Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные технологии мотивационного управления организацией в условиях модернизации российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались на международных научно-практических конференциях: «Диалог культур — 2008: новый имидж России» (Санкт-Петербург, 2008), «Диалог культур — 2009: поиск общих целей и ценностей» (Санкт-Петербург, 2009), Всероссийской научной конференции «Социологический диагноз культуры российского общества второй половины Х1Х-начала XX в. в… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение в практику социального управления. 12 1.2. Основные тенденции эволюции и типы социальной организации
    • 1. 3. Мотивы поведения и взаимодействия субъектов внутри организации
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    • 2. 1. Мотивационное управление работой организации
    • 2. 2. Технологии совершенствования мотивационного управления организации
    • 2. 3. Современный зарубежный опыт мотивационного управления организацией

Социальные технологии мотивационного управления организацией в условиях модернизации российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выход российской экономики из мирового финансового и экономического кризиса, переход ее на инновационный путь развития невозможен без обращения к новым формам и методам воздействия на сознание людей с целью повышения эффективности их деятельности. Мировой опыт показывает, что в условиях динамичных экономических и социальных изменений в практике управления, все в большей степени утверждается инновационный метод освоения социального пространстваего технологизация.

Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь с помощью регулирования заработной платы, повышения мотивации труда, а также получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

В современных условиях действенная система мотивации придает импульс экономическому и социальному развитию страны, создает условия для реализации человеческих способностей, является важным компонентом повышения эффективности управления. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без интеграции в «глобальные лихорадочные усилия» по поиску новых современных форм мотивации и стимулирования труда. В то же время во многих странах США, Западной Европы и в Японии мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.

Многочисленные исследования российских ученых, проведенные за последние годы, показали, что система мотивации и стимулирования труда в России, несмотря на определенные позитивные изменения, продолжает оставаться достаточно консервативной, догматизированной, характеризующейся приоритетом старых форм мотивационного управления персонала и отсутствием комплексной системы современных социальных технологий мотивации. На ряде предприятий наблюдается явный произвол работодателей, устанавливающих размеры заработной платы не только не стимулирующие трудовую мотивацию, но даже не обеспечивающие простое воспроизводство рабочей силы. Большинство предприятий неэффективно используют мировой и отечественный опыт применения современных социальных технологий мотивации для повышения производительности труда, инновационного развития предприятий и организаций, совершенствования качества жизни сотрудников.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью последовательного изучения организационно-управленческих факторов и специфических особенностей мотивации поведения и взаимодействия субъектов на российских предприятиях и в организациях, исследования применения социальных технологий мотивационного управления организациями в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Степень разработанности проблемы. Основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных исследователей, анализирующих мотивацию трудовой деятельности персонала в контексте содержательного и процессуального подходов. Содержательный подход представлен в работах зарубежных исследователей К. Альдерфера, Ф. Герцберга, МакГрегора, К. Левина, Д. МакКлелланда, А. Маслоу, В. Оучи, Ф. Тейлора, Дж. Б. Уотсона, М. Яходы, отечественных ученых А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. Развитие процессуального подхода к исследованию трудовой мотивации нашло отражение в трудах Д. Аткинсона, Дж. С. Адамса, И. А. Васильева, О. Н. Волгиной, В. Врума, П. Варра, Е. П. Ильина, С. Б. Каверина, Г. Латхэма, В. Г. Леонтьева, Э.

Локка, Э. Лоулера, Л. Портера, Б. Скиннера, Э. Толмена, Д. Н. Узнадзе, X. Хекхаузена и др.

Исследованию различных аспектов трудовой мотивации посвящены труды А. И. Вишняка, Г. П. Гагаринской, Б. М. Генкина, В. И. Герчикова, Л. Т. Гиляровской, Д. МакГрегора, А. П. Егоршина, В. И. Ковалева, В. С. Магуна, М. В. Малаховской, П. Мартина, Э. Мэйо, И. П. Пономарева, В. К. Потемкина, Ш. Ричи, А. А. Ручки, А. Л. Слободского, В. А. Спивака, Э. А. Уткина, Ч. Хэнди и др.

Значительный объем научных трудов посвящен внутрифирменным механизмам мотивации труда. Данная тема раскрывается в трудах Авдеева В. В., Алехина О. Ф., Батьковского A.M., Бессокирной Г. П., Климычева В. И., Патрушева В. Д., Сарно А. А., Старобинского Э. Е., Темницкого А. Л. и др. Современный зарубежный опыт мотивационного управления организацией представлен в работах П. М. Завального, О. А. Касьяненко, В. А. Куцивола, В. С. Магуна, Т. Н. Матрусовой, М. Н. Мельниковой, А. Ю. Силантьева, А. Л. Слободского, В. А. Спивака, Е. Ю. Юргановой.

Рассмотрению социальных технологий как компонента общечеловеческой культурной деятельности и ее культурной детерминированности посвящены работы Д. Белла, В. Е. Давидовича, Д. У. Дункана, Г. А. Здравомыслова, И. В. Калачева, А. С. Кармина, К. Килмана, Э. Б. Молодьковой, Е. И. Орловой, А. Петтигрю, Г. Хофштеде. Теоретические и методологические проблемы разработки и применения социальных технологий, в том числе и технологий мотивационного управления организациями получили развитие в работах М. Г. Воронцовой, И. И. Дмитровой, В. Н. Иванова, В. И. Ильина, Т. И. Заславской, Г. Д. Никредина, К. М. Оганяна, В. И. Патрушева, В. В. Радаева, С. Г. Саблина, Н. Е. Тихонова, В. В. Щербины и др.

В работах И. Ансоффа, Ч. Барнарда, О. С. Виханского, В. Дильтея, И. Н. Герчиковой, В. С. Кабакова, Н. И. Кабушкина Э. Кирхлера, К. Майер-Пести, Б. Мильнера, А. И. Наумова, А. Г. Полршнева, А. А. Радугина, М. Л. Разу,.

З.П.Румянцевой, Н. А. Саломатина, А. Слоуна, Э. А. Смирнова, Р. Уотермена, Е. Хофманна, М. Хэрри, А. Файоля, Ю. В. Якутина, Р. Шредера, У. Эшби развиваются функциональные аспекты теории управления организацией, обосновываются социальные процессы развития во взаимодействии с формированием новых форм организации и совершенствования факторов мотивации трудовой деятельности работников.

В целом, в работах отечественных и зарубежных авторов рассматриваются различные теории мотивации персонала, дается их классификация по различным признакам, определяются типы социальных организаций, которым соответствует специфическая система мотивации работников. Вместе с тем, необходима дальнейшая разработка вопросов формирования механизмов мотивации персонала с учетом современных требований и зарубежного опыта, исследование социальных технологий мотивации, как способа регулирования социально-трудовых отношений в организациях, с целью воспроизводства трудовых ресурсов, совершенствования организационных и социально-экономических механизмов управления трудом.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы явилась разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию и применению современных социальных технологий мотивационного управления организацией в условиях модернизации российского общества.

В рамках сформулированной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа социологической литературы выявить и обосновать сущность современных социальных технологий, многообразие их форм и внедрение в практику социального управления.

2. Рассмотреть основные типы современных организаций и тенденции их эволюции в условиях модернизации российского общества.

3. Выявить основные принципы и механизм мотивации сотрудников внутри организации.

4. Проанализировать современную систему мотивации трудовой деятельности работников организации и обосновать факторы, повышающие ее эффективность.

5. Разработать технологии совершенствования мотивационного управления организации.

6. Обобщить опыт использования современных технологий мотивационного управления в наиболее развитых странах мира.

Объектом исследования является мотивационное управление современной российской организации в условиях процесса модернизации общества.

Предметом исследования — социальные технологии повышения эффективности мотивации персонала организации.

Гипотезы диссертационного исследования.

В процессе исследования выдвинуты следующие гипотезы:

— включение социальных технологий в практику социального управления организацией является неотъемлемым фактором успешного развития современных организаций в условиях модернизации российского общества;

— обеспечение оптимизированной мотивации персонала необходимо осуществлять с учетом стадий развития организации: формирования и становления организацииее интенсивного ростастабилизацииспада, кризисаликвидации организации;

— в повышении качества управления организацией ведущую роль играют социальные технологии, обеспечивающие эффективную мотивирующую оплату труда, современную систему нематериального стимулирования, создание и развитие организационной культуры, самомотивацию управления персоналом и сотрудников организации.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей по социологии, в частности, социологии управления, менеджменту, психологиинаучные публикации, в которых отражены мотивы поведения и взаимодействия субъектов внутри организацииматериалы, раскрывающие социальные технологии повышения эффективности мотивационного управления персоналом организаций.

В процессе исследования использовались методы включенного наблюдения, описания, социологический опрос, контент-анализ, экспертные методы, методы системного, функционального и сравнительного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, проведенных лично автором в 2006;2008 г. г. Было опрошено 270 респондентов предприятий и организаций Москвы и Санкт-Петербурга. Из них: 160 — работники аппарата управления, 110 респондентов — рядовые сотрудники организаций. В ходе исследования использовался также вторичный социологический материал, полученный в ходе всероссийских и региональных опросов, осуществленных ВЦИОМ в 2004;2008 г. г., журналом «Управление персоналом», российскими и зарубежными авторами, анализирующими проблемы мотивации персонала.

Основные результаты, определяющие научную новизну диссертационного исследования, заключаются в следующем:

1. Расширено социологическое представление о социальных технологиях мотивационного управления, как совокупности методов, приемов, средств управляющего воздействия работодателей на наемных работников в рамках совместной трудовой деятельности, основанной на балансе взаимных интересов и направленной на повышение эффективности трудового потенциала, решение стратегических задач и целей организации.

2. На основе методологического принципа, предусматривающего локализацию социальных технологий на уровне организации, разработана классификация социальных технологий мотивационного управления организацией.

3. Обоснованы основные факторы формирования современной социальной организации как определенной формы социально-экономического объединения людей, раскрыты ее характерные черты и важнейшие принципы, проанализированы тенденции организационной эволюции социальной организации в условиях модернизации российского общества.

4. Уточнено понятие мотивационного управления организацией, представляющего собой целенаправленный процесс мотивационного воздействия на коллектив, направленный на достижение поставленных целей посредством регулирующих трудовых отношений, перевода личностно-значимых целей работников в цели всей организации, рассмотрены основные стадии процесс мотивационного управления.

5. Осуществлен анализ специфических особенностей российских мотивационных систем от других развитых стран мира, обобщен современный зарубежный опыт мотивационного управления организацией, определен комплекс материальных и нематериальных специальных мероприятий, направленных на создание эффективной модели системы мотивации и стимулирования, отвечающей современным технологиям управления персоналом.

6. Разработаны социальные технологии совершенствования мотивационного управления, связанные с применением эффективной мотивирующей оплаты труда, использованием современной системы нематериального стимулирования, созданием и развитием организационной культуры, улучшением самомотивации управления персоналом и сотрудников организации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Разработка системы социальных технологий мотивационного управления организацией позволяет расширить научную и методическую базы для дальнейшего развития мотивационных теорий на основе учета специфики современного исторического этапа функционирования общества, личностных интересов субъекта деятельности и социально значимой цели перспективного развития конкретных российских организаций.

Содержащиеся в диссертационном исследовании положения, выводы и рекомендации позволяют руководителям организаций сформировать действенный механизм мотивации персонала или внести коррективы, существенно повышающие эффект от использования уже задействованных методов мотивации.

Разработанные автором социальные технологии могут быть использованы в качестве материалов для разработки инструкций и положений о материальной и нематериальной мотивации сотрудников, планировании карьеры персонала, формировании и развитии корпоративной культуры организации, разработке стратегии и миссии предприятия.

Материалы диссертации могут использоваться при разработке учебных курсов: «Социология управления», «Социология труда», «Управление персоналом» и др., написании учебных и учебно-методических пособий для студентов и практических работников.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались на международных научно-практических конференциях: «Диалог культур — 2008: новый имидж России» (Санкт-Петербург, 2008), «Диалог культур — 2009: поиск общих целей и ценностей» (Санкт-Петербург, 2009), Всероссийской научной конференции «Социологический диагноз культуры российского общества второй половины Х1Х-начала XX в.в.» (Санкт-Петербург, 2008), второй межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России» (Санкт-Петербург, 2008), межрегиональной научно-практической конференции «Социальная ответственность бизнеса как фактор развития Северо-Запада России: опыт и проблемы» (Санкт-Петербург, 2008), восьмой межвузовской студенческой конференции «PR и социальное управление: экономика, политика, культура. Личность, семья, общество» (Санкт-Петербург, 2008). Материалы диссертационного исследования также обсуждались на заседаниях кафедры «Социологии и управления персоналом» Санкт-Петербургской академии управления и экономики и апробированы на ряде предприятий и организаций Санкт-Петербурга. По материалам исследования подготовлено и выпущено 8 публикаций, в том числе одна публикация в издании, рекомендованном ВАК.

Основные положения и выводы диссертации апробированы на ряде предприятий и организаций Санкт-Петербурга, а также излагались на межвузовских, внутривузовских научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры «Социологии и управления персоналом» Санкт-Петербургской академии управления и экономики. По материалам исследования подготовлено и выпущено 8 публикаций, в том числе одна публикация в издании, рекомендованном ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем основного текста составляет 200 страниц. Библиография включает 217 названий книг и других использованных материалов.

59 Результаты исследования методов мотивации //Управление персоналом, № 1, 2002.

С .30. виде среднего балла по пятибалльной шкале), рейтинг которых представлен в табл. 6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Социальные технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт- 2) как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого проекта, программного продукта. Отражая сложившиеся представления о реальной возможности влияния и об управлении социальными процессами, явлениями, состоянием элементов социальной реальности, социальные технологии играют роль механизмов реализации известных потребностей организации.

Социальные технологии выступают в виде системы норм, поведенческих ориентиров и мотивирующих факторов деятельности. Среди множества видов социальных технологий: информационных, коммуникационных, инвестиционных, корпоративных и др., важное место занимают социальные технологии мотивационного управления. Социальные технологии мотивационного управления представляют собой совокупность методов, приемов, средств управляющего воздействия работодателей на наемных работников в рамках совместной трудовой деятельности, основанной на балансе взаимных интересов и направленной на повышение эффективности трудового потенциала, решение стратегических задач и целей организации.

Социальные технологии мотивационного управления, органично включенные в управляющую систему организации, позволяют системно упорядочить управление ее человеческими ресурсами, обеспечить социально состоятельные приемы и методы стимулирования персонала и взаимодействия с внешней средой. То есть именно мотивационные социальные технологии призваны обеспечить организации достойное служение своей социальной миссии, а работникам — высокое качество жизни и удовлетворенность своим трудом.

За последние годы в России значительно увеличилось внимание к расширению спектра социальных технологий мотивационного управления, как со стороны ученых различных областей знания, так и практических работников: руководителей предприятий, организаций, управленцев. Это связано с целым рядом объективных причин, негативно повлиявших на социально-экономическое развитие страны и мотивационный потенциал населения: значительным снижением объемов инвестиций в объекты социальной сферы, что негативно сказалось на качестве и уровне жизни населенияпередачей объектов непроизводственного характера на баланс муниципалитетовуходом государства от мелочной регламентации социально-экономических процессов в сочетании с широкой экономической самостоятельностью на первичном уровне хозяйствованияприоритетом старых форм мотивационного управления персонала и отсутствием комплексной системы современных социальных технологий мотивации.

Современная социальная организация представляет собой определенную форму социально-экономического объединения людей для достижения общих целей, элемент социальной структуры общества, относительно устойчивый образец социально-трудового взаимодействия, характеризующегося устойчивой системой трудовой мотивации. Данная социальная организация имеет преимущество по отношению к классической организации потому, что это динамично адаптивная организация, создающая гуманные условия трудового взаимодействия, активизирующая инновационные мотивационные основы работников, мотивирующая динамичное накопление инноваций каждым работником на каждом рабочем месте.

Многие уже существующие классические организации трансформируются в социальную организацию органического типа с ограниченным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией полномочий и власти, относительно низкой степенью профессиональной специализации. Данные организации основаны на принципах социального согласия, социальной ответственности, системе инновационных факторов мотивации трудовой деятельности работников. Переход к современному типу социальной организации предусматривает необходимость обновления системы факторов мотивации трудовой деятельности работников, развития нематериальных инновационных факторов мотивации трудовой деятельности работников организации.

Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые способны побуждать человека к деятельности, задавать границы и формы этой деятельности и придавать мотивационному процессу направленность, ориентированную на достижение ожидаемых целей, удовлетворяющих как личные потребности, так и интересы организации. Сущность мотивации как системного компонента трудового потенциала человека в том, что она не только определяет трудовую деятельность работников, но и продуцирует всю систему организационного поведения коллективов организации.

Типология мотивации сотрудников организации предполагает выделение определенных принципов, которые должны обеспечивать научно обоснованный подход к мотивации трудовой деятельности. К числу важнейших принципов следует, на наш взгляд, отнести принципы: фундаментальности, полноты, рациональности, установления четких границ, необходимости и достаточности.

В условиях функционирования современной организации социальная мотивация строится как глубоко продуманная система, требующая затрат времени, усилий руководящего состава и денежных средств. Она обеспечивает инициативность, творчество, находчивость, рациональность действий персонала, а, следовательно, как и другие виды мотивации, должна приносить дивиденды организации.

Традиционная система факторов мотивации характеризуется как система преимущественной ориентации на материальные (социально-экономические), а также административные факторы. В условиях формирования социальной организации нового типа нематериальные факторы мотивации трудовой деятельности становятся приоритетной системой мотивации. Здесь материальные факторы являются вторичными, хотя и призваны фиксировать устойчивые условия повышения заработной платы сотрудников.

Мотивационное управление организацией представляет собой целенаправленный процесс мотивационного воздействия на коллектив, направленный на достижение поставленных целей посредством регулирующих трудовых отношений, перевода личностно-значимых целей работников в цели всей организации. Данное воздействие осуществляется преимущественно не посредством приказов и санкций, а с помощью нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и члены коллектива начинают действовать в направлении опосредованно заданном руководителем.

Система мотивации в современных условиях все в большей степени определяет комплекс материальных и нематериальных специальных мероприятий, направленных на внутренние ценности и потребности людей, работающих в организации, модернизацию и реорганизацию существующей системы оплаты и компенсаций, льгот и социального обеспечения персонала организации, создание эффективной модели системы мотивации и стимулирования, отвечающей современным технологиям управления персоналом. Система мотивации и стимулирования персонала, как и другие процессы в управлении персоналом требует четкой регламентации деятельности, строгой дифференциации по уровням персонала, на который она направлена, гибкости и способности к трансформации и тиражированию. При этом тип социальной организации и система складывающихся трудовых отношений формируют условия благоприятного восприятия работниками трудовых отношений, что, в свою очередь, формирует устойчивую структуру стимулов и мотивов трудовой деятельности работников.

Эффективная комплексная система мотивации позволяет: достигать целей организации, связывая успехи сотрудников в значимых для компании областях с переменной частью доходаудерживать необходимых организации сотрудников, максимально рентабельно используя их потенциал — учитывая в постоянной части дохода как компетенции, образующие для организации ценность, так и другие, специфические факторысоздавать социальный пакет, позволяющий управлять мотивацией сотрудников, повышая их лояльность организации, транслируя корпоративные ценности и увеличивая вовлеченность в работуразрабатывать новые системы мотивации совмещенные с ее внедрением, включающим: разработку внутренних документов, привлечение к проекту ключевых сотрудников, проведение внутреннего PR, реализацию пилотного запуска новой системы мотивации.

Мотивация и стимулирование труда работников напрямую зависит от применяемых социальных технологий, позволяющих усиливать инвестирование в человеческий капитал, повышать качество жизни сотрудников и, в конечном итоге, улучшать финансовое состояние предприятий и организаций, совершенствовать организационную культуру, формировать корпоративную лояльность, интегрироваться в мировое экономическое пространство, обеспечивать свою конкурентоспособность. Представляется правомерным выделение следующих социальных технологий, позволяющих совершенствовать мотивацию и стимулирование труда персонала организаций: «Эффективная мотивирующая оплата труда», «Организация труда и создание привлекательных рабочих мест», «Корпоративная культура организации».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаев A. JL Управление персоналом в сфере науки / А. Л. Абаев, В. П. Панкратова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. — N 4.
  2. JI.H., Мартыненко Т. В. Управление организацией: теории и технологии. М.: РАГС, 2004.
  3. B.C. Динамика ценностей в культуре менеджмента // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. -СПб, 2002.
  4. О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. — 2002. № 1.
  5. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ Перев. с англ. под. ред. С. К. Мордовина. СПб., 2005. — 512 с.
  6. В.В., Волковысский И. В. и др. Управление персоналом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -448с.
  7. Т.Ю. Управление персоналом. М., 2002.
  8. Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала // Кадры предприятия. 2002. — № 7.
  9. Н.А. Корпоративная система управления трудом. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
  10. И.П. Основы лидерства. Минск, 2002.
  11. А.А., Короткое Э. М. Системология организации: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  12. П.В. Служба управления персоналом: функции, типологии, модели // Социол. исслед. 2007. — N 5. — С.53−61.
  13. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999.
  14. Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления 2003. — N 4. — С. 112−117.
  15. В.И. Современные методы управления персоналом / В. И. Верхоробин, О. С. Лелекова // Деньги и кредит. 2003. — N 8. — С.39−42.
  16. Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Под ред. В. А. Трайнева. М., 2002.
  17. В.Р. Практический менеджмент персонала. М.: ЮРИСТЬ, 2005.-458с.
  18. В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  19. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: БИНОМ, 2003. — 625 с.
  20. А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М., 2002. — 541 с.
  21. А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда// Банковские технологии.- 2002.- № 10.
  22. Н.П. Оценка персонала ресурс эффективного управления // ЭКО. — 2003. — N 6. — С. 154−165.
  23. М.Г. Современные технологии менеджмента в турбизнесе.//Туристские фирмы. № 28. 2002.
  24. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.
  25. Герасимов БЛ&bdquo- Морозов В Л. Мотивация в управленческой деятельности. Самара: УДТД, 2000.
  26. . Л., Чумак В.Я, Яновлева Н. Т. Менеджмент персонала организации: Учеб.- метод, пособие Самара: СГАУ, МИР, 2001.
  27. В.И. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // ЭКО. 2000. — N 8. — С.43−57.
  28. Гибкая оплата труда в индустриально развитых странах // Человек и труд. 2000. — № 2.
  29. Л.Д., Исаев А. П. Амбициозные менеджеры: Дерзость и интеллект. — М., 2004. — 360 с.
  30. М.В. Организация управления персоналом / Гнеденко М. В., Живаева В. В., Гнеденко В. В. // Успехи соврем, естестознания. 2004. -N7.
  31. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 3-х томах. Т.З. М.: МНИИПУ, 2001. — 848с.
  32. С.Г., Горобенко О. И. Как разработать и внедрить систему материального стимулирования //Справочник по управлению персоналом, 2004. № 2.
  33. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общ. ред. В. П. Иванова. М.: Известия, 2003. -410с.
  34. Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия// Управление персоналом. 2002.
  35. И.З. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. Общество и экономика. 2005. — № 1.
  36. И.З. Аутстаффинг как способ управления персоналом // Новое в бух. учете и отчетности. 2007. — N 10. — С.31−35.
  37. Е. Управление человеческими ресурсами в условиях кадрового голода / Е. Демидов, В. Кузьмин // Общество и экономика. 2008. -N 6. — С.147−153.
  38. Т. Управление персоналом: современные подходы // Человек и труд, 2003. № 8.
  39. И.И. Социальные технологии: Учебное пособие. М.: МАКС пресс, 2004.
  40. П.Ф. Эффективное управление. М., 2004.
  41. ЯЛ. Менеджмент. Эффективные технологии: учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2002.
  42. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С. Е. Литовченко — М.: Ассоциация Менеджеров, 2004 г. 200 с.
  43. И.Т. Как построить систему премирования. // Справочник по управлению персоналом, 2004. № 8.
  44. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами Белгород, 1993.
  45. В.Н. Социальные технологии: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2004.
  46. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Изд. второе, переработанное и дополненное. М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2001.
  47. А., Гарайбех Ю. Организация и стимулирование труда: зарубежный опыт // Человек и труд. 2003. — № 12.
  48. Т.В. Как управлять персоналом пособие для руководителей // Справочник по управлению персоналом, 2004. № 4.
  49. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  50. В. Цели и структура корпорации как основа ее конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 63−68.
  51. А.П. Управление персоналом. И. Новгород: НИМБ, 2002. — 522 с.
  52. Г. П. Управление персоналом в условиях демократизации управления // Актуал. пробл. совр. науки. 2008. — N 1. — С.39−44.
  53. П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: учеб. пособие / П. В. Журавлев, Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. М.: Экзамен, 2002. — 447с.
  54. П.М., Силантьев А. Ю. Современные модели управления крупными компаниями //Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 4.
  55. Т.В. Модель управления человеческими ресурсами организации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2007. — N 1. — С.20−49.
  56. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ. М.: ЗАО „Олимп-бизнес“, 2005.
  57. М. Информационная эпоха: Пер. с англ. / Ред. О. Шкаратан. М.: Институт „Открытое общество“, 2000. — 608 с.
  58. А .Я. Основы управления персоналом. М.:ИНФРА-М, 2005.
  59. А.Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестации. Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Экзамен, 2005.
  60. JI. Как заставить сотрудников „гореть“ на работе //Управление персоналом.- 2000, — № 6.
  61. К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии. СПб., 2004. — 368 с.
  62. О.В. Экономическая социология: Учебное пособие. / Под науч. ред. Г. Н. Соколовой. Минск: ООО „ФУАинформ“, 2002. — 196 с.
  63. О.В. Экономическое поведение хозяйственного субъекта: социологический анализ / Под науч. ред. Г. Н. Соколовой. Минск: ООО „ФУАинформ“, 2002. — 168 с.
  64. .И. Совершенствование мотивации эффективной деятельности работников государственного предприятия в условиях реформирования экономики: на примере работников железнодорожного транспорта. М., 1999.
  65. Й. Мотивация персонала ключевой фактор менеджмента. Пер. с англ. -Н.Новгород: СМЦ „Приоритет“, 2002. -206с.
  66. Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом.- 2002.- № 1.
  67. Е.И. Малоначальственное управление персоналом // Трудовое право. 2003. — N 8. — С.63−64.
  68. Ю. В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие Под ред. Е. М. Ивановой — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
  69. К.А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании. М.: Акад. Проект, 2005. — 637с.
  70. Краткий словарь иностранных слов. М., 1977.
  71. Е.Е. Возможности для создания мотивационных программ менеджеров высшего звена //Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: Сб.науч.ст. Барнаул. 2006.
  72. Е.Е. Современные мотивационные механизмы управления персоналом // Экономика и управление. 2007. № 4(30).
  73. Кун Т. Необходимость, подходы и предпосылки этически осознанного руководства подчиненными / Томас Кун, Юрген Вайблер // Пробл. теории и практ. управл. 2004. — N 5. — С.119−127.
  74. Куприянова 3. Как меняется отношение к труду // Человек и труд. -2001.-№ 2.
  75. В. А. Японский опыт управления персоналом //Управление персоналом. 2005. — № 7.
  76. П. Элементы созидательной социальной науки //Международный журнал социальных наук. Международные отношения (ЮНЕСКО). 1992.
  77. Л. Оплата труда на российских предприятиях // Экономист. 2003. — № 3.
  78. А. Оптимизация оплаты персонала. Советы для топ-менеджеров //Бизнес без проблем. Персонал. 2002. № 2.
  79. В. Управление высшим административным персоналом (опыт Голландии и США) //Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2.
  80. Е. А. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. — М.: 2004.
  81. М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации. М., Бизнес-школа. 2002. — 176с.
  82. М.И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество, М., 2004.
  83. Мазин A. J1. Трудовая дискриминация и управление персоналом // Трудовое право. 2003. — N 1. — С.80−83.
  84. Д. Как стать человеком влияния /Д.Максвелл, Д. Дорнан- пер. с англ. С.Михалкова. Минск: Капитал, 2003. — 234 с.
  85. Маренков H. JL, Косаренко Н. Н. Управление персоналом организаций: Учебник для вузов, — М.: Академический проект, 2005. 461с.
  86. М. Технологизация и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982.
  87. А. Пути повышения эффективности финансово-экономического управления предприятиями и их конкурентоспособности // Пробл. теории и практики управл. 2008. — N 8. — С.40−48.
  88. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М., 2004. — 288 с.
  89. Е.В. Управление персоналом предприятия. М., ИНФРА-М, 1999.
  90. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2001. — 312 с.
  91. В. О стратегическом управлении персоналом // Пробл. теории и практики упр. 2002. — N 5. — С.99−105.
  92. Н.П. Управление коллективом в процессе внедрения нововведений // ЭКО. 2002. — N 9. — С.87−95.
  93. Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. -М.: Наука, 1992.
  94. М.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001.
  95. Менеджмент организации: Учеб. пособие /Под ред. проф. 3. П. Румянцевой и проф. Н. А. Соломатина. М., 2005.
  96. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 702 с.
  97. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2000.
  98. Модели и методы управления персоналом /под ред. Е. Б. Моргунова. М., 2001. — 464с.
  99. А.В. Стимулирование наемных работников в процессе предпринимательской деятельности. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2002. — 25 с.
  100. О. Командная игра //Вестник Ассоциации менеджеров. 2004. № 2.
  101. А.В. Теория и практика саморазвивающейся организации. Екатеринбург: УрО РАН, 2001.
  102. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа „Интел-синтез“, 2000. — 260 с.
  103. Е., Сергаев С. Метод субъективного оценивания квалификационных требований//Управление персоналом. 2000. № 8. С. 4449.
  104. М. Управление персоналом на предприятии туристской индустрии // Стандарты и качество. 2006. — N 2. — С.54−58.
  105. Мотивация к деятельности, (в соавторстве с Михалковской Н. В.) — Иркутск: Мирская М. И., Дикарева A. JI. 2003.
  106. В. В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр „Академия“, 2003.
  107. А.А. Оплата за производительность труда // Труд за рубежом.-2001. -№ 3.
  108. Г. Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности: Методология, методика, практика. -Волгоград, 1992.
  109. Д.В., Девис К. Организационное поведение. СПб, Питер, 2000.
  110. К.М. Социальная технология: Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2002.
  111. Ю.Г. Безопасность и философия управления персоналом компании / Ю. Г. Одегов, Т. О. Соломанидина // Трудовое право. 2004. — N 2. -С.80−83.
  112. Основы социальных технологий. Ч. 1,2. Белгород, 1992.
  113. Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2000. 328 с.
  114. У. Методы организации производства. — М., 1984. 183 с.
  115. В.Н., Коваленко Н. П. Тенденции изменения функции организации в современных российских условиях: Монография. Невинномысск: НИЭУУП, 2005 123 с.
  116. Е. Аудит системы управления персоналом: проблемы и перспективы // Пробл. теории и практики управл. 2008. — N 7. — С.84−88.
  117. . Управление деловой активностью персонала // Пробл. теории и практики упр. 2002. — N 2. — С.78−82.
  118. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний.- М., 1986. 423.с.
  119. B.C. Философия управления. Ростов-на-Дону -Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2001.-125 с.
  120. B.C. Управление персоналом: системный подход и его реализация: Монография. М.: Информ-знание, 2002. -484 с.
  121. А. А. Стратегическое управление персоналом и корпоративная культура страховой компании // Страховое дело. 2005. — N 3. — С.51−63.
  122. В.К. Управление персоналом: стратегия, процедура регулирования, деконфликтизация. СПб.: РАЕН, 2001. — 314 с.
  123. А.И. Современная социология организации: Учебник.- М.: Интерпракс, 1995.
  124. В. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 14−26.
  125. С.Г. Управление персоналом. Учебн. пособие, М :"Ось-89», 2002.
  126. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. — 279с.
  127. В.П. Руководство персоналом организации. М., 2000.
  128. Результаты исследования методов мотивации //Управление персоналом, № 1, 2000.
  129. С.Д. Мотивация труда управленческого персонала в строительных организациях. Пенза, 2003.
  130. С. Д., Игошина И. А., Кухарев К. М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры тесты конкретные ситуации): Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
  131. П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организации в современном обществе.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. 216 с.
  132. Рон Д. Витамины для ума /Д.Рон. — Курск: Кентавр, 2003. — 243 с.
  133. З.П., Филинов Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. Модуль 3. М., 2000.
  134. З.П. Общее управление организацией: Теория и практика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. — 304 с.
  135. Е. Опыт формирования философии компании в «эпоху перемен» // Персонал: Бизнес без проблем. — 2003, № 3. — С. 50−54.
  136. В.И. Основы управления. М., 2000.
  137. Рынок труда и механизмы его регулирования / Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк, О. Г. Лукашова, И. Ю. Пархоменко, Е. Е. Серова и др.- Науч. ред. Г. Н. Соколова Минск: «БТН-информ», 2001. — 124 с.
  138. А.К., Зайцев Г. Г., Лашманова Н. В. Управление персоналом в организации. СПб.: Питер, 2002.- 176 с.
  139. С.И., Столяренко Л. Д., Шило С. И. и др. Управление персоналом. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  140. М.К. Разработка целевых программ в управлении персоналом // Деньги и кредит. 2005. — N 12. — С.41−43.
  141. П.А. Кадровая политика в условиях кризиса системы государственного управления // Соц.-гуман. знания. 2006. — N 6. -С.295−311.
  142. В.И., Башкова С. А. Секреты мотивации // Справочник по управлению персоналом, 2005. № 3.
  143. Е. Мотивационный менеджмент //Топ-менеджер. 2002. № 22.
  144. С.В. Взаимодействие руководителя и подчиненного в процессе оценки исполнительской деятельности // Деньги и кредит. 2008. -N 2. — С.72−75.
  145. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение Д. С. Синк. М.: Прогресс, 1989. — 522 с.
  146. Т.Д. Основы управления персоналом // Методы менеджмента качества. 2007. — N 6. — С.44−47.
  147. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1998.
  148. А.Л. Мотивация и демотивация. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  149. Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
  150. A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  151. В.Г. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах // Соц. гуманит. знания. — 2001. — N 5. — С.208−220.
  152. Г. Н. Социология труда: Учебник для вузов. — Минск: «Высшая школа», 2002. — 316 с.
  153. Г. Н. Экономическая социология: Учебник для вузов. Издание 2-е, перераб. и доп. Москва: ИИД «Филинъ», 2000. — 376 с.
  154. Сотникова CJI. Управление карьерой: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  155. Социальные технологии и современное общество. Сборник научных трудов. Вып.З.СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
  156. Социальные технологии: теория и практика: Сборник научных трудов/ Под ред. К. М. Оганяна. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  157. Социологическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2. /Гл. редактор В. Н. Иванов. -М.: Мысль, 2003.
  158. Социология труда /Под ред. Н. И. Дряхлова, А. Н. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.
  159. В.А. Корпоративная культура. М., СПб., Харьков, Минск, 2001.
  160. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  161. Стимулирование коллектива к повышению производительности (США) // Человек и труд. 2000. — № 3. — с. 23.
  162. Н. Общественные науки и использование технологии. -М.: Мысль. 1976.
  163. С.А. Построение структуры организации на основе системы мотивации. // Кадры предприятия. — 2002 — № 10.
  164. С.А. Закономерности мотивации персонала. //Управление персоналом, № 7, 2002.
  165. Е. Функции управления и институции виртуальной организации // Пробл. теории и практики управл. 2008. — N 8. — С.56−61.
  166. И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений. Екатеринбург: УрО РАН, 2001.
  167. Том Н. Тенденции и перспективы развития управления персоналом // Пробл. теории и практики упр. 2000. — N 6. — С.95−100.
  168. Томилова М. В. Модель имиджа организации// Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1.
  169. В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента — М.: Дело, 2005.
  170. . Достижение максимума /Б.Трейси- пер. с англ. В.Волченок. Минск: Попурри, 2002. — 182 с.
  171. Ф. Мотивация. М., 2005. 160 с.
  172. Управление организацией: Энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  173. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 351 с.
  174. Управление персоналом / Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. -М., 2002.
  175. Управление персоналом: Учебник / под. ред. Кибанова А. Я., Ивановской Л. В. -М.: Экзамен, 2006.
  176. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под. ред. Кибанова А. Я. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА — М, 2006.
  177. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ. 2003. — 554 с.
  178. Управление персоналом /Под ред. Б. Ю. Сербиновского и С. И. Самыгина. М.: Приор, 2004. — 432 с.
  179. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 2004. — 321с.
  180. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М.:Изд-во МГУ, 1997.
  181. Управление персоналом организации: Учебное пособие /В.Н. Федосеев, С. Н. Капустин. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  182. Управление планированием деловой карьеры перспективных работников // Кадры, — № 4, 2002. с 4−10.
  183. Управление современной компанией: Учеб./ Под ред. Б. Миль-нера и Ф. Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001.
  184. Э.А. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия: учеб.-практ. пособие / Э. А. Уткин, К. Т. Сатабаев, Р. К. Сатабаева. М., 2002. — 304с.
  185. А. Стимулирование работников: зарубежный опыт //Человек и труд. 2002. — № 3.
  186. М.Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. М.: Наука, 2001. — 214с.
  187. Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. 421 с.
  188. С.С. Социология организаций. М., 2001.-3 84с.
  189. К., Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. М., 2003.
  190. Г. Мотивация, лидерство, и организация: применимы ли американские теории в других странах? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент .— 2006. N 4. С. 134−162.
  191. Ч. По ту сторону уверенности: О новом мире внутри и вокруг организации: Пер. с англ. — СПб., 2002. 224 с.
  192. В.М. Управление персоналом. СПб., 2001.
  193. Ю.А. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  194. JI.M. Изменения в практике управления персоналом на современных промышленных предприятиях // Социол. исслед. 2007. — N 5. -С.46−53.
  195. А. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) // Вопр. экономики. 2000. — N 3. -С.94−102.
  196. Д. В поисках «золотого ключика», или Особенности национальной мотивации //Журнал управления компанией. 2006. № 1. С. 59.
  197. С.В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. — 384 с.
  198. С.В. Управление персоналом современной организации. М., Бизнес-Школа, 2003.
  199. П.Э. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: Юнити-ДАНА. 2005. — 320с.
  200. Г. В. Основы кадрового менеджмента. Кн. 1−2. Киев: КГУ, 1993.- 163с.
  201. В.В. Проблема менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами // Социол. исслед. 2003. — N 7. — С.57−69.
  202. Экономическая социология: Хрестоматия/ Авт.-сост.:Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк. Минск: «Белорусская наука», 2000, 2001. — 416
  203. Экономико-социологический словарь / Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк, О. В. Терещенко и др.: сост. Т. Н. Соколова, О.В. Кобяк- науч. ред. Г. Н. Соколова. Минск: ООО «ФУАинформ», 2002. — 448 с.
  204. Е.Ю. Мотивация и стимулирование труда управленческого персонала организации. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
  205. В. Как мотивировать персонал в магазине: задачи и решения // Управление магазином, 2005. № 8.
  206. В. О национальной управленческой концепции, качестве персонала и модели управления в начале XXI века // Экономист. -2000. N 4. — С.110−113.
  207. С. & Falcone R. Principles of Trust for MAS: Cognitive Anatomy, Social Importance, and Quantification. 1999. (Manuscript).
  208. Eldridge J., Crombie A. Sociology of organizations. — London: Allen & Unwin. 1974.-238 p.
  209. Ford Robert N. Motivation Through the Work itself. AMA, NY, 1979.
  210. Kossen S. The Human Side of Organisations. NY: Harper Collins College. 1994. 662 p.
  211. Mathis R.L., Jackson J.H. Human Resource Management. 7th ed. West Publishing Corporation, 1994. PP.185 186.
  212. Maslow A.H. Motivation and Personality. NY. Harper. 1970.
  213. Robbins S.P. Organization Theory: Structure, Design and Application. Englewood Cliffs. N.Y.: Prentice -Hall, 1987.
  214. The Sociology of Organizations: Classic, Contemporary, and Critical /Editor by Michael J Handel. Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. P.351 -370.
  215. Yahoda, M. Employment and Unemployment: A Social-psychological Analysis. Cambridge: Cambridge University Press. 1982.
  216. Warr, P. Wellbeing and the Workplace. In Wellbeing: The Foundations of Hedonic Psychology. A Restatement and Updating of Warrs Vitamin Model. Kahnemann, D., Diener, E. and Schwartz, N., Eds. New York Sade. 1999.
Заполнить форму текущей работой