Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетическая и художественная культура Средневековья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сами эстетические и художественные ценности Средневековья, процессы их создания, функционирования, при всем их региональном своеобразии, имеют и немало общего, отличающего их от древних цивилизаций. Способность, скажем, осознавать собственную ценность эстетического наслаждения и умение выразить это словесно даются Средним векам не сразу. Ученые утверждают, что даже в XV в. само понятие… Читать ещё >

Эстетическая и художественная культура Средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика средневековых эстетических ценностей

Сами эстетические и художественные ценности Средневековья, процессы их создания, функционирования, при всем их региональном своеобразии, имеют и немало общего, отличающего их от древних цивилизаций. Способность, скажем, осознавать собственную ценность эстетического наслаждения и умение выразить это словесно даются Средним векам не сразу. Ученые утверждают, что даже в XV в. само понятие «художественно-прекрасное» еще отсутствовало. Не потому, что совсем не было эстетических чувств, художественного мастерства и восприятия его результатов, а потому, что, например, красота искусства и природы казалось чудесной, волшебной, повергала в трепет. Ощущение красоты непосредственно выявилось как чувство божественной наполненности или радости жизни. И оно же смущало и пугало средневекового человека, очень не просто совмещаясь с христианскими ценностями. Отношение к Красоте было явно двойственным.

Святой Августин, например, считал, что земная жизнь имеет свою прелесть, «благодаря некоей своей красе и согласию со всеми земными предметами». Но именно поэтому, с его точки зрения, может легко проникать в душу грех. Соблазнительная чувственная красота способна приводить к забвению Господа.

Музыка, которая могла цениться, если побуждала к набожности, оказывалась предосудительной, будучи направленной к услаждению слуха, увеселению. Зрелища, в том числе и театральные, отдавали чем-то бесовским.

Главной ценностью этой эпохи виделся Бог, и красота оценивалась исходя из этого, в сопоставлении и в связи с божественным, с путем к Богу или отклонением от него.

Когда красота все же начала осмысляться, она сводилась средневековыми мыслителями к понятиям «совершенства», «соразмерности», блеска и сияния (ясности). Подлинная красота для средневекового ума открывается в гармонии божьего мира. Все иное оценивается как низкосортное, подозрительное, обольстительно-дьявольское. Эстетическое и художественное чувство (и сознание) Средневековья колеблется между этими двумя ипостасями красоты.

Эстетический и художественный вкус того времени в чем-то груб, в чем-то тонок. Обыденные «критерии» красоты наивно-зрелищны: блеск, яркий цвет, сочный звук (особенно колокольный звон). В высших слоях общества большое внимание уделялось блеску одежд и оружия, аксессуарам, головным уборам, украшениям с драгоценностями, дорогим тканям, мехам. Красота телесная при этом скорее скрывалась. Именно Средние века породили так называемый «каркасный» тип одежды, которая не подчеркивала формы тела, не открывала его и не освобождала для движений, а создавала искусственные формы.

Художественно-ремесленное мастерство, особенно позднего Средневековья, было чрезвычайно тонким и разнообразным. Это касается изготовления предметов быта, оружия, шитья. Искусство Средневековья почти во всем было ремесленно-прикладным, тесно связанным с жизнью. Его задачей стало наполнять красотой формы, в которых протекала жизнь, а также содействовать укреплению христианской веры. Как искусство, в нашем его понимании, оно еще не было осознано и оценено.

Первые ростки любви собственно к искусству появились в то время у знати, в связи с нарастанием художественной продукции, «бесполезных», но ценных предметов роскоши, а также в связи с усложнением форм бытового общения, развлечений знати. У простого народа, впрочем, наблюдалось нечто подобное в русле так называемого «народного творчества», с песнями, танцами, балаганными представлениями.

Из видов искусства в Средние века, помимо чисто прикладных, особенно активно развивались архитектура совместно со скульптурой и иконописью и литература.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой