Архитектурная школа Северного Хорасана
Мавзолей Алламбердара Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) — является частью города-музея Атамурат, на юге Лебапской области, а здание мавзолея — самая крупная из сохранившихся ранних построек Северного Хорасана. Это величественное здание, построенное в 11 веке на территории Северного Хорасана. Мавзолей построен в стиле архитекторов периода правления Сельджукидов, характеризуется значительными… Читать ещё >
Архитектурная школа Северного Хорасана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Центрами развития культуры Ирана были крупные средневековые города. Для Ирана были характерны шахристаны, представляющие собой небольшие поселения, возникающие вокруг или рядом с укрепленными усадьбами владетелей округи.
Особое внимание уделяется объемному решению здания.
Во второй половине XI века возводятся мечети, при строительстве которых зодчие отказались от арабской планировки. В основу композиции иранской мечети легли традиции квадратного, перекрытого куполом помещения — «чортак» зароастрийских храмов. Особое место в планировке иранской мечети занимал архитектурный элемент — айван, имеющий вид сводчатой ниши. В городах Ирана стали возводить мечети с четырьмя айванами по сторонам большого двора. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образовали величественные порталы, самый крупный из которых, украшался по бокам минаретами, возводился на главном фасаде.
В колонных залах над столбами и арками расположены разнообразные по форме и декоративной отделке своды и купола, обычно со световым отверстием в центре. Рядом с мечетями возвышались минареты. Иранские минарет XI—XII вв.еков представлял собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. По высоте минарет иногда делится на два яруса, нижний из которых имеет граненную форму. Отличительная черта иранских минаретов — орнаментальная кладка из кирпича. В XIV веке возводились парные минареты, формирующие небольшой портал. Для архитектуры средневекового Ирана характерны мавзолеи — архитектурные постройки, воздвигнуты над могилами особо почитаемых лиц. Различают мавзолее нескольких типов: башнеобразные постройки, увенчанные шатром, кубические или многогранные в плане купольные сооружения, портально-купольные здания и т. д. Самый старый башенный мавзолей сохранился в Хорасане. Это башня Кабуса близ Горгана, построенная в 1006—1007 годах.
В XI-XII годах господствовала монохромная архитектурная декорация: резьба по стуку, кладка из фигурных кирпичей или покрытых резным узором терракотовых плиток. В XII веке начали применять для украшения здания терракотовые плитки или кирпичи, покрытые цветной глазурью. В мечетях XII—XIII вв.еков резьбой по алебастру богато украшены михрабы.
Архитектура XIII—XIV вв.еков продолжает традиции предшествующего периода. В этот период особенно много строится зданий, состоящих из большого перекрытого куполом квадратного помещения с порталом со стороны входа. Обилие мавзолеев связано с культом святых, характерным для ислама шиитского толка. Особенно многочисленны постройки, воздвигнутых на служивших местом поклонения могилах сыновей имама. В архитектуре башеобразных построек особенно заметны тенденции к вытянутым вверх пропорциям и тонкой изящной моделировке архитектурных форм.
Для развития монументальной архитектуры XIII—XIV вв.еков характерно декоративного начала. Мастера архитектурного орнамента продолжали использовать технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластически.
Среди памятников архитектуры данного периода следует выделить мавзолей Султана Санжара в Мерве, построенный в XI веке; мавзолей Абу-Саида Митхене — в XV веке; а также мавзолей Алламбердара Мавзолей Султана Санжара (XI в.).
Самым величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара под названием «Дар-ал-Ахыре» («Потусторонний мир»). Всем своим видом он отражает наивысшие достижения и расцвет державы сельджукидов. Мавзолей султана Санджара расположен в центре городища Султан-Кала. Поблизости находятся крупные монументальные здания — дворцы сельджукидских правителей и мечеть.
Мавзолей Султана Санджара — настоящий средневековый небоскреб, кубической формы, увенчанный двухъярусным куполом с бирюзовой облицовкой. Под куполом проходят трехъярусные, сквозные галереи, в виде чередующихся ажурных арок. Cимволически купол обозначал небосвод и казался «парящим» в воздухе. В архитектуре мавзолея султана Санджара восхищает удивительная гармония и симметричность пропорций.
Стены в толщину у основания — 5 м. В длину стены мавзолея протянулись на 27 метров. Общая высота мавзолея составляет 38 м.
Мавзолей построен по приказу султана Муизеддина Санджара. В 1157 г. его похоронили. Однако, в 1221 г., когда монгольские войска взяли городище Мерв в осаду, прах султана был перезахоронен, причем, место и время остались неизвестными. Таким образом, под надгробной плитой мавзолея осталась пустота.
Но до сих пор арабская надпись на его фасаде гласит: «Это место облагорожено останками того, кто именовался султаном Санджаром, из потомков турок-сельджуков… Был он в свое время справедливым, как Александр Великий, был он покровителем ученых и поэтов, и был принят в мир ислама в состоянии процветания и счастья благодаря наукам и искусству». Мавзолей служит местом паломничества тысяч верующих, не говоря уже о том, что это главный объект притяжения для иностранных туристов.
Кстати, в народе бытует сказание о мавзолее султана Санджара… «В незапамятные времена он влюбился в небесную волшебницу — пери. В ответ на предложение выйти замуж за земного человека пери ответила: «Я могу стать твоею только в том случае, если ты исполнишь три моих условия. Первое: нельзя обнимать меня за талию. Второе: нельзя смотреть на ступни моих ног, когда я бегаю. Третье: нельзя видеть, как причесываюсь. Султан Санджар принял условия и женился на пери. Но, любопытство было столь сильным, что он нарушил все три условия. Обняв прекрасную деву за талию, он обнаружил, что у пери нет костей.
Подсмотрев, как она бегает, султан понял, что пери парит над землей, а, нарушая третье условие, он увидел, что волшебница может снимать голову, ставить ее на золотой столик и причесывать. Обнаружив обман, пери страшно разгневалась и, превратившись в белую птицу, поднялась высоко в небо. Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое и самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей».
Мавзолей Абу-Саида Митхене В селе Миана недалеко от Ашхабада находится мавзолей Абу-Саида Митхене (Мейхенейского), известного суфия и религиозного деятеля X—XI вв. В народе мавзолей известен под названием Миана-баба. На сегодняшний день мавзолей причислен к шедеврам средневековой архитектуры Туркменистана.
Абу-Саид ибн Абулхайр (968−1049 гг.) был известной исторической личностью сельджукидского периода. В юности он получил прекрасное теологическое образование и всю свою жизнь посвятил богословию. Так же он был одним из лидеров суфийского течения ислама, за советом к которому обращались самые известные сельджукидские правители. Абу-Саид Митхене начал свою религиозную деятельность в Газне — столице Газневидского государства. Дальнейшее своё образование он продолжил в Мерве. А под конец жизни обосновался в Мехне, где и умер в 1049 году.
Абу-Сеид Митхене сыграл значимую роль в истории сельджукидов. Многие из правителей этой династии, включая и её основателей Тогрул-бека и Чагры-бека, приходили к суфию за «благословением на власть». Существуют упоминания о том, что после победы в битве при Данданакане (1040 г., сражение между Сельджуками и Газневидами за Хорасан) именно Абу-Сеид Абулхайр на поле боя провозгласил Тогрул-бека и его брата Чагры-бека правителями Хорасана.
После смерти Миана-бабы над его могилой был построен мавзолей, а место его захоронения было причислено к святым. В течение XI—XIV вв.еков мавзолей несколько раз перестраивался. Огромное внимание сохранности здания уделяли сельджукид султан Санджар и хорезмшах Аль-Арслан.
В архитектурном плане мавзолей представляет собой образец средневековых портально-купольных сооружений. Он построен в форме куба и имеет облицованный глазурованный керамический портал. Внутренние помещения здания имеют квадратную форму. В начале XIV века была произведена масштабная перестройка здания, которая существенно изменила декоративный облик мавзолея. Одной из особенностей мавзолея стала роспись, покрывающая стены здания сверху донизу. Роспись выполнена в сине-красных цветах, которые так же задействованы в мозаичном орнаменте на портале здания.
Мавзолей Абу-Сеида Митхене достаточно хорошо сохранился, поэтому и сегодня он является культовым местом, куда приезжают помолиться множество мусульман.
Мавзолей Алламбердара Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) — является частью города-музея Атамурат, на юге Лебапской области, а здание мавзолея — самая крупная из сохранившихся ранних построек Северного Хорасана. Это величественное здание, построенное в 11 веке на территории Северного Хорасана. Мавзолей построен в стиле архитекторов периода правления Сельджукидов, характеризуется значительными размерами и неординарным дизайном фасада. Фасад мавзолея обильно украшен декоративной орнаментальной кладкой, с применением резных фигурных кирпичиков. Портал как бы выступает из основного объема здания. А чистая кирпичная фактура всего интерьера придает мавзолею несколько строгий и торжественный характер. Внутри мавзолея всего одно помещение с ложным надгробием — никакого захоронения ни под ним, ни вокруг памятника археологи не обнаружили. Возможно останки того, что некогда было там погребено, перенесли в другое место, но, к сожалению, доподлинно об этом никому не известно.
Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11−12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплен круглыми башнями. Арки, своды и купола караван-сарая выложены из обоженного кирпича. Стены фасада облицованы кирпичом в оригинальном орнаментальном стиле. В некоторых местах рабата сохранились рельефные фрагменты текстов с именами арабских халифов Абубакра, Омара и Али. В народе распространена легенда, связанная с постройкой этого караван-сарая. В ней рассказывается о том, как однажды некий богатый человек заподозрил жену в неверности. Несмотря на то, что никакой измены не было, человек, оскорбленный подобными мыслями, ушел из дома в одежде нищего дервиша. Его жена долгие годы ждала возвращения супруга. Чтобы облегчить его странствия в пустыне, она выстроила большой и красивый караван-сарай. Кирпич для него изготовили в Мерве и по живой цепи из рук в руки передавали к месту постройки. Среди рабочих был и ее муж, который после скитаний по свету все-таки вернулся в родной дом.