Для коммерческой организации наибольший интерес представляет себестоимость реализованной, т. е. проданной, продукции. Данный показатель используется при составлении одного из документов, входящих в состав финансовой отчетности, — отчета о финансовых результатах; этот показатель необходим и для управления компанией, например, на этапе операционного планирования. Другой элемент финансовой отчетности — «Бухгалтерский баланс», также используется в управленческих целях, но для правильного составления баланса необходимо понимать, каким образом определяются такие промежуточные категории себестоимости, как себестоимость незавершенного производства и себестоимость готовой продукции.
Готовая продукция — продукция, которая представляет собой конечный результат производственного процесса.
Для того чтобы продукцию можно было считать готовой, обработка (комплектация) продукции должна быть завершена и продукция по своим техническим и качественным характеристикам должна соответствовать условиям договора или требованиям иных документов (в случаях, установленных законодательством).
Незавершенным производством называется продукция, которая была начата обработкой, но еще не завершена к концу данного периода.
Признаком незавершенного производства является то обстоятельство, что изделия, относящиеся к данной группе, к концу периода еще не прошли всех предусмотренных стадий их обработки и не приняты службой технического контроля.
В практике ряда западных компаний для контроля за расчетом себестоимости прибегают к составлению отчета о себестоимости проданных товаров (рис. 5.1).
Приведенная схема наглядно демонстрирует зависимость себестоимости реализованной продукции от таких факторов, как затраты данного периода и изменение запасов готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов:
где Л'[)( — себестоимость проданной (реализованной) продукции периода t;
- — себестоимость готовой продукции периода t;
- 3HnHf> 3|ШК, — стоимость запасов незавершенного производства, соответственно, на начало и конец периода Г,
Z , — производственные затраты периода f;
Зганг, Зп|к, — стоимость запасов готовой продукции, соответственно, на начало и конец периода t;
СМ, — стоимость закупленных в периоде t сырья и материалов;
ЗПп1— основная производственная заработная плата периода t;
НРпр, — производственные накладные расходы периода t;
Зсми, Зсмк, — стоимость запасов сырья и материалов на начало и конец рассматриваемого периода t соответственно.
Данное обстоятельство демонстрирует возможные пути воздействия па величину себестоимости реализованной продукции, а следовательно, и прибыли.