В настоящее время основная тенденция заключается в последовательной деидеологизации содержания и гуманизации целей образования. Особенно отчетливо это проявляется в области высшего образования, где изменения закреплены законодательно. На первый план вместо задачи подготовки специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства выдвигается задача удовлетворения духовных запросов людей на образовательные услуги определенного уровня и качества. Отметим, что последняя фраза, цитируемая из Закона о высшем и послевузовском образовании, ключевая в разрешении сомнений, кого готовят в институте.
Что эта фраза означает для нашего курса? На протяжении многих десятилетий в советской психологии господствовала теория деятельности А. Н. Леонтьева, согласно которой деятельность первична по отношению как к субъекту, так и к предмету деятельности.
Однако, в соответствии со сменой образовательной парадигмы, сейчас происходит постепенное смещение центра психологических исследований и приложений в области образования от деятельностно-центрированной к личностно-ориентированной проблематике.
Успешное обучение является результатом сложного комплексного процесса, включающего в себя мотивацию учащегося, его прием, понимание, запоминание и применение информации, предложенной извне или найденной самостоятельно.
Результаты обучения определяются не только субъективными факторами, но и объективными свойствами изучаемого материала, а именно его содержанием, формой подачи, объемом и структурой.
Понимание информации идет успешнее, если она подается в четкой, логической последовательности, хорошо структурирована, теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, материал излагается на доступном для учащегося уровне с учетом имеющихся у него знаний и возможностей продуктивного восприятия.
Пособие предназначено для студентов непсихологических специальностей. Оно соответствует требованиям государственного стандарта. Одновременно удалось ввести некоторое количество положений, которые появились в современной психологии недавно. Поскольку автор стремился дать целостную картину психики человека, закономерностей ее развития и функционирования, приоритет отдан движению от целого к частностям. Из-за этого компоновка теоретического материала оказалась нетрадиционной.
Главной задачей пособия является общее знакомство с основными разделами психологии, несколько больше внимания с учетом выбранной студентами будущей специальности уделено изучению индивидуального развития личности в различных аспектах.
Курс «Психология» рассчитан на один семестр. В конце семестра предусмотрен экзамен.