Современные автомобили классифицируются по следующим признакам.
1. По назначению различают транспортные и специальные автомобили.
Транспортные автомобили бывают нескольких типов: пассажирские, грузопассажирские и грузовые.
Пассажирские автомобили служат для перевозки людей. Они бывают:
- — легковые — для перевозки людей до 8 человек;
- — автобусы — для перевозки людей более 8 человек.
Г рузопассажирские — для перевозки грузов и людей.
Г рузовыедля перевозки различных грузов.
Основной величиной, характеризующей грузовые автомобили, является их грузоподъёмность.
Грузоподъёмность — это предельно допустимая масса груза, выраженная в тоннах, перевозимая автомобилем при движении по дорогам с твёрдым покрытием.
По грузоподъёмности автомобили подразделяются на следующие классы:
- — особо малой грузоподъёмности — до 1 т;
- — малой — от 1,0 до 3,0 т;
- — средней — от 3,0 до 5,0 т;
- — большой — от 5,0 до 15 т;
- — особо большой — свыше 15 т.
Грузовые автомобили особо большой грузоподъёмности называются внедорожными.
Они применяются в основном при разработке крупных карьеров.
По виду кузова грузовые автомобили подразделяются на:
- — бортовые — для перевозки, как правило, несыпучих грузов;
- — самосвалы — для перевозки сыпучих грузов;
- — со специальными кузовами — цистерны, фургоны и т. п.
Специальные автомобили служат для выполнения каких-либо определённых работ, для чего они оборудованы соответствующими устройствами и приспособлениями.
К специальным автомобилям относятся автокраны, автовышки, пожарные, поливочные, уборочные машины и т. п.
2. По типу шасси автомобили бывают рамные и безрамные.
Рамные автомобили (в основном грузовые и автобусы) имеют в качестве основы раму, к которой крепятся составные части и механизмы автомобиля.
Безрамные автомобили не имеют рамы, а составные части и механизмы крепятся к кузову.
В этом случае кузов автомобиля называется несущим.
- 3. По типу двигателя автомобили подразделяются на:
- — тепловые: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, паровые, газотурбинные, газогенераторные;
- — электрические.
- 4. По роду топлива автомобили бывают:
- — с двигателями, работающими на жидком топливе;
- — с двигателями, работающими на газообразном топливе.
- 5. По приспособляемости к дорожным условиям автомобили подразделяются на:
- — нормальной проходимости, предназначенные для работы на дорогах с твёрдым покрытием;
- — повышенной проходимости, работающие в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью.
По числу ведущих колёс (осей) автомобили имеют условное обозначение — колёсную схему.
В колёсной схеме первая цифра обозначает общее число колёс, а вторая — число ведущих колёс.
Например, 4×2- двухосный автомобиль с одной ведущей осью;
4 х 4 — двухосный автомобиль с двумя ведущими осями.
Автомобиль, предназначенный для буксирования полуприцепов, прицепов, прицепов-роспусков называется тягачом.
Седельный тягач предназначен для буксирования полуприцепов. У него задняя часть опирается на ось полуприцепа с колёсами, а передняя на специальное опорно-сцепное устройство, расположенное на раме тягача.