Морской и речной транспорт
Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортного предприятия и автомобильных дорог. Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой — до 1 т, малой — от 1 до 2 т, средней — от 2 до 5 т, большой — от 5 до 20 т и особо большой — более 20 т. Для выполнения операций по погрузке… Читать ещё >
Морской и речной транспорт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, дедвейт, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.
Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность — перевозочная способность судна, выраженная в тоннах.
Дедвейт (или полная грузоподъемность) — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.
Дедвейт () определяется по формуле.
(4.6).
где - массовое водоизмещение судна с полным грузом, т; - массовое водоизмещение судна без груза, т.
Грузовместимость — это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.
Одним из показателей, характеризующих эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость , м3/т, которая определяется по формуле.
(4.7).
где - объем груза на судне, м3; - дедвейт (полная грузоподъемность судна), т.
Для выполнения операций по погрузке и выгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота служат морские и речные порты и пристани.
Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.
Автомобильный транспорт
Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой — до 1 т, малой — от 1 до 2 т, средней — от 2 до 5 т, большой — от 5 до 20 т и особо большой — более 20 т.
Автомобили-тягачи — это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов.
Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационнотехническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его габариты и массу, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.
Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.
Состояние и тенденции развития автомобильного транспорта в зарубежных странах и России приведены в табл. 4.6 и 4.7 [9J.
Таблица 4.6
Структура автомобильного парка некоторых промышленно развитых стран и Российской Федерации [9].
Страна. | Общее количество автомобилей, МЛН шт. | Состав парка, %. | ||
легковые. | грузовые. | автобусы. | ||
США. | 200−205. | 76,5. | 23,2. | 0,3. |
Япония. | 73−76. | 75,0. | 24,0. | 1,0. |
Германия. | 45−49. | 90,0. | 9,7. | 0,3. |
Франция. | 28−30. | 88,0. | 11,5. | 0,5. |
Финляндия. | 2,2−2,3. | 87,0. | 13,0. | ; |
Россия. | 21−23. | 80,3. | 18,0. | 1,7. |
Таблица 4.7
Распределение парка грузовых автомобилей по грузоподъемности, % [9].
Страна. | Грузоподъемность. | ||
до 2 т. | от 2 до 7 т. | свыше 7 т. | |
США. | |||
Япония. | |||
Германия. | 78−85. | 14−50. | 8−10. |
Франция. | |||
СССР (1990). |
Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП) — транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.