Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе исторического обзора развития технических средотв в искусстве и анализа вопросов теории и практики машинного искусства определены тенденции в развитии методов автоматизированного проектирования и установлено, что художественное проектирование рисунков тканей с использованием ЭВМ является областью машинного искусства. Выявлена роль художника-проектировщика и значение его творческого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Краткий исторический обзор развития методов художественного проектирования с использованием ЭВМ
    • 1. 1. Из истории возникновения и развития машинного искусства
    • 1. 2. Художественное проектирование с использованием ЭШ как область машинного искусства
  • Вывода
  • Глава 2. Особенности художественного проектирования рисунков тканей с использованием ЭШ
    • 2. 1. Система автоматизированного проектирования рисунков тканей
    • 2. 2. Состав команд прикладной программы системы автоматизированного проектирования рисунков тканей
    • 2. 3. Технологические особенности авто -матизированного способа создания рисунков для тканей
    • 2. 4. Влияние технологии автоматизированного проектирования на новый характер рисунков тканей
    • 2. 5. Обоснование разработки принципов серийного проектирования рисунков тканей автоматизированным методом
  • Выводы
  • Глава 3. Разработка принципов автоматизированного проектирования раппортных рисунков тканей с использованием базовых композиционных схем
    • 3. 1. Постановка задачи. Особенности композиционного построения раппортных рисунков
    • 3. 2. Общий литературный обзор вопросов ритмической организации раппортных рисунков
    • 3. 3. Исследование композиционных приемов построения раппортных рисунков в тканях различных исторических периодов
    • 3. 4. Систематизация композиционных схем раппортных рисунков
    • 3. 5. Математические закономерности базовых композиционных схем
    • 3. 6. Принципы построения раппортных рисунков с применением правил комбинаторики к элементам базовых схем
    • 3. 7. Методика, проектирования серии раппортных рисунков на основе базовых схем
  • Вывода
  • Глава 4. Экспериментальная работа по проектированию раппортных рисунков для тканей промышленного производства с использованием ЭВМ
    • 4. 1. Разработка серии раппортных рисунков для печатных тканей на вычислитель ной системе
    • 4. 2. Разработка серии раппортных рисунков для жаккардовых тканей на графопостроителе с применением ЭВМ
    • 4. 3. Расчет показателей экономической эффективности от внедрения в промышленное производство тканей с рисунками, созданными с применением ЭВМ
  • Вывода
  • Общие вывода

Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачей первостепенной важности для всех отраслей промышленности, всех предприятий и организаций в XI пятилетке является увеличение производства и улучшение качества товаров для населения. Эти положения выдвинуты в программных документах ХХУ1 съезда КПСС [il, подтверждены в решениях Пленума ЦК КПСС от 22 ноября 1982 года [ 2 ] .

По мере роста благосостояния советских лвдей и насыщения рынка товарами народного потребления вопросы улучшения ассортимента и повышения качества текстильных изделий приобретают первостепенное значение. В комплексной программе «Текстиль РСФСР», разработанной для реализации постановлений от 12 июля 1979 года, указано, что основными направлениями, определявшими развитие текстильной промышленности до 1990 года являются: коренное улучшение качества изделий, обновление и расширение ассортимента, а также осуществление технического прогресса путем широкого использования достижений науки и техники, способствующих росту производительности труда. Проблема оперативного внедрения нового ассортимента выдвинута в качестве первейшей и ее решение тесно связано с развитием научно-технического прогресса, который будет осуществляться в направлении дальнейшей автоматизации производства 3 J .

В настоящее время особое внимание уделяется совершенствованию вычислительной техники, которая является наиболее перспективным средством автоматизации, открывающей принципиально новые пути и возможности для создания техники и технологии будущего ?4 J. Одним из важных направлений в развитии электроники является оптимизация проектно-конструкторских работ, и, в частности, методов художественного проектирования образцов массовой промышленной продукции.

Мировой уровень и перспективы совершенствования качества художественного оформления текстильных изделий связаны сегодня с общим развитием методов художественного проектирования с применением ЭВМ. Автоматизированное проектирование во всех областях обеспечивает неизменно высокий качественный уровень проектов, дает огромный выигрыш во времени, сокращает сроки внедрения, минимализи-рует количество ошибок. Об этом говорилось на международном семинаре «Проектирование с помощью ЭВМ», организованном Центром промышленного творчества и Центром искусств и культуры им. Ж.Помпиду в Париже в 1980 году 5 ]. Автоматизированный метод проектирования рисунков тканей способствует расширению ассортимента и создает условия для быстрого реагирования на смену модных тенденций, позволяет вырабатывать образцы тканей на уровне лучших мировых стандартов. В то же время анализ ассортимента тканей отечественного производства показывает, что уровень их художественного оформления не всегда соответствует мировым стандартам, медленно внедряются новые рисунки в массовое производство. Одной из главных причин такого положения является то, что на предприятиях весь сложный и трудоемкий процесс создания эскизов и подготовки их к воспроизведению на ткани осуществляется только вручную. Существенным препятствием к внедрению методов автоматизированного проектирования образцов текстильной промышленности следует считать отсутствие в отечественной литературе специальных исследований по этому вопросу, недостаточное внимание к опыту зарубежных стран по использованию новой техники и слабую подготовку кадров, не позволявшую реализовывать в полной мере ее возможности. На все эти вопросы было обращено особое внимание в докладе министра тексг ^ тильной промышленности Тарасова Н. Н. j 6 j. Несмотря на то, что в нашей стране имеется ряд оригинальных разработок, в которых используется вычислительная техника для проектирования структур тканей — «Автодессинатор», программирования жаккардовых рисунковкомплекс для автоматической насечки жаккардовых карт — «Жаккард-I» [52l, электронного цветоделения — электронный цветокорректор ЭЦК-1 [53[, но промышленного внедрения они пока не имеют. Освоение новых методов проектирования рисунков для тканей начато в нашей стране на Могилевском объединении шелковых тканей на вычислительной системе Респонс 220. По данным комбината, уже на первых этапах эксплуатации системы были закрыты штатные места 16 копировальщиц, 4 фотографов, сокращен штат художников. В то же время количество рисунков, внедренных в производство, увеличилось в 10 раз, резко улучшилось качество печатных тканей, сократились затраты на изготовление цветоделенных пленок. Согласно рекомендациям Всесоюзного научно-технического семинара, посвященного вопросам качества печатных тканей, перед Минлегпромом СССР в настоящее время поставлен вопрос об оснащении шелковой отрасли электронно-вычислительными системами типа Респонс 220 ?7]. Предполагается создание в нашей стране специализированных центров по использованию ЭВМ для предприятий родственного профиля.

Внедрение методов автоматизированного проектирования в практику художественного оформления тканей промышленного производства требует специальной подготовки кадров операторов-проектировщиков и художников, разработки научных рекомендаций и методик, способствующих успешной эксплуатации новой техники на научной основе в конкретных условиях отечественной текстильной промышлегь ности. Эти вопросы определяют актуальность диссертационной работы, посвященной исследованию вопросов художественного проектирования рисунков тканей с использованием ЭВМ. Целью диссертационной работы, непосредственно направленной на совершенствование методов художественного оформления и расширение ассортимента тканей промышленного производства, является разработка принципов художественного проектирования рисунков автоматизированным способом с использованием базовых композиционных схем, отражающих классические композиционные приемы построения текстильного рисунка. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие конкретные задачи:

1. Изучить вопросы взаимодействия человека с вычислительной техникой в области художественной культуры и тенденции в развитии автоматизированных методов проектирования рисунков тканей.

2. Определить технологические особенности автоматизированного метода проектирования и выявить новые художественные качества в рисунках, созданных с помощью ЭВМ.

3. Систематизировать композиционные приемы ритмической организации рисунков и выделить базовые композиционные схемы.

4. Разработать методику проектирования серии раппортных рисунков автоматизированным способом с использованием базовых композиционных схем. Внедрить в массовое промышленное производство рисунки, созданные по новой методике.

В связи со сложностью вопросов, поставленных в диссертационной работе, и их малоизученностыо, исследование проводилось одновременно в теоретическом и экспериментальном направлениях. Научная новизна работы состоит в том, что вопросы автоматизированного проектирования рисунков дяя тканей промышленного производства впервые рассмотрены с позиции художника-технолога, что позволило дать определение новым эстетическим качествам рисунков, созданных с применением ЭВМ, и связать их с новой технологией разработки. В результате проведенной систематизации композиционных приемов ритмической организации раппортных рисунков разработана методика использования базовых схем при автоматизированном проектировании и создании серии раппортных рисунков на основе принципов комбинаторики. Впервые составлена программа и разработаны рисунки для тканей на графопостроителе. Все рисунки внедрены в промышленное производство.

Практическую значимость работы определяет возможность использования методики как при автоматизированном проектировании, так и при традиционном ручном способе создания эскизов. Следование методике сокращает время работы над рисунками, исключает ошибки в композиционном построении, является гарантией грамотных и технологичных рисунков, позволяет разрабатывать серии раппортных рисунков на основе одного оригинала. Эти условия являются особенно важными при оформлении тканей массового промышленного производства. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационной работе, являются научным обоснованием для разработки принципов автоматизированного проектирования на основе классических закономерностей композиционного построения рисунков тканей.

Реализация результатов исследований осуществлена на Моги-левском объединении шелковых тканей, где методика принята в качестве руководства к работе операторов на вычислительной системе Респонс 220, а также на Московском шелковом комбинате им. Свердлова, где внедрены в производство рисунки для жаккардовых тканей, созданные с применением ЭВМ. Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс в Московском текстильном институте: разработана программа нового курса «Основы автоматизированного проектирования» .

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. В результате комплексного исследования вопросов художественного проектирования рисунков тканей с использованием ЭВМ, проведенного с позиции художника, установлено, что автоматизированный способ открывает принципиально новые возможности в художественном оформлении тканей массового промышленного производства.

В диссертации поставлена и разрешена проблема разработки принципов автоматизированного проектирования серии рисунков для тканей на научной основе.

2. На основе исторического обзора развития технических средотв в искусстве и анализа вопросов теории и практики машинного искусства определены тенденции в развитии методов автоматизированного проектирования и установлено, что художественное проектирование рисунков тканей с использованием ЭВМ является областью машинного искусства. Выявлена роль художника-проектировщика и значение его творческого потенциала и специальных знаний для достижения стабильных результатов при автоматизированном проектировании, впервые исключающем традиционную стадию разработки эскиза ткани художником.

3. Анализ новых художественных качеств в рисунках, созданных с использованием ЭВМ, проведенный во взаимосвязи с новой технологией разработки рисунков на вычислительной системе, позволил сделать вывод о новом стилистическом направлении в художественном оформлении тканей массового промышленного производства.

4. В результате изучения особенностей технологии разработки рисунков на вычислительной системе установлено, что ведущим принципом автоматизированного проектирования является создание серий рисунков как вариантов каждой художественной идеи. Дано научное обоснование серийного проектирования раппортных рисунков с использованием базовых композиционных схем,.

5. На основе изучения композиционных приемов построения раппортных рисунков в тканях различных исторических периодов выявлены композиционные схемы, отражающие длительный исторический опыт развития методов художественного оформления тканей.

6. В результате систематизации композиционных схем и определения математических закономерностей между их элементами подтверждено положение о том, что в основу их положен принцип построения ткацких переплетений. Установлено, что построение рисунков на основе базовых схем означает построение рисунков по законам симметрии,.

7. На основе математической теории ткацких переплетений дано определение базовых композиционных схем и разработаны принципы построения раппортных рисунков с применением правил комбинаторики к элементам схемы.

8. Результатом теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в диссертационной работе, явилась разработка методики автоматизированного проектирования серии раппортных рисунков на основе базовых композиционных схем.

9. Апробация методики на системе Респонс 220 показала широкий диапазон возможностей использования готового набора композиционных схем при проектировании серии рисунков. Базовые композиционные схемы являются научной основой для планомерного и систематичного использования всего комплекса автоматических команд прикладной программы.

10. Внедрение методики на Могилевском объединении шелковых тканей в работу операторов системы Респонс 220 дало положительные результаты: использование базовых схем ускоряет процесс проектирования рисунков, исключает ошибки в композиционном построении, обеспечивает соблюдение требований технологии воспроизведения рисунков на материале. Экономический эффект от сокращения времени и затрат на разработку рисунков и от внедрения рисунков улучшенного качества составил 193,6 тыс.рублей.

11. Экспериментальная работа по проектированию рисунков с использованием ОС ЕС ЭВМ и графопостроителя показала один из возможных путей построения серий геометрических рисунков на основе базовой схемы.

12. Внедрение рисунков, созданных с использованием ЭВМ, в промышленное производство жаккардовых тканей на Московском шелковом комбинате им. Свердлова и присуждение тканям высшей категории качества составило прибыль предприятия в 51,42 тыс. рублей и подтвердило основные положения диссертационной работы о том, что проектирование рисунков с использованием ЭВМ отвечает современному уровню развития методов художественного оформления текстильных изделий и машинные рисунки относятся к модному направлению в оформлении тканей массового промышленного производства.

13. На основе результатов теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в диссертационной работе, разработана программа нового курса «Основы автоматизированного проектирования» для специализации 2227 — Художественное оформление и моделирование текстильных изделий.

Введение

нового курса для художников-технологов в Московском ордена Трудового Красного Знамени текстильном институте отвечает современным требованиям к подготовке специалистов для текстильной промышленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление ХХУ1 съезда КПСС по проекту ЦК КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1980−1985 годы». 1980 г. В кн.: Материалы 7ХХУ1 съезда КПСС. М., 1980. — 222 с.
  2. Постановление Пленума ЦК КПСС «О проектах Государственного плана экономического и социального развития СССР и государственного бюджета СССР на 1983 год». 22 ноября 1982 г.-В кн.:
  3. Материалы Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат 126 с.
  4. А.А. Комплексная программа «Текстиль РСФСР». Текстильная промышленность, 1983, № 10, с.4−6.
  5. Выше уровень автоматизации. Правда, 1980, 19 сентября.
  6. С.А. Проектирование с помощью ЭВМ. Техническая эстетика, 1980, № 5, с.27−28.
  7. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат: 1976. — 285с.
  8. Д.М. Влияние научно-технического прогресса на изобразительно-выразительные возможности искусства: Автореф.Дис. канд.искусствовед. М., 1979. — 20с.
  9. М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской деятельности: Автореф.Дис.канд.искусствовед.- Л., 1980. 20с.
  10. Г. И. Методологические проблемы исследования архитектурных систем: Автореф.Дис.. докт.арх.- М., 1979. 37с.
  11. Н.И. Философские основы кибернетики, Минск.: Изд-во Белорус. у"-та, 1973. 207с.
  12. В.Ф. Проблема формы в дизайне. Автореф. Дис.. канд.искусствовед. М., 1975. — 23с.
  13. Э.П. Проблема взаимодействия дизайна и искусства: Автореф.Дис.. канд.искусствовед. М., 1977. — 24с.
  14. З.М. Диалектика как система. М.: Политиздат, 1973. — 352с.
  15. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144с.
  16. А.С. Изменение функции художественной культуры под влиянием технического прогресса. В кн.: Социальные функции искусства и его видов. — М.: Наука, 1980, с.3−15.
  17. Г. Л. Концепция взаимодействия человека и машины. В кн.: Вопросы философии, 1978, № 4, с.116−128.
  18. А.Г. Научно-техническая революция и художественная культура в период строительства коммунизма. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. — М.: Искусство, 1973, с.15−64.
  19. С.А. Теория и практика машинного искусства.- В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973, с.389−405.
  20. Н. О происхождении технических искусств. В кн.: Музы XX века. — М.: Искусство, 1978, с.39−61.
  21. А.С. Кибернетика и художественное творчество. -М.: Издательство Московского университета. 1980. 216с.
  22. B.C. Особенности технических средств изображения вискусстве. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. — М.: Искусство, 1973, с.123−150. 24. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. — М.:Мир, 1975.- 556с.
  23. Зъа^Ме. MM, fapeA ty. sfypaAa&vt XuMf/ti/n^afeurfo-Sbop ыш СолуйиМ-гХб^, дс/Morf fc/ишвеер,
  24. Ммавd/at/ie/natM але{/b/H/jutws.fooM tAzoteWiaf -32?/i>.
  25. Ж Sfeastiko -S/aty А/а^аш, 29. ^ц/ьал Jfti/w/iy, Sffie СомржШ iawt-rffiucfio-ГШ30. сJtft&-dh, St &uhtcs,//?&wtputM
  26. M.C. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии. М.: Наука, 1978. — 380с.
  27. Д. Геометрия и искусство. М.: Мир, 1979. — 332с.
  28. .В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках.- М.: Наука, 1973. 298с.
  29. А.В. Мастера архитектуры об архитектуре. (Зарубежная архитектура конец XIX—XX вв.). М.: Искусство, 1972. -590с.
  30. У. Искусство с электронного конвейера. Искусство и быт. — Таллин, 1974, № 8, с.30−38.
  31. Компьюгер-модельер. Техника молодежи, 1974, № 8, 40с.45. fyatou tf^/ffDr46. u&Utse Я. vdbtim^&e^tuJvf, — rf/e&-ttoef9Щ /v^ ?, 3/0−3//.47. с^шзе 9L ЫУ^еМсали/1. SbdcMte., /Щ 3-/3Z.
  32. OwfrAJ/iaf (УХ- 330. Лжмел- du? е^гкбьомс/if1. ЛмЫ-ШяД/^49. МО.50. floAo-Sfot&fr /т.
  33. O/O&t&toU Л/алиаё A? S/k?/?sf 220 Абьй&у System, с^й/ Техническое руководство по работе и оборудованию системы для воспроизведения и выработки цветных и монохромных рисунков.
  34. В.В., Ребарбар Я. М., Морозов Г. К. Комплекс для автоматического изготовления жаккардовых карт. Текстильная промышленность, 1979, № 3, с.39−42.
  35. Технология цветоделения на электронных цвет оделит елях-цве-токорректорах ЭЦЕС-1 (ВДНХ СССР ВНИИполиграфии).
  36. М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования.- М.: Советское радио, 1975. 230с.
  37. ГОСТ 9599–61, Переплетения ткацкие (простые). М. 1961.-12с.
  38. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. -М.: Мир, 1976. 374с.
  39. Ю. Что такое орнамент? Декоративное искусство, 1978, № I, с.29−31.
  40. Е. Композиция как эстетическая категория. В кн.: Вестник МГУ, 1969, № 6, с.33−40.
  41. Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Вопросы философии, 1966, $ 10, с. ПЗ-120.
  42. Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М., Л. JlcccoleJnia., 1934, — 435с.
  43. С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М.: Искусство, 1968. — 131с.
  44. Лубо-Лесниченко Е. Древнейшие китайские шелковые ткани и вышивки У в. до н.э. Ш в. н.э. — Л., Издательство Эрмитажа. 1961. — 66с.
  45. С.М. русское прикладное искусство. М.: Советский художник. I960. — 458с.
  46. Н. Западноевропейские набивные ткани. М.: Искусство, 1973. — 175с.
  47. Ф. Советский текстиль. М.: Художественное издательское акционерное общество АХР, 1930. — 96с.
  48. И.А. Художественные особенности русской набойки.- Дис.. канд.искусствовед. М., 1972. — 250с.67. й 2) й tfUfM?, 192 Г.
  49. Mtotott ЖХЛ&е Sae/efijfbffe.-fah'M й>— ?Dj?y //6pe.69. yfuo/esi M 2>te ^tcXh^sf
  50. Шут ев В. М. Орнамент на ткани. М.: Легкая индустрия. -87с.
  51. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -262с.
  52. В.А. 0 композиции. Декоративное искусство, 1965, Л I, 8с.
  53. В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани.- М.: Легкая индустрия, 1977. 190с.
  54. А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. -М.: Наука, 1972. 339с.
  55. Л.Г. Методы художественного оформления тканей. М.: Гизлегпром, 1947. — 244с.
  56. С.Г. Жаккардовые ткани (патронирование рисунков).- М.: Легкая индустрия, 1964. 374с.
  57. М.Н. Художественное оформление тканей. М.: Легкая индустрия, 1971. — 280с.
  58. Н.П. Атласное переплетение. Изв. СПБ Технологического института. 1881−82 г. — 20с.
  59. С.А. Технология волокнистых веществ. Спб, 1908, ч.1. — 269с.
  60. П.В. Квинкус и его применение в естествознании и ткацком деле. СПб тип.Акад.Наук, 1893. — 192с.
  61. М.Н. Теория ткацких переплетений на математической основе. М.: Легкая индустрия, 1964. — 456с.
  62. О.С. Теория главных переплетений: Автореф.Дис. .докт. технич. наук. Л., 1969. — 44с.
  63. С.Н. Матричный метод построения креповых переплетений. Изв. вузов, с. Технология текстильной промышленности. 1968, № 4, — с. 85.
  64. В.М. Матричный метод построения саржевых переплетений. Изв. ВУЗов, с. Технология текстильной промышленности, 1980, № I, с.38−41.
  65. М.Б. Создание и исследование алгоритмов для ЭЦВМ и устройства автоматического получения жаккардовых карт непосредственно с рисунков: Автореф. Дис.. канд.технич.наук.- М., 1972. 28с.
  66. Иранские ткани 16−18 веков. Л.: Аврора, 1975. — 18 т.
  67. Французские шелковые ткани 18 века. Л.: Аврора, 1974.- 21 т.97.? Зал frtofie о/ел jZ/ocfe.3>шс6иг.:1/€л?л$ обгл Жш^Ь, /9f0
  68. В., Кудин П., Ломов Б. О гармонии в композиции. Техническая эстетика, I960, № 4, с.1−3.
  69. Ф.В., Кутепов О. С., Жупикова Д. М. и др. Строение и проектирование тканей. М.: Гизлегпром, 1953. — 471с.
  70. В.А. Модульная координация в художественном конструировании. Дис.. канд.искусствовед. — М., 1973. -240с.101. tbofitytoS-S&S &е>ъеСим<^- ЪбО^а^е&и toft 90/f SUiofuHgeJbrAff&i ,
  71. Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. — 191с.
  72. Н.М. Роль симметрии и асимметрии в понимании сущности прекрасного. В кн.: Научные доклады высшей школы. Философские науки, М. 1980, № 2.
  73. П.В., Крылов Г. А. Автоматизация проектирования сложных крупнораппортных рисунков переплетения крепового типа при помощи ЭЦВМ. МТИ, М., 1980. Депонир.рукоп.ЦНЖГЭИлегпром.
  74. М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: Наука, 1971. — 293с.
  75. Г. Г., Повилейко Р. П. О возможности оценки красоты в технике. М.: Стандарты, 1977. — 121с.
  76. П., Ломов В., Митысин А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости. Техническая эстетика. 1969, № 8, Юс.
  77. Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1972. — 279с.
  78. Г. Б. Можно ли оценить качество текстильного рисунка объективно? Текстильная промышленность, 1979, $ 9, с.12−13.
  79. НО. Яценко Л. Н. Творчество и программирование в моделированииодежды и орнаментации тканей. В кн.: Мода и промышленное моделирование одежды." Тез.докл.Всесоюзн.конф. — М., 1979. с.21−23.
  80. Г. Б. Основы методики художественного конструирования. М.: Издательство стандарты, 1970.
  81. В.В. Машинная графика для системы БЭСМ-алгол. М.: Наука, 1978. — 175с.
  82. А.Д., Стрельникова Л. Г., Морозов В. Ф. и др. Автоматизация выполнения чертежей в инженерной графике. М.: МАИ, 1982. — 53с.
  83. Методические указания определения экономической эффективности использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в легкой промышленности. М.: Минлегпром СССР, 1978.
  84. Перспективное направление развития ассортимента и художественно-колористического оформления тканей и материалов на 1985 год. М.: ВИАлегпром, 1983. — 37с.
Заполнить форму текущей работой