Структура системы контроля в дорожной отрасли РК:
Производственный контроль контролирует:
Геодезический контроль при осуществлении контроля качества дорожно-строительных работ
При строительстве дороги геодезическому контролю подлежат:
- 1. Расположение земляного полотна в плане (выборочным промером его отдельных участков и углов с контрольной разбивкой ряда кривых);
- 2. Продольный профиль трассы (нивелированием на всех переломах продольного профиля и на участках с затруднительным водоотводом);
- 3. Поперечные профили (нивелированием по поперечникам с контролем высот оси полотна, бровок и кромок проезжей части, обочин, дна канав и резервов, крутизны откосов);
- 4. Ширина земляного полотна и проезжей части;
- 5. Размеры кюветов и берм;
- 6. Ровность поверхности покрытия обочин и откосов.
Геодезический контроль каждого элемента сооружения осуществляют как при строительстве (в период работы строительных машин), так и после его окончания.
Контроль за работой механизмов ведется: 1. С помощью геодезических приборов, визирных осей, световых лучей, которые установлены параллельно заданной поверхности; 2. Визирками, две из которых устанавливаются на точках, забитых под заданную высоту расположения рабочего органа машины на строящемся участке, а третья — контрольная — движется в створе с другими по поверхности, оставленной строительной машиной на участке выполненных работ.
По величине устанавливаемых рейкой колебаний поверхности законченных работ относительно высоты светового луча или визирной оси прибора или по величинам колебаний верха двигающейся третьей визирки над двумя другими, расположенными и заданной плоскости, судят о соответствии выполненных работ заданному проектному положению. По ним же оценивают и качество выполненных работ.
Ровность поверхности дорожных покрытий и их оснований контролируется трехметровой рейкой. Рейку прикладывают к поверхности в трех местах: на оси и на расстоянии 1 м от каждой кромки проезжей части, а для многополосной дороги — посередине каждой полосы. Просветы под рейкой измеряют в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от каждого конца, и далее внутрь по рейке при том же интервале в 0,5 м.
Продольный профиль выстроенной дороги контролируют нивелированием, а поперечный тем же нивелированием или шаблоном с уровнем.