источник и основу сотрудничества разделенных ветвей государственной власти. Народ создает все ветви власти государства. Народовластие связывает и ограничивает самостоятельность отдельных ветвей государственной власти не позволяет им отрываться друг от друга и противостоять друг другу.

Идея учредительной власти народа, сформулированная в естественно-договорных концепциях состоит в том, что народ есть учредитель государства, имеющий на него незыблемые права, но и несущий вместе с тем перед ним определенные обязанности. С признанием за народом права на учредительную власть связано наделение его возможностью осуществлять свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, минуя своих избранных представителей и ранее созданных государственных органов. Учредительная власть народа первична по отношению ко всем видам государственной власти, которая является производной от народного суверенитета. Народ делегирует законодательную власть парламенту, исполнительную — Президенту или правительству, судебную власть — органам правосудия.

Тем самым, разделение власти не уничтожает единства демократической государственной власти, она едина и реально существует на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого также всеми разделенными ветвями власти.

Не случайно многие государствоведы и политики именно в разделении подсистем органов государственной власти видят предпосылку и условие демократизма государства.

В настоящее время Россия стоит на пороге конституционной реформы, которая должна быть направлена главным образом на реализацию принципа разделения властей. Закрепление разделения властей на конституционном уровне ознаменовало лишь промежуточный этап в деле поиска путей взаимодействия органов государственной власти. В конечном счете, разделение властей не самоцель, и основное его назначение — быть средством обеспечения свободы в обществе, охраны прав и свобод человека. Реализация принципа разделения властей в различных государствах показала неразрывную связь этого принципа с правовой культурой, политическим режимом, уровнем развития гражданского общества. Российские реалии сегодня таковы, что не позволяют механически перенести готовые зарубежные образцы на почву отечественного конституционализма, однако отвергать их полностью также не следует, так как разделение властей — это тот социальный феномен, который сопровождает прогрессивное развитие общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2004.
  2. Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия // Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994.
  3. Декларация Верховного Совета РСФСР «О государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.1990 года // Ведомости съезда № 2 от 14.06.1990 года.
  4. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 года // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52.
  5. Федеральный конституционный закон от 28.04.95 года № 1- ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». М.: Спарк, 1995.
  6. Федеральный конституционный закон № 1- ФКЗ от 21.07.94 с изменениями на 8. 02. 2001 года. «О Конституционном суде РФ». М.: Спарк, 2001.
  7. Федеральный конституционный закон № 1 ФКЗ от 31.12.96 года «О судебной системе РФ». М.: Спарк, 1997.
  8. Бюджетный Кодекс РФ. М.: Проспект, 1999.
  9. Гражданский Кодекс РФ. М.:Норма, 1998.
  10. Ю.Жилищный Кодекс РФ. М.: Спарк, 1995.
  11. Лесной кодекс РФ. М.: Норма, 1997.
  12. Налоговый Кодекс РФ. М., Норма: 2001.
  13. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Федеральный закон № 154-ФЗ от 28.08.95 с изменениями на 4.08.2000 года // Российская газета от 11.09.1995 года и от 23.08.2000.
  14. Конституция США. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, под общей редакцией проф. Батыра К. И. М., Юристъ, 1996.
  15. Конституция Мексиканской республики. М., МГУ, 1993.
  16. Конституция республики Польша. Конституционное право зарубежных стран, т. З, под ред. Страшуна Б. А., М., БЕК, 1993.
  17. Решение Верховного суда США от 18.12.1974. // Лафитский В. И. Судебный контроль в США. М., МГУ, Сборник трудов юридического факультета, 1978.
  18. Антология мировой правовой мысли. М., Мысль, 1999.
  19. M.B. Конституционное право Российской Федерации. М, Норма-Инфра, 1998.
  20. A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
  21. Ю.Я., Д.А. Баскин Д.А. Павел Иванович Новгородский (из истории русского либерализма). СПб, ВО Наука, 1997.
  22. И.Л. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. М., Юристъ, 1998.
  23. A.A. Коментарии к решениям Конституционного суда РФ. СПб, СПбГУ, 1994.
  24. A.A. Комментарии к решениям Конституционного Суда РФ. СПб, СПбГУ, 1996.
  25. В.М., Городинец Ф. М., Янгол Н. Г. Правовое государство. Идея, концепция, реальность. СПб., 1996.
  26. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е, т.21. М., 1975.
  27. H.H. Критический обзор учения о разделении властей. Ярославль, Тип. губ. зем. управы 1871.
  28. А.Я. Теория судебных доказательств. М., Политиздат.1950.
  29. П. Методы железнодорожной колонизации в Америке и их возможное применение в современной России. М., МГУ, 1922.
  30. Ю.С. Свобода и ее гарантии. Популярные социально-юридические очерки. СПб, тип. Суворина, 1910.
  31. В.М. О правовом государстве. СПб, тип. Суворина, 1906.
  32. Гражданское право, т.1. Под общей редакцией Сергеева А. П. и Толстого Ю. К. М., Проспект, 1999.
  33. Детская энциклопедия. История России, т.5, часть 2. М., Аванта+, 1997.
  34. Т. Мэр и его избиратели. Собрание сочинений, т. 11. М., Правда.
  35. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  36. Дюти Леон. Конституционное право: общая теория государства. М., 1908.
  37. Европейская хартия о местном самоуправлении. Приложение к учебнику Муниципальное право. Под ред. Кустафина O.E., Фадеева В. И. М., Юность, 1997.
  38. Г. Общее учение о государстве. 2-е изд. СПб., 1908 г., XXIV, 599с.
  39. .В. Земельное право России. М., Норма, 1994.
  40. Ю.Г. Земельное право. Учебник. М., МГУ, 1996.
  41. И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск, Наука, 1992.
  42. Зак А. Н. Крестьянский земельный банк. М., 1911.
  43. A.A. Местное самоуправление как элемент государственного устройства: основные понятия и термины // Государственная власть и местное самоуправление в России, № 4, 1998.
  44. В.Д. Основные ветви государственной власти: их разграничение и соотношение. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., МГУ, 1990.
  45. A.B. Конспект лекций по всеобщей истории государства и права. 1995−1996 учебный. СПб, СпбГУ, 1995.
  46. История государства и права зарубежных стран, ч.П. МГУ, 1991.
  47. История математики, т.2. М., Наука, 1972.
  48. История механики. М., Наука, 1971.
  49. История политических и правовых учений. Под общей ред. В. С. Нерсесянца. М., Норма-Инфра, 1998.
  50. В.И. Институт президентства. СПб, 1997. Высшая административная школа Правительства Санкт-Петербурга.
  51. М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905 г., 68с.
  52. С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции развития. М., Юристъ, 1993.
  53. А.В. Коррупция как социально-политическое явление. СПб, СЗАГС, сборник тезисов, 2000.
  54. .О. Боярская дума Древней Руси. Детская энциклопедия. История России, т.5, часть 1. М., Аванта+, 1997.
  55. Констант де Ребек Бенжамен Анри. Курс конституционной политики (перевод Мачина И.Ф.), т.1. Брюссель, 1851.
  56. Конституционное право зарубежных стран. Отв. ред. Страшун Б. А., т. 1-З.М., БЕК, 1993.
  57. А.И. Конспект лекции по истории государства и права России. СПб, СПбГУ, 1998.
  58. В.А. Статус малочисленных народов России: правовые акты. М, Юристь, 1999.
  59. Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Конституционное право, т.1. СПб, тип. Суворина, 1916.
  60. В.И. Основы Конституционного строя США. М., Норма, 1998.
  61. К.Е. Всеобщая история государства и права. Л., ЛГУ, 1985.
  62. К.Е. Конспект лекций по всеобщей истории государства и права. СПб, СпбГУ, 1996.
  63. Ф. Гапон и гапоновщина. М., Новый мир, 1994.
  64. Г. Н. Теория права и государства. М, Юристъ, 1996.
  65. A.A. Принцип разделения властей в Конституционном механизме США. М., Наука, 1994.
  66. A.A., Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., Норма, 1999.
  67. Монтескье. О духе законов. М., Мысль, 1999.
  68. Мэн Г. С. Древнейшая историй учреждений, СПб., 1876 г., 319 с.
  69. Мэн Г. С. Древнейший закон и обычай: исследования по истории древнего права. М., 1884 г., 312 с.
  70. Д.В. Конспект лекций по банковскому праву. СПб, СПбГУ, 1998.
  71. П.И. Об общественном идеале. СПб, СПбГУ, 1916.
  72. .Э. Очерки русского государственного права. СПБ, тип. Суворина, 1911.
  73. В.А. Разделение властей в современной России. СЗАГС, Российская академия правосудия, СПб, «Полиграфсинтез», 2001 г.
  74. Л.А. Президент РФ, Конституция и политическая практика. М., 1996.
  75. М. Основы публичного права. М., Наука, 1929.
  76. Т. Избранные сочинения. М., Политиздат, 1959.
  77. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности, 2 изд., СПб, 1909.
  78. A.B. Общее теория права. Юрид. Центр Пресс, СПб., 2001 г.
  79. Ф.Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее. Санкт-Петербург, Гидрометеоиздат, 2000.
  80. И.Г. Государственно-правовой механизм Гвинейской республики на современном этапе. М, МГИМО, 1994.
  81. Советский энциклопедический словарь, т.2. М., Наука, 1931.
  82. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
  83. B.C. Значение государства, т.7. СПб, Общественная польза, 1897.
  84. И.В. Организация Российской Федеративной республики, Соч., т.4. М., Политиздат, 1947.
  85. Е.В. Наполеон. М., Наука, 1991.
  86. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., Юристъ, 1996.
  87. JI.A. Самодержавие и народное представительство. М., тип. Суворина, 1907 г.
  88. Ю.В. Основы философии права. М., Юристъ, 1997 год.
  89. Ю.К. Из пережитого. Изд-во СпбГУ, 1999.
  90. В.И., Кутафин O.E. Муниципальное право. М., Юристъ, 1997.
  91. Ш. Фрата М. И. Путь к реальной автономии и истинному самоуправлению. СПб., СПбГУ, 1999 г., 156 с.
  92. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М, Юристъ, 1996.
  93. Хрестоматия по конституционному праву. М., Юристъ, 1997.
  94. Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ. Тюмень, ТГУ, 1997.
  95. .Н. Избранные труды. Из истории отечественного правоведения. СПб, СпбГУ, 1998.
  96. Пб.Шелдон Г. Американские просветители. Избранные произведения. М., МГУ, 1969.
  97. Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., МГУ, 1910.
  98. А. Библиотека жизнь замечательных людей. М., Наука, 1965.
  99. А. Основные начала государственного права. М., МГУ, 1898.
  100. В.Ф. Конспект лекций по правовым проблемам приватизации. СПб, СПбГУ, 1997.
  101. С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в РФ. // Журнал Российского права, 1997. № 7.
  102. П.Д. Американские суды в системе разделения властей. // Советское государство и право. 1985 г., № 7.
  103. И.Л. Факторы, влияющие на государственность. // Государство и право, 1993, № 7.
  104. A.A. Рецензия на работу Чеботарева Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ. // Государство и право, 1998. № 10.
  105. A.A. Наименование отрасли: Государственное и конституционное право. // Правоведение, № 4, 1997.
  106. Т.А. Конституция республики Адыгея: особенности механизма разделения и взаимодействия властей. // Журнал российского права, 1999. № 7/8.
  107. А.Д. Судебная реформа: обретения и просчеты. // Государство и право. 1994 г., № 6.
  108. Ю.Ю. Сокрытие. // Журнал Экономика и жизнь 1998.
  109. И.С. Принципы, пределы, основания, ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. //Государство и право. 1998. № 8.
  110. Е.Т. Новый курс. // Известия, 10.02.94.
  111. A.B. Сменяемы ли судьи в РФ? // Российская юстиция, № 8, 2000.
  112. Гуров. Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 14.11.2001 года // Стенографический отчёт Государственной Думы за ноябрь 2001. Слово Государственной Думы, 2001.
  113. В.Г. Федеральный центр и сложносоставные субъекты. // Журнал Российского права, 1997. № 7.
  114. С.П., Ефимичев П. С. Всеобщая декларация прав человека и реализация ее положений в сфере уголовного судопроизводства России. // Журнал российского права, № 7, 1999.
  115. Ю.Г. Разделение властей конституционное требование. // Журнал российского права, 1998. № 8.
  116. A.B. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы. //Правоведение, 1997. № 3.
  117. З.М. Закон о политических партиях: споры и дискуссии. // Весник ЦИКРФ, 2001,№ 1,с.136.
  118. Г. А. Какая Россия нам нужна? // Советская Россия, 03.03.2000.
  119. В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 года и Конституции Франции 1791 года: сравнительный анализ. // Государство и право. 2000. № 12, с. 80.
  120. В.А., Страшун Б. А. О статусе Конституционного Собрания. //Журнал Российского права, 1998. № 12, с.З.
  121. .А. Государство правовое и социалистическое. // Вопросы философии. № 6,1990. с. 143.
  122. В.А. Как обеспечить исполнение наказания. // Российская юстиция, 1996. с. 5.
  123. А.И. // Интервью газете Могшп§- 51аг, 12.12.2000.
  124. Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах.//Политические исследования, 1997. № 3, с. 149.
  125. Г. Н. Феномен коррупции: социально-экономическая, политическая и нравственная сущность. // СПб, СЗАГС, сборник тезисов, 2000. с. 55.
  126. П. Исправительные учреждения в системе Министерства юстиции. // Российская юстиция, № 11, 1998. с. 777.
  127. .С. Разделение властей: система сдержек и противовесов. // Журнал российского права, № 6, 1998. с.З.
  128. C.B. Лопатин В. А. Судебная оценка конституционности правовых актов. Ежегодник 2001 г., СЗАГС.
  129. А.И. Нам нужна новая Конституция. // Государство и право, № 12,1999. с. 6
  130. А.И., Селезнёв Г. Н., Степашин C.B. // Государство и право, 1999. № 12, с. 6.
  131. В.И. Асимметричность федерации. // Журнал Российского права, 1997. № 4, с. 37.
  132. В.И. Процесс развития федеративных отношений должен быть отражен в Конституции. // Журнал российского права. 1997. № 4, с.ЗЗ.
  133. О.В. Соотношение права и государства. // Государство и право, 1995, № 5, с. 18.
  134. О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и Право. 1998. № 4, с. 17.
  135. JI.H. Проблемы лицензирования страховой деятельности. // Деньги и кредит, № 4, 2000. с. 19.
  136. А.Г. Зависят ли средства массовой информации от власти? // Независимая газета от 18.10.99.
  137. B.C. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии, № 2, 1992. с. 5.
  138. Николаева J1.A. Круглый стол. // Государство и право, 1994. № 5,с.36.
  139. В.А. Должны ли быть в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов кадры судебных и правоохранительных органов? Тезисы докладов конференции СЗАГС, СПб, 0,2 п.л.
  140. В.А. О поправках в Конституцию РФ. // СПб, СЗАГС, Тезисы докладов, 1999, с. 113.
  141. В.А. О поправках к закону «Соглашение о разделе продукции». // Новый Петербург, СПб, 10.02.1999 г., 0,3 п.л.
  142. В.А. О порядке формирования избирательных комиссий в РФ. Тезисы докладов конференции СЗАГС, СПб, 2001 г., 0,2 п.л.
  143. В.А. О правовых основах коррупции в России. Тезисы докладов конференции СЗАГС, СПб, 2000 г., 0,2 п.л.
  144. В.А. О принципах разделения властей. // Московская застава. СПб, 10.10.1998 г., 0,2 п.л.
  145. JI.A. Правительство и Президент. // Журнал российского права, № 9,1998.
  146. А.Н. Контроль деятельности исполнительной власти за рубежом. //Журнал российского права, № 11, 1998. с. 21.
  147. В.М. Закон о конституционном собрании: каким ему быть? // Журнал Российского права, 1999. № 7/8, с. 8.
  148. В.М., Титов M.B. Что препятствует совершенствованию избирательного законодательства субъекта РФ. // Журнал российского права, № 9,1998.
  149. Программа законотворческой деятельности Движения Блок Юрия Болдырева. // Пятница, № 14 (390) от 29.04.1999.
  150. В.В. Интервью газете СагсПап, 19.08.2000.
  151. Робеспьер. Речь в Конвенте 11.12.1793. // Советская Россия, 14.07.1989.
  152. Д.О. В России все граждане обладают равными правами. // Известия, 14.12.99.
  153. Г. Н. Нам нужно новое государство // Журнал Российского права, 2000. № 8, с. 3.
  154. Ю.И. В чем причина задержки выплаты пенсий в регионах. // Законность и правопорядок, № 6,1999.
  155. Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в РФ. // Законность, № 3, 1997. с. 6.
  156. A.A. Интервью. // Журнал российского права № 9, 2000.с.5.
  157. А.Д. Правовое регулирование деятельности Счетной палаты РФ. //Журнал российского права, № 7,1997. с. 70.
  158. JI.T. Эволюционные и гуманистические перспективы России. // СПб, СЗАГС, тезисы докладов, 1999. с. 161.
  159. О.И. Конституционный суд и международно-правовые акты об обеспечении прав человека. // Журнал российского права, № 7, 1997. с. 4.
  160. Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система. // Журнал Российского права, 1998. № 4/5, с. 7.
  161. Ю.А. Развитие теории Конституционного права. // Государство и право, 1998. № 7.
  162. Ю.К. Принципы гражданского права. // Правоведение, 1992, № 2, с. 49.
  163. Д. Симпсон. О регулировании деятельности коммерческих банков. // Деньги и кредит, № 3, 1993 года, с. 20.
  164. Усе А. Будущее Российского парламента коренная реформа или гармоничное развитие. // Известия, 11.12.2000.
  165. У. Интервью газете Гардиан- 10.12.1949.
  166. В.Е. Контрольная власть. // Государство и право, 1994. № 7,с.23.
  167. В.Е. О некоторых проблемах реформы Российской Конституции. // Государство и право. № 6, 2000.
  168. В.Е. Президентская власть. // Государство и право. 1997. с. 5.
  169. В.Е. Российская Конституция и международный опыт. // Государство и право, № 12,1998. с. 5.
  170. В.Ф. Независимость принципы правосудия. // Журнал Российское право. 1998, № 4/5, с. 11.1. Диссертации и авторефераты.
  171. Аль Ржуоб Али Хасан. Монарх и парламент государства Иордания. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. М., МГУ, 1994.
  172. Ву Хонт Аль. Эволюция избирательной системы Вьетнама. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. М., МГУ, 1994.
  173. И.В. Местное самоуправление в РФ. Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н., Екатеринбург, Уральская государственная юридическая академия, 1998.
  174. Ю.А. Концепция народовластия в современной России. Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. М., НИИ прокуратуры, 1994.
  175. .П. Система органов государственной власти в РФ. Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. М., РАГС при Президенте РФ, 1998.
  176. Итуен Тьен Лонг. Акты правительства, министерств и ведомств СРВ. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н., М., Институт государства и права РАН, 1994.
  177. К.Т. Федерация форма территориальной организации государства в России Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ю.н., Тбилисский ГУ, Тбилиси, 1999.
  178. Ореев Дурдымухамед. Правовой статус должностных лиц и их ответственность. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н., Ашхабад, Туркменский государственный университет, 1994.
  179. Пирлиев Баттыяр. Становление и развитие высших органов государственной власти Туркменистана. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н., М., МГЮА, 1995.
  180. И.Г. Государственно-правовой механизм Гвинейской республики. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. М., МГУ, 1994.
  181. C.B. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ. Автореферат на соискание учёной степени д.ю.н. СПб, 1994.
  182. Тадессе Давид Мерахи. Проблемы становления и функционирования института Конституционного контроля в Эфиопии. Автореферат диссертации, на соискание ученой степени к.ю.н. М., МГУ, 1999.
  183. Тиунова (Ескина) Л.Б. Право- Конституция- правовое государство: К концепции демократического конституционализма правового государства. Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. СПбГУ, СПб, 1992.
  184. И.Г. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. М., Военный университет, 1999.
  185. Л.Б. Административно-правовые проблемы деятельности государственного налогового комитете республики Узбекистан. Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. Ташкент, Академия государственного и общественного строительства, 1998.
  186. Ю.Т. Пробелы прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства в РФ. Автореферат диссертации на соискание степени к.ю.н., НИИ Генеральной прокуратуры, 1999.
  187. Е.Ю. Законодательные органы России и их место в системе разделения властей. Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. М., Академия МВД, 1996.
  188. И.Г. Конституционные реформы в России и принцип разделения властей. Диссертация на соискание ученой степени д.ю.н. М., РАН, Институт государства и права, 1997.
  189. С.О. Правовое обеспечение деятельности контрольно-отчетных органов субъектов РФ. Автореферат на соискание учёной степени д.ю.н. М., МГЮА, 1999.
  190. Ю.Е. Конституционно-правовой статус Президента России: проблемы теории и практики. Дис.канд. юрид. наук. СПб., 1998.
Заполнить форму текущей работой