Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб "О чём говорят младенцы")

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лингвисты уже давно обратили внимание на вопрос соотношения языковых единиц и выражаемых человеком эмоций. С середины 50-х годов прошлого века в зарубежной и отечественной лингвистике появились первые работы о способах манифестации эмоций в речи. Особенно большое количество исследований по данной проблематике наблюдается в последние десятилетия (Вилюнас: 1976; Додонов: 1987; Буряков: 1979… Читать ещё >

Введение. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб "О чём говорят младенцы") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лингвисты уже давно обратили внимание на вопрос соотношения языковых единиц и выражаемых человеком эмоций. С середины 50-х годов прошлого века в зарубежной и отечественной лингвистике появились первые работы о способах манифестации эмоций в речи. Особенно большое количество исследований по данной проблематике наблюдается в последние десятилетия (Вилюнас: 1976; Додонов: 1987; Буряков: 1979), а направление в лингвистике, в рамках которого исследуется вопрос о классификации эмоций и способах их выражения, обозначается термином «лингвистика эмоций» .

Слова, выражающие сильное проявление чувств, определяются в современной научной литературе как «эмотивная лексика». Для неё характерно значение эмоциональности. Эмотивная лексика играет важную роль в человеческой жизни. В течение всей своей жизни человек испытывает разные эмоции, они сопровождают человека во время общения, рефлекции, размышления: мы радуемся, разочаровываемся, смеемся, ненавидим и любим. Сегодня эмоция становится одним из видов коммуникации, а эмотивная коммуникация приобретает все большую значимость в современном мире. Отношение человека к жизни, к другим членам общества пронизано эмоциями. Без эмоций современное общение затруднено, а роль эмоций в современном мире все возрастает. Об этом пишут социологи, психологи и лингвисты (Лебедева: 1991; Брагина: 1994; Феоктистова: 1994; Апресян: 1995; Добровольский: 1996; Покровская: 1996; Шаховский: 1983). Эмотивная лексика все больше и больше используется в текстах различных функциональных стилей, проникает в общественно-политический стиль речи и в бытовое общение. Эти факты убеждают современного исследователя в необходимости более глубокого и детального изучения вопроса на современном текстовом материале, который позволит сделать срез использования эмотивной лексики в сознании современного человека. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является эмотивная лексика в повести Маши Трауб «О чём говорят младенцы». Книга выбрана потому, что она написана одновременно легко, увлекательно и предельно эмоционально.

Предметом исследования являются функционально-семантические особенности эмотивной лексики в современном художественном тексте.

Цель работы — провести анализ эмотивной лексики в функциональносемантическом аспекте в художественном тексте (на материале повести М. Трауб «О чем говорят младенцы»).

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • 1. Описание теоретической базы исследования. Определение понятия «эмотивная лексика» в современной лингвистической литературе.
  • 2. Представление различных классификаций эмотивной лексики в основополагающих лигвистических работах.
  • 3. Отбор материала для исследования: выделение методом сплошной выборки в повести М. Трауб контекстов, содержащих эмотивную лексику.
  • 4. Выявление и характеристика лексико-семантических групп слов-

эмотивов в выделенных контекстах.

  • 5. Выделение типовых ситуаций, в которых употребляется эмотивная лексика, и их классификация.
  • 6. Определение и описание различных функций использования эмотивной лексики в повести «О чем говорят младенцы» .

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на материале современного художественного произведения М. Трауб, отражающего бытовые конфликтные ситуации, выявляется специфика фукционирования и семантики эмотивной лексики в художественном тексте.

Основными методами исследовании являюся описательный метод, метод сплошной выборки материала, а также метод концептуального анализа.

Гипотеза состоит в том, что поскольку рассказчиком в произведении «О чем говорят младенцы» является ребенок и все семейные ситуации раскрываются через его эмоциональное восприятие, доминантными словами-эмотивами в произведении являются эмотивы со значением состояния, отражающие сконцентрированность ребенка на собственных ощущениях. Мы предполагаем, что доминантной ситуацией в повествовании будет ситуация конфликта между ребенком и родителями, между ребёнком и окружающим миром. Это означает, что особую роль в выражении эмоций в конфликтных ситуациях будет играть эмотивная лексика.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ функционирования и семантики эмотивной лексики позволит представить современную классификацию ситуаций в бытовом общении, в которых используется эмотивная лексика, а также выявить современные тенденции в ее использовании в художественном произведении.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в специальных курсах по анализу художественного текста, в практике преподавания русского языка как иностранного, а также при чтении курса по современной русской литературе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой