Современное значение населенных пунктов и городов очень велико. Именно города определяют современный уровень цивилизации, состояние и перспективы экономики, материальной и духовной культуры человека.
Обеспечить благоприятные условия для жизни населения — значит создать удобную уличную сеть, построить необходимое число мостов и набережных, объектов теплои газоснабжения, провести озеленение и освещение территорий, водопроводные, канализационные и другие сети.
В этой связи знание инженерного обустройства территорий, принципов и методов решения задач в этом направлении является важной составной частью подготовки специалиста по городскому кадастру.
Целью работы является освоение методов вертикальной планировки для преобразования и приспособления рельефа к требованиям планировки, застройки и благоустройства.
Под вертикальной планировкой понимается изменение в соответствии с проектом рельефа местности срезкой или подсыпкой грунта для целей строительства и последующей эксплуатацией объекта. При этом все проектные решения отображаются на плане квартала с горизонталями природного рельефа в масштабе 1:500.
При составлении плана организации рельефа на территорию квартала будущей поверхности улиц, перекрестков, проездов и внутриквартальной территории стремятся создать допустимый уклон (продольный и поперечный), который бы обеспечивал:
- — отвод дождевых и талых вод по открытым лоткам и проездам;
- — отвод воды от зданий;
- — безопасное движение транспорта и пешеходов на проезжих частях дороги, тротуарах и пешеходных дорожках;
- — придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности.
Одним из основных условий вертикальной планировки квартала является сохранение природного рельефа, если он соответствует требованиям застройки и благоустройства территорий. Наиболее благоприятные условия для этого создаются при свободной планировке и застройке кварталов, при которой здания и проезды размещаются с учетом природного рельефа. Обычно при этом здания длинной стороной располагают под малым углом к горизонталям. Во всех остальных случаях планировку выполняют под условием минимума объема земляных работ с максимальным сохранением природного рельефа.
Приспособление естественного рельефа к инженерно-транспортным и архитектурным требованиям планировки является одной из частных задач инженерной подготовки территории.