Концепция.
Реакция на модернизм.
Деконструктивизм.
Основные представители
Концепция: подход предполагает визуальную усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы. А также освобождает архитектора от ответственности за вызывающее сочетание форм, которое противоречит правдивому выражению планировочных факторов. Созданное таким образом здание своим структурным сочетанием и пространственной организацией бросает вызов привычным представлениям… Читать ещё >
Концепция. Реакция на модернизм. Деконструктивизм. Основные представители (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Концепция: подход предполагает визуальную усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы. А также освобождает архитектора от ответственности за вызывающее сочетание форм, которое противоречит правдивому выражению планировочных факторов. Созданное таким образом здание своим структурным сочетанием и пространственной организацией бросает вызов привычным представлениям о рациональном порядке и утверждает правдивость беспорядка, вызванную противоречащими друг другу факторами в окружающих условиях. Проекты, созданные по методу деконструктивизма, приводят к тому, что человек вынужден формировать свое восприятие здания как изнутри, так и снаружи только на основе собственного опыта, не прибегая к уже сложившимся стандартным понятиям. Такое восприятие оживляет личный опыт человека, не позволяя ему применять устоявшиеся представления к структуре искусственной среды.
Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
Ни один из архитекторов сам не признал бы себя приверженцем деконструктивизма в значительной степени потому, что каждый человек выбирает иррациональный проект на основе различных философских и эстетических принципов. Среди архитекторов, связанных с деконструктивизмом, рассмотрением теоретических вопросов больше других занимался Питер Айзенман.
Архитектура П. Эйзенмана принципиально не имеет «центра» как в концептуальном, так и в композиционном смысле. Архитектурный объект мыслится как текст — «послание на забытом языке», расшифровка которого возможна с любого места. Автор вызывает адресата к диалогу как к интеллектуальному поединку. Таким образом, своеобразным «центром», пересечением, средокрестьем становится воображение адресата, где интегрируются реальные и вымышленные контексты, ясная логика функциональных процессов и спонтанность, культурологические знаки и экспериментальное формообразование.
Вовлечение идей деконструктивизма в архитектуру началось с теоретических размышлений и практики Питера Эйзенмана. Эйзенман часто обращается к объёмно-пространственной решётчатой системе. Применяя к ней различные «синтаксические трансформации» (удвоение, смещение и др.), Эйзенман создаёт серию экспериментальных домов, или антидомов, от известного «Дома Икс» (1978) до «Фин де Хаус» (1983). Особой известностью пользовалась его постройка Векснер-центра визуальных искусств (1983;1988) в Колумбусе. План Центра дизайна и искусств при университете Цинциннати (1986;1996) также сформирован развёрнутыми под углом координатными сетками, накладывающимися друг на друга (рис. 3,4). Стратегия формообразования Эйзенмана в данном проекте строится на принципе «суперпозиции»,то есть наложения. Для нового строения архитектор вводит формы, контрастные зданиям, расположенным на участке, — тройной зигзаг и волну как его трансформацию. Затем Эйзенман налагает друг на друга эти две принципиально различные геометрии — криволинейную и прямоугольную (рис. 5).
рис. 3.
рис. 4.