Расстояния на трассе измеряют дважды. Сначала вместе с угловыми измерениями с помощью светодальномеров или мерных лент определяют расстояния между вершинами углов. При углах наклона более 2° измеренные расстояния уменьшают на величину поправки за наклон.
Второй раз расстояния измеряют для разбивки пикетажа, элементов кривых и поперечных профилей. Данные измерения выполняют обычно мерными лентами или 50-ти метровыми рулетками.
В зависимости от условий местности предельная относительная погрешность линейных измерений допускается 1:1000 — 1:2000.
В ходе разбивки пикетажа одновременно выполняют съемку точек ситуации, расположенных вблизи трассы.
Пикетом принято называть конечные точки, обозначающие участки определенной длины. Для железных и автомобильных дорог пикетом считается отрезок в 100 метров. Пикет обозначают буквами «ПК» и числом, например, «ПК 12» (рис. 4) указывает, что данная точка расположена на расстоянии 1200 м от начала трассы.
Рис. 4 Разбивка пикетажа
Пикеты закрепляют на местности, забивая вровень с землей кол. Рядом с ним (впереди него по ходу трассы, на расстоянии 20 — 25 см) забивают второй кол — сторожок, возвышающийся над поверхностью земли. На сторожке подписывают порядковый номер пикета, например ПК 12.
Кроме пикетов на местности отмечают ещё плюсовые точки: рельефные — характерные перегибы рельефа местности (с точностью до 1 м) и контурные — пересекаемые трассой сооружения, водотоки, границы угодий, дороги (с точностью до 1 см). Плюсовые точки также закрепляют колышком и сторожком. На сторожке пишут номер пикета и расстояние от него в метрах. Например, ПК 13+32, что означает 32 метров после ПК 13 или 1332 м от начала трассы.
Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Их разбивают в обе стороны от трассы длиной 15 — 30 м с таким расчетом, чтобы обеспечить съемку всей полосы местности. Конечные точки поперечников закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, — только сторожками. На них пишут расстояние от оси трассы: с буквой «П», если справа от оси, «Л» — слева (рис. 5).
Рис. 5 Разбивка поперечника.
Одновременно с разбивкой пикетажа по обеим сторонам от оси трассы выполняют съемку полосы местности. Ширина полосы съемки зависит от характера будущего сооружения и устанавливается соответствующими техническими инструкциями.
В полосе шириной 20 — 25 м с каждой стороны оси трассы съемку ведут инструментально, в основном методом перпендикуляров, а дальше — глазомерно.