ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ВСория стилСй лидСрства К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»ΠΈ экспСримСнт Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… дСсяти-Π΄Π²Π΅Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ опрСдСлСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΠΈ стиля лидСрства, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ взрослыС наставники, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅. Π’ Ρ‚Π΅Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…, Π³Π΄Π΅ Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ проинструктированныС наставники примСняли Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ, Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ повСдСния… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСория стилСй лидСрства К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ поля (ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ контСкста, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°), К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… обратился ΠΊ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ изучСния стилСй лидСрства. Π’ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρ‚Ρ€ΠΈ стиля лидСрства — Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ, дСмократичСский, ΠΏΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ (Π»ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, laissez-fair) — Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ стСпСни автократичности руководитСля ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ власти Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ€ΡƒΠΊΠ°Ρ…[1].

Авторитарный ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ власти руководитСля, отсутствиС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΠΎΡ‡ΠΈΠΉ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, односторонний ΠΊΠ°Π½Π°Π» ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ (свСрху Π²Π½ΠΈΠ·: ΠΎΡ‚ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Сля ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ).

ДСмократичСский ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ власти ΠΈ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ принятия Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. ΠžΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹.

Π›ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ руководство ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ минимальноС участиС руководитСля Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ принятия Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π° Π² Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ направлСния дСйствий ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½Π°.

Π‘ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΡŒΡ‚Π΅ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρƒ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… стилСй лидСрства К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Π°, ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π² Π² Π½Π΅ΠΉ прСимущСства, нСдостатки ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ стиля (Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ, цСнтрализация ΠΈ Π΄Π΅Π»Π΅Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, принятиС Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ).

К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»ΠΈ экспСримСнт Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… дСсяти-Π΄Π²Π΅Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ опрСдСлСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΠΈ стиля лидСрства, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ взрослыС наставники, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅. Π’ Ρ‚Π΅Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…, Π³Π΄Π΅ Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ проинструктированныС наставники примСняли Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ, Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ повСдСния: Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€Π°, низкая ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π°, проявлСниС разочарования, Π½Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, сниТСниС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ активности, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ нСпосрСдствСнно Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‚ствовал Π² ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ. ДСмократичСский ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ способствовал нСзависимости ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², оказывался Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивным Π² ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ ΠΈ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚ворСнности. Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ довСрия ΠΏΡ€ΠΈ дСмократичСском стилС Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ возрастал, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ сниТалось проявлСниС агрСссии. ΠŸΡ€ΠΈ использовании наставником стиля laissez-fair Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ мСньшиС достиТСния (качСствСнныС ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹), Ρ‡Π΅ΠΌ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… с Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ дСмократичСским стилСм. Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ удовлСтворСнности Π±Ρ‹Π» Π½ΠΈΠΆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… с Π΄Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ичСским стилСм.

ΠŸΡ€ΠΈ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… исслСдованиях ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ дСмократичСский ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΈΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠ΅ достиТСния Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΏΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… случаях ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» наряду с Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высоким Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹[2].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ» Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π΄Π²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ лидСрства. Π”ΠΈΠ»Π΅ΠΌΠΌΠ° руководитСля: максимально высокиС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈΠ»ΠΈ достиТСниС максимальной удовлСтворСнности ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… своСй Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ стала ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… исслСдований ΠΈ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° основу для развития Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ лидСрства Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… бихСвиористской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ управлСния.

  • [1] Lewin К. Π’, Lippitt R., White R. К. Patterns of Aggressive Behavior in ExperimentallyCreated β€˜Social Climates' // Journal of Social Psychology. 1939. № 10. P. 271—299.
  • [2] Lewin К. Π’, Lippitt R., White R. К. Patterns of Aggressive Behavior in ExperimentallyCreated β€˜Social Climates'. P. 271—299.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ