ПБУ 1/98 в части формирования учетной политики распространяется на все организации, независимо от организационно — правовых форм.
Под формированием учетной политики понимается, согласно Положению, ее выбор и обоснование.
Право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией организации.
Положение «Система ведения бухгалтерского учета» — документ устанавливающий порядок и концептуальные основы построения системы ведения бухгалтерского учета:
структуру СВБУ предприятия, включая краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в СВБУ;
определения базовых элементов (основных объектов) бухгалтерского учета и отчетности — активов, обязательств, капитала, доходов и расходов;
описание главных принципов классификации и группировки объектов учета.
СВБУ: уровень 2.
В документах второго уровня описывается весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Положения по ведению бухгалтерского учета — документы СВБУ. Отражающие как способы формирования информации о финансовом положении и финансовых результатов деятельности предприятия, так и способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерско — финансовой службы предприятия.
ПБУ разрабатывается по пяти базовым элементам бухгалтерского учета и отчетности (активам, обязательствам, капиталу, доходом и расходом) в разрезе объектов и процессов бухгалтерского учета.
ПБУ могут иметь следующую структуру:
общие положения;
нормативное регулирование;
основные понятия и определения;
признание;
оценка объектов.
Классификаторы и справочники — отражают справочную информацию об объектах учета, служат для упрощения учетной деятельности и носят характер приложений к ПБУ.
К данной группе документов относится :
Рабочий план счетов, в котором определяется и систематизируется перечень синтетических и аналитических счетов;
График документооборота, устанавливающий порядок движения первичных документов предприятия.
СВБУ: уровень 3.
Инструкции Инструкции предусматривают описание конкретных операций в организации учетной работы бухгалтерских служб и персонала и подразделяются на:
Рабочие инструкции, содержащие шаговый алгоритм действий для каждого исполнителя при осуществлении собственно учетной работы («Инструкции по отражению в учете поступления и выбытия основных средств», «Инструкции по расчету амортизационных отчислений» и т. п.);
Организационные инструкции, описывающие организационно — технические аспекты учетной работы и деятельности бухгалтерских служб предприятия.